Научная статья на тему 'ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА'

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общепедагогическая подготовка / развитие творческих способностей студентов / этнокультурный подход / этнотехническое творчество / традиционные средства обработки ювелирных изделий / философско-психологический аспект творчества / творческие задачи / качества творческой личности / general pedagogical training / development of students' creative abilities / ethnocultural approach / ethnotechnical creativity / traditional means of processing jewelry / philosophical and psychological aspect of creativity / creative tasks / qualities of a creative personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманбаева Людмила Ивановна

Внимание к повышению качества подготовки специалистов в вузах остается всегда актуальной, особенно это значимо в период модернизации высшего образования, который характерен в последние годы. В данной статье мы делимся теоретико-практическим опытом, сложившимся в подготовке специалистов ювелирного дела в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Содержание статьи основано на теоретических положениях ведущих отечественных философов, психологов, педагогов о том, что в подготовке специалистов художественного профиля, каковыми являются ювелиры. Необходимо уделить особое внимание не только на профессиональную подготовку, но и на общепедагогическую реализацию этой подготовки, которая позволяет систематизировать её, углубить её содержание психолого-философским смыслом. Это позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки будущих ювелиров. В статье достаточно подробно раскрыто целеполагание и содержание общепедагогической подготовки студентов данного профиля и сделаны адекватные существу поднятой проблемы выводы. При ознакомлении с историей технологии обработки драгоценных металлов студенты лучше начинают понимать, как складывался опыт изготовления ювелирных изделий, как возникли традиционные подходы. В процессе осмысления этого опыта у них постепенно начинает развиваться проективное, конструктивное мышление, которое проявляется в предстоящих операционных действиях при изготовлении изделий. Осмысление исторического опыта ювелирного производства дает возможность для понимания самобытности этого процесса (2 средство), получения знаний о традиционных материалах (3), методах и приемах обработки драгоценных металлов. Отсюда, очевидна необходимость выделения этнотехнического творчества, как ключевого понятия этнокультурного подхода развития творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attention to improving the quality of training of specialists in universities remains always relevant, this is especially significant during the period of modernization of higher education, which has been typical in recent years. In this article we share the theoretical and practical experience that has developed in the training of jewelry specialists at the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova. The content of the article is based on the theoretical positions of leading domestic philosophers, psychologists, and teachers about what is involved in the training of artistic specialists, such asjewelers. It is necessary to pay special attention not only to professional training, but also to the general pedagogical implementation of this training, which allows us to systematize it and deepen its content with psychological and philosophical meaning. This allows us to significantly increase the effectiveness of the professional training of future jewelers. The article reveals in sufficient detail the goal setting and content of general pedagogical training for students of this profile and draws conclusions that are adequate to the essence of the problem raised. When familiarizing themselves with the history of precious metals processing technology, students begin to better understand how the experience of making jewelry developed and how traditional approaches arose. In the process of comprehending this experience, they gradually begin to develop projective, constructive thinking, which manifests itself in upcoming operational actions in the manufacture of products. Understanding the historical experience ofjewelry production makes it possible to understand the originality of this process (means 2), gain knowledge about traditional materials (3), methods and techniques for processing precious metals. Hence, the need to highlight ethnotechnical creativity as a key concept in the ethnocultural approach to the development of students’ creative abilities is obvious.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА»

Особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс описываются в учебно-методическом и информационном обеспечении. Школьники могут использовать интернет для поиска информации о различных аспектах экологии, изучать научные статьи, просматривать вебинары и видеолекции от экспертов в этой области. Благодаря доступу к большому объему информации, они смогут более глубоко понять окружающую среду и ее взаимодействие с человеком.

С их помощью можно создавать и использовать интерактивные образовательные программы, мультимедийные материалы, электронные учебники и онлайн курсы, которые помогут расширить знания о природе, окружающей среде и экологических проблемах.

Выводы. Таким образом, ИКТ предоставляют широкий спектр инструментов и ресурсов для формирования экологического сознания у школьников. Они помогают расширить знания, развить навыки самостоятельного исследования и активной гражданской позиции в отношении окружающей среды.

Литература:

1. Алексеева, О.В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, A.A. Арсланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе / С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев, Ю.М. Гришаева / Вестник. - 2015. - №1. - С. 8-12 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/02_Glazachev_l.pdf (дата обращения: 29.10.2023)

3. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для ВУЗов. - 4-е изд. / Е.В. Григорьева. - Москва: «Юрайт», 2023. - 196 с.

4. Дзятковская, E.H. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. / E.H. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Непрерывное образование: XXI век. 2021. - № 1 (33). - С. 1-14

5. Кузьмина, Н.С. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе / И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2014. - Т. 12. - С. 501-505. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm. (дата обращения: 29.10.2023)

6. Москаленко, М.В. Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей / М.В. Москаленко, Е.Ф. Мазанюк // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-2. - С. 259-262

7. Семенова, H.A. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие / H.A. Семенова. - Томск, ТГПУ. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/ (дата обращения: 28.10.2023)

8. Тимошкина, Н.В. Возможности использования информационных технологий на уроках в начальной школе / Н.В. Тимошкина // Тенденции развития науки и образования. - 2016. - №18-1. - С. 40-41

9. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] /

A.B. Хуторской // Центр дистанционного образования «Эйдос». - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 28.10.2023)

10. Ясвин, В.А. Направления подготовки учителей биологии к формированию экологической культуры школьников /

B.А. Ясвин // Международная академия наук. -2019. - С. 527-531

Педагогика

УДК 381

доктор педагогических наук, профессор Аманбаева Людмила Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА

Аннотация. Внимание к повышению качества подготовки специалистов в вузах остается всегда актуальной, особенно это значимо в период модернизации высшего образования, который характерен в последние годы. В данной статье мы делимся теоретико-практическим опытом, сложившимся в подготовке специалистов ювелирного дела в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Содержание статьи основано на теоретических положениях ведущих отечественных философов, психологов, педагогов о том, что в подготовке специалистов художественного профиля, каковыми являются ювелиры. Необходимо уделить особое внимание не только на профессиональную подготовку, но и на общепедагогическую реализацию этой подготовки, которая позволяет систематизировать её, углубить её содержание психолого-философским смыслом. Это позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки будущих ювелиров. В статье достаточно подробно раскрыто целеполагание и содержание общепедагогической подготовки студентов данного профиля и сделаны адекватные существу поднятой проблемы выводы. При ознакомлении с историей технологии обработки драгоценных металлов студенты лучше начинают понимать, как складывался опыт изготовления ювелирных изделий, как возникли традиционные подходы. В процессе осмысления этого опыта у них постепенно начинает развиваться проективное, конструктивное мышление, которое проявляется в предстоящих операционных действиях при изготовлении изделий. Осмысление исторического опыта ювелирного производства дает возможность для понимания самобытности этого процесса (2 средство), получения знаний о традиционных материалах (3), методах и приемах обработки драгоценных металлов. Отсюда, очевидна необходимость выделения этнотехнического творчества, как ключевого понятия этнокультурного подхода развития творческих способностей студентов.

Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, развитие творческих способностей студентов, этнокультурный подход, этнотехническое творчество, традиционные средства обработки ювелирных изделий, философско-психологический аспект творчества, творческие задачи, качества творческой личности.

Annotation. Attention to improving the quality of training of specialists in universities remains always relevant, this is especially significant during the period of modernization of higher education, which has been typical in recent years. In this article we share the theoretical and practical experience that has developed in the training of jewelry specialists at the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova. The content of the article is based on the theoretical positions of leading domestic philosophers, psychologists, and teachers about what is involved in the training of artistic specialists, such asjewelers. It is necessary to pay special attention not only to professional training, but also to the general pedagogical implementation of this training, which allows us to systematize it and deepen its content with psychological and philosophical meaning. This allows us to significantly increase the effectiveness of the professional training of future jewelers. The article reveals in sufficient detail the goal setting and content of general pedagogical training for students of this profile and draws conclusions that are adequate to the essence of the problem raised. When familiarizing

themselves with the history of precious metals processing technology, students begin to better understand how the experience of making jewelry developed and how traditional approaches arose. In the process of comprehending this experience, they gradually begin to develop projective, constructive thinking, which manifests itself in upcoming operational actions in the manufacture of products. Understanding the historical experience ofjewelry production makes it possible to understand the originality of this process (means 2), gain knowledge about traditional materials (3), methods and techniques for processing precious metals. Hence, the need to highlight ethnotechnical creativity as a key concept in the ethnocultural approach to the development of students' creative abilities is obvious.

Key words: general pedagogical training, development of students' creative abilities, ethnocultural approach, ethnotechnical creativity, traditional means of processing jewelry, philosophical and psychological aspect of creativity, creative tasks, qualities of a creative personality.

Введение. В 1994 г. в университете была открыта кафедра "Технология обработки драгоценных камней и металлов", где студентов начали обучать ювелирному делу и огранке алмазов. По мере развития кафедры встал вопрос о том, что становление и совершенствование профессиональной подготовки специалистов невозможно без разработки и внедрения в учебный процесс общепедагогических подходов , которые обеспечили бы создание системы, как логической завершенности всего обучающего цикла.

Изложение основного материала статьи. Данная проблема: создание педагогической системы - решалась с учетом двух основных моментов: во-первых, необходимо было обратить внимание на этнокультурный подход обучения, поскольку ювелирное производство не могло не учесть национальной самобытности, во-вторых, требовалось разработать теоретическое обоснование педагогических условий , которые основывались бы на положениях развития творческих способностей человека средствами традиционной (этнокультурной, самобытной) технологии обработки драгоценных металлов. Остановимся на этих моментах подробнее.

1. Этнокультурный подход в развитии творчеких способностей студентов.

Проблема развития творческих способностей человека сложна и многогранна. Она рассматривается многими исследователями: философами, психологами, педагогами, культурологами и другими с позиции предмета своей науки. Подготовка специалистов ювелирного дела, как части хужожественного творчества человека, безусловно, не может обойти её. Однако, из всего многообазия научных подходов и взглядов мы в данной статье обратим внимание на те существенные теоретические позиции, которые имеют , на наш взгляд, наибольшее значение для решения поставленной проблемы. Известный исследователь по психологии труда В.Д. Шадриков представляет теорию способностей в 3 аспектах: индивидуальной, субъект деятельностной, личностной. Индивидуальные - это способности человека, как биологического существа, в котором они проявляются генетически (заложенные от природы), во втором - это способности, развивающиеся в процессе деятельности или точнее, главным образом, в интеллектуальном операционном процессе, к которому относятся различные виды художественной деятельноти человека. Личностные - это, своего рода, одухотворённые способности, когда в структуру способностей интегрируются нравственные нормы и духовные ценности. "Способности личности есть способности субъекта деятельности, поставленные под контроль личностных качеств. Ведущую роль при этом играют морально-нравственные качества. Эти способности направлены на познание культуры и творение культуры, на познание социального мира, на познание добра и зла. Они определяются ценностями и смыслами личности. Их мы и относим к духовным способностям» [12, С. 4].

И таким образом, способности, по Шадрикову, это сложная функционално-психологическая структурная система, из которой к рассматриваемой нами проблеме наиболее зачимы 2 и 3 аспекты, поскольку речь идёт о культурном подходе, а точнее об этнокультурном подходе в развитии творческих способностей студентов посредством художественно-ювелирной деятельности.

1. Этнокультурный подход связан, главным образом, с такими понятиями,как национальное самосознание и национальная (этническая) культура [13, С. 16]. Эти понятия в научной литературе имеют достаточно устоявшийся смысл. Нам бы хотелось добавить к ним ещё понятие "этнотехническое творчество", что требует на его смысле остановиться специально.

Каждый народ (этнос) имеет свои традиционные виды деятельности, в том числе и художественные, к которым относится и обработка драгоценных металлов и камней. Художественная обработка (ювелирное искусство) включает в себя комплекс технических знаний, умений и навыков народа, истоки которых уходят вглубь веков и со временем становятся традиционными. Их длительное развитие переходит в самобытное этнотехническое творчество, включающее в себя такие сложные технологические процессы, как проектирование, конструирование, изготовление и декорирование ювелирных изделий. У каждого народа проявляются свои технические и технологические традиции, которые необходимо учитывать при подготовке специалистов ювелиров, уделяя особое внимание на развитие их творческих способностей. На наш взгляд, этнотехническое творчество является тем важным звеном в развитии творческих способностей студентов - будущих ювелиров, который обеспечивает их деятельностную сущность и в то же время наполняет художественную деятельность духовным, ценностным смыслом. (10, 11, 12). Исходя из этого положения, в нашем исследовании этнотехническое творчество представлено 4 основными средствами традиционной обработки драгоценных металлов: 1. история технологии обработки драгоценных металлов; 2. особенности самобытных ювелирных изделий; 3. материалы используемые в ювелирном деле; 4. методы и приёмы обработки драгоценных металлов, - которые в процессе изготовления ювелирных изделий дают возможность студентам развить в себе способности более тонкого проникновения в суть художественного производства. При ознакомлении с историей технологии обработки драгоценных металлов студенты лучше начинают понимать, как складывался опыт изготовления ювелирных изделий, как возникли традиционные подходы. В процессе осмысления этого опыта у них постепенно начинает развиваться проективное, конструктивное мышление, которое проявляется в предстоящих операционных действиях при изготовлении изделий. Осмысление исторического опыта ювелирного производства дает возможность для понимания самобытности этого процесса (2 средство), получения знаний о традиционных материалах (3), методах и приемах обработки драгоценных металлов. Отсюда, очевидна необходимость выделения этнотехнического творчества, как ключевого понятия этнокультурного подхода развития творческих способностей студентов (1, 2, 3, 4).

2. Педагогический подход развития творческих способностей студентов, будущих ювелиров.

Исходя из вышеизложенных теоретических рассуждений, важным педагогическим подходом развития творческих способностей студентов представлен - блок творческих задач, состоящий по содержанию из следующих тем: рукотворное искусство, искусство природы, этнотехническое творчество, ЗД моделирование ювелирных изделий (1, 5, 6,7, 8, 9).

- «Рукотворное искусство» (2 курс) - это творческие задачи, ориентированные на готовые рукотворные ювелирные изделия народных и современных мастеров с использованием традиционной технологии обработки драгоценных металлов;

- «Искусство природы» - (3 курс) - это творческие задачи, в которых использовались любые предметы, созданные природой, например, листья, ракушки, бабочки и пр., с тем, чтобы обратить внимание на их форму, цвет, фактуру и др.

- «Этнотехническое творчество» - (4 курс) - это ознакомление с ювелирным искусством тюркских народов, особенно якутов, с акцентом на традиционные технологии обработки драгоценных металлов.

- Ж моделирование ювелирных изделий - (2-4 курс) - сквозные творческие задачи, направленные на проектирование своего замысла (эскиза), а также готового творческого продукта на компьютере. ЗБ моделирование ювелирных изделий является не обязательным условием в развитии творческих способностей студентов традиционными средствами технологии обработки драгоценных металлов.

Кратко рассмотрим технологию раскрытия каждой темы последовательно.

Тема «Рукотворное искусство». Творческие задачи данной темы хорошо отражены в спецдисциплинах 2 курса. В процессе учебных занятий «Мастерство ювелира», «Основы технологии художественной обработки материалов по видам материалов» и др., студенты знакомились с историей ювелирного дела тюркских народов, используемыми инструментами традиционной технологии обработки драгоценных металлов, а также обучались основам механической обработки драгоценных металлов: подготовительные, заготовительные операции, методы обработки, отделочные операции. Студентам предлагалось самостоятельное изучение истории ювелирного искусства мастеров золотых дел тюркских народов, отдельных её этапов, начиная с самых ранних образцов, истоков зарождения ювелирного искусства, обнаруженных археологами, заканчивая изделиями современного времени. В процессе изучения исторических данных студенты начинали понимать художественные, функциональные особенности национальных ювелирных изделий, их видов, классификаций, типологий ювелирных изделий, функциональные, орнаментальные особенности, лечебные, магические свойства и многое другое.

После того, как студенты приобретали теоретические и практические знания и умения приступали к выполнению творческих задач. Для этого преподаватель каждому раздавал готовые рукотворные ювелирные изделия, с помощью которого студенты создавали свои идеи и замыслы. Перед выполнением творческих задач, студенты были информированы о том, что совершенное копирование чужих работ невозможно, дублирование приводит к нарушению авторских прав. Можно лишь позволить себе в решении творческих задач воспользоваться мотивами, элементами классических украшений. Нужно довериться своим способностям, таланту. Здесь уместно говорить о том, что с первого этапа выполнения творческих задач студенты вели записи, где отмечали все технологические операции, замечания преподавателя, образцы эскизов, теоретические, практические заметки, фотографии и многое другое для составления технологической карты.

Первым этапом выполнения творческих задач явился поиск новых идей. На примере рукотворных изделий студенты 2 курса задумывали новый замысел, содержание, стиль, мотив будущего изделия. Нахождение творческих ресурсов изготовления ювелирных изделий с использованием эффективных методов традиционной технологии обработки драгоценных металлов. Весь процесс поиска оригинальных идей, нахождение новых взглядов студенты проходили вместе с преподавателем и с сокурсниками. Далее студенты занимались воплощением своих новых идей на листе бумаги, которое называется эскизированием. Из большого количества эскизов отбирались наиболее удачные. Но остальные отложенные эскизы не выбрасывались, сохранялись, пока студенты не придут к окончательному решению. Они понимали, что в выбранном эскизе должна привлекать не красота рисунка, цветность, а именно концептуальность изделия. Концептуальность мы понимаем как ведущий замысел, направленный на глубинное понимание смысла, заложенных в эскизах идей будущего ювелирного изделия. Студентам объяснялось то, что процесс эскизирования является самым ответственным, решающим фактором в исполнении и получении готового качественного продукта. Если на этапе эскизирования допущены ошибки, недочеты, то они будут отражаться на готовом изделии, которые приведут к браку.

Итак, шаг за шагом студенты вносили изменения, корректировали эскизы, пока задуманная идея не будет удовлетворять автора. В своих творческих работах студенты учитывали формы будущего изделия, игру света, тени, эстетические данные, а также обязаны были предвидеть трудности, которые могут возникнуть в технологическом процессе изготовления из металла, чтобы довести до совершенства. Полученные результаты собственных работ студенты поясняли, описывали преподавателю, делали свои пометки в тетрадях.

На 3 курсе студентам предлагались творческие задачи темы «Искусство природы», которые выполнялись на спецдисциплинах «Построение сложных форм ювелирных изделий», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Мастерство ювелира» и др. На данном этапе студенты более подробно знакомились со средствами традиционной технологии обработки драгоценных металлов, приобретали определенный опыт технологической подготовки.

Природа является источником вдохновения, развития творческих способностей своей красотой, разнообразностью. Природа всегда являлась для наших предков источником не только вдохновения, но и лучшим художником и учителем.

В этой связи в решении творческих задач студенты использовали разнообразные формы, предметы, цвета, фактуры и т.д., созданные природой. Они применялись как образ ювелирных изделий, например, листья деревьев, ракушки, бабочки, различные животные, изъеденный временем и ветрами лик древней горы, и др. Эти сложные формы можно перевести в простые геометрические формы, дополненные затейливыми орнаментами, стилизованными вариациями на разные темы, затем перевести его на язык собственных эскизов. Большой интерес для студентов всегда вызывали беседы, настрой на то, чтобы они, оказавшись на природе, всегда обращали внимание на неживой или живой организм окружающей среды для зарождения идей будущей творческой работы. Студентам предлагались следующие темы: «Морская раковина», «Золотая рыбка», «Аленький цветочек», «Ледниковый период», «Бабочка» и многие другие. Очень полезно наглядно показать гербарии, сушеные естественные растения, картинки природы, животных, иллюстрации и др. Также студентам предлагались свободные темы, относящиеся к природе тюркских народов. К примеру, «Звериный стиль» скифов Алтая и др.

Если на 2 курсе для решения творческих задач перед студентами предстали готовые образцы, ювелирных изделий, то на 3 курсе обращалось внимание на формирование умения составлять стилизацию природных образцов, которые имеют свою натуральную величину, объемную форму. Процесс стилизации заключается в том, что его нужно представить в обобщенном виде на плоскости, оставляя его прообраз и подчеркивая достоинства, выделяя его функциональность, художественные выразительные качества. Серьезным барьером в разработке эскизов и стилизации предметов стало то, что студенты 3 курса впервые смогли применить ювелирные камни: поделочные и драгоценные. Использование камней в украшениях имеет определенные сложности: сочетание размера камня с ювелирным изделием, умение использовать оттенки камней и их огранки, правильный выбор видов закрепки и др. Для этого необходимо было использовать базу своих знаний и умений.

Помимо выше указанных моментов в развитии творческого мышления важную роль имело и то, насколько студенты могли переработать, осмыслить выданный природный образец, внести в него свои чувства, мысли, индивидуальные оттенки, особенности. Развитие творческого мышления оценивалось творческим подходом студента по декорированию будущего изделия различными деталями, элементами, компонентами. Чтобы использовать разные виды методов, тем более

их комбинировать, надо быть креативным человеком. Как видно из описания, на всех этапах решения задач был необходим креативный подход.

Тема «Этнотехническое творчество» целиком и полностью посвящен студентам 4 курса обучения, на занятиях «Изготовление эксклюзивных ювелирных изделий», «Ценообразование ювелирных изделий» и др.. Выполнение творческих задач данной темы имеет более самостоятельный, индивидуальный творческий подход каждого студента с уже имеющимися определенными умениями, навыками и опытом.

Основные творческие задачи данной темы были направлены на традиционную технологию обработки драгоценных металлов тюркских народов, особенно якутов.. Каждый тюркский народ богат своим наследием ювелирного искусства, который имеет некоторые сходства, но и отличительные черты. В учебном процессе знание о традиционной технологии обработки драгоценных металлов тюркских народов и умение их использовать в своем творческом процессе является обязательным условием для студентов. В этнотехническом творчестве студенты решали творческие задачи на различные темы, касаемые ювелирного искусства тюркских народов. Так же и как в предыдущих темах здесь существует широкий спектр творческих задач. Например, «Находка сочетаний различных материалов», «Национальное украшение со вставками камней», «Изготовление якутского национального нагрудного украшения и многое другое. Также в выборе тем учитывались пожелания самих студентов.

Дополнительными, усложняющими факторами блока творческих задач явились:

- выявление философско-психологического осмысления в выборе темы, процессе изготовления, в получении результата. В творческих проектах студентов можно выделить философский подтекст и содержание в решении творческих задач. (3, 10) Через образы, смыслы просматривались универсальные средства, которые воздействовали на психику человека. Характерные черты народа, дух самобытности прошлых и настоящих времен проявлялись в творческих идеях студентов. Фантазии студентов, творческие замыслы порождали потрясающие идеи. Например, Якутия известна уникальными геологическими образованиями - Ленские столбы, расположенными на берегу реки Лена. Ленские столбы являлись священным местом, стоянкой древних людей, населявших эти места. Об этом свидетельствуют обнаруженные многочисленные петроглифы, имеющие сакральный смысл. Возраст рисунков оценивается в 5-8 тысяч лет. Студенты, побывавшие в этих местах, использовали рисунки древних людей в своей творческой деятельности. Развитие творческого мышления порождает смелые, неожиданные идеи для самих студентов. В самобытных якутских национальных ювелирных украшениях большую роль играет психологический аспект. Например, нагрудное украшение якутской женщины имеет свою специфическую, психологическую особенность. Обязательным условием в изготовлении данного украшения является наличие круга в центре изделия, обозначающего духовную защиту женщины. Понимая данный психологический смысл, сохраняя национальную самобытную культуру, студенты в своих творческих работах создавали изделия, которые являлись не только украшениями, но и создавали внутренний образ, имидж, и стиль. Подобные подходы к решению творческих задач имеют большое развивающее значение;

- использование узоротворчества, который представляет собой огромный пласт в ювелирной, художественной культуре, где сосредоточены философский взгляд, эстетический дух тюркских народов. Студенты понимали, что отдельно взятый орнамент или узор имел глубокое философское содержание, в нем сосредоточена глубина мысли народов;

- сочетание различных видов материалов, используемых в традиционной технологии обработки драгоценных металлов тюркских народов является одним из сложных процессов в решении творческих задач. Работа в сочетании различных материалов требует определенного опыта в тех или иных продуктах. Например, своеобразие, специфических черт якутской самобытной национальной культуры рассматривается в посуде из дерева (чорон), декорированная драгоценными металлами и драгоценными камнями. В изготовлении данного продукта студенты должны приобрести опыт работы из следующих материалов: драгоценный металл, закрепка камней, дерево.

Пройдя сложнейший путь студенты добиваются своих целей. Использование данного метода в решении творческих задач имеют студенты с высоким развитием творческого мышления, воображения, креативности, любознательности, мастерства и опыта.

Тема ЗБ моделирование. В информационнах технологиях широко используются методы проектов, которые основываются на самостоятельной творческой деятельности студентов. Удобная быстрая доступность к разнообразной информации, использование различных мультимедийных возможностей и материалов позволяют воплотить самые неожиданные, креативные, смелые творческие идеи. Во всех сферах производства, тем более в ювелирном деле, большую популярность приобретает моделирование с помощью компьютера. Компьютерное моделирование стимулирует студентов не только к серьезному изучению и анализу важных тем курса, но и позволяют освоить современные компьютерные программы и продукты, воспользоваться новейшими информационными и коммуникационными технологиями.

При решении творческих задач студентам предлагается проектирование своего замысла, а также, готового творческого продукта на компьютере. Сейчас невозможно представить рациональное развитие ювелирной промышленности без использования информационных, цифровых технологий. Поэтому знание и умение программирования будущих специалистов ювелирного дела - это требование современного общества.

ЗБ моделирование очень удобно и функционально для создания прототипов ювелирных изделий и украшений, так как позволяет виртуально визуализировать задуманное украшение и рассмотреть варианты размеров, цветов в объеме.

В дипломных проектах студенты выбирали любую тему из перечисленных выше блоков творческих задач.

Основными выводами в результате решения творческих задач явились:

- индивидуальное проявление философско-психологических взглядов в творческих продуктах;

- готовность к нахождению и принятию новых креативных, творческих идей;

- их применение в качестве нововведения в будущей творческой деятельности;

- создание индивидуального стиля, почерка, мастерства в изготовлении ювелирных изделий с использованием традиционных средств технологии обработки драгоценных металлов;

- проявление профессиональных, духовных качеств, самобытности.

Таким образом, в решении творческих задач была создана полная свобода для творческой работы студентов, которая помогала развивать творческие способности, раскрывать внутренние потенциалы, индивидуальность и самобытность студентов.

Смысл и содержание общепедагогической подготовки студентов, будущих ювелиров заключется в том, что необходимо организовать такие дидактические подходы, которые могли бы заметно усилить творческую направленность обучения студентов с учетом художественного характера их настоящей и будущей деятельности. Для этого в процессе их обучения следует обратить внимание не только на очевидные знания, умения и навыки, связанные с особенностями профессиональной художественной деятельностью, ювелирным делом, но и на раскрытие духовного творческого потенциала студентов, их самобытного культурного опыта.

Литература:

1. Бердяев, H.A. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века / H.A. Бердяев. - Москва: ПГПУ, 1990.-272 с.

2. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. -Москва: Школа-пресс, 1996. - 336 с.

3. Сорокин, П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии / П.А. Сорокин. - Москва: Наука, 1990.-490 с.

4. Скэнлан, Дж.П. Нужна ли России русская философия / Дж.П. Скэнлан. - Пенза: Вопросы философии, 1994. - 61 с.

5. Федотов, Г.П. Будет ли существовать Россия / Г.П. Федотов. - Москва: Наука, 1990. - 463 с.

6. Федотов, Г.П. Национальное и вселенское / Г.П.Федотов. - Москва: Наука, 1990. - 450 с.

7. Федотов, Г.П. Трагедия интеллигенции / Г.П. Федотов. - Москва: Наука, 1990. - 444 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры технологии и дизайна Амерханова Гульнара Шаарановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТНОДИЗАЙНА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. На основе рефлексии собственного педагогического опыта и анализа широкого круга специальной литературы автор исследует ряд теоретических предпосылок применения этнодизайна в школьной образовательной практике. При этом особое внимание уделяется возможностям, существующим для обучения ему в пространстве образовательных организаций, действующих в полиэтничных регионах РФ. Непосредственно перед этим говорится о роли, которую культура и, в частности, этнокультура, играет в структуре личности выпускника современной организации основного общего или среднего общего образования. Доказывается важность данной составляющей для достижения успехов в профессиональной и иной деятельности членом постиндустриального общества будущего. Далее предлагаются конкретные пути обучения этнодизайну современных школьников.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, этнокультурное развитие школьников, этнодизайн, учитель, ученик.

Annotation. Based on the pedagogical experience reflection and wide specialized literature range analysis, the author explores a number of theoretical prerequisites for the ethnodesign application in school educational practice. At the same time, special attention is paid to the opportunities that exist for teaching it in the space of educational organizations operating in the Russian Federation multiethnic regions. Immediately before this, it is said about the role that culture, and in particular ethnoculture, plays in the personality structure of the modern basic general or secondary general education organization graduate. The importance of this component for achieving success in professional and other activities by a member of the post-industrial society is proved. Further, specific ways of teaching ethnodesign to modern schoolchildren are proposed.

Key words: basic general education, secondary general education, ethnocultural development of schoolchildren, ethnodesign, teacher, student.

Введение. Как известно, полноценная личность представляет собой продукт синтеза биологического и социального начал (А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). Представим соотношение между этими составляющими (Табл. 1).

Таблица 1

Структура личности

_Личность_

Биологическое начало | Социальное начало

Культура_

Отсюда следует, что культура выступает в качестве объединяющего компонента личности [8, С. 19-20]. В то же время она является одной из сфер реализации природных и социальных качеств человека. Данная дефиниция, таким образом, относится к материальной, социальной и индивидуальной сторонам бытия члена современного общества, в т.ч. проходящего обучение в общеобразовательной организации [7, С. 59].

Актуальность применения соответствующих категорий по ходу работы с современными российскими школьниками обуславливается следующими факторами:

- существование противоречий между глобализацией большинства процессов в жизни социума с одной стороны и наблюдающимся в полиэтничных странах и регионах стремлением к сохранению региональной идентичности представителей подрастающего поколения - с другой [6, С. 181];

- повышение роли умственного труда в современной экономике;

- необходимость в создании педагогических условий, соблюдение которых позволят обеспечить творческую самореализацию учащихся [8, С. 20].

Одним из видов культурной деятельности, доступной современным школьникам, позволяющим реализовать указанные факторы в ходе дальнейшего совершенствования отечественной образовательной системы, является этнодизайн (Г.С. Егоров, Г.С. Костюк, Н.М. Лавриненко, Б.Ф. Мельниченко). Указанный термин был введён в научный оборот сравнительно недавно. Соответственно, не существует общепринятого толкования данной категории. С другой стороны, сегодня она достаточно широко используется в педагогике и культурологии (Ш. Ауробиндо, А.О. Ивченко, Г.С. Костюк, В.Г. Кремень, Б.Ф. Мельниченко, P.M. Силко, П.П. Чубинський).

На современной стадии разработки данной проблемы можно утверждать, что этнический дизайн представляет собой прикладной инструмент, напрямую связанный с конструктивными или инженерными свойствами тех или иных объектов, воспроизводимых по ходу учебного моделирования (А. Бровченко, В.Г. Кремень, P.M. Силко).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из вышеизложенного следует, что традиционные культура и искусство народов, населяющих нашу многонациональную страну, обладая такими типологическими характеристиками как рациональность, утилитарность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.