Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Людмила Ивановна

В статье обосновывается необходимость совершенствования учебного процесса вуза путем организации диалога и взаимодействия преподавателей и студентов, доказывается роль образовательного диалога в личностно-профессиональном становлении будущих специалистов. Организация диалога и взаимодействия представлена как механизм реализации совместной психологической деятельности преподавателей и студентов, как форма субъект-субъектного общения. Содержание диалога и взаимодействия определяется целями и характером учебно-познавательной деятельности, связанной с развитием познавательных интересов обучающихся и потребностью в знаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DIALOGUE AS AN ORGANIZING TOOL OF A SINGLE COMMUNICATION SPACE OF THE SYSTEM OF DEVELOPMENTAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article substantiates the need to improve the educational process of the university by organizing a dialogue and interaction between teachers and students, proves the role of educational dialogue in the personal and professional development of future specialists. The organization of dialogue and interaction is presented as a mechanism for implementing joint psychological activities of teachers and students, as a form of subject-subject communication. The content of the dialogue and interaction is determined by the goals and nature of educational and cognitive activities related to the development of students ' cognitive interests and the need for knowledge.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Редькина Людмила Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье обосновывается необходимость совершенствования учебного процесса вуза путем организации диалога и взаимодействия преподавателей и студентов, доказывается роль образовательного диалога в личностно-профессиональном становлении будущих специалистов. Организация диалога и взаимодействия представлена как механизм реализации совместной психологической деятельности преподавателей и студентов, как форма субъект-субъектного общения. Содержание диалога и взаимодействия определяется целями и характером учебно-познавательной деятельности, связанной с развитием познавательных интересов обучающихся и потребностью в знаниях.

Ключевые слова: образовательный диалог, диалогическое взаимодействие, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. The article substantiates the need to improve the educational process of the university by organizing a dialogue and interaction between teachers and students, proves the role of educational dialogue in the personal and professional development of future specialists. The organization of dialogue and interaction is presented as a mechanism for implementing joint psychological activities of teachers and students, as a form of subject-subject communication. The content of the dialogue and interaction is determined by the goals and nature of educational and cognitive activities related to the development of students ' cognitive interests and the need for knowledge.

Keywords: educational dialogue, dialogic interaction, educational and cognitive activity.

Введение. Федеральные государственные стандарты высшего образования определили необходимость решения образовательными учреждениями вопросов, связанных с формированием данного уровня профессиональной компетентности в процессе обучения, что обеспечит конкурентоспособность бакалавров и магистров на рынке труда и позволит им ориентироваться в часто меняющихся социально-экономических условиях.

Подготовка студентов в вузе должна определяться не только характером будущей профессии, но и требованиями будущих специалистов в контексте социально-экономических преобразований страны. Профессиональная компетентность требует от студентов высокого уровня квалификации, чтобы реализовать свой интеллектуальный потенциал, творческий потенциал и постоянно повышать уровень педагогических знаний.

Весь образовательный процесс в высшем учебном заведении можно рассматривать как образовательный диалог. Образовательный диалог становится формой общения в процессе взаимодействия и в условиях обучения происходит обмен информацией между субъектами обучения. Организация диалогового взаимодействия в учебно-познавательной деятельности исключает возможность конфронтации между преподавателями и обучающимися, а их солидарность в учебном диалоге помогает поддерживать и развивать интерес к предмету, углубленно изучать его [4].

В центре внимания образовательного диалога находится развитие личности каждого студента, начиная с выявления характеристик студента как субъекта, признания того, что его субъективный опыт является самоценным, установления учебных взаимодействий на основе его опыта, выявления его личности, его способностей, интересов и личностной идентичности потребностей. В диалоге и взаимодействии педагоги создают особые условия для каждого студента, чтобы определить траекторию личностного развития. Образовательный диалог становится особой формой тематико-тематического взаимодействия, которое побуждает студентов к творческой деятельности, "запускающей" их мыслительные процессы. Преподаватели не только сообщают научную информацию, но и раскрывают интересы и субъективный опыт студентов [9].

Акцент на форме диалога в последнее время стал очень актуальным и он наполнен новым лингвокультурологическим и философским содержанием. Это включает в себя изучение коммуникативных стратегий в рамках разговорной коммуникации, ее структуры и семантического своеобразия в рамках вопросно-ответного комплекса или разговорного единства, а также многомерных описаний как культурно значимых форм общения, методов речевой деятельности, реальной среды, в которой формируются идеи. Различные аспекты и результаты этого исследовательского диалога закономерно приводят к идее его методологического развития.

Следует помнить, что диалог может состояться только в том случае, если в полной мере проявятся индивидуальные функции субъекта (критика, самооценка, построение собственной картины мира, творческая самореализация, ценностная ориентация). Можно сказать, что у каждого собеседника есть диалог в своей форме и на своем уровне, поэтому уместнее говорить не о диалоге вообще, а о диалоге, в котором объединено несколько диалогов. Если происходит прямое движение от потребностей и мотиваций человека в неизвестном направлении и обратное движение его мышления от динамики мышления к динамике поведения-и конкретной деятельности индивида, то этот единый диалог может стать частью процесса.

Процесс обучения диалогическому взаимодействию наиболее продуктивен, если он:

1) опирается на знание природы факторов, продуцирующих поведение диалога,

2) учитывает особую структуру речи диалога [1].

Изложение основного материала статьи. Традиционно образовательный диалог рассматривается как форма организационного обучения, как способ работы над содержанием учебного языкового/фонетического материала, как средство развития разговорного мышления и осознания создания речи у студентов.

Таким образом, образовательный диалог можно рассматривать как:

- средство формирования и развития коммуникативных навыков и умений студентов в процессе изучения языка;

- средство развития коммуникативных речевых навыков, коммуникативной инициативы;

- средство выражения мыслей и чувств;

- средство обеспечения соответствующей национальной культуры коммуникативного поведения и ее применения в повседневной коммуникативной деятельности.

Философы и педагоги первыми проявили интерес к вопросу диалога и взаимодействия в образовании:

В последнее время активно изучаются различные аспекты диалогового взаимодействия в образовательном процессе: педагогические приемы организации диалога на занятиях (Балакина Л.Л., 2000), организация профессиональных обменов педагогами в процессе повышения квалификации (Казачкова Т.Т., 2002), педагогические возможности образовательного диалога (Седов В.А., 2002) и так далее.

В результате внедрения разговорных методов в преподавание, переход от традиционно сложившейся, поучительной, отчуждающей личность односторонней модели обучения (экстрактивной) к преподавателю, представляющему конкретное и нормативное содержание всем студентам, независимо от их личностных и когнитивных способностей, личностно-ориентированная модель формирует содержание обучения студентов, которые непосредственно и активно участвуют и взаимодействуют с преподавателями., объединенные общей темой обсуждения и учитывающие индивидуальные особенности каждого студента.

Компоненты методики обучения диалогу:

• коммуникатор-преподаватель (задает смысловое направление разговора, ставит перед обучающимися "смысловую задачу", создает соответствующие смысловые настройки);

• мотивация и цель смыслообразования (что должно вызвать желание обучающегося вербально выразить личный смысл в разговоре);

• содержание (имеется в виду "кристаллизация" потенциальных областей);

• коммуникационный код (устный или письменный диалог);

• администратор-студент (его мотивационно-смысловые характеристики);

• результаты (обратная связь, раскрывающая особенности смыслообразования в данном диалоге, связанные с уровнем образовательных результатов) [6].

В техниках диалога есть: диалог поиска вопросов, дискуссия на семинаре, образовательная дискуссия, эвристический диалог, ситуационный анализ.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) формируется как процесс диалога, в ходе которого формируется практический опыт совместного участия в обсуждении и решении теоретических и практических задач.

Действия педагога:

• такая подготовка должна быть организована таким образом, чтобы каждый студент активно участвовал в обсуждении;

• определить вопросы и отдельные подзадачи, которые будут рассмотрены на семинаре;

• определить функции и формы участия студентов в групповой работе;

• подготовка студентов к роли оппонентов;

• управление всей работой семинара;

• краткое обсуждение [5].

Например, дискуссионный семинар может содержать элементы "мозгового штурма" и деловых игр.

В первом случае участники стараются придумать как можно больше идей, не критикуя их, а затем выделить, обсудить и развить основные идеи и оценить возможность их доказательства или опровержения. В другом случае дискуссия на семинаре становится ролевым "инструментом", отражающим истинную позицию человека, участвующего в научных или иных дискуссиях. Если студент назначен вести дискуссионный семинар, ему как преподавателю предоставляются все полномочия по организации дискуссии: поручить одному из студентов сделать доклад по теме семинара, руководить дискуссией, контролировать обоснованность доказательств или опровержений, точность использования понятий и терминов, правильность отношений во время общения и т.д. Эксперты оценивают продуктивность всей дискуссии, эффективность выдвинутых предположений и рекомендаций, сделанных выводов и высказывают свое мнение о вкладе участника дискуссии в поиск общего решения [1].

Образовательная дискуссия (от лат. дискуссия - это всестороннее обсуждение спорного вопроса на публичном собрании, частной беседе или споре) - это мозговой штурм обсуждения вопроса или сравнения информации, идей, комментариев или предложений.

Цели обсуждения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, трансформация, изменение отношения, стимулирование творчества и т.д.

В ходе обсуждения студенты могут дополнять друг друга или возражать друг другу. В первом случае появляются характеристики диалога, во втором случае - обсуждение спорных характеристик. Взаимодополняющие и взаиморазвивающиеся диалоги играют важную роль, поскольку важно сопоставлять различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Обоснованность обсуждения зависит от следующих факторов:

• подготовка студента (осведомленность и способность) к заданным вопросам;

• семантическая согласованность;

• корректность поведения участника;

• способность педагога к обсуждению [9].

Правильно организованная дискуссия прошла три этапа развития:

На первом этапе студенты адаптируются к проблеме и адаптируются друг к другу, то есть в это время вырабатывается определенное отношение к решению проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) были поставлены следующие задачи:

1. Разработка вопросов и задач для обсуждения. Для этого вам нужно объяснить, что обсуждается и что должно обсуждаться. Познакомьтесь с участниками (если это первая встреча группы). Для этого можно попросить каждого студента представиться или воспользоваться методом "интервью", который включает в себя то, что студенты делятся на пары и знакомятся друг с другом после короткого знакомства (не более 5 минут), направленного диалога.

2. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых - выступить должен каждый. Кроме того, необходимо внимательно выслушать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

3. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к студентам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки [1].

Второй этап - этап оценки - обычно включает в себя сравнение, антагонизацию и даже ситуацию конфликта идей, которая может перерасти в конфликт личности в случае обсуждения неправильного управления.

Третий этап - этап консолидации - включает в себя выработку определенных общих или скомпрометированных мнений, позиций и решений. На этом этапе выполняется контрольная функция курса. Задачи, которые должны решать педагоги, можно сформулировать следующим образом [8]:

1. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

2. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

3. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

4. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы [10].

Во время "круглого стола" возникает шум, многоголосие, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоционального интереса, с другой—усложняет работу преподавателя. Ему необходимо услышать главное в этой полифонии, дать возможность сказать это, рассуждать правильно.

Диалог в образовательной деятельности является важным элементом культуры и среды, способствует формированию личности студента, развитию его уникальной и духовно самоопределяющейся личности, осознанию своей профессии в выбранной сфере деятельности. Образовательный диалог, по словам Смирнова М.В.,"... Она не просто раскрывает природу человеческой природы. В контексте диалога студенты не усваивают готовые продукты культуры, ее результаты, а творчески справляются с ними, открывая личностный смысл, открывая для себя что-то новое. В этом суть внутреннего культурного развития личности,механизм ее самореализации " [9].

Диалог в образовательном процессе, как механизм реализации совместной психологической деятельности субъекта, имеет присущие ему потребности в самореализации и саморазвитии и базируется на принципе проблемного обучения. И.Р. Пидкасистый говорит, что в процессе применения проблемного обучения у них есть возможность научиться самостоятельно проектировать, формулировать проблемы, участвовать в процессе поиска решений проблем и они заинтересованы в самостоятельной познавательной деятельности [8]..

Образовательный диалог может быть успешным только в том случае, если он ведется правильно. Разговоры включают в себя информацию и личные компоненты. Информационная составляющая включает в себя тему беседы, начальные теоретические знания по выбранной теме. Личностные компоненты включают стиль поведения, профессиональный уровень будущих специалистов, коммуникативные навыки, тип мышления, деятельность, интересы и т.д. [3]. Организуя учебную деятельность обучающихся, педагоги поддерживают свое лидерство (постановка целей учебной деятельности, поиск средств и контроль результатов), т.е. лидерство педагога не исключает, а развивает деятельность обучающихся. Необходимо научить студентов применять различные позиции преподавателей в учебных беседах со студентами, научить их устно фиксировать доминирующее положение лидеров, наблюдателей, советников и т.д.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основная педагогическая ценность технологии разговорной коммуникации заключается в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью студентов, которые формируют новые понятия в учебном процессе, а также с новыми идеями в будущем.

Обучение в университете на данном этапе должно строиться на принципе диалога и взаимодействия, чтобы студенты приобретали и осваивали систему знаний, умений и опыта творческой деятельности. Диалог в учебном процессе позволяет пробудить интерес к знаниям, к учебной деятельности, применению усилий, способствующих достижению поставленных целей, необходимость интенсивной самостоятельной работы.

Литература:

1. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. - М.: Знание, 2017. - 60 с.

2. Коновалова Е.В. Диалоговая культура студентов как средство формирования профессионального самосознания // В мире научных открытий. - 2015. - № 9 (69). - С. 100-105.

3. Коновалова Е.В. Сущность диалога в учебно-познавательной деятельности студентов // В мире научны.х открытий. - 2018. - № 11.2 (59). - С. 946-950.

4. Кудрявцева C.B., Руднева Т.И. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы. - Самара: Самарский областной институт повышени.я квалификации и переподготовки работников образования, 2018. - 213 с.

5. Магсумов Т.А. Рефлексия современного урока истории по требованиям ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 40. - С. 75-79.

6. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2017. - С. 157.

7. Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. - М.: Пед. общ-во России, 2018. - 93 с.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Учеб. пос. - М. -2019. - 112 с.

9. Смирнова М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. - 26 с.

10. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. - М., изд-во «русский язык», 2019. - 216 с.

Педагогика

УДК 37.043

доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула)

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы общекультурного развития как важного фактора личностного становления младшего школьника. Показывается значимость исторически сложившихся вопросов общекультурного развития человека в период личностного становления под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Рассмотрены понятия "воспитание", "развитие", "культура", "искусство", личностные характеристики выпускника начальной школы, а также компоненты, входящие в понятие "общая культура", подходящие как для взрослого человека, так и для обучающегося ребенка в нескольких важных для педагогической науки аспектах.

Ключевые слова: внутренние и внешние факторы, воспитание, личностное становление, младший школьник, общекультурное развитие, развитие.

Annotation. The article deals with the issues of general cultural development as an important factor in the personal development of a primary school student. The article shows the significance of historically formed issues of general cultural development of a person in the period of personal formation under the influence of internal and external, controlled and uncontrolled social and natural factors. The concepts of "education", "development", "culture", "art", personal characteristics of an elementary school graduate, as well as the components included in the concept of "general culture", suitable for both an adult and a learning child in several important aspects for pedagogical science, are considered.

Keywords: internal and external factors, education, personal development, primary school student, general cultural development, development.

Введение. Во многих странах трудно не заметить духовное опустошение молодежи. Характерные для предшествующих поколений моральные качества современными молодыми людьми, и младшими школьниками в частности, игнорируются или же вовсе не принимаются. Молодежи незнакомо понятие вера (в кого-то, во что-то), она не понимает, что такое коллективизм и не знает, а главное, не хочет знать и принимать свои родовые корни. Очень грустно осознавать то, что молодые люди не помогают и даже не стремятся помогать в сложных ситуациях друг другу, их нравы проникнуты насилием и агрессивностью, в них растворилась доброта, сострадание к товарищу и т.д.

Анализ психолого-педагогических исследований дает нам возможность убедительно говорить о том, что вопросы общекультурного развития человека в период личностного становления интересовали многих отечественных ученых. Так, проблема культурологического и аксиологического подходов к воспитанию рассматривались в трудах Н.М. Борытко, О.С. Газмана, А.В. Иванова, И.А. Иевлевой, К. Роджерса, Е.А. Кагакиной, В.А. Караковского, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др.

Цель статьи - рассмотреть вопросы общекультурного развития младшего школьника в период личностного становления под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Изложение основного материала статьи. Предметом исследования отечественных педагогов и психологов О.В. Бочкаревой, Ю.П. Вавилова, М.М. Поташника, Н.Л. Селивановой, А.Ф. Спирина, А.Р. Фонарева и др. выступали вопросы о воспитательных ситуациях, что давало им возможность детально рассматривать этот феномен в процессе выбора, обоснования и разработки наполнения содержанием технологии воспитательных ситуаций.

Изучение научных источников подтверждает наш тезис о том, что профессиональный интерес для педагогов в контексте рассматриваемых проблемных вопросов представляют научно-методические труды М.А. Ариарского, Е.В. Бондаревской, Е.В. Земцовой, И.А. Зимней, И.П. Иванова, С.Ю. Курганова, Н.М. Павлуцкой, З.И. Равкина, Ш.З. Санатулова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др., посвященные изучению вопросов общекультурного развития человека, а также ключевых положений технологий "диалога культур" и "педагогики сотрудничества".

Вопросами воспитания культурного человека, формирования его базовой и общей культуры как основы личности занимались отечественные педагоги Е.В. Бондаревская, Н.А. Власова, О.С. Газман, Л.Г. Ионин, И.П. Пономарева, Б.Т. Лихачев и др.

В.А. Сухомлинский отмечал: "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души." [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отечественный педагог, Академик РАО, профессор Б.С. Гершунский в своих научных трудах, касающихся вопросов образования в будущем убедительно говорил о том, что ". образование может повлиять на изменения постоянно растущего негатива по отношению к духовной сфере". Ученый "поднимает" и акцентирует внимание на исключительно серьезной научной проблеме, при этом, единственно правильным и обоснованным способом спасения в такой ситуации, естественно считает направление образования на "воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей воспитания духовной и творческой личности должно стать воспитание национального самосознания".

Наш опыт работы в вузе убеждает в том, что не смотря на все реформы, проводимые в образовательных учреждениях, важнейшей задачей всех школ, без исключения, является не просто обучение, а воспитание личности, востребованной обществом. Начиная с первого дня своей жизни, ребенок должен быть включен в процесс воспитания, и воспитания как гражданина своей страны, как гражданина, любящего и знающего свою Родину, понимающего и принимающего ее историю, ее ценности и традиции.

Энтони Гидденс (Giddens A.), ценящий культуру образования, писал: "Несмотря на то, что учеба и приобретение конкретных навыков могут быть существенны для многих востребуемых сегодня профессий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.