Научная статья на тему 'Иностранная рабочая сила в условиях глобализации: состояние правового регулирования'

Иностранная рабочая сила в условиях глобализации: состояние правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GLOBALIZATION / FOREIGN WORKFORCE / LABOUR RELATIONS / LAW REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Юрий Васильевич, Герасименко Тамара Юрьевна

Авторы исследуют состояние и перспективы внутригосударственного и международно-правового регулирования иностранной рабочей силы в условиях глобализации, а также обосновывают рекомендации и предложения, направленные на его совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасименко Юрий Васильевич, Герасименко Тамара Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Workforce in Conditions of Globalization:the Law Regulation Stage

The researchers explore the current state and perspectives of domestic and international law regulation of foreign workforce under conditions of globalization and reason the recommendations and suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Иностранная рабочая сила в условиях глобализации: состояние правового регулирования»

УДК 341 © Ю. В. Герасименко, Т. Ю. Герасименко, 2013

Иностранная рабочая сила в условиях глобализации: состояние правового регулирования

Ю. В. Герасименко *, Т. Ю. Герасименко **

Авторы исследуют состояние и перспективы внутригосударственного и международно-правового регулирования иностранной рабочей силы в условиях глобализации, а также обосновывают рекомендации и предложения, направленные на его совершенствование.

Ключевые слова: глобализация, иностранная рабочая сила, трудовые отношения, правовое регулирование.

Право и законодательство, как и все системы, ощущают на себе воздействие ряда внешних факторов и явлений, но в то же время и сами оказывают влияние на некоторые процессы, происходящие в обществе . Такими рычагами воздействия на общество можно назвать правовые стимулы и правовые ограничения, неизменно выступающие как парные, взаимодополняющие юридические категории

Особенно актуальным настоящий вопрос становится именно сейчас, в период стремительного развития глобализационных процессов и инноваций Яркий тому пример — создание российского аналога американской Кремниевой Долины — инновационного центра в Сколково . Очевидно, что столь масштабный проект невозможен без значительного объема иностранных инвестиций . Между тем данный инновационный центр создан при мощном использовании административного ресурса, что делает этот

проект беспрецедентным по своей сути . Закономерно, что в связи с появлением такого амбициозного проекта в сфере инноваций в нашей стране уровень трудовой миграции резко возрастет, а это ставит перед правом и законодательством новые задачи

В истории нашей страны миграция всегда играла особую роль . В настоящее время одной из актуальных проблем в регулировании трудовых отношений является трудовая миграция . Мигранты заполняют такие рабочие места, куда неохотно идут работать россияне Данные процессы усиливают конкуренцию на рынке труда для отечественной рабочей силы, особенно для молодежи, семейных и пожилых работников . В основном привлечением на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы занимается Федеральная миграционная служба на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 1 . Его

* Постоянный автор нашего журнала .

** В нашем журнале публикуется впервые .

нормы предусматривают, что труд мигрантов в России используется, как правило, при наличии у работодателей соответствующей лицензии. Параметры миграции являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения

Одна из главных трудностей в определении истинных объемов трудовой миграции в стране заключается в несоответствии статистической отчетности фактическому состоянию миграции. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, так как они сосредоточены в Госкомстате России, ФМС России, МВД России, МИД России. При учете этих сведений к данным официальной миграции необходимо добавить неофициальные оценки . Как считают эксперты, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную. Очевидно, что в настоящее время опасность представляет отсутствие грамотной миграционной политики и государственного контроля над иммиграционными процессами

Нормативно-правовая база, на основе которой иностранцы работают в Российской Федерации, реализуя тем самым права и обязанности в сфере труда, весьма разнообразна Поэтому при осуществлении трудовой деятельности гражданами других государств применяются различные нормативные правовые акты Основным документом, определяющим статус иностранцев и лиц без гражданства на территории нашей страны, является Конституция РФ, где в ч . 3 ст. 62 предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязательства наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ), основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в России, содержится раздел XII, состоящий из 15 глав, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников Среди них названы самые разные группы работников, в том числе и такие, особенности правовой регламентации труда которых впервые нашли законодательное закрепление на уровне кодекса (например, надомники, работники транспорта, педагогические работники и др .) .

Вместе с тем в нем не нашли своего отражения особенности регулирования труда иных категорий работников. В статье 11 ТК РФ говорится о распространении его норм на трудовые отношения иностранных граждан и лиц без гражданства Однако в дальнейшем в Кодексе об этих лицах не упоминается, хотя особенности регулирования их труда установлены на уровне как федеральных законов, так и различных подзаконных нормативных правовых

актов Думается, что они продиктованы принципом приоритетного права российских граждан на замещение вакантных рабочих мест и отсутствием возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны в целях предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан России

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона №15 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», под иностранными работниками понимаются иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность. Эти лица прибывают в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и часть из них получает миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание. Учитывая изложенное, отметим, что положения данного нормативного акта распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем и не требующем получение визы, и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство Таким образом, иностранцы, законно находящиеся на территории России, могут заниматься различными видами деятельности, при выполнении которых граждане считаются занятыми (ст. 2 Закона о занятости населения в Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Как видим, перечень нормативных правовых актов достаточно широк, однако проблемы в области трудовых отношений работников-мигрантов сохраняются

Полагаем, что привлечение и использование в России иностранной рабочей силы осложнены несовершенством законодательства, в том числе законодательства о труде Необходимо введение специального федерального закона, который устанавливал бы правовые, экономические и социальные основы процессов трудовой миграции, а также регулировал бы отношения, возникающие в области трудовой миграции Острейшей проблемой для России является нелегальная трудовая миграция Эту группу составляют лица, не имеющие рабочей визы и подписанного сторонами трудового договора Произвести точный подсчет нелегальных трудовых мигрантов невозможно (по весьма условным подсчетам, в среднестатистической принимающей стране их количество исчисляется миллионами человек) 2 . Они не имеют официального статуса мигранта, поэтому не являются субъектами социальной защиты . Любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией

Право, политика, экономика

51

не достигнут своей цели, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения

В Российской Федерации все еще весьма сложна процедура оформления документов для привлечения и использования иностранной рабочей силы Поэтому многие работодатели используют труд нелегальных работников . Преследуя цель максимально уменьшить стоимость конечного продукта за счет снижения себестоимости, в том числе за счет снижения оплаты труда наемной рабочей силы, работодатели, как правило, не заключают трудовых договоров с мигрантами . Соответственно, им официально не начисляется заработная плата, нормы по охране труда не соблюдаются, и проживают такие работники нередко в антисанитарных условиях .

С учетом уровня нелегальной миграции и ее составной части — нелегальной трудовой миграции — значительную актуальность имеет проведение грамотной миграционной политики путем создания соответствующего нормативного акта, регулирующего эти вопросы, а также вопросы межведомственного взаимодействия, системность и наступательность принимаемых мер .

На универсальном международном уровне регулирование труда мигрантов осуществляется Конвенцией «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», принятой ООН в 1990 г. , которую Россия пока не ратифицировала Названная Конвенция имеет комплексный характер и затрагивает множество вопросов, небольшая их часть относится к труду 3 . Основная часть норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в Конвенциях № 97 1949 г. и № 143 1975 г. 4

Что касается международно-регионального уровня, то различным аспектам трудовой миграции уделено значительное место в Европейской социальной Хартии Государства, присоединившиеся к Хартии, обязуются облегчать условия трудовой миграции и обеспечивать трудовые права работников-мигрантов, защищая их от дискриминации Совет Европы принял несколько конвенций, касающихся трудовой миграции, которые по своему содержанию аналогичны или близки соответствующим актам ООН и МОТ. Центральное место среди актов Совета Европы занимает Европейская конвенция о правовом положении трудящихся-мигрантов (1977) 5. В ней содержатся нормы, касающиеся права на въезд, выезд, процедур, связанных с заключением трудового контракта, выдачей разрешений на работу и на проживание; вопросов обучения, языковой подготовки; условий труда; медицинской помощи; промышленной гигиены, права доступа в суды и другие административные органы и т п В указанной Конвенции Россия пока также не участвует

Итак, миграция — специфическое международное явление Разные международные организации (ООН, МОТ, ЕС, СНГ и др ) пришли к выводу, что надо не бороться с различными миграционными организациями (этническими общинами), а сотрудничать с ними

В связи с изложенным предлагаются следующие меры: необходимо координировать законодательные процессы в этой области в соответствии со складывающейся правоприменительной практикой; стимулировать миграцию из экономически слаборазвитых, перенаселенных регионов страны; поощрять временную миграцию — научные стажировки, работа по срочным трудовым договорам; направлять мигрантов в те отрасли экономики, где они наиболее востребованы; оказывать мигрантам помощь в адаптации; проводить адресные миграционные амнистии и хотя бы частично узаконить нелегальных мигрантов; вводить квоты не на приглашения иностранцев, а на разрешения на работу, чтобы мигрант, получивший такую квоту, обладал трудовой правосубъектностью в полном объеме (включая право на свободный поиск работы, обжалование действий работодателя и т д )

По мнению специалистов, отсутствие грамотной миграционной политики грозит в ближайшие годы серьезным ухудшением социальной обстановки в стране . Поэтому разработка совершенного миграционного законодательства должна быть одним из приоритетных направлений деятельности законодателя .

Именно в настоящее время, когда наше государство инициирует инновационные процессы, активно старается занять свое место в международном сообществе, необходимо детальное урегулирование миграционного законодательства, что стало бы одним из самых действенных стимулов и катализаторов развития национального законодательства и экономических процессов .

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3032. С. 7775-7797 ; 2008. № 19, ст. 2094. С. 6115-6118 .

2 Челнокова Т. Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Трудовое право . 2008. № 9. С. 7.

3 Международное публичное право : сб . документов . М . , 1996 Т 1 С 492-515

4 О трудящихся-мигрантах : принята в Женеве 1.07.1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ : конвенция № 97 Международной организации труда // Международная защита прав и свобод человека : сб . документов . М . , 1990. С. 177-193 ; О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения : принята в Женеве 24.06.1975 г. на 60-й сессии Генеральной конференции МОТ : конвенция № 143 Международной организации труда // Там же . С. 193-201.

5 Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS № 93) (заключена в Страсбурге 24.11. 1977 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.