Научная статья на тему 'Особенности эстетического воспитания студентов инженерных специальностей в процессе изучения основ дизайна'

Особенности эстетического воспитания студентов инженерных специальностей в процессе изучения основ дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ ДИЗАЙНУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Татьяна Владимировна

В статье обосновывается необходимость эстетического образования студентов инженерных специальностей. Автор рассматривает особенности подготовки инженеров-технологов по направлениям специализаций, в которой важное место занимает изучение основ дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эстетического воспитания студентов инженерных специальностей в процессе изучения основ дизайна»

ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ДИЗАЙНА

Т.В. Смирнова

Сегодня человечество переживает сложный период перехода от техногенной культуры и технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации. Состояние современного общества характеризуется бурной информатизацией и научно-технической активностью и поэтому остро нуждается в установлении баланса между отчуждением человека и гуманистическими тенденциями. Как нам представляется, ближайшими шагами к осмыслению возможных путей выхода человечества из надвигающегося глобального кризиса могут стать развитие интеграции образного мироощущения с инженерной деятельностью, обогащение последней более широкими подходами к решению своих задач и исследование иррационального потенциала человеческих возможностей.

В связи с этим резко обострилась потребность в гуманизации образования, в усилении гуманитарной подготовки инженеров в технических вузах. В сложившейся ситуации большие надежды возлагаются на дизайн, т. к. он занимается непосредственным изучением воздействия эстетических критериев на общественное сознание через создаваемую им предметную среду.

Благодаря изучению основ дизайна и искусства у студентов инженерных специальностей появляется возможность глубоко осмыслить неоднозначность современных социальных и научно-технических процессов, увидеть необычные возможности искусства и дизайна в социальном и техническом проектировании. Это знакомство позволяет студентам проанализировать, например, корни, социального зла и роль явлений искусства и дизайна в тиражировании и укоренении этого зла в социальных структурах и в индивидуальном менталитете. Не стоит забывать, что в современном обществе главными ориентирами эстетического становятся политика, мораль и новейшие технологии. Они совпадают и с теми, которые необходимы для развития современной дизайн-деятельности.

В этой связи дизайн можно рассматривать как активный творческий резерв гуманизации инженерного образования, а в качестве теоретической основы дизайна предлагается его эстетическое начало.

В учебных программах высших учебных заведений технического профиля выделяется комплекс дисциплин, целью которых являются становление и совершенствование творческих навыков, необходимых в инженерной деятельности. Помимо специальных дисциплин, изучающих дизайн как особую проектную деятельность (художественное проектирование), таких как «Технический дизайн и художественное конструирование», в этот комплекс входят элементы наук, привлекаемых для нужд проектирования. К ним относятся дисциплины производ-

ственного цикла: «Материаловедение», «Теория конструирования», «Экономика и организация производства».

Проблемы современной дизайн-деятельности изучают дисциплины социально-гуманитарной области знания: социология, социальная психология, семиотика, эргономика, экология и т. п. Их задача заключается в том, чтобы помочь глубже понять связи объекта с социальной, предметной и природной средой.

На наш взгляд, успех дизайна в сфере инженерной подготовки зависит от того, насколько его идеи и методы осознаны и восприняты инженерами и вообще техническими специалистами. К сожалению, большинство инженерно-технических работников далеки от понимания эстетических принципов формирования предметной среды. Причина этого кроется в структуре инженерного образования и учебных программ, которые практически лишены эстетического начала.

В разработке учебных программ по инженерному образованию необходимо всегда помнить о том, что основы дизайн-деятельности заложены в инженерию изначально. Поэтому поправить положение в так необходимом инженерии эстетическом образовании возможно не только введением дизайнерской подготовки в учебные планы в качестве, например, кратких ознакомительных курсов по основам технической эстетики и художественного конструирования. Необходимы подходы, которые помогут дизайну органически вплестись в общую ткань учебно-воспитательного процесса технического вуза и занять своё достойное место.

В отечественных втузах в последнее десятилетие успешно осуществляется подготовка инженеров, чья профессиональная деятельность тесным образом связана с технической эстетикой и дизайном. В качестве примера можно привести подготовку инженеров-технологов по специальности «Технология художественной обработки материалов» (в ИЦМиЗ СФУ). В этом вузе на кафедре обработки металлов давлением ведётся подготовка студентов по направлениям специализаций «Производство ювелирных изделий» и «Художественная обработка металла» [Сидельников 2004 : 472].

Технология художественной обработки материалов относится к области науки и искусства. Она включает в себя совокупность средств, приемов, способов и методов обработки различных материалов, как металлических, так и неметаллических, с целью создания и реставрации художественно-промышленных изделий.

В общих характеристиках направления подготовки дипломированного специалиста по «Технологии художественной обработки материалов» отмечается, что видами профессиональной деятельности инженера-технолога этого направления является не только производственно-технологическая и организационно-управленческая деятельность. Особое значение приобретает художественно-производственная, проектная и экспериментально-исследовательская деятельность.

В число основных задач профессиональной деятельности по специальности «Технология художественной обработки материалов» (производственно-технологической и организационно-управленческой) входят проектная и художественно-производственная задачи.

В квалификационных требованиях к инженеру-технологу по художественной обработке материалов говорится о том, что для решения профессиональных задач инженер:

— разрабатывает художественно-конструкторские проекты по созданию художественно-промышленных изделий;

— разрабатывает художественные эскизы выпускаемой продукции;

— проводит художественно-искусствоведческий анализ;

— осуществляет контроль над соблюдением эстетических требований при разработке и производстве художественно-промышленных изделий;

— организует работу по повышению искусствоведческих знаний работников;

— способствует развитию творческой инициативы, рационализаторства, изобретательства, внедрению достижений науки и техники, обеспечивая эффективную работу организации.

Таким образом, в подготовке инженеров-технологов этих направлений специализаций особое внимание уделяется формированию эстетического вкуса и повышению уровня личной культуры будущего инженера. Это в конечном счёте отражается на эстетических параметрах создаваемого инженером объекта.

Необходимо отметить, что в процессе создания художественно-промышленных и других инженерных объектов в качестве необходимых «параметров» выступают нормы красоты, внутренняя эстетическая установка инженера, эстетические идеалы, чувство гармонии, симметрии или асимметрии, пропорциональности и т. п. Они формируются при непосредственном использовании полученных знаний основ дизайна и технической эстетики, которые оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу личности инженера [Алехин 1993 : 78].

Важным источником необычных эмоциональных состояний для инженера являются искусство, архитектура, литература других эпох и народов. Поэтому искусство можно назвать одним из инструментов гуманизации, ссылаясь на высказывание Г. Гегеля о том, что «искусство действительно стало первым учителем народов» [Заховаева 2005 : 113]. Богатство и развитость эмоциональной сферы содействуют творческому подъему инженера-изобретателя.

Думается, что тесное общение с искусством, знакомство и изучение тенденций его развития способны формировать новые эмоциональные комплексы личности инженера, дают возможность в неожиданном для себя ракурсе взглянуть на реальность, тем самым как бы расширяя эмоциональные стереотипы и открывая путь новому мироощущению.

Например, основная образовательная программа подготовки инженера-тех-нолога по специальности «Технология художественной обработки материалов» предусматривает изучение студентами цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД), в который входят художественные дисциплины. К этим дисциплинам относятся: «Теория теней и перспективы», «Рисунок», «Живопись и цветове-дение», «Композиция», «Скульптура и лепка», «История искусств», «Дизайн, художественные стили и конструирование».

В подготовке инженеров данной специальности важное место занимает проведение практических занятий и учебно-ознакомительных практик по дисциплинам художественного цикла. Они проводятся на промышленных предприятиях профиля, в мастерских, музеях и выставочных залах. Организуются экскурсии на торговые и промышленные ярмарки, где выставляются новейшие изделия в области ювелирного производства, выставки художественных изделий из металла, в учебно-производственные лаборатории вузов, научно-исследова-

тельские учреждения, обладающие современным оборудованием по художественной обработке материалов и художественными экспонатами.

Например, практическое обучение специалистов в области ювелирного производства проводится в ювелирной лаборатории ИЦМиЗ СФУ, созданной в рамках совместного проекта с одним из ювелирных объединений города «Диадема». С ним заключены договоры о сотрудничестве и научно-исследовательских работах; разработана и реализуется программа по дополнительному образованию; осуществляется стажировка по изучению опыта подготовки ювелиров в России и за рубежом.

Первым результатом полученных практических навыков будущих специалистов ювелирного производства стало участие студентов в создании почетного знака «70 лет Красноярскому краю», который явился совместным проектом ИЦМиЗ СФУ и объединения «Диадема».

По направлению специализации «Художественная обработка металлов» проводится подготовка инженеров-технологов с навыками художественной ковки в соответствии со специально разработанным учебным планом, который позволяет осуществлять полноценную подготовку специалиста по художественной ковке на стыке гуманитарных и технических дисциплин. Количество обучающихся студентов по данной специализации небольшое. Их подготовка ведётся по плану, предполагающему индивидуальную работу с каждым из студентов. Руководителем специализации является заведующий лабораторией художественной ковки ИЦМиЗ СФУ, художник-кузнец, председатель Союза кузнецов России С.А. Колчин, чьи художественные произведения в металле имеют международное признание.

Работы выпускников специализации связаны с проектированием и изготовлением декоративных изделий бытового и художественного назначения, предназначены для оформления интерьеров вуза и прилежащей к нему территории.

Заметим, что в эстетическом развитии личности инженера большое значение имеет её личная заинтересованность. Студенты специализации «Художественная обработка металлов» принимают активное участие в ежегодном Краевом фестивале кузнечного дела. На фестивале организуется выставка мастеров художественной ковки, где студенты имеют возможность показать зрителям свои лучшие работы, например, декоративные предметы интерьера, мебель, малую пластику. В рамках фестиваля студенты могут принять участие в конкурсе кузнечного мастерства.

Пробудить интерес к прекрасному, окружающему нас в мире, помогают занятия по художественному циклу дисциплин, преподаваемых в техническом вузе. Благодаря этим дисциплинам значительно расширяется общий кругозор студентов в области мировой культуры. Знание классических произведений литературы, живописи, музыки, архитектуры и других видов искусства помогает направить интересы и целевые установки будущих инженеров по пути ориентации на лучшие позитивные образцы мирового культурного опыта и усвоить в художественно-образной форме представления о гармонии, красоте, пропорциональности, многовариантности и избирательности.

Результатом художественно-эстетической подготовки выпускников специализации «Художественная обработка металлов» является формирование у них зна-

ний: законов рисунка, композиции, цветоведения; эстетических критериев создания и оценки художественно-промышленных изделий; владения: практическими навыками рисунка, живописи, композиции, скульптуры; приемами разработки эскизов художественных изделий; приемами эскизной разработки художественно-промышленных изделий; навыками искусствоведческого анализа в области художественных изделий.

У инженеров-технологов формируются представления о дизайне; об эстетических критериях создания художественных и декоративно-прикладных изделий; об исторических особенностях развития мирового и отечественного искусства.

В техническом вузе дисциплины художественно-эстетического цикла призваны решать задачу формирования чувственного отношения будущего инженера к окружающей действительности, а эстетика дает внешние ориентиры в совершенствовании инженерной деятельности. Отражая стремление человека к освоению окружающей среды, инженерия вынуждена пользоваться инструментарием образного мироощущения, способного активизировать творческий потенциал инженера; при этом образ является инструментом гармонизации (специалиста, деятельности, общества), поскольку выступает в роли эстетического «ключа доступа» к мировоззренческой целостности.

Мы считаем, что изучение дисциплин художественно-эстетического цикла способно формировать новые эмоциональные комплексы личности инженера, тем самым содействуя активизации инженерного творчества в деятельности ин-женера-изобретателя.

Библиографический список

1. Алехин, В.В. Философские проблемы инженерного труда / В.В. Алехин. — М.: Высшая школа. 1993. — 97 с.

2. Заховаева, А.Г. Девальвация личности: откуда черпать человеческое? / А.Г. Заховае-ва // Философия и общество — 2005. — № 3 — С. 110—120.

3. Сидельников, С.Б. Подготовка специалистов в области производства ювелирных изделий / С.Б. Сидельников, С.В. Беляев // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов;Гос. образоват. учреждение «ГУЦМиЗ». — Красноярск, 2004. — 492 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.