Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Камракова Наталья Юрьевна

Статья посвящена проблеме эмпатии современных подростков. Первичная диагностика уровня эмпатии у испытуемых показала, что существует часть подростков, у которых способность к эмпатии выражена слабо. У подростков могут возникать трудности во взаимодействии с другими людьми, в построении близких отношений. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли обучающиеся с низким уровнем эмпатии по общему показателю. Формирование эмпатии младших подростков осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы развивающих занятий. Результаты статистических процедур обработки данных до и после проведения программы занятий показали, что существует значимая положительная динамика показателей эмпатии у подростков. Показано, что специально разработанная программа занятий, направленных на формирование составляющих эмпатии, способствует преодолению затруднений подростков в отражении и понимании чувств, установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Камракова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ABILITY TO EMPATHY IN ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of empathy of modern teenagers. Primary diagnostics of the level of empathy in the subjects showed that there is a part of adolescents in whom the ability to empathize is weakly expressed. Adolescents may have difficulty interacting with other people, in building close relationships. Experimental and control groups were formed, which included students with a low level of empathy in terms of the general indicator. The formation of empathy in younger adolescents was carried out in the course of the implementation of a specially designed program of developing activities.The results of statistical data processing procedures before and after the training program showed that there is a significant positive dynamics of empathy indicators in adolescents. It is shown that a specially designed program of classes aimed at the formation of empathy components helps to overcome the difficulties of adolescents in reflecting and understanding feelings, establishing trusting relationships in communication with peers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Камракова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме эмпатии современных подростков. Первичная диагностика уровня эмпатии у испытуемых показала, что существует часть подростков, у которых способность к эмпатии выражена слабо. У подростков могут возникать трудности во взаимодействии с другими людьми, в построении близких отношений. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли обучающиеся с низким уровнем эмпатии по общему показателю. Формирование эмпатии младших подростков осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы развивающих занятий. Результаты статистических процедур обработки данных до и после проведения программы занятий показали, что существует значимая положительная динамика показателей эмпатии у подростков. Показано, что специально разработанная программа занятий, направленных на формирование составляющих эмпатии, способствует преодолению затруднений подростков в отражении и понимании чувств, установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

Ключевые слова: эмпатия, развитие эмпатии подростков, условия формирования эмпатии.

Annotation. The article is devoted to the problem of empathy of modern teenagers. Primary diagnostics of the level of empathy in the subjects showed that there is a part of adolescents in whom the ability to empathize is weakly expressed. Adolescents may have difficulty interacting with other people, in building close relationships. Experimental and control groups were formed, which included students with a low level of empathy in terms of the general indicator. The formation of empathy in younger adolescents was carried out in the course of the implementation of a specially designed program of developing activities.The results of statistical data processing procedures before and after the training program showed that there is a significant positive dynamics of empathy indicators in adolescents. It is shown that a specially designed program of classes aimed at the formation of empathy components helps to overcome the difficulties of adolescents in reflecting and understanding feelings, establishing trusting relationships in communication with peers.

Key words: empathy, development of empathy of adolescents, conditions for the formation of empathy.

Введение. Развитие цифровых технологий вносит существенные перемены в жизнь человека. Социальное взаимодействие становится все более формализованным и ориентированным на рациональную составляющую. Количество ситуаций, способствующих доверительному эмоциональному общению, уменьшается. Их недостаток влияет на уровень эмпатии современного человека, который начинает снижаться [2].

Эмпатия приобретает особое значение для младших подростков. В этом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Каждый подросток по-своему строит доверительные отношения. Один без особых усилий ведет диалог, эмоционально поддерживает своего собеседника, создает положительную и доброжелательную атмосферу в общении, заводит новые знакомства и, в целом, - вызывает симпатию у своего окружения. Другому это не дается, что тяжело переживается подростком. Причиной неудач может оказаться низкий уровень эмоциональной отзывчивости, способности к пониманию эмоционального состояния собеседника, к сопереживанию и сочувствию. В связи с этим встает вопрос о психолого-педагогических условиях, которые могут способствовать развитию эмпатии у младших подростков.

Целью проведенного исследования явилось уточнение эффективности специально организованных условий формирования эмпатии у младших подростков. Работа велась в 2021 году на базе МОУ «Средняя школа № 2» г. Каргополя Архангельской области. Испытуемыми стали обучающиеся 5-6 классов в количестве 143 человек.

В качестве диагностического инструмента была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [1]. Методика охватывает шесть составляющих эмпатии и позволяет уточнить показатели развития у испытуемых рационального, эмоционального и интуитивного канала эмпатии; установок, способствующих эмпатии; проникающей способности и идентификации в эмпатии.

Изложение основного материала статьи. В ходе обработки данных первичной диагностики были определены показатели выраженности признака по каждой из шести шкал опросника, а также уточнен общий уровень эмпатии младших подростков в сравнении с представленными в методике нормативными данными. Распределение испытуемых по группам в соответствии с показателем общего уровня эмпатии показало следующее:

1) по шкале «Общий уровень эмпатии» 26 (18,18%) подростков имеют высокий уровень эмпатии, 92 (64,34%) школьника - средний уровень, 25 (17,48%) - низкий уровень эмпатии. Это говорит о том, что в выборке есть подростки, чья способность к отражению и пониманию чувств выражена слабо. У таких подростков могут возникнуть затруднения во взаимодействии с другими людьми, в построении близких отношений;

2) по шкале «Рациональный канал эмпатии» 48 (33,57%) подростков имеют высокий уровень выраженности признака, 62 (43,36%) школьника - средний уровень, 33 (23,08%) - низкий уровень. Это может свидетельствовать о том, что у части подростков отсутствует спонтанный интерес к другому человеку, они не уделяют внимания анализу эмоционального состояния собеседника, его отношения к ситуации взаимодействия, его переживаний;

3) по шкале «Эмоциональный канал эмпатии» 72 (50,35%) подростка имеют высокий уровень выраженности признака, 47 (32,87%) школьников - средний уровень, 24 (16,78%) - низкий уровень. То есть в выборке есть подростки, которые не умеют сопереживать, сочувствовать другому человеку, у них отсутствует эмоциональная отзывчивость;

4) по шкале «Интуитивный канал эмпатии» 69 (48,25%) подростков имеют высокий уровень выраженности признака, 50 (34,97%) школьников - средний уровень, 24 (16,78%) - низкий уровень. Это показывает, что часть школьников испытывает затруднения, когда требуется понять состояние партнера (в условиях нехватки информации о нем), опираясь на неосознаваемый опыт;

5) по шкале «Установки, способствующие эмпатии» 78 (54,55%) подростков имеют высокий уровень выраженности признака, 43 (30,07%) школьника - средний уровень, 22 (15,38%) - низкий уровень. То есть в выборке есть подростки с установками, препятствующими эмпатии. Данные установки снижают эффективность взаимодействия с другими людьми. Подростки стремятся избегать личных контактов, считают неуместным проявление любопытства к состоянию другого,

равнодушны к его переживаниям. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия школьников;

6) по шкале «Проникающая способность в эмпатии» 68 (47,55%) подростков имеют высокий уровень выраженности признака, 56 (39,16%) школьников - средний уровень, 19 (13,29%) - низкий уровень. Из полученных данных следует, что есть подростки, которые создают атмосферу напряженности, неестественности, подозрительности, что препятствует самораскрытию и эмпатическому постижению другого человека;

7) по шкале «Идентификация в эмпатии» 79 (55,24%) подростков имеют высокий уровень выраженности признака, 44 (30,77%) школьника - средний уровень, 20 (13,99%) - низкий уровень. То есть в выборке есть школьники, у которых возникают трудности в понимании другого человека на основе сопереживания, постановки себя на место партнера.

Таким образом, существует часть подростков, у которых способность к эмпатии выражена слабо, а именно: не развито умение понимать свои и чужие эмоции, переживать и осознавать эмоциональный отклик, подстраиваться под эмоциональное состояние другого человека и прогнозировать его изменение, создавать позитивные установки и благоприятную атмосферу в общении. У подростков могут возникать трудности во взаимодействии с другими людьми, в построении близких отношений.

В ходе достижения цели исследования по результатам первичной диагностики и анализа данных были сформированы экспериментальная и контрольная группы (N=12), в которые вошли обучающиеся с низким уровнем эмпатии по общему показателю. Проверка эквивалентности групп проводилась с помощью ^критерия Стьюдента. Показатель критерия Стьюдента (0,275, р = 0,786) подтвердил отсутствие статистически значимых различий по общему уровню эмпатии подростков контрольной и экспериментальной групп и, таким образом, эквивалентность контрольной и экспериментальной групп.

Формирование эмпатии младших подростков осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы развивающих занятий. Задачами программы стали следующие:

1) познакомить подростков с компонентами структуры эмпатии (рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность и идентификация в эмпатии);

2) сформировать у младших подростков следующие умения: определять эмоциональное состояние по мимике и жестам; ощущать эмоциональный отклик; пользоваться интуицией во время общения; формировать установки, способствующие эмпатии; создавать атмосферу, в которой собеседник начинает доверять и открываться; идентифицировать себя с человеком для лучшего понимания его эмоционального состояния.

Объектом развивающей работы стала эмпатия младших подростков, предметом - способность к эмпатии, умение ее проявлять.

Учет особенностей данной возрастной категории участников обусловил выбор тех или иных форм работы: групповая работа обеспечивала удовлетворение потребности подростков в общении со сверстниками; индивидуальная работа позволяла проявить стремление к самостоятельности; беседа с участием ведущего способствовала удовлетворению потребности в общении со взрослыми «на равных»; рефлексия в конце каждого занятия позволяла реализовать потребность в самопознании; игры и упражнения способствовали стремлению проявить себя.

Были использованы следующие методы работы: словесные (рассказ, беседа), практические (упражнения: «Мимика эмоции», «Мой эмоциональный отклик», «Что он чувствует?», «Интуиция мой друг», «Поймать установку», «Меняем установки»).

Использовались следующие техники: актуализации знаний; контроля знаний, обратной связи; рефлексии.

Актуализация знаний предполагала уточнение представлений школьников в ходе их ответов на вопросы (Что такое эмпатия? Какие есть базовые эмоции отрицательные и положительные? Как вы считаете, отрицательные эмоции плохие или хорошие? О чем нам говорит каждая из эмоций? С помощью, каких признаков в мимике, в поведении мы можем определить ту или иную эмоцию? Что такое «Эмоциональный оклик»? К чему можно проявлять эмоциональный отклик? Что такое «интуиция»? Как услышать голос интуиции? Что такое «установки»? Какие существуют установки? Как опровергнуть установки? Какие действия способствуют созданию атмосферы доверия и открытости? Какова суть приемов: «Попугай», «А ты чувствовал...», «Я правильно тебя понимаю?», «Пауза»? Что такое идентификация? Как можно идентифицироваться с человеком?). Актуализация знаний осуществлялась также в ходе игр («Импульс», «Крокодил», «Поймай эмоцию», «Мне что-то мешает?», «Меняемся местами», «Повторяй-ка», «Лимон и Сыр», «Один темп», «Кто ты?», Всезнайка») и викторины («Эмпатия - часть меня»).

Контроль знаний, обратная связь предполагались в рамках выполнения упражнений и участия в играх («Они друзья», «Моя история», «Мимика эмоции», «Найди пару», «Мой эмоциональный отклик», «Что я чувствую?», «Угадай мое эмоциональное состояние», «Что он чувствует?», «Язык интуиции», «Интуиция мой друг», «Предчувствую успех или неудачу?», «Поймать установку», «Меняем установки», «Как мы слушаем?», «Человек как раскрытая книга», «Зеркало», «Перестановка ролей», «В моих руках способность к эмпатии»).

Рефлексия предполагала оценку своей работы на занятиях, выделение более значимой для себя информации, ответы на вопросы: Что мне понравилось на занятии? Чему я сейчас могу научить своего друга? Зачем ему это нужно?

Занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Продолжительность каждого из них составляла 40 минут. На занятиях требовались доска и мел.

Было выделено три этапа реализации программы: вводный, основной и заключительный.

Вводный этап включал установление эмоционального контакта со школьниками, их сплочение и знакомство с правилами работы, проведение игр («Ассоциации», «Дай пять», «Объятия») и рефлексии (ритуал «Солнце»).

Основной этап предполагал информирование школьников о компонентах эмпатии (рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность и идентификация в эмпатии). Также на данном этапе проводились игры и упражнения, направленные на формирование составляющих эмпатии.

На заключительном этапе были проведены: обобщающая игра «Всезнайка», упражнение «В моих руках способность к эмпатии», викторина «Эмпатия - часть меня», итоговая рефлексия (ритуал «Солнце»). Данный этап явился этапом подведения итогов занятий.

Ожидаемыми в результате реализации программы являлись следующие умения подростков:

- определять и вербализировать эмоции;

- ощущать и вербализировать эмоциональный отклик, который возник по отношению к человеку или его продуктам деятельности;

- использовать интуицию для более эффективного взаимодействия с другим человеком;

- осознавать и изменять установки, препятствующие эмпатии;

- создавать атмосферу, в которой собеседник начинает доверять и открываться.

Были определены показатели эффективности программы по каждому компоненту структуры эмпатии по В.В. Бойко (рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность и идентификация в эмпатии).

В частности, развитие рационального канала эмпатии подтверждалось следующим:

- самостоятельная разработка карточек эмоций (грусть, радость, злость, страх, интерес, отвращение);

- способность к вербализации эмоций на основе анализа мимики, поз, жестикуляции, голоса, темпа речи, дистанции человека.

Показателями развития эмоционального канала эмпатии стали:

- способность к эмоциональному отклику и его описанию (эмоция, которую испытывают) относительно творческих изделий (музыкальные произведения, картины, рассказы и др.) и человека, который себя в них проявляет.

Развитие интуитивного канала эмпатии отмечалось следующим:

- сформирован и отражен в рисунке образ интуиции;

- составлено метафорическое описание интуиции: Как ее зовут? Как она выглядит? Где обитает? Как взаимодействует с тобой? Как ты с ней взаимодействуешь?

- совершены действия с использованием интуиции (выбор карты с закрытыми глазами: представление образа нужной карты и ощущение полного спокойствия в теле);

- определены результаты развития ситуации (успеха или не успеха) в зависимости от выбранного поведения.

Показателями развития установок, способствующих эмпатии, стали следующие:

- записаны и озвучены установки, препятствующие эмпатии. Они опровергнуты (с помощью списка примеров из собственной жизни). Записаны установки, способствующие эмпатии.

Развитие проникающей способности в эмпатии отмечалось следующим:

- развитие умения поддерживать устойчивый визуальный контакт, передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица (улыбка);

- владение телом: небольшой наклон вперед в сторону собеседника; открытая поза (ноги не скрещены, свободно стоят на полу обеими ступнями; носки ступней направлены на собеседника; спина прямая, но не напряженная; руки свободно лежат на бедрах; кисти рук не сцеплены; ладони видны собеседнику);

- понимание дистанции, максимально комфортной для собеседника (интимная, личная, социальная и публичная зоны);

- знание позиции «сидит рядом», промежуточной позиции, позиции «сидит напротив»; умение занять такую же позицию, в которой находится собеседник: сидит или стоит;

- владение голосом: голос мягкий, не громкий, по темпу умеренный;

- использование приемов «Попугай» (повтор последних слов говорящего), «А ты чувствовал.» (предположение эмоции, которую чувствует собеседник), «Я правильно тебя понимаю?» (обобщение и пересказ истории человека) и «Пауза» (удержание паузы).

Развитие способности идентификации в эмпатии отмечалось:

- в точности копирования жестов, поз, голоса собеседника;

- вербализации его предполагаемых переживаний.

Результаты повторной диагностики позволили отметить рост показателей эмпатии у подростков, вошедших в экспериментальную группу. Данные первичной и повторной диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей эмпатии в экспериментальной группе

№ Показатели эмпатии Начальные результаты диагностики Итоговые результаты диагностики

1 Идентификация в эмпатии 2,67 3,25

2 Проникающая способность 2,75 3,50

3 Установки, способствующие эмпатии 2,67 3,08

4 Интуитивный канал 2,50 3,50

5 Эмоциональный канал 3,17 4,25

6 Рациональный канал 2,50 3,42

С целью уточнения эффективности программы развивающих занятий по формированию эмпатии в экспериментальной группе школьников была произведена оценка сдвига значений показателей выраженности признака по каждой из шкал опросника В.В. Бойко (использовались ^критерий Стьюдента для зависимых выборок и критерий Уилкоксона). Результаты статистических процедур представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты обработки данных по экспериментальной группе с помощью ^критерия Стьюдента для зависимых

выборок и критерия Уилкоксона

Шкалы ^критерий Стьюдента Критерий Уилкоксона

Рациональный канал -2,495 (р = 0,013)

Эмоциональный канал -2,598 (р = 0,009)

Интуитивный канал -2,585 (р = 0,010)

Установки, способствующие эмпатии -1,890 (р = 0,059)

Проникающая способность в эмпатии -2,714 (р = 0,007)

Идентификация в эмпатии -2,333 (р = 0,020)

Индекс эмпатии -16,912 (р = 0,001)

Уровень значимости при сравнении показателей выраженности признака по пяти шкалам опросника (рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; проникающая способность и идентификация в эмпатии) до и после

реализации программы занятий менее 0,05. Это говорит о том, что есть статистически значимые изменения в показателях, сдвиг значений статистически значим.

По шкале «Установки, способствующие эмпатии» уровень значимости более 0,05, но менее 0,1. Это говорит о наличии статистической тенденции, подтверждающей значимость изменений показателя выраженности признака.

По шкале «Индекс эмпатии» есть различия на уровне значимости 0,001.

Полученные данные позволяют подтвердить значимость роста показателей эмпатии. Можно сказать, что школьники из экспериментальной группы стали проявлять больший интерес к другому человеку, уделять внимание анализу его эмоционального состояния, отношения к ситуации взаимодействия, его переживаний. Также в условиях нехватки объективной информации о людях, опираясь на бессознательный опыт, подростки стали чаще использовать интуицию, чтобы предвидеть эмоциональную реакцию и поведение других людей. У учеников сформировалось умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. Развилось умение сопереживать, сочувствовать другим, быть эмоционально отзывчивым. Отмечается изменение установок подростков, появление тех, что способствуют эмпатии, увеличивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Итоговый показатель общего уровня эмпатии подростков из экспериментальной группы свидетельствует о положительной динамике в развитии способности к отражению и пониманию эмоционального состояния другого человека, что влияет на эффективность взаимодействия с ним.

Для подтверждения эффективности специально организованных условий формирования эмпатии была произведена проверка эквивалентности экспериментальной и контрольной групп по общему уровню эмпатии подростков. Значение ^критерия Стьюдента для независимых выборок (4,234 при р = 0,001) подтвердило статистически значимые различия, то есть отсутствие эквивалентности групп.

Выводы. Результаты статистических процедур позволяют говорить о том, что специально разработанная программа является эффективным условием формирования эмпатии у младших подростков. После реализации программы занятий отмечается значимая положительная динамика показателей эмпатии у подростков. Направленность занятий на формирование умений понимать свои и чужие эмоции, переживать и осознавать эмоциональный отклик, подстраиваться под эмоциональное состояние человека и прогнозировать его изменение, создавать позитивные установки и благоприятную атмосферу в общении, способствует развитию эмпатии в совокупности составляющих ее компонентов.

Результаты исследования могут быть приняты во внимание специалистами психологической службы школ при организации работы с обучающимися, имеющими затруднения в установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

Литература:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Камракова, Н.Ю. Особенности эмпатийного потенциала подростков, получающих дополнительное музыкальное образование / Н.Ю. Камракова // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития. Материалы VI международной научно-практической конференции. - Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 134-137

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук Ковтун Юлия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. Статья направлена на исследование характеристик эмоциональной сферы, склонности к переживанию эмоционально-деструктивных состояний и определение направлений психокоррекционной работы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в первую очередь, с детским церебральным параличом). Особое внимание уделено обоснованию актуальности изучения данной проблемы. Она связана с запросом практики на разработку научно обоснованных психокоррекционных технологий, которые могут стать частью реализации мультидисциплинарного подхода в организации лечения, реабилитации и абилитации детей с этим видом поражения нервной системы. Статистически значимые различия среди респондентов с нарушениями опорно-двигательной системы и без нарушений были получены по ряду показателей. Во-первых, дети в экспериментальной группе демонстрируют более высокий уровень тревожности во многих ситуациях, включая повседневные дела. В стрессогенных ситуациях у них происходит дезорганизующее усиление тревоги. Примером такой ситуации является обучение в школе. Дети с ДЦП испытывают трудности в установлении социальных контактов со сверстниками, неуверенность в себе, боятся публичных выступлений. Они также в большей степени склонны к агрессивному поведению. Им свойственно переживание характерных «медицинских» страхов, связанных с их физическими особенностями и возникающих в связи с этим «социально-опосредованных» страхов одиночества и отвержения. По результатам выявленных особенностей дисгармонии эмоциональной сферы у детей с ДЦП была разработана стратегия их психологической коррекции.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, эмоциональная сфера, тревожность, страхи, психокоррекция, реабилитация, абилитация.

Annotation. The article is aimed at studying the characteristics of the emotional sphere, the propensity to experience emotionally destructive states and determining the directions of psychocorrective work of children with disorders of the musculoskeletal system (first of all, with cerebral palsy). Special attention is paid to substantiating the relevance of studying this problem. It is connected with the request of the practice for the development of scientifically based psychocorrection technologies that can become part of the implementation of a multidisciplinary approach in the organization of treatment, rehabilitation and habilitation of children with this type of damage to the nervous system. Statistically significant differences among respondents with disorders of the musculoskeletal system and without disorders were obtained for a number of indicators. Firstly, the children in the experimental group demonstrate a higher level of anxiety in many situations, including everyday affairs. In stressful situations, they have a disorganizing increase in anxiety. An example of such a situation is schooling. Children with cerebral palsy have difficulties in establishing social contacts with their peers, self-doubt, and are afraid of public speaking. They are also more prone to aggressive behavior. They tend to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.