Научная статья на тему 'ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТЮМЕНИ'

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТЮМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / педагогика / учителя / Тюмень / послевоенный период / education / pedagogy / teachers / Tyumen / post-war period

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Викторовна Бородулина, Артем Васильевич Скочин

Введение. Целью работы является определение направлений трансформации учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях Тюмени в послевоенные годы. В контексте исследования авторы изучают расширение сети и техническое состояние общеобразовательных учебных заведений, отмечают изменения в кадровом составе школ, раскрывают различные аспекты методической подготовки педагогов, а также процесс трансформации образовательных программ учебных заведений. Методы и материалы. Основу работы составили не публиковавшиеся ранее архивные делопроизводственные и статистические материалы, нормативно-правовые акты, которые издавались в составе сборников документов в изучаемый период, а также сведения периодической печати послевоенных лет. Кроме того, за последнее десятилетие в историографии появилось значительное количество региональных исследований, касающихся проблемы школьного образования в изучаемый период. Анализ. Советское образование в 1945–1953 гг. переживало серьезный кризис. Нуждающиеся в ремонте здания школ, отсутствие достаточного количества учебных помещений и педагогических кадров, тяжелое материально-бытовое положение общеобразовательных учреждений, сложности в реализации закона о всеобуче, рост требований к общеобразовательной подготовке учащихся и педагогической деятельности учителей – это далеко не все проблемы, с которыми столкнулось советское образование в послевоенный период. Результаты. Исследователи приходят к выводу, что послевоенные годы стали важным временем трансформации учебного процесса в школах Тюмени, обусловив его переход к мирному времени. В исследуемый период расширяется сеть учебных заведений города, растет и численность учащихся. Вместе с тем остается нерешенным целый ряд проблем, которые касались низкого технического состояния учебных заведений и многосменности занятий. В середине 1940 – начале 1950-х гг. в школах города происходит рост количества, повышается стаж и уровень образования педагогических кадров. Вклад авторов. Поиск, систематизация и анализ архивных документов, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати, а также исследовательской литературы по теме работы с последующим написанием основной части статьи осуществлялась Е.В. Бородулиной. Редакция текста, написание обобщающих выводов, проверка ссылок проводились А.В. Скочиным. Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-49-720018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TYUMEN IN 1945–1953

Introduction. The aim of the work is to determine the significance of the transformation of the educational process in general educational institutions of Tyumen in the post-war period. In the context of the study, the authors study the expansion of the network and the technical condition of general educational institutions, note changes in the staffing of schools, reveal various aspects of the methodological training of teachers, as well as the process of transforming the educational programs of educational institutions. Methods and materials. The basis of the research work was made up of previously unpublished archival records and statistical materials, regulations that were published as part of collections of documents during the period under study, as well as information from periodicals of the post-war years. In addition, over the past decade, a significant number of regional studies have appeared in historiography concerning the problem of school education in the period under study. Analysis. Soviet education in 1945–1953 was experiencing a serious crisis. School buildings in need of repair, lack of a sufficient number of classrooms and teaching staff, difficult financial and living conditions of general education institutions, difficulties in implementing the law on universal education, increasing requirements for the general education training of students and the teaching activities of teachers – these are not all the problems that Soviet education faced in the post-war period. Results. The researchers come to the conclusion that the post-war years became an important time for the transformation of the educational process in the schools of Tyumen, causing its transition to peacetime. During the study period, the network of educational institutions in the city was expanding, and the number of students was also growing. At the same time, a number of problems remained unresolved, which concerned the low technical condition of educational institutions and multi-shift classes. In the mid-1940s and early 1950s, in the schools of the city, there was an increase in the number, experience, and level of education of teaching staff. Author’s contribution. The search, systematization, and analysis of archival documents, regulations, periodicals, as well as research literature on the topic of research work, followed by composing the main part of the article, was carried out by Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of History of Tyumen State University, E.V. Borodulina. Posing general conclusions and checking references was carried out by A.V. Skochin. Funding. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 20-49-720018.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТЮМЕНИ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.5.13

UDC 93/94 Submitted: 03.09.2023

LBC 63.3(2)6-7 Accepted: 29.11.2023

GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TYUMEN IN 1945-1953

Elena V. Borodulina

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

Artyom V. Skochin

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

Abstract. Introduction. The aim of the work is to determine the significance of the transformation of the educational process in general educational institutions of Tyumen in the post-war period. In the context of the study, the authors study the expansion of the network and the technical condition of general educational institutions, note changes in the staffing of schools, reveal various aspects of the methodological training of teachers, as well as the process of transforming the educational programs of educational institutions. Methods and materials. The basis of the research work was made up of previously unpublished archival records and statistical materials, regulations that were published as part of collections of documents during the period under study, as well as information from periodicals of the post-war years. In addition, over the past decade, a significant number of regional studies have appeared in historiography concerning the problem of school education in the period under study. Analysis. Soviet education in 1945-1953 was experiencing a serious crisis. School buildings in need of repair, lack of a sufficient number of classrooms and teaching staff, difficult financial and living conditions of general education institutions, difficulties in implementing the law on universal education, increasing requirements for the general education training of students and the teaching activities of teachers - these are not all the problems that Soviet education faced in the post-war period. Results. The researchers come to the conclusion that the post-war years became an important time for the transformation of the educational process in the schools of Tyumen, causing its transition to peacetime. During the study period, the network of educational institutions in the city was expanding, and the number of students was also growing. At the same time, a number of problems remained unresolved, which concerned the low technical condition of educational institutions and multi-shift classes. In the mid-1940s and early 1950s, in the schools of the city, there was an increase in the number, experience, and level of education of teaching staff. Author's contribution. The search, systematization, and analysis of archival documents, regulations, periodicals, as well as research literature on the topic of research work, followed by composing the main part of the article, was carried out by Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of History of Tyumen State University, E.V. Borodulina. Posing general conclusions and checking references was carried out by A. V. Skochin. Funding. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 20-49-720018.

Key words: education, pedagogy, teachers, Tyumen, post-war period.

Citation. Borodulina E.V., Skochin A.V. General Educational Institutions of Tyumen in 1945-1953. Vestnik <n Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, q vol. 29, no. 5, pp. 153-163. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.13

<C и

| УДК 93/94 Дата поступления статьи: 03.09.2023

ч ББК 63.3(2)6-7 Дата принятия статьи: 29.11.2023

Я ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТЮМЕНИ

w

В 1945-1953 ГОДАХ

а Викторовна Бородул

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

о

о,

° Елена Викторовна Бородулина

Артем Васильевич Скочин

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Целью работы является определение направлений трансформации учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях Тюмени в послевоенные годы. В контексте исследования авторы изучают расширение сети и техническое состояние общеобразовательных учебных заведений, отмечают изменения в кадровом составе школ, раскрывают различные аспекты методической подготовки педагогов, а также процесс трансформации образовательных программ учебных заведений. Методы и материалы. Основу работы составили не публиковавшиеся ранее архивные делопроизводственные и статистические материалы, нормативно-правовые акты, которые издавались в составе сборников документов в изучаемый период, а также сведения периодической печати послевоенных лет. Кроме того, за последнее десятилетие в историографии появилось значительное количество региональных исследований, касающихся проблемы школьного образования в изучаемый период. Анализ. Советское образование в 1945-1953 гг. переживало серьезный кризис. Нуждающиеся в ремонте здания школ, отсутствие достаточного количества учебных помещений и педагогических кадров, тяжелое материально-бытовое положение общеобразовательных учреждений, сложности в реализации закона о всеобуче, рост требований к общеобразовательной подготовке учащихся и педагогической деятельности учителей - это далеко не все проблемы, с которыми столкнулось советское образование в послевоенный период. Результаты. Исследователи приходят к выводу, что послевоенные годы стали важным временем трансформации учебного процесса в школах Тюмени, обусловив его переход к мирному времени. В исследуемый период расширяется сеть учебных заведений города, растет и численность учащихся. Вместе с тем остается нерешенным целый ряд проблем, которые касались низкого технического состояния учебных заведений и многосменности занятий. В середине 1940 - начале 1950-х гг. в школах города происходит рост количества, повышается стаж и уровень образования педагогических кадров. Вклад авторов. Поиск, систематизация и анализ архивных документов, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати, а также исследовательской литературы по теме работы с последующим написанием основной части статьи осуществлялась Е.В. Бородулиной. Редакция текста, написание обобщающих выводов, проверка ссылок проводились А.В. Скочиным. Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-49-720018.

Ключевые слова: образование, педагогика, учителя, Тюмень, послевоенный период.

Цитирование. Бородулина Е. В., Скочин А. В. Общеобразовательные учебные заведения Тюмени в 19451953 годах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, № 5. - С. 153-163. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.5.13

Введение. Модернизация всех сторон общественной жизни способствует повышению требований к уровню образования и квалификации учащихся современных учебных заведений. Основы научных знаний закладываются в школе, однако эффективность образования зависит не только от его содержания, но и от профессионализма педагогических кадров. Актуальные сегодня проблемы качества школьного образования, его ориентация на обеспечение комплексного подхода к вопросам обучения и воспитания, значимая социальная роль, которую выполняют школьные учителя - все эти вопросы в нашей стране возникали и ранее. Особенное значение данные проблемы приобретают в послевоенные годы, когда перед страной стояла задача быстрого восстановления разрушенной войной экономики, что было невозможно без квалифицированных, образованных кадров. Приме-

нение новых форм и методов учебной деятельности педагогов вызывает необходимость осмысления имеющегося исторического опыта, в том числе и на региональном уровне.

В последние годы в отечественной историографии появилось значительное количество работ, в которых проблемы деятельности средних общеобразовательных учреждений в послевоенные годы изучались на материалах различных регионов страны. Вместе с тем развитие системы школьного образования на территории Тюмени в данный период вплоть до настоящего времени не становилось предметом специального научного изучения. Следовательно, обращение к деятельности общеобразовательных учебных заведений областного центра в 1945-1953 гг. представляет определенный исследовательский интерес. Целью исследования является определение направлений трансформации учебного процес-

са в общеобразовательных учебных заведениях Тюмени в послевоенные годы. Реализации данной цели способствовали задачи работы, в числе которых стоит отметить анализ материальной базы тюменских школ, изучение кадрового состава учреждений образования, исследование содержания учебных программ в школах областного центра в послевоенные годы.

Методы и материалы. Основу работы составили не публиковавшиеся ранее архивные делопроизводственные и статистические материалы, нормативно-правовые акты, которые издавались в составе сборников документов в изучаемый период, а также сведения периодической печати послевоенных лет. Как уже отмечалось, за последнее десятилетие в историографии появилось значительное количество региональных исследований, касающихся проблемы школьного образования в изучаемый период. В этой связи особенный интерес представляет диссертация Е.О. Гладковой, посвященная восстановлению и развитию школьной системы в Нижнем Поволжье [5]. Также определенное значение имеет работа Е.С. Федоровой, в которой школьная система СССР анализируется на материалах Ульяновской области [36], и диссертация А.К. Шитова, касающаяся общеобразовательных школ Уральского региона [39]. Кроме того, в конце 2010-х гг. были опубликованы статьи Н.Н. Макаровой, Е.Л. Кожухо-вой [17] и Р.З. Алмаева [2], посвященные школам Магнитогорска и Южного Урала в 19451953 годах. Тем не менее на сегодняшний день в историографии отсутствуют работы, посвященные комплексному анализу проблемы деятельности средних общеобразовательных учебных заведений Тюмени - центра крупнейшей области страны в послевоенные годы, который в последующий период сыграет значительную роль не только в экономическом, но и культурном освоении новых регионов.

Анализ. В 1945/46 уч. г. в Тюмени действовали 24 школы: 16 - начальные, 4 - семилетние и 4 - средние [19, л. 3; 27, л. 2]. Еще во время Великой Отечественной войны -16 июля 1943 г. - было издано Постановление СНК СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек...». В соответствии с этим документом раздельное обучение в

семилетних и десятилетних общеобразовательных учреждениях Тюмени стало осуществляться с 1944/45 уч. г. [3, с. 218], но полностью оно было реализовано только после войны начиная с 1 сентября 1946/47 уч. года. Среди средних общеобразовательных учреждений единственной мужской стала школа № 25, а школы № 26, 21 и 5 сделали женскими. Классы во всех этих учебных заведениях, за исключением старшего звена, были переполненными: в 1946/47 уч. г. в 1-4-х классах в среднем училось по 38 человек, в 5-7-х - по 34, в 810-х - по 25 человек [16, л. 67; 33, л. 30, 50]. Самой «загруженной» оказалась школа № 25, в которой на каждой параллели было по 68 классов, а в каждом классе, кроме 8-10-х, по 45-50 учеников [13, с. 26].

К 1952/53 уч. г. количество школ в Тюмени увеличилось до 26, при этом некоторые начальные школы были преобразованы в семилетние, а семилетние - в средние. Таким образом, в городе действовало 9 начальных, 8 семилетних и 9 средних школ [4, л. 18; 8, л. 47]. Однако, наряду с более чем двукратным ростом числа семилетних и десятилетних общеобразовательных учебных заведений в областном центре, на 29,3 % увеличилась и численность учащихся (подсчитано по: [12, л. 13; 19, л. 3; 24, л. 30, 37; 27, л. 2-8; 29, л. 15; 31, л. 37]).

Значимой проблемой школьного образования города в исследуемый период являлась материальная база учебных заведений. Отдаленность Тюмени от территории боевых действий позволила сохранить часть школьных зданий в удовлетворительном состоянии, однако некоторые из них, например, школы № 1, 2, 3, 5, 10, 14, 21, 22, 50, были заняты жильцами, госпиталями и различными организациями [9, л. 7]. 5 марта 1944 г. вышло Постановление СНК СССР «О порядке возвращения школьных зданий, используемых не по назначению», по которому все они должны были быть освобождены и к 15 августа 1945 г. подготовлены для нового учебного года [23]. Однако данное постановление было выполнено лишь частично. Большая часть школьных зданий города оказалась непригодна для обучения, серьезный ремонт требовался более 50 % школ, поэтому проблема восстановления и оборудования школ стала одной из наиболее приоритетных для городских властей.

Несмотря на то что школы города были мало подготовлены к началу образовательного процесса, 1 сентября 1945 г. ученики приступили к обучению. К этому времени отремонтированными и полностью готовыми к новому учебному году оказались лишь 3 из

24 школ Тюмени [11]. Ситуация несколько меняется к 1946/47 уч. г.: к этому времени были отремонтированы все четыре тюменские средние школы [14]; для школы N° 25 после капитального ремонта открыли новое здание по ул. Первомайской, в котором ранее, с момента его постройки в 1935 г., размещалось педагогическое, а в военные годы - ремесленное училище [13, с. 26]. Однако во многих школах Тюмени ремонт затягивался и осуществлялся уже в течение учебного года силами педагогов и родителей. Важной проблемой учебных заведений в середине 1940-х гг. являлась нехватка электроэнергии. Наиболее существенно это затрудняло обучение в зимний период, когда общеобразовательные учреждения «теряли тысячи учебных часов» в утреннее и вечернее время, а некоторые школы, в связи с отключением электричества, полностью прекращали обучение. Данную проблему удалось решить лишь к концу исследуемого периода. В конце 1940 - начале 1950-х гг. ситуация с ремонтом, обеспечением школ мебелью и необходимым оборудованием значительно улучшилась. В 1948/49 и 1949/50 уч. гг. ремонт во всех школах Тюмени в основном завершился в положенный срок - к 1 августа [29, л. 49-55].

В исследуемый период в центре внимания местных органов власти находился кадровый вопрос в тюменских школах. В региональной прессе регулярно появлялись публикации, отражающие различные аспекты, связанные с кадровой проблемой в общеобразовательных учреждениях Тюмени [1]. К середине 1940-х гг. большая часть педагогов -67,5 % (239 из 354) - имела опыт работы в школе от года до 5 лет, при этом число учителей, проработавших в педагогической сфере свыше 25 лет, составляло лишь 5,3 % (19 человек). К 1952/53 уч. г. педагогический стаж учителей заметно вырос: почти 57 % педагогов (288 из 506) трудилось в школе от 5 до

25 лет, правда, речь идет исключительно о штатных сотрудниках. В период с 1946 по

1953 г. в школах Тюмени почти на 43 % (с 354 до 506 человек) произошел рост численности штатных педагогов [15, л. 240; 24, л. 7, 24; 26, л. 29].

Особый интерес представляет анализ образовательного уровня тюменских учителей. Так, если в начале исследуемого периода подавляющее их большинство имело среднее педагогическое образование, то в 1947/48 уч. г. уже 20 % школьных педагогов (75 из 372) были с высшим образованием, 21 % (78 из 372) получили диплом учительского института, который давал право преподавания в семилетней школе. К концу изучаемого периода 39 % педагогов (198 из 506) имели высшее образование, количество школьных работников, окончивших учительский институт, составляло 27,7 % (140 из 506), а педагогическое училище - 33 % (167 из 506), при этом практически исчезла категория преподавателей, которые не имели специального профессионального образования [15, л. 240; 24, л. 7, 24; 33, л. 46]. Таким образом, в 1945-1953 гг. количество педагогических работников в тюменских школах, имевших высшее образование, заметно выросло. Вместе с тем данная проблема не была полностью решена. К 1951/52 уч. г. в городе не хватало 68 учителей с высшим образованием по целому ряду дисциплин, среди которых были учителя русского языка и литературы - 14 человек, математики - 14 человек, физики -6 человек, биологии - 7 человек, иностранного языка - 8 человек [24, л. 5-6]. Еще более острой была проблема нехватки преподавателей со средним или высшим профессиональным образованием по специальным предметам: рисованию, музыке, физической культуре, трудовому обучению. Одной из проблем в школах города из-за нехватки кадров стала перегруженность штатных педагогов и привлечение на работу учителей-совместителей. Если в среднем по Тюмени недельная нагрузка школьного педагога составляла 21 -24 часа, то в отдельных образовательных учреждениях она могла достигать 30-35 часов [15, л. 341], что негативно сказывалось на качестве работы учителей и затрудняло усвоение материала учащимися.

Самый большой недостаток в учительских кадрах в первые три послевоенных учеб-

ных года сохранялся в семилетних и средних школах города [33, л. 7]. Помогал в решении этой проблемы приток молодых специалистов в общеобразовательные учреждения. Высшее педагогическое учебное заведение в Тюмени делилось на педагогический и учительский институты. Выпускники первого имели право преподавать в 8-10 классах, второго - только в семилетней школе. Тюменский педагогический и учительский институты в 1945-1953 гг. выпускали учителей русского языка и литературы, физики, математики, истории, химии, биологии, географии, а также педагогов-филологов для татарских школ [7, л. 10-15, 30].

Все выпускники институтов получали путевки на работу со сроком явки по месту трудоустройства до 15 августа [6, л. 13]. Например, в 1946 г. дипломы Тюменского педагогического института получили 79 выпускников [34], в 1948 г. - 101 выпускник [7, л. 6], а в 1952 г. дипломированными учителями стали уже 230 человек [28, л. 3]. При этом в школе работали и выпускники, окончившие Тюменское педагогическое училище. Одновременно с трудовой деятельностью они могли получать заочное образование. В 1947 г. дипломы педагогического училища получили 52 человека. Однако проблему дефицита педагогических кадров в школах города полностью решить так и не удалось. Ежегодно в тюменские школы приезжали дипломированные специалисты из других регионов, прежде всего, из Омской, Томской и Свердловской областей. Так, в 1952 г. в Тюменскую область прибыло 766 молодых специалистов: 187 -с высшим, 334 - с незаконченным высшим, 245 - со средним специальным образованием [25, л. 59].

Администрация школ большое внимание уделяла работе с молодыми учителями. Для оказания методической помощи начинающим специалистам в средних и некоторых семилетних школах города существовала система наставничества. Кроме того, для совершенствования методики преподавания в Тюмени ежегодно проводились курсы повышения квалификации, которые часто проходили на базе Тюменского педагогического института и Института усовершенствования учителей. Наряду с этим в городе регулярно устраивались методические семинары и выставки, на

которых демонстрировался опыт работы передовых учителей. Площадками для них, чаще всего, выступали средняя школа № 25 и Тюменский педагогический институт. Нередко и сами учителя просили отправлять их на курсы повышения квалификации. Одна из причин учительской инициативы в этом вопросе - неспособность самостоятельно разобраться в новых учебных планах, которые начали внедряться в общеобразовательные учреждения города в 1946 году. Инициативу учителей в повышении квалификации активно поддерживал городской отдел народного образования, привлекая для этого Институт усовершенствования учителей и педагогов-новаторов, а также используя ежегодные августовские учительские совещания в качестве «трибуны передового педагогического опыта» [15, л. 16-19].

В исследуемый период важным оставался и вопрос методической подготовки педагогов. Необходимо отметить, что многие тюменские педагоги активно использовали современные на тот момент формы и приемы преподавания: организовывали конференции и экскурсии, проводили лабораторные работы, придумывали разные сценарии для повтори-тельно-обобщающих уроков, регулярно применяли наглядный материал в обучении, использовали индивидуальный подход к ученикам. Для распространения педагогического опыта при Тюменском институте усовершенствования учителей действовал методический кабинет, который, начиная с 1951 г., помогал готовить «выставки достижений передовых учителей-новаторов», приуроченные к августовским учительским совещаниям. Вместе с тем благодаря стараниям самих школьных педагогов постепенно в семилетних и средних школах создавались собственные методические объединения по многим предметам. Имена лучших учителей публиковали в «Тюменской правде», а наиболее талантливых из них премировали государственными наградами.

Методические объединения в школах давали положительные результаты, однако еще в начале исследуемого периода назрела необходимость создания организации, которая могла бы координировать методическую деятельность всех школ города и области. Так, 13-14 августа 1947 г. в Тюмени состоялся Первый областной съезд учителей. Это было

самое крупное событие в педагогической сфере региона после окончания Великой Отечественной войны. В работе съезда принимал участие 501 человек, 197 из них были учителями начальных, семилетних и средних общеобразовательных учреждений, остальные делегаты - это директора и завучи школ, заведующие отделами народного образования и педагогическими кабинетами. Большинство учителей, прибывших на съезд, - 172 человека (87,3 %) - имели стаж работы в школе более 15 лет. На встрече обсуждались вопросы эффективной организации педагогического процесса; методики преподавания различных школьных дисциплин и внеурочных занятий, например, проведения экскурсий, политинформаций; «распространения педагогического опыта лучших учителей» региона. Важной на съезде стала проблема контроля качества обучения [22]. Помимо данного съезда в Тюмени в 1945-1953 гг. регулярно проводились августовские учительские совещания, где школьные педагоги обсуждали задачи, которые ставились перед ними в начале каждого нового учебного года. Активной формой работы с учителями стало также проведение городских и областных педагогических чтений [30, л. 43].

Весомую роль в школах Тюмени играла педагогическая практика студентов. В педагогическом институте она проходила на III и IV курсах, в учительском институте - на II, в педучилище - на IV курсе [6, л. 46, 48; 18, л. 19; 35, л. 5-11]. Практика студентов пединститута в основном проходила в трех школах Тюмени - № 4, 21 и 25, а выпускников педучилища - в начальных классах семилетних и средних школ города [6, л. 46-49; 7, л. 47]. Общее количество студентов, прошедших педагогическую практику, росло из года в год, и в 1951/52 уч. г. только в пединституте составило 818 человек, что было рекордом за послевоенное время [28, л. 7].

В исследуемый период урок продолжал оставаться одним из основополагающих элементов обучения, однако послевоенное время требовало изменения учебных планов, и с 1946 г. все школы региона перешли на новую образовательную программу. Если в период Великой Отечественной войны большое внимание уделялось военной подготовке, и данный

предмет преподавался не только юношам, но и девушкам, то с 1946/47 уч. г. эта дисциплина отменялась у девушек и мальчиков 5-7-х классов. Вместе с тем в учебном плане сохранилась допризывная военно-физическая подготовка в объеме 2 часа в неделю для юношей 810-х классов [21, с. 134]. Помимо этого, у юношей 9-х классов в конце учебного года обязательными были военно-полевые сборы в течение 20 дней, которые завершались участием в стрельбах на полигоне озера Андреевское. Военно-физической подготовке учащихся уделялось большое внимание как в теоретическом, так и практическом плане. Ребята изучали противовоздушную, химическую и санитарную оборону, сдавали нормы всесоюзного физкультурного комплекса «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО).

С завершением войны в школах города стало меньше уроков физической культуры. У учащихся 5-7-х классов физкультура преподавалась 2 раза в неделю, а у старшеклассников - 1 раз. Спортивный инвентарь в первые послевоенные годы оставался скудным даже у крупных общеобразовательных учреждений города. У некоторых школ спортзалов не было совсем, а уроки физкультуры проходили в актовом зале [20, л. 119-120]. Руководство многих учебных заведений решало данную проблему, оборудуя на территории своих школ спортивные площадки. Первые такие площадки появились рядом со школами № 4, 5, 10, 21, 25, 26. На них обычно располагались волейбольное / баскетбольное поле, беговая дорожка, полоса препятствий для сдачи норм БГТО, яма для прыжков [20, л. 120, 122].

В новой образовательной программе, прежде всего для начальной школы, было предусмотрено тщательное изучение русского языка, что являлось основной особенностью нового учебного плана. Увеличение количества часов на изучение данного предмета, изменение методики его преподавания произошло также в средних и старших классах [29, л. 68]. Анализ экзаменационных изложений учащихся 5-7-х классов в 1952 г. показал, что основная часть тюменских школьников справилась с заданием удовлетворительно. Особое внимание в эти годы уделялось литературе и различным методам работы

с художественными произведениями - от-читательских конференций до литературных вечеров [22]. Большое значение при изучении литературы имели современные произведения советских авторов: В.П. Катаева, В.А. Каверина, А.А. Фадеева, Б.Н. Полевого и А.П. Гайдара.

Определенную сложность для учащихся представляли такие предметы, как математика, химия и физика. Не только в отчетной документации общеобразовательных учреждений, городского и областного отделов народного образования, но также и в региональной газете «Тюменская правда» отмечалось, что знания школьников по этим предметам «носят отрывочный характер», старшеклассники часто «не в состоянии применять» их на практике [37]. В 1946/47 уч. г. в 8-10-х классах не был выполнен минимум лабораторных работ по физике и химии во всех школах города. Корреспонденты сообщали, что на экзамене по физике у учащихся обнаружилась «приборобоязнь», уверенно владея теоретической частью курса, выпускники «оказывались беспомощными», когда им предлагали «продемонстрировать какие-нибудь явления, пользуясь приборами» [3 8].

С 4-го класса в тюменских школах начиналось преподавание курса истории. Педагоги-историки ежегодно проводили методические семинары на площадках Тюменского педагогического института или средней школы N° 25 [15, л. 115; 32, л. 46]. Учителя города использовали разные формы и приемы деятельности на уроках истории, однако особую популярность среди них получили такие, как экскурсия и исторические вечера. В исследуемый период развивалось и школьное краеведение. По сообщениям облоно, краеведческой работой в Тюмени к 1952 г. было охвачено около 33 % учащихся. Несмотря на активную работу учителей, однообразие методов преподавания истории в школах отмечали как сами педагоги, так и представители гороно. В качестве недостатков часто называлось механическое заучивание учащимися материала, «вопросно-ответная проверка домашнего задания», «слабое использование фильмоскопов», которые имелись в каждой школе, но «продолжали стоять нетронутыми в шкафах» [31, л. 31; 32, л. 46-47].

Серьезной проблемой для тюменских школ оставались неуспеваемость и второгодничество. Самая низкая успеваемость в первые послевоенные годы существовала в семилетних школах, где количество учеников, оставленных на второй год, составляло почти 10 % [15, л. 24-25, 60]. С 1948/49 уч. г. в школах Тюмени ввели систему оставления учащихся в классе после учебной смены для подготовки невыученных уроков и дополнительных занятий с учителями, но проблема второгодничества не исчезла до конца исследуемого периода. В 1952 г. больше всего учеников, оставленных на повторное обучение, было в 3-х, 5-х и 6-х классах [12, л. 14].

21 июня 1944 г. вышло Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», в котором говорилось о введении обязательной сдачи выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школы (в 4-х и 7-х классах). В 56-х и 8-9-х классах по основным предметам учащиеся сдавали переводные экзамены. Ученики 10-х классов завершали обучение сдачей экзаменов по основным учебным дисциплинам за среднюю школу на «аттестат зрелости», а лучшие выпускники получали золотые и серебряные медали.

Первые экзамены на «аттестат зрелости» тюменские школьники стали сдавать в мае 1945 года. К итоговым испытаниям, как и в целом по стране, допускались лишь десятиклассники, имеющие по всем предметам не ниже удовлетворительных оценок, при отличном поведении. Начинались выпускные экзамены с сочинения. Если ученик получал за него неудовлетворительную оценку, то он не допускался до остальных экзаменов, пересдача которых происходила только через год. В 1951 г. лучшими в Тюмени по качеству подготовки к экзаменам на «аттестат зрелости» были названы средние женские школы № 21 и 26, в 1952 г. - средняя мужская школа № 25 [10].

Результаты. Послевоенные годы стали важным временем трансформации учебного процесса в школах Тюмени, обусловив его переход к мирному времени. В исследуемый период расширяется сеть учебных заведений города, растет и численность учащихся. Вместе с тем в середине 1940 - начале 1950-х гг. остается нерешенным целый ряд проблем,

которые касались низкого технического состояния учебных заведений и многосменности занятий. В послевоенные годы в школах города происходит рост количества, повышается стаж и уровень образования педагогических кадров. Тем не менее определенный дефицит учителей в тюменских школах сохранялся. Некоторому его преодолению способствовали ежегодные выпуски молодых специалистов из тюменских педагогического и учительского институтов, педучилища, а также привлечение педагогических кадров из других регионов страны. В исследуемый период существенно вырос методический уровень подготовки педагогов, чему способствовали регулярные учительские совещания и педагогические съезды, методические семинары и курсы повышения квалификации, в которых принимали участие молодые специалисты. В послевоенные годы подверглись существенным изменениям и образовательные программы тюменских школ. В учебных планах сократилось количество часов на занятия по военной подготовке и физической культуре. Вместе с тем большее внимание стало уделяться общеобразовательным дисциплинам: русскому языку, литературе, математике, физике и другим предметам, по которым начинается настоящая борьба за повышение успеваемости учащихся, результатом которой становится получение школьниками «аттестатов зрелости».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. III сессия Тюменского областного Совета депутатов трудящихся. Дневник заседаний // Тюменская правда. 1945. 22 июля (№ 146 (209)). С. 2.

2. Алмаев Р. З. Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период 1945-1956 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018. Т. 17, № 4. С. 914-941. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2018-17-4-914-941

3. Бей О. Н. Тюменские школы в годы Великой Отечественной войны // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 2001. С. 211-228.

4. Ведомости на зарплату учителям // ГБУТО ГАТО. Ф. Р894. Оп. 2. Д. 16. 80 л.

5. Гладкова Е. О. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945-

1953 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2012. 24 с.

6. Годовой текстовый отчет института о работе за 1946/47 уч. г. // ГБУТО ГАТО. Ф. Р765. Оп. 1. Д. 53. 78 л.

7. Годовой текстовой отчет института о работе за 1947/48 уч. г. // ГБУТО ГАТО. Ф. Р765. Оп. 1. Д. 57. 50 л.

8. Годовой финансовый отчет гороно за 1953 год // ГБУТО ГАТО. Ф. Р86. Оп. 1. Д. 94. 77 л.

9. Доклад, стенограмма выступления на XX сессии горсовета // ГБУТО ГАТО. Ф. Р5. Оп. 1. Д. 451. 194 л.

10. Завтра экзамен в школах // Тюменская правда. 1951. 20 мая (№ 98 (1710)). С. 1.

11. За успехи в новом учебном году! // Тюменская правда. 1945. 1 сент. (№ 175 (238)). С. 1.

12. Заседание коллегии Министерства просвещения и директоров педучилищ облоно // ГБУТО ГАТО. Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 76. 496 л.

13. Иванова Л. В. История тюменской школы № 25 в воспоминаниях, цифрах и фактах: 1935-2015. Тюмень: Вектор Бук, 2015. 191 с.

14. Иринина Л. Своевременно подготовить школы к учебному году // Тюменская правда. 1946. 11 авг. (№ 156 (476)). С. 2.

15. Итоги работы школ // ГБУТО ГАТО. Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 35. 588 л.

16. Копия приказа Тюменского гороно об учебно-воспитательной, внеклассной и культурно-массовой работе школ г. Тюмени // ГБУТО ГАТО. Ф. Р86. Оп. 1. Д. 77. 105 л.

17. Макарова Н. Н., Кожухова Е. Л. Общеобразовательная школа в 1945-1953 гг.: основные тенденции развития (по материалам Магнитогорска) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. № 46 (2). С. 337-345.

18. Областное совещание зав. райгороно области // ГБУТО ГАТО. Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 48. 92 л.

19. Отчет по учету детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению // ГБУТО ГАТО. Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 16. 57 л.

20. Отчет физкультурных обществ о работе // ГБУТО ГАТО. Ф. Р309. Оп. 1. Д. 29. 148 л.

21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1941-1961 гг. М.: Педагогика, 1988. 270 с.

22. Первый областной съезд учителей. Утреннее и вечернее заседания 13 августа // Тюменская правда. 1947. 15 авг (№ 159 (734)). С. 2.

23. Подготовка школ к новому учебному году // Тюменская правда. 1945. 7 июня (№ 114 (177)). С. 2.

24. Полугодовой статистический отчет гороно о численности и составе руководящих кадров, спе-

циалистов, о количестве учащихся, их успеваемости, числе школ за 1951-1956 годы // ГБУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 90. 96 л.

25. Приказ заведующего Тюменским облоно, относящийся к деятельности гороно, переписка с ним по учебной и воспитательной работе // ГБУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 75. 74 л.

26. Приказ Тюменского облоно по основной деятельности // ГБУТО ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 46. 156 л.

27. Сведения о фактическом контингенте учащихся на 1 января 1946 г. и о всеобуче на 1 сентября 1945 г. // ГБУТО ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 20. 87 л.

28. Смета по бюджету института и базовой семилетней школы № 6 на 1952 г. // ГБУТО ГАТО. Ф. 765. Оп. 1. Д. 105. 23 л.

29. Смета по бюджету, штатные расписания д/домов // ГБУТО ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 130. 698 л.

30. Справка о состоянии работы школ в Тюменской области // ГБУТО ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 139. 85 л.

31. Текстовой годовой отчет гороно и методического кабинета за 1952/53 уч. год // ГБУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 92. 61 л.

32. Текстовой годовой отчет о работе школ г. Тюмени за 1946/47 уч. год // ГБУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 69. 82 л.

33. Текстовой отчет о работе школ г. Тюмени за первое полугодие 1947/48 уч. года // ГБУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 71. 50 л.

34. Тюменский педагогический институт // Тюменская правда. 1946. 19 мая. № 96 (416). С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Учебные планы по специальностям для педагогических и учительских институтов с распределением по курсам и семестрам // ГБУТО ГАТО. Ф. 765. Оп. 1. Д. 44. 37 л.

36. Федорова Е. С. Развитие общего (школьного) образования в СССР в 1940-1957 гг. (на материалах Ульяновской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2023. 22 с.

37. Хазов А. Заметки об идейном воспитании школьников // Тюменская правда. 1947. 16 февр. (№ 34 (609)). С. 2.

38. Хазов А. Устранить недостатки в подготовке к экзаменам // Тюменская правда. 1947. 13 мая (№ 91 (666)). С. 3.

39. Шитов А. К. Общеобразовательная школа на Урале в 1945-1958 гг.: обеспечение и организация образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2021. 24 с.

REFERENCES

1. III sessija Tjumenskogo oblastnogo Soveta deputatov trudjashhihsja. Dnevnik zasedanij [The 3rd Session of the Tyumen Regional Council of Workers' Deputies. Meeting Diary]. Tjumenskaja pravda, 1945, 22 ijulja (no. 146 (209)), p. 2.

2. Almaev R.Z. Obespechenie kadrami sovetskih shkol Juzhnogo Urala v poslevoennyj period 19451956 gg. [Provision of Personnel for Soviet Schools in the Southern Urals in the Post-War Period 1945-1956]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Istorija Rossii [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: History of Russia], 2018, vol. 17, no. 4, pp. 914-941. DOI: https:// doi.org/10.22363/2312-8674-2018-17-4-914-941

3. Bej O.N. Tjumenskie shkoly v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Tyumen Schools During the Great Patriotic War]. Ezhegodnik Tjumenskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeja [Yearbook of the Tyumen Regional Museum of Local Lore]. Tyumen, 2001, pp. 211-228.

4. Vedomosti na zarplatu uchiteljam [Payroll for Teachers]. GBUTO GATO, f. R894, inv. 2, d. 16. 80 l.

5. Gladkova E.O. Vosstanovlenie i razvitie shkolnoj sistemy v Nizhnem Povolzhye v 19451953 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Restoration and Development of the School System in the Lower Volga Region in 1945-1953. Cand. hist. sci. diss.] Volgograd, 2012. 24 p.

6. Godovoj tekstovyj otchet instituta o rabote za 1946/47 uch. g. [Annual Text Report of the Institute on the Work for Academic Years 1946/47]. GBUTO GATO, f. R765, inv. 1, d. 53. 78 l.

7. Godovoj tekstovoj otchet instituta o rabote za 1947/48 uch. g. [Annual Text Report of the Institute on the Work for Academic Years 1947/48]. GBUTO GATO, f. R765, inv. 1, d. 57. 50 l.

8. Godovoj finansovyj otchet gorono za 1953 god [Annual Financial Report of the School District for 1953]. GBUTO GATO, f. R86, inv. 1, d. 94. 77 l.

9. Doklad, stenogramma vystuplenija na XX sessii gorsoveta [Report, Transcript of Speech at the 20th Session of the City Council]. GBUTO GATO, f. R5, inv. 1, d. 451. 194 l.

10. Zavtra ekzamen v shkolah [School Exam Tomorrow]. Tjumenskaja pravda, 1951, May 20 (no. 98 (1710)), p. 1.

11. Za uspehi v novom uchebnom godu! [For Success in the New Academic Year!]. Tjumenskaja pravda, 1945, Sept. 1 (no. 175 (238)), p. 1.

12. Zasedanie kollegii Ministerstva prosveshhenija i direktorov peduchilishh oblono [Meeting of the Board of the Ministry of Education and Directors of Pedagogical Schools in the Regional Department of Public Education]. GBUTO GATO, f. R1823, inv. 1, d. 76. 496 l.

13. Ivanova L.V. Istorija tjumenskoj shkoly № 25 v vospominanijah, cifrah i faktah: 1935-2015 [History of Tyumen School No. 25 in Memoirs, Figures and Facts: 1935-2015]. Tyumen, Vektor Buk Publ., 2015. 191 p.

14. Irinina L. Svoevremenno podgotovit shkoly k uchebnomu godu [Timely Prepare Schools for the

Academic Year]. Tjumenskaja pravda, 1946, Aug. 11, (no. 156 (476)), p. 2.

15. Itogi raboty shkol [Results of the Work of Schools]. GBUTO GATO, f. R1823, inv. 1, d. 35. 588 l.

16. Kopija prikaza Tjumenskogo gorono ob uchebno-vospitatelnoj, vneklassnoj i kulturno-massovoj rabote shkol g. Tjumeni [Copy of the Order of the Tyumen School District on Educational, Extracurricular and Cultural Work of Schools in the City of Tyumen]. GBUTO GATO, f. R86, inv. 1, d. 77. 105 l.

17. Makarova N.N., Kozhuhova E.L. Obshheobrazovatelnaja shkola v 1945-1953 gg.: osnovnye tendencii razvitija (po materialam Magnitogorska) [General Education School in 19451953: Main Development Trends (Based on Materials from Magnitogorsk)]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija [Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: History. Political Science], 2019, no. 46 (2), pp. 337-345.

18. Oblastnoe soveshhanie zav. rajgorono oblasti [Regional Meeting of Heads of School Districts]. GBUTO GATO, f. R1823, inv. 1, d. 48, 92 l.

19. O t ch et p o u c h e t u d e t e j i p od r os t k ov, podlezhashhih vseobshhemu shkol'nomu obucheniju [Report on the Registration of Children and Adolescents Subject to Universal Schooling]. GBUTO GATO, f. R1823, inv. 1, d. 16. 57 l.

20. Otchet fizkulturnyh obshhestv o rabote [Sports Societies Report on Work]. GBUTO GATO, f. R309, inv. 1, d. 29. 148 l.

21. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR, 1941-1961 gg. [Essays on the History of the School and the Pedagogical Thought of the Peoples of the USSR, 1941-1961]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 270 p.

22. Pervyj oblastnoj syezd uchitelej. Utrennee i vechernee zasedanija 13 avgusta [First Regional Congress of Teachers. Morning and Evening Sessions on 13 August]. Tjumenskaja pravda, 1947, Aug. 15 (no. 159 (734)), p. 2.

23. Podgotovka shkol k novomu uchebnomu godu [Preparing Schools for the New School Year]. Tjumenskaja pravda, 1945, June 7 (no. 114 (177)), p. 2.

24. Polugodovoj statisticheskij otchet gorono o chislennosti i sostave rukovodjashhih kadrov, specialistov, o kolichestve uchashhihsja, ih uspevaemosti, chisle shkol za 1951-1956 gody [SemiAnnual Statistical Report of the School District on the Number and Composition of Leading Personnel, Specialists, on the Number of Students, Their Academic Performance, and the Number of Schools for 1951-1956]. GBUTO GATO, f. 86, inv. 1, d. 90. 96 l.

25. Prikaz zavedujushhego Tjumenskim oblono, otnosjashhijsja k dejatelnosti gorono, perepiska s nim

po uchebnoj i vospitatelnoj rabote [Order of the Head of the Tyumen Regional Board of Education, Related to the Activities of the School District, Correspondence with Them on Educational and Educational Work]. GBUTO GATO, f. 86, inv. 1, d. 75. 74 l.

26. Prikaz Tjumenskogo oblono po osnovnoj dejatelnosti [Order of the Tyumen School District for Core Business]. GBUTO GATO, f. 1823, inv. 1, d. 46. 156 l.

27. Svedenija o fakticheskom kontingente uchashhihsja na 1 janvarja 1946 g. i o vseobuche na 1 sentjabija 1945 g. [Information on the Actual Student Body as of January 1, 1946 and on General Education as of September 1, 1945]. GBUTO GATO, f. 1823, inv. 1, d. 20. 87 l.

28. Smeta po bjudzhetu instituta i bazovoj semiletnej shkoly .№ 6 na 1952 g. [Budget Estimates of the Institute and the Basic Seven-Year School No. 6 for 1952]. GBUTO GATO, f. 765, inv. 1, d. 105. 23 l.

29. Smeta po bjudzhetu, shtatnye raspisanija d/domov [Budget Estimate, Staffing Schedules for Orphanages]. GBUTO GATO, f. 1823, inv. 1, d. 130. 698 l.

30. Spravka o sostojanii raboty shkol v Tjumenskoj oblasti [Information About the State of Work of Schools in the Tyumen Region]. GBUTO GATO, f. 1823, inv. 1, d. 139. 85 l.

31. Tekstovoj godovoj otchet gorono i metodicheskogo kabineta za 1952/53 uch. god [Text Annual Report of the School District and Methodics Department for Academic Years 1952/53]. GBUTO GATO, f. 86, inv. 1, d. 92. 611.

32. Tekstovoj godovoj otchet o rabote shkol g. Tjumeni za 1946/47 uch. god [Text Annual Report on the Work of Schools in the City of Tyumen for Academic Years 1946/47]. GBUTO GATO, f. 86, inv. 1, d. 69. 82 l.

33. Tekstovoj otchet o rabote shkol g. Tjumeni za pervoe polugodie 1947/48 uch. goda [Text Report on the Work of Schools in the City of Tyumen for the First Half of Academic Years 1947/48]. GBUTO GATO, f. 86, inv. 1, d. 71. 50 l.

34. Tjumenskij pedagogicheskij institute [Tyumen Pedagogical Institute]. Tjumenskaja pravda, 1946, May 19 (no. 96 (416)), p. 4.

35. Uchebnye plany po specialnostjam dlja pedagogicheskih i uchitelskih institutov s raspredeleniem po kursam i semestram [Curricula by Specialties for Pedagogical and Teacher's Institutes with Distribution by Courses and Semesters]. GBUTO GATO, f. 765, inv. 1, d. 44. 37 l.

36. Fedorova E.S. Razvitie obshhego (shkolnogo) obrazovanija v SSSR v 1940-1957 gg. (na materialah Uljanovskoj oblasti): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Development of General (School)

Education in the USSR in 1940-1957 (On the Materials of the Ulyanovsk Region). Cand. hist. sci. diss.]. Saransk, 2023. 22 p.

37. Hazov A. Zametki ob idejnom vospitanii shkolnikov [Notes on the Ideological Education of Schoolchildren]. Tjumenskaja pravda, 1947, Febr. 16 (no. 34 (609)), p. 2.

38. Hazov A. Ustranit nedostatki v podgotovke k ekzamenam [Eliminate Shortcomings in Exam

Preparation]. Tjumenskaja pravda, 1947, May 13 (no. 91 (666)), p. 3.

39. Shitov A.K. Obshheobrazovatelnaja shkola na Urale v 1945-1958 gg.: obespechenie i organizacija obrazovatelnogo processa: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [General Education School in Ural in 1945-1958: Provision and Organization of the Educational Process. Cand. hist. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2021. 24 p.

Information About the Authors

Elena V. Borodulina, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of History and World Politics, Tyumen State University, Motorostroiteley St, 12, 625001 Tyumen, Russian Federation, E.V. [email protected], https://orcid.org//0000-0002-0324-927X

Artyom V. Skochin, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of History and World Politics, Tyumen State University, Flotskaya St, 57, 625001 Tyumen, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2767-8199

Информация об авторах

Елена Викторовна Бородулина, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет, ул. Моторостроителей, 12, 625001 г. Тюмень, Российская Федерация, E.V. [email protected], https://orcid.org/Z0000-0002-0324-927X Артем Васильевич Скочин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет, ул. Флотская, 57, 625001 г. Тюмень, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org//0000-0003-2767-8199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.