Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правоприменительной деятельности как особой формы реализации права'

Некоторые аспекты правоприменительной деятельности как особой формы реализации права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4103
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА / НОРМА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев Александр Павлович, Мухортов Алексей Анатольевич

В статье осуществлен анализ правового регулирования и механизма реализации отдельных аспектов реализации права через призму правоприменительной деятельности в целом. Авторы предприняли попытку выявления проблемных и пробельных аспектов сформированной нормативно-правовой базы, регулирующей исследуемую сферу отношений. По результатам изучения темы сформулированы выводы и поведены итоги. Задача - выявляются проблемы правового регулирования, а так же пробельность правоприменительной деятельности в целом. Модель - в ходе исследования авторы применяли комплекс методов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-юридический. Выводы - по результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что правоприменение - это особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационно-структурированной творческой деятельности, протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме и отражающая эффективность норм права. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - содержание работы охватывает отношения по реализации гражданами своих прав через законодательно закрепленную волю государства. Результаты исследования могут служить основанием для совершенствования правового регулирования института правоприменения и будут интересны широкому кругу лиц. Практическое значение - полученные результаты могут быть использованы: для получения достоверной информации при определении взаимовлияния и взаимозависимости форм права в процессе правоприменения, при выявлении факторов, влияющих на эти процессы для принятия управленческих решений по совершенствованию правоприменения; в юридических учебных заведениях при подготовке и переподготовке юридических кадров; при проведении мероприятий по правовой пропаганде и правовому воспитанию. Оригинальность/ценность - обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе развития российского общества в условиях перманентного реформирования всех сфер жизнедеятельности государства на правоохранительные органы ложится особая ответственность по укреплению в стране правопорядка и законности, защите и обеспечению прав и свобод гражданина. В этой связи результаты исследования представляются интересными и актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LAW ENFORCEMENT AS A SPECIAL FORM OF REALIZATION OF THE RIGHT

In article the analysis of legal regulation and mechanism of implementation of certain aspects of the implementation of the law through the prism of law enforcement in General. The authors attempted to identify problem and whitespace aspects of the regulatory framework governing the sphere of relations. According to the results of study subjects conclusions and moved up. Task identified problems of legal regulation, as well as ProSelect enforcement activities in General. Model is in the study, the authors used a complex of methods of knowledge: analysis and synthesis, induction and deduction, formal-legal. Conclusions the results of the study authors concluded that enforcement is a special form of the right, as expressed in the existing state authorized non-state agencies and officials in power, organizing and organizational-structured creative activities taking place in the established procedural procedural order, which consists in making on the basis of legal standards and factual circumstances allow legal Affairs of individual legal commands (instructions) in a form and show the effectiveness of the law. Scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work the work covers the relationship of citizens to exercise their rights through statutory will of the state. The results of the study can serve as a basis for improving the legal regulation of the Institute of law enforcement and will be of interest to a wide circle of persons. The practical value of the results can be used to obtain reliable information when determining the interaction and interdependence of forms of law in the enforcement process, by identifying the factors influencing these processes for making management decisions to improve law enforcement; legal educational institutions for the training of legal personnel; during events on legal advocacy and legal education. Originality/value due to the fact that at the present stage of development of the Russian society in the conditions of permanent reforms in all spheres of the state law enforcement agencies bear a special responsibility to strengthen the country's law and order, protect and secure the rights and liberties of the citizen. In this regard, the results of the study are interesting and relevant.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правоприменительной деятельности как особой формы реализации права»

АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК Елисеев А.П.

ОСОБОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА Мухортов А.А.

9.2. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Елисеев Александр Павлович, канд. экон. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. Мухортое Алексей Анатольевич. Должность: преподаватель. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: muhortov.002@ mail.ru

Аннотация

В статье осуществлен анализ правового регулирования и механизма реализации отдельных аспектов реализации права через призму правоприменительной деятельности в целом. Авторы предприняли попытку выявления проблемных и пробельных аспектов сформированной нормативно-правовой базы, регулирующей исследуемую сферу отношений. По результатам изучения темы сформулированы выводы и поведены итоги.

Задача - выявляются проблемы правового регулирования, а так же пробельность правоприменительной деятельности в целом.

Модель - в ходе исследования авторы применяли комплекс методов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-юридический.

Выводы - по результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что правоприменение - это особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационноструктурированной творческой деятельности,

протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме и отражающая эффективность норм права.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - содержание работы охватывает отношения по реализации гражданами своих прав через законодательно закрепленную волю государства. Результаты исследования могут служить основанием для совершенствования правового регулирования института правоприменения и будут интересны широкому кругу лиц.

Практическое значение - полученные результаты могут быть использованы: для получения достоверной информации при определении взаимовлияния и взаимозависимости форм права в процессе правоприменения, при выявлении факторов, влияющих на эти процессы для принятия управленческих решений по совершенствованию правоприменения; в юридических учебных заведениях при подготовке и переподготовке юридических кадров; при проведении мероприятий по правовой пропаганде и правовому воспитанию.

Оригинальность/ценность - обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе развития российского общества в условиях перманентного реформирования всех сфер жизнедеятельности государства на правоохранительные органы ложится особая ответственность по укреплению в стране правопорядка и законности, защите и обеспечению прав и свобод гражданина. В этой связи результаты исследования представляются интересными и актуальными.

Ключевые слова: правоприменение, правоприменительная деятельность, управленческая деятельность, форма реализации права, норма права.

SOME ASPECTS OF LA W ENFORCEMENT AS A SPECIAL FORM OF REALIZATION OF THE RIGHT

Eliseev Alexandr Pavlovich, PhD in Economics. Position: senior lecturer. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. Department: civil law disciplines chair.

Mukhortov Alexei Anatolievich, Position: lecturer. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. Department: civil law disciplines chair. E-mail: muhortov.002@ mail.ru

Annotation

In article the analysis of legal regulation and mechanism of implementation of certain aspects of the implementation of the law through the prism of law enforcement in General. The authors attempted to identify problem and whitespace aspects of the regulatory framework governing the sphere of relations. According to the results of study subjects conclusions and moved up.

Task - identified problems of legal regulation, as well as ProSelect enforcement activities in General.

Model is in the study, the authors used a complex of methods of knowledge: analysis and synthesis, induction and deduction, formal-legal.

Conclusions - the results of the study authors concluded that enforcement is a special form of the right, as expressed in the existing state authorized non-state agencies and officials in power, organizing and organizational-structured creative activities taking place in the established procedural procedural order, which consists in making on the basis of legal standards and factual circumstances allow legal Affairs of individual legal commands (instructions) in a form and show the effectiveness of the law.

Scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work - the work covers the relationship of citizens to exercise their rights through statutory will of the state. The results of the study can serve as a basis for improving the legal regulation of the Institute of law enforcement and will be of interest to a wide circle of persons.

The practical value of the results can be used to obtain reliable information when determining the interaction and interdependence of forms of law in the enforcement process, by identifying the factors influencing these processes for making management decisions to improve law enforcement; legal educational institutions for the training of legal personnel; during events on legal advocacy and legal education.

Originality/value - due to the fact that at the present stage of development of the Russian society in the conditions of permanent reforms in all spheres of the state law enforcement agencies bear a special responsibility to strengthen the country's law and order, protect and secure

225

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

the rights and liberties of the citizen. In this regard, the results of the study are interesting and relevant.

Keywords: enforcement, enforcement activities, administrative activities, a form of realization of rights, the rule of law.

Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений. В современных условиях теоретическое осмысление и анализ правоприменительной деятельности, исследование механизма ее взаимодействия с правовыми и моральными нормами является необходимым условием совершенствования правоприменительной деятельности.

Правоприменение как разновидность управленческой деятельности проявляет себя не только в поднормативном урегулировании общественных отношений, но и как одна из юридических форм государственного управления. Форма управления представляет собой юридический способ внешнего выражения и внутренней организации управленческой деятельности, в то время как правовая форма, проявляя юридическую сторону управления, заключается в обеспечении необходимого оформления содержания, структуры управленческой деятельности, а также принимаемых управленческих решений с целью упорядочивания самой управленческой деятельности и ее организующего воздействия на деятельность управляемых субъектов. Представляется, что подобную роль выполняет и правоприменение, которое, являясь особой формой реализации права объединяет не только юридические установления, но и правоприменительные акты.

Как свидетельствует практика, чаще всего применение норм права осуществляется последовательно несколькими субъектами. Например, юридическая ответственность, существовавшая в начале своего развития «как связь прав и обязанностей государства и правонарушителя» [1], в процессе правореализации воплощается в фактические действия сторон правоотношения по «претерпеванию правонарушителем неблагоприятных последствий совершенного им противоправного деяния» [2].

Заключительная стадия юридической ответственности, «заканчивается там и тогда, где и когда назначенное наказание будет реализовываться» [3]. Подобного рода действия в правоприменительной практике обычно носят комплексный характер. Создавая дополнительные предпосылки реализации права каким-либо субъектом, правоприменительный орган, одновременно использует свои права и соблюдает все необходимые запреты, поскольку «правоприменение, основанное на законе, не может расходиться с существующими правовыми предписаниями» [4].

Таким образом, предполагая наличие определенных, предусмотренных нормами права предпосылок, правоприменительная форма одновременно закрепляет и ряд правовых требований к правоприменяющим субъектам, процедуре правоприменительной деятельности, правоприменительным отношениям, равно как и к содержанию, форме и исполнению принимаемых решений, внося при этом элемент организации в процессе управления и придавая ему государственноофициальный характер.

Поскольку правоприменительные отношения способствуют возникновению, изменению и прекращению правореализующих отношений, то вполне очевидно,

что «указанные обстоятельства можно также учитывать и для выяснения характера и условий правового воздействия на объективную реальность» [5].

Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт, на которых считаем необходимым остановиться подробнее.

Во-первых, представляя собой сложную правовую категорию, выражающую содержание правоприменения, правоприменительная деятельность включает в себя совокупность правовых средств, используемых государством, его органами и должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права в строгом соответствии с волей законодателя и структурно опосредованных в ряде таких обязательных элементов правоприменительной

деятельности, как субъекты, объекты, методы, акты. Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, полиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

Следовательно, применить правовую норму - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. - такова задача субъектов правоприменения» [6].

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкрет-

226

АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК Елисеев А.П.

ОСОБОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА Мухортов А.А.

ной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

Субъектами правоприменительной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица различных органов, а также в отдельных случаях общественные организации, действующие по поручению государства. Отношения, складывающиеся в процессе осуществления правоприменительной деятельности, проявляют правовую связь между управляющими (правоприменяющими) и управляемыми (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами. К правоприменяющему субъекту как представителю властной управляющей деятельности предъявляются особые требования высокого профессионализма, правовой культуры и моральной ответственности. В силу чего складывающаяся практика расширения состава правоприменяющих субъектов, вызванная вступлением России в фазу рыночной экономики, по всей видимости, не будет способствовать упрочению режима законности в правоприменительной деятельности. Важное отличие правоприменяющих субъектов от других участников правоприменительной деятельности заключается в том, что «они никак не заинтересованы в решении рассматриваемого дела, поскольку у них нет никакого личного интереса, что существенно отличает их от субъектов других видов правореализации и подчеркнуто указывает на особую форму реализации права в их деятельности» [7].

В ходе исследования мы пришли к выводу, что субъектами правоприменительной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица различных органов, а также в отдельных случаях общественные организации, действующие по поручению государства.

Обращаем внимание на то, что правоприменительные отношения, как и сама правоприменительная деятельность, всегда предполагают присутствие не менее двух сторон, где первая сторона представлена субъектами, которые применяют нормы права, а вторая сторона состоит из субъектов, по отношению к которым применяются правовые предписания. В этой связи справедливо отмечается, что правоприменительные отношения - это специфические связи между управляющими (правоприменительными органами) и управляемыми (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами. Помимо того, что субъект-правоприменитель наделяется государственно-

властными полномочиями законом определяется компетенция, условия, методы и формы работы.

В-третьих, правоприменительная деятельность

осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.

Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-

исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекраще-

ния конкретных правоотношений на основе норм права.

Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких-бы то ни было нарушений.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права - это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.

Правоприменительная деятельность обладает механизмом своего осуществления, который представляет собой «совокупность различных правовых средств, используемых в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права» [8]. Сущность механизма правоприменения в значительной степени предопределяется социально-юридическим и социально-политическим аспектами его функций. В социально-юридическом аспекте правоприменение выступает в качестве одной из форм управления, что, прежде всего, обусловлено природой, назначением и свойствами самого права. В социально-политическом аспекте правоприменение в значительной степени определяет эффективность государственного управления. Являясь категорией права и функциональным звеном сложной системы реализации права, «механизм правоприменения обеспечивает реализацию важнейших функций права, среди которых можно выделить регулятивную, охранительную, учредительную, воспитательную функции, чем во многом и определяется общеправовое значение данного механизма» [9]. Наряду с этим, механизм правоприменения обладает рядом собственных функций, под которыми понимаются «основные направления комплексного и целенаправленного воздействия правоприменительной деятельности на общественные отношения, раскрывающие место и роль механизма правоприменения в реализации правовых предписаний, а также необходимость, значимость, цель и задачи данной деятельности» [10].

По нашему мнению, методы осуществления правоприменительной деятельности это способы правового воздействия, используемые в правоприменительной деятельности, раскрывающие правовое положение субъектов - участников, формирующие права и обязанности, подчиненные целям вынесения решения, обеспечения его исполнения и, в конечном счете, реализации правовых норм.

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением акта применения права, исходящего от субъекта правоприменения.

Правоприменительные акты - это правовые акты определенных субъектов правоприменительной деятельности, принятые в конкретной обстановке, в которых отражается объективная истина жизненных обстоятельств и дается четкая правовая квалификация.

Проблемы достоверности доказательств, используемых при издании правоприменительных актов, выступающей обязательным требованием их доказательности, включает в себя как истинность знаний о факте, его соответствие объективной реальности, так и обоснование этой истины в самом правоприменительном акте, адресованном соответствующему субъ-

227

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

екту. Полагаем, только в случае признания всей системы доказательств достоверными можно говорить о правильно принятом акте. В противном случае, остаются сомнения в истинности принятого решения, что, в конечном счете, позволит усомниться в самом правоприменительном акте.

Правоприменительный акт - это обязательная составляющая правоприменительной деятельности, завершающий этап и оформление ее результатов. В этом качестве он представляет собой официальный государственно-властный, конкретно-определённый юридический акт, совершаемый на основе соответствующих правовых норм и достоверных сведений о фактах компетентными субъектами права по конкретному юридическому делу в соответствии с волей законодателя.

Одновременно в применении правовых норм более чем наглядно проявляется и активное воздействие государства на общественные отношения, поскольку «объективные законы реализуются в процессе применения права в той мере, в какой они получили правильное отражение в нормативных правовых актах» [11]. Способствуя развитию конкретных общественных отношений в соответствии с субъективными закономерностями, а также устраняя препятствия, встречающиеся на пути действия объективных законов, применение права посредством своего организующего воздействия как бы «вплетает» конкретные связи в общую закономерную цепь общественных отношений. Это позволяет в буквальном смысле возвышать общество и государство над стихийным действием объективных законов.

В-седьмых применение права является концентрированным отражением эффективности норм права.

Эффективность правовых явлений данного общества можно объединить термином «эффективность правовой системы». Сюда будет относиться и эффективность права как системы норм, и эффективность юридической практики, работы правовых учреждений, и эффективность правовой идеологии, ее влияние на общественное и индивидуальное сознание. Вместе с тем, следует отметить, что эффективность правовой системы подлежит изучению и измерению лишь в контексте культуры общества в целом, роли права в общественной жизни, социальной обусловленности права.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что правоприменение - это особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационно-структурированной творческой деятельности, протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме и отражающая эффективность норм права.

Список литературы

1. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 145.

2. Шиндяпина М.Д. Указ. соч. С. 147.

3. Ершов В.В. Судебное правоприменение: актуальные теоретические и практические проблемы // Рос-

сийское правосудие. Научно-практический журнал. № 5. Москва, 2006. С. 4-12.

4. Корнуков В.М. Адвокатура в системе правоохранительных и правозащитных организаций и ее воздействие на развитие правовой мысли и правоприменение// Вестник Саратовской государственной академии права. № 1. Саратов, 2007. С. 92-97.

5. Попов С.В. Правоприменительные отношения //

Право и государство: приоритеты XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции,

Барнаул, 29-30 сентября 2006 г. Барнаул, 2007. С. 7578.

6. См.: Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972. С. 38.

7. Минх Г.В. Некоторые аспекты сущности правоприменения // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Сборник статей. Томск, 1991. С. 19-20.

8. Чванов О.А. Механизм правоприменения. Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 67.

9. Никоноров Е.А. Акты правоприменения как один из важнейших элементов механизма административноправового регулирования // Право: теория и практика. № 4 (117). М., 2009. С. 32-34.

10. Новиков Е.В. Функции механизма правоприменения // Правовед. Межвузовский научно-методический сборник. Вып. 4. Великий Новгород, 2003. С. 3-7.

11. Бугель Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме российского государства. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 2324.

12. Афазлетдинова Г.Х. Проблемы использования исключительных режимов в отраслях Российского права. Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. С. 66-72.

13. Мамитова Н.В. Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти: анализ современного законодательства. Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. С. 10-14.

Literature list

1. Syndapin M. D. Stage of legal responsibility: author.

dis_Kida. jorid. Sciences. M., 1996. S. 145.

2. Syndapin M. D. Decree. cit. S. 147.

3. Ershov centuries of Judicial enforcement: current theoretical and practical problems // the Russian justice. Scientific and practical journal. No. 5. Moscow, 2006. C. 4-12.

4. Kornukov C. M. Advocacy in the law enforcement and human rights organizations and its impact on the development of legal thought and enforcement // Bulletin of the Saratov state Academy of law. No. 1. Saratov, 2007. C. 92-97.

5. Popov S. C. Law enforcement relations // the Right and the state: the priorities of the XXI century. Materials of all-Russian scientific-practical conference, Barnaul, 29-30 September 2006, Barnaul, 2007. S. 75-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. See: Lazarev centuries the Use of Soviet legal norms. Kazan, 1972. S. 38.

7. Minh, C. Some aspects of the essence of law enforcement // Actual problems of jurisprudence in the modern period. A collection of articles. Tomsk, 1991. C. 19-20.

8. Chvanov O. A. enforcement Mechanism. Dis. ... candles. jorid. Sciences. Saratov, 1995. S. 67.

9. Nikonorov E. A. Acts enforcement as one of the most important elements of the mechanism of administrative-legal regulation // Law: theory and practice. No. 4 (117). M., 2009. S. 32-34.

228

АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК Елисеев А.П.

ОСОБОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА Мухортов А.А.

10. Novikov E. C. functions of the enforcement mechanism // the Lawyer. Interuniversity scientific-methodical collection. Vol. 4. Veliky Novgorod, 2003. C. 3-7.

11. Yoke N.In. The bodies of internal Affairs in the legal machinery of the Russian state. SPb.: Saint Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia, 2000. S. 23-24.

12. Fazlitdinova G. H. problems of use of exceptional regimes in areas of Russian law. The gaps in the Russian legislation. 2014. No. 5. C. 66-72.

13. Mametova N. V. In. The improvement of the constitutional principles and activities of the Federal bodies of state power: an analysis of the current legislation. The gaps in the Russian legislation. 2014. No. 5. C. 10-14.

Рецензия

На статью, подготовленную старшим преподавателем кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО УЮИ МВД России, к.э.н. Елисеевым А.П. и преподавателем кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО УЮИ МВД России Мухортовым А.А. на тему: «Некоторые аспекты правоприменительной деятельности как особой формы реализации права»

Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений. В современных условиях теоретическое осмысление и анализ правоприменительной деятельности, исследование механизма ее взаимодействия с правовыми и моральными нормами является необходимым условием совершенствования правоприменительной деятельности. Именно поэтому применение права должно быть пронизано духом нравственности, базироваться на уважении чести и достоинства личности, на других принципах и нормах морали.

Сущность правоприменения заключается в том, что посредством данной деятельности, свойственными ей специфическими метода-ми, проводится в жизнь закрепленная в нормах права государственная воля. По мере становления основных институтов гражданского общества круг участников правоприменительной деятельности расширяется, что не должно способствовать расширительной практике толкования самих правоприменяющих субъектов, поскольку правоприменительная деятельность представляет, с одной стороны, специфическую форму реализации правовых норм, требующую профессионально-юридической подготовленности управомоченных субъектов, а с другой стороны - служит средством осуществления норм права и способом государственно-правового воздействия на общественные отношения, их регулирование.

Правоприменение как разновидность управленческой деятельности проявляет себя не только в поднормативном урегулировании общественных отношений, но и как одна из юридических форм государственного управления. Форма управления представляет собой юридический способ внешнего выражения и внутренней организации управленческой деятельности, в то время как правовая форма, проявляя юридическую сторону управления, заключается в обеспечении необходимого оформления содержания, структуры управленческой деятельности, а также принимаемых управленческих решений с целью упорядочивания самой управленческой деятельности и ее организующего воздействия на деятельность управляемых субъектов.

Представляется, что подобную роль выполняет и правоприменение, которое, являясь особой формой реализации права объединяет не только юридические установления, но и правоприменительные акты.

В рецензируемой статье рассматриваются теоретические и практические аспекты как нравственной так и правовой составляющей правоприменительной деятельности, а также ее влияние на общество в целом.

Несомненно, рецензируемая статья оставила за рамками исследования некоторые существующие в сфере правоприменительной деятельности проблемы. Дальнейшие изучение данной проблемы позволит однозначно оценивать механизм работы правоприменения, а так же учитывать пробельность данной деятельности.

Статья изложена научным, и в то же время доступным для восприятия языком. Она будет интересна широкому кругу читателей. Статья характеризуется самостоятельностью освещения изучаемой темы, отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Рецензент:

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО Уфимский юридический институт МВД России, к.ю.н., доцент Курбанов Д.А.

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.