Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМ ХАРАКТЕРЕ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ'

К ВОПРОСУ О ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМ ХАРАКТЕРЕ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жукова Светлана Петровна

В статье предпринимается попытка рассмотреть корреляцию характеристик современной прикладной этики и трансдисциплинарности, конституирующейся в постнеклассической науке. Показано, что трансдисциплинарные проекты с необходимостью включают морально- этическую компоненту, предполагают ответственный выбор. В свою очередь, решение проблем прикладной этики требует трансдисциплинарного взаимодействия различных видов знания и практического опыта. Признается необходимость исследований по трансдисциплинарности для развития методологии прикладной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE APPLIED ETHICS TRANSDISCIPLINARY CHARACTER

The article attempts to consider the correlation of the characteristics of modern applied ethics and transdisciplinarity, which is constituted in post-non-classical science. It is shown that transdisciplinary projects necessarily include a moral and ethical component, presuppose a responsible choice. In turn, solving the problems of applied ethics requires a transdisciplinary interaction of different types of knowledge and practical experience. The need for research on transdisciplinarity for the development of the methodology of applied ethics is recognized.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМ ХАРАКТЕРЕ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ»

С.П.Жукова

К вопросу о трансдисциплинарном характере прикладной этики

УДК 17.03

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть корреляцию характеристик современной прикладной этики и трансдисциплинар-ности, конституирующейся в постнеклассической науке. Показано, что трансдисциплинарные проекты с необходимостью включают морально-этическую компоненту, предполагают ответственный выбор. В свою очередь, решение проблем прикладной этики требует трансдисциплинарного взаимодействия различных видов знания и практического опыта. Признается необходимость исследований по трансдисциплинарности для развития методологии прикладной этики.

Ключевые слова: прикладная этика, социально-нравственные коллизии, институты прикладной этики, постнеклассическая наука, методология, трансдисциплинарность, ответственный моральный выбор.

На рубеже XX-XXI вв. прикладное этическое знание утверждается в качестве особого, в достаточной степени самостоятельного, компонента социально-гуманитарного знания, репрезентируется как значимый культурный феномен. Сегодня в прикладных этических исследованиях распространены работы дескриптивного характера, репрезентирующие эмпирический материал, описывающие дискуссии, постановку отдельных проблем, формирование проблемного поля определенных видов прикладной этики, а также работы, характеризующие определенные виды прикладной этики. (Это демонстрируют, например, библиографии по этике информационных технологий, этике рекламы и связей с общественностью, этике бизнеса и менеджмента, др. [1, 7, 9].) Появились многочисленные публикации учебного и энциклопедического статуса: статьи о прикладной этике размещены в Энциклопедическом словаре по этике и Новой философской энциклопедии; разделы по этому предмету включены в современные учебники по этике; появились учебные пособия по прикладной этике. В западной литературе исследовательские и энциклопедические публикации по прикладной этике возникли уже в 80-90-е гг. XX в. [6]; в 1997 г. выходит англоязычная Энциклопедия по прикладной этике в 4-х тт. (Encyclopedia of Applied Ethics, ed. R.Chadwick, v. 1-4. L., 1997).

Феномен прикладной этики в его когнитивном и социально-практическом выражении становится также предметом философско-

этической, методологической рефлексии: активно обсуждаются концептуальные модели, философско-этические парадигмы, которые могли бы определять перспективы развития прикладного этического знания, создания и реализации на практике прикладных этических проектов [2, 8, 10]. Интересно, что уже появились работы, в которых осуществляется историко-этическая реконструкция прикладной этики [3, 10, 11]. Вместе с тем остаются дискуссионными предмет и специфика прикладного этического знания, его ценностные стратегии, особенности формирования прикладных этических проектов. Прикладная этика нуждается в самоопределении по отношению к тенденциям преобразования современной науки, в ряду которых «революционное» значение приписывается трансдисциплинарности [12]. Итак, представляется необходимой экспликация сущностных характеристик феномена прикладной этики в корреляции с особенностями и векторами трансформаций современной науки и ее философско-методологической рефлексии.

Известно, что термин «прикладная этика» впервые в истории этической мысли использовал В.С. Соловьев в названии своей книги («Право и нравственность: Очерки из прикладной этики», 2-е изд. 1899 г.). В предисловии к работе автор с помощью данного термина фиксирует прикладное знание как несомненный структурный компонент этики. «Философия права, в которую входит предмет моего трактата, есть одна из философских дисциплин, примыкающая к этике или нравственной философии (в прикладной ее части)» [13, 5]. Представляется, что использование такого термина не только неслучайно, но и не может быть объяснено лишь стремлением к точной терминологической характеристике. Такое «новшество» в языке этики может быть отсылкой к специфичности данной «части» нравственной философии, обладающей, по крайней мере, предметными особенностями (острая актуальность исследуемых проблем), особым теоретико-прикладным подходом, хотя характеристика собственно прикладной этики, как «части нравственной философии», автором не рассматривается. Исследование В.С. Соловьева можно интерпретировать в контексте историко-этических предпосылок и теоретических оснований юридической этики, достаточно развитой к концу XIX в. Но автор, очевидно, предлагает обоснование необходимости и специфики прикладной этики, рефлексирующей социально-нравственные отношения сферы права, не ограничивающейся профессиональными отношениями. В заключительной 7-й главе книги, названной «Нормальное уголовное правосудие», мыслитель-этик разрабатывает практически действующую систему «нормального уголовного правосудия и соответствующую ему пенитенциарную систему», которые

бы обеспечили «действительную правду и милость к преступникам без ущерба для невиновных», осуществляя связь между правом и нравственностью [13, 146]. Такая связь, по мнению В.С. Соловьева, может быть реализована посредством теоретических трактовок, социальных институтов и социально-практического инструментария, которые представляются релевантными современной прикладной этике. Так, философ пишет о «некоторых общих правилах», вытекающих из «общей идеи истинного правосудия» [13, 136], разрабатывает нравственно фундированный проект «нормального уголовного правосудия и пенитенциарной системы», предполагающий «пошаговую» реализацию [13, 136-140]. Интересна характеристика субъектов, призванных осуществлять такой проект «возможного исправления преступника». Это «люди, способные к такому трудному и высокому назначению, - избранные юристы, психиатры, моралисты и лица с истинным религиозным призванием» [13, 145]. Помимо собственно нравственного качества В.С. Соловьев признает необходимость специальной профессиональной компетентности, профессионально-этической развитости, особой организации и прагматичного взаимодействия субъектов в социальной конкретике правового процесса.

Прикладные этические разработки, имплицитно реализующиеся в книге В.С. Соловьева «Право и нравственность», репрезентируют некоторые специфические характеристики прикладной этики и, в частности, тесное взаимодействие различного дисциплинарного и внедисциплинарного знания. Следует подчеркнуть, что многие положения русского мыслителя были использованы впоследствии в институте права и юридической этике как виде прикладной этики.

Обзор различных современных источников по прикладной этике (от научно-популярных и исследовательских публикаций, пособий и руководств до деклараций и нормативной документации, фиксирующих институты и события биоэтики, этики бизнеса, инфоэтики, других видов прикладной этики) позволяет утверждать, что активный процесс ее формирования и конституирования охватывает две последние трети XX в. Помимо этически имманентных оснований, формирование прикладной этики определяется коррелирующими процессами современного преобразования науки, цивилизационных трансформаций в целом (в том числе, переживанием острейших морально-этических коллизий, рефлексируемых в СМИ, художественной культуре, религиозном сознании и т.п.). Культурно-цивилизационная динамика XX - нач. XXI вв. задает возможность новой этики и способствует постепенной реализации этой возможности.

Особенности прикладной этики как научного знания формируются в русле преобразований современной науки, внутри научно-

технологических коммуникаций. В работах В.С.Степина о тенденциях и закономерностях постнеклассической науки обосновывается имманентность ей этических характеристик. Постнеклассическое научное знание определяет принципиально новые объекты исследования -«сложные саморазвивающиеся системы», «природные комплексы, в которые включен человеческий фактор, ... человекомерные комплексы». Примерами являются «объекты экологии», «объекты биотехнологии», «системы "человек-машина"», др. [14, 382]. Изучение «чело-векомерных комплексов» с необходимостью становится «социально детерминированным, определяемым базисными ценностями культуры» [14, 386], что, в свою очередь, задает особую социально-институциональную организацию научных исследований. «В процесс формирования и реализации исследовательских программ инкорпорированы социально-этическая экспертиза, оценки социальной эффективности программы.» [14, 387]. Обязательность «гуманитарной экспертизы и консультирования» современных научных проектов обосновывалась Бакштановским В.И. и Согомоновым Ю.В. [2]. В.А. Канке сделал вывод о необходимости формирования прикладных этик внутри соответствующих полидисциплинарных отраслей постне-классической науки (например, формирование экологической этики востребовано развитием экологии) [4]. Итак, принципиально новая предметность постнеклассического научного знания свидетельствует о возможности прикладной этики.

Специфика объекта определяет дисциплинарное взаимодействие внутри постнеклассической науки, в котором участвует и прикладная этика. В дисциплинарном развитии постнеклассической науки последней трети XX в. фиксируется тенденция трансдисципли-нарности. Известно, что термин «трансдисциплинарность» был введен в научный оборот в 1970 г. Ж. Пиаже, который определил его как «принцип научного исследования», используемый для решения проблем, трансцендирующих «за границы конвенционально установленных академических дисциплин» [5, 22]. Сегодня в исследовательской литературе понятие «трансдисциплинарность» фиксирует ситуацию выхода исследовательской деятельности как за рамки отдельных дисциплин, так и науки вообще, включение ее в инновационные процессы в качестве одного из наиболее значимых компонентов [15, 5]. Сущность трансдисциплинарности - «в кооперации познавательной деятельности и инноваций, в результате которой возникает новое системное качество» [17, 57], новая социокультурная реальность. Соответственно, трансдисциплинарная научность приобретает особый исследовательский статус - статус исследовательского проекта, реализуемого в конкретной социокультурной системе. Основные

подходы к теме трансдисциплинарности и различные ее определения анализируются в фундаментальном исследовании «Трансдисци-плинарность в философии и науке : подходы, проблемы, перспективы», вышедшем в 2015 г. [16]. Интересно зафиксировать одну из дефиниций, в которой акцентируется социокультурная реализация трансдисциплинарности. Это «новая форма обучения и решения проблем, предполагающая сотрудничество между различными социальными акторами и учеными для решения сложных общественных проблем. Трансдисциплинарное исследование начинается с проблем жизненного мира... На основе взаимного обучения знание всех участников расширяется, в том числе локальные знания, научные знания, знания, связанные со сферой промышленного производства и неправительственных организаций» [16, 504]. Трансдисциплинар-ность, по сути, не отменяя реализацию дисциплинарного знания, предполагает интегрирование различных видов знания и смещение исследовательского проекта в «повседневную практику». Примерами могут быть проекты, осуществляемые в сферах экологии, демографии, ЫБЮ-технологий, биоэтики, др.

Можно высказать предположение, что трансдисциплинарность, проявляющаяся в развитии современного научного знания, имеет определенное значение для формирования современной прикладной этики. Для подтверждения такого предположения необходимо проанализировать специфику предметности, проблематики, коммуникационного взаимодействия в работе над исследовательским проектом, результата трансдисциплинарного исследования.

Проблемы, с которыми работает трансдисциплинарное знание, формируются при взаимодействии науки, жизненного мира, повседневной практики; возникновение таких проблем фундировано развитием и внедрением в социокультурные практики наукоемких технологий (биотехнологий, информационных технологий, др.). Примерами могут быть проблемы биомедицинских исследований, ставшие предметом публичных дискуссий. По сути, в трансдисциплинарной проблематике репрезентируются современные коллизии различных особо значимых социальных практик, ее можно оценить как «жизненно важную». Иными словами, трансдисциплинарность обращается к проблемам бытия человека, экзистенциальным проблемам, но в силу их социально-практической повседневной значимости требующим конкретного практически эффективного решения. Авторы исследования по философии трансдисциплинарности характеризуют их по содержанию и статусу как «злободневные экзистенциальные задачи» [5]. Содержание, происхождение и значимость такой проблематики указывают на требуемые для нее «ресурсы». Исследовательские

проекты нуждаются в интегрировании уровней знания (фундаментального и прикладного), определенных дисциплинарных знаний, в разработке ценностных стратегий, методологии, механизмов и инструментария реализации полученных знаний на практике.

Итоговой характеристикой проблем трансдисциплинарного знания может быть имманентность этической составляющей. Действительно, содержание и значимость таких проблем подразумевает морально-этическую рефлексию, ответственный моральный выбор, коррелирующие с социально конкретными нравственными ориентирами, смыслом морали вообще. Но такой вывод (присутствующий в работах по трансдисциплинарности) нуждается в определенном уточнении. Для морального выбора, происходящего в процессе решения трансдисциплинарных проблем, недостаточно личностных усилий, он предполагает научную и этическую обоснованность, релевантность конкретным социальным интересам, общественному мнению и этосу, технолого-инструментальную обеспеченность (включая этические технологии и инструментарий). Итак, моральный выбор должен осуществляться на уровне прикладной этики.

Коммуникационные процессы, происходящие в трансдисциплинарных научных исследованиях, задают определенные характеристики их участников. Формально субъектом исследовательского проекта является «временная рабочая группа», включающая представителей различных «областей культуры - ученых, политиков, представителей общественности и т.д.» [5, 25]. По сути, в трансдисциплинарных проектах меняется характер деятельности и статус субъекта. Вместо «стороннего наблюдателя» появляется «преобразователь» окружающей среды и, таким образом, самого себя. Это «рефлексив-но-коммуницирующий субъект, который осознает себя не только как часть и участника эволюции познаваемого им мира, но и как того, кто своей «проектно-коммуникативной деятельностью этот мир конструирует» [17, 63]. Характеристики такого субъекта явно подразумевают морально-этические параметры, реализуемые на прикладном уровне.

Трансдисциплинарная наука, не отрицая дисциплинарное знание, статус и значение фундаментальных и прикладных исследований, преобразуется в «гибрид фундаментального и прагматического» знания, особое производство знания, нацеленное на достижение «полезного эффекта», в том числе ситуативного (технонаука, исследования, связанные с 1Т-технологиями, биотехнологиями, др.) [5, 11]. При этом этические институты и технологии (этические кодексы, комиссии, экспертиза, консультирование, др.) в качестве компонентов «производства знания» должны обеспечить адекватность результата

основным ценностным (по сути, морально-этическим) приоритетам -общему благу, подразумевающему сохранение собственно человеческого качества, человечности и ситуативным конвенциональным социальным благам, максимально коррелирующим с общим благом.

Характеристики тенденции трансдисциплинарности в современной науке репрезентированы уже сложившимся институтом «трансдисциплинарного движения» в принятой им «Хартии трансдисциплинарности» [5, 19-21]. Анализ статей этого документа выявляет присущий ему морально-этический пафос; ценностные приоритеты «Хартии...» содержат универсальный морально-этический смысл. Так, уже в преамбуле и первых статьях документа утверждаются ценности человеческого равенства, сохранения и развития человеческого вида, приоритет ценности человека [5, 19-21]. В статье 13 вводится требование специального развития «трансдисциплинарной этики», строящейся на «диалоге и дискуссии», «абсолютном уважении коллективной или индивидуальной Инаковости, объединенной общей жизнью на одной и той же Земле». «Трансдисциплинарная этика» обладает «фундаментальными признаками строгости, открытости, толерантности» (статья 14), имеющими одновременно общеэтический, этико-научный и практический характер. Наконец, в заключительной статье предпринята попытка сформулировать новый общественный идеал - «трансдисциплинарно мыслящие личности всех стран» [5, 21]. Представленная Хартия является декларативной, что закономерно для ее статуса. Тем не менее этот документ предназначен для непосредственно практического использования субъектами социально-экономической, политической, научной коммуникаций, коррелирует с институтами (кодексами) прикладной этики.

Итак, представляется возможным утверждать, что некоторые особенности трансдисциплинарного развития знания в современной науке актуализируют формирование и конституирование прикладной этики. Интересно, что тенденция трансдисциплинарности исследовалась современными авторами, прежде всего на примере биоэтики, ее предмета и проблематики, дискурсивных практик, проектов, институтов и технологий (этической экспертизы) [16]. Развитие других видов прикладной этики (экологической, информационной и т.д.), их методологическая рефлексия могли бы, в свою очередь, представить эмпирический материал для описания трансдисциплинарности. Таким образом, прикладная этика в конкретике ее определенных видов, в свою очередь, релевантна трансдисциплинарному знанию, способствует развитию трансдисциплинарности. Для подтверждения этого тезиса следует обратиться к сущностным параметрам самой прикладной этики.

Во многих этических источниках различного статуса (исследовательских, энциклопедических, учебных) в качестве критерия определения проблем прикладной этики называется их «социокультурная значимость» [4, 6, 7], но не сводимая к узкофункциональному, прагматическому значению. Так, по Л.В. Коноваловой, это проблемы, затрагивающие «интересы человека и его жизнь», «его права и его достоинство», «его самоценность и приоритетность» [6, 16], т.е. коррелирующие со смыслом морали в целом. Статус проблем современной прикладной этики приобретают те проблемы, от осмысления и ситуативно-практического решения которых зависят воссоздание ценности человека и человеческого мира, сохранение качества человечности, продолжение человеческого рода. Конкретные виды прикладной этики задаются соответствующими проблемами, «связками» проблем, характерными для морально-этических систем сегментированного социума.

Дескриптивная характеристика проблем прикладной этики обращает к вопросу формулирования ее предмета, дефиниции сущностных характеристик. Особенности генезиса и исторического развития прикладной этики, ее реализация в многообразии видов, обусловливают динамику предмета и возможность различных концеп-туализаций. Основные концептуальные подходы к интерпретации предмета современной прикладной этики были парадигмально от-рефлексированы Бакштановским В.И. и Согомоновым Ю.В. на основании постсоветской этической литературы и опыта западных исследований [8] и обозначены как «практико-ориентированная этика», «аппликативная этика», «этика открытых проблем», «организационная этика»; эти концепции используются и в настоящее время, в том числе в этическом образовании [11]. Собственный концептуальный подход, осуществленный В.И. Бакштановским и Ю.В. Согомоновым, рассматривает прикладную этику как «проектно-ориентированную», представляющую собой единство «нормативно-ценностных подсистем («малых систем»), конкретизирующих мораль (этика бизнеса, журналистская этика, биоэтика. и т.п.)» и «теории конкретизации морали, проектно-ориентированного знания, фронестических технологий приложения» [8, 14]. В «версии-образе проектно-ориентирован-ной прикладной этики» она трактуется как «особое знание» [3, 354], вместе с тем отмечается «определенное сближение парадигм» [3, 354].

Можно предпринять попытку формулирования некой дефиниции прикладной этики в русле тенденции сближения концептуальных подходов. В этом случае предметом прикладной этики становятся системы общественной морали, определяемые моральными колли-

зиями в различных видах современных социальных практик (от экономики до научного творчества), возникающими в связи с решением задач, определяемых технико-технологическим потенциалом современной цивилизации, и потенцирующими как изменения индивидуального нравственного существования, так и глубинные преобразования в нравственной культуре социума. Эти системы репрезентируются нравственными отношениями, моделями поведения, ценностно-нормативными системами и этическими институтами (кодексами, организациями), формирующимися в процессе публичного взаимодействия различных моральных субъектов (личностей, групп, организаций, др.).

Непосредственно в социальной реальности подобные моральные коллизии реализуются как социально-профессиональные проблемы, требующие интеграции различных научных подходов и формирования институтов и механизмов практического решения. (Примером может быть дилемма инфоэтики - требование одновременного обеспечения и ограничения информационных прав - одна из наиболее актуальных в профессиональной деятельности специалистов, субъектов различных социальных коммуникаций: научной, педагогической, маркетинговой, СМИ, др.) Такая интерпретация предмета и проблемного поля предполагает целостность и сложное «устройство» феномена прикладной этики.

Прикладная этика осуществляется как нерасторжимое единство сложноорганизованного знания и социальных практик, этического теоретизирования и моральной практики, реализующейся в конкретных морально-этических коммуникациях внутри определенных сегментов общества, зафиксированных в ценностно-нормативных и институциональных системах [2], как социально-нравственное творчество по поводу ситуативно-конкретного и социально значимого предмета, фундированное релевантной сложно организованной системой знаний, технологий, институтов. Прикладная этика - предмет фило-софско-этической методологической рефлексии, присутствующей в прикладном этическом творчестве, создании и реализации проектов.

Представляется важным еще раз подчеркнуть не только наличие «ипостасей» познания и практики в реализации прикладной этики, но и их взаимопроникновение. Игнорирование одной из сторон приведет либо к философско-методологически отстраненной позиции «этика-теоретика» по отношению к определенным коллизиям социальных практик, а значит, бесплодности этической работы, либо к «самодеятельному творчеству», производству многочисленных кодексов, тренингов и т.п., в лучшем случае лишь украшающих «фа-

сад» организации. Кстати, трансдисциплинарная работа прикладной этики способствовала бы преодолению этих крайностей.

Краткий обобщающий обзор предметных оснований прикладной этики позволяет репрезентировать ее как социокультурный когнитивный феномен, коррелирующий с трансдисциплинарностью. Это демонстрируют сущностные характеристики феномена прикладной этики, развертывающие и конкретизирующие ее предмет. Прикладная этика представляет собой рефлексию актуальных социально-нравственных коллизий (в пределе - «открытых проблем»). Социально-практически и исторически (даже ситуативно) конкретная постановка проблем прикладной этики обусловливает необходимость адекватного решения и, соответственно, формирование особых систем знания, не сводимых к сложившимся научным дисциплинам, непосредственно вовлеченных в особые системы практического опыта. Прикладная этика представляет собой действующее знание, непосредственно реализующееся в формировании ценностно-нормативных систем определенных социальных практик, в их модификациях и преобразованиях, ситуативно определенных решениях социально и человечески значимых проблем. (В своей непосредственно практической реализации современная прикладная этика приобретает профессионально-этический характер, хотя может и не конституироваться как определенная профессиональная этика.) Необходимость эффективной реализации прикладной этики в публичных сферах социума требует релевантных средств, инструментария. В рамках прикладной этики складываются специфические институты и технологии: институт кодификации, этические организации, этические технологии. Наконец, прикладная этика должна реализовывать фундаментальные теоретико-методологические и прескриптив-ные этические основания, а также опираться на релевантное дисциплинарное знание.

Таким образом, предмет и проблемное поле современной прикладной этики задают ее трансдисциплинарную характеристику, описывающую целостное и сложнодифференцированное, ценностно-ориентированное и центрируемое этической компонентой проектное знание с ожидаемым «полезным эффектом».

Сегодня прикладная этика позиционируется как феномен, посредством которого стал возможен действительный, исторически востребованный «переход от теории к практике, от науки к жизни» [6, 24]. Этика в ее историческом развитии приобретала различные воплощения, коррелирующие с цивилизационными типами. Она предъявляла себя в виде учения, проповеди, собственно философской системы, науки, метаэтики. Современная прикладная этика как «но-

вая стадия» этического развития, интегрируя социокультурный опыт, технологичное знание и морально-этическую рефлексию философского уровня, фундирует специфику и перспективы развития современной нравственной культуры. Представляется, что философско-методологические исследования прикладной этики, включающие разработку ее трансдисциплинарного статуса, способствуют осмыслению самой прикладной этики как особого знания и потенцируют разработку проектов по преодолению социально-нравственных коллизий актуального технологического развития.

Список литературы

1. Авдеева И. А. Этика РР Теоретико-философский анализ. Тамбов: Юлис, 2011. 141 с.

2. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. 392 с.

3. Бакштановский В. И. Этапы жизненного пути идеи прикладной этики: от «ереси» до ... // Постигая добро: сб. ст. К 60-летию Р. Г. Апресяна. М. : Альфа-М, 2013. С. 338-355.

4. Канке В. А. Современная этика: учебник. М.: Омега-Л, 2008. 394 с.

5. Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисципли-нарности. М.: Институт философии РАН, 2009. 203 с.

6. Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М.: ИФ РАН, 1998. 131 с.

7. Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. Этика в сфере информационных технологий. М.: Горячая линия-Телеком, 2013. 344 с.

8. Парадигмы прикладной этики: Ведомости. Вып. 35, специальный / Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень, 2009. 252 с.

9. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: учебник. М.: Проспект, 2007. 352 с.

10. Пороховская Т. И. Прикладная этика // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2012. № 3. С. 79-92.

11. Пороховская Т.И. Прикладная этика // Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2013. С. 461567.

12. Розин В. М. Обсуждение феномена трансдисциплинарности - событие новой научной революции // Вопросы философии. 2016. №5. С. 107-116.

13. Соловьев В. С. Право и нравственность. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. 192 с.

14. Степин В. С. Научное познание в социальном контексте. Мн.: БГУ, 2012. 415 с.

15. Трансдисциплинарность в философии и науке. Материалы круглого стола // Человек. 2016. №5. С. 5-19.

16. Трансдисциплинарность в философии и науке : подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. А. Бажанова, Р. В. Шольца. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. 564 с.

17. Черникова И.В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. №4. С. 53-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.