Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

ОБРАЗЫ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / младшие подростки / уроки музыки / образы вокальной лирики / empathy / younger teenagers / music lessons / images of vocal lyrics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкань Наталия Владимировна

В статье актуализируется проблема развития эмпатии младших подростков на уроке музыки. Целью данного исследования является обоснование, выявление, экспериментальная проверка эффективности дидактической модели развития эмпатии младших подростков на уроке музыки на основе образов вокальной лирики в контексте теорий П.Я. Гальперина и К.С. Станиславского. В результате исследования автору удалось представить апробированный алгоритм развития эмпатии младших подростков на уроках музыки на основе образов вокальной лирики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкань Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF VOCAL LYRICS IN THE DEVELOPMENT OF EMPATHY YOUNGER TEENS AT MUSIC LESSONS

The article actualizes the problem of developing empathy in younger adolescents in a music lesson. The purpose of this study is to substantiate, identify, and experimentally test the effectiveness of a didactic model for the development of empathy in younger adolescents in a music lesson based on images of vocal lyrics in the context of the theories of P.Ya. Galperin and K.S. Stanislavsky. As a result of the study, the authors were able to present a tested algorithm for the development of empathy in younger adolescents in music lessons based on images of vocal lyrics.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

these elements, becoming visually attractive, culturally and socially conscious.

- There is global and local interaction. The use of ethnic motifs in deconstructivist fashion and architecture reflects the dynamic interaction between global modernity and local traditions. The result is a rich, hybrid aesthetic that can appeal to global audiences while maintaining the roots of local cultural narratives [8].

References:

1. Panarin A.S. Globalizacziya kak vy'zov zhiznennomu miru // Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk. 2004. T. 74. № 7. S. 619-632.

2. Fuko MisheF. Nadzirat i nakazyVat\ perevod s franczuzskogo V.Naumova. Moskva: «Ad Marginem», 1999. 480 s.

3. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda. Kn. 1: Problemy' formoobrazovaniya. Mastera i tech-eniya. Moskva: Strojizdat, 1996. 709 s.

4. Lisiczina Ya.Yu. «Bespredmetny'e e'lementy'» v arkhitekturnom formoobrazovanii Yakova Chernikhova». [Eletronniy resurs] URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/3/688/ (access date: 03.04.2024).

5. Kovaleva M.N. Vzaimosvyaz' arkhitektury' i kostyuma v dekonstruktivizme // Vestnik molody'kh ucheny'kh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. 2014. № 3. S. 58 - 63.

6. Avtonomova N.S. Filosofskij yazy'k Zhaka Derrida. Moskva: Rossijskaya politicheskaya encziklopediya (ROSSPEN), 2011. 510 s.

7. Adam Geczy, Vicki Karaminas. Time, Cruelty and Destruction in Deconstructivist Fashion: Kawakubo, Margiela and Vetements. [Eletronniy resurs] URL:http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ (access date 04.27.2024).

8. Nasr M. The trend of deconstruction and reconstruction in the design of fashion accessories. [Eletronniy resurs] URL:https://doi.org/10.21608/idj.2018.84722 (access date 04.27.2024).

Литература:

1. Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру // Вестник Российской Академии Наук. 2004. Т. 74. № 7. С. 619-632.

2. Фуко Мишель. Надзирать и наказывать. Перевод с францзузского В.Наумова. Москва: «Ад Маргинем», 1999. 480 с.

3. Кхан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. Москва: Стройиздат, 1996. 709 с.

4. Лисицина Я.Ю. «Беспредметные элементы» в архитектурном формообразовании Якова Чернихова». [Электронный ресурс]. https://moluch.ru/conf/tech/archive/3/688/ (дата обращения: 03.04.2024).

5. Ковалева М.Н. Взаимосвязь архитектуры и костюма в деконструктивизме // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. № 3. С. 58-63.

6. Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2011. 510 с.

7. Adam Geczy, Vicki Karaminas. Time, Cruelty and Destruction in Deconstructivist Fashion: Kawakubo, Margiela and Vetements. [Электронный ресурс]. URL:http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ (дата обращения: 04.27.2024).

8. Nasr M. The trend of deconstruction and reconstruction in the design of fashion accessories. [Электронный ре-сурс]:URL:https://doi.org/10.21608/idj.2018.84722 (дата обращения: 04.27.2024).

УДК 372.878 EDN ОР7ИИЛ

Н.В. Липкань

ОБРАЗЫ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В статье актуализируется проблема развития эмпатии младших подростков на уроке музыки. Целью данного исследования является обоснование, выявление, экспериментальная проверка эффективности дидактической модели развития эмпатии младших подростков на уроке музыки на основе образов вокальной лирики в контексте теорий П.Я. Гальперина и К.С. Станиславского.

It can be said that the use of ethnic motifs in deconstructivist design practices offers a powerful means of combining tradition with innovation, allowing designers to create works that are both culturally relevant and contemporary. The result is a distinctive aesthetic that respects cultural heritage while pushing the boundaries of design.

В результате исследования автору удалось представить апробированный алгоритм развития эмпатии младших подростков на уроках музыки на основе образов вокальной лирики.

Ключевые слова: эмпатия, младшие подростки, уроки музыки, образы вокальной лирики

Для цитирования: Липкань Н.В. Образы вокальной лирики в развитии эмпатии младших подростков на уроках музыки // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 186194. EDN OFZHHA.

Nataliya V. Lipkan IMAGES OF VOCAL LYRICS IN THE DEVELOPMENT OF EMPATHY YOUNGER TEENS AT

MUSIC LESSONS The article actualizes the problem of developing empathy in younger adolescents in a music lesson. The purpose of this study is to substantiate, identify, and experimentally test the effectiveness of a didactic model for the development of empathy in younger adolescents in a music lesson based on images of vocal lyrics in the context of the theories of P.Ya. Galperin and K.S. Stanislavsky.

As a result of the study, the authors were able to present a tested algorithm for the development of empathy in younger adolescents in music lessons based on images of vocal lyrics.

Keywords: empathy, younger teenagers, music lessons, images of vocal lyrics

For citation: Lipkan N.V. Images of vocal lyrics in the development of empathy younger teens at music lessons// Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.186-194. EDN OFZHHA.

Введение

Значимость развития эмпатии обусловлена тем, что она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми и ведет к развитию гуманистической направленности личности. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и определяется нами как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека и демонстрировать это понимание. Развитие эмпатии младших подростков необходимо для регуляции эмоциональной, когнитивной, волевой, коммуникативной и других сфер, однако оно может быть затруднено, так как в этом возрасте происходит гормональный всплеск, а также проявление и преобладание негативизма, приводящего к ухудшению распознавания ряда эмоций.

В процессе аналитического обзора научных трудов было выявлено, что эм-патия рассматривается в современной научной литературе как продукт деятельности зеркальных нейронов; мотив альтруистического поведения; механизм регуляции межличностных отношений; эффективное средство развития и усвоения внутреннего смысла нравственных отношений; важный фактор развития личности; важнейшее условие художественного творчества, необходимое качество учителя-фасилитатора; одно из важных качеств врача, определяющее эффективность его профессиональной деятельности. По мнению И.Е. Кирьянова, развитие эмпатии в контексте образовательной

деятельности в рамках различных предметных областей, в том числе в общеобразовательной школе, приобретает особую значимость [4]. Изучение образов вокальной лирики реализуется в программах по музыке (5 класс, раздел «Музыка и литература») и литературе, в дополнительном образовании, в том числе в театральной деятельности. Но в то же время эффективность использования образов вокальной лирики как средства развития эмпа-тии младших подростков на уроках музыки изучена недостаточно.

Материалы и методы

Основными методами исследования выступили теоретические (анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, педагогический эксперимент), дескриптивные (метод вариативной статистики, описание результатов диагностики, их графическая интерпретация и анализ).

С целью проведения экспериментальной работы по исследованию эффективности дидактической модели развития эмпатии младших подростков на основе образов вокальной лирики был проведен эксперимент на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №23. В исследовании приняли участие 108 младших подростков.

В качестве диагностического инструментария изучения уровня развития эм-патии использовалась стандартизированная методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии», а также анализ продуктов образовательной деятельности обучающихся.

Литературный обзор

Методологическим основанием исследования проблемы развития эмпатии стал деятельностный подход, изложенный Л.С. Выготским в труде «История развития высших психических функций» (1931); С.Л. Рубинштейном в книге «Основы общей психологии» (1940);

A.Н. Леонтьевым в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Научный интерес для нашего исследования представляют идеи ученых, которые рассматривали эмпатию как психологическую категорию: это И.М. Юсупов («Психология эмпатии», 1995); В.В. Бойко («Эмоциональная эмпатия», 2002);

B.М. Вартанян («Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности», 2007); К. Изард («Психология эмоций», 2007); Е.П. Ильин («Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», 2013); В.И. Долгова, Е.В. Мельник (« Эмпатия», 2014).

В публикациях современных зарубежных исследователей эмпатия рассматривается как форма просоциального поведения (Матиас Аллеманда, Андреа Э. Грюненфельдер-Штайгер, Хельмут Фенд) [9]; социальный навык (Джефферсон Оли-вейра Франсика, Марсио Сикейра, Ан-сельмо Кордейро де Соуза, Сидели Би-ацци, Кристиной Жуковски-Таварес) [10]; фактор «выживания генетической конструкции человечества»; как сочувствие наряду с социальной и эмоциональной компетенциями; предикатор грамотности (Висенте Дж. Льорента, Антонио Л. Гонса-лес-Гомеса, Дэвид П. Фаррингтона, Изабе-ла Зыч) [11].

В экспериментальной работе мы базировались на положениях об особенностях проявления эмпатии в младшем подростковом возрасте, изложенных в трудах Т.П. Гавриловой («Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков», 1981); В.В. Зеньковского («Психология детства», 1995); В.П. Кузьминой («Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависи-

мости от детско-родительских отношений в семье», 1999); Г.С. Абрамовой («Возрастная психология», 1998).

В своем обосновании приемов, методов и алгоритма использования образов вокальной лирики как эффективного средства развития эмпатии мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1968) в изложении Н.Ф. Талызиной («Теория планомерного формирования умственных действий сегодня», 1993); теорию сценического искусства и метод актерской техники К.С. Станиславского («Работа актёра над ролью», 1911-1916; «Работа актёра над собой», 1938) в изложении Л.Н. Кузнецовой («Теория сценического искусства: метод актерской техники К.С. Станиславского, 2017); на идеи Л.С. Выготского («Психология искусства, 1968).

Результаты

Значимость эмпатии, основанной на работе зеркальных нейронов, согласно концепции Дж. Риццолатти [5], обусловлена необходимостью развития эмоциональной, когнитивной и коммуникативной сфер, являющихся основой любой деятельности (согласно деятельностному подходу А.Н. Леонтьева), в том числе и учебной.

Каждому человеку необходимо общение с другими людьми, за счет него происходит развитие коммуникации от простого общения до более глубокого личностного самораскрытия. Именно поэтому проблема развития эмпатии остро стоит в современном мире.

Рассматривая эмпатию как способность рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, позволяющую преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение, мы полагаем, что эффективное ее развитие обусловлено необходимостью внедрения алгоритма освоения образов вокальной лирики, соотнесенных с кана-

лами эмпатии на основе теорий П.Я. Гальперина [3] и К.С. Станиславского [7;8].

В.В. Бойко выделил следующие составляющие эмпатии: рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы; установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация [1;2].

В ходе теоретического анализа мы соотнесли каналы эмпатии, возрастные особенности развития эмпатии младших подростков и значимые приемы, направленные на развитие эмпатии младших подростков на основе образов вокальной лирики.

Для констатирующего и

заключительного этапов эксперимента мы использовали «Методику диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [1] и процедуру наблюдения за уровнем развития эмпатии младших подростков на уроках музыки, выраженным в образовательных продуктах обучающихся.

На основании результатов, полученных в ходе констатирующего этапа нашего исследования, был сделан вывод о необходимости проведения

формирующего этапа эксперимента, где мы использовали ряд приемов и методов, каждый из которых был соотнесен с каналами эмпатии. В качестве приемов мы применяли задания: «Мои эмоции», «Штрихи к портрету», «Я тебя понимаю», «Что чувствует герой и кому направлены его чувства», мини-интервью,

«Поменяться ролями». Среди методов были представлены: «Музыкальный аукцион», «Позвони мне, позвони», «Свет мне, зеркальце, скажи» и др.

Для реализации дидактической модели развития эмпатии на основе образов вокальной лирики мы проанализировали наличие их в школьной программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой [6], см. Табл.1.

Таблица 1

Содержательное наполнение образов вокальной лирики

Образы вокальной лирики Произведения

Любовь к своей Родине Г. Струве, слова Н. Соловьёвой «Моя Россия»

Любовь к природе М. Глинка, слова И. Козлова «Венецианская ночь», Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева «Баркарола» (образ умиротворения, воссоединения души с природой)

Тепло человеческой души М. Глинка «Жаворонок» (образ русской природы, теплые чувства человека), С. Рахманинов «Вокализ» (образ птицы, которая поднимается все выше и выше)

Светлая печаль П. Чайковский, слова А. Плещеева «Осень». Ц. Кюи, слова А. Плещеева «Осень». А. Варламов «Горные вершины»

Логику применения вышеперечисленных приемов для развития эмпатии младших подростков на уроках музыки мы согласовали с алгоритмом работы над

ролью К.С. Станиславского [7;8] и теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3], см. Табл. 2.

Таблица 2

Методологическая основа разработки этапов алгоритма развития эмпатии младших __подростков на основе образов вокальной лирики_

Подходы и приемы развития эмпатии Этапы алгоритма

Теория К.С. Станиславск ого 1 раздел: работа актера над собой 2 раздел: работа актера над ролью

Познание Переживание Воплощение Воздействие Погружение в

роль

Теория П.Я. Гальперина мотивационный, создание ориентировочной основы действия формирование материализова нного действия внешняя речь внутренняя речь автоматизация действия

Приемы и методы развития каналов эмпатии «Мои эмоции» (эмоциональный), «Штрихи к портрету» (рациональный) «Я тебя понимаю» (интуитивный) Мини-интервью: «Три вопроса» (проникающа я способность эмпатии) Мини-сочинение «Что чувствует герой, кому направлены его чувства(я -внешний наблюдатель)» (установки, способствующие или препятствующие эмпатии) Мини-сочинение «Поменяться ролями» (я -внутренний наблюдатель); исполнение вокального сочинения (идентификация); методы.

Первый этап алгоритма развития эмпа-тии, который мы связывали с развитием эмоционального и рационального каналов, был соотнесен с этапом «познания» (по К.С. Станиславскому) [7] и этапами мотивационным и «создания ориентировочной основы действия» (по П.Я. Гальперину) [3].

В рамках развития эмоционального канала, опираясь на необходимость учета возрастных особенностей по преодолению негативизма младшего подростка, его неумения входить в резонанс с другими, мы применяли прием «Мои эмоции», в котором обучающимся необходимо было послушать музыкальное произведение и сформулировать пять прилагательных, выражающих эмоции и чувства, которые вызвало у них исполняемое произведение.

Для развития рационального канала, учитывая возрастные особенности младших подростков (их способность к самооценке и самоанализу), нами был использован прием «Штрихи к портрету», в котором предлагался вопрос перед прослушиванием: «Какие идеи и мысли хотел передать композитор?», а также ответить на вопрос: «Что музыка изображает и выражает?».

Чтобы развить интуитивный канал эмпатии младших подростков, у которых еще недостаточно жизненного опыта и присутствует негативизм, мы применяли прием «Я тебя понимаю». Школьникам задавался вопрос к прослушиванию: «Какие эмоции хотел передать композитор?». Этот прием соотносится с этапом «пере-

живание» (К.С. Станиславский) [7] и «формирование материализованного действия» (П.Я. Гальперин) [3].

Для развития проникающей способности эмпатии нами был использован прием «Мини-интервью», где обучающиеся формулировали вопросы для лирического героя вокального произведения, которые помогали понять все его чувства. Этот прием учитывал возрастные особенности, связанные с эмоциональным напряжением и негативизмом, ограничивающими проявление проникающей способности. Прием коррелирует с этапами «воплощение» (К.С. Станиславский) [6] и «внешняя речь» (П.Я. Гальперин) [3].

С целью развития установок, способствующих или препятствующих эмпатии, в младшем подростковом возрасте, опирающемся на желание доказать свою независимость и самостоятельность, нами был применен прием мини-сочинения («Что чувствует герой, кому направлены его чувства») и литературно-музыкальной композиции. Предлагаемое мини-сочинение зачитывалось под звучание произведения для прослушивания в контексте литературно-музыкальной композиции: реализуется в контексте этапа «воздействие» (К.С. Станиславский) [7] и «внутренняя речь» (П.Я. Гальперин) [3].

Развитие идентификации опирается на этапы «погружение в роль» (К.С. Станиславский) [8] и «автоматизация действия» (П.Я. Гальперин) [3] и обусловлено необходимостью учета возрастных особенностей, в рамках которых младшие подрост-

ки действуют на основе своих идеальных образов. В контексте реализации этого этапа мы применяли прием мини-сочинения «Поменяться ролями», где необходимо было описать, как бы «я» поступил на месте героя.

В качестве основы формирующего этапа эксперимента мы использовали содержание программы по музыке 5 класса Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой, Г.П. Сергеевой [6]. Материалом для слушания стали произведения М. Глинки «Жаворонок», С. Рахманинова «Вокализ», А. Варламова «Горные вершины», Г. Струве «Моя Россия».

Обучающиеся, достигшие высокого уровня развития эмпатии (Виктория А., Жоодарбек А., Анна Б.), в романсе М. Глинки «Жаворонок» сумели «услышать» «образ русской природы», «теплые чувства человека», его «надежду на истинную любовь». Главный персонаж произведения, по мнению Алины Д., «маленькая птичка, жаворонок, чьё пение помогает лирическому герою выразить чувства к своей избраннице».

«Вокализ» С. Рахманинова для младших подростков (Евгения И., Артем К.), которых мы отнесли к высокому уровню развития эмпатии, «передает образ птицы, которая поднимается все выше и выше», как «голос души, который взлетел до небес и нежно разговаривает с нами».

«Образ человеческой печали, тоски», где есть только «единственный выход и спасение от одиночества, усталости, заключающийся в молитве», услышали в романсе А. Варламова «Горные вершины» младшие подростки (Ангелина В., Михаил О.), достигшие высокого уровня.

В произведении Г. Струве «Моя Россия» отображается «образ любви к своей Родине» (Игорь К.).

Для реализации этапа автоматизации (согласно теории П.Я. Гальперина) в развитии эмпатии на основе образов вокальной лирики мы использовали такие методики, как «Музыкальный аукцион», «Позвони мне, позвони», «Свет мой, зеркальце, скажи», «Беззвучный

режим», «Шоу «Музыкальная интуиция», «Я - дирижёр».

Для реализации процедуры

наблюдения мы определили критерии оценивания уровня развития эмпатии младших подростков в образовательных продуктах на уроках музыки: степень самостоятельности, адекватности,

полноты содержания, оригинальности, активность участия. Один критерий оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за каждое из 6 заданий составляет 5 баллов. Таким образом, высокий уровень развития эмпатии на основе образов вокальной лирики в ходе выполнения шести заданий составил диапазон от 21 до 30 баллов; средний уровень 11-20 баллов; низкий уровень 110 баллов.

Осознание эмоциональных состояний различных качеств, определяющих уровень эмпатии (умение поставить себя на место другого человека, открытость, душевность), предполагало развитие идентификации, эмоционального и рационального каналов и стало целью метода «Музыкальный аукцион».

После прослушивания вокального произведения мы проводили аукцион, где надо было пройти «Шесть испытаний»: «Мои эмоции», «Штрихи к портрету», «Я тебя понимаю», «Мини-интервью», мини-сочинение «Что чувствует герой, кому направлены его чувства» от лица наблюдателя, мини-сочинение «Поменяться ролями» от лица героя, которые соотносились с алгоритмом развития эмпатии, где победитель покупал произведение за валюту «музкоины» и обретал авторское право. Побеждал тот, кто набирал максимальное количество баллов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод «Позвони мне, позвони» основывался на развитии эмоционального, рационального каналов эмпатии и идентификации. В ходе реализации этого метода один человек как будто бы «разговаривал по телефону» (при этом не должен произносить ни звука). Задача участника - передать с помощью только лишь эмоций, мимики, жестов всю суть разговора. Задача второго участника - определить, с

кем беседует первый участник, а самое главное - о чем они разговаривают.

Целью метода «Свет мой, зеркальце, скажи» являлось развитие внимания к сверстникам, а также развитие мимических и пантомимических способностей обучающихся. Данный метод развивает: эмоциональный, рациональный каналы эмпатии и идентификацию. Высокий уровень развития эмпатии подростков выражался через такие качества, как активность, оригинальность, продуктивность, интерес к заданиям, а также через полное погружение в эмоциональное состояние образа главного героя вокального произведения. В рамках реализации метода обучающиеся делились на пары, становясь друг напротив друга. Один обучающийся показывал мимикой, жестами эмоции, а второй - играл роль «зеркала» и должен был понять, какие эмоции представлял и хотел передать первый участник. Высокий уровень развития эмпатии в этом задании продемонстрировали: Виктория А., Жоодарбек А., Анна Б., Ангелина В., Дарья В., Анна Ж., Михаил З., Евгения И., Артем К., Дмитрий К., Игорь К. и Михаил О.

Цель методики «Беззвучный режим» -развить у младших подростков понимание эмоционального состояния другого человека. Учитель мимикой, жестами показывал свои требования, при этом можно было открывать рот, но не произносить звуки (например, учитель приветствует детей и просит протереть доску, полить цветы, поставить стулья и т.д.), задача обучающихся - определить, что требует учитель. В процессе проведения метода обучающимся предлагалось просмотреть 2

видеофрагмента с исполнением вокальных произведений «Жаворонок» М. Глинка и «Горные вершины» А. Варламова, после чего следовало пройти 6 приемов: «Мои эмоции», «Штрихи к портрету», «Я тебя понимаю», «Мини-интервью», мини-сочинение «Что чувствует герой, кому направлены его чувства» от лица наблюдателя, мини-

сочинение «Поменяться ролями» от лица героя, которые соотносятся с алгоритмом развития эмпатии. Затем учитель включал видеофрагменты с теми же вокальными произведениями, но уже с другими исполнителями, задача обучающихся по выражению эмоций, жестов, движений губ и т.д. определить, какое вокальное произведение было исполнено.

Целью методов «Шоу музыкальной интуиции», «Я - дирижер» стало развитие у младших подростков рационального, эмоционального каналов, а также идентификации на основе образов вокальной лирики, а также развитие мимических и пантомимических способностей.

В ходе реализации метода «Я -дирижер» мы раздавали обучающимся текст вокального произведения Г. Струве «Моя Россия». Младшие школьники проводили краткий анализ музыкального произведения (музыкальный образ, характер, интонация, мелодия, ритм, темп и т.д.). Для выявления и проникновения в образ мы предлагали обучающимся выполнить шесть заданий (приемов), разработанного нами алгоритма. Затем на каждую фразу произведения младшие подростки формулировали эмоцию. Далее обучающийся выходил к доске и дирижировал произведением Г. Струве «Моя Россия» по составленной им эмоциональной партитуре.

После определения всех чувств, эмоций и сюжета первого участника, следовало пройти шесть приемов: «Мои эмоции», «Штрихи к портрету», «Я тебя понимаю», «Мини-интервью», мини-сочинение «Что чувствует герой, кому направлены его чувства» от лица наблюдателя, мини-сочинение «Поменяться ролями» от лица героя, которые соотносятся с алгоритмом развития эмпатии.

По результатам проведения формирующего эксперимента из 108 человек, 21 младший подросток (20%) экспериментальной группы перешли с низкого уровня развития эмпатии на средний и высокий уровень, которые составили 81 (75%)

и 27 человек (25%) соответственно. Тогда лась без значимых изменений, см. Рис.1. как в контрольной группе динамика оста-

ЭГ1 КГ1 ЭГ2 КГ2

^высокий исредний низкий

Рис. 1. Динамика развития эмпатии младших подростков на уроках музыки на основе образов вокальной лирики, в %

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе (ЭГ1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе эксперимента, ЭГ2 - экспериментальная группа на заключительном этапе эксперимента), количество учащихся с высоким уровнем эмпатии возросло на 15 человек и составило 25% (27 испытуемых), средний уровень - увеличился на 5 младших школьников, составил 75% (81 обучающийся), низкий уровень у младших подростков снизился на 21 человека и в заключительном этапе эксперимента не был выявлен.

Обсуждение

Опираясь на исследование В.В. Бойко, мы уточнили определение понятия «эм-патия», которое понимаем как способность рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека; рассмотрели структурные компоненты: эмоциональный, рациональный, интуитивный каналы; установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность, идентификация.

В ходе исследования мы проанализировали возрастные особенности развития каналов эмпатии младших подростков:

- негативизм вносит ограничение в проявление эмоционального канала эм-патии, проникающей способности и установок, способствующих эмпатии;

- неумение входить в «резонанс» с другими людьми (влияет на способность понимания эмоционального состояния дру-

гого, предвосхищения поведения и эффективного воздействия на него, эмоциональный канал эмпатии);

- «чувство взрослости» (для того, чтобы казаться старше, младшие подростки начинают провоцировать взрослых, в ходе чего внушают себе идеи о том, что «все вокруг плохие и настроены против них», установки, препятствующие эмпатии. Также данная особенность младшего подросткового возраста может рассматриваться и с другой стороны: младшие подростки, чтобы показать свою самостоятельность в выборе чего-либо, доказать, что на них можно положиться, хотят выглядеть взрослее, тем самым развивая установки, способствующие эмпатии;

- поиск идеала (влияет на способность подражать кому-то, выражается через идентификацию эмпатии).

Рассматривая теорию поэтапного освоения умственных действий П.Я. Гальперина и метод работы над ролью К.С. Станиславского в контексте алгоритма развития эмпатии, мы доказали эффективность комплексного подхода в разборе вокально-лирических образов, который позволил повысить уровень развития эмпатии; оказал влияние на качество освоения содержания вокально-лирического произведения, умение размышлять, представлять, чувствовать и анализировать данное произведение, что должно стать неотъемлемой частью процесса обучения на уроках музыки.

Заключение

Младшие подростки, достигшие высокого уровня развития эмпатии, проявляли внимание к партнерам, душевность, открытость, доверительность, умение поставить себя на место другого человека. Выполняя задания, обучающиеся проявляли такие качества, как направленность внимания, восприятия и мышления на сущность другого человека, на его поведение, состояние, на его проблему (рациональный канал эмпатии); сопереживание, сочувствие другому человеку, вхождение в его эмоциональное состояние

(эмоциональный канал); возможность находить решение задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода (интуитивный канал); искренность, доверительность, душевность (проникающая способность эмпатии), умение понять другого с помощью сопереживания, поменяться с ним ролями, встать на его место (идентификация), способность в условиях, препятствующих взаимопониманию, сохранять мотивацию на взаимодействие.

Литература:

1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «Бахрах-М", 2006. С. 486-490.

2. Бойко В.В. Оценка эмпатии личности / В. В. Бойко, О. А. Клиценко. Санкт-Петербург: Сударыня, 2002. 32 с.

3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ. Москва: [б. и.], 1965. 51 с.

4. Кирьянов И.Е., Липкань Н.В. Развитие эмпатии семиклассников на основе музыкально-сценических образов // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 40-56.

5. Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М.В. Фаликман. Москва: Языки славянских культур, 2012. 208 с.

6. Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. Москва: Просвещение, 2017. 127 с.

7. Станиславский К.С. Работа актера над собой./ М. А. Чехов. О технике актера. Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 488 с.

8. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Москва: Изд-во ACT, 2010. 473 с.

9. Allemand M., Gruenenfelder-Steiger A.E., Fend H. Empathy Development in Adolescence Predicts Social Competencies in Adulthood // Journal of Personality. 2014. Vol. 83. № 2. P. 229-241. D01:10.1111/jopy.12098

10. Jefferson O.F., Siqueira M., Cordeiro de Souza A., Biazzi S., Zukowsky-Tavares C. Relates humanas interpes-soais: um perfil da literatura em habilidades sociais Research // Society and Development. 2021. Vol. 10. № 2. P. 1-14. D0I:10.33448/rsd-v10i2.12066

11. Llorent V.J., González-Gómez A.L., Farrington D.P., Zych I. Social and emotional competencies and empathy as predictors of literacy competence // Psicothema. 2020. Vol. 32. № 1. P. 47-53. D0I:10.7334/psicothema2019.106

References:

1. Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'skij dom «Bahrah-M", 2006. S. 486-490.

2. Bojko V.V. Ocenka jempatii lichnosti / V. V. Bojko, O. A. Klicenko. Sankt-Peterburg: Sudarynja, 2002. 32 s.

3. Gal'perin P.Ja. Osnovnye rezul'taty issledovanij po probleme «formirovanie umstvennyh dejstvij i ponjatij»: Doklad na soiskanie uchen. stepeni d-ra ped. nauk (po psihologii) po sovokupnosti rabot Moskva: [b. i.], 1965. 51 s.

4. Kir'janov I.E., Lipkan' N.V. Razvitie jempatii semiklassnikov na osnove muzykal'no-scenicheskih obrazov // Psi-hologo-pedagogicheskie issledovanija. 2021. Tom 13. № 1. S. 40-56.

5. Riccolatti Dzh., Sinigal'ja K. Zerkala v mozge: O mehanizmah sovmestnogo dejstvija i soperezhivanija / Per. s angl. O. A. Kurakovoj, M.V. Falikman. Moskva: Jazyki slavjanskih kul'tur, 2012. 208 s.

6. Sergeeva G.P. Muzyka. 5-7 klassy. Iskusstvo. 8-9 klassy. Sbornik rabochih programm / G.P. Sergeeva, E.D. Kritska-ja, I.Je. Kashekova. Moskva: Prosveshhenie, 2017. 127 s.

7. Stanislavskij K.S. Rabota aktera nad soboj./ M. A. Chehov. O tehnike aktera. Moskva: Artist. Rezhisser. Teatr, 2003. 488 s.

8. Stanislavskij K.S. Rabota aktera nad rol'ju. Moskva: Izd-vo ACT, 2010. 473 s.

9. Allemand M., Gruenenfelder-Steiger A.E., Fend H. Empathy Development in Adolescence Predicts Social Competencies in Adulthood // Journal of Personality. 2014. Vol. 83. № 2. P. 229-241. DOI:10.1111/jopy.12098

10. Jefferson O.F., Siqueira M., Cordeiro de Souza A., Biazzi S., Zukowsky-Tavares C. Relates humanas interpes-soais: um perfil da literatura em habilidades sociais Research // Society and Development. 2021. Vol. 10. № 2. P. 1-14. DOI:10.33448/rsd-v10i2.12066

11. Llorent V.J., González-Gómez A.L., Farrington D.P., Zych I. Social and emotional competencies and empathy as predictors of literacy competence // Psicothema. 2020. Vol. 32. № 1. P. 47-53. DOI:10.7334/psicothema2019.106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.