ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
23
УДК 821.161
А.В. Флоря, Е.Ю. Уметбаева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДИОСТИЛЯ А.А. ГАЛИЧА
Предмет данной статьи - описание художественных особенностей поэзии Александра Галича. Авторы характеризуют индивидуальный стиль писателя. Основной метод исследования - описательный. Стиль поэта определяется его художественным миром. Компонентами последнего являются: мировоззрение автора, отношение к фундаментальным категориям бытия, характер восприятия действительности - объективный, субъективный, сложный; соотношение реального или вымышленного и просто искусственного в эстетике произведений; творческий метод; единство или множественность точек зрения; аксиология; идеи и темы, релевантные для автора; константные образы; эмоциональная окраска. Для А. Галича очень важны категории добра и зла, жизни и смерти, свободы и рабства, души. Поэт не идеализирует, не преображает действительность. Он критически переосмысливает ее. При этом он указывает на высшую реальность. Галич использует стилистические контрасты и интертекстуальные параллели. В его аксиологической системе главное место занимает свобода. В описании мира он предпочитает иронический пафос. Лингвистические средства выражения иронии весьма разнообразны. К ним относятся антифразис, метафора, парадокс и др.
Ключевые слова: Александр Галич, идиостиль, бардовская песня, художественный мир, лирика, эстетический смысл, романтизм, реализм, стилистические контрасты, интертекст.
А.А. Галич - один из родоначальников бардовской культуры и воистину культовый автор. Однако его творчество изучено значительно меньше, да оно и менее популярно, чем песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. О Галиче больше писали в биографическом, идеологическом, музыковедческом аспектах. Что касается филологии, то в исследовании его творчества преобладает литературоведческий подход. Литературоведов в песнях А. Галича интересует образ автора, лирический герой, художественный мир, повествовательная структура. Ученые также проводят серьезную текстологическую работу.
Песенное творчество А.А. Галича рассматривается как правило в сопоставлении с текстами Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича и В.С. Высоцкого [5-7]. Монографически в лингвистическом аспекте оно характеризуется в кандидатской диссертации Е.Ю. Уметбаевой [8].
Подробного и системного описания идиостиля А.А. Галича до сих пор нет. Филологи, в том числе языковеды, обращают внимание лишь на отдельные, наиболее яркие, особенности - балладный строй многих текстов, монологизм, просторечные элементы, антономазию [9] и даже на проявление интертекстуальности [1].
В этой статье мы попытаемся дать общий очерк идиостиля А.А. Галича.
Стиль писателя обычно вырастает из его художественного мира, конституентами которого (если обобщить обширную литературу по данному вопросу) являются: 1) мировоззрение автора, отношение к фундаментальным категориям бытия; 2) характер восприятия действительности - объективный, субъективный, сложный; 3) соотношение реального или фикционального (вымышленного и просто искусственного) в эстетике произведений; 4) творческий метод; 5) единство или множественность точек зрения; 6) аксиология; 7) идеологемы и темы, релевантные для автора; 8) константные образы; 9) эмоциональная окраска.
Языковая картина мира может изучаться в эстетическом аспекте, то есть через призму художественных функций лингвистических единиц, относящихся к различным уровням. Эстетический смысл лексем складывается из индивидуально-авторских значений, семантических оттенков, эмоционально-экспрессивных, оценочных коннотаций, образного потенциала. Эстетические значения «раскрываются в лингвистическом (внутреннем, языковом) и идейно-художественном (внешнем, экстралингвистическом) контекстах, при учете парадигматических и синтагматических особенностей слова определенной части речи» [3. С. 13]. Эстетические смыслы, как правило, не допускают однозначных толкований. Для них также типичен внешний, то есть мнимый, алогизм словесных связей. Слово с эстетическим значением не примыкает к ближайшим по смыслу, этим мотивируется его нерасторжимая связь с художественным целым [4. С. 21].
Поскольку идиостиль и художественный мир писателя едины, мы рассмотрим их в поэзии А.А. Галича неотрывно друг от друга.
2015. Т. 25, вып. 6
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
1) Мировоззрение автора, отношение к фундаментальным категориям бытия. А.А. Галич был религиозным человеком. Категории добра и зла, жизни и смерти, свободы и рабства, души были очень важны для него и трактуются совершенно традиционно:
И что душа? - прошлогодний снег!
А глядишь - пронесет и так!
В наш атомный век, в наш каменный век,
На совесть цена пятак!
И кому оно нужно, это «добро»,
Если всем дорога - в золу...
Так давай же, бери, старина, перо!
И вот здесь распишись, в «углу» (Еще раз о черте). [2. С. 261]
Как утверждает Д.Н. Курилов, «христианство Александра Галича безусловно и экспрессивно» [5. С. 35]. Галич способен примирять бывших врагов - например, в «Желании славы», но к всепрощению не склонен:
Мы не забудем этот смех,
И эту скуку!
Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку!
(Памяти Б.Л. Пастернака). [2. С. 171]
Впрочем, и в «Желании славы» примирение сомнительно, поскольку односторонне. Бывший «зэк» не держит зла на «вертухая», который перед самой смертью взрывается пароксизмом ненависти.
2) Упомянутое Д.Н. Куриловым «безусловное и экспрессивное христианство Александра Галича» проявляется, прежде всего, в отношении к действительности: преимущественно субъективном, или, вернее, глубоко личностном, потому что реальность при этом не искажается. Его лирика «почти свободна от романтических иллюзий. Галич не идеализирует, не преображает действительность. Он критически переосмысливает её» [5. С. 35].
3) Итак, Галич воспринимает мир без иллюзий и прикрас. Однако он часто говорит об иной -горней, божественной - реальности: «И не стало вертухая, не стало, // И поплыла вертухаева койка // В те моря, где ни конца, ни начала!» (Желание славы) [2. С. 213].
В «Кадише» совершенно естественная мечта девочки из Варшавского гетто: «Поплывет кораблик мой к острову Спасения, // Где ни войн, ни выстрелов, - солнце и покой» преображается в общую надежду всего человечества: «К солнечному берегу, к острову Спасения // Чей-то обязательно доплывет корабль!» [2. С. 315].
Иногда этот высший мир обозначается косвенно - через литературу. Например, в песне «Памяти Б.Л. Пастернака» реальной пошлости и подлости противопоставлена цитата из Пастернака и в целом создается противопоставление двух несовместимых миров:
«Мело, мело, по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... »
Нет, никакая не свеча -Горела люстра! Очки на морде палача Сверкали шустро! [2. С. 170]
4) Двоемирие - черта романтическая. Одним из проявлений романтизма у Галича становится ирония, играющая важную роль в его поэзии. С другой стороны, как бытописатель и сатирик зощен-ковской школы он реалистичен. В его творчестве органически сочетаются возвышенное и низменное, сакральное и бытовое, что проявляется на языковом уровне.
Галич любит стилистические контрасты. Это делают многие, но Галич проявляет своеобразие. Вот очень характерный текст из «Желания славы» (кстати, само название этой поэмы используется для весьма оригинального интертекстуального обыгрывания - высокая тональность пушкинского стихотворения переводится в трагикомический план). Итак:
Колокольчики-бубенчики, Пьяной дурости хамеж! Где истцы, а где ответчики -Нынче сразу не поймешь. Все подряд истцами кажутся, Всех карал единый Бог, Все одной зеленкой мажутся, Кто от пуль, а кто от блох! [2. С. 212]
В этом коротком фрагменте не просто смешиваются низкий и высокий стили, а реализуется достаточно широкий стилистический репертуар. С одной стороны: нейтральная вульгарно-бытовая лексика («пьяная», «блохи»), умеренная разговорная речь («нынче», безличная форма «не поймешь», «дурость», «зеленка» - причем последняя лексема сочетает в себе два значения: та, которая «от пуль», является арготизмом, это уже другой речевой пласт), народно-поэтическая разговорная (ин-теръектив «Колокольчики-бубенчики!»), просторечие («хамёж»). С другой стороны - различные книжные элементы: официальные юридические термины, употребляемые, впрочем, в аллегорическом, т.е. в поэтическом, смысле («истцы», «ответчики»), библеизм («Всех карал единый Бог»).
Замечательно не только использование каких-то слов или оборотов, а их соотношение и динамика в текстовой партитуре. В первых двух строках разговорные элементы располагаются градационно, идут непосредственно друг за другом, с постепенным усилением разговорной окраски, достигая апогея в самом грубом, выразительном и нетривиальном словечке «хамёж». Заявленное в первое строке бесшабашное веселье оборачивается истерической пьяной бравадой, скрывающей страх. В последующем тексте дается синкретический образ суда - и земного, и высшего, реализуемый через смешение стилей.
Поэт, начиная с безмятежной веселости, проводит персонажей через различные состояния до высшей точки - смертной казни (зеленка от пуль), а после этого тема получает резко травестийное комическое разрешение в образе блох (анезис).
При этом Галич виртуозно работает на синтаксических средствах - прежде всего антитетоне и тройной анафоре, - создавая образ мнимого противопоставления и фундаментального единства всех людей в общей участи. Разнообразие стилей, эволюция чувств - элементы реалистической эстетики.
Совмещая реалистическое начало с романтическим, Галич любит строить оксюмороны, парадоксы, неожиданные образы, имеет пристрастие к языковой игре.
5) Тексты Галича написаны главным образом от одного лица - лирического героя или персонажа (в сказовой форме). С другой стороны, у Галича есть произведения, в которых путем прямого цитирования, несобственно-прямой, внутренней или косвенной речи передаются различные точки зрения. В этом, а также в стилизациях чужих речевых манер в текстах, где представлена одна повествовательная инстанция, воплощается реалистическая поэтика.
6) В аксиологической системе Галича главное место занимает свобода, трактуемая максимально широко: и политическая, и индивидуальная свобода. С ней связаны такие ценности, как человеческое достоинство, сострадание, любовь к ближнему, неприятие равнодушия, историческая память.
7) «Главные темы его творчества - вера и безверие, жизнь и смерть, политические репрессии, война, пороки современной жизни, национальный вопрос (еврейские и цыганские мотивы), ностальгия. Религиозная и гражданская лексика, соответствующая данным темам, составляет идеологический словарь поэта» [8. С. 12-13].
8) «С темами связаны и образы его стихов - библейские персонажи, Сталин, реальные люди (палачи и жертвы; рядовые советские граждане, рисуемые в «зощенковских» тонах)» [8. С. 13]. Одна из важнейших особенностей изображения зла у Галича - банальность (воспользуемся формулировкой Х. Арендт). Даже дьявол лишен инфернального ореола, а подобен заурядному бюрократу: «И я спросил его: "Это кровь?" // "Чернила", - ответил он...» (Еще раз о черте) [2. С. 261].
2015. Т. 25, вып. 6
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
9) Как было сказано, у Галича превалирует иронический пафос. Причем его палитра иронических средств очень разнообразна. Это антифразис, и, напротив, астеизм («Где теперь крикуны и печальники?» [2. С. 79]), и анезис, и парадокс (блестящий пример - «Переселение душ» [2. С. 186]), и диминутивы, и издевательские призывы («Промолчи, промолчи, промолчи!» [2. С. 79] или, в «Плясовой»: «Пожалейте, люди, палачей!» [2. С. 263]), и метафоры, причем специфические. Один из таких приемов - деидеоматизация фразеологизма путем развития образа «Но поскольку молчание - золото, // То и мы, безусловно, старатели» (Старательский вальсок [2. С. 79]). Другой прием - в том же тексте - апосиопезис: «Сколько раз мы молчали по-разному, // Но не против, конечно, а за!» [2. С. 79]. Молчание иллюстрирует фигура умолчания.
Но часто поэт бывает предельно серьезен, и в этом регистре он склонен к скорби или обличению - чаще к тому и другому вместе. Тогда он говорит автологически, то есть откровенно, когда слова употребляются в буквальном смысле, причем самые резкие: «До чего ж мы гордимся, сволочи, // Что он умер в своей постели!» (Памяти Б.Л. Пастернака) [2. С. 170]. Сама эта тенденция ближе к искусству классицизма, что вообще, по А.Д. Синявскому, не было чуждо советской эпохе. Причем особенность этого неоклассицизма была в отказе от соблюдения жанровой и стилистической чистоты.
Галич не просто соединяет стили и жанры. Он стилизирует различные речевые манеры - прежде всего социально обусловленные: жаргоны, арго, шансон, цыганские романсы, бюрократический сленг, советские лозунги и штампы, причем нередко вводимые в новый контекст и приобретающие новые, порою курьезные, коннотации (самый яркий, воистину гомерический пример последнего: «Израильская, - говорю, - военщина // Известна всему свету! // Как мать, - говорю, - и как женщина // Требую их к ответу» [2. С. 327] в устах рабочего Клима Петровича, выступающего по чужой бумажке на митинге в защиту мира). Такая работа со стилями соответствует реалистическому методу.
Галич - не только поэт и даже не только бард, но и человек, имеющий отношение к кино и театру. Это придает его творчеству элемент синкретизма. Его тексты сильно зависят от музыкального сопровождения, а также от ритма, интонационного рисунка и даже от особенностей произношения. Например, мощный эффект ностальгического надрыва производит твердое старомосковское [с] в песне «Когда я вернусь», где аккумулированы возвратные глагольные формы.
Синкретизм проявляется и в специфике смешения жанров. Сам по себе прием традиционен, но Галич нередко соединяет жанры разных искусств - например, песни и марши (это еще вполне обыкновенно) или танцы («Плясовая», «Больничная цыганочка»), отдавая предпочтение вальсам, среди которых есть довольно экстравагантные жанровые гибриды («вальс-баллада»), причем в ситуациях, где этот танец явно неуместен: «Вальс его величества или Размышления о том, как пить на троих», «Колыбельный вальс».
Итак, поэзия Галича строится на контрастах и противоречиях, сочетает в себе реализм, романтику и отчасти классицизм, смешное (забавное) и трагическое, лирику и сатиру.
И еще одна важная деталь. Поэт не просто широко использует выразительные средства - он их максимально интенсифицирует. Они взаимодействуют друг с другом, тем самым усиливая друг друга. Метафоры, как правило, поддерживаются звукописью, экспрессивными морфемами, но, главное, -разнообразными синтаксическими фигурами (часто - несколькими сразу). Это придает тексту драматизм и напряженность.
Итак, мы дали очерк наиболее характерных идиостилистических признаков, на которые полезно ориентироваться при анализе творчества А.А. Галича.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолов Н. Александр Галич: поэтика интертекстуальности. URL: http://polit.ru/artide/2013/07/21/bogomolov/ print/
2. Галич А.А. Песня об Отчем Доме: Стихи и песни с нотным приложением. М.: Локид-Пресс, 2003. 543 с.
3. Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имен прилагательных в тексте художественных произведений. Кишинёв: Штиинца, 1980. 160 с.
4. Ковтун Л.С. О специфике словаря писателя // Словоупотребление и стиль М. Горького / отв. ред. Б.А. Ларин. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1962. С. 12-23.
5. Кофанова В.А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни (на материале текстов произведений Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, А.М. Городницкого, Ю.И. Визбора): дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 236 с.
6. Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.): дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. URL: http://www.bard.ru/kurilov/.
7. Новиков В.И. Авторская песня как поэзия сопротивления // Вестник Online. № 5 (290). 28 февраля 2002 г. URL: http://www.vestnik.com/issues/2002/0228/koi/novikov.htm.
8. Уметбаева Е.Ю. Цветовая картина мира в поэтическом языке А.А. Галича: лингвистический аспект (на материале поэзии 1960-70-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 25 с.
9. Флоря А.В., Уметбаева Е.Ю. Антономазия в поэзии А.А. Галича 1960-70-х гг. // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2008. Вып. 3. С. 173-180.
Поступила в редакцию 05.11.15
A. V. Florya, E. Yu. Umetbaeva
GENERAL CHARACTERISTICS OF THE IDIOSTYLE OF ALEXANDER GALICH
The objective of this paper is to describe the art features of Alexander Galich's poetry. The authors of the paper characterize the individual style of the writer. The main method of research is descriptive. The style of a poet is determined by his or her aesthetic world. Its component parts are: world view of an author, relation to the fundamental categories of existence; the nature of reality perception - objective, subjective, complex; the ratio of the real and the fabulous or artificial in aesthetics of works; creative method; unity or multiplicity of points of view; axiology; ideas and themes that are relevant to an author; constant images; emotional tone. For A. Galich the very important categories are good and evil, life and death, freedom and slavery, soul. The poet neither idealizes nor transforms the reality. He critically rethinks it. Moreover, he points to a higher reality. Galich uses stylistic contrasts and intertextual parallels. In his axiological system a dominant element is freedom. This author prefers the ironic pathos when describing the world. Linguistic means of irony expression are rather varied. These include antiphrasis, metaphor, paradox, and others.
Keywords: Alexander Galich, idiostyle, bard song, aesthetic world, lyrics, aesthetic sense, romanticism, realism, stylistic contrasts, intertext.
Флоря Александр Владимирович, доктор филологических наук, профессор
Уметбаева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, заместитель директора по учебной работе
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
462403 Россия, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15а E-mail: [email protected]
Florya A.V.,
Doctor of Philology, Professor
Umetbaeva E.Yu.,
Candidate of Philology,
Deputy Director on Educational Work
Orsk Arts and Engineering Institute (the branch of) Orenburg State University
pr. Mira, 15a, Orsk, Orenburg region, Russia, 462404 E-mail: [email protected]