Научная статья на тему 'Общая характеристика внешнеэкономических правоотношений'

Общая характеристика внешнеэкономических правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧАСТ-НОПРАВОВЫЕ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / foreign economic activity / foreign economic relations / private law and public law relationship.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губарева Анна Викторовна

Автором в настоящей статье раскрываются он-тогенетические особенности внешнеэкономических правоотношений, возникающих по поводу осущест-вления внешнеэкономической деятельности и по по-воду ее государственного регулирования, проводится их дифференциация, определяются их объекты, круг субъектов, содержание, основания возникновения и прекращения. Разнообразие форм внешнеэкономи-ческой деятельности и инструментов, используемых в ней частными субъектами, неизбежно влечет за собой необходимость соответствия уже сложившихся отно-шений их правовому регулированию нормами права внешнеэкономической деятельности. А предостав-ленная частным субъектам возможность избирать для регламентации частных внешнеэкономических отно-шений иностранное право требует крайне тонкого и гибкого регулирования публично-правовой составляю-щей внешнеэкономических отношений. Данные обсто-ятельства обусловливают потребность в постоянном совершенствовании правового регулирования внеш-неэкономической деятельности, в чутком реагирова-нии законодателем и компетентными государственны-ми органами на изменения во внешнеэкономическом обороте. Автор пытается на базе данного исследова-ния разработать на основе компаративистского и дог-матического анализа предложения по оптимизации нормативного регулирования внешнеэкономических отношений в России, а также сформулировать пред-ложения по оптимизации систематики правовых актов и исследовать особенности внешнеэкономического законодательства, сформулировать предложения по более качественному осуществлению внешнеэконо-мической деятельности хозяйствующих субъектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the foreign economic relations

The author in this article reveals the developmental features of foreign economic relations that arise regarding the implementation of foreign economic activity and about its state regulation, carried out their differentiation, are determined by their objects, the range of subjects, content and grounds for the emergence and termination. A variety of forms of foreign economic activity and the instruments used in her private entities, inevitably entails compliance with already existing relations of legal regulation of foreign economic activity rules of law. A private entities provided the opportunity to vote for the regulation of private foreign economic relations of foreign law requires extremely thin and flexible regulation of publicly-legal component of foreign economic relations. These circumstances determine the need for constant improvement of legal regulation of foreign economic activity, responsiveness legislator and the competent public authorities on the changes in the foreign trade turnover. The author tries on the basis of this research to develop on the basis of comparative analysis and dogmatic proposals for optimization of the normative regulation of foreign economic relations in Russia, as well as to formulate proposals to optimize the taxonomy of legal acts and explore the features of the external economic legislation, formulate proposals for a better implementation of the foreign economic activity of economic entities.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика внешнеэкономических правоотношений»

УДК 341.9

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10018

Губарева Анна Викторовна Anna V. Gubareva

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского права Уральский государственный юридический университет (620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21)

сandidate of sciences (law), associate professor, associate professor of business law department Ural state law university (21 Komsomol'skaya st., Yekaterinburg, 620137)

E-mail: ashipova@mail.ru

Общая характеристика внешнеэкономических правоотношений General characteristics of the foreign economic relations

Автором в настоящей статье раскрываются онтогенетические особенности внешнеэкономических правоотношений, возникающих по поводу осуществления внешнеэкономической деятельности и по поводу ее государственного регулирования, проводится их дифференциация, определяются их объекты, круг субъектов, содержание, основания возникновения и прекращения. Разнообразие форм внешнеэкономической деятельности и инструментов, используемых в ней частными субъектами, неизбежно влечет за собой необходимость соответствия уже сложившихся отношений их правовому регулированию нормами права внешнеэкономической деятельности. А предоставленная частным субъектам возможность избирать для регламентации частных внешнеэкономических отношений иностранное право требует крайне тонкого и гибкого регулирования публично-правовой составляющей внешнеэкономических отношений. Данные обстоятельства обусловливают потребность в постоянном совершенствовании правового регулирования внешнеэкономической деятельности, в чутком реагировании законодателем и компетентными государственными органами на изменения во внешнеэкономическом обороте. Автор пытается на базе данного исследования разработать на основе компаративистского и догматического анализа предложения по оптимизации нормативного регулирования внешнеэкономических отношений в России, а также сформулировать предложения по оптимизации систематики правовых актов и исследовать особенности внешнеэкономического законодательства, сформулировать предложения по более качественному осуществлению внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, частноправовые и публично-правовые отношения.

The author in this article reveals the developmental features of foreign economic relations that arise regarding the implementation of foreign economic activity and about its state regulation, carried out their differentiation, are determined by their objects, the range of subjects, content and grounds for the emergence and termination. A variety of forms of foreign economic activity and the instruments used in her private entities, inevitably entails compliance with already existing relations of legal regulation of foreign economic activity rules of law. A private entities provided the opportunity to vote for the regulation of private foreign economic relations of foreign law requires extremely thin and flexible regulation of publicly-legal component of foreign economic relations. These circumstances determine the need for constant improvement of legal regulation of foreign economic activity, responsiveness legislator and the competent public authorities on the changes in the foreign trade turnover. The author tries on the basis of this research to develop on the basis of comparative analysis and dogmatic proposals for optimization of the normative regulation of foreign economic relations in Russia, as well as to formulate proposals to optimize the taxonomy of legal acts and explore the features of the external economic legislation, formulate proposals for a better implementation of the foreign economic activity of economic entities.

Keywords: foreign economic activity, foreign economic relations, private law and public law relationship.

© Губарева А.В., 2018

Для целей правового регулирования внешнеэкономическая деятельность - это общественные отношения, складывающиеся в процессе международного циркулирования объектов гражданских прав. В идеальном виде это всего две группы отношений: по вывозу произведенных или приобретенных объектов гражданских прав из экономики государства-донора в экономику государства-реципиента (отношения по экспорту объектов гражданских прав) и по ввозу в экономику государства-реципиента объектов гражданских прав, произведенных либо приобретенных экономикой государства-донора (отношения по импорту объектов гражданских прав), однако в действительности перечень групп отношений, образующих внешнеэкономическую деятельность, много шире.

Вся история развития внешнеэкономической деятельности в России свидетельствует о том, что эта деятельность невозможна без взаимодействия участников внешнеэкономических отношений с государством (в лице его органов), которое давало согласие на осуществление той или иной внешнеэкономической деятельности, контролирует ее. Постепенно внешнеэкономический контроль преобразовался во внешнеэкономический надзор, однако название данной сферы отношений изменений не претерпело и не соответствует реальному содержанию надзорной деятельности государства.

На первоначальных этапах взаимодействие государства и участников внешнеэкономической деятельности нередко регулировалось неправовыми способами, индивидуальными ненормативными актами, исходящими от князя, но постепенно, в немалой степени благодаря заключению международных договоров, оно начинает происходить в правовых формах - формах, определенных нормативными правовыми актами. Безусловно, прав В.А. Бублик, подчеркивающий, что появление в структуре внешнеэкономических отношений организационного элемента - отношений, непосредственно не связанных с международной миграцией объектов гражданских прав, обусловлено именно воздействием на них права [1, с. 115]. Организационные внешнеэкономические отношения -отношения, возникающие в связи с реализацией государством права внешнеэкономической регулятивной монополии - права определять формы и способы участия резидентов в международном товарном обороте и нерезидентов - в отраслях национальной экономики.

Поэтому можно утверждать, что внешнеэкономические общественные отношения пред-

ставляют собой совокупность двух групп отношений:

1) основные отношения - отношения, непосредственно связанные с международным циркулированием объектов гражданских прав;

2) вспомогательные отношения - отношения организационного характера, связанные с реализацией государством права регулятивной внешнеэкономической монополии.

Правоотношение представляет собой индивидуализированную общественную связь между лицами, возникающую на основе норм права, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства. Внешнеэкономические правоотношения являются ничем иным, как внешнеэкономической деятельностью, подвергнувшейся правовому регулированию, или, точнее, урегулированными «нормами применимого права организационно-имущественными (хозяйственными) связями, складывающимися в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности между российскими и иностранными лицами» [1, с. 114].

Следовательно, общие выводы о составе внешнеэкономических общественных отношений, образующих внешнеэкономическую деятельность, применимы и к общей характеристике групп внешнеэкономических правоотношений, которые также можно разделить на две группы:

1) гражданские правоотношения - правоотношения, возникающие между субъектами частного права в связи с экспортом и (или) импортом объектов гражданских прав, регламентированные нормами международного частного права и нормами гражданского права, определенного сторонами государства;

2) публичные правоотношения - правоотношения, возникающие между субъектами частного права и государством в лице его органов в связи с реализацией государством его права осуществлять регулятивную внешнеэкономическую монополию, регламентированные национальными нормами конституционного, финансового, административного права.

Основой названных правоотношений выступают гражданские правовые отношения, «вокруг которых формируются различные организационные правоотношения, имеющие иной отраслевой характер» [1, с. 114-115]. Такое строение внешнеэкономических правоотношений позволяет говорить о существовании либо совокупности внешнеэкономических правоотношений, либо сложного внешнеэкономического правоотношения.

114

Юридическая наука и практика

Определить структуру внешнеэкономического правоотношения и установить наличие или отсутствие взаимосвязей между составляющими его отношениями, по нашему мнению, невозможно без анализа его динамики, развития, его фактического содержания. Как верно отмечал М.М. Агарков, «юридическое отношение не прекращается от того, что участники его спят, о нем не думают или даже не знают о нем. Должник не перестает быть должником от того, что он забыл о своем долге или не знал о нем (например, оказавшись должником в качестве наследника). Реальность юридического отношения не есть реальность психического состояния, а реальность его содержания, определяемого соответствующими экономическими отношениями» [2, с. 144].

Важной отличительной чертой внешнеэкономических правоотношений является сочетание в них частноправовых и публично-правовых отношений. Кроме того, для регулирования частноправовых отношений стороны могут избрать иностранное право, и в этом случае российское гражданское право будет применяться субсидиарно и лишь в тех случаях, когда подлежит применению прием замещения положений иностранного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Внешнеэкономические отношения выходят за пределы территории суверенной территории [3, с. 11] а значит, с определенного момента уже не могут регулироваться российским законодательством, прекращаются для него. Очевидно, что это момент выбытия объекта гражданских прав из национальной экономики России (например, для товаров - пересечение таможенной границы). С этого момента внешнеэкономическое правоотношение, регламентируемое российским правом, прекращается, поскольку начинают действовать аналогичные нормы иностранного права. Если стороны избрали в качестве применимого российское право, частноправовое отношение продолжает существовать, однако публично-правовое регулирование отношений практически прекращается, за исключением регулирования обязанности вернуть валютную выручку.

Известно, что правовые нормы далеко не всегда выступают источником общественных отношений, нередко они возникают как ответ на уже существующие общественные процессы. Во внешнеэкономической сфере приоритетом является не прогностическая функция права, а именно его «адекватность, в соответствии с

требованиями которой право должно улавливать и отражать тенденции социального и экономического развития, а уже потом - позитивно влиять на них» [1, с. 113-114].

Разнообразие форм внешнеэкономической деятельности и инструментов, используемых в ней частными субъектами, неизбежно влечет за собой необходимость соответствия уже сложившихся отношений их правовому регулированию нормами права внешнеэкономической деятельности. А предоставленная частным субъектам возможность избирать для регламентации частных внешнеэкономических отношений иностранное право требует крайне тонкого и гибкого регулирования публично-правовой составляющей внешнеэкономических отношений. Данные обстоятельства обусловливают потребность в постоянном совершенствовании правового регулирования внешнеэкономической деятельности, в чутком реагировании законодателем и компетентными государственными органами на изменения во внешнеэкономическом обороте [4].

Одним из примеров такого реагирования могут служить действия Банка России и Росфин-мониторинга в связи с распространением на территории России для оплаты приобретаемых товаров и услуг так называемых криптовалют («виртуальных валют»), в частности биткойн (ВКсот). Так, на сайте Koshelek.ru сообщается о возможности оплатить с помощью виртуальной валюты услуги «Билайна», МТС, «МегаФона» и «НТВ+», а на сайте Spexe.ru предлагается он-лайн-консультирование за биткоины. Биткойны обмениваются и на электронные деньги системы «Яндекс.Деньги». Банк России в заявлении от 27 января 2014 года и Росфинмониторинг в информационном сообщении от 6 февраля 2014 года разъяснили, что на территории России применение биткойнов как денежных суррогатов запрещено, а их использование в расчетах может рассматриваться как участие в операциях, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Именно поэтому и правовое регулирование внешнеэкономических отношений, и сами внешнеэкономические правоотношения постоянно видоизменяются, совершенствуются под воздействием реальных внешнеэкономических процессов. По мере все большего вовлечения России и ее резидентов во внешнеэкономический оборот будет развиваться и расширяться и сфера действия права внешнеэкономической деятельности.

>з з i ф

3

0

1 £ о о

CD

(В &

X 3

О Ф :т

з §

0

1

Si

m ф

I

3 ф

I

со

SS

3

s

0 3

а ф

1

а

S 3

3 ю О

0Q <

CD ф

а

(В %

Примечания

1. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.

2. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. 192 с.

3. Толочко О.Н. Механизм правового.регулиро-вания внешних экономических отношений: монография. Гродно: ГрГУ, 2007. 262 с.

4. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2393757; http:// www.cbr. ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm; http://fedsfm.ru/news/957

Notes

1. Bublik V.A. Public-and private-law beginnings in civil-legal regulation of foreign economic activity. Dissertation... doctor of legal sciences. Ekaterinburg, 2000. 353 p. (In Russ.)

2. Agarkov M.M. Obligation to the Soviet civil law. Moscow: Jurid. Publ. NKJU USSR, 1940. 192 p. (In Russ.)

3. Tolochko O. Mechanism of legal regulation of foreign economic relations: a monograph. Grodno: YKSUG Publ., 2007. 262 p. (In Russ.)

4. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2393757; http:// www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm; http://fedsfm.ru/news/957 (In Russ.)

ffó

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.