УДК 37.013.46
Дадуева К.Х.
магистр направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Ставропольский государственный медицинский университет
(г. Ставрополь, Россия)
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И УРОВНИ
Аннотация: в статье описываются причины возникновения и уровни общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ОНР, безречевые дети, понимание речи, словарный запас, грамматический строй, фонематическое восприятие.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - самостоятельное либо комплексное нарушение речи в детском возрасте, при котором ребенок не в состоянии правильно говорить и выражать свою мысль. Это патологическое состояние сопровождается нарушением формирования всех компонентов речевой системы (трудности в лексике, грамматике и фонетике). Ребенок испытывает трудности не только в воспроизведении, но и в принципах построения отдельных слов и фраз.
Левина Р.Е. отмечает, что при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста наблюдается несформированность всех систем языка — фонематической, лексической и грамматической, а также более позднее начало речи, аграматическая и малопонятная речь [1, 30].
Причинами возникновения ОНР могут быть различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка, иногда может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения или связано с психической депривацией. При
алалии, афазии, ринолалии, дизартрии и заикании также может наблюдаться общее недоразвитие речи.
Но зачастую, общее недоразвитие речи - это следствие комплексного воздействия различных причин.
Левина Р. Е. выделила и описала три уровня общего недоразвития речи
[1, 15].
Позже Филичева Т. Е. описала четвертый уровень речевого развития. [4,
26]
Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые» дети»).
Для него характерны: ограничение речевых средств, несформированная фразовая речь, непонимание грамматических изменений слов, ограниченность активного словарного запаса, дефектное звукопроизношение, преобладают 1-2-сложные слова, грубо нарушенное фонематическое восприятие, использование однословных предложений.
Общее недоразвитие речи первого уровня наблюдается при моторной, сенсорной, сенсомоторной алалии, стертой псевдобульбарной дизартрии, заикании.
Второй уровень общего недоразвития речи характеризуется возросший речевой активностью ребенка.
Понимание речи формируется на бытовом уровне и развивается за счет понимания форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода, глаголов прошедшего времени. Отмечаются начатки фразовой речи, отсутствует навык словообразования, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм.
Словарный запас искажен, отмечается ограниченный запас общеупотребительных слов. В слоговой структуре слов присутствуют множественные элизии, перестановка замена, и сокращение слогов и звуков. Ребенку трудно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука
в слове и т.д. Звукопроизношение характеризуется искажением, заменами, смешением звуков.
Общее недоразвитие речи второго уровня характерно для моторной (экспрессивной) и сенсомоторной алалии, стертой формы дизартрии, сенсорной алалии [1, 19].
Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Понимание речи неполное, затруднено понимание пространственных, временных, лексико-грамматических конструкций.
Фразовая речь развернутая, с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, отсутствует четкость, последовательность изложения, преобладают простые распространенные предложения, отсутствует чувство рифмы и ритма.
Присутствуют аграмматизмы рода, числа, падежей, прослеживаются нарушение связи в словах, выраженных наречием меры и степени, ошибки в использовании предлогов.
Словарный запас ниже возрастной нормы, в нем преобладают существительные и глаголы, не всегда правилен подбор однокоренных слов, образование новых слов происходит при помощи суффиксов и приставок.
Слоговая структура нарушена, наблюдаются ошибки передачи звуконаполняемости слов. Для звукопроизношения характерно нарушение звуков среднего и позднего онтогенеза. Фонематическое восприятие недостаточно сформировано, присутствуют литеральные парафразии.
Общее недоразвитие речи третьего уровня наблюдается при стертой форме дизартрии, заикании, ринолалии, двуязычии в семье.
Общее недоразвитие речи четвертого уровня, описано Филичевой Т.Б., и характеризуется незначительным нарушением всех компонентов языка, которые проявляются при детальном обследовании в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.
В фразовой речи нарушена логическая последовательность, отмечается застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Возникают трудности при самостоятельном пересказе и отборе языковых средств.
В грамматическом строе возникают трудности в образовании малознакомых сложных слов, нарушены конструкции предложений с разными придаточными.
Недостаточен словарный предметный словарь. З.При обозначении действий и признаков предметов происходит замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения, отмечаются трудности при обозначении профессий для лиц мужского и женского рода.
Присутствуют отдельные нарушения слоговой структуры, искажение звуконаполняемости в разных вариантах: элизии, персеверации, парафазии, опускание слогов, добавление звуков и слогов [4,27].
Таким образом, исходя из представленной классификации, можно сделать вывод: переход с одного уровня речевого развития на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания. Столь подробная классификация ОНР необходима для постановки более дифференцированного речевого диагноза при обследовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина [Электронный ресурс] Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). - URL: http://pedlib.rn/Books/4/0463/4-0463-1.shtml;
2. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Е. Нечаева //Логопед, 2008 - №4. - с.34;
3. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - 4-е изд.- М.: Айрис-Пресс 2008. - 224 с;
4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном -Пресс, 2000. - 80 с;
5. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. - М.: Секачев, 2016. - 196 с.
Dadueva K.Kh.
Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia)
GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN: CAUSES AND LEVELS
Abstract: the article describes the causes and levels of general speech underdevelopment in preschool children.
Keywords: speech disorders, speechless children, understanding of speech, vocabulary, grammatical structure, phonemic perception.