Педагогика
УДК 37.043
доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула)
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы общекультурного развития как важного фактора личностного становления младшего школьника. Показывается значимость исторически сложившихся вопросов общекультурного развития человека в период личностного становления под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Рассмотрены понятия "воспитание", "развитие", "культура", "искусство", личностные характеристики выпускника начальной школы, а также компоненты, входящие в понятие "общая культура", подходящие как для взрослого человека, так и для обучающегося ребенка в нескольких важных для педагогической науки аспектах.
Ключевые слова: внутренние и внешние факторы, воспитание, личностное становление, младший школьник, общекультурное развитие, развитие.
Annotation. The article deals with the issues of general cultural development as an important factor in the personal development of a primary school student. The article shows the significance of historically formed issues of general cultural development of a person in the period of personal formation under the influence of internal and external, controlled and uncontrolled social and natural factors. The concepts of "education", "development", "culture", "art", personal characteristics of an elementary school graduate, as well as the components included in the concept of "general culture", suitable for both an adult and a learning child in several important aspects for pedagogical science, are considered.
Keywords: internal and external factors, education, personal development, primary school student, general cultural development, development.
Введение. Во многих странах трудно не заметить духовное опустошение молодежи. Характерные для предшествующих поколений моральные качества современными молодыми людьми, и младшими школьниками в частности, игнорируются или же вовсе не принимаются. Молодежи незнакомо понятие вера (в кого-то, во что-то), она не понимает, что такое коллективизм и не знает, а главное, не хочет знать и принимать свои родовые корни. Очень грустно осознавать то, что молодые люди не помогают и даже не стремятся помогать в сложных ситуациях друг другу, их нравы проникнуты насилием и агрессивностью, в них растворилась доброта, сострадание к товарищу и т.д.
Анализ психолого-педагогических исследований дает нам возможность убедительно говорить о том, что вопросы общекультурного развития человека в период личностного становления интересовали многих отечественных ученых. Так, проблема культурологического и аксиологического подходов к воспитанию рассматривались в трудах Н.М. Борытко, О.С. Газмана, А.В. Иванова, И.А. Иевлевой, К. Роджерса, Е.А. Кагакиной, В.А. Караковского, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др.
Цель статьи - рассмотреть вопросы общекультурного развития младшего школьника в период личностного становления под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Изложение основного материала статьи. Предметом исследования отечественных педагогов и психологов О.В. Бочкаревой, Ю.П. Вавилова, М.М. Поташника, Н.Л. Селивановой, А.Ф. Спирина, А.Р. Фонарева и др. выступали вопросы о воспитательных ситуациях, что давало им возможность детально рассматривать этот феномен в процессе выбора, обоснования и разработки наполнения содержанием технологии воспитательных ситуаций.
Изучение научных источников подтверждает наш тезис о том, что профессиональный интерес для педагогов в контексте рассматриваемых проблемных вопросов представляют научно-методические труды М.А. Ариарского, Е.В. Бондаревской, Е.В. Земцовой, И.А. Зимней, И.П. Иванова, С.Ю. Курганова, Н.М. Павлуцкой, З.И. Равкина, Ш.З. Санатулова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др., посвященные изучению вопросов общекультурного развития человека, а также ключевых положений технологий "диалога культур" и "педагогики сотрудничества".
Вопросами воспитания культурного человека, формирования его базовой и общей культуры как основы личности занимались отечественные педагоги Е.В. Бондаревская, Н.А. Власова, О.С. Газман, Л.Г. Ионин, И.П. Пономарева, Б.Т. Лихачев и др.
В.А. Сухомлинский отмечал: "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души." [22].
Отечественный педагог, Академик РАО, профессор Б.С. Гершунский в своих научных трудах, касающихся вопросов образования в будущем убедительно говорил о том, что ". образование может повлиять на изменения постоянно растущего негатива по отношению к духовной сфере". Ученый "поднимает" и акцентирует внимание на исключительно серьезной научной проблеме, при этом, единственно правильным и обоснованным способом спасения в такой ситуации, естественно считает направление образования на "воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей воспитания духовной и творческой личности должно стать воспитание национального самосознания".
Наш опыт работы в вузе убеждает в том, что не смотря на все реформы, проводимые в образовательных учреждениях, важнейшей задачей всех школ, без исключения, является не просто обучение, а воспитание личности, востребованной обществом. Начиная с первого дня своей жизни, ребенок должен быть включен в процесс воспитания, и воспитания как гражданина своей страны, как гражданина, любящего и знающего свою Родину, понимающего и принимающего ее историю, ее ценности и традиции.
Энтони Гидденс (Giddens A.), ценящий культуру образования, писал: "Несмотря на то, что учеба и приобретение конкретных навыков могут быть существенны для многих востребуемых сегодня профессий,
мне видится, что развитие познавательной и эмоциональной компетентности - все-таки наиболее важно" [1]. В педагогике понятие "развитие" относится к общенаучной категории и понимается как процесс становления и закономерного изменения личности человека под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Поэтому воспитание необходимо рассматривать как это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности [11]. Первым понятие "культура" было определено в зарубежных исследованиях Э.Б. Тайлором как "... комплексное целое, включающее знания, веру, искусство, мораль, закон, обычаи и любые другие черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества" [23]. Л.Г. Ионин в понятии "культура" рассматривает несколько важных аспектов:
• "абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
• обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;
• абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
• абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности" [10].
Общекультурное развитие, по мнению культуролога А.Я. Флиера и И.А. Иевлевой, предполагает: во-первых, понимание научных причин развития природы, человека и общества в целом; во-вторых, знание закономерностей как мировой так и отечественной истории и культуры, а также принятие ее традиций и ценностей; в-третьих, освоение технологий всех доступных для человека деятельностей (информационно-познавательной, социальной и профессиональной); в-четвертых, формирование мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, научного мировоззрения, социальных и профессиональных ценностных ориентаций; и, в-пятых, активное развитие личности в творческом направлении и т.д. [9; 25 и др.].
Советский и российский культуролог, основатель отечественной научной школы педагогической (прикладной) культурологии М.А. Ариарский особое внимание обращает на необходимость личности самостоятельно организовывать свои возможности, не забывать о саморазвитии и самообразовании, т.к. в своих работах представляет общекультурное развитие в виде ". способности людей понимать актуальность проблем духовного, нравственного, правового, экологического и общественного устройства" [2].
Смысл понятий "Культура" и "Искусство" определяются как важный комплексный компонент всестороннего образования личности, который и обеспечивает полное ее развитие [7]. Именно поэтому, так важно развивать культуру школьников с самых первых дней обучения в школе. "Общий культурный уровень является в некотором роде пропуском к непрерывному образованию, поскольку он прививает вкус к образованию, а также является его основой, необходимой для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни" [14]. Овладение культурой - длительный процесс, требующий непрерывного образования в данной области.
Обосновать данную потребность можно тем, что разные области культуры могут преобладать или западать в разные периоды развития человека, а также быть совершенно разными в зависимости от этапа жизни той или иной личности. Следовательно, общекультурное развитие имеет множество сочетаний и вариантов. Овладение культурой изначально вариативно и зависит от множества факторов, влияющих на развитие личности, начиная с ранних лет жизни каждого человека [4]. Вся ответственность общекультурного развития младших школьников ложится на учителей. Периодические этические беседы не могут в полной мере развить культуру младших школьников.
Педагогам необходимо найди средства и создать условия, в результате которых будет развиваться культура личности обучающихся, при этом не забывая слова Е.В. Бондаревской о том, что "... личность - это человек, который имеет свою жизненную позицию, историю, интегрированную в определенную социокультурную среду, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности в процессе саморазвития, поиска личностных смыслов и индивидуальности". В этих условиях, по мнению автора, современный научный подход должен быть обращен на личностно-смысловую сферу учащихся, на проживание личностью "не только закономерностей развития природы, общества, культуры, но и перспектив, и смыслов собственного бытия" [3; 16 и др.].
Известный отечественный педагог А.С. Макаренко говорил: "Личность не формируется по частям". Развитие личности требует целостного подхода. Поэтому общекультурное развитие младших школьников, по мнению В.А. Сластенина, будет воздействовать на другие компоненты становления личности и вызывать в них соответствующие изменения [20]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обращает внимание на то, что в основной образовательной программе выделены и сформулированы направления на ". формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие" [15].
В тексте ФГОС НОО закреплено положение о том, что ". в соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей". При этом становлению личностных характеристик выпускника (например, "портрет выпускника начальной школы") отводится особое внимание:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [24].
Рассмотренные нами в статье личностные характеристики выпускника дают основание обратить
пристальное внимание на вопросы, связанные с необходимостью общекультурного развития учащихся начальной школы, которое должно быть направлено на активизацию жизнедеятельности ребенка, на развитие способностей быстро и правильно ориентироваться в различных сферах жизни: как социальной, так и
профессиональной, а также научиться находиться в гармонии со своим внутренним миром и отношениями с одноклассниками и социумом в целом.
Профессор И.А. Зимняя в своих работах трактует общую культуру человека единым комплексом, характеризующимся внутренней культурой. Комплекс строится на культуре личности, деятельности и взаимодействия. По мнению автора, образованность представляет собой ". освоение общекультурных знаний, которое позволяет человеку:
• использовать личностный фонд общекультурных знаний для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
• следовать этно-социокультурным традициям и нормам в кросскультурном взаимодействии;
• самостоятельно повышать индивидуальный общекультурный уровень" [8, с. 17-20].
Требования, которые изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте позволили
И.А. Зимней выделить, обосновать и сформулировать характеристики взрослого человека, наделенного определенной совокупностью культурных ценностей.
Принимая во внимание эту совокупность ценностей, мы рассмотрим компоненты, входящие в понятие "общая культура", подходящие как для взрослого человека, так и для ребенка, обучающегося в начальной школе:
1) компонент, отвечающий за личностное самоопределение (мотивация и стремление к саморазвитию);
2) аксиологический (овладение ценностными составляющими общей культуры);
3) гуманистический (становление нравственной и духовной личности);
4) регулятивный (имение культурных качеств, эффективно влияющих на саморегуляцию, самоорганизацию и самоконтроль);
5) нормативный (применение усвоенных норм этики и эстетики);
6) коммуникативный (уровень межличностного взаимодействия);
7) интеллектуальный (умение использовать полученные знания в жизни).
Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, компоненты, представленные в этой работе, рассмотрим содержание общей культуры младшего школьника в виде некой совокупности усвоенных знаний, взглядов, сформированных умений и навыков, устоявшихся духовных ценностей, возможностей поведения в сложившихся условиях, выстроенных на культурном отношении младшего школьника к себе, коллективу класса, обществу и окружающему миру. Опираясь на мнение Т.Г. Браже, можно рассматривать ". общекультурное развитие младшего школьника как педагогический процесс, в котором на основе единства целей (ценностей) гуманистического содержания, форм, средств, методов воспитания и обучения происходит становление личности, развитой в общекультурном отношении, выраженное в положительной мотивации, информационной наполненности, рефлексии в поведении и деятельности ребенка" [4; 5 и др.].
Создание целостного культурного-образовательного пространства является базой для начального этапа общекультурного развития и должна являться ориентиром комплексного развития младших школьников. Результатом проделанной педагогической работы становится овладение учениками духовным и материальным богатством, которое помогает детям в последующие годы строить гармоничные отношения с окружающим миром.
Выводы. Знакомство младших школьников с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям помогает ребенку познавать окружающий мир. Общекультурное развитие раскрывает и способствует совершенствованию творческих способностей детей, оно зарождает потребность и интерес к различным областям знаний, а также формирует потребность в дальнейшем изучении и познании окружающего мира. После изучения теоретического материала можно прийти к выводу, что личностное становление младшего школьника, его последующая жизнь, обучение и развитие напрямую зависит от его общекультурной развитости, которая зарождается еще на начальных этапах обучения и воспитания детей.
Литература:
1. Giddens A. The Third Way: The renewal of social democracy. Polity. Cambridge, 1998. - 125 с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология - 2-е изд. - СПб.: издательство «Эго», 2001. - 288 с.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избранные педагогические труды: в 2-х т. / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: 174 издательство РГПУ, 2006. - Т. 2. - 504 с.
4. Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития / Практическая андрагогика. // под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. - 2-е изд., доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. -108 с.
5. Власова Н.А. Содержание понятия «Общая культура младшего школьника»: педагогический аспект / Вестник Красноярского государственного университета, 2016. - №2. - С. 6-9
6. Глузман Н.А. Методологические ориентиры компетентностного подхода к оценке качества образования / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования, 2014. - № 44-1. -С. 10-20.
7. Дорожная карта художественного образования / Всемирная конференция по образованию в области искусства: создание творческого потенциала для XXI века - Лиссабон, 6-9 марта 2006.
8. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова. - М.: 2008. - 54 с.
9. Иевлева И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) / Человек и образование. - 2010. - № 4(25). - С. 163-169.
10. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 2000. - 431 с.
11. Исмаилова З.К. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование / З.К. Исмаилова, М.Х. Байбаева, А.Б. Сапаров. - М.: Молодой ученый, 2015. - № 8 (88). - С. 937-940
12. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза средствами проектной деятельности в условиях информатизации образования: личностно-ориентированный подход // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19561 (дата обращения: 10.04.2021).
13. Липатова В.М. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект: Монография. Книга 5 / В.М. Липатова, С.В. Митрохина, В.А. Романов, А.А. Шерстнёва; под общей ред. Митрохиной С.В. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2017. - 192 с.
14. Образование: сокрытое сокровище / Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -М., 2011.
16. Пономарева И.П. Формирование проективной культуры младших школьников в образовательной среде школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пятигорск, 2016.
17. Романов В.А. Профессиональная подготовка учителя начальных классов: современные подходы, модели и технологии: Монография. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2020. - 208 с.
18. Романов В.А. Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности / В.А. Романов // Известия ТулГУ Серия «Гуманитарные науки» № 1. ч. II. - Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. - С. 345-352.
19. Романов В.А. Воспитательное пространство в структуре целостной среды субъектного становления личности ребенка / В.А. Романов, В.Н. Кормакова // Пространство детства: современность и будущее: Сборник материалов I Всероссийской науч.-практ. конф. (13-14 мая 2014 г.) / под ред. Е.П. Велихова, Н.Е. Орлихиной: - Москва-Тула, 2014. - С. 184-187.
20. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
21. Степченко Т.А. Формирование культурных ценностей у подростков как средство их самореализации / Т.А. Степченко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - № 26 (2). - С. 31-38.
22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М.: Педагогика, 1980 - Т2.
23. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
25. Флиер А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности / Теория и история культуры. - М.: Вестник МГУКИ, 2004. - №1. - С. 18-33
26. Шарковская Н.В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие. - М.: МГИК, 2017. - 124 с.
27. Юдина И.А., Орешко А.П. Непрерывное профессиональное развитие учителей как требование современной школы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18790 (дата обращения: 10.04.2021).
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат экономических наук, старший преподаватель Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация. Авторами представлены результаты теоретического исследования проблемы изучения системного подхода как направления методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях. Системный подход рассматривается как направление методологии научного исследования, и представляет собой совокупность методологических принципов, которые позволяют рассматривать любые объекты с точки зрения их системы функционирования. Педагогические системы в зависимости от ведущего признака имеют объективный (по происхождению), социальный (по субстационному свойству), сложный (по количеству связей, взаимодействующих объектов), целеполагательный (по наличию цели), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминирования), самоуправленческий (по степени организации).
Ключевые слова: системный подход, методология научного познания, социальная практика, структура и содержание, принципы, педагогический процесс.
Annotation. The authors present the results of a theoretical study of the problem of studying the systems approach as a direction of the methodology of scientific knowledge and social practice in pedagogical research. The systems approach is considered as a direction of the methodology of scientific research, and is a set of methodological principles that allow us to consider any objects from the point of view of their system of functioning. Pedagogical systems, depending on the leading feature, have objective (by origin), social (by substantive property), complex (by the number of connections, interacting objects), goal-setting (by the presence of a goal), dynamic (by the sign of variability), probabilistic (by the method of determination ), self-government (according to the degree of organization).
Keywords: systematic approach, methodology of scientific knowledge, social practice, structure and content, principles, pedagogical process.
Введение. Современная педагогическая наука в настоящий момент своего развития находится в непрерывном поиске сущности и содержания образовательного процесса, позволяющего раскрыть потенциальные возможности учащейся молодежи к осуществлению осознанной, творческой, интеллектуальной деятельности. Актуальность исследования педагогической системы обусловлена требованиями современной педагогической науки по применению различных методологических подходов к изучению всевозможных объектов и педагогических процессов.