ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МОРШАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА И УСЛОВИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Н.В. Политова
Politova N.V. General characteristics of operations in Morshansk Public Bank and conditions of its functioning. The article is devoted to the formation and functioning conditions of Morshansk Public Bank which began its work in 1870. In the article the bank operations are described and analyzed and means of state authorities’ control are considered and analyzed.
В последнее время в условиях становления рыночной экономики и особенно после кризиса 1998 г. вопрос развития банковской системы России является одним из основополагающих, представляющим интерес как для практических работников, так и научных деятелей. Банк России, обобщая итоги развития банковской системы, в своих проектах определяет направления ее дальнейшего реформирования с целью становления конкурентоспособной, отвечающей потребностям общества, соответствующей стандартам
стран с развитой рыночной экономикой. Так, в разработанных Банком России «Концептуальных вопросах развития банковской системы Российской Федерации» указано, что эффективность усилий по активизации банковской деятельности во многом зависит от развития банковского сектора в регионах, что определяется... способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно осуществлять усилия по развитию кредитных организаций, способных удовлетворять спрос на банковские услуги. [1].
Анализируя деятельность банковского сектора Тамбовской области, его эффективность, а главное, способность в полной мере удовлетворять потребности региона в банковских услугах и инвестиционных ресурсах, напрашивается вывод, что имеются проблемы, которые только предстоит решить. В частности проблема финансирования приоритетных отраслей Тамбовской экономики, неравномерность насыщения территорий области банковскими услугами, маленькое число местных кредитных организаций. Таким образом, вопрос развития банковского сектора в регионе остается актуальным и в настоящее время. В связи с чем целесообразно
рассмотреть опыт организации работы кредитных организаций Тамбовской губернии, имевших место во второй половине XIX в. Тем более что данный период, как и настоящий, подпадает под условия переходных экономик и при всех различиях обусловленных экономическим уровнем развития страны, имеет определенное сходство в проведении банковских реформ в России в конце 50-60-х гг. XIX в., в 20-х - начале 30-х гг. XX в. [2].
29 сентября 1870 года в г. Моршанске в соответствии с Положением о городских общественных банках от 06 февраля 1862 г. Городской думой был учрежден общественный банк. Его основным капиталом послужила сумма в 10 тыс. руб., отчисленная из запасного капитала города. Как кредитное учреждение данный банк на основании правил установленных законодательством, мог осуществлять следующие операции:
1) прием вкладов;
2) учет векселей;
3) выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценностей и других неподверженных порчей вещей и недвижимых имуществ.
Из чистых годовых прибылей от оборотов банка, с учетом покрытия расходов по его содержанию и за отчислением от 10 до 20 % (по усмотрению правления банка) на формирование резервного капитала банка до половины основного капитала, 2/3 отчислялись в городской доход. Данные отчисления формировали доходную статью бюджета города и расходовались на его хозяйственные нужды, благотворительные, воспитательные (по усмотрению городского общества) цели. А 1/3 часть прибылей отчислялась в основной капитал банка.
Банк действовал под наблюдением Городской Думы, она же формировала его правление и осуществляла проверку деятельности посредством Ревизионной комиссии, избираемой Городской Думой. В исключительных случаях, по определению губернатора, основанного на постановлении местного губернского по городским и земским делам присутствия, Министром Финансов по соглашению с Министром Внутренних дел назначалась правительственная ревизия. В Положении о городских общественных банках четко не прописывались данные случаи и вообще не характеризовались как «исключительные». Законодатель определил их как «беспорядки в банке» [3]. Вмешательство Правительства в деятельность банка осуществлялось при отсутствии «. неотлагательных мер к расследованию сих беспорядков.».
В 1879 г. банку разрешены были покупка и продажа за свой счет государственных процентных бумаг, но не более чем на 1/3 принятых банком бессрочных вкладов.
В 1903 г. по ходатайству Моршанской Городской Думы банку были разрешены операции залога в других кредитных учреждениях процентных бумаг, принадлежащих банку, и операции перезалога, принятых в залог от частных лиц с их согласия.
С 1870 по 1904 г. Моршанский городской общественный банк, действуя в течение 33-х лет, зарекомендовал себя с положительной стороны как успешное финансовое учреждение. Данному факту способствовала значительная хлебная торговля, осуществляемая городом Моршанском [4].
В 1882 г. общий оборот кассы банка по приходу и расходу составил сумму в 6134096 руб. 58 коп. По сравнению с предыдущим, 1881 г., его обороты выросли на 257333 руб. 5 коп. К этому времени капитал банка составлял: основной, сумму в
102103 руб. 88 коп., запасной - 18730 руб. За
1882 год, при распределении прибыли, в основной капитал было перечислено 8457 руб. 2 коп., а в запасной - 901 руб. 61 коп.
В течение рассматриваемого года в банк поступило вкладов на сумму 219294 руб. Вклады принимались на вечное время под 6,5-7 %, бессрочное под 4,5-5 % и срочные вклады под 5 %. За отчетный период было начислено процентов по вкладам в сумме 57356 руб. 40 коп. Учтено векселей на сумму
2307251 руб., уплачено по векселям 2307628 руб., опротестовано и просрочено векселей на 21780 руб. При этом размер учетного процента в промежуток времени с
1 января по 22 сентября 1882 г. составлял 8,5 % на сто, а в период с 22 сентября по
1 января 1883 г. - 9 % на сто.
В этом же году было выдано ссуд под залоги на сумму 49808 руб. Ссуды выдавались под процентные бумаги и строения. По данному виду обязательств заемщикам капитала уплачено 47128 руб., а к 1 января 1883 г. остаточная сумма капитального долга составляла 121894 руб. По сравнению с предыдущим годом общая сумма по обозначенному виду операций увеличилась на 7382 руб.
Таким образом, за 1882 г. банком было получено прибыли на сумму 95071 руб. 64 коп., чистая прибыль составила 18457 руб. 2 коп. [5]. Наибольший доход принесли операции по учету векселей, и он составил сумму в 82814 руб. 51 коп. От кредитов под залоги прибыль составила сумму в 10808 руб. 91 коп. Наиболее доходными оказались операции под залог строений и составили 8419 руб. 66 коп. Из чистой прибыли в основной капитал банка, составлявшего 102103 руб. 88 коп., было отчислено по 18 коп. на рубль, 5000 руб. перечислено в городские доходы и 5000 руб. на реальное училище. И к 1 января
1883 г. капитал Моршанского общественного банка равнялся 130192 руб. 52 коп.
В соответствии со ст. 160 Положения о городских общественных банках, об отчислении части своих прибылей в доход города. в течение шести лет работы Моршанским городским общественным банком в доход муниципального образования была перечислена сумма в 47355 руб. 44 коп. (табл. 1).
Долгое время доходы от работы городских общественных банков составляли суммы прибылей Тамбовской губернии, приносивших
Таблица 1
Суммы, отчисленные Моршанским городским общественным банком в доход города
Сумма
Год ру<5. коп.
1890 4355 44
1891 12000 00
1892 6000 00
1893 6000 00
1894 9000 00
1895 10000 00
наибольший доход по сравнению с суммами отчислений от других сборов [6]. Кроме того, в указанные в табл. 1 годы, обозначенные отчисления осуществлялись лишь тремя банками и только в 1895 г. четырьмя. По сравнению с отчислениями от работы общественного банка в г. Усмань за 1890-1895 гг., сумма, перечисленная Моршанским городским общественным банком, была больше на 27188 руб. 41 коп.
В табл. 2 отражены суммы, составлявшие основной и запасной капиталы в период работы банка с 1882 по 1913 гг. Исходя из механизма отчислений доходов банка в его капитал, определенного Положением о городских общественных банках, возникают вопросы при просмотре сумм, составляющих его в период с 1896 по 1903 гг., когда сумма основного капитала оставалось неизменной, а запасной капитал с 1897 по 1899 гг. равнялся нулю.
По балансу банка на 1 апреля 1897 г. Министерством Финансов было усмотрено, что банк при основном капитале в 154000 руб. (запасного капитала по балансу уже показано не было) имел:
1) просроченных векселей на сумму до 19000 руб.;
2) исполнительных листов на сумму до 47500 руб.
В итоге казалось, что до 66000 руб., а это более 1/3 капитала банка, было утрачено. В связи с этим для выяснения его положения, по соглашению Министров Внутренних дел и Финансов, было решено провести первую правительственную ревизию в ноябре 1897 г. [4].
В результате ревизионной комиссией было выявлено, что за последний период работы банка его вексельный портфель в неудовлетворительном положении. Большая часть векселей родственных, много семейных кредитов, в общей сумме значительно превышающих определенный банковским уставом и постановлением Думы высший размер кредита для одного лица. До 75 % всех вексельных долгов до 1896 г. вовсе не погашались, оставаясь неизменно в руках одних и тех же лиц, оплачивавших банку только проценты.
Вексельный портфель распределялся весьма неравномерно между различными разрядами городского населения, сосредотачиваясь в руках небольшой группы людей: во время ревизии было 107 заемщиков по учету векселей при балансовой сумме свыше 240000 руб.
В 1895 г., по причине несостоятельности Моршанского Торгового Дома Платицыных, пользовавшегося почти неограниченным кредитом в банке, в 1896 г. банку пришлось опротестовать векселей на 113842 руб. 41 коп. Из них векселей учтенных названным торговым домом было на сумму в 68400 руб., а векселей с бланками Платицыных на 15575 руб., всего - 83975 руб. Следовательно, около 74 % всего количества опротестованных векселей.
На покрытие опротестованных векселей (113842 руб. 41 коп.) в 1896 г. была обращена прибыль за 1896 г. в размере 15560 руб.
11 коп., а остальные 47498 руб. 11 коп. по балансу на 1 января 1897 г. значились убытком.
Таблица 2
Капитал Моршанского городского общественного банка
Год Основной Запасной Всего
руб- коп. руб. коп. руб. коп.
1882 102103 88 18730 01 120833 89
1896 154200 00 45391 13 199591 13
1897 154200 00 00 00 154200 00
1898 154200 00 00 00 154200 00
1899 154200 00 00 00 154200 00
1903 154200 00 440 75 154640 75
1904 157200 00 3720 62 160920 62
1905 162000 00 5820 35 167820 35
1907 174100 00 13397 26 187497 26
1908 180000 00 19324 82 199324 82
1910 197500 00 32268 43 229768 43
1911 202000 00 38999 74 240999 74
1912 206400 00 44700 13 251100 13
1913 213600 00 50008 68 263608 68
В 1897 г. было опротестовано векселей на 19055 руб., из них 40 % были снабжены бланками Платицыных. Они были покрыты прибылью банка 1897 г. Часть этой прибыли -941 руб. 23 коп. пошла на покрытие убытков 1896 г. От данных убытков банк освободился лишь в 1902 г.
Во избежание сложившегося кризиса было предпринято рад мер, а именно:
- все непрерывные вексельные кредиты, которые продолжаются несколько лет, должны быть полностью погашены независимо от благонадежности векселедателя и предъявителя не ниже 20 % в год (с оставшейся в долгу суммы), кредиты открытые членам одной семьи в количестве трех штук по 10000 руб. каждый были сокращены по наступлению сроков до размера одного кредита, т. е. до 10000 руб. с последующим погашением и этой суммы не ниже до 20 %;
- по вновь открываемым вексельным кредитам обязательства не должны продолжаться более девяти месяцев в году. Новые кредиты открывались не ранее десяти дней со дня полной оплаты предыдущего;
- по всем опротестованным векселям и исполнительным листам на сумму не ниже 1500 руб. принимались меры по взысканию;
- уведомлять Думу о должниках, отказавшихся платить свой долг и не представивших недвижимого имущества в обеспечение обязательства.
2 марта 1904 г. Министром Финансов по соглашению с Министром внутренних дел была назначена повторная ревизия в Мор-шанском городском общественном банке. Она проводилась по отчету работы за 1904 г. Причины ее проведения были неизвестны. Поскольку, как отражено в протоколе ревизионной комиссии учрежденной Городской Думой от 30 апреля 1904 г., так и в акте правительственной ревизии от 2/5 марта 1904 г., его работа признавалась удовлетворительной. По мнению Ревизионной комиссии, назначенной Городской Думой г. Моршанска и проводившей проверку деятельности банка в 1904 г., она была вызвана «.какими-либо донесениями о беспорядках в банке...» [6] и, скорее всего, вызывала недовольство не только у членов данной комиссии. В данном случае следует не согласиться с ее мнением и предположить, что проведение правительственной ревизии в 1904 г. вызвано положени-
ем банка в 1896 г. Для Министра финансов было не безразлично положение банка, а если быть точными, использование выработанных способов и методов кредитования, реализация политики государства в данном направлении.
В ходе работы правительственной ревизионной комиссии, как отмечалось выше, работа банка была признана удовлетворительной, дела его значительно улучшились. Он вновь приступил к образованию запасного капитала и начал давать доход городу. Капитал банка составлял 160920 руб. 62 коп., из которых запасной составлял сумму в 3720 руб. 62 коп. Обязательства банка по вкладам составляли 183252 руб. Среди бумаг, приобретенных банком на оборотные средства, имелись серии государственного казначейства более чем на 15000 руб. Ко
2 марта 1904 г. было выдано 298 векселей на сумму от 1000 руб. до 3000 руб. и более, и 24 % более мелких векселей. Родственных векселей было выдано на сумму 181132 руб., неродственных на 79151 руб. 90 коп. Кредит был открыт для 181 лица на общую сумму 652785 руб. [4, л. 16]. В последующие годы как основной, так и запасной капиталы банка продолжали увеличиваться (табл. 2).
В целом работа Моршанского городского общественного банка удовлетворяла потребности общества в кредитовании. Другой вопрос, интересы каких сословий или сфер деятельности данного общества были учтены. Но данная проблема требует дополнительного изучения и не может в целом повлиять на подход организации кредитования. В настоящее время наличие в регионе аналога рассматриваемого кредитного учреждения имеет ряд преимуществ в использовании и распределении финансовых потоков для экономического потенциала области. В частности, прибыль банка, отчисляемая в бюджет города на заранее обозначенные нужды, служит дополнительным источником их финансирования. А в случае выработки и применении данным образованием конкретных приоритетных направлений финансирования поможет восполнить недостаток инвестиций и реализовать интересуемый проект. К тому же наличие и работа подобных кредитных учреждений в какой-то мере поможет положительно решить проблемы обозначенные выше.
1. Сагитдинов М.Ш., Кощегулова И.Р. // Деньги и кредит. 2001. № 7. С. 22.
2. Левичева И.Н. // Деньги и кредит. 2002. № 10. С. 56.
3. Свод законов Российской империи // сост. и изд. А.М. Нюренберг. М., 1910. Т. Х-Х11. Кн. 3. С. 180.
4. ГАТО. Ф. 159. Оп. 34. Д. 23. Л. 15.
5. ГАТО. Ф. 159. Оп. 13. Д. 11. Л. 11.
6. Обзор тамбовской губернии за 1895 г. Тамбов, 189б.
Поступила в редакцию б.08.2007 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
И.И. Золотарев, Л.Н. Пастушкова
Zolotarev I.I., Pastushkova L.N. State regulation as a necessary point for business development in agriculture in transitive economy conditions. The necessity of economy state regulation and taking in account the specificity of agrarian sphere and transitive economy is grounded in the paper. Besides, the author proposes conceptual states on business structures state regulation perfection in the countryside. The focus is made on the state regulation forms and methods which are not limited by the WTO rules.
Предпринимательская деятельность является одним из главных инструментов развития экономики на принципах рыночного хозяйствования, что обусловливает использование творческого подхода к организации производства и новых комбинаций в сфере материальной производственной деятельности и сфере обращения. Это, прежде всего, относится к сельскому хозяйству как особой отрасли материального производства.
Развитию предпринимательства в России, в том числе и в ее аграрном секторе, придается огромное значение, поскольку оно способствует: изменению отраслевой структуры экономики; переориентации экономических отношений и формированию рынка; созданию новых рабочих; расширению потребительского рынка; повышению экспортного потенциала страны; лучшему использованию местных сырьевых ресурсов; повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников; формированию новых ценностей и идеалов; развитию благотворительной деятельности в России.
В настоящее время перед предпринимательством в сельском хозяйстве России стоит целый ряд проблем. Среди наиболее острых можно выделить следующие: несовершенст-
во законодательной базы; низкий уровень обеспеченности трудовыми ресурсами; неразвитая инфраструктура; слабое материально-техническое обеспечение; несовершенная налоговая система и др.
Решение вышеназванных проблем зависит в первую очередь от форм и методов государственного регулирования. На наш взгляд, на современном этапе развития аграрной сферы принципиальное значение имеют, прежде всего, те методы госрегули-рования, которые не ограничиваются правилами ВТО.
В правовом обеспечении развития аграрной сферы наиболее актуальным является принятие недостающих законодательных актов, и прежде всего закона об агрохолдингах, с обязательным отражением в нем ряда концептуальных основ их функционирования, призванного регулировать деятельность современных интегрированных аграрных структур. Отсутствие систематизированного законодательства о холдингах, единого понятийного аппарата, отставание законодательства от современной предпринимательской практики препятствуют их результативной, открытой работе.
Несмотря на то, что становление и развитие интегрированных структур на селе