УДК 341 © Ю. В. Герасименко, Т. Ю. Герасименко, 2013
Иностранная рабочая сила в условиях глобализации: состояние правового регулирования
Ю. В. Герасименко *, Т. Ю. Герасименко **
Авторы исследуют состояние и перспективы внутригосударственного и международно-правового регулирования иностранной рабочей силы в условиях глобализации, а также обосновывают рекомендации и предложения, направленные на его совершенствование.
Ключевые слова: глобализация, иностранная рабочая сила, трудовые отношения, правовое регулирование.
Право и законодательство, как и все системы, ощущают на себе воздействие ряда внешних факторов и явлений, но в то же время и сами оказывают влияние на некоторые процессы, происходящие в обществе . Такими рычагами воздействия на общество можно назвать правовые стимулы и правовые ограничения, неизменно выступающие как парные, взаимодополняющие юридические категории
Особенно актуальным настоящий вопрос становится именно сейчас, в период стремительного развития глобализационных процессов и инноваций Яркий тому пример — создание российского аналога американской Кремниевой Долины — инновационного центра в Сколково . Очевидно, что столь масштабный проект невозможен без значительного объема иностранных инвестиций . Между тем данный инновационный центр создан при мощном использовании административного ресурса, что делает этот
проект беспрецедентным по своей сути . Закономерно, что в связи с появлением такого амбициозного проекта в сфере инноваций в нашей стране уровень трудовой миграции резко возрастет, а это ставит перед правом и законодательством новые задачи
В истории нашей страны миграция всегда играла особую роль . В настоящее время одной из актуальных проблем в регулировании трудовых отношений является трудовая миграция . Мигранты заполняют такие рабочие места, куда неохотно идут работать россияне Данные процессы усиливают конкуренцию на рынке труда для отечественной рабочей силы, особенно для молодежи, семейных и пожилых работников . В основном привлечением на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы занимается Федеральная миграционная служба на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 1 . Его
* Постоянный автор нашего журнала .
** В нашем журнале публикуется впервые .
нормы предусматривают, что труд мигрантов в России используется, как правило, при наличии у работодателей соответствующей лицензии. Параметры миграции являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения
Одна из главных трудностей в определении истинных объемов трудовой миграции в стране заключается в несоответствии статистической отчетности фактическому состоянию миграции. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, так как они сосредоточены в Госкомстате России, ФМС России, МВД России, МИД России. При учете этих сведений к данным официальной миграции необходимо добавить неофициальные оценки . Как считают эксперты, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную. Очевидно, что в настоящее время опасность представляет отсутствие грамотной миграционной политики и государственного контроля над иммиграционными процессами
Нормативно-правовая база, на основе которой иностранцы работают в Российской Федерации, реализуя тем самым права и обязанности в сфере труда, весьма разнообразна Поэтому при осуществлении трудовой деятельности гражданами других государств применяются различные нормативные правовые акты Основным документом, определяющим статус иностранцев и лиц без гражданства на территории нашей страны, является Конституция РФ, где в ч . 3 ст. 62 предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязательства наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ), основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в России, содержится раздел XII, состоящий из 15 глав, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников Среди них названы самые разные группы работников, в том числе и такие, особенности правовой регламентации труда которых впервые нашли законодательное закрепление на уровне кодекса (например, надомники, работники транспорта, педагогические работники и др .) .
Вместе с тем в нем не нашли своего отражения особенности регулирования труда иных категорий работников. В статье 11 ТК РФ говорится о распространении его норм на трудовые отношения иностранных граждан и лиц без гражданства Однако в дальнейшем в Кодексе об этих лицах не упоминается, хотя особенности регулирования их труда установлены на уровне как федеральных законов, так и различных подзаконных нормативных правовых
актов Думается, что они продиктованы принципом приоритетного права российских граждан на замещение вакантных рабочих мест и отсутствием возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны в целях предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан России
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона №15 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», под иностранными работниками понимаются иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность. Эти лица прибывают в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и часть из них получает миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание. Учитывая изложенное, отметим, что положения данного нормативного акта распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем и не требующем получение визы, и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство Таким образом, иностранцы, законно находящиеся на территории России, могут заниматься различными видами деятельности, при выполнении которых граждане считаются занятыми (ст. 2 Закона о занятости населения в Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Как видим, перечень нормативных правовых актов достаточно широк, однако проблемы в области трудовых отношений работников-мигрантов сохраняются
Полагаем, что привлечение и использование в России иностранной рабочей силы осложнены несовершенством законодательства, в том числе законодательства о труде Необходимо введение специального федерального закона, который устанавливал бы правовые, экономические и социальные основы процессов трудовой миграции, а также регулировал бы отношения, возникающие в области трудовой миграции Острейшей проблемой для России является нелегальная трудовая миграция Эту группу составляют лица, не имеющие рабочей визы и подписанного сторонами трудового договора Произвести точный подсчет нелегальных трудовых мигрантов невозможно (по весьма условным подсчетам, в среднестатистической принимающей стране их количество исчисляется миллионами человек) 2 . Они не имеют официального статуса мигранта, поэтому не являются субъектами социальной защиты . Любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией
Право, политика, экономика
51
не достигнут своей цели, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения
В Российской Федерации все еще весьма сложна процедура оформления документов для привлечения и использования иностранной рабочей силы Поэтому многие работодатели используют труд нелегальных работников . Преследуя цель максимально уменьшить стоимость конечного продукта за счет снижения себестоимости, в том числе за счет снижения оплаты труда наемной рабочей силы, работодатели, как правило, не заключают трудовых договоров с мигрантами . Соответственно, им официально не начисляется заработная плата, нормы по охране труда не соблюдаются, и проживают такие работники нередко в антисанитарных условиях .
С учетом уровня нелегальной миграции и ее составной части — нелегальной трудовой миграции — значительную актуальность имеет проведение грамотной миграционной политики путем создания соответствующего нормативного акта, регулирующего эти вопросы, а также вопросы межведомственного взаимодействия, системность и наступательность принимаемых мер .
На универсальном международном уровне регулирование труда мигрантов осуществляется Конвенцией «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», принятой ООН в 1990 г. , которую Россия пока не ратифицировала Названная Конвенция имеет комплексный характер и затрагивает множество вопросов, небольшая их часть относится к труду 3 . Основная часть норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в Конвенциях № 97 1949 г. и № 143 1975 г. 4
Что касается международно-регионального уровня, то различным аспектам трудовой миграции уделено значительное место в Европейской социальной Хартии Государства, присоединившиеся к Хартии, обязуются облегчать условия трудовой миграции и обеспечивать трудовые права работников-мигрантов, защищая их от дискриминации Совет Европы принял несколько конвенций, касающихся трудовой миграции, которые по своему содержанию аналогичны или близки соответствующим актам ООН и МОТ. Центральное место среди актов Совета Европы занимает Европейская конвенция о правовом положении трудящихся-мигрантов (1977) 5. В ней содержатся нормы, касающиеся права на въезд, выезд, процедур, связанных с заключением трудового контракта, выдачей разрешений на работу и на проживание; вопросов обучения, языковой подготовки; условий труда; медицинской помощи; промышленной гигиены, права доступа в суды и другие административные органы и т п В указанной Конвенции Россия пока также не участвует
Итак, миграция — специфическое международное явление Разные международные организации (ООН, МОТ, ЕС, СНГ и др ) пришли к выводу, что надо не бороться с различными миграционными организациями (этническими общинами), а сотрудничать с ними
В связи с изложенным предлагаются следующие меры: необходимо координировать законодательные процессы в этой области в соответствии со складывающейся правоприменительной практикой; стимулировать миграцию из экономически слаборазвитых, перенаселенных регионов страны; поощрять временную миграцию — научные стажировки, работа по срочным трудовым договорам; направлять мигрантов в те отрасли экономики, где они наиболее востребованы; оказывать мигрантам помощь в адаптации; проводить адресные миграционные амнистии и хотя бы частично узаконить нелегальных мигрантов; вводить квоты не на приглашения иностранцев, а на разрешения на работу, чтобы мигрант, получивший такую квоту, обладал трудовой правосубъектностью в полном объеме (включая право на свободный поиск работы, обжалование действий работодателя и т д )
По мнению специалистов, отсутствие грамотной миграционной политики грозит в ближайшие годы серьезным ухудшением социальной обстановки в стране . Поэтому разработка совершенного миграционного законодательства должна быть одним из приоритетных направлений деятельности законодателя .
Именно в настоящее время, когда наше государство инициирует инновационные процессы, активно старается занять свое место в международном сообществе, необходимо детальное урегулирование миграционного законодательства, что стало бы одним из самых действенных стимулов и катализаторов развития национального законодательства и экономических процессов .
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3032. С. 7775-7797 ; 2008. № 19, ст. 2094. С. 6115-6118 .
2 Челнокова Т. Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Трудовое право . 2008. № 9. С. 7.
3 Международное публичное право : сб . документов . М . , 1996 Т 1 С 492-515
4 О трудящихся-мигрантах : принята в Женеве 1.07.1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ : конвенция № 97 Международной организации труда // Международная защита прав и свобод человека : сб . документов . М . , 1990. С. 177-193 ; О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения : принята в Женеве 24.06.1975 г. на 60-й сессии Генеральной конференции МОТ : конвенция № 143 Международной организации труда // Там же . С. 193-201.
5 Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS № 93) (заключена в Страсбурге 24.11. 1977 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».