Кочисов Г.Г. Деятельность городских общественных банков России (вторая половина
XIX столетия)
Дата: 01/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы зарождения городских общественных банков во второй половине XIX века. Автором дана характеристика особенностей распределения чистой прибыли городских общественных банков и формирования дополнительных источников доходов органов местного самоуправления. В статье дана оценка экономического опыта регионов России во второй половине XIX века, по рассматриваемой проблеме.
Abstract: The article deals with the origin of urban public banks in the second half of the XIX century. The author has given a description of features of the distribution of net income urban community banks, and the formation of additional sources of revenue of local governments. The paper assessed the economic experience of Russian regions in the second half of the XIX century, on this issue.
Ключевые слова: банки, общественные банки, местное самоуправление, доходный потенциал местного самоуправления, реформа местного самоуправления местные финансы, чистая прибыль, банковская кредитная деятельность.
Keywords: banks, public banks, local government, the revenue potential of local government, local government reform local finances, net income, bank credit activity.
Кочисов Герман Геннадьевич аспирант
Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова
Выходные данные статьи: Кочисов Г.Г. Деятельность городских общественных банков России (вторая половина XIX столетия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0133. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Со вступлением России на путь индустриального развития и повышением роли местного самоуправления все более заметную роль в экономической и социальной жизни регионов начали играть городские общественные банки. Они «стягивали» местные капиталы к местному центру, к городу, откуда было удобно следить за оборотами.
Городские общественные банки доставляли удобный и дешевый кредит местным торговцам, избавляя их от труда ездить в крупные торговые центры. Они же многие годы дополняли недостаток мелких земельных банков, доставляя кредит под залог недвижимости. Бумаги этих банков были довольно авторитетны, поскольку операции обеспечивались имуществом городского общества. Однако по масштабам своей деятельности эти банки существенно уступали акционерным коммерческим и сословным банкам, обществам взаимного кредита.
В 1857 году в целях регламентации деятельности городских общественных банков и их дальнейшего развития было издано специальное Положение о городских общественных банках. Однако этот документ, подготовленный явно второпях, не только не укрепил авторитет этих полезных для общества кредитных учреждений, но и не учел многое из того, что было уже реально достигнуто практикой деятельности городских общественных банков. Согласно Положению 1857 года городским банкам разрешалось выдавать ссуды только местным жителям, при этом размер ссуд определялся принадлежностью заемщика к той или иной купеческой гильдии. Директором банка пожизненно назначался его учредитель, наделенный правом раздавать кредиты по собственному усмотрению. Положение мало способствовало привлекательности городских общественных банков. Свидетельством этого стало то обстоятельство, что в конце 50-х - начале 60-х годов в империи было основано всего четыре городских общественных банка - в Елабуге (1859), Самаре (1860), Калуге (1861) и Соликамске (1861). Располагая сравнительно незначительным капиталом, эти банки не смогли организовать широкой общественно-полезной деятельности.
Вскоре Положение о городских общественных банках было подвержено существенной переработке. 6 февраля 1862 года оно вышло в новой редакции, в большей степени отвечавшей новым требованиям социально- экономического развития страны.
В соответствии с Положением 1862 года, городские общественные банки должны были находиться в непосредственном ведении местных городских дум, под наблюдением и ответственностью городских обществ. Правление банка, состоящее из директора и его товарищей (не менее двух), избиралось городской думой сроком на 4 года. Через городскую управу в думу должна была представляться банковская отчетность. Для ее проверки думой учреждалась особая ревизионная комиссия. Право проводить чрезвычайные ревизии городских общественных банков было предоставлено министру финансов. Основной капитал учреждаемого банка должен был составлять не менее 10000 рублей. Кроме этого банк был обязан отчислять из прибылей по 10-20% на образование запасного капитала, и накапливать его до суммы, определенной при учреждении. Запасный капитал предназначался как для покрытия возможных убытков, так и для пополнения основного капитала банка. При этом запасный капитал должен был храниться или в государственных фондах, или в государственных банках.
Положение 1862 года ставило перед городскими общественными банками две основные задачи:
1. доставляя своим клиентам легко доступный и дешевый кредит, способствовать оживлению и развитию торгово-промышленной деятельности городов, предоставить им помощь от банковских прибылей для благоустройства, развития народного благосостояния и благотворительности;
2. доставить обывателям возможность выгодно и безопасно помещать свои сбережения, целость и неприкосновенность которых гарантируется имущественной ответственностью всего городского общества.
Особенно быстро количество городских общественных банков росло в тех местностях, где было слабым влияние акционерных банков. Из 243 банков за 1882 год, с оборотом менее 1 млн. рублей было 93 банка, с оборотом от 1 до 5 млн. - 112 банков, с оборотом от 5 до 10 млн. - 17 банков, и с оборотом свыше 10 млн. руб. - 21 банк. Наиболее крупными из них были Харьковский городской общественный банк, оборот которого составлял 77 млн. руб., Воронежский с оборотом в 31 млн. руб., Пензенский с оборотом 26 млн. руб., Нижегородский с оборотом 23 млн. руб. и Елецкий с оборотом 22 млн. руб.[3]
К 1881 году городские общественные банки, по оценке И.Ф. Гиндина, достигли высшей
точки своего развития за всю историю капиталистической России. [4] Если в 1875 году вклады и текущие счета городских банков составляли 115,2 млн. рублей, то в 1881 году их сумма поднялась до 206,2 млн. рублей, значительно превысив вклады и текущие счета обществ взаимного кредита (112, 9 млн. руб.), и почти сравнявшись с вкладами и текущими счетами акционерных банков (206,8 млн. руб.). [4]
26 апреля 1883 года было издано новое Положение о городских общественных банках, более детально регламентировавшее круг и границы проводимых ими операций. За деятельностью городских банков был введен более жесткий правительственный контроль (как оказалось, не лишний), в частности, вводились периодические ревизии, осуществлявшиеся по согласованию Министерства финансов и Министерства внутренних дел, регламентировалось ведение банковской документации. Была введена пятикратная норма обязательств банка сравнительно с собственными капиталами. Согласно новым требованиям в кассе городского общественного банка должна была находиться в наличности сумма, составлявшая не менее 10% банковских обязательств. Определенными условиями ограничивался кредит лицам, служившим в органах городского управления.[6]
Эти меры были весьма своевременными, поскольку в практике целого ряда городских банков имели место серьезные нарушения, связанные с бесконтрольной деятельностью темных дельцов. Широкий общественный резонанс в 1884 году получило дело о крахе Скопинского городского банка, [3] одним из печальных результатов которого стал подрыв доверия вкладчиков к городским общественным банкам.
За период с 1882 г. по 1895 г. в 243 городских общественных банках России произошло: отток вкладов, которые сократились на 41 % (с 143074 тыс. руб. до 84986 тыс. руб.); сумма предоставленных кредитов уменьшилась на 36 % (с 65602 тыс. руб. до 42210 тыс. руб.); сумма просроченных ссуд уменьшилась на 55 % (с 3753 тыс. руб. до 1703 тыс. руб.); сумма учтенных векселей уменьшилась на 36 % (с 97816 тыс. руб. до 62543 тыс. руб.); сумма просроченных векселей уменьшилась на 100% (с 3607 тыс. руб. до 0 тыс. руб.); остатки в кассе и на текущих счетах увеличились к 1892 г. на 46 % (с 9785 тыс. руб. до 14273), а к 1895 г. уменьшились до 10252; сумма убытков увеличилась на 208 % (с 412 тыс. руб. до 1267 тыс. руб.); валовая прибыль уменьшилась на 36 % (с 14028 тыс. руб. до 9042 тыс. руб.); чистая прибыль уменьшилась на 44 % (с 3415 тыс. руб. до 1903 тыс. руб.); обороты по всем операциям уменьшились на 33 % (с 828935 тыс. руб. до 556980 тыс. руб.); сумма основного капитала увеличилась на 37 % (с 21794 тыс. руб. до 29869 тыс. руб.); сумма запасного капитала увеличилась на 9 % (с 4700 тыс. руб. до 5100 тыс. руб.).
Стал очевидным кризис всей системы городских общественных банков.
Кризис серьезно повлиял на всю систему городских общественных банков, было закрыто 53 банка. [3] Нами произведена оценка экономического положения 243 городских общественных банков действовавших на территории России в 1882, 1889, 1892 и 1895 гг. на основе современной методики Центрального Банка России (Указание ЦБ РФ от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»), которая позволила сделать следующие выводы.
Следует сделать вывод, что в 1889 г. по сравнению с 1882 г. произошло уменьшение первой классификационной группы с 5 % до 2 % городских общественных банков, увеличение второй группы с 79 % до 85 %, и уменьшение третьей группы с 16 % до 14 % городских банков.
В 1892 г. по сравнению с 1889 г. произошло увеличение первой классификационной группы с 2 % до 3 % городских общественных банков, уменьшение второй группы с 85 % до 62 %, и
увеличение третьей группы с 14 % до 33 %.
В 1895 г. по сравнению с 1892 г. произошло увеличение первой классификационной группы с 3 % до 23 % городских общественных банков, уменьшение второй группы с 62 % до 43 %, и увеличение третьей группы с 33 % до 34 % городских банков.
Однако далеко не все городские общественные банки в полном объеме пользовались предоставленными им законом правами. Большинство из них ограничивалось операциями по учету векселей и ссудами под недвижимость и процентные бумаги, что значительно снижало удельный вес городских банков в основных активах и пассивах кредитной системы.
Городские общественные банки создавались, как правило, по инициативе городских обществ и получали в большинстве случаев средства для ведения операций из капиталов, находившихся в распоряжении городских дум.
Насколько четко городские общественные банки могли справляться с законодательно возложенными на них обязанностями можно судить по деятельности Георгиевского Городского Общественного банка, открытого в конце 1867 года с собственным капиталом в 11310 руб. 1,5 коп. В Таблице 1 - «Расходы Георгиевского городского общественного банка», приводятся данные о расходовании прибыли Георгиевским городским общественным банком на городские нужды за первые шестнадцать лет работы. [1]
Таблица 1 - Расходы Георгиевского городского общественного банка
На какие цели 1869г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877г. 1878г. 1879г.
Женское училище 150 150 150 100 100 200 400 400 - - -
Ремесленное отделение 600 600 600 600 800 800 1136 636,33 500 287 -
Устройство больницы 200 200 200 100 200 200 200 200 - - -
Строительство городского собора 702 2612,51 2637,69 2585,75 2937,6 2352,8 2636,67
На двух стипендиатов - - - - 300 300 360 360 - - 250
На городское училище - - - - - - - - - - 1013
Итого: 1652 3562,51 3587,69 3385,75 4337,6 3852,8 4732,67 1596,33 500 287 1263
За приведенными в таблице 1 цифрами стояла большая работа, проделанная Городским Общественным банком Георгиевска с вкладчиками и заемщиками. Городское общественное управление в продолжение одиннадцати лет банковской деятельности получило из чистых прибылей банка в свое распоряжение значительные для небольшого города средства - 28757 руб. 35 коп.
Размер отчислений в городской доход и на предметы благотворительности в среднем по всей системе городских общественных банков России с момента основания до 1890 г. составил -50 % (53873 тыс. руб.). [3]
Интересно отметить, что в период кризиса городских общественных банков размер отчислений из чистой прибыли в городской доход и на предметы благотворительности составлял: в 1882 г. - 48 %, в 1889 г., - 45 %, в 1892 г. - 51 %, в 1882 г. - 47 %.
Приведенные сведения говорят о том, что в условиях кризиса, несмотря на тяжелое экономическое положение городские общественные банки оставались важным звеном экономической жизни местного самоуправления. Суммы отчислений из чистой прибыли городских общественных банков дали городским обществам возможность с небольшим ресурсом из общих городских доходов оказать широкую помощь делу общественной благотворительности и народного просвещения.
В условиях предвоенного экономического подъема правительство пошло на некоторое расширение прав и возможностей городских общественных банков. 13 января 1912 года был принят новый закон о городских общественных банках. Он позволил банкам осуществлять долгосрочное кредитование под залог земель и строений, производить ломбардные операции. По новому уставу краткосрочные ссуды могли выдаваться на срок от 9 месяцев до 3 лет, долгосрочные ссуды под залог деревянных домов выдавались на срок до 15 лет, под залог каменных домов и земли - на срок до 30 лет. Размер ссуды составлял не более 60% оценочной стоимости закладываемого дома, а также 85% рыночной стоимости государственных бумаг. Выдача ссуд городским органам управления ограничивалась 10% собственного капитала городского банка и лишь в особых случаях, с разрешения Министерства финансов, размер ссуды мог превышать установленные нормы.
В силу известных событий 1917 г. городские общественные банки перестали существовать.
Литература:
1. ЦГА РСО-А ф.12, оп.7, д.198.
2. Положение о городских общественных банках. Закон 13 Января 1912 года (Сост. Ю. В. Александровский). - СПб, 1912. - 152 с.
3. Сведения о городских общественных банках. - СПб., 1898. - 243 с.
4. Гиндин И.Ф. Русские коммерческие банки. Из истории финансового капитала в России. - М.: Госфиниздат, 1948. - 453 с.
5. Кириллов А. К. Новое и старое в регулировании городских банков в эпоху «Великих реформ» // Вопросы истории, 2003, № 9. С. 143-146
6. Мигулин П.П. Наша банковая политика (1729-1903 гг.). Опыт исследования. - Харьков, 1904. - 439 с.
7. Морозан В. В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). - СПб.: Крига, 2004. - 400 с.
8. Судейкин В.Т. Наши общественные городские банки и их значение. - СПб., 1884.-50 с.
9. Хросцицкий А. Грандиозный замысел Рыкова // Русская старина. 1909. Кн. XI.
№ гос. рег. статьи 0421000034/0133
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=223