Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО"'

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО / ИСКУССТВО ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА / ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / ДИЗАЙН МАЛЫХ ПЛАСТИЧЕСКИХ ФОРМ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова С. Ю.

В статье рассматриваются проблемы определения критериальных показателей результатов учебно-творческой деятельности студентов направления подготовки 54.03.02, профиль «Художественный металл» в задачах учебной дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО"»

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТЕ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО»

© Осипова С.Ю.1

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассматриваются проблемы определения критериальных показателей результатов учебно-творческой деятельности студентов направления подготовки 54.03.02, профиль «Художественный металл» в задачах учебной дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство».

Ключевые слова ювелирное дело, искусство обработки металла, технология и производственное мастерство, дизайн малых пластических форм, критерии оценки, высшее образование, учебный процесс.

Профессия ювелир - это синтез различных качеств, таких как проектировщика, технолога, и изготовителя собственной идеи в материале.

Многообразие форм современного ювелирного искусства заставляет рассматривать его как своего рода «гибридный» жанр: то родственного монументальному искусству, то скульптуре и керамическим рельефам, то дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование художественного металла на стыке разных жанров отображает современное общество, в котором востребованы высокопрофессиональные и коммуникабельные специалисты, обладающие способностью креативного мышления, умеющими самостоятельно находить и применять полученную информацию.

К одной из важных профессиональных дисциплин относится «Проектирование, технология и производственное мастерство» направленная на развитие у студентов профессиональных знаний, методов последовательно развивающегося творческого процесса формообразования изделий декоративно-прикладного искусства от эскиза до изготовления в материале.

Целью учебной дисциплины является формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области художественной обработки металла, способного создать художественные произведения на основе художественно-оформительской, проектной и технологической подготовки, которая проявляется в компетентностном формате.

К задачам дисциплины относится знакомство студентов с основными этапами создания художественного изделия из металла, начиная от эскизно-

1 Старший преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства.

го представления до рабочих чертежей и макетов, позволяющих увидеть задуманное, более точно откорректировать форму будущего изделия. Изучение основных групп материалов, применяемых в ювелирной промышленности, их свойства и области применения является важной частью программы, без которой немыслимо верное технологическое исполнение изделия непосредственно в материале. Получение реальных представлений о технологических процессах производства предметов ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать правила техники безопасности при выполнении различных видов обработки металла и камня; методы проектирования в ювелирном искусстве; технологию изготовления ювелирных изделий; широкий спектр технических приемов изготовления ювелирных изделий.

- Уметь решать основные типы художественно проектных задач; проектировать единичные и промышленные изделия (серии, наборы, комплекты); проектировать различные виды художественных изделий из металла в сочетании с другими материалами, с учетом современной технологической цепочки их производства; воплощать задуманное в материале с учетом технологической картой изделия.

- Владеть приемами художественной обработки металла, способствующих качеству проектируемых изделий; знаниями методов организации учебно-творческого процесса художников декоративно-прикладного искусства.

Любой образовательный процесс не мыслим вне контроля достижения заданных программным содержанием результатов обучения. В системе художественно-промышленного образования основной формой, как в целом в практике традиционной педагогики, является нормативный подход к оценке достижений учащихся путем сравнения их успехов между собой. Такой метод оценивания лишает учащихся возможности занять активную позицию и снижает учебную мотивацию [1].

Будучи объектом внимания многих исследователей, вопрос определения критерий оценки творческой деятельности учащихся является одним из важнейших, актуальным, и открытым на сегодняшний день.

За основу нашего исследования принята точка зрения О.И. Пекиной, согласно которой «критерии оценки должны рассматриваться как педагогическая система, через множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчинениях целям воспитания, обучения и развития.

Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. Системный подход позволяет проанализировать, обобщить и, в конечном счете, сформировать критериально-оценочную базу, которая может стать надежной методической основой в совершенствовании, как педагогической теории, так и педагогической практики.

Обеспечить глубокое и всестороннее рассмотрение критериев оценки может понимание целей и задач художественно-эстетического воспитания как целостной системы развития когнитивной, психомоторной и аффективной эмоционально - ценностной сфер личности. С их позиции искусство следует рассматривать как 1) источник научной информации объективных знаний; 2) источник чувственно-эстетической информации; 3) носитель нравственно-эстетических ценностей общества. При этом на совокупности первой и второй сфер в процессе обучения под оценку попадает учебно-творческий результат, как продукт синтеза науки и технологии, который отражает уровень технического прогресса (используемого в учебной практике учителя) и технологического мастерства студента. Интеграция второй и третей сфер позволяет оценить учебно-творческий результат, как продукт художественно-образного мышления, отражающий уровень творческого потенциала студента. Развернутый анализ продуктов учебной и творческой деятельности позволяет охарактеризовать нравственно-эстетическую позицию личности учащегося, его предпочтения и ценности, и своевременно произвести психолого-педагогическую коррекцию. А также показать учителю возможности совершенствования своей профессиональной деятельности» [2].

Для установления параметров оценки и их систематизации критерий оценивания творческих работ студентов необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей развития психических процессов, определения их вида и механизмов, которые в целом обуславливают способы и приемы обучения художественной деятельности [3].

Основная масса учебных работ студентов носит творческий характер, с концептуальным решением, не ограниченным жесткими рамками конкретной функциональности, они - своеобразные модули для дальнейшего трансформирования в тиражные ювелирные украшения. Они конкурируют с изделиями из драгоценных металлов, которые дороже по стоимости, но часто не превосходят их по дизайну, и, как правило, уступают в оригинальности решения. Средствами своего жанра, студенты выражают положительные идеалы эпохи, утверждая красоту жизни в разных ее проявлениях. Свои темы и мотивы они черпают из окружающей жизни, из событий, волнующих их лично как членов общества.

Дисциплина реализует свое содержание в формате трех направлений:

1. Проектная деятельность.

2. Технология металлов.

3. Производственное мастерство.

Для каждой, из которой разработаны критерии оценки учебно-творческих работ. Следует отметить их интеграционную связь, взаимодополняемость.

Проектная деятельность:

- креативность и новизна идеи высокий уровень комбинаторного и новаторского мышления, возможности использования условного языка в решении сложных ассоциативно-образных задач;

- проработка идеи выбор темы и ее обоснование: указана причина выбора (потребность), назначение, область применения, степень значимости ювелирного изделия, произведено информационное исследование и анализ, результаты исследования отражены в поисковых эскизах, разработка широкого спектра эскизов или разнообразных идей, объем и полнота разработок;

- композиционное решение ювелирного изделия определены основные смыслы и пластические возможности в композиционной задаче;

- графическая подача проекта выполнена в соответствии с выбранным материалом и техникой;

- учебные действия и самостоятельность во время работы проявлена активность, задание выполнено в полном объёме, безошибочно

Технология металлов:

- использование источников информации изучение свойств материалов через знакомство со специальной литературой;

- свойства металлов установление взаимосвязи между составом, структурой и иными свойствами конструкционных материалов;

- приемы и технологии изготовления художественной обработки металлов, применяемыми художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства; современные технологии изготовления и использования различных материалов в сфере художественной обработки металлов.

Производственное мастерство.

- технологический процесс изготовления изделие выполнено с учетом технологической карты изготовления изделия;

- современные методы применены при изготовлении продукции и организации рационального использования материалов;

- качество соответствие нормам качества готовых изделий;

- техники безопасности соблюдение правил поведения в мастерской при изготовлении изделия из металла.

Предложенная система критериев оценки позволяет студентам наиболее качественно организовывать свою самостоятельную работу, определять траекторию индивидуального творческого развития, достигать более высоких результатов обучения.

Список литературы:

1. Пекина О.И. Оценочная параметристика детского изобразительного творчества // The generation of scientific ideas materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. - 2014. - С. 146-155.

2. Пекина О.И. Психолого-педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей учащихся // Изобразительное искусство в социокультурном пространстве современности: тенденции, педагогика, ин-

новации: сб. докл.П Всерос. науч.-практ. конф. - Томск: ТОИУМЦКИ, 2014. -С. 98-110.

3. Бычкова С.А. Критериальное оценивание на уроках гуманитарного цикла // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 143-151.

4. Алексеев И.С. Основы производства драгоценных металлов, алмазов и ювелирных украшений: учебное пособие для вузов / И.С. Алексеев. -Гриф УМО. - М.: КНОРУС, 2008. - С. 559-600.

5. Новиков В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений / В.П. Новиков, В.С. Павлов. - Ленинград: Политехника, 1991. - 205 с.

6. Простаков С.В. Ювелирное дело: учеб. пособие / С.В. Простаков. -Изд. 2-е, доп. и перераб.; Гриф МО. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 349 с.

7. Лямин И.В. Художественная обработка металлов / И.В. Лямин. - Изд. 2-е, стер. - М.: Машиностроение, 1984. - 112 с.

8. Мельников И.В. Художественная обработка металлов / И.В. Мельников. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 441 с.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

© Филиппова Е.В.1

Академия государственной противопожарной службы МЧС России,

г. Москва

Доказывается необходимость формирования коммуникативной компетенции специалистов на занятиях по русскому языку и культуре речи. Предлагаются два творческих проекта, содержание которых связано с профессиональной деятельностью сотрудников противопожарной службы МЧС.

Ключевые слова активные методы обучения, коммуникативная компетенция, творческий проект, навыки составления убедительного текста, коммуникативный барьер, образ и слоган, критерии оценки проекта, публичное выступление, профилактика противопожарной безопасности.

В современных условиях значение гуманитарных дисциплин при подготовке специалистов государственной пожарной службы МЧС возрастает по причине того, что их профессиональная деятельность погружена в социальную действительность, которая требует принятия управленческих решений,

1 Доцент кафедры Русского языка и культуры речи, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.