Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3
Е.Д. Алексеева, В.Н. Калуцков
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ КОНКУРС ПЕСНИ «ЕВРОВИДЕНИЕ» В КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
В 2015 г. общеевропейскому музыкальному конкурсу «Евровидение» исполнилось 60 лет. Несмотря на солидный возраст и ряд серьезных проблем, конкурс притягивает новых участников (с 2015 г. в нем участвует даже далекая Австралия), расширяя зрительскую аудиторию во всем мире. Конкурс сыграл и продолжает играть важную роль в процессах евроинтеграции.
В статье рассматриваются вопросы пространственной экспансии конкурса с момента его создания, когда он охватывал всего несколько стран Западной Европы, до наших дней — дана подробная характеристика каждого из этапов. Выделяются основные цели конкурса, особое внимание обращается на тесную связь процессов культурной и политической интеграции в Европе.
На конкретных примерах показывается влияние немузыкальных культурно-географических факторов — языковых и этнокультурных — на результаты конкурса. Более подробно анализируется история успеха англоязычных композиций на различных этапах «Евровидения». Также рассматривается феномен «соседского голосования» на примере двух наиболее устоявшихся дружественных блоков стран.
Хронологические рамки настоящей статьи охватывают период с 1956 г., когда впервые проведен был конкурс и сформированы основные положения о его проведении, по 2016 г.
Ключевые слова: культурная география; география искусства; конкурс песни «Евровидение»; геоистория; немузыкальные факторы конкурса; культурные предпочтения; соседское голосование; блоки дружественных стран.
Некоторые теоретические вопросы географии искусства. География искусства представляет собой одно из важных направлений культурной географии. «Она изучает и интерпретирует ареалы артефактов и их культурные комплексы, пространственные образы произведений искусства, культурное пространство и географические образы выдаю-
Алексеева Елизавета Дмитриевна — магистрант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Калуцков Владимир Николаевич — доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
щихся деятелей искусства» [Калуцков, 2016: 14]. Внутри географии искусства можно выделить несколько составляющих, в том числе и географию музыки.
«При географическом исследовании искусства особое внимание необходимо уделять выявлению его взаимодействия со средой...» [Веденин, 1997: 27]. Это важно и для музыкального искусства, ведь оно обладает свойством территориальности. Для каждого региона существуют свои музыкальные традиции, особые мотивы и звучания, присуще только лишь определенной местности, в силу тех или иных географических особенностей.
Еще В.П. Семенов Тян-Шанский в своей работе «Район и страна» писал о связи музыкальных традиций с географическим ландшафтом: «Связь музыки с географическим пейзажем выражена двояко. С одной стороны, пейзаж влияет на характер самого музыкального творчества целых народов и их частей, а с другой стороны, отдельные их представители при помощи звуков вольно или невольно живописуют географический пейзаж» [Семенов-Тян-Шанский, 1928: 268].
Архаичные музыкальные произведения отражали все разнообразие звуков окружающего ландшафта — пение птиц, звуки животных, звучание других природных стихий. Ныне на основе идей В.П. Семенова-Тян-Шанского этномузыковеды изучают влияние природного ландшафта на становление и развитие фольклорных музыкальных традиций разных регионов.
Географический фактор сыграл огромную роль в формировании крупнейших композиторов Нового времени [Пименова, 2004]. Нередко в музыкальных произведениях можно заметить отголоски того географического пространства, в котором жил и творил автор.
В современной популярной музыке, носящей, универсально глобальный характер, географический фактор проявляется двояко. Во-первых, формируются региональные направления популярной музыки такие, как, например, русский рок. Во-вторых, в разной реакции на одни и те же музыкальные произведения. В результате выделяются культурные регионы, которые складывались в результате длительной культурной коммуникации. Дифференцированное культурно-географическое пространство конкурса песни «Евровидение» формируется в результате разных языковых и этнокультурных предпочтений при голосовании.
«Евровидение»: начало и цели конкурса. «Конкурс песни Евровидение» (Eurovision Song Contest) был создан в 1956 г. по инициативе Европейского вещательного союза. Инициатива исходила от итальянской стороны, которая предложила преобразовать фестиваль Сан-Ремо в «Гран-при европейской песни». Странами-организаторами и участниками первого конкурса «Евровидение» в 1956 г. в Лугано (Швейцария) стали: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Швейцария [О'Коннор, 2009: 8].
Напомним, что через год был создан Евросоюз, создателями которого стали те же страны, исключая Швейцарию.
И это неслучайное геокультурное и геополитическое совпадение. Забегая вперед, отметим, что география «Евровидения» шла рука об руку с географией Евросоюза: почти для всех европейских стран участие в конкурсе «Евровидение» предшествовало вступлению в Евросоюз (единственное исключение — Чехия).
Конкурс 1956 г. был высоко оценен европейской публикой, поэтому Европейским вещательным союзом было решено регулярно проводить данное мероприятие.
Изначально перед Европейским вещательным союзом стояло несколько важных задач:
1) в конкурсе песни была видна возможность объединения наций в послевоенное время для восстановления идеи европейской идентичности;
2) Европа готовилась к созданию экономического блока, состоящего из ведущих держав. Необходимо было сплотить народы между собой, подготовить общество к назревавшим переменам;
3) немаловажно было увеличить популярность телевидения посредством проведения совместных международных мероприятий информационно-развлекательного характера [там же].
Таким образом, создание международного песенного конкурса было задумано с целью культурной интеграции Европы, также стояли задачи ее политической и экономической интеграции.
«Евровидение» принято рассматривать как состязание между различными странами, а не отдельными певцами. Между конкурсом песни и Олимпийскими играми нередко проводят параллель. Однако отличие конкурса от Олимпиады заключается в том, что музыкальные предпочтения не имеют определенных количественных стандартов. Соответственно, процесс судейства песенных конкурсов носит экспертный характер. Концертная площадка легко превращается в место для выражения политических настроений, демонстрируя политические симпатии и антипатии.
По сей день цели конкурса заключаются в объединении Европы в контексте политических и экономических интеграционных процессов и формирования общеевропейской идентичности [АНепёог^ 2016].
Пространственная история конкурса песни «Евровидение», или где проходят границы музыкальной Европы? Пространственная история, или геоистория, «Евровидения» может быть исследована при помощи картографического метода, путем анализа карт, составленных для разных этапов развития конкурса. Этапы выделяются на основании вовлечения в конкурс стран, относящихся к разным частям Европы или другим континентам.
Исходя из геоистории «Евровидения», выделяется пять этапов расширения территории конкурса: западноевропейский, западноевропей-
ско-средиземноморский, восточноевропейский, азиатско-европейский и глобальный этапы.
1) Западноевропейский этап конкурса «Евровидение» охватывает период с момента создания конкурса в 1956 г. до начала 1970-х годов.
Страны-участницы первого этапа ^ Члены ЕС
Рис. 1. Страны—участницы западноевропейского этапа конкурса «Евровидение» (1956 г. - начало 1970-х годов)
Беглый взгляд на карту показывает, что всего за 15 лет география конкурса существенно расширилась — с семи до 18-ти стран. В рассматриваемый период в Евросоюз входило только шесть стран-основателей «Евровидения».
Восточная граница конкурса носит ясно выраженный геополитический характер: она совпадает с западной границей стран социалистического лагеря (исключение составляла Югославия, которая участвовала в конкурсе с 1961 г.).
2) Западноевропейско-средиземноморский этап продолжался два десятилетия, с начала 1970-х до начала 1990-х годов. Состав участников конкурса расширяется преимущественно за счет стран Восточного Средиземноморья, включая Грецию, Кипр, Турцию, Мальту и Израиль.
К Евросоюзу присоединяются некоторые из стран-участниц первого этапа, такие как Великобритания, Ирландия, Дания, Испания и Португалия, а также Греция.
С присоединением Греции и Кипра на конкурсе возникает новый культурный феномен — «соседское голосование» (более подробно данный феномен рассмотрен ниже). На данном этапе процессы культурной интеграции опережают процессы политической и экономической интеграции Европы.
3) Начало следующего — восточноевропейского этапа конкурса — связано с распадом Советского Союза и всей социалистической системы стран; этап охватывает период с начала 1990-х до начала 2000-х годов.
Происходит процесс активного присоединение постсоветских и постсоциалистических стран Восточной Европы (Россия, Украина, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Венгрия), и частично Юго-Восточной Европы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония). Так начинают формироваться два блока дружественных стран — постсоветский и постюгославский.
На данном этапе в Евросоюз принимают Австрию, Финляндию и Швецию, дебютантов западноевропейского этапа «Евровидения».
- Израиль
Страны-участницы второго этапа Дебютанты третьего этапа
^ Члены ЕС
Рис. 2. Участники восточноевропейского этапа конкурса «Евровидение» (начало 1990-х — начало 2000-х годов)
4) Азиатско-европейский этап конкурса продолжается с начала 2000-х до середины 2010-х годов. К конкурсу присоединяются в основном постсоветские страны Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан), а также «оставшиеся» страны Восточной и Южной Европы. Важно, что на этом этапе все европейские страны становятся участниками конкурса «Евровидение».
Что касается Евросоюза, то вектор его расширения на данном этапе имеет восточную ориентацию. Его членами становятся почти все бывшие социалистические страны Европы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Румыния, Болгария), некоторые части бывшей Югославии (Словения, Хорватия), а также страны постсоветской Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва). Как и раньше, наблюдается тенденция присоединения стран сначала к конкурсу песни, а только потом к Евросоюзу. Участие страны в конкурсе демонстрирует ее стремление к «европеизации». «Евровидение» играет роль одного из первых шагов в общеевропейской интеграции.
5) Глобальный этап «Евровидения» (с 2015 г. по настоящее время) выделяется в связи с присоединением к конкурсу Австралии. Тем самым, по территориальному охвату состав участников включает конкурса представителей трех континентов; ныне в нем участвуют:
— все страны Европы, входящие в состав Евросоюза;
— все страны Европы, не входящие в его состав (в основном это страны Восточной Европы);
— прилегающие к Европе страны Азии, современная музыкальная культура которых испытала сильное влияние западной поп-музыки (Турция, Армения, Грузия, Азербайджан, а также Израиль);
— Австралия.
Таким образом, граница современной музыкальной Европы охватывает Европейский континент, часть Ближнего Востока и Австралию.
Другой важной особенностью глобального этапа конкурса нужно считать кризис самого Евросоюза. ЕС не только прекратил процесс своего территориального роста, но за выходом Великобритании начинает сокращать свою территорию. Как следствие, ни о каком расширении организации, в том числе через механизм «Евровидения», на данный момент нет и речи.
На данном этапе меняется логика взаимодействия между Евросоюзом и «Евровидением». С одной стороны, европейское пространство конкурса уже заполнено всеми возможными участниками. Но, с другой — «Евровидение» по-прежнему обладает большой привлекательностью в мире. И, если рассматривать конкурс с позиции западной цивилизации, то некоторые ресурсы возможной территориальной экспансии «Евровидения» еще остались прежде всего за счет неевропейских стран, относящихся к Западу: США, Канады, ЮАР, Новой Зеландии.
Роль языка в победе на конкурсе. Языковая составляющая занимает важное место среди немузыкальных факторов в победе на конкурсе. До начала 1970-х годов доля песен на «Евровидении», исполняемых
на английском языке, не превышала 12%, однако уже в 1970-е годы этот показатель вырос до 33%. Однако с 1977 г. любое использование иностранных слов строго запрещалось, конкурсанты могли петь только на официальном языке своей страны1. В период с 1977 по 1998 г. процент англоязычных песен вновь сократился до 11%, двуязычные песни, составили 1%, а песни, исполненные на государственных европейских языках, — 88%. Например, в 1980 г. лишь две песни из 19 звучали на английском языке (от Ирландии и Великобритании).
В течение более чем 20-ти лет на английском языке могли петь лишь представители Ирландии, Великобритании и Мальты. Эти страны воспользовались своим языковым конкурентным преимуществом: на данном этапе Ирландия побеждала шесть (!) раз, а Великобритания — два раза. Заметим, что после 1999 г., когда данные языковые правила были отменены, ни Ирландия, ни Великобритания на «Евровидении» не победили ни разу.
С 1999 г. по настоящее время все ограничения на язык исполнения песни отменены. Английский язык стал вытеснять национальные языки. Так, с 1999 по 2016 г. песни, исполняемые на этом языке, составляли 61%, двуязычные — 13%, а песни, исполненные на других языках, — всего 26%. В 2010-е годы доминирование английского языка на конкурсе стало абсолютным: примерно девять исполнителей из 10 выбирали этот язык для своей песни.
Ныне де-факто исполнение песни на английском стало одним из непременных условий победы. 2007 г. был последним, когда победила представительница Сербии, спевшая свою песню на родном языке.
Культурно-географические предпочтения при голосовании на «Евровидении». «Евровидение» представляет собой не только музыкальный, но и языковой, культурный и политический феномен. Предпочтения слушателей определяются не столько качеством музыкального произведения и талантом исполнителя, сколько культурными «пристрастиями»: из какой страны исполнитель, на каком языке он поет, какой образ страны сформировался в данной аудитории, какие политические события связаны со страной и др. Это явление на «Евровидении» получило название соседского голосования.
Ни для кого не секрет, что на «Евровидении» существуют блоки дружественных стран, склонные «обмениваться» высокими баллами. Сплоченность каждого блока характеризуется: общей историей, конфессиональным единством, языковой общностью, сходной культурной идентичностью стран.
Страны, являющиеся членами одного из блоков, ориентированы на одни и те же музыкальные традиции. Они знакомы с музыкальным творчеством соседей. Если принимать во внимание данный фактор,
1 Rules of the 43rd Eurovision Song Contest // 1998 URL: http://www.myledbury.co.uk/ eurovision/pdf/escl998.pdf (accessed: 13.08.2017).
нельзя исключить непредвзятость голосования как со стороны жюри, так и со стороны телезрителей стран, относящихся к блоку таких стран.
Выделяются следующие блоки дружественных стран:
1) постсоветский блок, включающий в себя участвующие на «Евровидении» страны постсоветского пространства (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония);
2) югославский блок, который состоит из стран бывшей Югославии (Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия и Черногория);
3) романский блок, включающий Румынию и Молдавию;
4) греческий блок, который образуют Греция и Кипр.
Бытует мнение, что дружественные отношения внутри блоков или между отдельными государствами обеспечивают гарантии для получения баллов независимо от качества песни, но так ли это на самом деле? Отвечая на данный вопрос, рассмотрим ситуацию за девять лет, с 2007 по 2015 г.
Сербия и югославский блок дружественных стран. Современная музыкальная эстрада балканских стран имеет много сходных черт и развивается на мощной фольклорной основе.
В 2007 г. Сербии удалось одержать победу на «Евровидении», получив в финале девять наивысших оценок. В числе этих девяти стран, оказались все пять стран бывшей Югославии. Без такой сильной соседской поддержки выиграть состязание было бы сложнее, так как победная песня была на сербском языке.
Однако и в другие годы на конкурсе все страны блока выставляли Сербии одну из наивысших оценок. При этом от Черногории Сербия неизменно получает 12 баллов, ведь Сербия и Черногория близки в историческом, этническом, языковом и конфессиональном отношениях.
Россия и постсоветский блок стран. России также оказывается серьезная поддержка со стороны членов «своего» блока. В среднем, каждая из стран-соседей оценивает песню России не ниже 5,4 баллов.
Самые высокие оценки наша страна получает от Армении и Беларуси — 10,4 и 10,3 баллов. Среди десяти стран, высоко оценивающих выступления представителей России, восемь (!) относятся к постсоветским.
Самый низкий показатель принадлежит Грузии — всего 5,4 балла. Это связано с конфликтом 2008 г., после которого Грузия отказалась принимать участие в «Евровидении 2009» в Москве. В 2010 г. Россия в финале конкурса не получила от Грузии ни одного балла. Таким образом, один политический инцидент может перечеркнуть культурные связи между странами.
В финале конкурса 2008 г. Россия в лице Димы Билана одержала победу, получив семь наивысших оценок в 12 баллов, при этом шесть стран из семи были представителями постсоветского блока. Седьмой страной был Израиль, в котором проживает большое количество выходцев из
бывшего СССР. Оставшиеся три страны блока — Азербайджан, Грузия и Молдова — также не оставили Россию без поддержки, поставив оценки в 8 и 10 баллов. Как и в ситуации с Сербией годом ранее, фактор соседства внес немалый вклад в победу страны на «Евровидении».
В целом за исследуемый период Россия успешно выступает на «Евровидении»; она завоевала одно первое место, два вторых, а также третье, пятое и седьмое места. Наименее благоприятными для России оказались 2009, 2010 и 2011 гг. из-за невысокого уровня представленных песен. Однако даже в эти годы наша страна оказывалась ближе к середине финальной таблицы во многом благодаря поддержке постсоветских стран.
СРЕДНИЙ БАЛЛ, ПОЛУЧЕННЫЙ РОССИЕЙ В ПЕРИОД С 2007 ПО 2015 ГОД
1,2
1
1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0
10,3
10
9,2
8,2
7,4
12 10 7,2 8 6 4 2 0
У
* У ^
Рис. 3. Десять стран, которые наиболее высоко оценили выступления представителей России за период с 2007 по 2015 г.
В свою очередь Россия не остается в долгу перед «своими» странами-почитателями. За период с 2007 по 2015 г. среди десяти стран, которым Россия выставила самые высокие оценки, семь стран относятся к странам бывшего СССР.
СРЕДНИЙ БАЛЛ, ОТДАННЫЙ РОССИЕЙ В ПЕРИОД С 2007 ПО 2015 ГОД
1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0
10,4
7,8
7,7
6,7
6,4
4,5
4,2
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
у ¿Г
<я
5?
У <,
1 пР
Рис. 4. Десять стран, представителей которых наиболее высоко оценила Россия за период с 2007 по 2015 г.
Соответственно, внутри блока постсоветских стран, как и внутри других блоков дружественных стран, налажена «система взаимовыручки».
Заключение. С момента своей организации в 1956 г. и на протяжении почти 60-ти лет конкурс песни «Евровидение» играл роль важного культурного механизма в процессе европейской интеграции. Участие в «Евровидении» являлось негласным условием сближения с единой Европой: действительно, почти все страны-члены нынешнего ЕС дебютировали на «Евровидении» раньше, чем вступили в Евросоюз.
Нынешний состав участников конкурса песни «Евровидение» — важный критерий того, где проходят музыкальные и — шире — культурные границы современной Европы. На данном этапе они охватывает Европейский континент, часть Ближнего Востока и Австралию.
Языковая политика «Евровидения» за 60 лет претерпела значительные изменения. Если на первых этапах конкурс выступал выразителем языкового разнообразия Европы, то в 2000-е годы превратился в мегапроект глобализации, в котором де-факто, если исполнитель нацелен на победу, есть место только одному — английскому языку.
При подведении итогов конкурса важную роль играет «соседское голосование», хотя этот фактор и не является ключевым для победы на конкурсе. Тем не менее быть членом одного из крупных блоков дружественных стран, значит, гарантировать себе место не ниже середины турнирной таблицы.
Таким образом, на результаты музыкального конкурса «Евровидение» огромное влияние оказывают немузыкальные факторы — языковой, этнокультурный, политический.
Список литературы
1. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М., 1997.
2. Калуцков В.Н. Культурная география России. Ч. 1: Теоретический и специальные разделы: Учебное пособие. М., 2016.
3. О'Коннор Дж.К. «Евровидение»: Официальная история конкурса песни [пер. с англ.]. СПб, 2009.
4. Пименова Р.А. Географические образы в музыкальном искусстве: Учебное пособие. М., 2004.
5. Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна М.; Л., 1928.
6. Altendorf N. 'European Unity through the Eurovision Song Contest? A comparison of 'new' Europe and 'old' Europe'// Nationalism Studies. 1995. URL: https://nationalismstudies.wordpress.com/2016/02/10/european-unity-through-the-eurovision-song-contest-a-comparison-of-new-europe-and-old-europe/ (дата обращения: 09.08.2016).
7. Rules of the 43rd Eurovision Song Contest, 1998. URL: http://www. myledbury.co.uk/eurovision/pdf/esc1998.pdf (accessed: 13.08.2017).
Elizaveta D. Alekseeva, Vladimir N. Kalutskov
THE EUROVISION SONG CONTEST FROM THE CULTURAL AND GEOGRAPHICAL STANDPOINT
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
2015 saw the 60th anniversary of the first Eurovision Song Contest, a pan-European musical competition. Eurovision attracts new participants, despite its age and a number of serious problems. Even a country as far away as Australia takes part in the competition (since 2015). This is one of the many factors contributing to their expanding viewership all over the world. This competition has been playing an important role in the processes of European integration. The article deals with the issues of the spatial expansion of the Eurovision Song Contest since its inception, when it covered only a few countries of Western Europe, up to nowadays — detailed description of each stage is given. The main objectives of the competition are highlighted. Special emphasis has been placed on the close connection between the processes of cultural and political integration in Europe. The particular examples show how non-music cultural and geographic factors — first and foremost linguistic and ethnocultural — influence the contest's outcome. The history of the success of English-language songs is analyzed. The phenomenon of 'neighbour voting' is examined on the example of the two most established friendly blocs of countries. The article covers the period from the start of the contest in 1956 up to 2016.
Key words: cultural geography; geography of art, Eurovision Song Contest; geohistory, non-music factors of the contest; cultural preferences; neighbour voting; blocks of friendly countries.
About the authors: Elizaveta D. Alekseeva — Master's Degree Student of the Department of Regional Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]); Vladimir N. Kalutskov — Doctor of Geographical Sciences, Professor of the Department of Regional Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
References
1. Vedenin YA. 1977. Ocherkipo geografii iskusstva [Essays on the geography of art]. Moscow (In Russ.)
2. Kalutskov VN. 2016. Kulturnaya geografia Rossii. Chast 1. Teoreticheskyi i spesialnyi razdely. Uchebnoye posobie [Cultural Geography of Russia. Part 1. Theoretical and special sections. Tutorial]. Moscow. (In Russ.)
3. O'Connor J.K. 2009. «Evrovidenie»: Oficial'naya istoriya konkursapesni [The Eurovision Song Contest — The Official History]. St. Petersburg. (In Russ.)
4. Pimenova R.A. 2006. Geograficheskie obrazy v muzykal'nom iskusstve. Uchebnoe posobie [The geographical images in the art of music. Tutorial]. Moscow. (In Russ)
5. Semenov-Tyan-Shanskij V.P. 1928. Rajon i strana [Region and the country]. Moscow (In Russ.)
6. Altendorf N. 1995. 'European Unity through the Eurovision Song Contest? A comparison of 'new' Europe and 'old' Europe'. Nationalism Studies. URL: https://nationalismstudies.wordpress.com/2016/02/10/european-unity-through-the-eurovision-song-contest-a-comparison-of-new-europe-and-old-europe/ (accessed: 09.08.2016).
7. Rules of the 43rd Eurovision Song Contest. 1998. URL: http://www.myledbury. co.uk/eurovision/pdf/esc1998.pdf (accessed: 13.08.2017).