Научная статья на тему 'О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛАРЬЯКСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА (1945 – НАЧАЛО 1960-Х ГГ.)'

О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛАРЬЯКСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА (1945 – НАЧАЛО 1960-Х ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
район / образование / школа / учитель / ученик / district / education / school / teacher / pupil

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Любовь Васильевна

Статья представляет собой аналитическое описание состояния школьного образования в Ларьякском районе (ныне Нижневартовский район) Ханты-Мансийского округа с 1945 по 1962 годы в соответствии с предложенной периодизацией изучаемых процессов. В центре внимания – условия, повлиявшие на развитие школьного образования в отдаленном и слаборазвитом с экономической точки зрения районе округа, задачи, стоявшие перед государственными школами Югры и их выполнение. В статье выявлены общие тенденции, присущие сфере образования региона и отдельно взятого района. На основе введения в научный оборот новых документов охарактеризованы материальное положение школ, их количество, численность контингента учащихся, численный и кадровый состав учителей, состояние всеобщего обучения, проанализированы результаты выполнения поставленных государством задач в деле развития школьного образования в районе, выявлены проблемы к началу эпохи нефтегазового освоения края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION IN THE LARYAKSKY DISTRICT OF THE KHANTY-MANSIYSK OKRUG (1945 – EARLY 1960s) Lyubov V.

The article represents the analysis of school education in the Laryaksky district (it is the Nizhnevartovsky district nowadays) of the Khanty-Mansiysk Okrug in 1945–1962 according to the chronicle of the studied processes suggested by the author. The author focuses on conditions that influenced the development of school education in the remote, economically least developed district of the Okrug and on tasks set for government-run schools of Ugra as well as their completion. The article identifies general trends in education of both the region and the district. Using the new documents introduced in the scientific discourse, the author has characterized the material condition and the number of schools, the number of pupils, the headcount and the composition of the teaching staff, the state of the general education. The results of school education development in the region are analyzed and the problems that existed by the beginning of oil and gas development era of the region are identified.

Текст научной работы на тему «О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛАРЬЯКСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА (1945 – НАЧАЛО 1960-Х ГГ.)»

Научная статья

УДК 373(091)(571.122)

doi: 10.35266/2949-3463-2023-4-6

О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛАРЬЯКСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА (1945 - НАЧАЛО 1960-Х ГГ.)

Любовь Васильевна Алексеева

Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1870-4052

Аннотация. Статья представляет собой аналитическое описание состояния школьного образования в Ларьякском районе (ныне Нижневартовский район) Ханты-Мансийского округа с 1945 по 1962 годы в соответствии с предложенной периодизацией изучаемых процессов. В центре внимания - условия, повлиявшие на развитие школьного образования в отдаленном и слаборазвитом с экономической точки зрения районе округа, задачи, стоявшие перед государственными школами Югры и их выполнение. В статье выявлены общие тенденции, присущие сфере образования региона и отдельно взятого района. На основе введения в научный оборот новых документов охарактеризованы материальное положение школ, их количество, численность контингента учащихся, численный и кадровый состав учителей, состояние всеобщего обучения, проанализированы результаты выполнения поставленных государством задач в деле развития школьного образования в районе, выявлены проблемы к началу эпохи нефтегазового освоения края.

Ключевые слова: район, образование, школа, учитель, ученик Шифр специальности: 5.6.1. Отечественная история.

Для цитирования: Алексеева Л. В. О школьном образовании Лярьякского района Ханты-Мансийского округа (1945 - начало 1960-х гг.) // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 4. С. 43-51. DOI 10.35266/2949-3463-2023-4-6.

Original article

SCHOOL EDUCATION IN THE LARYAKSKY DISTRICT OF THE KHANTY-MANSIYSK OKRUG (1945 - EARLY 1960s)

Lyubov V. Alekseyeva

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1870-4052

Abstract. The article represents the analysis of school education in the Laryaksky district (it is the Nizhnevartovsky district nowadays) of the Khanty-Mansiysk Okrug in 1945-1962 according to the chronicle of the studied processes suggested by the author. The author focuses on conditions that influenced the development of school education in the remote, economically least developed district of the Okrug and on tasks set for government-run schools of Ugra as well as their completion. The article identifies general trends in education of both the region and the district. Using the new documents introduced in the scientific discourse, the author has characterized the material condition and the number of schools, the number of pupils, the headcount and the composition of the teaching staff, the state of the general education. The results of school education development in the region are analyzed and the problems that existed by the beginning of oil and gas development era of the region are identified.

Keywords: district, education, school, teacher, pupil Code: 5.6.1. Russian History.

For citation: Alekseyeva L. V. School education in the Laryaksky district of the Khanty-Mansiysk Okrug (1945 - early 1960s). Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023;(4):43-51. DOI 10.35266/29493463-2023-4-6.

ВВЕДЕНИЕ

В развитии школьного образования в Ла-рьякском районе в изучаемый период можно выделить два этапа:

1. С 1945 г. до середины 1950-х гг., когда в большей степени ощущались тяжелые последствия Великой Отечественной войны, оказавшие неблагоприятное влияние на сферу образования.

2. Со второй половины 1950-х гг. до первой половины 1960-х гг., когда на фоне либерализации общественной жизни в школьном образовании начались изменения, где значение имел закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый 24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР, послуживший основой развития советской школы вплоть до середины 1960-х гг. [1].

Цель статьи - представить аналитическое описание состояния школьного образования в Ларьякском районе (далее - ЛР) Ханты-Мансийского национального округа (далее -ХМНО) в 1945-1962 гг. Задачи исследования: выявить общее и особенное в его развитии в рамках региона и страны, определить приоритеты в работе государственных школ Югры и результаты их деятельности к началу эпохи становления углеводородной цивилизации. Хронологические рамки статьи: нижняя граница - окончание Великой Отечественной войны, верхняя - переименование ЛР в «Нижневартовский район».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Тема не является достаточно изученной в региональной историографии. При под -готовке статьи использованы отдельные фактографические данные исследований М. М. Ишбаева, Л. В. Алексеевой, Д. В. Ки-рилюка, Д. В. Зариповой, касавшихся ряда аспектов развития школьного образования. Основу формирования нового материала для статьи составили архивные документы, обнаруженные в фондах Государственного архива социально-политической истории Тюменской области, Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, Архивного отдела администрации

г. Нижневартовска. Поставленные задачи решались на основе комплексного использования исторических методов исследования: историко-сравнительного, структурно-системного, проблемно-хронологического.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из первых факты о развитии школьного дела в районе представил Тимофей Дмитриевич Шуваев - краевед, учитель истории, директор школы, организатор краеведческого музея в Нижневартовске, который в настоящее время носит его имя. В 1973 г. им была оформлена рукопись «Нижневартовск. Город и район (История возникновения и развития)», которая хранится в фондах Центральной городской библиотеки им. М. К. Анисимковой [2].

Единственная специальная работа научно-популярного характера по истории школы в районе подготовлена краеведом М. М. Иш-баевым. Исследователь проанализировал статистику школ, учащихся, педагогических кадров и сформулировал вывод, что к концу 1940-х гг. в районе окончательно сложилась сеть начальных школ (преимущественно национальных), с чем полностью согласен автор данной статьи. Позицию М. М. Иш-баева о том, что складывание системы национальных школ позволяло выполнять закон о всеобщем начальном образовании [3, с.76], автор статьи не разделяет, считая, что создание этих школ как преимущественно интернатской формы обучения способствовало на том этапе лишь приближению решения проблемы охвата обучением детей ханты.

Основные фактографические данные по теме систематизированы в кратком изложении Л. В. Алексеевой в коллективной работе «История Нижневартовского района», а также в монографии, посвященной 90-летию Нижневартовского района, статье, которые были подготовлены Л. В. Алексеевой совместно с Д. А. Зариповой [4; 5, с. 84-95; 6, с. 322-324].

Заметным явлением региональной историографии стало появление монографии Д. В. Кирилюка, первой комплексной и обобщающей работы, воссоздающей историю

школьного образования в Югре за период 1945-1991 гг. [7]. На данный труд автором статьи была подготовлена рецензия [8]. Многие вопросы, затронутые Денисом Валериевичем в монографии, носят дискуссионный характер. Один из них - это внутрио-кружная дифференциация в развитии школьного образования, что важно учитывать при огромной территории округа. Д. В. Ки-рилюком внутрирегиональные различия хоть и обозначены, но не выявлены в полной мере, что можно объяснить необходимостью отдельных исследований по каждому из районов Югры.

Анализ трудов показывает, что сфера школьного образования в ЛР в послевоенные годы является малоизученной темой. Для понимания общего и особенного в его развитии при сопоставлении с другими районами ХМНО важно накопить фактографический материал и его систематизировать, что позволит осуществить теоретико-методологический анализ явлений и процессов.

На развитие сферы школьного образования в ЛР оказывали влияние не только внутриполитические, но и природно-географические, демографические, экономические и социокультурные факторы. Район как административная единица образован в 1928 г. (центр -с. Ларьяк, расположившееся на правом берегу Ларьякской протоки р. Вах). Это была отдаленная и труднодоступная территория округа, без развитой транспортной инфраструктуры. Расстояние до ближайшей пристани госпароходства «Нижневартовск» составляло 500 км, а расстояние зимним путем до окружного центра - 770 км. В районе действовали девять сельсоветов [9, л. 1]. ЛР являлся самой малочисленной по населению территорией Югры. В 1945 г. в нем проживало 5 880 человек, в 1959 г. - 6 800. Половина населения -дети (от 0 до 16 лет). Коренные жители (ханты) составляли в 1945 г. четвертую часть, затем их доля постепенно снизилась с увеличением населения района. Хозяйство района сохраняло традиционные черты. Переломным моментом в развитии всех сфер жизни ЛР стало обнаружение нефти, активные поиски которой начались с 1957 г. Первая нефть в районе была получена близ Мегиона

(Баграс) 26 марта 1961 г. 24 февраля 1962 г. административный центр из Ларьяка был перенесен в с. Нижневартовское, район переименовали в «Нижневартовский».

Главной задачей школьного образования в ЛР, как в округе и во всей стране, являлось выполнение закона о всеобщем обязательном обучении. Еще 5 августа 1946 г. Тюменский облисполком принял решение «О выполнении закона о всеобуче в Тюменской области». Этот документ содержал информацию и о том, что родители, препятствующие обучению своих детей, могут быть наказаны в административном порядке, что несколько поспособствовало охвату обучением в начальной школе. В отчете о деятельности Ханты-Мансийского окружкома ВКП(б) (далее - ХМ ОК) за 1945-1947 гг. серьезным недостатком работы школ называлось невыполнение закона о всеобуче, приводились данные по округу, свидетельствующие, что закон не выполнялся ежегодно [10, л. 87]. В ЛР охват детей школой не являлся полным, контингент теряли и в течение учебного года из-за отсева учеников. Анализ документов показывает, что ни одна школа в районе данный закон не выполняла. Для реализации всеобуча нужно было обеспечить явку детей в школы, что было сложно сделать не только потому, что коренные жители неохотно расставались с детьми, обучаемыми в интернатах, но и по причинам материально-бытового характера остальных групп населения. Иногда просто не в чем было отправить ребенка в школу (отсутствие одежды и обуви), подраставший ребенок нужен был в качестве помощника в домашнем хозяйстве, из-за тяжелого материального положения многие подростки шли работать на производство и бросали обучение.

Анализ протоколов аппаратных совещаний окружного отдела народного образования (далее - ОКРОНО) за 1956-1961 гг. свидетельствует, что и во второй половине 1950-х гг. проблема всеобуча оставалась актуальной [11]. В 1962 г. ХМ ОК КПСС была составлена справка о ходе выполнения Закона от 24 декабря 1958 г. [12, л. 14]. В документе давалась общая характеристика положения школьного образования окру-

га, указывалось на проблемы, которые были характерны и для сферы образования ЛР: недостаточное строительство новых школ, неудовлетворительная материальная база, обучение во вторую смену, ежегодный недоохват обучением, второгодничество, текучесть учительских кадров из-за жилищных проблем.

Одной из особенностей ХМНО являлось и то, что это была сельская местность, малонаселенная, с преобладанием небольших школ. Д. В. Кирилюк пишет, что в 1945 г. доля сельских школ составляла в округе 98 % [7, с. 43], подобная ситуация наблюдалась и в ЛР. По количеству школ он сильно отличался от других районов Югры, что объяснялось малочисленностью населения. Так, в Сургутском районе было 39 школ, в Кондинском - 58, Ми-кояновском - 45, Березовском - 35, Сама-ровском - 70. Всего в округе насчитывалось в 1949 г. 266 школ [13, л. 18]. В 1945-1955 гг. количество школ в ЛР почти не менялось. В 1945 г. район располагал одной средней (Ларьякская), одной 7-летней (Нижневартовская) и 16 начальными школами. В 1955 г. количество школ сократилось, их стало 16. В 1957 г. решением окружного совета депутатов трудящихся от 15.02.1957 г. № 36 Нижневартовскую основную школу преобразовали в среднюю [14, л. 34]. Такое решение приняли потому, что шел процесс увеличения школьников, желавших получить среднее образование. Единственная имевшаяся средняя школа в с. Ларьяк уже не вмещала всех учащихся, была расположена на удалении от с. Нижневартовского, часть ребят уезжала на учебу в Сургут и другие места. В 1957 г. школ в районе насчитывалось 18. Из общего числа школ 10 являлись интернатами, организованными при национальных начальных школах. К концу 1950-х гг. национальных школ осталось 7, смешанных - 4. В 1961 г. в ЛР работали 23 школы, из них 2 являлись средними (Ларьякская и Нижневартовская), 2 - 8-летними (Мегионская и Зайцевореченская), 2 - 7-летними (Боль-шетарховская, и Больше-Ларьякская), 17 -начальными [3, с. 56].

В 1947 г. в школах района обучалось 830 человек. В 1951 г. контингент учеников

распределялся следующим образом: в начальной школе обучалось 712 детей; в основной (5-7 кл.) - 273, в средней (8-10 кл.) - 21 [14, л. 34]. В 1952 г. - 1 028 учеников, в 1955 г. -867 учеников (ханты - 229). В 1951-1955 гг. в районе из числа ханты окончили 7-летнюю школу 37 человек, среднюю - 3 [15, с. 187]. Этот контингент рассматривался как потенциал для продолжения образования и пополнения кадров специалистов из числа ханты. В 1957 г. численность учеников составляла 961 (271 - ханты), в 1961 г. - 1 300 (285 -ханты) [16, л. 17, 23]. Самой крупной в районе стала Нижневартовская средняя школа, в которой в 1961 г. обучалось 444 ученика, а в 1962 г. - 566 [17, л. 15]. Рост числа учеников к началу 1960-х гг. был связан с увеличением численности населения за счет прибытия семей нефтяников в район, в особенности в с. Нижневартовское и с. Мегион.

В материальном и финансовом положении школы испытывали трудности, но минимальными средствами они обеспечивались. В отчетном докладе Ларьякского районного комитета ВКП(б) (далее - РК ВКП(б)) с января 1947 г. по сентябрь 1948 г. подчеркивалось, что несмотря на трудности послевоенного времени, партия и правительство проявляют особую заботу о народном просвещении [10, с. 87]. Ассигнования по народному образованию составили в районе в 1946 г. - 1 302 200 руб., в 1948 г. - 2 685 000 руб., что составляло 54,4 % к общему бюджету ЛР [18, л. 21]. Необходимо обратить внимание, что районные школы финансировались из местного бюджета (сельская местность), поэтому средств на развитие не хватало. Как правильно пишет Д. В. Кирилюк, школы в ХМНО являлись небольшими по площади деревянными постройками, значительная часть которых мало соответствовала своему назначению [7, с. 44]. Большинство начальных школ в районе именно таковыми и являлись (кроме интернатов). Новые школы в первое послевоенное десятилетие в ЛР не строились, и даже происходило их некоторое сокращение из-за укрупнения (и закрытия неперспективных) малокомплектных сельских школ. В первые послевоенные годы был открыт лишь один новый интернат в Тольке. Типо-

вые здания имела половина школ, остальные девять школ размещались в приспособленных помещениях. Так, единственное новое здание было построено лишь для Нижневартовской школы в 1955 г. общей площадью 431 м2 и было рассчитано на 160 учащихся [17, с. 15]. Все школы в сельской местности, как во всей России, ХМНО и ЛР, являлись неблагоустроенными (без канализации, парового отопления и водопровода).

Особенностью школьных учреждений в районе являлось то, что здесь более половины школ являлись школами интернатской формы. Снабжение интернатов, содержание в них детей, финансируемые за счет государственных средств, хоть и гарантировали минимум, но были недостаточными. Так, П. К. Ситников, учитель, директор школы, заведующий Ларьякским районным отделом народного образования (далее - РОНО), писал о том, что местные организации плохо выполняли заявки на необходимые интернату товары, особенно на швейные изделия и одежду: «Ребятишки ходили в чем попало, одежда была на 2-3 размера больше, чем нужно» [19, л. 23]. Материально-бытовое положение в интернатах стало улучшаться во второй половине 1950-х гг. Этому способствовало и принятие постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 марта 1957 г. «О мерах дальнейшего подъема экономики и культуры районов Крайнего Севера», увеличившее нормы снабжения детей в интернатах [16, л. 31]. Снабжение учебниками и канцелярскими принадлежностями оценивалось в официальных отчетах Ларьякского РК партии удовлетворительно, а вот организация питания учащихся в школах района (за исключением интернатов) в документах не обнаружена.

Главным вопросом в деле улучшения положения школьного образования в документах органов власти считался кадровый. Дело с кадрами учителей действительно обстояло плохо, их образовательный уровень в первое послевоенное десятилетие был ниже, чем накануне войны. В РОНО работали четверо специалистов, а сам заведующий отделом не имел высшего образования. В отчете о деятельности ХМ ОК ВКП(б) за 1945-1947 гг.

отмечалось, что в национальных школах работали преимущественно молодые учителя без опыта и достаточных знаний [10, л. 90]. В 1946/47 учебном году в районе работали 33 учителя (из них 30 - женщины). С высшим образованием учителя отсутствовали. Среднее образование имели 19, из них окончивших учительские институты 1 - 2, у 14 учителей среднее образование отсутствовало [13, л. 2]. Педагогические коллективы в изучаемый период были только в двух средних школах и в двух 7-летних. В остальных школах (начальных, национальных) работали зачастую 1 или 2 учителя. После войны, по словам П. К. Ситникова, самой крупной школой в районе являлась Ларьякская средняя, в которой в 1946 г. трудилось 10 учителей. Директором работала Р. Г. Сидорова (возраст -21 г.), выпускница Тобольского учительского института. Она преподавала историю, биологию, химию, Конституцию СССР. Среднее специальное образование имели 7 учителей, высшее - ни одного. В школе было всего двое учителей-мужчин: П. К. Ситников (физик-математик) и Л. М. Бабиков (физподго-товка) [6, а 322].

С начала 1950-х гг. число учителей ^ средним специальным образованием стало увеличиваться, этому способствовала и система заочного обучения, и даже экстернат, но подготовка учителей в этих форматах не являлась легкой задачей. Обремененность женщин-учителей семьей, подсобным хозяйством, удаленность от места обучения, не позволяли многим из них получить заочное образование. Тем не менее постепенно шел процесс замещения учителей без среднего образования молодежью, заканчивавшей педучилища и учительские институты. В 1950/51 учебном году в ЛР всего работало 45 учителей (из них женщин - 36). С высшим образованием было 5 учителей, а окончивших учительский институт - 14 [20, л. 16]. В 1954 г. число учителей в районе увеличилось, достиг-

1 Учительский институт - двухлетнее педагогическое образовательное учреждение, осуществлявшее

подготовку учителей для 5-7 классов. Принимали на учебу не только выпускников средней школы, но и основной, т. е. на базе 7 классов.

нув 70, из которых 4 имели высшее образование, незаконченное высшее - 21, среднее педагогическое - 45 [9, л. 66]. В 1955 г. из 97 человек педагогического персонала имели стаж до 5 лет 62 человека. Число учителей, окончивших учебные заведения в 1952-1954 гг., составляло 19, следовательно, 4/5 учителей составляли молодые педагоги. В 1955 г. в начальной школе работали 58 учителей. Среди упомянутых 97 человек высшее образование имели 6, среднее - 63.

С самого начала развития образования в ХМНО и ЛР ставка делалась на подготовку национальных кадров. Вклад в дело подготовки учителей внесли национальный пед-техникум (училище) в Ханты-Мансийске, Тобольский педагогический техникум, затем учительский институт, а также факультет народов Севера в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Наиболее амбициозные представители коренных народов заканчивали школу вопреки трудностям. К середине 1950-х гг. были созданы условия для продолжения образования в специальных учебных заведениях выпускникам средней и основной школы из числа ханты. Улучшение в подготовке кадров, имевших специальное или общее среднее образование, происходило особенно заметно во второй половине 1950-х гг., т. к. на ХХ съезде партии были приняты соответствующие решения, в дальнейшем послужившие выработке новых подходов к улучшению подготовки специалистов из числа коренных народов в течение 1957-1960 гг., в частности, увеличении контингента студентов, находившихся на государственном обеспечении.

В сфере образования ЛР в 1960 г. трудились 132 человека, из них учителей - 101, 30 человек имели высшее образование (10 % от общего числа учителей округа). По данному показателю в ЛР ситуация была лучше, чем в целом по округу, т. к. доля педагогов с высшим образованием составила более 30 % (в ХМНО - 25 %); учителей, имевших образование учительского института, было 18 человек, среднее образование имели 63 человека. В районе уже не было учителей без среднего образования, в округе таких учителей работало в 1960 г. 38 человек [21, л. 7].

Система обучения в школах района основывалась на учебных планах (далее - УП) РСФСР, однако в первое военное десятилетие порядка в планах не наблюдалось. В протоколе № 1 за 1956 г. аппаратного совещания ОКРОНО отмечалось, что национальные школы округа не перешли на новый УП [11, л. 3]. Основным критерием качества знаний являлась успеваемость. В ХМНО в первые послевоенные годы успеваемость в среднем была на уровне 70 % в начальной школе, 55 % - в основной, 50 % - в старшей [10, л. 90]. Причинами такого положения назывались: формализм в работе, неумение сформировать прочные знания, плохая подготовка к занятиям, слабая постановка методической работы, недостаточная требовательность учителя к самому себе и ученикам, плохая воспитательная работа. Обследование школ ЛР со стороны РОНО или ОКРОНО проводилось чрезвычайно редко. Так, в первые послевоенные годы обследовали только 4 школы из 18. Однако, вопросы состояния общеобразовательных школ, качества учебного процесса находились под периодическим контролем органов партийной власти. В отчете о деятельности ХМ ОК ВКП(б) за 1945-1947 гг. в числе лучших по результатам успеваемости названа Охтеурская школа ЛР (зав. школой Пыкина) [10, л. 89]. Ларьякский РК партии обычно ежеквартально рассматривал вопросы школьного дела на своих заседаниях. На партийных конференциях обязательно заслушивался доклад заведующего РОНО. После решения партийных органов вопрос становился предметом рассмотрения в райисполкоме, где принимались соответствующие решения и доводились до РОНО и школ.

В 1948 г. в ЛР средняя успеваемость в школах составила 73 %. Особенно низкая успеваемость имела место в Больше-Тарховской, Сабунской, Мегионской, Кор-ликовской, Охтеурской школах. Лучшая успеваемость была в Охтеурской школе № 2 (зав. школой - Протопопова) и Пылинской (зав. школой - Зубова) [18, л. 21 об.]. Средние показатели успеваемости в округе по окончании 1955/56 учебного года составили 82,7 % [11, л. 3]. В ЛР с середины 1950-х гг.

в средней и 7-летней школах успеваемость была ниже окружной и держалась на уровне 77 %, а в начальных школах составляла 80-84 %. Обучение на родном языке в большинстве национальных школ организовать не удалось (все попытки были прекращены), оно осуществлялось на русском языке, что, с одной стороны, сокращало время на адаптацию в русскоязычном пространстве, но вело к утрате родного языка - с другой. Второгодничество являлось весьма распространенным явлением, ученик, не освоивший программный материал, не переводился в следующий класс. Иногда ученик по несколько лет сидел в одном классе, становился переростком. В среднем на второй год ежегодно оставалось до 20 % учащихся. Например, в 1948 г. осталось на повторный курс обучения из 1 037 учащихся 202 человека [18, л. 21 об.]. Выпускные экзамены выдерживала лишь половина учащихся. Как следует из «Конъюнктурного обзора Ларьякского района» (1954), основной причиной низкой успеваемости являлась неудовлетворительная постановка всей учебно-воспитательной работы (в том числе плохое качество проведения уроков).

Улучшение учебно-воспитательной работы стало отмечаться во второй половине 1950-х гг. Так, уже в 1956/57 учебном году из 961 ученика перевели в следующие классы 869 человек (90,4 %). Эта статистика говорит о том, что по сравнению с прошлым 1955/56 учебным годом успеваемость в школах района возросла на 10 %. Из общего числа отметок, выставленных учащимся, 72 % составляли «удовлетворительно» [16, л. 13]. В докладе заведующего РОНО, прочитанном на августовском совещании учителей 1957 г., отмечалось улучшение всей учебно-воспитательной работы [16, л. 16].

Для обсуждения проблемы успеваемости и поисков решения способов повышения качества учебной работы РОНО проводились январские и августовские учительские совещания, на которых педагоги знакомились с достижениями лучших учителей, осуществлялась работа кустовых методических объединений, а также проводились инспекторские проверки с целью выявления недостатков и оказания помощи учителям. По результатам

1956/57 учебного года лучшими учителями в ЛР были названы: Т. А. Дедюрина, В. С. Ильченко, Е. И. Седых, В. М. Печеркина, Т. И. Це-лищева, М. А. Реховская, И. М. Коршаков, А. Д. Меркушина, Т. М. Махнева, А. И. Данилова, В. Г. Черепанова, Г. А. Темникова. Наряду с теми, кто трудился добросовестно, назывались и те учителя, кто работал неудовлетворительно: Г. А. Терешкина, З. А. Луки-нова, О. Я. Першина, В. П. Бабкина [16, л. 22].

Реформа школы шла в ЛР с большими трудностями. Установка органов власти на усиление связи школы с жизнью воплощалась медленно. В школах района и округа в целом отсутствовали мастерские, база для практических занятий, а сельскохозяйственные практикумы, как отмечено в протоколе № 1 за 1956 г. аппаратного совещания ОКРОНО, не осуществлялись в школах [11, л. 3]. Трудности послевоенного пятнадцатилетия начали постепенно преодолеваться в связи с началом формирования нефтегазового комплекса, когда территория района стала одной из нефтеносных провинций, с последующим ускорением модернизационных процессов в том числе и в сфере образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школы Ларьякского района изучаемого периода - это государственные образовательные учреждения, пользовавшиеся поддержкой органов власти, которым были присущи классно-урочная система, единые учебные планы, обеспечение стабилизационных мероприятий для выполнения всеобщего обязательного обучения, подготовка кадров, партийный контроль. Схожим было положение школ района, округа, сельских районов страны в целом по уровням школьного образования (преобладали начальные школы), охвату обучением, обеспечением кадрами учителей и материально-бытовому положению.

Для сферы образования ЛР были характерны такие особенности, как малочисленность школ, учащихся, учителей (их низкий образовательный уровень, особенно в первое послевоенное десятилетие). В районе преобладали национальные школы-интернаты. С середины 1950-х гг. в работе школ района началось некоторое улучшение, выразившееся в увеличении количества учителей, имевших

специальное образование, открытии еще одной средней и одной 7-летней школ, формировании двух 8-летних школ, а также повышении успеваемости, которая находилась на уровне средней по округу. Вторая половина 1950-х гг. -начало 1960-х гг. - время внедрения нового подхода в учебный процесс (попытка реализации практико-ориентированного образования). До 1959 г. всеобуч рассматривался в стране как всеобщее 7-летнее образование, однако в ЛР еще не был осуществлен всеобщий охват обучением и детей начальной школы (это касалось детей ханты), что тоже являлось его особенностью. В начале 1960-х гг. стали заметны положительные изменения в образовательном уровне учителей, он был даже выше, чем в целом по округу.

Перспективы исследования истории школы ЛР 1945 - начала 1960-х гг. связаны с изучением истории отдельных школ, их педагогических коллективов, судеб сельских учителей и их роли в общественной жизни населенного пункта. Вне поля зрения исследователей до сих пор остается вопрос о самообложении сельских жителей и распределении этих средств на содержание школ, взаимоотношения сельчан и школы, роли органов советской власти (местных советов) в развитии школ. Требуют отдельных исследований такие темы, как «Школа глазами детей», «Пионеры и комсомольцы», «Внеурочная деятельность» в рамках научного направления истории советского детства.

Список источников

1. Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Президентская библиотека : сайт. URL: https://www.prlib.ru/ history/619837 (дата обращения: 03. 11. 2023).

2. Шуваев Т. Д. Нижневартовск — город и район (история возникновения и развития): на правах рукописи. Нижневартовск, 1973.

3. Ишбаев М. М. Выход в свет: становление национальной школы в Ларьякском районе. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 1998. 112 с.

4. История Нижневартовского района / под общ. ред. Л. В. Алексеевой. Екатеринбург : Изд-во Баско, 2013. 336 с.

5. Алексеева Л. В., Миронычев С. В., Сапожнико-ва Н. В. и др. Основные вехи истории Нижневартовского района в советский период : коллективная моногр. / под общ. ред. проф. Л. В. Алексеевой. Нижневартовск : Изд-во НВГУ, 2018. 203 с.

6. Алексеева Л. В., Зарипова Д. А. Ларьякская школа в первое послевоенное десятилетие (19451957 гг.) // Актуальные проблемы гуманитарных наук : материалы научно-методического семинара, 16 декабря 2017 г., г. Нижневартовск. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2018. 392 с.

7. Кирилюк Д. В. Развитие школьного образования в Югре (1945-1991 г.). Курган : Курганский Дом печати, 2019. 400 с.

8. Алексеева Л. В. Рецензия на: Кирилюк Д. В. Развитие школьного образования в Югре (19451991 гг.). Курган : Курганский Дом печати, 2019. 400 с. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14. Ижевск, 2020. С. 366-368.

9. Казенное учреждение ХМАО-Югры «Государственный архив ХМАО-Югры» (КУ «ГАЮ»). Ф. Р - 129. Оп. 2. Д. 34.

References

1. Priniat zakon "Ob ukreplenii sviazi shkoly s zhizniu i o dalneishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniia v SSSR". URL: https://www.prlib.ru/history/619837 (accessed: 03.11.2023). (In Russian).

2. Shuvaev T. D. Nizhnevartovsk - gorod i raion (istoriia vozniknoveniia i razvitiia): na pravakh rukopisi. Nizhnevartovsk; 1973. (In Russian).

3. Ishbaev M. M. Vykhod v svet: stanovlenie natsio-nalnoi shkoly v Lariakskom raione. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State Pedagogical Institute; 1998. 112 p. (In Russian).

4. Alekseeva L. V., editor. Istoriia Nizhnevartovskogo raiona. Yekaterinburg: Basko; 2013. 336 p. (In Russian).

5. Alekseeva L. V., Mironychev S. V., Sapozhnikova N. V. et al. Osnovnye vekhi istorii Nizhnevartovskogo raiona v sovetskii period. Collective monograph. Alekseeva L. V., editor. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State University; 2018. 203 p. (In Russian).

6. Alekseeva L. V., Zaripova D. A. Lariakskaia shkola v pervoe poslevoennoe desiatiletie (1945-1957). In: Proceedings of Scientific and Methodological Seminar "Aktualnye problemy gumanitarnykh nauk", December 16, 2017, Nizhnevartovsk. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State Pedagogical Institute; 2018. 392 p. (In Russian).

7. Kiriliuk D. V. Razvitie shkolnogo obrazovaniia v Iugre (1945-1991). Kurgan: Kurganskii Dom pechati; 2019. 400 p. (In Russian).

8. Alekseeva L. V. Retsenziia na: Kiriliuk D. V. Razvitie shkolnogo obrazovaniia v Iugre (1945-1991 gg.). Kurgan : Kurganskii Dom pechati, 2019. 400 s. // Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii. 2020. Vol. 14. Izhevsk; 2020. p. 366-368. (In Russian).

9. Kazennoe uchrezhdenie KhMAO-Iugry "Gosudar-stvennyi arkhiv KhMAO-Iugry" (KU "GAIu"). F. R -129. Op. 2. D. 34. (In Russian).

10. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» (ГБУТО ГАСПИТО). Ф. П - 107. Оп. 1. Д. 971.

11. КУ «ГАЮ». Ф. Р -5. Оп. 1. Д. 392.

12. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П -107. Оп. 1. Д. 2049.

13. КУ «ГАЮ». Ф. Р - 5. Оп. 1. Д. 240.

14. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П - 107. Оп. 1. Д. 1884.

15. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П - 107. Оп. 1. Д. 1856.

16. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р - 29. Оп. 1. Д. 31.

17. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р - 29. Оп. 1. Д. 61.

18. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П - 96. Оп. 1. Д. 225.

19. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р - 91. Оп. 1. Д. 27.

20. КУ «ГАЮ». Ф. Р - 5. Оп. 1. Д. 282.

21. КУ «ГАЮ». Ф. Р - 5. Оп. 1. Д. 417.

Информация об авторе

Л. В. Алексеева - доктор исторических наук, профессор.

10. Gosudarstvennoe biudzhetnoe uchrezhdenie Tiu-menskoi oblasti «Gosudarstvennyi arkhiv sotsialno-politicheskoi istorii Tiumenskoi oblasti» (GBUTO GASPITO). F. P - 107. Op. 1. D. 971. (In Russian).

11. KU "GAIu". F. R -5. Op. 1. D. 392. (In Russian).

12. GBUTO GASPITO. F. R -107. Op. 1. D. 2049. (In Russian).

13. KU "GAIu". F. R - 5. Op. 1. D. 240. (In Russian).

14. GBUTO GASPITO. F. R - 107. Op. 1. D. 1884. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. GBUTO GASPITO. F. R - 107. Op. 1. D. 1856. (In Russian).

16. Arkhivnyi otdel administratsii g. Nizhnevartovsk^. F. R - 29. Op. 1. D. 31. (In Russian).

17. Arkhivnyi otdel administratsii g. Nizhnevartovska. F. R - 29. Op. 1. D. 61. (In Russian).

18. GBUTO GASPITO. F. R - 96. Op. 1. D. 225. (In Russian).

19. Arkhivnyi otdel administratsii g. Nizhnevartovska. F. R - 91. Op. 1. D. 27. (In Russian).

20. KU "GAIu". F. R - 5. Op. 1. D. 282. (In Russian).

21. KU "GAIu". F. R - 5. Op. 1. D. 417. (In Russian).

Information about the author

Lyubov V. Alekseyeva - Doctor of Sciences (History), Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.