УДК 008:316.33/.35
КОНЧИТА ВУРСТ, ИЛИ «ЗАКАТ ЕВРОПЫ»
Л.В. ПОПОВА
Московский гуманитарный университет
В статье рассматривается не только феномен Кончита Вурст, но и предыстория демонических (или сатанистских) тенденций в современной культуре, и прослеживаюся целый ряд спектаклей «Евровидения» конца 1990-х и 2000-х гг. Сценический персонажКончитыпонимается в статье как образ Антихриста, Люцифера, растиражированный в массовой культуре и имеющий истоки в культуре европейской. Образ, получивший различные трансформации в языческой и христианской традициях, в народной и элитарной культурах, связан с таким философско-эстетическим направлением, как демонизм. Победа Кончиты Вурст на «Евровидение 2014», по мнению автора, вскрыла культурные противоречия между Европой и Россией и обозначила «гибель Запада» (по Шпенглеру), хотя и хочется верить, что, задуманный как проект, объединяющий Европу, конкурс «Евровидение» таким и останется.
Ключевые слова: «Евровидение», демонизм, сатанизм, Антихрист, Люцифер, массовая культура, языческая традиция, христианская традиция, народная культура, элитарная культура, «гибель Запада».
Финал «Евровидения 2014» был во многом предрешен, и победа Кончиты Вурст была вполне прогнозируемой и закономерной. Конкурс «Евровидение», изначально, в 1955 году, задуманный организаторами как «конкурс песни» [4, С.8], все больше превращается в телевизионное шоу. «Евровидение 2014» было, пожалуй, самым зрелищным за всю историю этого конкурса.
В России не менее интересным, чем сам конкурс, было обсуждение результатов на «Первом канале» в «Прямом эфире». В ходе дискуссии оказались затронуты проблемы зрелищно-массовой культуры, геополитики, а также гендерная проблематика. Основным по-прежнему остается вопрос о том, что же такое «Евровидение»: конкурс песни или телевизионное шоу? Что же думают об этом деятели массовой культуры? По мнению Бари Алибасова, Роксаны Бабаян, конкурс «Евровидение» есть «зрелищное меропириятие», в котором «музыка заменяется атрибутами» [1]. Другие представители массовой культуры, среди которых Филипп Киркоров, Андрей Данилко, он же Верка Сердючка, считают, что это песенный конкурс. Их поддерживают музыкальные критики, в числе которых Сергей Соседов.
Что касается «Евровидения 2014», то не только его итоги, но и сама Кончита Вурст стала предметом дискуссии. «Победила не то женщина, не то мужчина - бородатая женщина Кончита Вурст» [1]. Томас Нойвирт, сценический псевдоним - Кончита Вурст, действительно предстал в виде женщины с бородой, исполнил песню «Rise Like a Phoenix» («Восстану, словно феникс»). Номер был оформлен довольно эффектно, с подсветкой в виде пламени, что соответствовало содержанию песни. Выступление вызвало реакцию во всем мире - в общественной и культурной среде, среди политиков, а также религиозных лидеров. Митрополит Черногории Амфилохий заявил, что Кончита Вурст распространяет «извращение человеческой природы» и представляет себя как «своего рода Иисуса» [MetropolitausMontenegro: Balkan-Flutis
tStrafeGottesfйrConcЫtaWurst ]. Трактовка российского телеведущего Бориса Корчевникова была иной: «Вырывается пламя - это адское пламя. Это пламя Апокалипсиса» [1]. Сценический образ Кончиты можно трактовать, как образ Антихриста, Люцифера, растиражированный в массовой культуре. Но, так или иначе, этот образ имеет свои истоки в европейской культуре. Образ, получивший различные трансформации в языческой и христианской традициях, в народной и элитарной культурах. Этот образ связан с философско-эстетическим направлением, таким как демонизм.
Как философско-эстетическое течение демонизм зарождается в эпоху Романтизма, которая, в свою очередь, базируется на античной традиции. Для этого обратимся к античной традиции, так как она лежит в основе европейской культуры.
В древнегреческой традиции Демон (даймон) связан с душой. Демоны занимают промежуточное место между божественными и земными космическими телами. Кроме того, они служат посредниками между богами и людьми. Благодаря им возможны прорицания и жреческое искусство, таинства, заклинания, чародейства. Демон - некий двойник человека. Именно он, когда человек умирает, провожает его душу в Аид. Отбыв там нужный срок, душа возвращается на землю под предводительством другого демона.
Европейская культура объединяет в себе античную традицию и христианство. При этом утрачивается единство гармонии античной Греции, поскольку через иудео-христианскую традицию европейское сознание впитывает в себя иранский дуализм.
Христианский дуализм «Христос - Дьявол» достигает своего апогея в Средние века. Христос олицетворяет собой Свет, Добро. Сатана (Дьявол) - олицетворение тьмы, Зла. Сатану в Средние века называют также Демоном, бесом, так как, с точки зрения христиан, все языческие боги были бесами.
Во времена Реформации формируется легенда о докторе Иоганне Фаусте (1480-1540), докторе, чернокнижнике, жившем в
Германии, который якобы заключил договор с демоном Мефистофелем и обрек свою душу на вечное проклятие. Эта легенда постепенно переосмысливается и находит свое воплощение в трагедии И.-В. Гете «Фауст». Образ Мефистофеля из поэмы «Фауст» есть некая «реабилитация» Демона, которого в эпоху Средневековья называли «чертом», «дьяволом», «Сатаной». Мефистофель - «дух, привыкший отрицать». Но его отрицание не доходит до разрушения. Он «творит добро, всему желая зла». Творить - значить создавать. В чем же заключается созидание Мефистофеля?
«Я - части часть, которая была Когда-то всем и свет произвела. Свет этот - порожденье тьмы ночной И отнял место у нее самой. Он с ней не сладит, как бы ни хотел. Его удел - поверхность твердых тел. Он к ним прикован, связан с их судьбой, Лишь с помощью их может быть собой, И есть надежда, что, когда тела Разрушатся, сгорит и он дотла».
Без тьмы не было бы света. Что же касается Мефистофеля, то его место среди «войска Господня». «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов. 1:6). Этот фрагмент из книги Иова во многом перекликается с «Прологом на небе» в «Фаусте», где Мефистофель дает человеку такую характеристику:
«Божок вселенной, человек таков, Каким и был он испокон веков. Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет».
Главный грех человека - гордыня и спесь:
«...Только спесь
Людская ваша с самомненьем смелым
Себя считает вместо части целым».
Мирча Элиаде отмечает двойственную роль Мефистофеля: несмотря на то, «что Мефистофель использует каждую возможность, чтобы помешать потоку Жизни, он тем самым стимулирует самое Жизнь. Он борется против Блага, но именно этим, в конце концов, творит Благо. Отрицая Жизнь, он во всем оказывается «коллегой» Бога. И потому Бог, обладающий божественным предвидением, охотно дает Мефистофеля в спутники человеку» [7, С.378]. Мефистофель обладает некой «симпатией». Зло становится привлекательным.
В эстетике Романтизма пересматривается отношение к «прекрасному». Красота утрачивает доминирующее значение. Разрушается античный принцип «калокагатии», сочетания «прекрасного» и «доброго». «Прекрасному» соответствует антипод - «безобразное». Романтизму свойственен феномен «двойничества». С этим связано появление «двойника» главного героя, что наиболее четко проявилось в литературе. И очень часто этот двойник - отрицательный, что наиболее отчетливо проявилось у Гофмана в «Эликсирах сатаны» и у Д.-Г. Байрона. А начинает формироваться «двойничество» еще у Гете. Мефистофелю даны все полномочия в отношении Фауста:
«... Ты можешь гнать,
Пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет - вынужден блуждать».
Мефистофель - не просто двойник Фауста. После договора они оказываются связанными «кровью». Мефистофелю интересно сыграть роль Фауста. Это отражено в IV сцене, где во время прихода студента, Мефистофель облачается в мантию Фауста и дает студенту наставления. Говоря о душе Фауста, стоит вновь вспомнить Платона, который уподобил душу возничему, правящему упряжкой из двух коней. Белый конь связан с добрыми намерениями, черный - с безудержной страстью. Душа древних -целостное единство. Душа Фауста двойственна:
«Но две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела».
Двойственность души - характерная черта романтического героя. Она и порождает смуту. Еще Ф.Шиллер в своей работе «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795) писал: «Не бойся смуты во внешнем мире, бойся смуты внутри себя; стремись к единству, но не ищи его в единообразии; стремись к покою, но лишь уравновешивая твою деятельность, а не прекращая ее» [5, С.400].
Демоническое сохраняется в памяти людей в виде представлений «коллективного бессознательного», как архетип. Для анализа демонического как «коллективного бессознательного» метод К.-Г. Юнга представляется нам наиболее действенным, а именно, его учение об «Аниме» (Анимусе) и «Тени». В связи с тем, что каждому полу присущи черты противоположного пола, Анима
является двойником женского рода для мужчин, Анимус - двойником мужского рода для женщин [8]. Пары «Анима - Анимус» прослеживаются в произведениях романтиков: У Д.Г. Байрона -«Манфред - Астарта» («Манфред), «Каин - Ада» («Каин). Демон как андрогин предстает еще у Гете в сцене «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте»: переодевание Мефистофеля в женское платье.
Андрогинное как некое духовное единство мужского и женского представлено в романе О. де Бальзака «Серафита». Бальзаковский «Серафит - Серафита» символизирует союз между «Духом Любви и Духом Мудрости», который приводит сознание в божественное состояние, в котором «его душа - ЖЕНЩИНА, а тело - МУЖЧИНА».
Массовая культура перерабатывает образцы высокой культуры, профанируя их. Что же представляет из себя симбиоз «Томас -Кончита»? В жизни это - мужчина Томас Нойвирт, на сцене - бородатая женщина Кончита Вурст. Том живет своей жизнью, Кончита Вурст имеет собственную биографию, во многом, вымышленную. Казалось бы, ничего особенного: артист «должен переодеваться», он также имеет право на выбор амплуа, в данном случае, это травести. Мировой кинематограф изобилует фактами переодевания мужчин в женщин. Достаточно вспомнить: «В джазе только девушки» (реж. Б. Уайлдер, 1959), «Тутси» (реж. С. Поллак, 1982). Не говоря уже о фильмах П. Альмадовара «Высокие каблуки» (1991), «Все о моей матери» (1999), «Кожа, в которой я живу» (2011), Последний фильм повествует не только о переодевании, но и о смене пола. История «Евровидения» видела и не такое. Достаточно вспомнить выступление певицы-транссексуала Даны Интернешнл, которая победила в 1998 году, вызвав до этих пор невиданный ажиотаж и «скандальную известность» [4, С.153].
Богатым на сюрпризы стало «Евровидение 2002», когда в финал пробилась группа Sestre из Словении - группа мужчин в женских платьях. Сценический образ мисс Дафны, мисс Импе-
ратрицы и мисс Марлены был навеян «униформой стюардесс» [4, С.170]. Но группа не имела успеха, заняла лишь 13-е место, и многие словенцы считали ее «позором страны» [4, С.171]. Экстравагантным было выступление победительницы Мари Н, она же - Мария Наумова из Латвии, которая вышла в мужском наряде в сопровождении трех мужчин и трех женщин. Исполнив танго с мужчинами, она станцевала с женщинами, за что получила от журналистов определение «лесбийский шик» [4]. На протяжении всей песни Мари Н. демонстрировала чудеса переодевания, оказавшись в розовом мини-платье, а концу песни выяснилась, что это платье достает до пола. Это сработало. Оказалось, что это «самый продуманный с точки зрения хореографии номер» [4], что принесло победу Латвии.
«Евровидение 2003» также не обошлось без сюрпризов. Конкурсу предшествовал скандал, связанный с российской группой «ТаТу». Интерес публики подогревал провокационный клип участниц Лены Катиной и Юли Волковой, продюсер которых эк-плуатировал образ лесбиянок. Европейский вещательный союз объявил им предупреждение. Но их выступление было довольно спокойным, разочарованная аудитория их даже освистала, тем не менее, они заняли третье место. Что касается победительницы конкурса Сертаб Эренер из Турции, то своей победой во многом она обязана своему красочному шоу с танцем живота.
«Евровидение 2007» пресса окрестила «триумфом славян и секс-меньшинств» и «гей-гидом по Хельсинки» [4, С.188]. Со стороны Швеции выступал бисексуал Ark Ола Сало с перьями на голом торсе. Особого успеха он не имел, занял лишь 18-е место. Наибольший интерес вызывали Мария Шерифович из Сербии и украинка Верка Сердючка, она же Андрей Данилко. Верка Сер-дючка стала главным фаворитом, весь Хельсинки был завешан ее плакатом, были выпущены значки и открытки с ее изображением. То есть, это была хорошо продуманная рекламная компания.
Само же ее выступление пародировало все, в чем нередко обвиняли конкурс: «от слабого вокала и жуткого английского до плохого вкуса и нескончаемых признаний в любви» [4, С.191]. Верка заняла второе место, проиграв лишь Марии Шерифович. Некоторые острословы заявили, что «если второе место занял мужчина, переодетый женщиной, то первое - женщина, переодетая мужчиной» [Там же].
Демонические образы были представлены на «Евровидении 2008». Это был азербайджанский дует Эльнура и Самира, которые изображали ангела и дьявола. «Ангел (разумеется весь в белом и с белоснежными крыльями) выводил рулады подобно кастрату Фаринелли, дьявол, как и положено, пел с демонической хрипотцой и поливал вином полуобнаженных певиц» [4, С.194]. Но особого успеха азербайджанский дуэт не имел, заняв лишь 8-е место. Победа в том году принадлежала Диме Билану, второе место - Ани Лорак.
Чем же так примечателен облик Кончиты Вурст? Прежде всего, своей амбивалентностью, архетипичностью. В чистом виде она не представляет ни мужчину, ни женщину. Если Верка Сердючка - хотя бы внешне полное переодевание мужчины в женщину, то облик Кончиты двойственен. Во многом он вызывает отрицательную реакцию, особенно в России: «Мужское и женское, которое соединено в каждом из нас, показано в таком плохом свете» [1]. Но есть и положительные отзывы, например, музыкальный критик Сергей Соседов считает: «Этот мужчина дал фору всем женщинам на Евровидении.. Это одна из самых красивых песен» [1]. По мнению Ф. Киркорова, «победила песня, победила красивая песня» [1].
Что бы ни говорили о Кончите, «камнем преткновения» служит борода. Возник спор и в студии «Первого канала» после «Евровидения 2014». По мнению актера Михаила Мамаева: «Если бы бороды не было, она бы не победила» [1]. Верка Сердючка
(Андрей Данилко) считает по-другому: «Какую бы бороду она ни нацепила, если бы не было песни, не было бы и результата» [1]. На вопрос Б. Корчевникова: «А если бы не было бороды?», Верка парировала: «Было бы то же самое» [1]. На «Евровидении 2007» Верка выступала со своим талисманом - огромной звездой на голове. Свою встречу с Кончитой она описала так: «Она испугалась меня... Она добрая... Она тоже - чудак с бородой» [1].
Так или иначе, вопрос с бородой остается открытым. Благодаря своему облику Кончита Вурст привлекает к себе внимание. Не нужно даже тратиться на рекламную компанию. Этот образ работает сам на себя. Борода Кончиты - своего рода маска. Маска - атрибут «демонического». По мнению С.Г. Исаева, маска «выявляет демоническую подоплеку авантюрной психологии и лицедейства» [2, С.153]. В 2006 году на «Евровидении» победила финская группа Lordi, одна из лучших дэт-метал-груп. Артисты выступали в гротескных резиновых масках, изображающих чудовищ с крыльями, напоминающих летучих мышей. Многие их считали «сатанистами» [4, С.186]. Примечательно, что группу никто не видел на публике без масок и костюмов.
Как сообщает официальный сайт Кончиты Вурст, Том и Кончита - два разных человека, но «работающие в слаженной команде» и «выступающие вместе за толерантность и против дискриминации» [Кончита Вурст. Официальный сайт]. Выступление Кончиты, ее позиция - некий вызов. Кончиту называют также фриком, как впрочем, и других участников «Евровидения»: Марию Шерифо-вич, Дану Интернешнл, группы Sestre и Lordi.
Победа на «Евровидении» экстравагантных артистов - еще один аргумент в пользу того, что этот конкурс - не столько песенный конкурс, сколько, скорее, телевизионное шоу. Особенно показательно это в случае победы Кончиты Вурст, когда Европа давала самые высокие оценки, а европейские ведущие приклеивали бороды в знак солидарности.
В 2015 году Кончита Вурст решилась еще на один «серьезный» шаг, примерив на себя образ «австрийской Моны Лизы», имитировав картину Г. Климта (1907) «Портрет Адели Блох-Бауэр I», («Золотая Адель»). Снимок фотографа Эллен фон Унверт был сделан в рамках подготовки благотворительного мероприятия «Бал жизни», намеченного на май 2015 года в Вене. Кончита предстала со своей неизменной бородой. Можно провести аналогии с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, к которой М. Дюшан пририсовал усы. В последнее время изображение «Джоконды» Леонардо было сильно растиражировано в массовой культуре. Кончита в образе «Золотой Адели» представляет собой очередной новый симулякр.
Не зря «Евровидение» называют «Зеркалом Европы». Европы, которая, несмотря на разногласия и противоречия, по-прежнему транслирует на весь мир свои системы ценностей и нормы. «Евровидение 2014» показало, что Европа переживает глубокий кризис, и его результаты указывают на усиление разрыва между Россией и Европой. Достаточно вспомнить высказывание политика В. Жириновского: «Это - конец Европе, она сгнила. У них нет больше мужчин и женщин, у них - «Оно». «Европа» - среднего рода. У нас сейчас праздник со слезами на глазах, а у них - культура со слезами на глазах.. У Европы диарея с кровью и пеной» [1].
Еще в начале XX века О. Шпенглер «гибель Запада» рассматривал как «проблему цивилизации» [6, С.163], которую он противопоставлял культуре. Цивилизация, по О. Шпенглеру, - «неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они - завершение; они следуют за становлением, как ставшее, за жизнью как смерть.» [6, С.163-164]. По Шпенглеру, у человека культуры «энергия обращена
внутрь, у цивилизованного вовне» [6, С.170]. Массовая культура апеллирует не к духовности, а склонна к эпатажности.
«Евровидение 2014» в очередной раз вскрыло культурные противоречия: «Это реквием по Евросоюзу, это реквием по традиционным ценностям в Европе» [1]. Конкурс явился также отражением геополитической ситуации. «Огромная Россия и какая-то маленькая бородатая Европа» [1], - прозвучало в студии «Первого канала». И все же нельзя не согласиться с Б. Корчевниковым, что «победила не политика, победил - эпатаж» [1].
Иначально конкурс был задуман как проект, объединяющий Европу. Хочется верить, что таким он и останется, ведь слоганом «Евровидения 2015» выбрано изречение «Building Bridges» («Возведение мостов»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В «Прямом эфире» после финала Евровидения 2014. [Электронный ресурс]. - http://www.youtube.com/watch?v=wrRfB2 MXLUo - (Дата обращения: 23.03.15)
2 Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: Теория и поэтика / С.Г. Исаев. - Спб., 2012.
3. Кончита Вурст. Официальный сайт (англ.). [Электронный ресурс]. - www. http://conchitawurst.com/index.php?id=7 - (Дата обращения: 14.04.2015).
4. О'Коннор Дж.К. «Евровидение»: Официальная история конкурса песни / пер. с англ. / Дж.К. О'Коннор. - СПб:, 2009.
5. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии / Шиллер Ф. // Собрание сочинений в 7 т. Т.6. - М., 1957.
6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ.ст. и прим. К.А.Свасьяна. / О. Шпенглер. - М., 1993.
7. Элиаде М. Мефистофель и андрогин / М. Элиаде // Азиатская алхимия. - М., 1998.
8. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг; [Сост. и вступ. ст. А.М.Руткевича]. - М., 1991.
9. URL: http://www.focus.de/kultur/musik/bischof-aus-monte_ negro-balkan-flut-als-strafe-gottes-fuer-conchita-wurst_id_3866751. html - (Дата обращения: 10.04.15).
10. Metropolit aus Montenegro: Balkan-Flut ist Strafe Gottes für Conchita Wurst .
MASHUP COMPILATION
AND MASHUP OF SCREENING AS
BRAINSTORM OF CLASSIC NOVELS
L.V. POPOVA
the Moscow University for the Humanities
The article discusses not only the phenomenon of Conchita Wurst, but also the backstory of the demonic tendencies in modern culture, and there being traced a number of performances of «Eurovision» of the late 1990s and 2000s. Scenic character of Conchita is understood in the article as the image of the Antichrist, Lucifer, having origins in European culture. Wurst^s victory at the 'Eurovision 2014» revealed the cultural conflicts between Europe and Russia and marked the «death of the West» (Spengler).
Keywords: Eurovision, demonism, satanism, Antichrist, Lucifer, mass culture, the Pagan tradition, the Christian tradition, folk culture, elite culture, «death of the West».
LIST OF REFERENCES:
1. V "Pryamom efire" posle finala Evrovideniya 2014 [ "On Air" after the final of the Eurovision 2014.] [Electronic resource]. - http:// www.youtube.com/watch? v=wrRfB2MXLUo - (Date of the address: 23.03.15) (In Russ.)
2. Isaev S.G. Literaturno-hudojestvennie maski:teoriya I poetika [Literature and art masks: Theory and poetics] / S.G. Isaev. - SPb., 2012.
3. Conchita Wurst. Official site (English). [Electronic resource]. - www.http://conchitawurst.com/index.php? id=7 - (Date of the address: 14.04.2015).
4. O'Connor J. K. «Evrovidenie": Oficialnaya istoriya konkursa pesni [«Eurovision»: Official history of the song contest]/ transl. from English/J. K. O'Connor. - SPb: 2009. (In Russ.)
5. Schiller F. O naivmoy I sentimentalnoy poesii [About naive and sentimental poetry]/Schiller F.//Collected works in 7 v. V.6. - M, 1957.
6. Spengler O. Zakat Europy. Ocherki morfologii murovoy istorii. Tom 1. Geshtalt I deystvitelnost' [The decline of the West: Outline of a morphology of world history. V.1. Gestalt and the reality]/Trans. from German, article and comment of K. A. Svasyan. / O. Spengler. - M, 1993.(In Russ.)
7. Eliade M. Mefistofel I androgin [Mephistopheles and androgen /M. Eliade//Asian alchemy. - M, 1998.(In Russ.)
8. Jung K.G. Arhetip I simvol [Archetype and symbol] / K. G. Jung; [Sost. and Bcmyn. Art. of A. M. Rutkevich]. - M, 1991.(In Russ.)
9. URL: http://www.focus.de/kultur/musik/bischof-aus-monte_ negro-balkanflut-als-strafe-gottes-fuer-conchita-wurst_id_3866751. html - (Date of the address: 10.04.15).
10. Metropolit aus Montenegro: Balkan-Flut ist Strafe Gottes für Conchita Wurst.