Научная статья на тему 'Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста'

Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
580
64
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / REMEDIAL DEVELOPMENTAL INFLUENCE / DEVELOPMENTAL SPECIFITIES

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Рогалева Оксана Олеговна

В статье анализируются специфические особенности психологического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, формулируются основные направления коррекционно-развивающего воздействия.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Рогалева Оксана Олеговна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Рогалева О. О.

Рогалева Оксана Олеговна /Rogaleva Oksana Olegovna - учитель-олигофренопедагог, Центр интеллектуального развития «Менар», г. Новосибирск

Аннотация: в статье анализируются специфические особенности психологического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, формулируются основные направления коррекционно-развивающего воздействия.

Abstract: in the article psychological development specifities of preschool children with mental retardation are analyzed, and the main tendencies of remedial developmental influence are formulated.

Ключевые слова: задержка психического развития, дети дошкольного возраста, особенности развития, коррекционно-развивающее воздействие.

Keywords: mental retardation, preschool children, developmental specifities, remedial developmental influence.

Изучение задержки психического развития у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой специальной психологии. Создание методов психолого-педагогической помощи детям с ЗПР требует глубокого понимания специфических особенностей их психологического развития на разных возрастных этапах. Дети с ЗПР дошкольного возраста являются наименее изученной группой, так как клинические проявления данного состояния в раннем возрасте оказываются схожими с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и даже педагогической запущенностью (Лубовский В. И, Специальная психология, стр. 78).

Впервые термин «задержка психического развития» был предложен советским психиатром Г.Е Сухаревой в 1959 г. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной (Борякова Н. Ю., Ступеньки развития, стр. 6).

Возникновение ЗПР может быть обусловлено разными причинами. К ним относятся: инфекционные заболеваниями матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения ЦНС, трудные роды, недоношенность, перенесенные ребенком в раннем возрасте травмы и нейроинфекции, неблагоприятные условия воспитания.

Основными проявлениями ЗПР являются: неустойчивость эмоций, несформированность произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности, повышенная истощаемость, слабость познавательных интересов. В целом, дети с ЗПР отстают в развитии от своих сверстников на 2-3 года. Специфических нарушений анализаторных систем или грубых повреждений мозговых структур у данной категории детей не выявлено.

Для того чтобы лучше понять особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, следует обратиться к результатам проведенных по данной проблеме психологических исследований (Шиф Ж. И., Власова Т. А.,

Лебединская К. С., Лубовский В. И., Ульенкова У. В., Борякова Н. Ю., Фадина Г. В. и др.) и обобщить их.

Таблица 1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного возраста

Психический процесс Особенности протекания психического процесса у детей с ЗПР дошкольного возраста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восприятие Восприятие фрагментарное и нецеленаправленное. Скорость выполнения перцептивных операций значительно снижена. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают сложности при выполнении заданий по образцу, затруднена ориентировка в пространстве

Внимание В связи с низкой работоспособностью и быстрой истощаемостью внимание этих детей неустойчиво, они плохо концентрируются, часто отвлекаются. Действуют импульсивно, с трудом переключаются с одного задания на другое

Мышление У дошкольников рассматриваемой группы наблюдается отставание всех видов мышления. В большей степени развито наглядно-действенное мышление. Затруднены главные мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение. Такие дети выполняют задания, не задумываясь. Часто не могут применить полученные ранее знания для решения новых задач. С большим трудом классифицируют и сравнивают предметы

Память Память менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников, значительно снижен объем и прочность запоминания. В большей степени страдает вербальная память

Речь Всем дошкольникам с ЗПР свойственно значительное отставание в развитии речи. Словарный запас беден, грамматический строй речи недостаточно сформирован, обнаруживаются дефекты звукопроизношения, присущи недостатки фонематического слуха. Многие дошкольники с ЗПР страдают дизартрией

Эмоции и поведение Нередко дети данной категории отличаются повышенной тревожностью. Возможны вспышки гнева и агрессии. Дошкольники с ЗПР болезненно реагируют на неудачи. В общении с взрослыми и сверстниками активности обычно не проявляют, предпочитают играть в одиночестве. Этим детям свойственны резкие перепады настроения, зачастую они бывают капризными и эгоистичными.

Из приведенной психолого-педагогической характеристики детей с ЗПР дошкольного возраста следует вывод о том, что основными направлениями работы с данной группой являются: коррекция восприятия, мышления и речи, тренировка внимания и памяти, развитие коммуникативных навыков, работа по устранению недостатков поведения и формирование учебной мотивации.

Литература

1. Лубовский В. И. Специальная психология. М.: Академия, 2005. 464 с.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.

3. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов. «Николаев», 2004. 68 с.