Научная статья на тему 'Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости'

Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4110
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости»

А.Ф. Корниенко

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

В 60-х годах прошлого столетия экспертный комитет по наркотикам Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ) подразделил зависимость, связанную с употреблением наркотиков, на физическую и психическую, признав психическую зависимость самым мощным из всех факторов, связанных с хроническим отравлением психотропными наркотиками. С тех пор, главным образом в связи широким распространением наркомании и алкоголизма, понятие «психологическая зависимость» чаще всего ассоциируется с понятием наркотической или алкогольной зависимости. Как отмечается, например, в работе Дж.А. Со-

ломзес, В. Чебурсон, Г. Соколовского [1], «психологической зависимостью называется эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной тяги к наркотику либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им».

С появлением исследований других форм зависимого (аддиктивного) поведения, не связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, понимание «психологической зависимости» несколько расширилось. И сейчас под психологической зависимостью в общем случае понимается наличие устойчивой потребности в чем-либо, что может обеспечить человеку получение удовольствия или устранение дискомфорта. В данном определении, понятие «психологической зависимости», по существу, ограничивается понятием «устойчивой потребности». Однако это не совсем правильно.

Действительно, и чувство удовольствия, и чувство дискомфорта, являясь эмоциональными психическими процессами, могут выполнять функцию побуждения (потребности) и в этом смысле определять направленность действий человека. Но возникающая при этом направленность действий - это еще не зависимость, хотя, конечно же, любая зависимость предполагает наличие определенной направленности, которая, в свою очередь, порождается наличием какой-то потребности.

Понятие «зависимость» как общенаучная категория обычно используется для обозначения такого отношения между событиями, при котором наступление одного события (X) с неизбежностью вызывает наступление другого (У). При этом первое событие выступает как причина второго, а второе - как следствие первого. Зависимость У от X описывается некоторой функцией Б, которая записывается следующим образом: У = Р(Х). В данном определении «зависимости» присутствует не только направленность, выражающаяся в динамике событий (от X к У), но и неизбежность события У, являющегося следствием события X. Таким образом, направленность является необходимым, но не достаточным признаком зависимости. Лишь в сочетании с неизбежностью наличие направленности можно рассматривать как проявление зависимости.

Если зависимость в общем случае проявляется в направленности и неизбежности, то в чем специфика «психологической зависимости»?

Возникновение психологической зависимости обычно связывают с изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности, которые ведут к образованию устойчивых потребностей (или доминирующих мотивов). Однако в связи с вышеизложенным можно сказать, что само по себе образование устойчивой потребности, определяющей направленность поведения, не является достаточным условием для признания наличия психологической зависимости. Психологическая зависимость должна проявляться не только в направленности, но и в неизбежности или вынужденности поведения. Поскольку человек, находясь в нормальном состоянии, способен контролировать и регулировать свои действия посредством сознания и воли, вынужденной формой поведения, т.е. психозависимой, следует считать поведение, которое не только побуждается

устойчивой потребностью (или доминирующим мотивом), но и характеризуется невозможностью его сознательного контроля несознательной регуляции. Это возможно, очевидно, лишь при особых психических состояниях, связанных с нарушением психических функций. Другими словами, в случае психологической зависимости у человека должны возникать особые психические состояния, когда он оказывается не в силах противостоять действию определенного побуждения, и его реализация осуществляется помимо его воли.

Известно, что само по себе побуждение не может удовлетворить потребность. Для реализации побуждений и удовлетворения потребности необходимы активные действия. Если предпринятые на основе побуждения действия действительно приводят к удовлетворению потребности, то эти действия закрепляются в психике в форме соответствующих психических образов. Образуются связи между потребностью, действиями и удовлетворением потребности, которое достигается в результате этих действий. В дальнейшем при благоприятных условиях психические образы могут актуализироваться, и действия, закрепленные в них, могут реализоваться.

Механизм образования указанных связей и формирования соответствующей направленности поведения (действий) на основе удовлетворения потребности можно представить следующим образом:

Рис. 1. Формирование направленности действий на основе удовлетворения потребности.

Однако при наличии контроля и регуляции поведения со стороны сознания одни побуждения могут усиливаться, другие - ослабляться. Значительное ослабление побуждения может привести к блокированию действий. В результате неизбежность или вынужденность действий не возникает, соответственно не наблюдается и наличие психологической зависимости. Психологическая зависимость может возникнуть в том случае, если будут нарушены механизмы сознательной регуляции побуждений.

При анализе механизма развития психологической зависимости следует учитывать, что побуждение к определенным действиям обусловливается у человека не столько необходимостью в удовлетворении определенной потребности, сколько ожиданием положительных переживаний, которые он может испытать в результате предполагаемых действий. Другими словами, чем больше удовольствия или положительных переживаний мы ожидаем от определенных действий и поступков, тем сильнее побуждение к совершению этих действий. Наличие данного явления в формировании алкогольной, а также наркотической

зависимостей было показано в работах Ю.М. Орлова [2], О.А. Маг1а» [3]. В последующем, как отмечает И.Н. Гурвич [4], модель развития алкогольной зависимости, в которой ключевую роль играет ожидаемое действие алкоголя, была подтверждена и для других видов аддиктивного поведения.

Механизм формирования психологической зависимости с учетом значимости ожидаемых переживаний и волевых процессов в регуляции поведения человека, который особо рассматривался в ряде наших работ [5, 6], может быть представлен в виде следующей структурно-функциональной схемы (рис.2).

В соответствии с представленной схемой формирование, например, психологической зависимости от наркотиков можно объяснить следующим образом.

При первичном употреблении наркотика, для которого всегда имеется определенный мотив и соответствующее побуждение, в психике человека в результате познавательных психических процессов образуются два типа образов:

а) ситуативные, связанные с непосредственным восприятием объектов, явлений и действий, имеющих отношение к ситуации наркопотребления;

б) внеситуативные, к которым можно отнести образы предполагаемых действий, ожидаемых результатов и ожидаемых переживаний.

Рис. 2. Механизм формирования психологической зависимости

Образы объектов и действий наркотического содержания, возникающие в результате процессов восприятия и представления, выполняя функцию «квазипотребностей» (по К. Левину), порождают побуждения к употреблению наркотика. Внеситуативные образы ожидаемых результатов и переживаний обусловливают усиление этих побуждений и активизацию волевых усилий, направлен-

ных на реализацию действий наркопотребления. При недостаточном уровне сознательного контроля текущей ситуации, анализа и критической оценки возможных негативных последствий от действий наркопотребления и, соответственно, при недостаточном уровне волевой регуляции действий, действия, предполагающие употребление наркотиков, реализуются. В случае получения удовлетворения от выполненных действий, образы этих действий как способа достижения исходной цели фиксируются в памяти. При последующих воспроизведениях эти действия приобретают устойчивый (доминирующий) характер.

Возникновение побуждения к употреблению наркотика может иметь место не только в условиях реальной наркотической ситуации (при наличии образов непосредственного восприятия), но и виртуальной, возникающей в психике в результате процессов представления, к которым относятся процессы памяти и воображения. По нашим данным, наиболее ярко сила мысленных образов наркотического содержания проявляется у «героиновых» наркоманов, у которых психологическая зависимость сочетается с физической зависимостью. По словам самих наркоманов, когда в их представлениях возникают ситуации, имеющие отношение к употреблению наркотиков, они становятся совершенно другими, происходит нечто вроде переключения с одной личности на другую, которая имеет другую систему ценностей, другие оценки ситуации, другой характер высказываний и поступков. Более того, у некоторых наркоманов наблюдается появление ощущений и переживаний, близких к тем, которые сопутствуют, так называемой «сухой ломке». Это указывает на то, что мысленные образы наркотического содержания, возникающие в психике наркомана, оказывают существенное воздействие не только на механизмы формирования психологической зависимости, но и определенным образом соотносятся с механизмами физической зависимости.

Мощная инициация наркозависимой формы поведения у наркоманов (особенно «героиновых»), обусловливается не только усилением побуждений, но и одновременным снижением возможности сознательной волевой регуляции нар-козависимых действий. На снижение волевых усилий в условиях аддиктивного поведения, которое не позволяет активно противостоять аддикции, указывается, в частности, в работе Леоновой Л.Г., Бочкаревой Н.Л [7].

В механизме формирования психологической зависимости, описанном выше, особого рассмотрения требуют два момента. Первый связан с мотивами и причинами первичных побуждений к инициации действий наркопотребления, второй касается причин возникновения и усиления побуждений к последующим воспроизведениям такого рода действий, в результате которых и развивается психологическая зависимость.

Выявление причин первичного употребления психоактивных веществ чрезвычайно важно в плане разработки эффективных методов первичной психопрофилактики развития зависимости. Методологической основой соответствующих исследований являются представления о том, что употребление наркотиков обусловливается наличием в структуре личности особых негативных свойств и качеств, которые можно отнести к категории «предрасполагающих», или от-

сутствием положительных качеств, которые могли бы препятствовать вовлечению личности в процесс наркотизации. Считается, например, что «... наркоманами становятся не все люди. Нравственные, морально и социально зрелые, умные и ответственные не поддаются искушению испытать сомнительные удовольствия» [8]. В качестве негативных «предрасполагающих» личностных свойств и качеств обычно принимают особенности личности наркоманов, которые были присущи им до приобщения к наркотикам и которые принято называть «преморбидными» [9]. Принятие концепции существования негативных личностных свойств «преморбидного» типа позволяет выделить в проблеме профилактики наркомании проблему психолого-педагогическую и решать ее путем соответствующего образования и воспитания личности.

В представлениях о структуре личностных свойств и характере их изменений с развитием наркотической зависимости можно выделить две основные точки зрения.

Первая точка зрения сводится к утверждению, что развитие наркотической зависимости лишь проявляет, усиливает те свойства и качества личности, которые были присущи данной личности до употребления наркотиков [10]. Другими словами, человек начинает употреблять наркотики и становится наркоманом постольку, поскольку в структуре его личности уже были сформированы определенные предрасполагающие к тому («предиспозиционные») личностные свойства. Следствием этих представлений можно считать признание наличия так называемых «групп риска» - лиц, склонных к злоупотреблению наркотиками, необходимости выявления личностных и других индивидуально-психологических критериев, характеризующих данную категорию лиц. В многочисленных работах по исследованию «групп риска» отмечается, что в качестве «предиспозиционных» личностных свойств могут выступать: ощущение собственной ненужности, заброшенности, ориентация на потребление, завышенные самооценка и уровень притязаний, нереалистический оптимизм, стремление к исключительности [10, 11].

Изложенная точка зрения позволяет выделить в профилактике наркомании как минимум два основных направления, которые имеют определенное научное обоснование:

- во-первых, разработка и реализация таких систем воспитания, которые не допускали бы формирования нежелательных индивидуально-психологических и личностных новообразований, приводящих к образованию «групп риска»;

- во-вторых, разработка и реализация соответствующих психокоррекционных программ, которые позволяли бы устранять или компенсировать указанные новообразования у лиц, по тем или иным причинам оказавшихся в «группе риска».

Вторая точка зрения на динамику личностных свойств в связи с развитием наркотической зависимости состоит в утверждении, что употребление психоактивных веществ приводит к существенным перестройкам личности, которые проявляются как в изменении имеющихся личностных свойств, так и в об-

разовании новых свойств личности, определяемых спецификой наркозависимости. В соответствии с этой точкой зрения, представленной, в частности, в работе И.Н. Пятницкой [11], при формировании наркотической зависимости в личности наркомана начинают происходить специфические личностные трансформации, которые приводят к появлению специфического «наркотического» типа личности.

Изменения в исходных личностных свойствах и образование специфического типа личности наблюдаются и при формировании алкогольной зависимости. В работе Т.Л. Немчина и С.В. Цыцарева [12], например, приводятся данные, согласно которым в зависимости от характера влечения к алкоголю дис-гармонизация личности происходит либо относительно «гармонично» в направлении образования характерологических акцентуаций, либо «дисгармонично» в направлении формирования совершенно новой патологической по своей природе структуры личности.

Однако следует отметить, что сам по себе факт' наличия или образования типологических особенностей «наркотической» личности не говорит ни в пользу второй, ни в пользу первой точки зрения. Выделение определенного «наркотического» типа личности может быть обусловлено как путем приобщения к наркотикам личностей с определенными исходными «предиспозиционными» личностными свойствами с последующим их усилением, гак и путем соответствующих трансформаций исходных свойств личности к типологическим свойствам, характерным для наркоманов.

Аналогичная неопределенность в механизме образования «типологической» структуры личности наблюдается и при анализе процессов формирования алкогольной зависимости. Так, в той же работе Т.Л. Немчина и С.В. Цыцарева отмечается, что результаты тестирования свойств личности лиц, злоупотребляющих алкоголем, оставляют открытым вопрос о том, что представляют собой эти свойства: преморбидные качества, т. е. качества, которые алкоголики имели до злоупотребления алкоголем, или же изменения, возникшие в результате алкоголизации.

В качестве следствия, вытекающего из принятия второй точки зрения, напрашивается мысль о том, что наркоманом или алкоголиком может стать любой человек с любой исходной структурой личности и любой исходной совокупностью личностных свойств. «Наркотической» или «алкогольной» личность становится по мере употребления, соответственно, или наркотика, или алкоголя, причем независимо от того, чем было вызвано первичное употребление. Если это так, то проблема профилактики зависимого поведения смещается от изучения и профилактики «предиспозиционных» свойств и структуры личности к изучению и профилактике потребностно-мотивационной сферы личности, определяющей характер мотивации употребления и злоупотребления психоактивных веществ.

Приобщение к наркотикам, алкоголю и другим психоактивных веществам в силу особенностей потребностно-мотивационной сферы личности представляет собой механизм потребностно-мотивационного обусловливания. С ориен-

тацией на данный механизм проблема профилактики зависимых форм поведения начинает выступать в большей степени не как педагогическая, а как психологическая, требующая рассмотрения вопросов общей психологии познавательных и эмоциональных процессов, процессов мотивации и эмоционально-волевой регуляции поведения.

Побуждение к употреблению психоактивного вещества (наркотика, алкоголя) непосредственно вызывается появлением интереса к нему как веществу, оказывающему определенное (эйфоризирующее) воздействие на психику и состояние сознания, и, что не менее важно, как средству разрешения различного рода проблем. В связи с этим потенциальным наркоманом или алкоголиком можно считать любого, кго проявляет особый интерес к соответствующим веществам, для кого эти вещества приобретают эмоциональную привлекательность и личностную значимость и кто допускает или не отвергает возможность их употребления. При получении удовольствия от употребления наркотика или алкоголя, сопровождаемого чувством эйфории, интерес к ним может перейти в соответствующую потребность, на основе которой далее будет происходить формирование психологической и физической зависимости.

В динамике мотивационных процессов, приводящих в итоге к формированию любых форм зависимого поведения, можно выделить пять этапов:

1. Интерес, при котором объект зависимости становится эмоционально привлекательным, но имеет значение лишь как средство решения уже имеющихся проблем и удовлетворения ненаркотических потребностей.

2. Желание, при котором объект зависимости и эффекты его потребления приобретают самостоятельную значимость, поскольку сами обеспечивают получение достаточно сильного удовольствия.

3. Увлечение, когда объект зависимости и его потребление в силу получаемого при этом удовольствия и удовлетворения переходят в разряд доминирующих и системообразующих ценностей, определяющих общую направленность поведения личности и обусловливающих резкое сужение сферы других интересов и других ценностей.

4. Пристрастие (психологическая зависимость), когда объект зависимости становится смыслообразующей ценностью, отношение к нему генерализуется на многие другие объекты и виды деятельности, все начинает рассматриваться через призму отношений к объекту зависимости, и поведение в отношении его становится практически неконтролируемым и неуправляемым, то есть психозависимым.

5. Физическая (или биологическая) зависимость, когда объект зависимости становится биологической потребностью в силу специфических изменений, произошедших в системе жизнеобеспечения организма.

Очевидно, что не все формы зависимого поведения достигают последнего этапа, то есть этапа физической зависимости. Исследования в области нейрофизиологических механизмов зависимости [1], показывают, что физические формы зависимости возможны лишь в том случае, если объект зависимости способен оказывать непосредственное воздействие на выработку в нервной си-

стеме определенной категории нейромедиаторов и выполнять замещающую функцию. Что касается психологической зависимости, то она может бьгть сформирована по отношению к любому объекту и любому действию, которые могут обеспечить получение достаточно сильного удовольствия и удовлетворения. Зависимость формируется в силу возможности генерализации эмоциональных отношений к этому объекту или действию на другие объекты и действия и образования в психике множества психических образов со стереотипной эмоциональной окраской, способствующей усилению побуждения к воспроизведению зависимой формы поведения.

В целях изучения изменений в структуре эмоциональных отношений наркоманов к значимым объектам наркотического и ненаркотического содержания, которые происходят при актуализации наркотического влечения, было проведено специальное психологическое исследование [13]. Было показано, что у наркоманов вследствие актуализации наркотического влечения происходит не только снижение дифференциации эмоциональных отношений, но и повышение сходства в оценках различных понятий, стереотипизация структуры эмоциональных отношений. Поскольку эмоциональные отношения выполняют функцию побуждения, отсутствие у наркозависимых соответствующей дифференциации эмоциональных отношений не позволяет им отдифференцировать и должным образом усилить побуждения, связанные с объектами ненаркотического содержания, и, тем самым, противостоять усилению наркотического влечения.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований позволяют высказать предположение, что особенности эмоциональных процессов, как процессов отражения значимости возникающих в психике образов объектов и явлений действительности, определяют как первичную инициацию зависимых форм поведения, так и их последующие воспроизведения.

Литература

[1] Соломзес Дж.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. Палек. 1998.

[2] Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 1991.

[3] Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse Prevention. NewYork. 1985.

[4] Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб. 1999.

[5] Корниенко А.Ф. Методологические подходы в изучении механизмов формирования наркотической зависимости // Медико-биологические и психолого-пе-дагогические аспекты адаптации и социализации человека. Тез. Всеросс. науч,-практ. конф. 1-3 октября 2002 г. Волгоград. 2002. С. 104-105.

[6] Корниенко А.Ф. Механизмы и проблемы профилактики психологической зависимости //Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии /Сб. материалов Междунар. конф. 3-5 марта 2003 г. /Под общ. ред. проф. В.Д. Менделевича. Казань. 2003. С.87-89.

[7] Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.

[8] Карпов А.М. Самозащита от наркоманий. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии. Казань. 2001.

[9] Личко А.Е., Битенский В.В. Подростковая наркомания. Л. 1991.

[10] Дворяк С.В. Психология и клиника наркологической зависимости. Современные подходы к реабилитации наркоманов. - http://psychology.net.ru, 1999.

[11] Пятницкая И.Н. Наркомании. М. 1994.

[12] Немчин Т.Л., Цыцарев С.В. Подросток и алкоголизация. Л. 1989.

[13] Гайнуллина М.И., Галимова А.Д., Идрисова Н.Г., Корниенко А.Ф. Изменения в структуре эмоциональных отношений наркоманов при восприятии значимых объектов // Материалы IX Междунар. научн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 8 апреля 2002 г. М. 2002. С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.