УДК 347.75/.76:341.64:339.9 А.В. ГУБАРЕВА
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
UDC 347.75/.76:341.64:339.9 A.V. GUBAREVA
candidate of jurisprudence, associate professor of the enterprise right, Ural state legal academy E-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ECONOMIC ESSENCE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY - THE FOREIGN TRADE RELATIONS
Существование двух измерений права - права частного и права публичного - накладывает свой отпечаток на экономическую сущность внешнеэкономической деятельности. Для права внешнеэкономическая деятельность - это не только отношения по обмену объектами гражданских прав между национальными экономиками (частно-правовые отношения), но и отношения по контролю над международной миграцией объектов гражданских прав (публично-правовые отношения). В статье автором рассматриваются наиболее распространенные во внешнеэкономической практике внешнеторговые отношения.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономическое право, предмет внешнеэкономического права.
The development of two sectors of law (public law and private law) in the Russian legal system affects the economic and legal nature the foreign trade involving Russian jurisdiction/ the legal aspects of foreign trade, in opinion of the author, includes not only export-import operations between economic agents (sector of private law) but the control over these operations as well (sector of public law).
Keywords: foreign trade activity, foreign trade relations, foreign trade law, subject of foreign trade law.
Экономическая природа внешнеэкономической деятельности представляет собой перемещение объектов гражданских прав из одной национальной экономики в другую. То есть созданный за счет экономики одного государства объект гражданских прав перемещается в экономику другого государства. Соответственно внешнеэкономическая деятельность в идеальном виде предполагает существование всего двух групп отношений: отношения по вывозу произведенных или приобретенных объектов гражданских прав из экономики государства-донора в экономику государства-реципиента и отношения по ввозу в экономику государства-реципиента объекта гражданских прав, произведенного либо приобретенного экономикой государства-донора. Иначе говоря, отношения во внешнеэкономической деятельности - это отношения, возникающие в связи с импортом и экспортом объектов гражданских прав.
Однако правовая реальность, а именно: существование двух измерений права - права частного и права публичного - накладывает свой отпечаток на экономическую сущность внешнеэкономической деятельности. Для права внешнеэкономическая деятельность - это не только отношения по обмену объектами гражданских прав между национальными экономиками, существующие в форме внешнеторговых договоров (частноправовые отношения), но и отношения по контролю над
© А.В. Губарева © A.V. Gubareva
международной миграцией объектов гражданских прав (публично-правовые отношения).
Таким образом, в предмет внешнеэкономического права входят следующие группы отношений.
1. Частно-правовые отношения:
a. Внешнеторговые отношения.
b. Международные инвестиционные отношения.
c. Отношения в сфере международных перевозок.
4. Публично-правовые отношения:
a. Валютные отношения.
b. Таможенные отношения;.
c. Отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
^ Отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом.
Рассмотрим в данной статье наиболее распространенные в правовой природе отношения - внешнеторговые.
Легальное определение внешнеторговой деятельности содержится в статье 2 Федерального закона от 08 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 (далее - Федеральный закон №164-ФЗ), согласно которой внешнеторговая деятельность является деятельностью по осуществлению сделок в области внешней торговли
1 Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. №50. Ст. 4850.
товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Исходя из содержания рассматриваемого понятия, этих особенностей две: «торговый» и «внешний» характер таких отношений. Анализ различных точек зрения не дает нам единого устоявшегося понятия «торговля». Профессор Г. Ф. Шершеневич понимал под торговлей «деятельность, имеющую своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ»2. Профессор К. Шмиттгофф в число сделок по встречной торговле включал взаимные закупки, бартер (товарообмен), соглашения об обратной закупке, компенсационные соглашения, сделки с правом распоряжения товаром и сделки с передачей финансовых обязательств3. Б.И. Пугинский ставит знак равенства между торговой и коммерческой деятельно-стью4. Как справедливо указывает В.С. Белых, торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность по своему экономическому содержанию входит в стадию обмена продуктами труда5. Следует отметить, что все эти точки зрения относят торговлю к сфере обмена товарами.
Торговля - это обмен результатами производства, т. е. отношения имущественного характера, подразумевающие встречное движение некоторых благ. Обмен требует наличия, как минимум, двух сторон-обладателей благ. Это отношения возмездные, поскольку обмен предполагает встречное движение благ, и эквивалентные, так как обмену подлежат лишь сопоставимые блага.
Характеристику «внешний» необходимо рассматривать применительно к каждой группе объектов торговли, в силу их существенных отличий друг от друга.
В соответствии с определением внешнеэкономической деятельности внешний характер торговли товарами означает перемещение товаров из одной национальной экономики в другую, следовательно, под внешней торговлей товарами мы можем понимать импорт и (или) экспорт товаров. В свою очередь импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Экспорт - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Ввоз и вывоз товаров согласно статье 5 Федерального закона от 27.11.2010 года №311-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»6 понимаются как фактическое пересечение имуществом таможенной границы России7.
2 Цит. по: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 53.
3 Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. С. 94-97.
4 Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 12.
5 Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 53.
6 Первоначальный текст опубликован в Российской газете, №269, 29.11.2010.
7 Подробнее о правовом режиме перемещения товаров через
границу см. Чермянинов Д.В. Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу // Юрист. 2012. № 7.
Если следовать логике законодателя, внешняя торговля товарами - это фактическое пересечение имуществом таможенной границы Российской Федерации. Очевидно, что такое определение по своей сути бессодержательно. Если буквально следовать ему, то торговлей следует признавать и односторонние действия, не предполагающие никакого взаимного эквивалентного обмена (например, дарение, если оно предполагает вывоз подарка).
Либо законодатель исходит из того, что любое выбытие или появление объекта гражданских прав в национальной экономике не может считаться безвозмездным и не эквивалентным, что аналогично презумпции воз-мездности сделок между коммерческими юридическими лицами (ч. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ). Действительно, в ряде случаев законодательство содержит нелогичные, непоследовательные и не содержательные понятия и предписания. Однако полагаем, что в части определения внешнеторговой деятельности законодатель руководствовался именно презумпцией эквивалентности - любое пересечение имуществом таможенной границы России признается совершенным в рамках возмездной и эквивалентной сделки. При этом законодательно предусмотрено ограниченное действие такой презумпции исходя из количественных и качественными показателей8.
Внешняя торговля товарами предполагает пересечение товаром таможенной границы. Следовательно, для одной из сторон отношения товар находится за границей, но при этом сами стороны могут находиться на территории одного государства.
Несколько сложнее квалифицировать договор о распоряжении исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации как внешнеэкономический. В силу нематериального характера исключительных прав представляется невозможным определить момент их пересечения границы Российской Федерации. Полагаем: для признания договора о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации внешнеэкономической сделкой необходимо установить место возникновения исключительного права. Тогда под импортом исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации будет признаваться передача российскому лицу права, возникшего за пределами Российской Федерации, а экспортом - передача исключительного права, возникшего на тер-
8 Так, в соответствии с ч. 3 ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан заключено Соглашение от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», закрепляющее такие изъятия из общего правила. Косвенным подтверждением того, что презумпция эквивалентности во внешнеэкономической сфере существует, можно считать, например, намерение Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко ввести специальную пошлину, уплачиваемую гражданами Республики Беларусь при выезде за покупками за ее пределы (см. http://www.gazeta.ru/business/ news/2013/09/28/n_3216725.shtml).
ритории Российской Федерации, иностранному лицу.
Руководствуясь пунктом Ь статьи XXVIII Генерального соглашения по торговле услугами (Приложение 1В к Соглашению об учреждении ВТО), под «торговлей услугами» мы понимаем оказание услуг и выполнение работ, включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое определенными в законе способами. Необходимо обратить внимание на то, что внешняя торговля услугами фактически выводится за пределы стадии обмена и содержит не только производство и распределение, но даже и подготовку к производству (маркетинг).
Учитывая вышеизложенное, предлагаем понимать услуги как фактически осуществимую и юридически дозволенную деятельность исполнителя, обладающую для заказчика особой потребительной стоимостью либо в силу наличия материализованного результата, либо в силу моментального потребления полезного эффекта этой деятельности.
Определить «внешний» характер оказания услуг гораздо сложнее, чем торговли товарами. Анализ способов, указанных в статье 33 Федерального закона №164-ФЗ и в ч. 2 ст. 1 Генерального соглашения по торговле услугами (Приложение 1В к Соглашению об учреждении ВТО), и позволяет предположить, что основным фактором, характеризующим торговлю услугами как «внешнюю», является сочетание места исполнения договора об оказании услуг (выполнении работ) и «национальности» сторон. Если с такой точки зрения переформулировать способы оказания услуг, то государство, на территории которого осуществляется услуга, должно быть иностранным хотя бы для одной из сторон договора.
Возможна ситуация, когда при трансграничной поставке услуг и исполнитель, и заказчик своим личным законом имеют закон государства, на территорию которого осуществляется поставка, но исполнитель осуществляет свою деятельность (имеет коммерческое присутствие) в другом государстве. Хотя данная ситуация, скорее всего, редкость во внешнеторговом обороте, но она вероятна.
Исходя из сказанного, под внешней торговлей услугами понимается оказание услуг (выполнение работ), при котором место исполнения соответствующего договора (потребление полезного эффекта услуги, передача результата работ) находится в государстве, являющемся иностранным хотя бы для одной из сторон договора, либо в государстве ином, чем то, где исполнитель совершает действия по исполнению договора.
Либерализация внешней торговли услугами является одним из самых болезненных вопросов внешнеэкономической деятельности - многие государства (в частности, Китай, Россия) не готовы открыть свою экономику именно в этой сфере. По словам И.И. Дюмулена, это связано со спецификой самой торговли услугами, которая характеризуется «значительно более высокой ролью государства в сфере обмена услугами по сравне-
нию с торговлей товарами»9. Государство более жестко регулирует обмен услугами, защищая национальный рынок от иностранной конкуренции, устанавливая жесткие квалификационные нормы и стандарты или выступая крупным производителем либо потребителем услуг.
В соответствии с Секторальными обязательствами России в сфере услуг по Протоколу о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г.10 (подписанному по поручению Президента РФ в соответствии с распоряжением № 2231-р от 13 декабря 2011 г.)11 выделяют 4 способа поставки услуг, а именно:
1 способ - когда поставщик и потребитель услуги находятся в своих странах, а перемещается сама услуга (например, при дистанционном образовании с использованием связи, электронных сетей);
2 способ - когда потребитель перемещается в страну, где производится услуга (например, обучение в зарубежных колледжах, вузах); в данном случае для страны, из которой выехал потребитель, имеет место импорт услуги, деньги за оказанные услуги остаются за рубежом, а потребитель с полученной услугой возвращается; и наоборот: национальный вуз, обучающий иностранных студентов, экспортирует образовательные услуги;
3 способ - когда иностранный поставщик учреждает в соответствующей стране предприятие (филиал, представительство) для оказания услуг потребителям на месте либо становится участником таких организаций, обеспечивает свое «коммерческое присутствие» (например, открывает филиал или предприятие); деньги за оказанную услугу получает иностранное лицо, которое может либо вывести их за рубеж, либо инвестировать в стране присутствия;
4 способ - когда в страну приезжает иностранное физическое лицо - поставщик услуги (например, иностранные преподаватели или другие специалисты)12.
Таким образом, под внешней торговлей товарами, услугами и исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации мы предлагаем понимать импорт и (или) экспорт товаров, услуг и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, осуществляемые на возмездно-эквивалентной основе.
Внешнеторговые отношения - отношения, возникающие в процессе внешней торговли товарами, услугами и распоряжением исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
9 Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М., 2003. С. 29.
10 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012.
11 Собрание законодательства РФ. 26.12.2011. N 52. Ст. 7588.
12 Шумилов В.М. Обязательства России как члена ВТО в сфере услуг (анализ Протокола о присоединении России к ВТО) // Право ВТО. 2012. № 3. С. 2.
Библиографический список
1. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. 432 с.
2. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М., 2003. 320 с.
3. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. 314 с.
4. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. 511 с.
References
1. Belykh V. S. Legal regulation of business activity in Russia. M, 2005. 432 p.
2. Dyumulen 1.1. International trade in services. M, 2003. 320 p.
3. Puginsky B. I. Commercial right of Russia. M, 2000. 314 p.
4. Shmittgoff K. export: right and practice of international trade. M, 1993. 511 p.
УДК 347.1 М.А. КОРОСТЕЛЁВ
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ E-mail: [email protected]
UDC 347.1
M.A. KOROSTELEV
graduate student, Institute of the legislation and comparative jurisprudence at Government of the RF E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ОБОРОТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
CIVIL LAW ISSUES ARISING IN LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC MONEY TURNOVER
В статье рассматривается понятие электронных денежных средств по российскому законодательству, их правовая природа, юридический механизм их передачи (перевода), вопрос о том, являются ли они законным платёжным средством в России, а также вопрос, составляет ли эмиссия электронных денег деятельность по приёму вкладов.
Ключевые слова: электронные деньги, правовая природа электронных денег, юридический механизм перевода электронных денег, законное платёжное средство, эмиссия электронных денег.
The article is devoted to the definition of electronic money according to Russian legislation, its legal nature, legal mechanism of its transfer, to the question whether electronic money is legal tender in Russia as well as to the question whether electronic money emission constitutes deposit taking activity.
Keywords: electronic money, electronic money legal nature, legal mechanism of electronic money transfer, legal tender, electronic money emission.
Развитие электронной торговли и высокая стоимость банковских услуг постоянно подталкивают коммерсантов искать эффективные способы расчётов, которые позволяли бы успешно обслуживать так называемые микроплатежи (т.е. платежи на небольшие суммы). Такой способ был найден и технически реализован в виде электронных денег. Для осуществления расчётов с использованием электронных денег нет необходимости каждую операцию проводить через банк. В обмен на переданные лицом, желающим воспользоваться электронными деньгами, и помещённые на банковский счёт денежные средства эмитируется и предоставляется этому лицу эквивалент переданных денежных средств - электронное средство платежа, которое обращается внутри определённой платёжной среды (поскольку закон не даёт название такой среды, назовём её систе-
мой перевода электронных денег [1]), которая по организации напоминает систему банковских безналичных расчётов, однако технически и юридически отличается от неё. В рамках данной платёжной среды её участник может покупать за эмитированные электронные деньги товары и услуги, переводить электронные деньги другим участникам, а также совершать иные действия, разрешённые правилами платёжной среды. Пока совершаются расчёты электронными деньгами, деньги лиц, приобретших электронные деньги, остаются без движения. После завершения расчётов участник платёжной среды, например, организация, принимающая электронные деньги за продаваемые товары и услуги, может вывести полученные электронные деньги из платёжной среды, в частности, путём перевода на свой банковский счёт, конвертируя тем самым электронные
© М.А. Коростелёв © M.A. Korostelev