Научная статья на тему 'Общая характеристика трудового законодательства РФ о статусе иностранцев в России'

Общая характеристика трудового законодательства РФ о статусе иностранцев в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайликов В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика трудового законодательства РФ о статусе иностранцев в России»

зопасности противодействию экстремизму в среде несовершеннолетних, представляется уместным констатировать тот факт, что в настоящее время ее звенья замыкаются на решении узкоспециализированных задач,

определяемых их статусом, и не выделяют указанную проблему в качестве приоритетной. Таким образом, в процессе взаимодействия аппаратов уголовного розыска со службами участковых уполномоченных и под-

Литература :

1. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006.

2. См.: Овчинский С.С. Оперативно-розыскная профилактика: лекция. - Караганда, 1982.

общая характеристика трудового законодательства рф о статусе иностранцев в россии

УДК 351.83(470)-054.6

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидит юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Нелегальная миграция - одна из наиболее острых проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Нелегальная миграция оказывает все более заметное негативное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России, на состояние всей национальной безопасности государства. Она превратилась в устойчивое масштабное явление, которое ведет ко многим нежелательным последствиям.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе основных первоочередных задач обеспечения национальной безопасности определено пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и противодействие демографи-

ческой экспансии на территорию России со стороны других государств.

Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации в пограничной сфере представляет нелегальная миграция. Наибольшая активность нелегальных мигрантов отмечается на въезд в Россию - на российско-китайском и российско-казахстанском участках государственной границы [1, с.30].

Высокий уровень безработицы способствует формированию в приграничных районах преступной среды, представители которой пытаются наладить через государственную границу каналы противоправной деятельности. На фоне демографического роста в сопредельных государствах происходит отток населения из приграничных регионов России, что создает реальную угрозу демографической экспансии, наносит ощутимый ущерб интересам жителей российского приграничья.

Институт использования труда иностранных граждан, являющийся предметом законодательного регулирования во многих странах, до сих пор не получил необходимой регламентации в российском трудовом законодательстве [2, с.38-43]. В настоящее время принимаются конкретные позитивные шаги по исправлению сложившегося положения. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 гг. предусмотрело ратификацию Конвенций МОТ, содержащих международные нормы, регулирующие труд работников-мигрантов. Речь идет о двух Конвенциях: № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 [3]) и № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудя-

щимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975) [4]. В 1990 г. ООН приняла Международную Конвенцию «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей». Эта Конвенция имеет комплексный характер и затрагивает множество вопросов, но лишь небольшая их часть относится к труду. Ратификация Конвенций МОТ № 97 и № 143 предполагает принятие в последующем блока нормативных актов, внесение дополнений в Трудовой кодекс РФ.

Кроме того, задача заключается в выработке согласованных подходов ведущих государств к решению вопросов, связанных с использованием труда иностранных работников.

До недавнего времени, с 1993 по 2002 гг., основным нормативным актом, регулирующим отношения работодателей и иностранных работников, в основном связанным с оформлением и выдачей разрешений на работу, являлся Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» [5].

С 1 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6]. Его нормы систематизируют порядок въезда, пребывания на территории нашей страны, выезда иностранных граждан, включая тех, кто прибыл с целью осуществления трудовой деятельности.

Как справедливо отмечалось в юридической литературе специалистами федеральной миграционной службы РФ, закон нельзя назвать совершенным, и, по мнению заинтересованных российских министерств и ведомств, необходимость внесения в него изменений и дополнений очевидна. В соответствии с поручением Правительства РФ в настоящее время проводится работа по созданию соответствующего проекта закона.

Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с положениями Трудового кодекса (ст. 11). С работниками, о которых идет речь, в соответствии с российским законодательством должен заключаться трудовой договор, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В этой связи возникает ряд вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение. Неясно, какой договор должен заключаться с иностранными гражданами - на неопределенный или определенный срок?

Разрешение работодателям на использование иностранной рабочей силы выдается в соответствии с правилами, установленными названным ранее Указом Президента РФ № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Обычно оно выдается на срок до одного года, но может быть продлено еще на год по мотивированной просьбе работодателя. Срок действия разрешения для работника не установлен ни Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» [7], ни утвержденным им Положением о выдаче этих разрешений. Не оговорено это в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146.

Несмотря на значительный объем нормативных правовых актов, законодательная основа не обеспечивает в полном объеме регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Сохраняется внутренняя противоречивость российского законодательства в указанной сфере, причем коллизии наблюдаются и в системе правовых актов федерального и регионального уровня, и между различными правовыми актами одного уровня публичной власти, а подчас и в рамках одного федерального закона. Наблюдается отставание темпов развития российского законодательства от характера и динамики соответствующих отношений, что приводит к пробелам в их правовом регулировании. В ряде случаев нарушается внутрисистемная согласованность правовых норм. Во многом такое положение обусловлено отсутствием общей государственно-правовой стратегии регулирования миграционных отношений, которая должна затрагивать, в том числе и концепцию регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы [8, с.50-65].

К сожалению, в практике государственно-правового регулирования миграционных процессов в целом, в том числе в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, недостаточное внимание уделяется использованию программно-целевого метода управления. За последние годы в стране в сфере регулирования миграционных процессов принята только одна федеральная программа - «Государственная программа по оказанию содействия добровольному

переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Безусловно, данная Программа окажет существенное влияние на рынок труда в Российской Федерации и пополнение ее трудовых ресурсов. Однако она имеет более глобальные цели, связанные с демографическим состоянием государства и отдельных его регионов, и специально не направлена на регламентацию конкретных отношений по привлечению и использованию иностранных работников.

Подводя итоги, отметим, что эффективный правовой механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы на сегодняшний день до конца еще не создан. Такая ситуация во многом препятствует решению задачи по созданию в Российской Федерации полноценного рынка труда. Возможно, стоит расценить положительно предложения по принятию отдельного федерального закона, имеющего своим предметом исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации.

Кроме того, цели привлечения иностран-

ной рабочей силы в Россию могли бы способствовать таким отмечаемым в литературе мерам, как создание системы обмена информацией о возможностях трудоустройства и последующего обустройства трудящихся-мигрантов в рамках деятельности международных организаций, соответствие взятых Российской Федерацией обязательств по социальной защите данной категории внешних мигрантов экономическим возможностям государства; четкий контроль со стороны государства за соблюдением работодателями условий привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также за соблюдением условий трудовых либо гражданско-правовых договоров, за уровнем оплаты труда иностранных работников.

Полагаем, что сочетание отмеченных направлений совершенствования российского законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы с программно-целевым методом регулирования миграционных правоотношений, а также внедрение ряда принципов миграции позволит существенно влиять на качество миграционных потоков в Российскую Федерацию.

Литература

1. Александров Д.Л. Нелегальная миграция как угроза региональной экономической безопасности // Миграционное право. 2007. № 3.

2. Васильев ВА, Васильева Е.В. Трудовые правоотношения с иностранными гражданами // Трудовое право. 2006. № 7. С. 38-43.

3. О трудящихся-мигрантах, Конвенция МОТ №97, пересмотренная в 1949 г. Женева, 08.06.1949 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919 - 1956. Том 1. Международное бюро труда. - Женева, 1991.

4. О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, Конвенция МОТ №143. Женева, 04.06.1975 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919 - 1956. Том 2. Международное бюро труда. - Женева, 1991.

5. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы: Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 // Собрание законодательства РФ. 1993. № 14. Ст. 1540.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

7. О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006. №681 // Собрание законодательства РФ от 20.11.2006. № 47. Ст. 4911.

8. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.