Научная статья на тему 'Обряд в честь добычи росомахи'

Обряд в честь добычи росомахи Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДВЕЖЬИ ИГРИЩА / РОСОМАШИЧЬИ ИГРИЩА / ПЕРИОДИЧЕСКИЙ И СПОРАДИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ / ТОТЕМИЧЕСКИЙ КУЛЬТ / BEAR GAMES / WOLVERINE GAMES / PERIODIC AND SPORADIC EVENT / PERFORMANCES / SACRED ANIMAL / A TOTEM CULT

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Пятникова Тамара Романовна, Матросова Елена Юрьевна

Статья написана на основе полевых материалов, собранных в течение 1997-2008 гг. в селениях полноватского Приобья Белоярского района ХМАО Тюменской области. Описывается традиционный обряд ханты «росомашичьи игрища», который не зафиксирован в литературных источниках, и характеризуется его роль в жизни ханты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CEREMONY IN HONOR OF WOLVERINE KILLING

The article is based on the author's field materials collected during 1997-2008 in the villages of polnovatskoye Priobye of the Beloyarskiy district in Khanty-Mansi Autonomous district of the Tyumen region. The purpose of this article is to acquaint the reader with the traditional hunting ceremony not recorded in the literary sources and to present the role of this ceremony in the life of the Khanty.

Текст научной работы на тему «Обряд в честь добычи росомахи»

YAK 39(571.1 )(=511.142) ББК K63.521(=665.1)-534

T.P. ПЯТНИКОВА, Е.Ю. МАТРОСОВА

T.R. PYATNIKOVA, E.Y. MATROSOVA

ОБРЯД В ЧЕСТЬ ДОБЫЧИ РОСОМАХИ

CEREMONY IN HONOR OF WOLVERINE KILLING

Статья написана на основе полевых материалов, собранных в течение 1997-2008 гг. в селениях полноватского Приобья Белоярского района ХМАО Тюменской области. Описывается традиционный обряд ханты - «росомашичьи игрища», - который не зафиксирован в литературных источниках, и характеризуется его роль в жизни ханты.

The article is based on the author's field materials collected during 1997-2008 in the villages of polnovatskoye Priobye of the Beloyarskiy district in Khanty-Mansi Autonomous district of the Tyumen region. The purpose of this article is to acquaint the reader with the traditional hunting ceremony not recorded in the literary sources and to present the role of this ceremony in the life of the Khanty.

Ключевые слова: медвежьи игрища, росомашичьи игрища, периодический и спорадический праздник, представления, священное животное, тотемический культ.

Key words: bear games, wolverine games, periodic and sporadic event, performances, sacred animal, a totem cult.

Согласно представлениям ханты и манси, животный мир уподоблен человеку. Наибольшим почитанием из животных пользовался медведь, который занял значительное место в представлениях, верованиях, обрядах. С ним связан целый ряд обрядовых действий, целью которых было возрождение зверя и его задабривание. Медведь считался мифологическим предком фратрии Пор, он имеет небесное происхождение: его отец Тэрум ащи - 'Небесный отец'. По своей просьбе он отцом был спущен на землю. Его культ, называемый «медвежьи игрища», достаточно исследован и описан многими известными учёными исследователями. И всё же ввиду своей сложности не до конца выявленный культ в литературных источниках получил разные объяснения. Одни видят в медвежьих церемониях желание помирить медведя (душу) с убитыми его охотниками (что обусловлено представлениями о медведе как о предке), другие - стремление к его возрождению; в медвежьем празднике проступают и элементы погребального обряда [1, с. 23]. Существовали периодические и спорадические медвежьи игрища (термины Т.А. Молдано-вой [2]). Периодические проводили в течение семи лет в селении Йем-вош -'Вежакары', затем в течение семи лет в селении Тэк кэрт - 'Теги' (Берёзов-ского района). Йем-вош среди хантов считался культовым центром фратрии Пор. Духи-хранители названных селений приходились друг другу родными братьями, поэтому, по словам информантов, семь лет игрища проводились в одном селении, затем на семь лет перевозили в другое селение. По данным В.Н. Чернецова, спорадический медвежий праздник более позднего происхождения и является сокращённым вариантом календарных фратриальных действий [5].

Для того чтобы понять обрядность, связанную с добычей росомахи, вначале необходимо ознакомиться с представлениями, связанные с медведем, т.к., по данным информантов, они имеют некоторое внешнее сходство. Приведу в пример краткое описание медвежьих игрищ. Добыв медведя, с него снимали шкуру с головой и лапами и доставляли домой. Вечером начинался праздник, который длился пять ночей, если это медведь, четыре ночи - если

добыта медведица, три ночи - если это медвежонок. Каждая ночь начинается с того, что трое мужчин, взявшись за мизинцы, исполняли песню о происхождении медведя и его жизни. Затем следуют «танцы предков» отдельных социальных групп. Мужские, женские танцы, драматические представления сатирического характера [1, с. 25]. По словам информантов, на нём необходимо исполнить примерно 360 песен и представлений. После чего приступали к поеданию мяса медведя. Затем выполнялись очистительные обряды.

Со временем данный обряд, особенно после установления Советской власти, стал терять своё религиозное значение, его проводили тайком, исполняя только главные сцены. В настоящее время отдельные сцены медвежьих игрищ исполняются на концертах и других мероприятиях, разучиваются и исполняются песни.

В прошлом кроме медвежьих игрищ - пупи як хот (досл. медведя танцевать дом) существовал обряд дошек як - 'игрища, устраиваемые в честь добычи росомахи' (досл. росомаха, танцевать). В научной литературе сведений о его бытовании нет, хотя жители старшего поколения Среднего Приобья, Северного Приобья, Северной Сосьвы1 до сих пор помнят игрища, которые проводились ещё в конце 1930-х гг. (т.к. информанты, родившиеся в начале 1930-х гг., были их участниками). По словам информантов, с Казыма такие «игрища» у них не проводили, но про дошек як - 'росомашичьи игрища' -слышали от взрослых.

По сведениям информантов, игрища в честь росомахи устраивали три года подряд в Нижних Вежакарах, затем три года - в Верхних Вежакарах. Вероятно, в прошлом, как и медвежьи игрища, сначала они были периодическими, впоследствии стали и спорадическими. Как отмечает В.Н. Чернецов, «Медвежий праздник возник, вероятно, на основе периодических магических охотничьих обрядов. Вначале он был праздником тотемического культы, впоследствии стал периодическим. Он считал, что спорадические медвежьи праздники возникли в результате ослабления табуации медведя и общественной роли фратрии [4, с. 45]. З.П. Соколова отмечает, что росомаха почитается как предок или священное животное родов, проживающих на реках Пим, Васьюган, Юган [3, с. 140].

В приобских деревнях и на Северной Сосьве «игрища» проводились по случаю добычи росомахи, их продолжительность - три ночи. Вероятно, игрища по случаю добычи росомахи также являлись сокращённым вариантом периодических игрищ. По устному сообщению В.Е. Енова (г. Ханты-Мансийск), в деревне Катравож Шурышкарского района, росомашичьи игрища проводили в течение одного дня и ночи и назывались они додмах дудадтуп или хатд -'вора (росомахи) представления или росомахи день'. Мясо называли, как и у медведя, иносказательно: вощты ут - 'собираемое', варили и ели.

По народным представлениям, росомаха приходится старшим братом или старшей сестрой медведя. Они имеют внешнее сходство, росомаху в лесу можно принять за медвежонка, следы схожи со следами маленького медвежонка, у обоих колени, как и у человека, сгибаются вперёд. Росомаху считают воровкой, так как она крадет запасы в лесу у людей и других животных. Это сильное и хитрое животное. Добычу свою несёт на спине, ноша может превышать её вес в два-три раза. Делает запасы в нескольких местах: если в одном месте найдут другие животные, то в других останется. Она может напасть на оленя, молодого лося и перегрызть им шею, для этого заметив лосинную тропу, устраивается в удобном месте на дереве и ждёт, когда жертва будет проходить. Запрыгивает на спину, вцепляется в загривок, не отпускает до тех пор, пока жертва не упадёт от потери крови. На оленя нападает в момент, когда тот копает снег в поисках ягеля и голова опущена вниз. Бывали случаи нападения на человека во время охоты.

1Устные сведения получены в 2006 г. во время поездки на семинар «Шешкинские чтения» в д. Ломбовож Берёзовского района.

В «разговоре» с медведем росомаха хвастает, что он ловкий и быстрый, на что медведь ему говорит: «Брат, ты что короткими шашками бегаешь, длинными шашками бегаешь, оленю, лосю горло перегрызаешь, животных не трогай! Мне оленя поймать разве трудно? Хантыйская женщина, хантыйский мужчина дымящуюся (горячую) еду мне ставит, рюмку ставят, я их жалею» (Во время игрищ перед медведем ставят угощение, горячую еду. -Прим. авт.). Росомаха отвечает: «Я понапрасну не нападаю, когда кушать хочу, только тогда нападаю». Будто после просьбы медведя росомаха не стала часто нападать на оленей и лосей, чтобы людям оставить. (Логаны Д.К.).

На медвежьих игрищах медведь росомаху называет Вэн дошек упи-най адкем - 'Старшая сестра росомаха богиня мать' (Юхлымова П.Н.). В песне пробуждения медведя росомаха говорит: «Кедровка-сестра на рассвете уже давно улетела, ты всё еще спишь, вставай, вставай. Кедровка-сестра длинную шишку с кожурой уже давно сорвала и унесла, ты всё ещё спишь». (Молда-нова Е.В. и др). Кедровка (ронжа) медведю и росомахе приходится старшей сестрой. Медведь наказал сестру кедровку, велев всегда быть худой, за то, что она не сбросила ему шишку, когда он попросил: Пещ нюхедадан щив ат сордадн - 'Твои окорока пусть усохнут'. С тех пор кедровка хоть и ест жирные орехи, но не поправляется, всегда худая - так заклинал медведь. Медведь и росомаха осенью ищут на земле кладку орех кедровки. В селениях на Оби кладку орех кедровки называют дэм, на Казыме - тащтам. Спрятав орехи, кедровка на стволе дерева делает пометку, клювом сдирает кору дерева, с какой стороны находится, и по ней находит их ранней весной. По этим же меткам ищут кладку медведь и росомаха.

Про росомаху говорят Вэн дошек яйд ики ёш пелк щартад хэ -'Стариший брат росомаха на одну руку шаман, наполовину шаман'. По наблюдениям охотников, она иногда сидит, подняв одну лапу, и внимательно разглядывает, будто шаманит (Тарлин В.Н.).

Спорадические игрища по случаю добычи росомахи проводили три ночи. На месте добычи росомахи на стволе дерева, растущего с северной стороны, охотник делал зарубки так же, как и во время добычи медведя. Когда подходили к деревне, кричали и стреляли из ружья три раза. Люди уже знали, что добыта росомаха. Присутствующие бросали друг в друга снегом. Росомаху заносили в дом так же, как и при внесении медведя, окуривали помещение, на порог клали топор. Шкуру с головой укладывали на стол в молельном углу. Глаза и нос животного, по воспоминаниям одних информантов, ничем не закрывали (вероятно, позднейший вариант), другие помнят, что закрывали (как у медведя). Если самец - надевали шапку, самка - платок, кольца. Над головой вешали одежду духов. Перед ним ставили угощение и чашку для окуривания. Животных, количество семь штук, как делали медведю из мякиша хлеба, не ставили. Все, кто приходил, приносили угощение, гладили лапу, кланялись.

Игрища проходили в течение трёх ночей, они начинались с того, что трое мужчин взявшись мизинцами, раскачиваясь вперёд-назад, пели песню (но какую - никто не мог вспомнить). Информанты говорят, что песни «пробуждения» и «укладывания» не пели. Для исполнения дудадтуп -'представлений, сценок' мужчины переодевались, надевали берестяные маски и заходили с улицы. Пока мужчины надевали костюмы, женщины и дети заполняли паузу, они танцевали. Танцы и представления сопровождались игрой на музыкальных инструментах (нарс юх, тор сапл). «Больших духов», то есть всеобщих божеств, на игрища не призывали, и их песни и танцы не исполнялись. По воспоминаниям информантов, в последние годы основное внимание уделялось развлекательной части: бытовым и сатирическим сценкам. На ночь голову росомахи ничем не накрывали. Также на «игрища» приезжали с соседних деревень желающие, но так, как на медвежий праздник, много народу не собиралось. Основными участниками была молодёжь, и праздник носил развлекательный характер. Мясо животного ели просто, лицо росома-

хе при этом не закрывали платком как медведю, не имитировали прилёт ворон. Кости не выбрасывали, собирали в кучу, после завершения игрищ уносили на священное место и вешали на дерево. Не проводили обряд гадания о том, когда будут следующие игрища. После всего на улице кидали снег друг в друга (обряд очищения). На третью ночь шкуру росомахи выносили и хранили в лабазе или на крыше дома, как дар для Ем-вош-ики - 'Вежакарского божества мужчины'. «Цув Ем-вош ики щира вэдты хэ, тын пуп-пухен саун и-щира вэддауан, яха /¡уутасдауан - 'Он как Вежакарский дух-покровитель, они с медведем одинаково живущие, вместе считаются' (Лельхова А.В.). В последние годы шкуру сдавали в приёмный пункт, использовали для отделки одежды. Мех росомахи прочный, поэтому пришивали к низу зимней одежды.

Рискну предположить, что, т.к. медвежонок и росомаха (в лесу можно принять за маленького медвежонка) имеют внешнее сходство, то по случаю добычи росомахи устраивали игрища в течение трёх ночей, как и при добыче медвежонка. В настоящее время медвежьи игрища устраиваются крайне редко, а росомашичьи игрища, проводимые ещё в тридцатые годы ХХ столетия, забыты, и мало кто о них помнит и вообще слышал.

Также можно заметить, что обряды несли не только сакральную нагрузку. Это был праздник, где собирались жители окрестных и дальних поселений, знакомились молодые люди, происходил выбор невесты, и в целом он вносил разнообразие в трудную повседневную жизнь.

Информанты

1. Пятникова Евдокия Григорьевна, 1924 г.р., д. Суреи Берёзовский район

2. Ользина Матрёна Григорьевны, 1930 г.р., д. Суреи Берёзовский район

3. Юхлымова Прасковья Николаевна, 1930 г.р. д. Чуэли Берёзовский район

4. Юрьева Ксения Дмитриевна, 1932 г.р., д. Суматнёлы Берёзовский район

5. Лельхова Акулина Васильевна, 1923 г.р., д. Пашторы Берёзовский район

6. Лельхова Ульяна Павловна, 1922 г.р., д. Пашторы Берёзовский район

7. Инырева Екатерина Григорьевна, 1926 г.р. ю. Выгрим Берёзовский район

8. Гришкин Владимир Ефремович, 1958 г.р. д. Тугияны Берёзовский район

9. Тарлин Владимир Николаевич, 1942 г.р., д. Помут Берёзовский район

10. Каксина Павел Максимович, 1928 г.р., окр. д. Юильск Берёзовский район

11. Логаны Дарья Ксенофонтовна, 1928 г.р., ст. Пан-тяп-похар, (окр. д. Нумто) Берё-зовский район

12. Молданова Екатерина Васильевна, 1930 г.р., ст. Ай-вош-юхан (окр д. Юильск) Бе-рёзовский район

13. Енов Владимир Егорович, 19.., д. Катравож Шурышкарский район.

Литература

1. Мифы, предания, сказки хантов и манси [Текст] / пер. с хант., манс., нем. яз. ; сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной ; под общ. ред. Е.С. Новик. - М. : Наука. Гл. ред. восточ. лит-ры, 1990. - 568 с.

2. Молданов, Т.А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов [Текст] / Т.А. Молданов. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. - 141 с.

3. Соколова, З.П. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы фратрии и рода [Текст] / З.П. Соколова. - М. : Наука, 1983. - 325 с.

4. Чернецов, В.Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В.Н. Чернецов ; пер. с нем. и публ. д-ра ист. наук Н.В. Лукиной. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. - 50 с.

5. Чернецов, В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем [Текст] / В.Н. Чернецов // Congresus Secundus internationalis Finno-Ugristarym. - Tomus 2. - P. Budapest, 1963. - С. 102-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.