Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ'

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЭТИКА / БИОЭТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / ЭТИКА БИЗНЕСА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беляева Е.В.

Во-первых, общее содержание дисциплин прикладной этики определяется предпосылками ее возникновения: появлением новых проблем, фундаментальное решение которых перестало удовлетворять; изменением статуса религиозно-метафизического мировоззрения в общественном дискурсе; постиндустриальными изменениями структуры общества; концепцией прав человека. Во-вторых, прикладная этика отличается от фундаментальной тем, что ее разрабатывают не философы, а участники деятельности; это этика повседневного поведения; она институционализирована, ситуативна, стремится к разработке технологий решения нравственных проблем; соединяет этику с прагматикой поведения; носит трансдисциплинарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CONTENT OF APPLIED ETHICS DISCIPLINES

Firstly, the general content of the disciplines of applied ethics is determined by the prerequisites for its emergence: the emergence of new problems, the fundamental solution of which has ceased to satisfy; a change in the status of the religious-metaphysical worldview in public discourse; post-industrial changes in the structure of society; the concept of human rights. Secondly, applied ethics differs from fundamental ethics in that it is developed not by philosophers, but by participants in the activity; it is the ethics of everyday behavior; it is institutionalized and situational, tends to develop technologies for solving moral problems; connects ethics with the pragmatics of behavior; it is transdisciplinary.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ»

Е.В.Беляева

УДК 172

Общее содержание дисциплин прикладной этики

Аннотация. Во-первых, общее содержание дисциплин прикладной этики определяется предпосылками ее возникновения: появлением новых проблем, фундаментальное решение которых перестало удовлетворять; изменением статуса религиозно-метафизического мировоззрения в общественном дискурсе; постиндустриальными изменениями структуры общества; концепцией прав человека. Во-вторых, прикладная этика отличается от фундаментальной тем, что ее разрабатывают не философы, а участники деятельности; это этика повседневного поведения; она институционализирована, ситуативна, стремится к разработке технологий решения нравственных проблем; соединяет этику с прагматикой поведения; носит трансдисциплинарный характер.

Ключевые слова: прикладная этика, фундаментальная этика, биоэтика, юридическая этика, корпоративная этика, этика бизнеса, трансдисципли-нарность.

Общее содержание дисциплин прикладной этики определяется целостностью её как самостоятельной области знания и практики. Несмотря на то, что различные ее виды складывались в разное время и в разных сообществах, с общеисторической точки зрения все они относятся к феноменам ХХ века. В этот период сложились те предпосылки, которые привели к разделению этики на фундаментальную и прикладную с последующим превращением прикладной этики в относительно самостоятельную область обучения и исследований. Соответственно, преподавание любого вида прикладной этики (в Белорусском государственном университете преподаются: биоэтика, юридическая этика, корпоративная этика, этика бизнеса и др.) начинается с объяснения предпосылок ее возникновения и экспликации специфики по сравнению с фундаментальной этикой.

Предпосылки возникновения прикладной этики

К таким предпосылкам можно, во-первых, отнести появление новых проблем, с которыми фундаментальная этика в некотором смысле перестала справляться. Применение классических этических принципов и правил приводило к получению противоречивых результатов или неразрешимых дилемм. Так, с появлением в медицине жи-знеподдерживающих аппаратов искусственного кровообращения и

дыхания вопрос о границе между жизнью и смертью пациента переместился из воли Божьей в руки врача. В такой ситуации применение принципов гуманизма, сострадания и любви может привести как к эвтаназии (это милосердно и гуманно), так и к запрету на эвтаназию, пусть даже пассивную (это немилосердно и негуманно). Так, в ситуации искусственного аборта применение принципа священности жизни создает неразрешимую дилемму о том, чью именно жизнь (матери или ребенка) следует предпочесть, если можно сохранить только одну. Так конфликт норм корпоративной и профессиональной этики, рассматриваемый фундаментальной этикой как конфликт двух видов верности по отношению к двум разным ценностям, является неразрешимым. Прикладная этика научилась работать с этими противоречиями, переводя их из состояния вечно «открытых проблем» в русло технологических решений.

Во-вторых, произошло то, что постмодернизм назвал крахом больших метанарраций и, в частности, религиозно-метафизического мировоззрения. Речь не идет об уменьшении числа верующих или сокращении влияния религиозных институтов, но об изменении условий функционирования этих мировоззренческих систем. Прежде религиозное мировоззрение было единственным и всеобъемлющим, и даже тот, кто с ним боролся, оказывался всего лишь а-теистом, человеком отрицающим. Теперь же все системы моральных представлений были вынуждены взаимодействовать в едином общественном дискурсе, где ни одна из них не обладает абсолютным правом устанавливать моральные правила. С уменьшением централизации и иерархии исчезают привилегированные субъекты морального дискурса, но возникает потребность в урегулировании множества различных по характеру областей человеческой жизни, в прояснении частных благ и специфических норм для этих областей, чем и занялась прикладная этика. Изменилась сама цель моральной регуляции: если раньше она решала земные проблемы с позиции вечности (и абсолютных моральных норм), то теперь возникла потребность решать проблемы здесь-и-сейчас в межличностном коммуникационном пространстве с его конкретностью и ситуативностью. Соответственно произошла и трансформация этического знания, которое постепенно отказалось от метафизических оснований и обратилось к поиску оснований морали в самих практиках человека.

В-третьих, изменилась социальная структура общества и способы его самоорганизации. Постиндустриальное общество с его увеличением числа занятых в сфере услуг и финансов, ростом индивидуализации, уровня образования и, одновременно, потребления сформировало множество субъектов, которые сами хотят принимать

участие в учреждении нормативно-ценностных оснований общества. Если прежде профессиональная этика разрабатывалась сообществами профессионалов и применялась по отношению к людям за пределами этого круга, то теперь в создании нормы нравственных отношений принимают участие пациенты, клиенты, все прочие (как скажет этика бизнеса) «стейкхолдеры», вовлеченные в данную сферу деятельности. Так происходит потому, что многие профессии, прежде бывшие элитарными, становятся массовыми, а сами массы все более просвещенными и способными к самоорганизации. Современные виды прикладной этики - биоэтика, экологическая этика, корпоративная этика - менее всего похожи на профессионально замкнутые системы и даже могут вступать в конфликт с этикой врачей, экологов или предпринимателей. Предпосылкой прикладной этики стало возникновение общества с высокой потребностью в том, чтобы любой вид деятельности со своими внутренними критериями моральности был вписан в широкий контекст общественной морали.

В-четвертых, предпосылкой того, что прикладная этика стала такой, какова она есть, выступила концепция прав человека, оформленная во Всеобщей декларации 1948 г. Под ее влиянием права человека стали практическим фундаментом любых социальных и нравственных отношений. Список разнообразных прав, включая культурные, экологические, цифровые все время растет, поэтому моральная регуляция в любой области должна учитывать обязательность их соблюдения. Поэтому в основании всех видов прикладной этики лежит концепция прав человека, утверждающая неотъемлемое достоинство каждого, независимо от любых его социальных характеристик. Достоинство человека предполагает его право принимать нравственное решение о том, что есть благо, и уж во всяком случае, определять, в чем состоит его собственное благо.

Таким образом, прикладная этика сложилась не только как конкретизация, «приложение» общих норм и принципов морали к специфическим видам деятельности и конкретным ситуациям. Она образовалась в процессе выработки нравственных правил в сферах деятельности, обладающих социокультурной значимостью. По мере того, как все большее число видов деятельности осознает свою значимость и озабочивается презентацией ее как общественного блага, как деятельности морально одобряемой, возникают все новые направления прикладной этики (этика искусственного интеллекта, этика нанотехнологий, этика животных и проч.).

Отличия прикладной этики от фундаментальной

1. Инициаторами создания прикладной этики чаще всего становятся не философы и специалисты по этике, а сами участники ситуаций в какой-то области деятельности. Занимаясь ею, люди, естественно, стремятся доказать (в первую очередь самим себе), что это хорошая, общественно полезная деятельность. В ходе любой деятельности отношения между людьми требуют упорядочения не только технологического, но и нравственного, потребность в котором испытывают сами участники.

Они лучше знают типичные проблемы, которые возникают в их занятиях, моральные дилеммы, которые приходится разрешать; моральные качества, которые хотели бы видеть в людях, работающих рядом, и контрагентах. Это позволяет не столько прикладывать к жизни абстрактные принципы гуманизма, вежливости, справедливости, солидарности и проч., сколько выявить в жизненной практике ее нравственные основания. Специалист в области философии может помочь обобщить и сформулировать их на языке этики. Так, по мере возникновения новых технологий или ситуаций, структуры ЮНЕСКО создают этические рекомендации, позволяющие первично упорядочить отношения в новой области на основе нравственных регуляти-вов, наработанных в других видах прикладной этики и, в первую очередь, концепции прав человека. Например, уже 6 апреля 2020 г. Международный комитет ЮНЕСКО по биоэтике (МКБ) и Всемирная комиссия ЮНЕСКО по этике научных знаний и технологий (КОМЕСТ) выпустили «Заявление в связи с пандемией COVID-19: глобальный взгляд на этические аспекты проблемы» [3].

Виды прикладной этики возникают как результат самоорганизации сообществ. Этика бизнеса сложилась тогда, когда прежнее «третье сословие» осознало себя социально ответственной группой, оказывающей влияние не только на экономические процессы, но и на ценностные установки своего социума. Биоэтика стала бурно развиваться по мере того, как врачи и биологи сталкивались с неразрешимыми для личной совести дилеммами морального выбора, а пациенты и общество в целом ощутили потребность прояснить свое моральное отношение ко множеству новых биотехнологий. Таким образом, действенность прикладной этики обеспечивается заинтересованностью тех, кто вовлечен в её сферу деятельности.

2. Прикладная этика - это этика не высоких идеалов, а повседневного, ординарного поведения. Вплетенная в ткань социальной деятельности, она реализуется через ежедневные трудовые операции, выполнение профессиональных обязанностей, соблюдение инструкций. Противостояние сущего и должного здесь максимально со-

кращено: то, что должно, в большинстве случаев выполняется, так как не требует от личности дополнительных, специальных моральных усилий. Если фундаментальная этика в первую очередь задает нравственный идеал и требует при совершении всякого поступка стремиться к его достижению, то прикладная этика сосредотачивается на поступках рутинных, ценностное содержание которых совершенно обыкновенно. Фундаментальная этика зачастую обесценивает такое поведение в силу его «негероического» характера. Кажется, что в ситуациях, лишенных экзистенциального пафоса, нет не только нравственного, но вообще никакого смысла. Прикладная же этика, возвращает достоинство «простому человеку» в его обычных социальных действиях, утверждая их как норму, как те самые «минимы морали», соблюдение которых не замечается, и только нарушение вызывает бурю негодования.

3. Важнейшей особенностью прикладной этики является создание специальных общественных институтов для ее поддержания. К таким институциям относятся этические декларации и кодексы, в которых закрепляются нормы и ценности в некоторой области деятельности, а также этические комитеты и комиссии как органы, следящие за соблюдением деклараций и кодексов.

Институционализация также выступает камнем преткновения в полемике с фундаментальной этикой, которая на протяжение веков настаивала на неинституциональном характере моральной регуляции, на том, что совесть индивида, его внутренние убеждения и мотивы выступают подлинной причиной морального поступка. Прикладная же этика частично снимает с индивида бремя морального выбора, предписывая ему социально согласованные правила поведения. Легальность, сближение с правом, участие юристов в подготовке этических документов и разрешении ситуаций, с одной стороны, разрушает специфику морали, а с другой, приближает ее к реальности, усиливает ее действенность, вводит непосредственно в социальные отношения.

4. Если фундаментальная этика опирается на активность морального субъекта, его неповторимую личность и духовную мотивацию, рассматривает каждую ситуацию нравственной коммуникации как уникальную, то прикладная этика сосредотачивается на внешней стороне морального поведения, рассматривает повторяющиеся рабочие ситуации, стремится к разработке технологий и регламентов решения нравственных проблем. Для этого этические комитеты разрабатывают свои СОП - стандартные операционные процедуры, -воспроизводя которые можно добиться единообразного и прозрачного регулирования данной сферы деятельности.

5. В прикладной этике решение нравственной проблемы не является раз и навсегда объективно верным, как это было в фундаментальной этике благодаря ее метафизическим основаниям. Прикладная этика смотрит на вещи ситуативно: нравственно то решение, которое участники ситуации приняли в совместной коммуникации на основе нравственно обоснованных принципов в ходе этически оговоренной процедуры. В фундаментальной же этике казуистический подход никогда не был основным, он применялся не в теории морали, а при дидактическом разъяснении содержания нравственных норм и ценностей, в педагогике и воспитательной практике. Целью было подведение любой ситуации под правило, а не создание правила на основе ситуации. Для фундаментальной этики «поступать по ситуации» - это, скорее всего, поступать безнравственно. Вместо того, чтобы безусловно следовать моральным принципам, поддаться влиянию обстоятельств и уступить в пользу прагматических соображений. Прикладная же этика, с одной стороны, стремится унифицировать методы рассмотрения нравственных проблем, а с другой -рассматривать каждую ситуацию как уникальную, требующую конкретного анализа ее диспозиции. Здесь особенно заметно, что нравственная истина устанавливается не автономным моральным субъектом на основе собственных убеждений, которые окружающие люди в современном плюралистическом мире могут и не разделять, а коммуникативно, в результате соотнесения различных нравственных позиций. Теоретическим обоснованием такого подхода может служить этика дискурса Ю. Хабермаса [4, 179-182], в которой моральные нормы устанавливаются в ходе реального коммуникативного дискурса всех тех, кого они затрагивают. Консенсус достигается не в воображаемом «человечестве», а в сообществах заинтересованных лиц. Конечно, любая моральная проблема в пределе затрагивает всех людей, они не могут и не должны оставаться равнодушными, однако конкретная ситуация охватывает ограниченное число участников, поэтому согласование их представлений о норме и благе становится приоритетным.

6. Прикладная этика стремится соединить этику с прагматикой поведения, уклоняется от противопоставления сущего и должного, полезного и морального, прагматической установки и бескорыстного мотива. В фундаментальной этике лишь в утилитаризме и «теории разумного эгоизма» есть стремление отождествить моральность и полезность, чтобы через измерение пользы сделать возможным исчисление степени моральности. Прочие же учения (особенно в нормативной части поучений о пути правильной жизни) настаивали на необходимости чистоты морального мотива от социальных, психоло-

гических от других материальных влияний. Выгодное, эффективное, целесообразное поведение отвергалось или понижалось в своем этическом статусе ради стремления к нравственному идеалу бескорыстно доброй личности. Естественно, число людей, соответствующих подобным строгим требованиям, всегда было невелико, что вызывало постоянные сетования на упадок нравов, отсутствие порядочных людей и необходимость нравственного воспитания.

Прикладная же этика смотрит на человеческую деятельность с оптимизмом, выявляя ее внутреннюю нравственную ценность. Например, центральным элементом любого корпоративного этического кодекса является миссия, связанная с социальной ответственностью корпорации, демонстрирующая нравственные идеалы, на которые ориентируется в своей практике эта корпорация. В каком-то смысле это возвращение к идеям Аристотеля, для которого добродетели не были абстрактно хорошими нравственными качествами, но качествами, необходимыми для успешной социальной деятельности, самореализации в политическом пространстве. Высшее моральное благо - счастье - достигалось не в противовес благополучию, но придавало ему нравственную ценность.

Это отличие прикладной этики от фундаментальной особенно заметно в этике бизнеса. Противоречие эффективности и справедливости, прибыльности бизнеса и гуманизма в отношении к работникам разрешается за счет понимания того, что прибыль производят люди, которые при нравственном к ним отношении будут работать куда более эффективно, чем тогда, когда их личностью и достоинством пренебрегают. Но поскольку противоречие сохраняется, его нужно вновь и вновь разрешать для разных предприятий, исторических обстоятельств и конкретных ситуаций. Простое сравнение этических кодексов банков с этическими кодексами университетов и этическими кодексами промышленных предприятий показывает различия их корпоративной культуры и общую установку на построение нравственных отношений в коллективе, которые бы содействовали выполнению деловых операций. Прикладные этические кодексы содержат требования, задают рамку должного, но именно такого, которое добросовестный работник и так выполнил бы, исходя из интересов дела.

7. Соединяя мораль и пользу, мнение профессионалов и широкий общественный взгляд на нормативно-ценностную регуляцию, прикладная этика оказывается междисциплинарным знанием. Для конкретизации и практического воплощения этического необходимо соединение этики с правом, психологией, менеджментом и специальными научными дисциплинами. Более того, прикладная этика но-

сит трансдисциплинарный характер, т.е. является составной частью решения конкретных социальных задач, реализации проектов, дает анализ актуальных социально-нравственных коллизий, предлагает гуманитарную экспертизу и консультирование вариантов их разрешения [1]. «Предмет и проблемное поле современной прикладной этики задают ее трансдисциплинарную характеристику, описывающую целостное и сложно дифференцированное, ценностно-ориентированное и центрируемое этической компонентой проектное знание с ожидаемым "полезным эффектом"» [2, 100]. Прикладная этика выступает как инструмент социальной практики по преобразованию общества в направлении блага.

Таким образом, экспликация предпосылок возникновения и отличий от фундаментальной этики позволяет выделить общее для всех преподаваемых дисциплин прикладной этики, охарактеризовать их как специфическую область знания и социальной практики. Это дает возможность продемонстрировать сущностную взаимосвязь различных видов прикладной этики на базе общих принципов организации этого знания, а также вписывать в общее проблемное поле все новые отрасли прикладной этики и соответствующие учебные дисциплины.

Список литературы:

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. Тюмень, 2006. 392 с.

2. Жукова С.П. К вопросу о трансдисциплинарном характере прикладной этики // Ведомости прикладной этики. 2017. Вып. 50. С. 91-102.

3. Заявление в связи с пандемией COVID-19: глобальный взгляд на этические аспекты проблемы // Unesdoc: цифровая библиотека URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373115_rus (дата обращения: 28.11.2022).

4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие М., 2006. 377 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.