Бурдо Е. П.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
Бурдо Евгений Петрович, к.ю.н. Должность: Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.
Место работы: Администрация Главы Республики Марий
Аннотация: в работе рассматриваются общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ.
Ключевые слова: права и обязанности родителей, воспитание несовершеннолетних детей
GENERAL CHARACTERISTIC AND REALIZATION FEATURES THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF PARENTS FOR EDUCATION OF MINOR CHILDREN IN THE FAMILY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Burdo Evgeniy Petrovich, Ph.D in Law. Children’s Ombudsman in Mari El Republic.
Work place: Administration of the Head of Mari El Republic
Annotation: the paper considers General characteristics and peculiarities of realization of the rights and duties of parents in education of minor children in the family legislation of the Russian Federation.
Keywords: rights and obligations of parents, the education of minor children
Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права несовершеннолетних детей в семье. При этом необходимо отметить, что несовершеннолетние дети рассматриваются законодателем, как самостоятельные участники отношений с родителями и другими родственниками. В этой части российское семейное законодательство приведено в соответствие с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой с 15 сентября 1990 г. является Россия1.
1См.: Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.
Подпункт 1 п. 2 ст. 54 СК РФ указывает, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства2.
В то же время в подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ закреплено положение о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, имея при этом преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами3 4.
Соответственно, толкуя подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ, получается, что со стороны детей воспитание - это право, а со стороны родителей воспитание своих несовершеннолетних детей - их и право и обязанность. Следовательно, здесь прослеживается наличие двух относительных правоотношений.
Сущность этих правоотношений заключается в возникновении относительного правоотношения со стороны каждого родителя к ребенку. Получается, что индивидуальная обязанность по воспитанию ребенка есть как у одного родителя, так и у другого.
Данное утверждение подтверждает п. 1 ст. 61 СК РФ, устанавливающий равные права и обязанности для родителей по отношению к своим детям.
Следовательно, законодатель не случайно в гл. 12 СК РФ обращается во всех статьях, касающихся осуществления родительских прав не к одному, а к двум родителям, за исключением ст. 66 СК РФ (осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка).
Целью такого обращения является идея законодателя о том, что для достижения соответствующего результата в воспитании несовершеннолетнего ребенка, необходимо совместное осуществление родителями своих обязанностей по реализации права ребенка на
4
воспитание .
В связи с этим, права и обязанности у одного и другого родителя не только равные, но и взаимные. Они составляют содержание относительного родительского правоотношения между двумя родителями по воспитанию ребенка. Значит, право одного родителя противостоит обязанности второго не препятствовать в осуществлении права на воспитание ребенка и наоборот. Но при этом каждый родитель должен контролировать процесс воспитания ребенка, осуществляемый другой стороной.
Изложенное позволяет сделать вывод о наличии связи между подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ. Получается, что, закрепляя за ребенком право на получение им воспитания от своих родителей, законодатель возлагает на родителей права и обязанности по реализации данного права.
Следовательно, возникает вопрос о наличии корреспондирующей обязанности детей в отношении своих родителей.
2См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. -1996. - № 1. - Ст. 16.
3Там же.
4Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних / Л.М. Пчелинцева // Право и образование. -2003. - № 5. - С. 176.
19
Бизнес в законе
4’2014
В ст. 47 СК РФ, где говорится об основаниях для возникновения прав и обязанностей субъектов родительского правоотношения, косвенно указывается и на наличие обязанностей у детей. При этом в указанной норме отсутствует прямое указание на взаимный характер прав и обязанностей родителей и детей.
Данное обстоятельство допускает возможность утверждать, что взаимность личных неимущественных прав и обязанностей у субъектов родительского правоотношения, отсутствует, тем более, что гл. 11 СК РФ, даже не упоминает, о каких-либо обязанностях детей в отношении своих родителей.
Вместе с тем, ст. 1 СК РФ, в качестве основного начала семейного законодательства закрепляет правило, исходящее из необходимости укрепления семьи, построения семейных правоотношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
Исследуя ст. 1 СК РФ, можно выдвинуть предположение о том, что родители вправе претендовать на взаимные обязанности со стороны детей, выражающиеся в любви, уважении и взаимопомощи, при осуществлении родителями воспитания ребенка.
Как нам представляется, закрепив в СК РФ положение о взаимных правах и обязанностях детей в отношениях со своими родителями, законодатель тем самым поможет укреплению семьи и построению семейных отношений, тем более, что толкование ст. 1 СК РФ и ст. 29 Конвенции о правах ребенка, приводит нас к выводу о все-таки существующем, но нигде нормативно не закрепленном положении о взаимности прав и обязанностей родителей и детей.
Статья 29 Конвенции о правах ребенка определяет, что воспитание детей должно быть направлено родителями, в первую очередь - на воспитание уважения к самим родителям ребенка; во вторую очередь - к культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и происхождения; и в третью очередь - к цивилизациям, отличным от его собственной5.
Следовательно, если продолжить идею Конвенции о правах ребенка о направлении родителей в процессе воспитания своих детей, то получается, что родители обязаны прививать своим детям в течение всего процесса воспитания уважение к самим себе. Привить детям чувство уважения, родители могут только через призму взаимности. Только путем реализации прав и обязанностей родителей по уважению друг друга, можно ставить вопрос о способности осуществления их прав и обязанностей по уважению детей и как следствие - о взаимных правах и обязанностях детей по уважению родителей. Только с помощью собственного примера уважения ребенка как личности, родители смогут добиться взаимного уважения со стороны ребенка.
С учетом вышеизложенных доводов и аргументов, можно заключить, что праву несовершеннолетних детей на уважение их человеческого достоинства родителями соответствует обязанность родителей уважать человеческое достоинство детей. Следовательно, праву родителей на уважение человеческого достоинства детей корреспондирует встречная обязанность детей по уважению человеческого достоинства своих родителей. Поэтому взаимность данного правоотно-
5См.: Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.
шения состоит в том, что в него включаются две встречные обязанности.
Статья 61 СК РФ определяет взаимные права и обязанности родителей по воспитанию своих детей. Тем самым, взаимность родительских прав и обязанностей по воспитанию детей, является своеобразной гарантией для несовершеннолетних детей на получение ими «полноценного» воспитания.
Анализируя правовое содержание права ребенка на воспитание, необходимо отметить, что в это понятие должны включаться основные элементы физического, психического, духовного и нравственного развития родителями своих детей.
Конечно, не следует забывать, что, помимо указанных элементов развития, к ним также следует относить и личные качества родителей педагогического и психологического характера.
В подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ законодатель возлагает ответственность на родителей за воспитание и развитие своих детей, так как они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних.
С нашей точки зрения, само понятие воспитания родителями своего ребенка включает в себя все вышеперечисленные элементы, необходимые для полноценного развития ребенка.
Таким образом, если представить процесс воспитания родителями своего ребенка, при котором, допустим, отсутствует один из элементов развития, то можно утверждать, что родители не реализуют право ребенка на воспитание в полном объеме. Следовательно, ребенок не получает право на воспитание в полном объеме, а значит нарушается его право на воспитание, обеспечение интересов и особенно, на всестороннее развитие (подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ).
Получается, что только в случае всестороннего -физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка можно говорить о полном обеспечении его интересов, а значит и об абсолютной реализации родителями права ребенка на воспитание.
Соответственно, процесс воспитания родителями своих детей не может существовать без перечисленных элементов развития, так как основной его целью является создание одухотворенной, физически и всесторонне развитой нравственной личности.
По нашему мнению, в понятии права на воспитание родителями своих детей скрыт важный нравственный элемент, который заключается в уважении родителями человеческого достоинства ребенка (подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ).
При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что российское семейное законодательство, на основании ст. 1 СК РФ исходит из принципа построения семейных отношений на чувствах любви и уважения.
Принцип уважения субъектами семейных отношений друг друга, заложен законодателем в содержании личных неимущественных отношений супругов, определяя взаимность прав и обязанностей, в отношении друг друга на основе равенства (п. 3 ст. 31 СК РФ).
Следовательно, в личном неимущественном супружеском правоотношении, законодателем предусмотрено корреспондирование прав и обязанностей супругов по взаимному уважению.
На основе проведенного анализа, получается, что принцип взаимоуважения субъектами семейного правоотношения друг друга, должен быть заложен и в родительском правоотношении.
20
Бурдо Е. П.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
3. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних / Л.М. Пчелинцева // Право и образование. - 2003. - № 5. - С. 176.
4. Бурдо Е.П. Понятие и правовая природа алиментных обязательств // Бизнес в законе №3, 2014, с. 8-11
5. Бурдо Е.П. Основания выплаты алиментов совершеннолетним детям по законодательству РФ // Пробелы в российском законодательстве №3, 2014, с. 68-70
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ» кандидата юридических наук Бурдо Евгения Петровича В статье Е.П. Бурдо рассматриваются общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, так как впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права несовершеннолетних детей в семье. При этом необходимо отметить, что несовершеннолетние дети рассматриваются законодателем, как самостоятельные участники отношений с родителями и другими родственниками.
Автором проведена работа по рассмотрению общей характеристики и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ.
Научная статья Е.П. Бурдо «Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»
М.Л. Блинова
21