Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО"'

АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ЮВЕЛИР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Юрьевна

Профессия ювелир - это синтез различных качеств, таких как проектировщика, технолога, и изготовителя собственной идеи в материале. Многообразие форм современного ювелирного искусства заставляет рассматривать его как своего рода «гибридный» жанр: то родственного монументальному искусству, то скульптуре и керамическим рельефам, то дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование художественного металла на стыке разных жанров отображает современное общество, в котором востребованы высокопрофессиональные и коммуникабельные специалисты, обладающие способностью креативного мышления, умеющими самостоятельно находить и применять полученную информацию. К одной из важных профессиональных дисциплин относится «Проектирование, технология и производственное мастерство» направленная на развитие у студентов профессиональных знаний, методов последовательно развивающегося творческого процесса формообразования изделий декоративно-прикладного искусства от эскиза до изготовления в материале. Целью учебной дисциплины является формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области художественной обработки металла, способного создать художественные произведения на основе художественно-оформительской, проектной и технологической подготовки, которая проявляется в компетентностном формате. Будучи объектом внимания многих исследователей, вопрос определения критерий оценки творческой деятельности учащихся является одним из важнейших, актуальным, и открытым на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF CONTROL OF RESULTS OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON THE SUBJECT: "DESIGN, TECHNOLOGY AND PRODUCTION SKILLS"

The profession of jeweler is a synthesis of different qualities, such as designer, engineer, and manufacturer their own ideas in the material. The diversity of forms of contemporary jewelry art forces you to consider it as a kind of hybrid genre: the related monumental art, sculpture and ceramic reliefs, design and scenographic solutions. This existence of art metal at the junction of different genres displays a modern society, which demand a highly professional and sociable professional with the ability of creative thinking, able to independently find and use the information. One of the most important professional disciplines is "Design, technology and production skills" aims to develop students ' professional knowledge, methods, consistently developing creative process of shaping the products of decorative-applied art from sketch to manufacture the material. The purpose of the discipline is the formation of professional qualities of future specialist in the field of artistic processing of metal, able to create works of art based on decoration, design and technological preparation, which is manifested in the competence format. Being the object of attention of many researchers, the question of determining the criterion of creative activity of students is one of the most important, relevant, and open to date.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И _ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО»_

Осипова Светлана Юрьевна

Старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет

г. Тольятти

ASPECTS OF CONTROL OF RESULTS OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON THE

SUBJECT: "DESIGN, TECHNOLOGY AND PRODUCTION SKILLS"

Osipova Svetlana

Senior teacher, Togliatti state University the city of Togliatti

АННОТАЦИЯ

Профессия ювелир - это синтез различных качеств, таких как проектировщика, технолога, и изготовителя собственной идеи в материале.

Многообразие форм современного ювелирного искусства заставляет рассматривать его как своего рода «гибридный» жанр: то родственного монументальному искусству, то скульптуре и керамическим рельефам, то дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование художественного металла на стыке разных жанров отображает современное общество, в котором востребованы высокопрофессиональные и коммуникабельные специалисты, обладающие способностью креативного мышления, умеющими самостоятельно находить и применять полученную информацию.

К одной из важных профессиональных дисциплин относится «Проектирование, технология и производственное мастерство» направленная на развитие у студентов профессиональных знаний, методов последовательно развивающегося творческого процесса формообразования изделий декоративно-прикладного искусства от эскиза до изготовления в материале.

Целью учебной дисциплины является формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области художественной обработки металла, способного создать художественные произведения на основе художественно-оформительской, проектной и технологической подготовки, которая проявляется в компетентностном формате.

Будучи объектом внимания многих исследователей, вопрос определения критерий оценки творческой деятельности учащихся является одним из важнейших, актуальным, и открытым на сегодняшний день.

ABSTRACT

The profession of jeweler is a synthesis of different qualities, such as designer, engineer, and manufacturer their own ideas in the material.

The diversity of forms of contemporary jewelry art forces you to consider it as a kind of hybrid genre: the related monumental art, sculpture and ceramic reliefs, design and scenographic solutions. This existence of art metal at the junction of different genres displays a modern society, which demand a highly professional and sociable professional with the ability of creative thinking, able to independently find and use the information.

One of the most important professional disciplines is "Design, technology and production skills" aims to develop students ' professional knowledge, methods, consistently developing creative process of shaping the products of decorative-applied art from sketch to manufacture the material.

The purpose of the discipline is the formation of professional qualities of future specialist in the field of artistic processing of metal, able to create works of art based on decoration, design and technological preparation, which is manifested in the competence format.

Being the object of attention of many researchers, the question of determining the criterion of creative activity of students is one of the most important, relevant, and open to date.

Ключевые слова: профессия ювелир; профессиональная дисциплина; проектирование; технология; производственное мастерство; критерии оценки; педагогическая система.

Keywords: jeweler profession; professional discipline; design; technology; production skills; evaluation criteria; pedagogical system.

За основу нашего исследования принята точка зрения Пекиной О.И., согласно которой «критерии оценки должны рассматриваться как педагогическая система, через множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчинениях целям воспитания, обучения и развития.

Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. Системный подход позволяет проанализировать, обобщить и, в конечном счете, сформировать критериально - оценочную базу, которая может стать надежной методической основой в совершенствовании, как педагогической теории, так и педагогической практики.

Обеспечить глубокое и всестороннее рассмотрение критериев оценки может понимание целей и задач художественно-эстетического воспитания как целостной системы развития когнитивной, психомоторной и аффективной эмоционально - ценностной сфер личности. С их позиции искусство следует рассматривать как 1) источник научной информации объективных знаний; 2) источник чувственно - эстетической информации; 3) носитель нравственно- эстетических ценностей общества. При этом на совокупности первой и второй сфер в процессе обучения под оценку попадает учебно-творческий результата, как продукт синтеза науки и технологии, который отражает уровень технического прогресса (используемого в учебной практике учителя) и технологического мастерства студента. Интеграция второй и третей сфер позволяет оценить учебно-творческий результат, как продукт художественно-образного мышления, отражающий уровень творческого потенциала студента. Развернутый анализ продуктов учебной и творческой деятельности позволяет охарактеризовать нравственно - эстетическую позицию личности учащегося, его предпочтения и ценности, и своевременно произвести психолого-педагогическую коррекцию. А также показать учителю возможности совершенствования своей профессиональной деятельности» [1].

Для установления параметров оценки и их систематизации критерий оценивания творческих работ студентов необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей развития психических процессов, определения их вида и механизмов, которые в целом обуславливают способы и приемы обучения художественной деятельности [2].

Основная масса учебных работ студентов носит творческий характер, с концептуальным решением, не ограниченным жесткими рамками конкретной функциональности, они - своеобразные модули для дальнейшего трансформирования

5_

в тиражные ювелирные украшения.Они конкурируют с изделиями из драгоценных металлов, которые дороже по стоимости, но часто не превосходят их по дизайну, и как правило, уступают в оригинальности решения. Средствами своего жанра, студенты выражают положительные идеалы эпохи, утверждая красоту жизни в разных ее проявлениях. Свои темы и мотивы они черпают из окружающей жизни, из событий, волнующих их лично как членов общества.

Дисциплина реализует свое содержание в трехблоковом формате:

1. Проектная деятельность

2. Технология металлов

3. Производственное мастерство

Для каждой, из которой разработаны критерии оценки учебно-творческих работ.

Проектная деятельность.

1. креативность и новизна идеи высокий уровень комбинаторного и новаторского мышления, возможности использования условного языка в решении сложных ассоциативно - образных задач;

2. проработка идеивыбор темы и ее обоснование: указана причина выбора (потребность), назначение, область применения, степень значимости ювелирного изделия, произведено информационное исследование и анализ, результаты исследования отражены в поисковых эскизах, разработка широкого спектра эскизов или разнообразных идей, объем и полнота разработок;

3.композиционное решение ювелирного изделия определены основные смыслы и пластические возможности в композиционной задаче;

4. графическая подача проекта выполнена в соответствии с выбранным материалом и техникой;

5.учебные действия и самостоятельность во время работы проявлена активность, задание выполнено в полном объёме, безошибочно

Технология металлов.

1.использование источников информацииизу-чение свойств материалов через знакомство со специальной литературой;

2.свойства металловустановление взаимосвязи между составом, структурой и иными свойствами конструкционных материалов;

3.приемы и технологии изготовленияхудоже-ственной обработки металлов, применяемыми художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства; современные технологии изготовления и использования различных материалов в сфере художественной обработки металлов.

Производственное мастерство.

1.технологический процесс изготовленияиз-делие выполнено с учетом технологическойкарты изготовления изделия;

2.современные методы применены при изготовлении продукции и организации рационального использования материалов;

3.качествосоответствие нормам качества готовых изделий;

4.техники безопасностисоблюдение правил поведения в мастерской при изготовлении изделия из металла.

В системе художественно-промышленного образования основным подходом, как в целом в практике традиционной педагогики, применяется нормативный подход к оценке достижений учащихся путем сравнения их успехов между собой. Такой подход к оцениванию лишает учащихся возможности занять активную позицию и снижает учебную мотивацию [3]. Предложенная система критериев оценки позволяет студентам наиболее качественно организовывать свою само-

стоятельную работу, определять траекторию индивидуального творческого развития, достигать более высоких результатов обучения.

Литература:

1. Пекина О.И. Оценочная параметристика детского изобразительного творчества // The generation of scientific ideas materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2014. С. 146-155.

2. Пекина О.И. Психолого-педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей учащихся // II Всероссийская научно-практическая конференция «Изобразительное искусство в социокультурном пространстве современности: тенденции, педагогика, инновации». Сборник докладов: - Томск: ТОИУМЦКИ, 2014. -С. 98-110.

3. Бычкова С.А. Критериальное оценивание на уроках гуманитарного цикла // Школьные технологии. - № 3. - 2015. С. 143-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.