УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10007
ББК 67
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хабил Магомедрасулович ШАБАНОВ, доцент Джамиля Абдурахмановна САЛАХАНОВА,
кафедры конституционного и международного магистрант Юридического института
права Дагестанского государственного Дагестанского государственного университета
университета, кандидат юридических наук E-mail: zaira2378@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию кадровых полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Отмечается, что в общем объеме полномочий данная группа занимает особое место, представляя собой, по сути, форму реализации системы сдержек и противовесов. Указывается ряд проблемных моментов, в частности, касающихся процедуры назначения Председателя Правительства РФ.
Ключевые слова: парламент, кадровые полномочия, контроль, правительство, президент, назначение.
Annotation. The article is devoted to the study of personnel powers of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. It is noted that in the total scope of powers, this group occupies a special place, representing, in fact, the form of the system of checks and balances. There are a number of problematic issues, in particular, regarding the procedure for appointing the Prime Minister.
Keywords: Parliament, personnel of the authority, control, government, president, purpose.
В структуре полномочий Государственной Думы ФС РФ особое место, наряду с законодательными и контрольными, занимают кадровые полномочия.
Кадровые полномочия представляют собой опосредованную реализацию контрольных функций парламента как элемента системы сдержек и противовесов. Эта категория полномочий связана с возможностью нижней палаты парламента влиять на формирование персонального состава каких-либо органов или на назначение должностных лиц.
К числу таких органов и должностных лиц положения Основного закона страны относят Председателя Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Председателя Центрального банка РФ. Помимо перечисленных в Конституции Российской Федерации полномочий, Государственная Дума назначает и освобождает от должности пять из пятнадцати членов Центральной избирательной комиссии.
Дача согласия Государственной Думой Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ является важным элементом взаимодействия исполнительной и представительной (законодательной) власти.
Что касается главы Правительства РФ, то здесь есть несколько моментов, требующих внимания.
Прежде всего, следует отметить, что нижняя палата парламента может влиять только на назначение главы Правительства, при этом ее согласие при его отставке не требуется.
Еще одно положение Конституции РФ вызывает неоднозначные оценки — это тот факт, что тройное отклонение кандидатуры главы Правительства РФ в императивном порядке приводит к роспуску Государственной Думы и назначению Президентом РФ новых выборов, при этом глава государства самостоятельно назначает главу Правительства; таким образом, роспуск нижней палаты парламента вполне может выступать как форма давления на нее1.
Кроме того, еще одним спорным моментом выступает тот факт, что, исходя из позиции Конституционного Суда РФ2, Конституция РФ не ограничивает главу государства в возможности при отклонении повторного представления той же кандидатуры.
Такая позиция Конституционного Суда РФ заслуживает справедливой критики. Право Президента представлять одного и того же кандидата дважды или трижды идет в разрез с теорией сдержек и противовесов.
№ 2/2018
Безусловно, в идеальном варианте предполагается, что Президент РФ предлагает кандидатуры на пост Председателя Правительства, предварительно согласовав позиции различных политических сил в парламенте, в том числе через предварительное согласование персональной кандидатуры в депутатских объединениях, либо путем поиска компромисса после отклонения кандидатуры в парламенте. Однако на практике возможна ситуация, когда после второго отклонения кандидатуры Государственная Дума фактически лишена права голоса под угрозой роспуска и будет вынуждена согласиться с любым предложение главы государства.
Дача согласия главе государства на назначение главы исполнительной власти представляет собой проявление системы сдержек и противовесов, однако в случае угрозы роспуска оно уже вполне может стать формой давления.
В случае возможного роспуска Государственной Думы возникает ситуация осуществления Президентом РФ в течение нескольких месяцев своих полномочий при фактическом отсутствии представительной (законодательной) власти.
По мнению Б.С Крылова, перерыв в деятельности представительной власти автоматически влечет за собой пусть временное, но усиление исполнительной власти3. Более того, вновь избранная Дума не утверждает в должности назначенного таким образом Председателя Правительства.
В числе контрольных кадровых полномочий Государственной Думы некоторые ученые называют назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ4.
Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и их объединениями5. Данный пост учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными и муниципальными органами.
Вместе с тем представляется не вполне обоснованным рассматривать данное кадровое полномочие как проявление контрольной функции парламента. Уполномоченный не входит в состав парламента, ему не подотчетен, срок его полномочий не связан со сроком полномочий нижней палаты парламента. Как отмечают некоторые авторы, трудно однозначно определить место Уполномоченного по правам человека в механизме разделения властей6.
Еще одно кадровое полномочие Государственной Думы заключается в назначении и освобождении от должности Председателя Центрального банка России. Данный орган не относится ни к одной из ветвей власти, он независим от госу-дарства7.
По мнению Н.Е, Ковачевой, это делает его элементом в системе разделения властей8.
Кандидатуру Председателя Центрального банка России представляет Президент РФ. Что касается состава Совета директоров Банка России, то они назначаются по представлению его Председателя по согласованию с Президентом РФ. Данные кадровые процедуры предоставляют Государственной Думе широкие контрольные полномочия в отношении Банка России.
Что касается Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии, то полномочия по назначению их состава реализуются Государственной Думой совместно с Советом Федерации.
В целом анализ контрольных полномочий Государственной Думы позволяет сделать вывод о том, что они не в полной мере отвечают требованиям сдерживания в рамках системы сдержек и противовесов
1 Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2013. С. 10.
2 По делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 г. № 28-П // Сз РФ. 1998. № 52. Ст. 64.
3 Крылов B.C. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал рос. права. 1998. № 6. С. 4.
4 Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М., 2015. С. 174.
5 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ РФ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 31.01.2016 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. ст. 1011,
6 Войцова В.В., Войцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М., 2013. С. 60.
7 Некоторые авторы относят Банк России к исполнительной ветви власти.
См. напр.: Колпаков Н. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 26.
8 Ковачева Н.Е. О контроле Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью Центрального банка Российской Федерации // Проблемы народного представительства в РФ / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во мгу, 2013. С. 61.
№ 2/2018