Научная статья на тему 'Общая характеристика принципов формирования уголовной политики'

Общая характеристика принципов формирования уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуманиязов М.А.

В данной научной статье автор рассматривает принципы формирования уголовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика принципов формирования уголовной политики»

М.А. ЖУМАНИЯЗОВ,

главный консультант, отдела обеспечения деятельности Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан, кандидат юридических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Принципы уголовной политики - это такие руководящие идеи (положения) борьбы с преступностью, которые несут в себе стратегический, опережающий и прогнозируемый характер, на основе и с учетом которых разрабатывается концепция уголовной политики и осуществляется деятельность субъектов.

Принципы уголовной политики вырабатываются на основе научного познания закономерностей в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью и выражаются в законодательных актах государства, представляя собой определенные требования, которым должны соответствовать все меры борьбы с преступностью, нормы соответствующих отраслей права и практики их применения, вся деятельность по борьбе с преступностью.

Среди ученых, занимающихся исследованием данной проблематики, до сих пор нет единой позиции по их содержанию и классификации.

Так, по мнению А.С. Шляпочникова, принципы уголовной политики следующие: законность, демократизм; гуманизм и предупреждение преступности1.

А.А. Герцензон считает, что принципами уголовной политики являются: неизбежность отмирания преступности; признание первостепенного значения предупреждения преступлений; необходимость применения строгих мер наказания к лицам, совершающим злостные преступления; применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим менее опасные преступления и иные правонарушения; строжайшее соблюдение законности на подлинно демократических основах2.

П.Н. Панченко к числу принципов уголовной политики относит принцип приоритета социально-экономических и культурно-воспитательных мер в борьбе с преступностью; принцип сочетания

убеждения и предупреждения в борьбе с преступностью; принцип предупредительно-воспитательного содержания правовой основы борьбы с преступностью; принцип координированного взаимодействия государственных органов и общественности в борьбе с преступностью; принцип планирования мер борьбы с преступностью3.

П.С. Дагель выделяет общие принципы уголовной политики (демократизм, законность, сочетание мер убеждения и принуждения) и специфические принципы4.

Здесь приведены некоторые варианты перечней принципов уголовной политики, предложенные различными авторами. Однако в большинстве своем они мало отличаются от общеправовых и отраслевых принципов, хотя их основная сущность должна отражать реалии стратегии и тактики обеспечения борьбы с преступностью. В связи с этим рассмотрим каждый принцип в отдельности.

Принцип законности в уголовной политике, в соответствии с которым все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане должны соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан. Реализация принципа законности в уголовной политике призвана обеспечить неукоснительное соблюдение этого конституционного требования как при подготовке законодательных и иных правовых актов, так и в деятельности по их реализации всех ветвей государственной власти правоохранительных органов.

По мнению же Э. Жевлакова, принцип законности означает, что государство, все его органы признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить предписания закона и несут политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя

1 Шляпочников A.C. Ленинские принципы уголовной политики Советского государства // Советское государство и право. -1986. - №4. - С. 12-21; Ленин В.И. о принципах советской уголовной политики //Вопросыi борьбыг с преступностью. - 1970. -№° 11. С.73-92.

2 Уголовное право и социология: Учебник. - М, 1970. - С. 136.

3 Панченко П.Н. Вопросыг назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания. -Иркутск, 1976. - С. 27-28.

4 Дагель П.С. Проблемыi советской уголовной политики. - Владивосток, 1982. - С. 32, 136.

Уголовное право и уголовный процесс

ГбП

обязательств в борьбе с преступностью. Реализация этого принципа должна быть противопоставлена любым формам произвола, своеволия и вседозволенности. Должностные лица органов, ведущих борьбу с преступностью, равным образом должны нести ответственность за бездействие или невыполнение своих обязанностей, вытекающих из закона. При этом государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов в сфере борьбы с преступностью1.

Принцип законности включает в себя требования закона, соответствие ему всех подзаконных нормативных правовых актов, обеспечение строгой иерархии законов.

Принцип законности полностью действует и применительно к таким правовым последствиям ответственности и наказания, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение, освобождение от уголовной ответственности и наказания, изложенным в УК РК.

В этой связи необходимо помнить о недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность должна быть целесообразной, обоснованной, что относится и к стадии законотворчества, и к стадии правоприменения. В свою очередь, целесообразное решение всегда должно быть законным.

Подлинная целесообразность всегда закона основана на действующем законе. Уголовный закон во взаимодействии с другими законами, как правило, обеспечивает возможность реализации уголовной ответственности виновных, необходимую для этого доказательственную базу.

Принцип справедливости в уголовной политике обязывает законодателя к обоснованному (прежде всего, как нам думается, с помощью криминологической экспертизы) отбору криминализируемых и декриминализируемых деяний, установлению видов и размеров санкций, их «набора» в конкретных составах преступлений, общих начал реализации ответственности и наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволяют, на наш взгляд, в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения цели наказания. Таким образом, восстановление социальной справедливости в сфере реализации уголовной политики подчеркивает единство нравственных и правовых основ последней.

Принцип справедливости, как принцип уголовной политики, предполагает, во-первых, обеспе-

1 Жевлаков Э. Уголовная политика российского госуда1

чение неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступления, снижение до минимума латентных преступлений и преступлений, по которым виновный избежал уголовного наказания; во-вторых, соответствие уголовно-правового воздействия опасности содеянного и наступившим последствиям, личности виновного, его вине, мотивам и целям совершенного преступления, другим обстоятельствам, влияющим на характер и степень ответственности. Справедливость должна обеспечивать достижение равенства граждан перед законом. Правоохранительные органы должны стремиться к максимально возможному: восстановлению справедливости в отношении жертвы преступления, отдельных социальных групп и общества в целом.

Деятельность по выявлению виновных, совершивших преступные деяния, расследованию преступлений, справедливому и гуманному наказанию лиц, совершивших преступления, осуществляемая в рамках закона, также неразрывно связана с реализацией принципа справедливости. В частности, устанавливая альтернативные санкции с достаточно широким разрывом между нижним и верхним пределом, законодатель предоставляет суду реальную возможность индивидуализировать наказание.

Принцип справедливости может быть реализован не только в соответствующем закреплении в уголовном законодательстве или применении наказания, данный принцип уголовной политики реализуется также в деятельности правоохранительных органов, т.е. в деятельности следователей, в прокурорском надзоре и судебном решении.

Принцип справедливости, как и другие принципы уголовной политики, работает на оптимизацию среды функционирования, на повышение стабильности в обществе, регионе, на восстановление социальной справедливости.

Принцип гуманизма уголовной политики вытекает из основ конституционного строя, провозглашающих приоритет общечеловеческих ценностей. Он реализуется через защиту человека, его прав и законных интересов от преступных посягательств. Наказание и иные меры уголовно-правового характера не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Гуманизм - это неотъемлемое свойство каждого правового государства, которое признает, что высшей ценностью государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

тва // Уголовное право. - 1998. - №1. - С. 123 - 132.

Назрела необходимость нового подхода в разработке такого традиционного для теории уголовной политики принципа, как гуманизм (гуманность). Обычно изложение его содержания сводится к смягчению участи и обеспечению прав и законных интересов лиц, совершивших преступление. Однако следует помнить: 1) смысл правовых мер по борьбе с преступностью состоит в восстановлении или возмещении благ, на которые посягал преступник, иными словами, требование гуманизма надо адресовать прежде всего защите потерпевших; 2) экономия уголовной репрессии не является самоцелью, здесь должно действовать требование разумной достаточности (с точки зрения обеспечения общественной безопасности, предупреждения преступлений, создания предпосылок для возврата преступника к нормальной жизни). Одностороннее рассмотрение проблемы минимизации карательного воздействия также противоречит целям уголовной политики, как и избыточная суровость воздействия. Поэтому обсуждение, например, проблем смертной казни, увеличение сроков лишения свободы, снижение возраста уголовной ответственности и т.д. нельзя вести с абстрактно либеральных позиций или ограничиваться при этом вместо конкретной аргументации ссылкой на необходимость гуманного обращения с преступниками.

Принцип экономии уголовных репрессий тесно связан с предыдущими принципами, в том числе непосредственно связан с принципом гуманизма, так как, с одной стороны, его целью является стимулирование правонарушителя к активным действиям по восстановлению прав пострадавшего, а с другой - достижение целей уголовного наказания с наименьшими моральными и материальными затратами, сокращение масштабов уголовной репрессии в отношении широкого круга граждан.

Экономия уголовных репрессий осуществляется в различных формах: декриминализация преступлений небольшой степени тяжести, применение более мягкого вида наказания к обвиняемому.

Н.А. Беляев указывает, что принцип экономии мер уголовных репрессий проявляется в двух моментах: 1) если при привлечении виновного к ответственности и осуждению выясняется, что в данном случае можно обойтись без применения

уголовного наказания, и закон позволяет это сделать, - наказание не должно применяться; 2) при назначении наказания суд должен исходить из того, что в качестве наказания должна быть избрана предусмотренная для данного случая законом мера, обладающая наименьшей репрессивностью. Единственное требование, которому всегда должна удовлетворять эта мера, заключается в том, что она обязана обеспечивать в конкретном случае достижение всех целей наказания1.

С.Г. Келина, В.Н. Кудрявцев считают, что экономия уголовных репрессий достигается еще на законодательной стадии, когда решается вопрос как о круге деяний, включаемых в уголовный закон (криминализация), так и о мерах наказания за них (пенализация). Экономия уголовных репрессий - это гуманизм, проявляемый законодателем2.

В свете Концепции правовой политики Республики Казахстан данная экономия репрессий распространяется на лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также применена к социально уязвимым группам населения — беременным и одиноким женщинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетним, людям преклонного возраста. Применение указанного принципа предполагает индивидуализацию наказания и выборочную репрессию в отношении тех или иных видов преступлений.

Принцип взаимной ответственности личности общества и государства существенным образом корректирует провозглашение приоритета прав и свобод личности в правовом демократическом государстве применительно к целям обеспечения правопорядка и безопасности личности3.

Принцип международного сотрудничества и взаимопомощи в борьбе с преступностью на современном этапе приобретает особую актуальность, так как интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность, включающая в себя как традиционно уголовные угрозы, так и новые, обусловленные развитием международного терроризма, требует адекватного эффективного противодействия. Деятельность конкретного государства в сфере борьбы с преступностью, с ее наиболее опасными проявлениями - международным терроризмом должна быть увязана с аналогичной зарубежной и международной деятельностью4.

м,

1 Беляев H.A. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации: Монография - Ленинград, 1986. - С. 48.

2 Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. - М., 1988. - С. 153-157.

3 Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы! теории и практики): Монография. 2004. - С. 28-30.

4 Ляхов Д.Е. Правовыге основыг международные контртеррористических институционалыныгх систем: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М, 2004. - С. 8.

Уголовное право и уголовный процесс

П69-1

Принцип обеспечения общественной и национальной безопасности закрепляет структурные основные цели и задачи уголовной политики, когда ряд наиболее опасных преступлений посягает не только на правопорядок и безопасность личности, но и угрожает существованию самого государства как суверенного образования и субъекта международного права1.

Позиция Г.М. Миньковского и В.П. Ревина, сводится к тому, что они относят к принципам уголовной политики: принцип законности, принцип справедливости, комплексность, соответствие задач полномочиям и ресурсов, принцип опережающего характера стратегических решений2.

Соответствие задач, полномочий и ресурсов означает, что при постановке перед правоохранительными органами новых задач в сфере борьбы с преступностью следует предусматривать расширение соответствующих полномочий (если нужно, то путем внесения изменений и дополнений в законодательство), а также выделение необходимых ресурсов. Иными словами, задачи должны быть соотнесены, согласованы с реальной ситуацией в сфере борьбы с преступностью, возможностью эффективного воздействия на криминогенные факторы в целях стабилизации обстановки и повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства. По мнению автора, как показывает многолетний опыт, попытки возложить на субъекты реализации уголовной политики дополнительные задачи без наделения их необходимыми полномочиями приводят к невозможности исполнения задач субъектами реализации уголовной политики3.

Принцип опережающего характера стратегических решений означает, что задачи в сфере борьбы с преступностью должны ставиться и реализовываться не путем «проб и ошибок», а исходя из стратегических целей, определяемым и высшими органами власти, на основе научно обоснованного анализа преступности, выявление ее тенденций и прогноза на ближайший период (в современных условиях не более чем на два-три года). Уголовная политика и принимаемые на ее основе стратегические решения призваны обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к уровню, когда она перестает быть угрозой общественной и на-

циональной безопасности. В последующем, возможно, говорить о постановке задач по снижению уровню преступности, минимизации ее отдельных видов до определенных количественных показателей4.

Однако важность данного принципа и его реализация зависит от одной из приоритетных направлений исследования проблем уголовной политики на современном этапе - методология и методика слежения за ситуацией (мониторинг), без исследования которой невозможно обеспечить реализацию вышеуказанного принципа.

По мнению Э. Жевлакова, кроме указанных нами принципов, к основным принципам государственной политики в области борьбы с преступностью можно отнести принцип приоритета предупреждения, профилактики преступлений и опоры на поддержку населения по отношению к уголовной репрессии. Предупреждение преступлений и устранение порождающих их причин, главное направление в борьбе с преступностью, важнейшая задача любого общества и государства, считает автор, и с этим нельзя не согласиться.

Совокупность принципов уголовной политики говорит об их системности. Сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они, не будучи связанными иерархической зависимостью, являются взаимодействующими звеньями, образуют определенную целостность, подкрепляют и дополняют друг друга. Среди принципов уголовной политики нет основных и вспомогательных. Соприкасаясь по значению и даже частично пересекаясь по содержанию, друг с другом, они сопоставляют и образуют основу уголовной политики, обеспечивают единство, стабильность и целенаправленность и формируют практику ее реализации.

Полная реализация названных выше принципов уголовной политики, как идеальной модели содержания и применения законодательства, в том числе уголовного, возможна при условии реализации уголовной политики субъектами, которые будут полностью соблюдать и строго придерживаться указанных принципов. Тем не менее, трудно переоценить значение принципов уго-

ловной политики, которые находят свое начало в

1 Лесников Г.Ю. Указ. соч.: Монография. - М, 2004. - С. 30.

2 Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой, Академия управления МВД России. - М, 2003. - С. 12.

3 Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой, Академия управ-

ления МВД России. - М, 2003 4 Там же. - С. 14.

- С. 13.

Уголовном кодексе Республике Казахстан и получили свое закрепление в Концепции правовой политики РК.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что принципы формирования уголовной политики Республики Казахстан в борьбе с преступностью долж-

ны быть едины и обязательны для всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также для всех правоохранительных органов. Неукоснительное их соблюдение призвано обеспечить согласованность в деятельности всех органов власти и правоохранительных органов.

Автор бул гылыми мацалада цылмыстыц саясат цурамасыныц цагидаларын царастырады. В данной научной статье автор рассматривает принципы формирования уголовной политики. In the given scientific article the author considers principles of formation of criminal policy

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Предлагается вниманию читателей изданная Институтом законодательства РК монография Сапаргалиева Г.С. «Парламентское право Республики Казахстан» объемом 308 стр. в твердом переплете.

В книге впервые исследуются основные проблемы парламентского права Республики Казахстан: понятие, источники, нормы парламентского права, принципы организации деятельности Парламента, правовой статус депутатов Парламента, формы их деятельности, структура Парламента Республики Казахстан, взаимоотношения его Палат, функции Парламента, законодательный процесс, его статус. Особо освещаются взаимоотношения Парламента с Президентом, Правительством Республики Казахстан, Конституционным Советом, прокуратурой, судами.

Монография снабжена основными источниками парламентского права Республики Казахстан: конституционными, обычными законами, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, некоторыми другими нормативными правовыми актами, а также статистическими данными о результатах деятельности Парламента за все годы функционирования Парламента РК.

Книга рассчитана на студентов юридических учебных заведений, на ученых-правоведов, политологов, широкий круг читателей, интересующихся деятельностью законодательного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.