Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неводова И.А., Хобта Е.С.

В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные структуре фонда социального страхования, которые дают представление о её функционировании на сегодняшний день.This article describes the issues devoted to the structure of the social insurance fund, which give an idea of its functioning to date.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

из информационного банка "Курская область" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/31531/. Дата обращения: 17.02.2017.

УДК 369.013.2

Неводова И. А., доцент кафедра финансы Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар Хобта Е.С. студент бакалавриата 3 курс, факультет «Финансы и кредит»

Россия, г. Краснодар ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, посвященные структуре фонда социального страхования, которые дают представление о её функционировании на сегодняшний день.

Ключевые слова: социальное страхование, доходы и расходы ФСС. GENERAL CHARACTERISTICS OF THE SOCIAL INSURANCE FUND IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article describes the issues devoted to the structure of the social insurance fund, which give an idea of its functioning to date. Keywords: social security, income and expenses FSS. Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2016 года, Россия занимает 58-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ, обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [2].

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность -человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина - обязанность государства [1]. При этом, обеспечить государственные гарантии человеку, призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования посредством, например, стимулирования рождаемости, помощи пострадавшим на производстве, содействия людям с ограниченными возможностями. Соответственно, Фонд затрагивает и защищает интересы большинства населения страны, что говорит о его значимости [3].

Целесообразно указать приоритетные направления

совершенствования ФСС:

1. Социальная роль страхования влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.

2. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.

3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Федеральным законом от 19.12.2016 №417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» устанавливаются характеристики общего объема прогнозируемых доходов бюджета Фонда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, приведённые в таблице 1.

Таблица 1 - Общий объем прогнозируемых доходов бюджета Фонда

на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов.

Показатель 2017г. 2018г. 2019г.

Общий объем прогнозируемых доходов, тыс.руб., из них: 642 204 008,0 674 012 157,6 704 709 003,1

-По обязательному

социальному страхованию на

случай временной нетрудоспособности и в связи с 489 689 518,7 517 860 272,5 544 716 557,3

материнством

-По обязательному

социальному страхованию от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 106 598 853,6 110 445 101,1 114 662 273,3

-За счет межбюджетных

трансфертов, получаемых из федерального бюджета 42 974 238,7 42 183 713,0 29 169 548,5

-Бюджет Федерального фонда

обязательного медицинского 18 081 397,0 18 163 071,0 17 410 624,0

страхования

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что общий объем прогнозируемых доходов имеет тенденцию возрастать и с 2017 по 2019 год планируется увеличение дохода на 62 504 995,1 тыс. руб., или же 9,73%. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также имеют тенденцию к возрастанию. А доходы за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования напротив, уменьшаются.

Таблица 2 - Общий объем прогнозируемых расходов бюджета Фонда _на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов.

Показатель 2017г. 2018г. 2019г.

Общий объем расходов бюджета Фонда, тыс. руб., из них: 683 405 426,0 715 125 101,7 741 122 006,0

-Объем дефицита бюджета Фонда 41 201 418,0 41 112 944,1 36 413 002,9

-Объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 53 310 938,2 52 805 591,0 47 748 857,7

-Объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12 109 520,2 11 692 646,9 11 335 854,8

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что прогнозируемые расходы бюджета фонда имеют тенденцию к возрастанию. Так, общий объем расходов 2017 года по сравнению с 2019 годом меньше на 57 716 580 тыс. руб., или же 7,79%. Все последующие показатели характеризуются снижением суммы в плановом периоде.

Для наглядного анализа, рассмотрим доходы и расходы фонда социального страхования на рисунке 1 с 2012 года и на планируемый период - 2017 год.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

^ Общий объем доходов бюджета на социальное страхование

-I Общий объем расходов на социальное страхование

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что общий объем расходов бюджета на социальное страхование в 2015 году значительно превышал доходы, что говорит о дефиците бюджета, в 2016 году показатели доходов и расходов сравнялись и на момент 2017 года планируется профицит бюджета.

В заключение важно отметить, что минимальный размер пособий ФСС в 2017 году является слишком низким, учитывая реальные потребности общества на сегодняшний день. Так, к примеру, минимальное пособие по временной нетрудоспособности составляет 246,58 руб. в день, т.е. порядка 7 397 тыс. руб. в месяц. Это говорит о том, что системе страхования необходимо повышать свою эффективность с целью улучшения уровня жизни населения.

Использованные источники: 1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ». 2.Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 16.07.1999. № 165-ФЗ, (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс».

3.Алпатова Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.