Пятникова Т. Р.
(Белоярский)
УДК 308
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА ХАНТОВ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
В данной статье рассматриваются и анализируются имеющиеся в литературных источниках и собственных полевых записях автора мифы о сотворении и обустройстве Вселенной. Полевой материал был собран среди жителей поселений Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области с 2003 по 2016 гг. Коренными жителями данного региона являются ханты. Традиционные занятия - рыболовство, охота, оленеводство, скотоводство, собирательство.
Хантыйская космогоническая мифология складывалась из отдельных мифов, где объяснялось происхождение того или иного элемента космоса, описывалось, как возникла Вселенная, человек и т. д. В мифах движение осуществляется от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому. В наиболее ранних мифах Вселенная представляется как нечто саморазвивающееся. На начальном этапе нет разделения неба и земли, дня и ночи, верхи и низа и т. д. Следующий этап - это появление противопоставлений: небо - земля, тьма - свет, мужское - женское и т. д. Начинается деятельность творцов: божеств, птиц, водные существ. Они принимают участие в отделении суши от воды. Затем наступает деятельность божеств-творцов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Наиболее могущественный - Торум (Небесный отец) - обитает далеко на небесах в золотом доме в золотых одеждах, оттуда управляет земным миром. Подобные мифы и легенды встречаются у родственного народа по языку - манси.
Цель статьи: познакомить читателя с мифами о происхождении Вселенной и человека, дать представление о мифологических сюжетах, которые отразились в традиционном календаре хантов.
Ключевые слова: ханты, миф, Вселенная, божества, образ, обряд, небо, вода, земля.
This article examines and analyzes the myths about the creation and arrangement of the Universe available in literary sources and the author's field records. The field material was collected among the inhabitants of the settlement of Beloyarskiy district, Khanty-Mansi Autonomous area-Yugra Tyumen region between 2003 and 2016. The aborigines of the region are the Khan-ty. Their traditional occupations are fishing, hunting, reindeer husbandry, cattle breeding, foraging. Khanty cosmogonic mythology consisted of separate myths, which explained the origin of a particular element of the cosmos, described how the universe, man, etc. appeared. In myths, the movement heads from the past to the present, from the divine to the human. In the earliest myths the universe is presented as something self-developing. At the initial stage there is no separation between heaven and earth, day and night, top and bottom etc. The next stage is the appearance of opposites: heaven-earth, darkness-light, male-female, etc., the activities of creators: deities, birds, aquatic creatures. They take part in the separation of land from water. Then comes the activity of the deities-creators, each of which performs a certain function. The most powerful Torum Nebesny otec, lives far away in the heavens in a golden house in golden robes, and runs the Earth there. Similar myths and legends are found among the language related people - the Mansis. The purpose of the article is to acquaint the reader with the myths about the origin of the Universe and the man, to give an idea of mythological subjects that are reflected in the traditional calendar of Khanty.
Key words: khanty, myth, universe, deities, image, rite, sky, water, earth.
DOI: 10.24888/2410-4205-2019-18-1-143-150
Сбором устного народного творчества обских угров (ханты и манси), начиная с середины XIX в., занимались венгерские и финские ученые, в их же странах были опубликованы работы, которые нам недоступны для использования [1]. В июле - октябре 1935 г. сбором фольклора и изучением языка в данном регионе занимался немецкий исследователь В. Штейниц [10]. В 1936-1937 гг. В. Н. Чернецов, советский ученый-этнограф, принимал участие на «медвежьих игрищах», записывал фольклор и этнографические сведения [2].
История создания Вселенной и человека волновала людей с древнейших времен. Они задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления эти формировались веками, передавались из поколения в поколение в устной форме, возможно, с добавлением все новых подробностей и приукрашиванием их.
К сожалению, мифы и легенды об устройстве Вселенной не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших до нас отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет мифа, но тем не менее из того материала, который имеется в нашем распоряжении, можно извлечь информацию о представлениях наших предков об окружающем мире, верованиях.
Для обозначения Вселенной ханты применяют термин Торум. В это понятие входят: Вселенная, небо, погода, природа. Этот термин применяется в таких выражениях, как «падает снег», «темнеет», «наступило лето / или зима, день / вечер» и т. д. Это слово включает все, что окружает человека в самом широком смысле.
Исполнители фольклора именуют мифы и легенды общим названием йис путар («старинные рассказы», «рассказы о старине»), они воспринимались как реальность. Рассматриваемые ниже мифы и легенды дают нам понимание того, что возникновение Вселенной имеет Божественное начало. Верховные божества устанавливают миропорядок, оказывают значительное влияние на ход земной жизни, с ними связывают происхождение человека, животных, растений, жизненных благ. Согласно представлениям хантов, Вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. В Верхнем мире находятся наиболее влиятельные божества: Курс Тэрум (Главный Небесный отец), он изначален, его сын -Тэрум ащи (Небо-отец).
По данным фольклора, имеется несколько вариантов возникновения земли.
1-й вариант. В легенде «О сотворении мира» говорится: «Не было ни земли, ни воды. Был только Нуми Торум. Был у него дом в воздухе. Однажды он сидел за столом, сверху капнула капля. Капля упала на пол и вышла младенец-женщина (Еви). Девочка пошла в другую горницу, когда вышла из комнаты, оказалась в платье, неизвестно откуда полученном. Нум бросился к ней и сказал: «Будем с тобой вместе жить». У них родился сын, он очень быстро рос. Однажды он поднялся к дедушке. Дедушка спросил его: «Есть ли вода или земля?» - «Ничего не знаю, вниз смотрю - везде широко, не видно ни земли, ни воды». Тогда дедушка дал ему в руку земли и отпустил обратно в дом к Нуми Торуму. Мальчик высыпал землю вниз. На другой день сын увидел землю и стал проситься вниз. Его спустили в золотой колыбели» [4].
Из легенды и сведений информантов [ПМА 1] известно, что земля сброшена с неба. Сюжет этой легенды можно разделить на несколько эпизодов: 1. Кругом ничего нет. Жили Нуми Торум (Небесный отец) и Курс Торум (Главный Небесный отец). 2. На стол Нуми Торума сверху упала капля, появилась девочка. Стали вместе жить. 3. Сын поднимается к дедушке. Дедушка дает внуку горсть земли, чтобы сбросил вниз. 4. Появляется земля. По просьбе сына отец его спускает на землю. В данном случае творцом земли выступает сын Нуми Торума по просьбе дедушки. Появляется противопоставления: небо - земля, верх -низ.
2-й вариант появления земли: «Кругом была только вода. Птицы не могут постоянно находиться на воде, и Гагара обращается в Курс Торуму с молитвой-просьбой - раз-
решить достать землю. Поднять землю со дна моря на поверхность Гагаре помогли два
1 2 водных существа - вес - мать и отец. Гагара поет (фрагмент песни на русском языке):
Краснозобая поганка3 жила, Когда кругом было только море. В далеком прошлом, в песенные времена, Великий Небесный отец, Великий Курс Торум отец, Отпусти меня землю искать ...
Подняв землю, ее держит на спине рыба ёрш, а водные существа вес - отец и мать -ее в разные стороны раздувают, разбивают [ПМА 2; ПМА 3]. В данном сюжете мифа: 1. Инициатором поиска земли выступает птица Гагара. 2. В отделении земли от воды участвуют два водных существа. 3. Земля держится на спине рыбы ёрш.
3-й вариант: «Была утка. Во Вселенной еще не было земли, кругом только море. Надоело все время жить на воде, уточка под воду ушла и землю ищет, ищет, чтобы с корнями земля была. Уточка поет (фрагмент перевода песни на русском языке):
Я тёв, тёв-женщина4, маленький кулик.
На земле живущие тысяча множество людей, На земле живущие сто множество людей, Для людей я ходила. Пока я землю искала На дне моря,
Ногами мучающейся маленькой птичкой, Крыльями мучающейся маленькой птичкой3 Я стала.
На земле, что я достала, Бескрайняя земля с деревьями, Бескрайнее множество сосновых боров На ней выросло.. [ПМА 4].
Сюжет мифа можно разделить на три эпизода: 1. Кругом было только море. 2. Ныряние птицы на дно моря за кусочком земли. 3. Разрастание земли.
Согласно хантыйской мифологии, у Небесного отца было семь сыновей. После установления земли они были спущены на землю и стали локальными божествами, наделенными определенными функциями [4, с. 10-16]. Начинается время действия божеств-творцов.
На земле вначале кругом было темно. О том, как стало светло, одна из легенд гласит: «Жили муж и жена, у них был сын. Однажды мать говорит сыну, что надоело жить в темноте и что пора ему жениться. Сын отправляются за невестой в Верхний мир, к дочери солнца. По дороге к нему присоединяются братья. Когда поднялись на небо, там ослепительно светло. Стоит круглый дом, дверей не видно. С трудом нашли вход, вошли, внутри все светится, горячо. Герой с помощью братьев проходит испытания. Уговаривают де-
1 Вес - водное существо, обитающее в глубоких водоёмах, водоворотах.
2 Красношейная поганка (гагара) - у неё прекрасная способность нырять, может ходить по дну водоёма.
3 Крылья и ноги измученной ... - объясняет, что долго ходила по дну моря в поиске земли, поэтому крылья и ноги стали такими. А красное пятно на шее оттого, что когда доставала землю, поранила клюв и кровь капнула на шею.
4 Тёв, тёв женщина - так кулик кричит, относится к отряду гагарообразных, краснозобая поганка.
вушку выйти замуж за младшего брата. С приходом дочери солнца на землю кругом становится светло [ПМА 5].
Верховные (небесные) божества являлись не только устроителями Вселенной, повелителями стихий; с ними связывают происхождение человека. О появлении человека в легенде говорится:
«Однажды во времена песен, во времена сказок1, в седьмом году до появления человека. Но каким-то образом жена с мужем жили, дочь у них была. Мама стала замечать, что дочь в угол дома идет, и каждое утро слюну туда сплевывает. «Почему же она туда сплевывает»? Мужу говорит:
- Наша дочь в угол дома каждое утро слюну сплевывает.
Муж говорит:
- Я не знаю, почему она туда плюет.
Дочка - она уже в том возрасте, чтобы замуж выйти. Мама про себя думает: «Дочка хоть бы на улицу вышла, [посмотрю] что она там делает? Зачем там слюну сплевывает и тряпкой закрывает?»
Однажды дочь вышла на улицу. Мама подошла к углу дома, будто, дочка человека до половины наплевала. Руки уже получились, голова, глаза, почти человеком стал. На нижнюю часть еще не хватило слюны. Вот, оказывается, почему она там плевала. Из слюны божества человек появился» [ПМА 2].
Кроме того, согласно мифам, медведь считается предком людей фратрии Пор. Например, в сказке говорится, что «Медведица съела растение пори и после этого родила первую женщину пор и медвежонка. Затем медведей добыли охотники, а девушку взял в жены сын духа - покровителя селения. Девушка выполнила наказ матери-медведя, собрала все кости и не ела мяса, чтобы когда их души (медведя) поднимутся на небеса, они снова могли возродиться». Так был установлен обряд проведения «медвежьего праздника» у обских угров, который проводится в настоящее время в с. Казым. Согласно представлениям, медведь имеет небесное происхождение, по его просьбе он был спущен на землю (см. выше). Этнографический феномен «медвежьих игрищ» описан и исследован многими известными учеными-угроведами [4; 8; 10]. До сих пор ханты прямо и громко не произносят слово «медведь» (пупи), применяют иносказательные прозвища - пуп-пухие (божества сыночек).
Кроме того, есть мифы об изготовлении человека из глины и березовой ветки божествами [4, с. 74-75].
Согласно представлениям, земля имеет круглую форму, т. к. один из эпитетов наиболее известного божества и героя сказок Ай Мощ хо (младшего сына Небесного божества) Мув керты хэ (Землю объезжающий (огибающий) мужчина). «На спине белой лошади, на спине пегой лошади землю с божествами, землю с духами объезжающий царь-отец» [7, с. 37]. С появлением людей, вероятно, он получил еще один эпитет - Мир ванты хэ (За людьми смотрящий мужчина). Он выслушивает просьбы молящихся людей и передает их отцу. Обитатели Верхнего мира создавали условия для проживания людей. Например, Млечный путь мыслится как лыжня мифического героя Ай мощ хo: «Маленький Мужчина Мощ» гнался за шестиногим лосем и отрубил ему задние ноги, чтобы в будущем, «когда-то человеческий век наступит, человеческая эра наступит...», люди могли его добывать [7, с. 38]. С неба были спущены и другие животные (в том числе и собака). Люди, в свою очередь, в знак благодарности проводили и проводят ежедневные обряды угощения едой.
Кроме людей, животных, духов местности и т. д. на земле находятся пугающие существа (нечистая сила). Они стараются всячески навредить людям. Мифические герои очищают землю от различных чудовищ, чтобы не мешали людям жить. В хантыйских
1 Времена песен, времена сказок - в очень далекие времена.
2 Вэн ими - имеется в виду первоматерь.
сказках этот герой наиболее известен под именем Ими-хилы , он же Ай Мощ хо. Наиболее важной его функцией является борьба с лесными великанами-людоедами. Расправившись с ними, герой говорит: «Когда-то человеческий век наступит, человеческая эра наступит, чтобы таких чудовищ не было». В литературных источниках есть сведения, что «он является предком людей фратрии Мощ» [8, с. 36].
Об образовании Нижнего мира в мифе говорится, что он образовался вследствие
7
ссоры и драки двух божеств - Ас-тый-ики (Верховьев Оби мужчина) и Каши верты ики (Болезни насылающего мужчины). «... Ас-тый-ики поднял его на вытянутые руки над головой и бросил так, что тот ушел в землю, говорит: «Племянничек, ты плохое дело сделал, теперь я буду забирать тени заболевших дочерей, тени заболевших сыновей. Болезни буду насылать людям». Ас-тый-ики говорит: «В верховье обильной реки Обь, в верховье рыбной реки Обь я там буду находиться. Заболевших дочерей, заболевших сыновей жизни продлевать я буду. Кто заболеет, пусть меня вспомнит, я жизнь продлю». [ПМА 4; ПМА 6]. В Нижнем мире под землей находятся Духи болезней, вредоносные существа, которые всячески стараются навредить людям. В быличках рассказывается, что избавится от них и победить их людям помогает Ас-тый-ики.
Далее предметом рассмотрения будут обряды, посвященные вышеперечисленным стихиям, созданные, как пишет С. А. Попова, «на основе представлений о системе мироздания в период формирования традиций». Для поддержания установленного порядка в природе и обществе проводятся обряды, в которых как бы изображается не только время, но и герои, возрождаются события далекого времени. Обряды обеспечивают их вечное возвращение и влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов сохранения некогда установленного порядка. Миф составляет теоретическую часть, обряд - практическую часть [5, с. 4].
Легенда о происхождение обряда Лапт ай пут (Семь котелков воды), Тэрум ащи (Небесному отцу) и Мув ауки (Земля-Мать).
«В старину это было. Мужчины собрались сделать семь жертвоприношений Тэрум ащи. Мальчик-сирота собрался с ними, но его не приняли: «У тебя ничего нет для угощения» - и прогнали прочь. Мальчик отошел на край леса, разжег костер и повесил котелок со снегом. Кипятил воду и призывал причаститься со словами: «Мне тебе поставить, Большой Небесный отец, ничего нет, к этим котелкам с водой причастись». Затем воду выливал на землю, и так семь раз. И он причастился к котелкам мальчика с водой, а к тем, кто делал семь жертвоприношений и варил мясо в семи котлах, нет» [ПМА 6, ПМА 7]. Так он установил, какое ему делать угощение, чтобы каждому желающему было доступно. Данный обряд совершали весной, когда происходила смена летнего и зимнего полугодия, своим содержанием он как бы воссоздает миф (см. выше): Вода (дождь) связывается с рождением новой жизни (из капли вышел младенец), с плодородием (воду выливали на землю, чтобы земля плодоносила).
По представлениям хантов, у всего живого, что нас окружает, есть отец и мать. Согласно хантыйским мифам, Небо-отец, Земля-Мать. Земля дает пищу всему живому, а Небо - влагу, без воды нет жизни на земле. Данный обряд проводили еще в середине 1950-х гг. на южной стороне от деревни Тугияны. По словам информантов, просьбы молящихся людей божество Нум хо, который находится на границе земли и неба, передает отцу Тору-му, т. к. он находится очень далеко и достичь его невозможно.
Не меньшее значение придавали и водной стихии. Вода имеет сакральное название ящты ут (то, что пьют) и считается одним из сильнейших персонажей, может брать верх
1 Ими-хилы - бабушкин внук или тетин племянник. Популярный герой хантыйских сказок, участвует в обустройстве земли. В фольклоре он имеет семь образов и множество эпитетов. Один из образов Ас тый ики (Верховьев Оби мужчина).
над богиней Огня, которая считается «сильнее ста духов». Огонь можно затушить водой, разбушевавшуюся водную стихию ничем невозможно остановить. Вода - основа жизни. В то же время бездна вод олицетворяет опасность - смерть. Вода связана с мужским началом. Управляет водной стихией Йиук вэрт ики (Водный дух). У него есть жена и дети. В заливе семи морей, под водой, он дом имеет. Небесные отец и мать главным его быть назначили. Он находится везде в воде. Его воле приписывают все явления, происходящие с водой (наводнения, создание волн на реке), он создает рыб, велит ходить рыбе туда-сюда. [6, с. 29-30]. Обряд Йиук вэрт хату (День Водного духа) проводили в середине лета, перед началом миграции рыб. Раз в три года проходило мирау йир (всеобщее жертвоприношение), съезжались жители семи окрестных деревень. Жители деревни Тугияны собирались на берегу в северной стороне деревни, устраивали стол, ставили угощение. Бросали в воду еду - угощение. После совместной трапезы молились духам воды, привязывали вместе полоски ткани с завязанными монетами, на лодке ехали на середину реки и опускали в воду. Затем начинались соревнования на лодках, на берегу проводились различные соревнования и игры. Обряд проводили на воде - для безопасности и чтобы было много рыбы [Там же, с. 33-35]. В настоящее время в поселениях округа проводятся мероприятие под названием «Соревнования на обласах (лодках)».
Земля для наших предков была святой, к ней относились уважительно, она имеет множество эпитетов, но главные из них - Тэрум най ауки (Небесная богиня-Мать), или Калтащ ауки-Вэн ауки (Калтащ женщина-Самая главная богиня-мать) и т. д. Ее представляют орнитоформном, зооморфном и антропоморфном облике [3, с. 69]. Обширная поверхность земли отождествлялось с телом Матери-Земли, поэтому существовал запрет копать землю железными предметами, чтобы не причинить ей боль. Землю-Мать еще называют пэранты аукев (досл.: топтать, мать) - мать, по которой мы ходим. И еще в настоящее время выполняются обрядовые действия, связанные с ней. Обряд проводят в начале лета. Жертвами, приносимыми земле, является ткань или платок светлого цвета. Вначале разводят костер, кипятят чай, готовят угощение. Затем выбирают место, где никто не ходит. Снимают верхний слой земли (дерн) в виде круга, кладут ткани, платки с завязанными на углу монетами, снова сверху накрывают снятой землей. Кроме того, подарки земле-можно вешать и на сосну - это ее дерево [ПМА8].
Иу мув (Нижний мир) - место обитания умерших и вредоносных существ. Согласно представлениям, в подземном мире люди живут так же, как и на земле, занимаются теми же делами, только в темное время суток; движение и время представляется противоположным земному. Обряд данному божеству проводили в начале зимы, ему жертвовали ткань черного цвета.
Космогонические мифы хантов обычно начинаются с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. В их основе есть понимание того, что все живое возникло благодаря Всемогущему Курс Торуму, Небесному отцу. Кроме того, не меньшее значение в устройстве Вселенной играют птицы, морские существа вес (мать и отец) и рыба ёрш. В хантыйских мифах небо, вода, земля персонифицированы, Небесный отец и Мать-Земля характеризуются как прародители, они играют главную роль в создании и организации Вселенной. Женский образ Земли наделяется материнскими функциями. Она понималась как все рождающая и плодоносящая, именно она кормила людей, животных, поэтому старались воздействовать на нее обрядами. Материнские функции земли нашли отражение и в обряде рождения ребенка. Божества создают людей из самых разнообразных материалов. Судя по фольклорным данным, люди средней земли могут ходить на небо и опускаться в водное царство, вступать с их дочерьми в брачные отношения. Переход из одного мира в другой доступен только божествам, мифологическим героям, человек может совершить такой переход только в случае смерти (душа уходит в небо, тело -под землю).
В представлениях об окружающем мире выделяются несколько временных этапов: кругом ничего нет или кругом было только море; появление земли; время творения божеств; появление людей. О наступлении эпохи человека в сказках говорится: «Хэнты акань всншуп нсуу тэрум, акань всншуп хэяу тэрум тывтыйн...» («Когда-то наступит век женщин с кукольным лицом, век мужчин с кукольным лицом.»).
Список литературы
1. Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. Томск: Изд-во Том. унта, 2002. 258 с.
2. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284
с.
3. Кашлатова Л. В. Женский пантеон обских угров. Монография. Тюмень: ООО «Формат», 2017. 158 с.
4. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общ. ред. Е. С. Новик. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 568 с.
5. Попова С. А. Мансийские календарные праздники и обряды. Томск: изд-во Том. ун-та, 2008. 138 с.
6. Пятникова Т. Р. Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья. Екатеринбург: Баско, 2008. 80 с.
7. Пятникова Т. Р. Связь между мирами через обряды, еду // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2018. № 6. С. 37-39.
8. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство Обско-Югорского общества // Советская этнография. 1939. № 11. С.20-42.
9. Штернберг А. Остяцкая легенда о сотворении мира // Ежегодник Тобольского музея. 1901. Вып. XII. С. 12-15.
10. Steinitz W. Ostjakische Volksdichtung und Erzählungen. Stockholm, 1941. P. 208.
References
1. Voldina T. V. Xantijskij volklor: istorija isuchenija [Khanty folklore: the history of the study]. Tomsk, TGU Publ., 2002, 258 p. (In Russian)
2. Istochnikipo etnografii Sapadnoj Sibiri [Sources on Ethnography of Western Siberia]. - Tomsk: TGU Publ., 1987, 284 p. (In Russian)
3. Kashlatova L. V. Shenskii panteon obskix ugrov [The female Pantheon of the Ob Ugrians]. Tyumen: ООО «FORMAT» Publ., 2017, 158 p. (In Russian)
4. Mifi, predanija, skazki xantov i mansi [Myths, legends, tales of zants and Mansi]. Transl. from Khanty, Mansi, German languages. Comp., Preface. and note. N. In. Lukina, under the General editorship of E. S. Novik. Moscow, Nauka Publ., 1990, 568 p. (In Russian)
5. Popova S. A. Mansijskie kalendarnieprasdniki I obrjadi [Mansi calendar holidays and ceremonies]. Tomsk, TGU Publ., 2008. 138 p. (In Russian)
6. Pyatnikova T. R. Tradizionnie obrjadi xantov ust'-kasimskogo Priobja [Traditional ceremonies Ust Khanty-Kazym Ob]. Ekaterinburg, Basko Publ., 2008. 80 p. (In Russian)
7. Pyatnikova T. R. Svjas' mezhsdu mirami cheres obrjadi, edu [A Link between worlds through the rites of food]. Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Poznanie» [Modern science: Actual problems of theory and practice. Series of "Knowledge"], 2018, no. 6, 105 p. (In Russian)
8. Chernetsov V. N. Fratrial'noe ustrojstvo Obsko-Jugoskogo obshchestva [Matriliny device Ob-Ugra society]. Sovetskaya ehtnografiya [Soviet Ethnography], 1939, no. 11, pp. 20-42. (In Russian)
9. Sternberg A. Ostjazkaja legenda o sotvorenii mira [Ostyak legend about the creation of the world]. Ezhegodnik Tobol'skogo muzeya [Yearbook of the Tobolsk Museum], 1901, vol. XII, pp. 12-15. (In Russian)
10. Steinitz W. Ostjakische Volksdichtung und Erzählungen. Stockholm, 1941, p. 208 (In Sweden)
Полевые материалы автора
1. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2004 г. Белоярский. Информант -Логаны (Молданова) Дарья Ксенофонтовна,1928 г. р.
2. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2005 г. Информант - Лозямов Петр Михайлович, 1932 г. р.
3. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2005 г. Информант - Лозямова Екатерина Максимовна, 1935 г. р.
4 ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2004 г. Информант - Вандымова (Молданова) Татьяна Ксенофонтовна, 1933 г. р.
5. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2003 г. Информант - Лельхова (Юмина) Ульяна Никифоровна, 1929 г. р.
6. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 200 г. Информант - Ользина Матрена Григорьевна, 1930 г. р.
7. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2004 г. Информант - Лельхова (Федотова) Акулина Васильевна, 1923 г. р.
8. ПМА - Полевые материалы автора. Запись 2016 г. Информант - Каксина (Тар-лина) Евдокия Даниловна, 1968 г. р.
Author's field materials
1. PMA - Field materials of the author. Record 2004 Beloyarsky. The informant Logan (Moldanova) Daria Ksenofontova, born in 1928
2. PMA - Field materials of the author. Record 2005 the Informant of Lozanov Peter M. born in 1932 g.r.
3. PMA - Field materials of the author. Record 2005 the Informant Lozanova Ekaterina Maksimovna 1935 g.r.
4 PMA - Field materials of the author. Recording 2004 the Informant Vadimova (Moldanova) Tatiana Ksenofontova 1933 g.r.
5. PMA - Field materials of the author. Record, 2003, the Informant Lelikova (Yumina) Juliana Nikiforovna born in 1929 g.r.
6. PMA - Field materials of the author. Record 2003 g the Informant Alsina Matryona Grigorievna born in 1930 g.r.
7. PMA - Field materials of the author. Recording 2004 the Informant Lelikova (Fedoto-va) Akulin V. 1923 g.r.
8. PMA - Field materials of the author. The entry 2016 Informant Katsina (Carlina) Eu-dokia Danilovna 1968 g.r.