УДК 343.81 М. С. Пузырев,
канд. юрид. наук, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра Института уголовно-исполнительной службы,
г. Киев
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
СРОК КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Рассмотрены общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы на определенный срок как форма дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства в части регламентации обучения осужденных к лишению свободы на определенный срок.
Ключевые слова: общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, осужденные, лишение свободы на определенный срок, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания.
Одной из задач уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК) Украины [6] является определение порядка применения к осужденным мер воздействия с целью исправления и профилактики асоциального поведения. Исправление лиц, лишенных свободы, по своей сути является чрезвычайно сложной приоритетной проблемой, стоящей сегодня перед Украинским государством в сфере противодействия преступности [8, с. 162].
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок ярко проявляется в процессе реализации норм уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих применение к осужденным основных средств исправления и ресоциализации, предусмотренных ч. 3 ст. 6 УИК Украины, одним из которых является общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных.
Вопросам исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок, мерам воздействия на осужденных (как на теоретическом, так и практическом уровнях) посвятили труды такие отечественные и зарубежные ученые, как Г. А. Аванесов, Ю. М. Антонян, Л. В. Багрий-Шахматов, В. А. Бадира, О. И. Бажанов, И. Г. Богатирев, Т. А. Денисова, А. Н. Джужа, А. В. Кирилюк, В. В. Коваленко, А. Г. Колб,
B. А. Корчинський, М. П. Мелентьев, В. А. Меркулова, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, А. И. Осауленко, А. Л. Ременсон, З. М. Сайфутдинов, И. А. Сперанский, А. Ф. Степанюк, Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевський, В. Н. Трубников, Б. С. Утевський, С. Я. Фаренюк,
C. В. Царюк, О. О. Шкута, И. В. Шмаров, И. С. Яковец и др. Они внесли весомый вклад в разрешение проблем пенитенциарной теории и практики. Однако на сегодня недостаточно разработанным остается вопрос реализации дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в средствах исправления и ресоциализации осужденных, в том числе в общеобразовательных и профессионально-техническом обучении.
Цель статьи заключается в исследовании общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных к лишению свободы на определенный срок через призму дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Как отмечает А. Г. Колб, "под средствами исправления и ресоциализации нужно понимать деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний,
общественных организаций и отдельных лиц, а также осужденных, направленная на создание готовности последних к самоуправляемому правопослушному поведению и возвращению к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе" [5, с. 73].
Часть 3 ст. 6 УИК Украины устанавливает единый для всех исправительных колоний комплекс основных средств исправления и ресоциализации осужденных (установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние). В то же время ч. 4 ст. 6 Кодекса приписывается применять эти средства с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.
Проведенное нами анкетирование 180 сотрудников исправительных колоний минимального, среднего и максимального уровней безопасности, которые проходят службу на различных должностях (начальник отделения социально-психологической службы, начальник отдела надзора и безопасности, оперуполномоченный, инспектор отдела охраны, инспектор отдела надзора и безопасности, психолог) показало, что 57 % из них эффективным средством исправления и ресоциализации осужденных считают режим, 45 % - общественно полезный труд, 22 % - социально-воспитательную работу, 7 % -общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, 7 % - общественное влияние. Наряду с этим значительное количество респондентов считает необходимым комплексное применение всех перечисленных в законе основных средств исправления и ресоциализации осужденных (41 %). Остановимся подробнее на реализации дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок в общеобразовательном и профессионально-техническом обучении осужденных как одном из средств исправления и ресоциализации осужденных, предусмотренных УИК Украины.
Образование как право осужденных закреплено в ч. 1 ст. 107 УИК Украины. В современном обществе оно рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. Относительно осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, образование, воплощаясь в общеобразовательном и профессионально-техническом обучении, выступая согласно уголовно-исполнительного законодательства одним из основных средств исправления и ресоциализации осужденных, также подлежит дифференциации и индивидуализации.
Как отмечает С. В. Царюк, учет в уголовно-исполнительной характеристике аспекта получения осужденным общего образования, профессионально-технического или профессионального высшего образования, безусловно, должно предоставлять собой положительную оценку процессу позитивных изменений в поведении осужденного. Администрация исправительной колонии в таком случае будет иметь структурированные сведения об образовательном уровне и подготовке осужденного, сможет соответствующим образом (с учетом пожеланий, а не только потребностей производства) трудоустроить его на производстве колонии [9, с. 167].
По состоянию на 1 декабря 2012 г. при 88 учреждениях исполнения наказаний функционируют профессионально-технические учебные заведения, где учатся почти 9 тыс. осужденных. Их общеобразовательное обучение обеспечивает 151 общеобразовательное учебное заведение, из их числа: 58 учреждений - вечерние школы, 74 - классы (группы) с вечерней формой обучения, 19 - учебно-консультационные пункты [2].
Считаем вполне логичным то, что к любому осужденного должен быть применен не один, а несколько средств исправления и ресоциализации. Ведь в местах лишения свободы отбывают наказание лица с различным интеллектуальным развитием и образовательным уровнем. По результатам проведенного исследования выявлено заметное число осужденных, имеющих высшее образование (11 %). Такое средство исправления, как
общеобразовательное обучение, конечно, к ним не применяется. В случае получения ими профессионально-технического образования возникает ряд вопросов. К 2010 г. этот вид обучения был обязанностью осужденного. Сейчас же осужденному, не имеющему рабочей профессии, по которой он может быть трудоустроен в колонии, предоставляется только возможность такого обучения, а он уже сам выбирает. Зачем, например, такому осужденному учиться профессии слесаря, если в учреждении исполнения наказаний не хватает рабочих мест и нет возможности трудоустроиться? После увольнения с учетом своего образовательного уровня осужденный имеет больше возможностей для трудоустройства по специальности, которую он получил до наказания (по результатам исследования около 14 % осужденных связывают свое трудоустройство после увольнения с предыдущей специальностью).
Согласно действующему законодательству каждый имеет право на получение высшего образования, но в современных условиях реализовать его осужденными к лишению свободы на определенный срок практически невозможно. Мы делаем такой вывод на основании сопоставления законодательства об образовании (по которому студенты (слушатели) должны находиться на учебно-экзаменационных сессиях, проходить практику, сдавать зачеты (экзамены), государственные экзамены и т. п.) и уголовно-исполнительного законодательства (согласно которому осужденные к лишению свободы не имеют возможности - за исключением скудного перечня предусмотренных в законе случаев оставления пределов колонии - покидать места отбывания наказания), а также по факту отсутствия в штате учреждений исполнения наказаний научно-педагогических работников высших учебных заведений. В соответствии со ст. 125, 126 УИК Украины осужденные к лишению свободы вправе получить полное среднее и профессионально-техническое образование, но специальных норм по реализации ими права на высшее образование УИК Украины не содержит. Как следует из ч. 1 ст. 107 УИК Украины, такие осужденные имеют право получать образование в соответствии с законодательством об образовании, а значит, и высшее образование в том числе. Указанная проблема актуализируется в связи с тем, что за последние годы в исправительных колониях увеличилась численность осужденных, имеющих полное общее среднее, профессионально-техническое и базовое высшее образование и желающих продолжить обучение для получения полного высшего образования. Иначе говоря, имеются все материальные основания, чтобы эти лица превратили объективное право на образование в собственное субъективное, вступив в соответствующий вуз.
Однако, не все так пессимистично. На сегодня все же существуют отдельные случаи получения осужденными высшего образования по дистанционной форме обучения, что является проявлением инициативы руководства отдельных исправительных колоний и положительным результатом их взаимодействия с местными вузами. Например, по словам заместителя начальника управления - начальник сектора социально-воспитательной и психологической работы управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Черкасской области А. Стрижова, в Черкасской исправительной колонии (№ 62) отбывают наказание 2-е осужденных, которые поступили в вуз и дистанционно в них обучаются. Почтой они получают задание, выполняют их и отсылают в высшее учебное заведение, а во время сессии педагоги последнего приезжают в колонию и принимают в них экзамены и зачеты. Причем стоит отметить, что учатся эти осужденные неплохо [1]. Также в Бучанской исправительной колонии (№ 85) после проведения соответствующей разъяснительной работы среди осужденных о возможности получения высшего образования путем дистанционного обучения 6 осужденных согласились на такие условия и учатся в Израильском открытом международном университете [4, с. 12].
И таких примеров немало, чтобы работать над этой проблемой в дальнейшем. Считаем, что именно дистанционная форма обучения, предусматривающая больше времени для самообразования, наиболее соответствует условиям отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок и более приспособлена для осужденных этой
категории. Апробация указанной формы обучения будет соответствовать нормам уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об образовании, для чего следует налаживать тесное взаимодействие Государственной пенитенциарной службы Украины и Министерства образования и науки Украины. Мы всецело поддерживаем позицию А. В. Байлова о целесообразности разработки такого акта, как "Положения о дистанционном обучении в учреждениях исполнения наказаний Украины" [3, с. 217].
Одним из направлений совершенствования дифференциации и индивидуализации образования в местах лишения свободы следует предусмотреть для осужденных, имеющих высшее образование, возможность получения послевузовского образования (или занятие научной деятельностью) в качестве альтернативы труда. Это довольно актуально сегодня, когда во многих колониях не хватает рабочих мест и осужденные ничем не заняты. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительной колонии обязана способствовать осужденным в получении профессионального образования - среднего, высшего и послевузовского.
На основании изложенного представляется целесообразным абз. 14 ч. 1 ст. 107 УИК Украины изложить в следующей редакции:
"- получать образование (в том числе и высшее по дистанционной форме обучения) в соответствии с законодательством об образовании, заниматься научной деятельностью".
Указанное предложение поддержали 18 %, 23 % и 15 % сотрудников исправительных колоний минимального, среднего и максимального уровней безопасности (соответственно) и 20 %, 22 % и 31 % осужденных в колониях минимального, среднего и максимального уровней безопасности (соответственно).
В перспективе можно прогнозировать и решения такого вопроса: выезды осужденных за пределы исправительных колоний по действующему законодательству возможны при различных обстоятельствах; сдача же студентами государственных экзаменов в их число не входит. В связи с этим видится уместным внесение изменений в ст. 111 УИК Украины в части закрепления нормы о неисчерпаемом характере личностных обстоятельств - оснований для предоставления права на выезды и сроков пребывания за пределами колоний. Это позволит полнее реализовывать в этом направлении принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Считаем, что соответствующая норма ст. 111 УИК Украины может быть таковой: "Осужденным могут быть разрешены кратковременные выезды за пределы колонии по другим обстоятельствам, другим уважительным причинам и на иной срок, если это касается их прав, свобод, интересов или обязанностей и не противоречит цели наказания, порядку и условиям исполнения и отбывания наказания".
Отношение осужденного к труду и обучению (курсив автора. - М. П.) служит важным показателем изменения им своих негативных установок (ст. 130 УИК Украины). Работа и обучение в местах лишения свободы, на наш взгляд, важны не только как средства исправительного воздействия, но и в плане обеспечения социальных потребностей индивида после освобождения, тем более, что в последние годы эта проблема приобрела особую актуальность, что значительно повышает роль указанного показателя в процессе дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок.
Дело в том, что среди осужденных встречаются лица (их удельный вес составляет около 14 %), которые не имеют не только рабочей специальности (или профориентации), но даже необходимого общеобразовательного минимума. Причины этого различны: неблагополучное положение в семье, влияние уголовно направленной микросреды и пр. Вот почему путем выяснения причин асоциального поведения, условий жизни осужденного к моменту совершения им преступления и иных обстоятельств, а также путем умелого применения этих данных в процессе индивидуальной работы необходимо пробудить его интерес к знаниям и труду. Актуальность указанной задачи переоценить трудно. Она является значимой как в рамках правового воздействия на личность в качестве фактора (что
говорит о готовности субъекта приобщиться к ценностям общества), так и о его социальных позициях. Прежде всего это связано с проявлением некоторых негативных тенденций в жизни общества.
Следует подчеркнуть, что в наше время образование и труд, как средства самоутверждения и самореализации, для многих потеряли свое значение. Как показывают специальные социологические исследования, стремление иметь материальные ценности молодые люди не связывают с трудом, а некоторые ради них готовы на совершение противозаконных действий. Причем доля этих "некоторых" достаточно весома. Так, если в 1988 г. 68,3 % опрошенных юношей и девушек называли среди важнейших ориентиров те или иные ценности, связанные с трудом, включив их в число ведущие ценностные представления, то в 1994 г. доля таких лиц уменьшилась до 32 % [7, с. 48, 103]. Несмотря на определенные регрессивные тенденции развития современного общества, результаты исследования показали стремление около 33% осужденных к лишению свободы на определенный срок после увольнения получить высшее образование.
Однако, какими бы сложными и противоречивыми ни были условия развития государства на современном этапе, никогда не стоит забывать, что труд и знания - это важные и непреходящие ценности любого общества. Поэтому, несмотря на временные явления, связанные с их недооценкой в современном общественном сознании, эти категории необходимо всячески выделять и стимулировать, в том числе и в уголовно-исполнительной сфере, конечно, с учетом ее специфики, тем более, что и сами осужденные в своем большинстве стремятся использовать имеющиеся возможности. Результаты проведенного исследования показали, что доля осужденных, добросовестно относящихся к труду и учебе, составляет около 63 %.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что общеобразовательное и профессионально-техническое обучение занимает ведущее место среди основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Наши предложения внести изменения в действующее уголовно-исполнительное законодательство предоставят возможность оптимизировать процесс обучения осужденных в соответствии с принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний с учетом прав и законных интересов как отдельных осужденных, так и их групп.
Список литературы: 1. Близько сотш засуджених Черкасько'1 виправно'1 колонн опановують робiтничi професп, а двое з них навт навчаються у вищих навчальних закладах // Нова Доба : Черкас. обл. газ. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.novadoba.info/people/3029-blyzko-sotni-zasudzhenyh-cherkaskoii-vypravnoii-koloniji -opanovujut-robitnychi-profesij i. 2. Загальна характеристика Державно'1 пенггенщарно!' служби Украши [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.kvs.gov.ua/peniten/control/main/uk/publish/article/628075. 3. Засоби виправлення i ресоцiалiзацп засуджених до позбавлення волi : моногр. / за заг. ред. А. Х. Степанюка. - X. : Кроссроуд, 2011. - 299 с. 4. Звк щодо реалiзацiï рекомендацш i зауважень Свропейського ком^ету з питань запобшання катуванням чи нелюдському або такому, що принижуе людську пдшсть, поводженню чи покаранню, викладених у доповвд Уряду Украши за результатами вiзиту до Украши у перюд з 9 до 21 вересня 2009 р. [Електрон. ресурс]. -Режим доступу : http://www.cpt.coe.int/documents/ukr/2011-30-inf-ukr.pdf. 5. Колб О. Г. Установа виконання покарань як суб'ект запобшання злочинам : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / Колб Олександр Григорович. - К., 2007. - 509 с. 6. Кримшально-виконавчий кодекс Украши вщ 11.07.2003 р. // Вщомосп Верх. Ради Украши. - 2004. - № 3-4. - Ст. 21. 7. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи / Кузнецов А. Г. -Саратов : СВШ МВД РФ, 1995. - 138 с. 8. Трубтков В. Проблеми сощально'1' адаптацп звшьнених вщ покарання в зарубiжних крашах / В. Трубшков // Вюн. Акад. прав. наук Украши. - Х. : Право, 1997. - № 2. - С. 161-170. 9. Царюк С. В. Кримшально-виконавча характеристика засуджених, яю вщбувають покарання у виправних колошях максимального
рiвня безпеки : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Царюк Сергш Васильович. - Д., 2009. -230 с.
ЗАГАЛЬНООСВ1ТНе I ПРОФЕС1ЙНО-ТЕХН1ЧНЕ НАВЧАННЯ ЗАСУДЖЕНИХ
ДО ПОЗБАВЛЕННЯ ВОЛ1 НА ПЕВНИЙ СТРОК ЯК ФОРМА ДИФЕРЕНЩАЦП Й 1НДИВ1ДУАЛВАЩ1 ВИКОНАННЯ ПОКАРАННЯ Пузирьов М.С.
Розглянуто загальноосв^не i професiйно-технiчне навчання засуджених до позбавлення волi на певний строк як форму диференщаци та iндивiдуалiзацii виконання покарання. Сформульовано пропозици з удосконалення чинного кримiнально-виконавчого законодавства в частиш регламентацп навчання засуджених до позбавлення волi на певний строк.
Ключовг слова: загальноосв^не i професiйно-технiчне навчання, засудженi, позбавлення волi на певний строк, диференцiацiя й iндивiдуалiзацiя виконання покарання.
EDUCATION AND VOCATIONAL TRAINING OF CONVICTS TO DEPRIVATION OF LIBERTY FOR A DEFINITE PERIOD AS A FORM OF DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF EXECUTION OF PUNISHMENT
Pusyriov М. S.
The article is dedicated to analysis of education and vocational training of convicts to deprivation of liberty for a definite period as a form of differentiation and individualization of execution of punishment. The suggestions on improving current criminal-executive legislation in part of regulation of studying of convicts to deprivation of liberty for a definite period are proposed in the article.
Key words: education and vocational training, convicts, deprivation of liberty for a definite period, differentiation and individualization of execution of punishment.
Поступила в редакцию 11.04.2013 г.