DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_189
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАВЯНСКОГО ТИПА
ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ GENERAL CHARACTERISTICS OF THE SLAVIC TYPE EUROPEAN PENITENTIARY SYSTEMS
ВОРОЩУК Владимир Богданович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России). 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: vbogdanovich62@mail.ru;
МАШКИН Сергей Геннадьевич,
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и специальных дисциплин факультета внебюджетного образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: msg_61@mail.ru;
ШЕВЧЕНКО Елена Яковлевна,
старший преподаватель-методист факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail:eljasha@mail.ru;
VOROSHCHUK Vladimir Bogdanovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Supervision and Prison Regime Organization Sub-department Faculty of Law of the Academy of Law and Management of the Federal Penal Service (Academy of the FPS of Russia). 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: vbogdanovich62@mail.ru;
MASHKIN Sergey Gennadyevich,
Senior Lecturer, Department of Social, Humanitarian and Special Disciplines, Faculty of Extrabudgetary Education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 614012, Russia, Perm region, Perm, Karpinsky str., 125. E-mail: msg_61@mail.ru;
SHEVCHENKO Elena Yakovlevna,
senior teacher-methodologist of the faculty of vocational training and additional professional education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 614012, Russia, Perm region, Perm, Karpinsky str., 125. E-mail:eljasha@mail.ru
Краткая аннотация: В статье дается общая характеристика славянскому типу европейских пенитенциарных систем (Россия, Белоруссия, Украина и Молдавия), выделение которого обусловлено исторически сложившимися самобытными особенностями функционирования входящих в него стран, значительной типичностью и схожестью пенитенциарной доктрины и мировоззрения, организации функционирования пенитенциарных учреждений и органов управления ими, законодательства и правоприменительной практики.
Abstract: The article gives a general description of the Slavic type of European penitentiary systems (Russia, Belarus, Ukraine and Moldova), the allocation of which is due to the historically developed distinctive features of the functioning of its member countries, significant typicality and similarity of penitentiary doctrine and worldview, the organization of the functioning of penitentiary institutions and their management bodies, legislation and law enforcement practice.
Ключевые слова: славянский тип, пенитенциарная система, правовая семья, исправительная колония, прогрессивная система.
Keywords: slavic type, penitentiary system, legal family, correctional colony, progressive system.
Для цитирования: Ворощук В.Б., Машкин С.Г., Шевченко Е.Я. Общая характеристика славянского типа европейских пенитенциарных систем // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 189-193. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_189.
For citation: Voroshchuk V.B., Mashkin S.G., Shevchenko E.Ya. General characteristics of the Slavic type European penitentiary systems // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 189-193. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_189.
Статья поступила в редакцию: 01.04.2023
Исследование европейских пенитенциарных систем способствует лучшему пониманию отечественных традиций в этой сфере, правового уклада, перспектив развития национального законодательства и по-новому взглянуть на правоприменительную практику, сопутствующую дальнейшему развитию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Представляется крайне интересной точка зрения П.В. Тепляшина, который посвятил интересующему нас вопросу диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора юридических наук и ряд публикаций, придя к выводу о том, что с позиций метода сравнительного правоведения среди многообразия правовых систем (семей) самостоятельное место занимает славянская правовая семья [14, с. 19-20; 16, с. 94]. Выделение среди европейских пенитенциарных систем славянского компонента, по мнению П.В. Тепляшина, демонстрирует наличие исторически сложившихся самобытных особенностей ее функционирования, позволяет подчеркнуть интегративные особенности данного типа, определяющие вектор его дальнейшего развития. Следует отметить, что российская правовая система оказала значительное воздействие на национальные правовые системы многих постсоветских государств. Тесные геополитические, социально-экономические, демографические и культурно-исторические межгосударственные связи России с Белоруссией, Украиной, Молдовой позволяют объединять их в правовую семью «славянского» типа, что, в свою очередь, предопределяет выделение соответствующих правовых систем частного уровня, а именно - славянской
пенитенциарной системы.
Следует согласиться с А.Э. Черноковым, который отмечает: «Отрицать существование самобытной правовой системы России бессмысленно. Она сложилась и эволюционировала под влиянием различных факторов, в том числе особенностей исторической судьбы. Сближение же с романо-германским правом является объективным процессом, и относиться к нему нужно взвешенно» [19, с.100].
Мы полностью разделяем мнение о том, что использование термина «пенитенциарная система» является корректным и это обусловлено следующим: во-первых, подчеркиванием цивилизационного и исторического подхода в исследовании феномена исправительного воздействия на осужденного, находящегося в местах лишения свободы, а во-вторых, акцентом на систему учреждений, исполняющих уголовные наказания, связанные именно с изоляцией от общества. В этой связи М.П. Мелентьев справедливо отмечал, что «пенитенциарная система - это не система размещения заключенных в тюрьмах, а вся исправительная система, связанная с исполнением наказания в виде лишения свободы, в совокупности со средствами и методами правового воздействия на осужденных лиц, с целью восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» [10, с. 166].
Следует подчеркнуть, что славянский тип пенитенциарной системы (Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия) базируется на устойчиво консолидирующей цивилизационно-культурной платформе, элементами которой являются русская культура с определенными чертами общей исторической ментальности, русский язык, Русская православная церковь и русско-украинско-белорусская диаспора. При этом ряд известных компаративистов обосновывают существование славянской правовой семьи, для которой характерна культурно-историческая специфика славянских народов [13, с. 202-220; 17, с. 118-139]. В основе данной культуры находится, как отмечает Т.И. Демченко, понимание особенностей «духовности, православия, соборности, праведного правления, обязательности труда, совести, ответственности. Она дала русскую идею, основанную на специфическом мировоззрении, целостном религиозно-нравственном восприятии духовного и материального мира, характеризующемся единством знания и веры, чутьем правды» [1, с. 126]. Например, относительно России и Украины криминологами указывается, что эти государства «имеют богатую событиями и непростую историю совместного существования. Несмотря на то, что в настоящее время Россия и Украина - независимые государства, их связывают тесные экономические, политические, культурно-исторические, демографические отношения» [11, с. 4]. Также необходимо отметить (начиная с аннексирования Российской империей Бессарабии от Османской империи) наличие глубоких социально-исторических, культурных и государственных молдавско-российских связей. При этом обнаруживается значительная типичность и схожесть молдавско-российской пенитенциарной доктрины и мировоззрения, организации функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, законодательства и правоприменительной практики (что не свойственно для других, за исключением Белоруссии и Украины, бывших республик СССР), поэтому особого значения для интеграции молдавской сферы исполнения уголовных наказаний в славянский пенитенциарный тип принадлежность Молдавии к романским народам не имеет. Не случайно В.Н. Синюков указывает, что «славянский правовой тип... не сводится к этнически-славянскому национальному элементу. Самобытность славянской правовой семьи. обусловлена. глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских и неславянских народов» [13, с. 215]. Кроме того, с государственно-правовых позиций объединяющим фактором выступает такое уникальное для современного мира международно-правовое образование, как Содружество Независимых Государств.
Охват славянским типом пенитенциарных систем сферы исполнения уголовных наказаний только четырех указанных государств является авторской гносеологической позицией П.В. Тепляшина. Несмотря на кажущуюся условность используемого термина «славянский», в пользу именно данной категории свидетельствует отражение единства национально-географического подхода к основанию типологизации европейских пенитенциарных систем, что позволяет хронометрически охватить до- и постсоветский периоды существования системы исполнения уголовных наказаний, демонстрируя не формационный, а эволюционный характер ее развития. Данный термин указывает не просто на переходный характер пенитенциарной системы, а на ее цивилизационность, самобытность становления, формирования и дальнейшего развития.
Опираясь на исследование П.В. Тепляшина, на основе информации, полученной им на официальном сайте Международного центра тюремных исследований, можно сделать вывод, что славянский тип обладает исключительно высоким коэффициентом заключенных (около 300), незначительно ниже нормативной наполняемости исправительных учреждений (96,5 %), что свидетельствует о традиционно значительном количестве и площадях исправительных учреждений в национальных пенитенциарных системах этого типа. Однако особенностью выступает снижение за последние десятилетия коэффициента заключенных в странах, входящих в рассматриваемый тип пенитенциарной системы. Для данного типа характерен достаточно низкий удельный вес несовершеннолетних (0,4 %) и лиц, являющихся гражданами иностранных государств (2,6 %), в общей массе осужденных, подвергнутых тюремному заключению [14, с. 230-231; 16, с. 95].
В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
В рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2023 г.) функционируют 35 исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, 6 исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, 251 исправительная колония строгого режима, 164 исправительные колонии общего режима для осужденных мужчин, исправительные колонии общего режима для осужденных женщин, 94 колонии-поселения, 51 лечебное исправительное учреждение, 23
лечебно-профилактических учреждения, 7 тюрем, 13 воспитательных колоний, 46 исправительных центров, 210 следственных изоляторов.
Во главе уголовно-исполнительной системы Белоруссии находится Департамент исполнения наказаний, который является структурным подразделением Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
В составе пенитенциарной системы Белоруссии функционируют 19 исправительных колоний, в том числе 7 исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, 8 исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, 3 исправительных колонии-поселения, 1 исправительная колония особого режима, 1 воспитательная колония, 3 тюрьмы, 6 следственных изоляторов, 29 исправительных учреждений открытого типа и 7 арестных домов. Кроме того, в подчинении Департамента исполнений наказаний МВД Республики Беларусь находится 8 лечебно-трудовых профилакториев (данные учреждения организационно в структуру уголовно-исполнительной системы не входят) [8, с. 66-67].
Сегодня пенитенциарную систему Республики Молдова возглавляет Национальная пенитенциарная администрация (Национальная администрация пенитенциарных учреждений), находящаяся в подчинении Министерства юстиции.
Согласно ст. 11 «Пенитенциарные учреждения» Закона Республики Молдова от 21 декабря 2017 года № 300 «О системе пенитенциарной администрации» они подразделяются на пенитенциарные учреждения открытого типа, пенитенциарные учреждения полузакрытого типа, пенитенциарные учреждения закрытого типа, центры содержания под стражей для несовершеннолетних и молодых лиц, пенитенциарные учреждения для женщин, арестные дома и пенитенциарные больницы [4].
Пенитенциарную систему Украины в 2010 г. возглавила Государственная пенитенциарная служба Украины, в которую был преобразован Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний. Указанная пенитенциарная служба была независимым государственным органом исполнительной власти, подотчетным главе правительства и координировалась кабинетом министров Украины через министра юстиции. Впоследствии 18 мая 2016 г. на заседании Кабинета министров Украины было принято решение о ликвидации Государственной пенитенциарной службы Украины и передачи всех ее полномочий Министерству юстиции Украины.
Пенитенциарная система Украины включает в себя следственные изоляторы, учреждения исполнения наказаний, которыми являются: арестные дома (исполняют арест в отношении лиц, достигших 16 лет); исправительные центры для исполнения наказания в виде ограничения свободы, относящиеся к уголовно-исполнительным учреждениям открытого типа; исправительные колонии для исполнения лишения свободы в отношении совершеннолетних осужденных (минимального, среднего и максимального уровней безопасности), которые относятся к уголовно-исполнительным учреждениям закрытого типа; воспитательные колонии, являющиеся специальными воспитательными учреждениями, исполняющими лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных [9, с. 67-68; 3, с. 8-9].
Объединяющим фактором славянского типа пенитенциарной системы выступает наличие системообразующих правовых актов, в частности, Модельного Уголовного кодекса и Модельного Уголовно-исполнительного кодекса. Проводивший исследование теоретико-правовых основ унификации уголовно-исполнительного законодательства государств-участников Союза Беларуси и России А.А. Захаров отмечает важность унификации путем взаимной интеграции отдельных правовых институтов в уголовно-исполнительные кодексы обеих государств [7, с. 11]. В свою очередь О.С. Епифанов обоснованно указывает, что «для такой унификации имеются как объективные основания - многолетний опыт работы правоохранительных органов (в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания) республик СССР, а ныне суверенных государств, входящих в СНГ; наличие в прошлом единой правовой системы, включая почти тождественное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) законодательство; так и субъективные - психологическая совместимость работников правоохранительных органов стран СНГ, в том числе персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, общность их правосознания и правоприменительной деятельности и т.п.» [2, с. 18].
Тем самым, славянская пенитенциарная система является самостоятельным типом теории и практики воздействия на осужденное лицо, в котором система исполнения наказаний базируется на евразийской концепции, предполагающей органичное сочетание Западного и Восточного векторов развития пенитенциарной практики, складывающейся веками на протяжении всей истории России и тесно связанных с ней стран.
Правовую основу исполнения уголовных наказаний в Украине включают Конституция 1996 года, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс (далее - УИК Украины) 2001 и 2003 годов соответственно. При этом обнаруживается совпадение по многим ключевым параметрам нормативных установок рассматриваемых стран. Так, согласно ст. 5 УИК Украины исполнение и отбывания наказаний основываются на принципах неотвратимости исполнения и отбывания наказаний, законности, справедливости, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, уважения к правам и свободам человека, взаимной ответственности, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения, сочетания наказания с исправительным воздействием, участия общественности в предусмотренных законом случаях в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний [12].
В соответствии со ст. 167 Исполнительного кодекса Республики Молдова «Исполнение решений уголовного характера осуществляется на основе принципов законности, демократизма, гуманизма, соблюдения прав, свобод и уважения достоинства человека, равенства осужденных перед законом, дифференциации, индивидуализации и планирования исполнения уголовных наказаний, рационального применения средств исправления осужденных и стимулирования законопослушного поведения» [5]. Не сложно заметить почти полное тождество с принципами, закрепленными в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Наблюдается значительное совпадение иных положений уголовно-исполнительного законодательства славянского пенитенциарного типа.
В Белоруссии правовой основой являются Конституция 1994 года, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы 1999 и 2000 годов соответственно, Закон от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них». В Молдавии - Конституция 1994 года, Уголовный и Исполнительный кодексы 2002 и 2004 годов соответственно, Закон от 21.12.2017 № 300 «О системе пенитенциарной администрации», постановление Правительства Республики Молдова от 26.05.2006 № 583 «Об утверждении Устава отбывания наказания заключенными».
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что сущность уголовного наказания в виде лишения свободы применительно к пенитенциарной системе государств, отнесенных к славянскому типу, вытекает главным образом из исторически сложившихся организационных форм его исполнения. Характер лишения свободы фактически определяется видом учреждения, в котором оно отбывается. В западной пенитенциарной системе ими, как правило, являются тюрьмы, тогда как для пенитенциарной системы славянского типа характерна «колонийская» модель, исторически сложившаяся за советский период (для России и государств, составлявших в прошлом бывшие республики Союза ССР).
Применительно к западной пенитенциарной системе, исходя из Международных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских пенитенциарных (тюремных) правил, функциями режима исполнения (отбывания) лишения свободы признаются изоляция, сегрегация (классификация) осужденных, поддержание безопасности и дисциплины. Для отечественной уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) доктрины и практики традиционно бесспорна и карательная функция режима.
«Колонийская» система сама по себе имеет немало положительных черт. В первую очередь с точки зрения организации труда, социально-воспитательных мероприятий, подготовки осужденных к жизни на свободе. Однако в рыночной экономике и демократическом государстве труд осужденных объективно не может быть востребован в масштабах и организационных формах, присущих планово-директивной системе хозяйства. При отсутствии широкого привлечения осужденных к труду «колонийская» система неизбежно обнажает свои изъяны. К числу наиболее существенных из них относятся осложнение проблем безопасности, общее ухудшение экономического положения осужденных и персонала, рост влияния неформальной субкультуры и так называемых лидеров отрицательной направленности [18, с. 683-685].
Кроме того, следует также обратить внимание на отрядную систему содержания осужденных, которая также накладывает определенный отпечаток на характер размещения осужденных - в многоместных спальных помещениях, рассчитанных на 50-100 человек, а не компактных общежитиях, тогда как для западной пенитенциарной системы характерно покамерное содержание. Вместе с тем нельзя не заметить достаточно четкую правовую регламентацию элементов прогрессивной системы. Так, в п. 65 Устава отбывания наказания заключенными, утвержденного постановлением Правительства Республики Молдова от 26.05.2006 № 583, закреплено: «Независимо от категории пенитенциарных учреждений осужденные отбывают наказание последовательно в трех режимах содержания: первоначальном, общем и ресоциализации, а осужденные к пожизненному заключению: в первоначальном, общем и облегченном». В соответствии с п.п. 67-68 «перевод осужденного с одного режима содержания на другой в том же пенитенциарном учреждении осуществляется на основании решения пенитенциарного учреждения... При переводе осужденного принимаются во внимание его личность, характеристики, находящиеся в личном деле, поощрения и непогашенные взыскания, в том числе и информация об участии его в образовательных и социально-воспитательных программах» [6]. Как правило, прогрессивная система включает такие формы как изменение условий отбывания наказания в рамках одного исправительного учреждения, изменение вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение. Однако во многом достижение исправительного эффекта при применении прогрессивной системы строится на формальных подходах к степени исправления осужденного и, соответственно, неадекватной оценке возможностей реализации осужденными их субъективных прав и законных интересов [15, с. 38].
Можно заключить, что пенитенциарные системы славянского типа имеют технико-юридические и культурно-исторические особенности, отражающие более общие свойства правовой системы соответствующих государств:
во-первых, следует отметить сходство структуры пенитенциарных систем государств, образующих славянский тип, в части пенитенциарных учреждений, подведомственности пенитенциарного ведомства (органов управления пенитенциарными учреждениями) соответствующим министерствам юстиции (за исключением Белоруссии);
во-вторых, ключевую позицию играет именно «колонийская» модель лишения свободы, которая основывается на использовании отрядной системы содержания осужденных, количество которых в каждом отряде может варьировать в зависимости от вида режима и численности осужденных. Указанное обстоятельство качественно отличает рассматриваемую модель от западноевропейской тюремной модели, в которой делается упор именно на камерное содержание заключенных;
в-третьих, для рассматриваемого типа европейских пенитенциарных систем характерны поиск сбалансированного подхода к решению дилеммы между обеспечением общественной безопасности и соблюдением доктрины прав человека, достаточно высокий коэффициент заключенных, что свидетельствует о традиционно значительном количестве и площадях исправительных учреждений в национальных пенитенциарных системах этого типа, как правило, минимальное количество иностранных осужденных.
Библиогра фия:
1. Демченко Т.И. Этнический, территориальный и темпоральный аспекты образования славяно-русского народа // Lex Russica. - 2016. - № 2. - С.
122-146.
2. Епифанов О.С. Понятие и некоторые проблемы унификации уголовно-исполнительного законодательства государств-участников СНГ // Уголовно-исполнительное право. - 2007. - № 4. - С. 17-19.
3. Жабский В.А. Уголовные наказания в Украине: учеб. пособие / под общ. ред. А.Я. Гришко. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 72 с.
4. Законодательство стран СНГ. Закон Республики Молдова от 21 декабря 2017 года № 300 «О системе пенитенциарной администрации». - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=104419#A000000108 (дата обращения: 30.03.2023).
5. Законодательство стран СНГ. Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24 декабря 2004 года № 443-XV. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7708 (дата обращения: 30.03.2023).
6. Законодательство стран СНГ. Постановление Правительства Республики Молдова от 26 мая 2006 года № 583 «Об утверждении Устава отбывания наказания заключенными». - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=13201 (дата обращения: 30.03.2023).
7. Захаров А.А. Теоретико-правовые основы унификации уголовно-исполнительного законодательства государств-участников Союза Беларуси и России: автореф. дис. ... к.ю.н. - М.: Юридический институт МВД России, 2002. - 24 с.
8. Кийко Н.В. Становление уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь // Уголовно-исполнительное право. - 2020. - Т. 15(1-4), № 1. -
С. 63-67.
9. Копотун И.Н. Пенитенциарная система Украины: современное состояние и перспективы развития // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.): в 4 т. Т. 1: Доклады пленарного заседания. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 65-68.
10. Мелентьев М.П. Возникновение и развитие пенологии и пенитенциарной науки: лекция. - Рязань: РИПЭ Минюста РФ, 2000. - 49 с.
11. Олькова О.А. Криминологический и уголовно-правовой сравнительный анализ преступности в России и Украине в советский и постсоветский периоды: автореф. дис. ... к.ю.н. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2015. - 24 с.
12. Законодательство стран СНГ. Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 года № 1129-IV. - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8678 (дата обращения: 30.03.2023).
13. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2010. - 672 с.
14. Тепляшин П.В. Европейские пенитенциарные системы (теоретико-прикладное и сравнительно-правовое исследование): дис. ... д.ю.н. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2018. - 496 с.
15. Тепляшин П.В. Многокритериальный подход при конкурсном отборе осужденных к условно-досрочному освобождению // Пролог: журнал о праве. -2014. - Том 2. - № 4. - С. 37-44.
16. Тепляшин П.В. Славянский тип европейских пенитенциарных систем // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 92-105.
17. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М.: Норма, 1996. - 432 с.
18. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 720 с.
19. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие. - М.: Знание, 2004. - 207 с.
References:
1. Demchenko T.I. Ethnic, territorial and temporal aspects of the education of the Slavic-Russian people // Lex Russica. - 2016. - No. 2. - pp. 122-146.
2. Epifanov O.S. The concept and some problems of unification of the penal enforcement legislation of the CIS member states // Penal Law. - 2007. - No. 4. - pp.
17-19.
3. Zhabsky V.A. Criminal penalties in Ukraine: studies. manual / under the general editorship of A.Ya. Grishko. - Ryazan: Academy of the Federal Penal Service of Russia, 2010. - 72 p.
4. Legislation of the CIS countries. Law of the Republic of Moldova No. 300 of December 21, 2017 "On the Penitentiary administration system". - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=104419#A000000108 (accessed: 30.03.2023).
5. Legislation of the CIS countries. Executive Code of the Republic of Moldova of December 24, 2004 No. 443-XV. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7708 (date of application: 30.03.2023).
6. Legislation of the CIS countries. Resolution of the Government of the Republic of Moldova of May 26, 2006 No. 583 "On approval of the Statute of serving sentences by prisoners". - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=13201 (date of application: 30.03.2023).
7. Zakharov A.A. Theoretical and legal foundations of unification of the penal legislation of the member states of the Union of Belarus and Russia: abstract. dis. ... Candidate of Law - M.: Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002. - 24 p.
8. Kiyko N.V. The formation of the penal system of the Republic of Belarus // Penal law. - 2020. - Vol. 15(1-4), No. 1. - pp. 63-67.
9. Kopotun I.N. Penitentiary system of Ukraine: current state and prospects of development // Penal system of the Russian Federation in the conditions of modernization: current state and prospects of development: collection of documents of participants of the International Scientific and Practical Conference (Ryazan, November 22-23, 2012): in 4 vols. 1: Reports of the plenary session. - Ryazan: Academy of the Federal Penal Service of Russia, 2013. - pp. 65-68.
10. Melentyev M.P. The emergence and development of penology and penitentiary science: lecture. - Ryazan: RILE of the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2000. - 49 p.
11. Olkova O.A. Criminological and criminal law comparative analysis of crime in Russia and Ukraine in the Soviet and post-Soviet periods: abstract of the dissertation ... Candidate of Law - Yekaterinburg: Ural State Law University, 2015. - 24 p.
12. Legislation of the CIS countries. The Penal Code of Ukraine No. 1129-IV dated July 11, 2003. - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8678 (accessed: 30.03.2023).
13. Sinyukov V.N. Russian Legal System. Introduction to general theory. - 2nd ed., supplement - M.: Norma, 2010. - 672 p.
14. Teplyashin P.V. European penitentiary systems (theoretical and applied and comparative legal research): dis. ... Doctor of Law. - Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. - 496 p.
15. Teplyashin P.V. Multicriteria approach in the competitive selection of convicts for parole // Prologue: journal of law. - 2014. - Volume 2. - No. 4. - pp. 37-44.
16. Teplyashin P.V. Slavic type of European penitentiary systems // Bulletin of the Kuzbass Institute. - 2017. - № 3 (32). - pp. 92-105.
17. Tikhomirov Yu.A. Course of comparative jurisprudence. - M.: Norma, 1996. - 432 p.
18. Russian penal law: theory, legislation, international standards, domestic practice of the late XIX - early XXI century: textbook for universities / Edited by Doctor of Law, prof. A.I. Zubkov. - 3rd ed., reprint. and additional - M.: Norma, 2005. - 720 p.
19. Chernokov A.E. Introduction to comparative jurisprudence: textbook. - M.: Znanie, 2004. - 207 p.