МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 611.01
В.М. Петренко
Д.м.н., профессор ОЛМЕ «Реабилитация обездвиженных больных» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ОБЩАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ СЕГОДНЯ
Аннотация
Сегодня общая анатомия человека слабо разрабатывается и слабо представлена в учебных пособиях по анатомии человека, что затрудняет ее изучение и служит одной из причин снижения интереса к этому важному для медицины предмету.
Ключевые слова
Анатомия, человек, тело, устройство, сегмент.
Введение. В последние десятилетия изложение вопросов общего устройства тела человека становится все более схематизированным, канонизированным и все менее анатомическим в учебниках по анатомии человека. В них можно узнать о строении тканей и клеток, но не о том, как они составляют тело человека. Не имея перед глазами плана его общего устройства, инструкции о его принципах, читатель тонет в потоке мелких деталей, не зная как их объединить, прикрепить к неизвестному остову. Иначе говоря, по прежнему преобладают формальный подход описательной анатомии, о чем писал еще В.П.Воробьев [1], ее аналитический метод исследований, «синтетическая» морфология, намеченная Ж.Кювье и рекомендованная И.И.Шмальгаузеном [11] к разработке анатомам как ближайшая задача, так и не получила должного развития.
Устройство организма у человека. Организм состоит из органов и сосудов - автономных, более или менее сложных по строению комплексов клеток и тканей разного вида. Рабочие ткани объединены посредством рыхлой соединительной ткани, интерстициальных каналов, которые продолжаются в сосуды через межклеточные щели и трансклеточные пути эндотелия. Каждый орган имеет собственное, более или менее обособленное сосудистое русло с определенными путями притока и оттока крови. Ткани как системы клеток и системы органов не автономны, включая циркуляторные связи, и представляют собой переходные образования в иерархии структурной организации индивида, в которой основными являются три уровня: клетка - орган - организм [4].
Тело человека имеет квазисегментарное устройство: разделено на сегменты, «осевой скелет» которых образуют нервно-сосудистые пучки - ветви аорты и сопровождающие их вены, лимфатические сосуды и нервы; корпоральные сегменты сращены в разной степени, особенно на периферии. Сегментарный морфогенез тела человека начинается с сомитов эмбриона. Метамерия позднее утрачивается в той или иной мере. При этом сегментация тела сохраняется, даже нарастает, хотя существенно видоизменяется. Сама весьма неполная первичная, продольно-осевая сегментация эмбриона человека (парахордальные сомиты) трансформируется во вторичную, продольно-радиальную квазисегментацию путем разделения его тела на периартериальные комплексы дефинитивных органов в процессе все более неравномерного роста сомитов и других органов, ресегментирующего тело с адекватными изменениями сосудов и нервов [5].
В основе морфогенеза тела и органов человека лежит дифференцирующий рост. Его механизм состоит не только в неравномерности по темпам и направлениям вообще, но также и на протяжении тела -перемежающийся, полифокальный рост: активные центры (интенсивного роста) чередуются с промежуточными зонами («медленного» роста), которые постепенно сужаются. Пролиферирующие эпителиальные зачатки образуют первичные организаторы морфогенеза. Мезенхима ориентируется на них и распределяется между органными закладками, обосабливающимися в виде эпителиомезенхимных комплексов. Мезенхима и ее производные образуют вторичные организаторы морфогенеза. Они модифицируют рост первичных организаторов [2,3,10].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070 Общая конституция человека.
Представления о конституции человека очень противоречивы. Сердечно-сосудистая система и кровь занимают второстепенное положение или не рассматриваются в известных построениях. Между тем именно сосуды с кровью объединяют все органы всех систем как локальные центры метаболизма, что обеспечивает координацию их функционирования, включая рост и развитие. Эндокринные железы и нервная система лишь корректируют дистантные гуморальные связи органов и, таким образом, жизнедеятельность организма в целом адекватно его состоянию в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сосуды осуществляют как горизонтальные, так и вертикальные связи между органами в иерархии индивидуальной организации: от нервной системы и эндокринных желез (главные центры регуляции) ко всем органам, от органов - к тканям и клеткам (через тканевые каналы и межклеточные щели), а затем - в обратном направлении (обратная связь). Сосуды с кровью и тканевые каналы с тканевой жидкостью (циркуляционная система) образуют центральную ось общей конституции человека, связывают его функциональную конституцию с морфологической: тип обмена веществ ^ соматотип. Поэтому вазогемальный (циркуляционный) фактор, с моей точки зрения, должен занимать центральное положение в любой схеме общего устройства человека [6,7]. Я предложил двухволновую модель сегментирования осевой мезодермы [8]. Она подкрепляет мое предположение о ключевой роли аорты в становлении квазисегментарного устройства тела человека, начиная с эмбрионального периода развития. Сосуды с кровью объединяют все органы и как локальные центры метаболизма, и как биомеханические агрегаты, обеспечивают не только координацию их функционирования, но и определенное их размещение в составе единого организма, направляют морфогенез корпоральных сегментов («конструктор»). Нервная система лишь корректирует функции органов -функциональная, нейродинамическая составляющая общей конституции (адаптер биосистемы), но не структурная, в отличие от сердечно-сосудистой системы [9].
Заключение. Сегодня общая анатомия человека слабо разрабатывается и слабо представлена в учебных пособиях, что затрудняет ее изучение и служит одной из причин снижения интереса к этому важному для медицины предмету. Необходимо пересмотреть существующие положения о роли нервной и сердечно-сосудистой систем в организации тела человека. Список использованной литературы
1. Воробьев В.П. Анатомия человека. Руководство и атлас для студентов и врачей. - М.: Гос.мед.изд-во, 1932. - Т. 1. - 702 с.
2. Петренко В.М. Эмбриональные основы возникновения врожденной непроходимости двенадцатиперстной кишки человека. - СПб: СПбГМА, 2002. - 150 с.
3. Петренко В.М. Основы эмбриологии. Вопросы развития в анатомии человека. 2-е издание. - СПб: ДЕАН, 2004. - 400 с.
4. Петренко В.М. Устройство организма у человека и высших животных // Успехи соврем.естествозн-я. -2014. - № 2. - С. 32-35.
5. Петренко В.М. Квазисегментарное устройство тела человека // Междунар. журнал приклад. и фунд.исслед-й. - 2014. - № 8. - Ч. 1. - С. 59-62.
6. Петренко В.М. Общая конституция человека и ее типы. Вазогемальный аспект проблемы // Международ. журнал приклад. и фунд. исслед-й. - 2014. - № 11. - С. 291-294.
7. Петренко В.М. Органы сердечно-сосудистой системы // Современный научный вестник. - 2014. - № 43 (239). - С. 33-37.
8. Механика сегментации тела эмбриона у человека // Междунар.журнал экспер.образ-я. - 2015. - № 2. - Ч. 1. - С. 21-24.
9. Петренко В.М. Общая конституция человека и ее типы. Невральный аспект проблемы // Успехи соврем.естествозн-я. - 2014. - № 1. - Ч. 4. - С. 584-587.
10. Петренко В.М. Механика органогенеза. Сравнительный метод исследований // Журнал РАЕ. - 2015.
11. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. - М.: Гос.уч.-пед.изд-во наркомпроса РСФСР, 1938. - 488 с.
© В.М.Петренко, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
УДК 616
О.И. Смирнова
врач-невролог, кандидат медицинских наук, Центр восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» г. Краснодар, РФ E-mail: soi023@ mail.ru
ДИНАМИКА СТЕПЕНИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы реабилитации пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, с применением комплексного физиотерапевтического лечения и использованием шкалы Бартела.
Ключевые слова
инсульт, реабилитационная терапия, индекс Бартела.
Одной из наиболее важнейших проблем современной клинической ангионеврологии, имеющих медицинское и социально-экономическое значение, является реабилитация постинсультных пациентов. Актуальность оказания квалифицированной помощи при инсультах в острый период и на этапах восстановительного лечения обусловлена, как высокой смертностью, так и длительной инвалидизацией пациентов [1, с.4 - 10; 2, с.62 - 67; 4, с.283 - 284].
Последние прогнозы, опубликованные отечественными и зарубежными авторами [6, с.23 - 50; 12, с.75 - 76], предполагают значительное возрастание острых нарушений мозгового кровообращения у лиц молодого трудоспособного возраста [8, с.610 - 611]. Количество инвалидов после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения неуклонно возрастает [7, с.39-44; 1, с.4 -10]. Среди пациентов, перенесших инсульт, 85% нуждаются в постоянной поддержке и уходе окружающих лиц, а 20 - 30% остаются глубокими инвалидами [9, с.25 - 27; 11, с.22 - 28].
Реабилитация постинсультных больных в настоящее время проводится недостаточно эффективно [3, с.79; 5, с.207; 10, с.59 - 61], что требует дальнейшего совершенствования комплексной восстановительной терапии.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении влияния комплекса физиотерапевтических методик на улучшение качества самообслуживания постинсультных пациентов с двигательными расстройствами в Центре восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница».
Задачами работы являлись определение эффективности воздействия физиотерапевтического лечения (ФТЛ) на динамику степени независимости пациентов с двигательными расстройствами.
Нами были исследованы 50 пациентов (25 мужчин и 25 женщин) в возрастном диапазоне от 45 до 69 лет, перенесших мозговой инсульт ишемического или геморрагического характера, с наличием двигательных расстройств. Лечебно-реабилитационные мероприятия проводились в раннем восстановительном периоде инсульта (через 2-3 месяца после развития ОНМК).
Определение уровня самообслуживания осуществлялось с помощью шкалы Бартела (Machoney F , Barthel D , 1965) в начале лечения и на 25 день реабилитационного курса. Оценка уровня повседневной активности производилась по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста.
Пациенты были разделены на 2 клинические группы (по 25 человек), рандомизированные по полу, возрасту, степени нарушения неврологических функций, с уровнем бытовой адаптации 35 - 65 баллов (по шкале Бартела).
Для пациентов первой клинической группы комплекс лечебно-реабилитационных методик включал: - электрофорез лекарственных веществ, улучшающих обменные процессы и энергетический потенциал мозга: кортексин (с катода), семакс (с анода) по интраназальной методике, сила тока 0,5-2 мА, продолжительность воздействия 10-25 минут, курс лечения 25 процедур ежедневно;