Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НБИК-КОНВЕРГЕНЦИИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА'

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НБИК-КОНВЕРГЕНЦИИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НБИК-конвергенция / виртуальный мир общения / онлайн- / офлайни ауто-коммуникация / типы коммуникативной личности / NBIC-convergence / virtual communication / online- / offlineand autocommunication / types of communicative personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е.А.

НБИК-конвергенция привела к формированию виртуального мира как особого модуса человеческого бытия и новой коммуникативной реальности, в которой складывается разное соотношение общения человека в триаде –«онлайн-коммуникация» – «офлайн-коммуникация» –«ауто-коммуникация» (как во временных, так и функционально-структурных параметрах общения). На основе данных параметров предложена типология коммуникативной личности. Обозначены перспективные направления исследования коммуникативной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF NBIC-CONVERGENCE: PERSPECTIVES OF PSYCHOLOGY

NBIC-convergence has led to the formation of the virtual world as a special mode of human existence and a new communicative reality, in which different types of communication strategies evolve based on the correlation within the triad – ‘online communication’ – ‘offline communication’ – ‘auto-communication’ (including both temporal and structure-function parameters of communication). Classification of personality types is proposed based on these communicative parameters. The perspective areas of research of the communicative personality are outlined.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НБИК-КОНВЕРГЕНЦИИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА»

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НБИК-КОНВЕРГЕНЦИИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА1 Петрова Е.А. (Москва, РГСУ) petrovaea@rgsu.net

Аннотация. НБИК-конвергенция привелакформированию виртуального мира как особого модуса человеческого бытия и новой коммуникативной реальности, в которой складывается разное соотношение общения человека в триаде -«онлайн-коммуникация» -«офлайн-коммуникация» -«ауто-коммуникация» (как во временных, так и функционально-структурных параметрах общения). На основе данных параметров предложена типология коммуникативной личности. Обозначены перспективные направления исследования коммуникативной личности.

Ключевые слова: НБИК-конвергенция; виртуальный мир общения; онлайн-, офлайн- и ауто-коммуникация; типы коммуникативной личности.

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF NBIC-CONVERGENCE: PERSPECTIVES OF PSYCHOLOGY Petrova E.A. (Moscow, RSSU) petrovaea@rgsu.net

Abstract. NBIC-convergence has led to the formation of the virtual world as a special mode of human existence and a new communicative reality, in which different types of communication strategies evolve based on the correlation within the triad - 'online communication' -'offline communication' - 'auto-communication' (including both temporal and structure-function parameters of communication). Classification of personality types is proposed based on these communicative parameters. The perspective areas of research of the communicative personality are outlined.

Keywords: NBIC-convergence; virtual communication; online-, offline- and autocommunication; types of communicative personality.

Современное развитие нано-, био-, информационных технологий и когнитивных наук привело к их взаимопроникновению и взаимоусилению, что позволяет говорить о явлении НБИК-конвергенции (NBIC-конвергенции) как инновационном уровне соединения научного знания и технологии, который, в силу синергетического эффекта, формирует новый шестой технологический уклад общества. Восприятие тенденций развития НБИК технологий, как своеобразной технологической революции, позволяет прогнозировать их слияние в единую научно-технологическую область знания, коренным образом меняющую социальную жизнь. Фундаментальное изменение бытия современного человека- это

1 Работа проведена в рамках фундаментального исследования по теме:«Методология ортосубъектного подхода в теории и практике позитивной социализации человека в процессе жизненного пути, в условиях НБИКС-конвергенции».

возникновение нового виртуального мира общения. Вообще виртуальный мир фактически обогатил человечество появлением особого модуса своего существования. Мир материальный (включая мир живой природы), мир социальный и внутренний мир человека дополнился виртуальным миром, который их причудливо соединил, хотя не заменил в полной мере. Общение в этих мирах сохранилось, но в чем-то изменилось и дополнилось виртуальным общением

Начало данному процессу было положено во второй половине ХХ века с началом компьютеризации. Вначале в научных исследованиях, затем в образовании, и сегодня мы имеем уже новую стадию широкого проникновения компьютеризации во все сферы промышленности, сельского хозяйства, производства, широкого круга консультирования и услуг, торговли и т.д., что позволяет говорить о цифровой экономике. Но экономика не существует вне зависимости от человека.

Одними из наиболее распространённых форм виртуального общения являются использование электронной почты, различных форумов, социальных сетей, конференцсвязи, сайтов и приложений для знакомств и онлайн-игр, клубов (Якоба,2020).

Интернет-коммуникация расширила возможный круг общения человека. Включенность в социальные сети позволяет общаться с людьми из разных стран, городов и общаться, даже не владея общим языком (просто обращаясь к компьютерному переводу) (Алланазарова,2020).

Возникает вопрос о тех психологических последствиях, которые виртуальный мир несет для психики человека в целом и сферы его общения в частности.

Общение в интернете отличается рядом особенностей: оно порождает чувство безопасности; порождает более высокую степень свободы самовыражения и управления контактом (возможность прерывания контакта в любой момент простым нажатием кнопки); позволяет максимально приблизить самопрезентацию субъекта общения к идеальному образу его «я»; наконец, позволяет преодолеть внутренние границы и коммуникативные барьеры, выйти за рамки (просто скрыв их) социальных ролей и статуса человека в обществе.

При этом основной спецификой общения с помощью современных гаджетов являются широкие возможности саморекламы, маскировки, искажения или предоставления ложной информации (Бондаренко,2019). Это порождает особую важность доверия представленной информации, поиска доступных параметров оценки «искренности-ложности» собеседника. С другой стороны, эти же возможности позволяют человеку самораскрываться, декомпенсировать собственные истинные или мнимые недостатки, преодолеть застенчивость и неуверенность, побороть «комплексы», проявляющиеся в общении офлайн (Хчолкин,2020;Якунина, 2016).

В интернет-коммуникации меняется и основное средство человеческой коммуникации - язык. Речевое общение в интернет-коммуникации начинает включать большее количество перекрестных диалогов по типу непринужденного и неформального (чаты, форумы, конференции, социальные сети). По мнению ряда исследователей, современное виртуальное пространство становится все более эмоциональным.Высокая степень эмоциональной насыщенности проявляется в общении в чатах, форумах и пр. (Алланазаро-ва,2020). Формируется особый языковый сленг, наблюдается тенденция к глобальному огрублению речи и более свободному использованию нормативной лексики, появляются новые языковые приемы, наблюдается расширение «лингвистически-креативного начала», рождаются новые обороты речи, новые слова и правила (Марина,2020; Попова,2019).

Вне сомнений, современный интернет дает нам и примеры заимствования традиционных техник общения. Так, сайты знакомств используют технологии приближения он-лайн-контактов к естественному процессу знакомства людей. Технологии отношений в виртуальном мире становятся более тонкими (Мелешников,2019). Интернет меняет и невербальный пласт общения, нередко видеоинформация оказывается управляемой за счет презентации заранее отобранных знаков, фотографий, символов, стандартного набора

смайликов (Дун,2017). Невозможность обыденной социально-психологической интерпретации визуальных знаков общения (габитуса, кинесики, социального оформления внешности), сокращенность паралингвистических компонентов речи, отсутствие ольфакторных сигналов делает онлайн общением в чем-то более упрощенной формой человеческих контактов. Что приводит и к искаженному восприятию образа партнера (Блинова, 2016/

Таким образом, главные черты общения в интернете создают ту специфику онлайн-коммуникации, которую испытывает современный пользователь интернета на себе.

Рассматривая психологические последствия погружения в интернет-общение в целом, необходимо развести два глобальных вопроса: как меняется сам субъект общения и как трансформируется структурно-содержательно процесс взаимодействия между людьми в виртуальном мире.

Исследования изменений субъекта общения в виртуальном пространстве идут в современной науке по ряду направлений, начиная от влияния процесса на психологическое и психическое здоровье, картину мира до трансформации системы взглядов и ценностей, смыслообразования, изменений в когнитивной сфере (когнитивные стили, изменения мышления, всех познавательных процессов и свойств личности). Последствия информатизации для психики в целом наиболее емко обозначила академик РАО Т.Г. Солдатова как появление «цифровой личности», при этом она подчеркнула, что «цифровое поколение» -это уже демографическая межпоколенная группа, охватывающая 54% населения РФ, активных пользователей интернет-коммуникации, которые социализируются в условиях «новой нормальности».

Но, рассматривая обозначенные изменения, принципиально важно проанализировать и трансформации самого общения как одного из ведущих типов человеческой деятельности, согласно культурно-историческому подходу, детерминирующего личностные изменения поколений людей, проходящих цифровую социализацию.

Человечество породило множество средств, методов и способов общения между людьми. Что-то из арсенала этих средств ушло в небытие. И костры не зажигаются для передачи информации на видимое расстояние, и древние языки ушли вместе со своей эпохой, не звучит азбука Морзе в наушниках радистов, да и почтовая, телеграфная и обычная телефонная связь используется все реже и трансформируется в своей сути. Письма редко используются как способ интимно-личностного общения (их заменили смс-переписки и интернет-послания). Чаще они реализуют цели деловой коммуникации (письма-приглашения на мероприятия, рекламные тексты и повестки с просьбой оплатить штрафы за нарушения ПДД, вызовы с суд и т.д.).

Фактически большая часть коммуникации современного человека опосредована разными техническими устройствами, гаджетами, которые появились благодаря великому НБИК-технологическому прорыву и появлению интернет-коммуникации. Сегодня это те технические орудия общения, которые выполняют важную функцию его опосредования и трансформации. Последствия же широкой цифровой социализации детей, подростков и молодежи (как, впрочем, и лиц более старшего возраста) прямо проявляются в сфере общения.

Во-первых, в новой коммуникативной реальности возможно разное соотношение общения человека в триаде -«онлайн-коммуникация» - «офлайн-коммуникация» -«ауто-коммуникация». Это соотношение проявляется как вовременных (общая длительность включенности в общение, его прерывность-непрерывность, переключаемость в другие сферы жизнедеятельности), так и в функционально-структурных параметрах общения (функции в жизнедеятельности и формы, средства, партнеры, темы)

Во-вторых, предстоит понять, какие типы коммуникативной личности формируются в этих соотношениях. Гипотетически можно выделить несколько таких типов, базирующихся на разном соотношении трех обозначенных типов коммуникации. На основе доминирования и последовательности выраженности определенного типа коммуникации можно говорить о типах коммуникативной личности:

1. Тип А, или «офлайн-онлайн-ауто-коммуникант».

2. Тип В, или «офлайн-ауто-онлайн-коммуникант».

3. Тип С, или «онлайн-офлайн-ауто-коммуникант».

4. Тип Д,или «онлайн-ауто-офлайн-коммуникант».

5. Тип Е, или «ауто-офлайн-онлайн-коммуникант».

6. Тип Б, или «ауто-онлайн-офлайн-коммуникант».

Типы А и В сформированы в доминировании традиционных форм человеческой коммуникации, типы С и Д возникают в результате «цифровой социализации личности», типы Е и F обусловлены в высокой степени индивидными особенностями субъекта общения.

В-третьих, гипотетическая типология требует эмпирической проверки и исследования не только временных параметров коммуникации (общая длительность включенности в общение, его прерывность - непрерывность, переключаемость в другие сферы жизнедеятельности), но и четкого понимания их роли и функций для личности, а также структурного и содержательного наполнения в темах и степени доверительности общения, самораскрытия участников коммуникации, бесконфликтности и результативности контактов.

В-четвертых, важный вопрос, требующий исследования: как формируемые у каждого типа коммуникативной личности особенности позволяют решать главные жизненные задачи субъекта в современных условиях высокой степени неопределенности многих параметров бытия? А именно, сохранять психологическое и физическое здоровье, быть жизнеспособным и адаптированным к реальным социально-экономическим условиям жизни, выходить на самореализацию своего потенциала, выстраивать неконфликтные контакты в разных сферах общения (интимно-личностной, деловой, социальной). И самое главное, какие последствия это все имеет для формирования оптимальных для личности межличностных отношений?

В-пятых, уже сейчас исследователи отмечают, что отношения с виртуальным партнером имеют свои позитивные стороны, к которым относятсясоциальная свобода, безопасность, терапевтичность, сохранение статуса, приобретение опыта построения новых отношений, социальная поддержка, преодоление одиночества. При сравнении он-лайн-отношений с реальными ряд специалисты подчеркивают их самобытность (Яко-ба,2020). Однако эти же отношения переходят и в реальные и тут возникают новые проблемы в их сочетании, реализации в офлайн.

В-шестых, особый вопрос о влиянии виртуального общения на реальное возникает в ситуациях их совмещения; также встает вопрос о восприятии интернет-пользователей партнерами, не включенными в виртуальное общение (Горбунова,2016; Комалова,2020). Яркий пример - ситуация «непрерывной включенности в виртуальное общение» владельцев гаджетов, иногда переходящая в форму настоящей «виртуальной зависимости». Как трансформируется общение в реальном социальном взаимодействии при параллельной включенности с другими партнерами в режиме офлайн?

То, что конфликтогенная зона здесь весьма широка, -очевидно (Колесник, 2019; Куликова,2015; Тиллабаева,2020). Неслучайно же в театрах спектакли начинаются с объявления о необходимости выключения сотовых телефонов, а школьные учителя иногда просто собирают телефоны перед занятием, чтобы исключить данный тип конфликтов в учебном процессе. В конфликтах непонимания неслучайно именно сотовые телефоны бывают предметом агрессивной поломки как выражение попытки переключить собеседника в формат непосредственного реального взаимодействия.

А какую фрустрацию испытывает человек, когда собеседник не отрывает глаз от экрана телефона или планшета? А чувство растерянности прохожего, пытающегося обратиться с вопросом к гражданам, взгляд которых устремлен в экран, а уши заняты наушниками? Люди рядом, а обратиться не к кому. Феномен бесконтактной массы людей.

В-седьмых, общение с появлением виртуального мира приобретает многоканаль-

ный и многоцелевой характер. Например, одновременно контакт поддерживается по нескольким каналам коммуникации в любом смартфоне (смс, электронная почта, и не одна, вацап, пара линий для звонков, видеоконтакты от скайп, зума и пр., с возможностью параллельной коммуникации по другим линиям). Все сказанное накладывает определенные требования к распределению внимания человека, увеличивает нагрузку на оперативную память, требует развития определенных стилистических особенностей мышления и формирует навыки общения в условиях коммуникативной многозадачности. И это только та трансформация когнитивной сферы личности, которая начинает рассматриваться в современных исследованиях проблем «цифровой социализации» личности(Солдатова, 2021).

Однако возникает и много вопросов, касающихся всего социально-психологического ядра личности человека, относящегося к разному типу коммуникативной личности. Что происходит с базовыми компонентами этого ядра-мировоззрением, системой ценностей и установками человека? Как меняются его социальные представления, и как тип общения детерминирует эти трансформации?

Таким образом, вне сомнений, перед психологией общения возникает большое количество вопросов о сути и последствиях всех изменений современного общения, которое разворачивается в виртуальном и реальном мирах с применением всех достижений НБИК-конвергенции.

Ответы на поставленные вопросы предстоит дать современным исследователям психологии общения.

Литература

1. Алланазарова С.Х. Языки общения в интернет-среде // Вопросы науки и образова-ния.2020.№ 4. С. 41-49.

2. Блинова Н.М. Особенности образов партнеров по общению в интернете и в реальной жизни // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 11. С. 65-72.

3. Бондаренко Т.А. Общение в виртуальном мире Интернета // AdvancedEngineeringResearch. 2019. № 12. С. 2-10.

4. Горбунова А.А. Особенности эмоциональной сферы пользователей, включенных и не включенных, в общение посредством Интернет // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 10. С. 37-42.

5. Дун Ю. Знаковые обозначения как способ выражения в интернет-общении // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2017. № 7. С. 6-15.

6. Колесник О.А. Формирования этики общения подростков в интернете // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 4. С. 21-28.

7. КомаловаЛ.Р. Особенности восприятия интернет-коммуникации реципиентами, не вовлеченными в общение // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 6. С. 25-29.

8. КуликоваГ.С. Влияние интернет-коммуникации на другие сферы общения // Проблемы речевой коммуникации. 2015. № 3. С. 25-30.

9. Марина А.М. Принципы использования сокращений в Интернет-общении // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2020. № 1. С. 56-63.

10. Мелешников А.А. Роль интерпретации и оценки физического облика при общении на сайтах знакомств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 9. С. 34-40.

11. Попова Т.И. Правила речевого поведения в Интернет-общении: нормативный и этический аспект // Мир русского слова. 2019. № 12. С. 115-121.

12. Солдатова Т.Г. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»/ Доклад 15 Санкт-Петербургском саммите психологов «Цифровая личность как феномен ХХ1 века: встреча с новой нормальностью» (6-9 июля 2021г.).

13. Тиллабаева А.А. Речевое поведение интернет-пользователей в ситуации конфронта-ционного общения // Слово.ру: Балтийский акцент. 2020. № 9. С. 23-29.

14. Хчолкин И.И. Интегральные комплексы и технологии живого общения в Интернете // Исследовано в России. 2020.№ 2. С. 6-16.

15. Якоба И.А. Интернет как средство социальной коммуникации: особенности виртуального общения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2020. № 11. С. 65-71.

16. Якунина М.Л. Стиль интернет-коммуникации: преодоление внутренних конфликтных тенденций как путь создания эффективного интернет-общения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2016. № 8. С. 22-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.