Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 4
УДК 340.132
Общесоциальные и специально-юридические средства обеспечения реализации правовых норм
О. В. Пискунова
Пискунова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия, [email protected]
Введение. В статье рассматриваются очевидные и актуальные на сегодняшний день вопросы обеспечения реализации права. Особое место в этом процессе принадлежит системе обеспечительных средств: общесоциальных и специально-юридических. Должная реализация правовых норм обеспечивается рядом социально-экономических, политических средств, а также зависит от уровня правосознания и правовой культуры населения, информационных средств, в том числе рекламы, качества и своевременности проведения правовой экспертизы нормативных актов, правил юридической техники, правильности толкования права, юридической ответственности и т.д. Важное значение для процесса обеспечения правореализации имеет деятельность системы компетентных органов государства, выражающаяся в форме судебного контроля и прокурорского надзора. Цель. Целью статьи является обоснование необходимости обеспечения реализации правовых установлений при помощи согласованного комплекса общесоциальных и специально-юридических средств. Результаты. Результатом исследуемой автором проблематики является обоснование того, что реализация правовых норм обеспечивается системой общесоциальных и специально-юридических средств. Выводы. Сбалансированный комплекс общесоциальных и специально-юридических средств служит основой эффективного правового регулирования. Ключевые слова: реализация норм права, обеспечение реализации норм права, средства, гарантии.
й01: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-450-453
Введение
Право - качественно самостоятельный социальный феномен, предназначенный регулировать общественные отношения, целостность которого раскрывается сквозь призму двух составляющих: статического нормативного содержания и процесса осуществления права, претворения его в жизнь.
Существенную роль в процессе обеспечения реализации правовых норм играет система средств, выполняющих ту или иную функцию. Любая, даже отвечающая критериям эффективности норма не будет действенной в случае отсутствия должной системы обеспечительных средств. Поэтому государству предписано не только формально закреплять нормы, но и создавать комплекс разумно сочетающихся, образующих единое целое условий для их реализации, поскольку процесс обеспечения ре-
ализации правовых норм сложный, состоящий из ряда взаимосвязанных, дополняющих друг друга элементов.
Цель
Основная цель данной работы состоит в исследовании комплекса общесоциальных и специально-юридических средств, необходимых и достаточных для обеспечения реализации правовых норм.
Результаты
Под средствами в литературе понимают своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы и потребности субъектов права. Соответственно, средства - это инструменты, выполняющие роль передаточного компонента в процессе обеспечения реализации правовых норм и представляющие собой не беспорядочный набор элементов, а отвечающую определенным требованиям совокупность.
Реализация правовых норм обеспечивается комплексом средств (экономических, политических, культурных, юридических и иных), каждое из которых представляет собой согласованную систему мер. Данные средства объединяются в две большие группы: общесоциальные и специально-юридические средства. Последние, безусловно, первичны в данном процессе, но обделять вниманием иные (политические, экономические, духовные и др.) средства нельзя, поскольку они образуют так называемый традиционный набор гарантий, относящийся к обеспечению различных явлений правовой действительности. Они являются фундаментом эффективного обеспечения реализации правовых норм.
К общесоциальным средствам относятся:
- организационно-политические, которые предполагают особую организацию политической власти, обеспечивающую власть народа в форме разделения властей и организацию правотворческого процесса. Они непосредственным образом связаны с принципами и закономер-
© Пискунова О. В., 2019
ностями политического строя, господствующей идеологией, действенностью и результативностью работы демократических институтов и т.д. Главенствующая роль среди них отводится принципу разделения властей, независимости судей и демократизма;
- социально-экономические, связанные с материальными условиями жизни каждого человека и общества в целом, с его экономической базой. Изменения в сфере экономики с неизбежностью влекут за собой и смену существующих правовых институтов, образование новых, что непосредственным образом отражается в праве. Соответственно, вполне обоснованно, рассуждая об источниках права в материальном смысле, говорить о неоспоримом влиянии экономики на принимаемые законы. Ограниченность бюджетных средств и материальных ресурсов государства, отсутствие необходимого финансирования сфер деятельности обеспечению должной реализации правовых норм служить не могут. Действительно, игнорирование экономического фактора делает нормы неспособными изменить существующие общественные отношения и, соответственно, фактически бездейственными;
- сущностные, отражающие объективно необходимый баланс интересов всех заинтересованных участников предполагаемых жизненных ситуаций личности, социальной группы (включая государство), общества в целом. Они выражаются в реальном народовластии, и если стороны не заинтересованы, то о реализации говорить не приходится. Важна роль в процессе обеспечения реализации правовых норм общественного мнения. В. В. Лапаева отмечает, что «органы государственной власти обязательно должны учитывать общественное мнение, выступающее для них не "ограничивающим фактором", который следует нейтрализовывать, а индикатором социальных интересов и потребностей, которые необходимо учитывать» [1, с. 18]. Законодателю также, кроме учета мнения лиц, которым данный нормативный акт адресован, необходимо учитывать моральные, этические нормы, традиции. Весной 2011 г. Государственной Думой Российской Федерации, в отсутствии необходимого анализа положения в сфере таксообслуживания, был принят закон, регулирующий эти вопросы. Большинство закрепленных в нем положений (к примеру, отсутствие возможности аренды автомобиля, необходимость перекрасить его и т.д.) оказалось оторвано от реальности, и, соответственно, реализовать их было невозможно. В результате в октябре этого же года закон был серьезно переработан.
Обеспечению реализации правовых норм также служит установление прямого контакта
государства и общества. Сейчас довольно распространена практика, как на федеральном, так и на региональном уровнях, прямых трансляций выступлений государственных чиновников по наиболее важным для населения проблемам. Своего рода диалог чиновников и граждан должен обрести законодательно установленный, обязательный статус. Во многом именно в рамках такого диалога обнаруживается перечень необходимых оснований для реализации правовых норм [2, с. 563-564]. Полагаем, что есть необходимость законодательно закрепить порядок реализации права народа на непосредственное участие в принятии государственных решений.
Специально-юридические средства являются основными в системе обеспечения реализации правовых норм. Если социальные и психологические факторы опосредованно влияют на состояние реализации правовых норм, то специально-юридические непосредственно определяют характер обеспечительной деятельности. Среди специально-юридических средств можно выделить правосознание, правовую экспертизу, юридическую технику, толкование права, юридическую ответственность и иные.
Реализация правовых предписаний опосредуется правосознанием и правовой культурой участников соответствующих правоотношений. Правосознание - особая синтезирующая категория, объединяющая и рассматривающая во взаимосвязи совокупность внутренних психических установок и факторов, определяющих характер и направленность правореализации. Обеспечению реализации правовых установ -лений будет способствовать лишь здоровое правосознание, которое выступает и источником права, и необходимой предпосылкой позитивной его оценки. Именно оно определяет возможность понимания, признания и восприятия права как права по совести и разуму, а не из-за страха претерпеть наказание [3, с. 369]. Низкий уровень общественного сознания может свести на нет действие самых совершенных норм. Аналогично можно сказать и о правовой культуре. Данные явления - правосознание и правовая культура - являются своего рода проводниками идеи права в общественную жизнь. Без них объективно невозможна реализация правовых предписаний. Ведь если человек не усвоил правовую норму, не осознал ее ценность и необходимость следования ей, он не будет строить свои взаимоотношения с другими членами общества исходя из ее предписаний. Соответственно, чем более развиты эти феномены, тем уровень правореализации будет выше [4, с. 253].
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 4
Становлению определенного уровня правосознания, правовой культуры и правового воспитания служит разумное использование информационных средств. Ведь от уровня осведомленности населения о действующих законах и их целевой направленности зависит формирование позитивного правосознания. Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» ставит задачу распространения правовой информации. Сейчас все большее значение приобретает компьютеризация, предоставляющая возможность свободного ознакомления с юридическими актами, текстуального сравнения их с учетом последних изменений и дополнений, изучения того или иного акта с учетом общественного мнения, позволяет обмениваться опытом реализации норм и т.д. Не случайно все чаще встречаются такие формы социализации, как общества прав автомобилистов, защиты прав потребителей и т.п.
Серьезным обеспечительным средством, на наш взгляд, является и реклама, практически ничем не отличающаяся от рекламы товаров и подчас проводимая еще до принятия закона. В средствах массовой информации активно обсуждается тот или иной акт, обосновывается необходимость его принятия, его преимущества и т. д.
Средством обеспечения правореализации является также юридическая техника как совокупность правил, приемов, методов подготовки и изложения правовых норм. Вне сомнения, реализация правовых установлений зависит от их логичности, внутренней согласованности, обоснованности, непротиворечивости и иных качеств. Четкая, грамотно составленная норма, органично вписывающаяся в действующую систему права, -залог ее реализации. В. В. Борисов утверждает, что «чем больше и мелочнее правовая регламентация, тем меньше с ней считаются, тем меньше ее социальный эффект. И наоборот, чем меньше правовой регламентации, чем выше ее универсальность -тем больше социальный эффект и стабильность, тем прочнее правопорядок» [5, с. 38].
Особое значение в обеспечении реализации права занимает правовая экспертиза законопроектов, проведение которой в некоторых зарубежных странах обязательно. Регламент Государственной Думы устанавливает проведение правовой (обязательной) экспертизы и лингвистической (факультативной) [6]. Проводится экспертиза после того, как проект нормативного акта поступил на рассмотрение в Думу. Обеспечительное воздействие экспертизы было бы еще выше, если б с ее результатами были ознакомлены депутаты. Ведь если правотворческий орган знает, с каким именно проектом ему предстоит
работать, знает специфику сферы общественных отношений, подлежащих регулированию им, какие неточности имеет акт, его ответственность за качество принимаемого закона и возможные его последствия повышаются. Но действующее законодательство императивного предписания о предоставлении материалов экспертизы на заседание Государственной Думы не устанавливает.
Юридическая ответственность - это внешнее по отношению к праву средство обеспечения его реализации. Осознание лицом возможности воздействия на него со стороны государства не только охраняет право от разных нарушений, но и способствует формированию правомерного поведения, что в итоге положительно сказывается на реализации норм права.
Не менее значимым средством обеспечения реализации правовых норм является деятельность системы компетентных органов государства, выражающаяся в форме судебного контроля и прокурорского надзора. Стоит отметить, что вопрос о разграничении контроля и надзора в литературе является дискуссионным. Специфика контроля как особой формы государственной деятельности состоит в том, что вышестоящий орган государственной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляет проверку и учет того, как управляемый объект выполняет его предписания, а также соблюдает действующее законодательство. Особенность надзора состоит, в первую очередь, в его ориентированности на проверку исполнения действующего законодательства всеми субъектами, а не только подконтрольными [7, с. 129].
Исследуемый перечень обеспечительных средств, конечно, не является исчерпывающим, и в каждом случае претворения норм права в жизнь число их может меняться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Выводы
Стабильная реализация правовых норм обеспечивается цельным слаженным комплексом общесоциальных и специально-юридических средств, каждое из которых в отдельности и в совокупности с другими оказывает значимое влияние на процесс реализации норм права, способствует воплощению их в жизнь, достижению целей правового регулирования и т. д. Соответственно, успех или неуспех перевода нормативных предписаний в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными средствами и т.п. [8, с. 76-77].
452
Научный отдел
Список литературы
1. Лапаева В. В. Социологическое обеспечение законотворчества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993. 41 с.
2. Баранов В. М., Баранова М. В., Гладышева И. П. Юридический отказ (теория, практика, техника). Н. Новгород : Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2011. 656 с.
3. Социология права : учеб. пособие / под ред. В. М. Сырых. М. : Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. 446 с.
4. Абрамов А. И. Теоретические и практические проблемы реализации функций права. Самара : ООО «Офорт», 2008. 318 с.
5. Борисов В. В. О связи правопорядка и правовых отношений // Вопросы теории государства и права.
Актуальные проблемы теории социалистического государства и права : межвуз. науч. сб. / редкол. : М. И. Байтин (отв. ред.), В. В. Борисов, А. М. Вит-ченко, Н. Н. Вопленко, Н. И. Матузов, Т. Н. Радько. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1983. С. 35-42.
6. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-11 (с изм. и доп. от 18.07.2019. № 6621-7 ГД) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 801 ; 2019. № 29 (ч. II), ст. 4004.
7. Беляев В. П. Контроль и надзор в Российском государстве. М. : Проспект, 2005. 272 с.
8. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М. : Известия, 1992. 163 с.
Образец для цитирования:
Пискунова О. В. Общесоциальные и специально-юридические средства обеспечения реализации правовых норм // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 450-453. Б01: Шрз:Шо1. ощ/10.18500/1994-2540-2019-19-4-450-453
Social and Special Legal Measures for Ensuring the Implementation of Legal Norms
0. V. Piskunova
Olga V. Piskunova, https://orcid.org/ 0000-0001-5225-1096, Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia, [email protected]
Introduction. The article discusses the obvious and current issues of enforcement of law. A special place in this process belongs to the system of security means: general social and special legal ones. The proper implementation of legal norms is ensured by a number of socioeconomic, political means, and depends on the level of legal awareness and legal culture of the population, information media, including advertising, the quality and timeliness of legal examination of normative acts, the rules of legal technology, the correct interpretation of law, legal responsibility, etc. The activity of the system of competent state bodies, existing in the form of judicial control and prosecutorial supervision, is important for the process of ensuring law enforcement. Purpose. The objective is to justify the need for ensuring the implementation of legal regulations with the help of an agreed set of general social and special legal means. Results. The result of the study into the subject matter is the rationale for the fact that the implementation of legal norms is provided by the system of general social and special legal means. Conclusions. A balanced set of general social and specially legal means serves as a basis for effective legal regulation. Keyword: implementation of the law, ensuring the implementation of the law, means, guarantees.
Reference
1. Lapaeva V. V. Sotsiologicheskoe obespechenie zakono-tvorchestva [Sociological support of law-making].Thesis
Diss. Cand. Sci. (Jur.). Moscow, 1993. 41 p. (in Russian).
2. Baranov V. M., Baranova M. V., Gladysheva I. P. Iuridicheskii otkaz (teoriia, praktika, tekhnika) [Legal refusal (theory, practice, technique)]. Nizhny Novgorod, Izd-vo Nizhegor. acad. MVD RF, 2011. 656 p. (in Russian).
3. Sotsiologiia prava [Sociology of law. Ed. by V. M. Sy-rykh]. Moscow, Jurid. Dom «Iustitsinform», 2001. 446 p. (in Russian).
4. Abramov A. I. Teoreticheskie i prakticheskie problemy realizatsii funktsiiprava [Theoretical and practical problems of realization of functions of law]. Samara, OOO "Ofort", 2008. 318 p. (in Russian).
5. Borisov V. V. On the relationship of law and order and legal relations. Voprosy teorii gosudarstva i prava. Aktual'nye problemy teorii sotsialisticheskogo gosudarstva iprava [Questions of the theory of state and law. Current problems of the theory of socialist state and law]. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1983, pp. 35-42 (in Russian).
6. On the Rules of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 22.01. 1998 no. 2134-II DG (an edition of 18.07.2019). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 7, art. 801; 2019, no. 29, art. 4004 (in Russian).
7. Belyaev V. P. Kontrol' i nadzor v Rossiiskom gosudarstve [Control and supervision in the Russian state]. Moscow, Prospekt Publ., 2005. 272 p. (in Russian).
8. Tikhomirov Yu. A. Deistvie zakona [The act]. Moscow, Izvestiya Publ., 1992. 163 p. (in Russian).
Cite this article as:
Piskunova O. V. Social and Special Legal Measures for Ensuring the Implementation of Legal Norms. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 4, pp. 450-453 (in Russian). DOI: https://doi.org/ 10.18500/1994-2540-2019-19-4-450-453