Научная статья на тему 'Психологическое исследование эмпатии школьников'

Психологическое исследование эмпатии школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
947
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность ученика / климат школы / виды каналов эмпатии / межличностные отношения / факторы / влияющие на формирование эмпатии / ўқувчи шахслар / мактаб муҳити / эмпатик канал турлари / шахслараро муносабатлар / эмпатияни шакллантирувчи омиллар

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косимова Наргиза Дилмурадовна

В статье рассматривается вопрос эмпатии как о важном качестве личности, показателе его эмоционального развития, проявляющемся в способности постижения психологического состояния другого человека и умении передать своё понимание. Также приведены результаты диагностики эмпатии школьников, обучающихся в городских и сельских школах, рассмотрены закономерности и особенности развития эмпатии учащихся, приведены рекомендации по эффективному развитию эмпатии у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЎҚУВЧИЛАР ЭМПАТИЯСИНИНГ ПСИХОЛОГИК ТАДҚИҚОТИ

Мақолада мактабда ўқувчи-ёшларининг соғлом ва ҳар томонлама ривожланган шахс сифатида намоён бўлишида эмпатик хусусиятлари психологик тадқиқот натижалари асосида кўриб чиқилган. Эмпатик канал турлари, хусусиятлари, ўқувчи шахси психологиясига таъсир омиллари асослаб берилган.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование эмпатии школьников»

Косимова Наргиза Дилмурадовна,

заведующая кафедрой «Педагогика, психология и технологии образования» Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования при Андижанском государственном университете, кандидат психологических наук.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ ШКОЛЬНИКОВ

КОСИМОВА Н.Д. УЦУВЧИЛАР ЭМПАТИЯСИНИНГ ПСИХОЛОГИК ТАДЦИЦОТИ

Маколада мактабда укувчи-ёшларининг соFлом ва х,ар томонлама ривожланган шахс сифа-тида намоён булишида эмпатик хусусиятлари психологик тадкикот натижалари асосида куриб чикилган. Эмпатик канал турлари, хусусиятлари, укувчи шахси психологиясига таъсир омил-лари асослаб берилган.

Таянч сузлар ва тушунчалар: укувчи шахслар, мактаб мух,ити, эмпатик канал турлари, шахс-лараро муносабатлар, эмпатияни шакллантирувчи омиллар.

КОСИМОВА Н.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос эмпатии как о важном качестве личности, показателе его эмоционального развития, проявляющемся в способности постижения психологического состояния другого человека и умении передать своё понимание. Также приведены результаты диагностики эмпатии школьников, обучающихся в городских и сельских школах, рассмотрены закономерности и особенности развития эмпатии учащихся, приведены рекомендации по эффективному развитию эмпатии у школьников.

Ключевые слова и выражения: личность ученика, климат школы, виды каналов эмпатии, межличностные отношения, факторы, влияющие на формирование эмпатии.

KOSIMOVA N.D. PSYCHOLOGICAL RESEARCHES OF PUPILS' EMPATHY

The article describes a problem of empathy, as an important peculiarity of person, an index of his emotional development that is shown in perception abilities of psychological state of another person and ability of deliver his own conception. Also are given the results of diagnostics of pupils' empathy studied in towns and rural schools. As well there are given recommendations to effective developing pupils' empathy.

Keywords: personality of pupil, school's climate, states of empathy, interpersonal relations, factors influencing to forming empathy.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 6

Эмпатия ( анг. етра^'1 - чувствование) - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек, это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному.

Хотя эмпатия относится к пассивным типам, в отличие, например, от эмоциональной групповой идентификации, она оказывает существенное влияние на эмоциональную регуляцию поведения личности1.

Современными психологами эмпатия рассматривается, как способность понимать мир переживаний другого человека или как способность приобщаться к ним, испытывая их со знаком того эмоционального переживания, на которое реагирует субъект. Эти две основные тенденции понимания эмпатии объясняются интересом к различным - познавательному или эмоциональному - аспектам общения.

М.В.Клищевская2 исследовала проблемы профессионального развития. Одна из задач её исследования заключалась в выявлении зависимости успешности профессиональной деятельности. В исследованиях А.А.Крылова3 были изучены эмпатии психологической науки детской психологии искусства. Проблема эмпатии привлекает внимание представителей различных направлений: небихевиоризма, психоанализа и т.д. К настоящему времени эти проблемы разрабатываются главным образом для решения практических задач: для облегчения взаимодействия людей в группе, для эффективности управления различными социальными группами, для усовершенствования техники психотерапии, для адаптации ребенка к миру взрослых и обучению альтруистическому поведению и т.д. До сих пор еще

1 Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М.: «Вла-дос», 1967. -С. 52-65.

2 Клищевская М.В. К проблеме профессионального развития. // Журнал «Вестник МГУ», серия 14. Психология. 2001, № 4. -С. 3-11.

3 Крылов А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. // Журнал «Вопросы психологии», 2000, № 1. -С. 96-109.

остается мало изученной психологическая природа эмпатии: ее генезис, ее функции в поведении - не существует сколько-нибудь убедительной теории эмпатии.

Проблема эмпатии очень важна как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Проникновение в природу эмпатии даст возможность подойти к сложной проблеме взаимосвязи структуры личности и эмоциональной сферы человека, облегчит изучение формирования личности ребенка, возникновения нравственных чувств и их роли в поведении. Данное исследование представляет собой попытку подойти к решению этой задачи.

С нашей точки зрения эмпатия - важное качество личности, показатель его эмоционального развития, проявляющееся в способности постижения психологического состояния другого человека и умении передать свое понимание.

В связи с актуальностью обозначенной проблемы, целью исследования явилось изучение эмпатии детей, обучающихся в городской и сельской школах и разработка рекомендаций по эффективному развитию эмпа-тии у школьников.

Цель нашего исследования: диагностика уровня эмпатии у школьников.

Предмет исследования - способность к эмпатии.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Гипотеза экспериментального исследования:

Одним из факторов, влияющих на особенности проявления и развития эмпатии учеников, является профиль образования.

В соответствии с целью исследования была сформулирована следующая задача: диагнос-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 6

тика эмпатии школьников, обучающихся в городских и сельских школах.

Респондентами были 34 учащихся 3-х классов, в том числе 14 человек - ученики городской школы и 20 человек - ученики сельской школы.

В качестве респондентов городской школы были выбраны 14 школьников, обучающиеся в городской школе № 24 города Андижана, из них 7 девочек и 7 мальчиков. Дети, обучавшиеся в городской школе, имели возможность дополнительно заниматься в изостудии школы, была возможность посещать выставки картин народных художников. Кроме того, в школе проводились выставки работ самих детей в конце каждой четверти, была возможность проследить изменения в выборе темы и используемых выразительных средств. Функционировал школьный кукольный театр, где филологи помогали детям в работе над экспрессивными средствами выражения эмоций. Дети имели возможность заниматься в хореографическом классе. Проводились дополнительные занятия музыки и пения.

В качестве респондентов сельской школы были выбраны 20 учащихся школы №16 Избасканского района - из них 10 мальчиков, 10 девочек. В процессе беседы с детьми выяснилось, что они обожают свою учительницу по литературе, а через нее им нравится сама литература. У детей были условия проводить занятия литературы на лоне природы, что способствовало более тонкому восприятию произведений художественной литературы.

Для определения уровня эмпатии была использована «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В.Бойко1. Она включала 36 вопросов, на которые дети должны были дать ответ «согласен», «не согласен», оценив, свойственны ли им эти особенности.

Подсчитывалось число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определялась суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии.

2. Эмоциональный канал эмпатии.

3. Интуитивный канал эмпатии.

4. Установки, способствующие эмпатии.

1 Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. Сборник психологических тестов. -М.: «Менеджер», 1994.

5. Проникающая способность к эмпатии.

6. Идентификация в эмпатии.

Оценки по каждой шкале могли варьироваться от 0 до 6 баллов и указывать на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия, мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими -сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера, понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатиче-ского восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препят-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 6

22 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч___/

Таблица 1. Интервалы суммарного оценочного показателя уровня эмпатии.

№ интервала Количественное значение (баллы) Уровень эмпатии

1 30 и выше Очень высокий

2 29 - 22 Средний

3 21 - 15 Заниженный

4 Меньше 15 Очень низкий

Таблица 2. Средний показатель проявления каналов эмпатии у школьников.

Канал эмпатии Сельская школа Городская школа

1. Рациональный 2,15 2,15

2. Эмоциональный 4,23 2,46

3. Интуитивный 3,23 2,92

4. Установки 2,54 2,77

5. Проникающая способность 2,67 3,62

6. Идентификация 2,62 3,31

Сумма 17,44 17,23

ствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации - легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию1.

Подсчитывалось число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определялась суммарная оценка.

Шкальные оценки выполняли вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный оценочный показатель мог изменяться от 0 до 36 баллов (таблица 1).

Анализ содержания ответов школьников, обучающихся в сельской школе, по методике диагностики уровня эмпатии В.В.Бойко дал возможность дифференциации каналов эмпа-тии и их сравнения с целью объективации анализа эмпатийного уровня. Была сделана выборка и сложены результаты по всем каналам эмпатии, разделены на общее число учеников и данные занесены в таблицу 2.

Как видно из таблицы 2 суммарный уровень оценки эмпатии как среди учеников сельской школы (17,44), так и городской школы (17,23) попадает в соответствии с таблицей 1 в 3-й интервал (21-15), т.е. является заниженным.

1 Столин В.В. Самосознание личности. - М: Изд-во МГУ, 1983. -С. 284.

В отдельности по каждому каналу эмпатии можно отметить следующее.

Выявлено, что рациональный канал эмпа-тии среди учеников обеих школ одинаковый (2,15).

Показатели развития эмоционального канала эмпатии у детей, обучающихся в сельской школе (4,23) выше, чем среди учащихся городской школы (2,46), что обусловлено условиями протекания жизни детей сельской местности.

Установки, способствующие эмпатии, развиты в большей степени у детей в городской школе (2,77), что свидетельствует о позитивном настрое на процесс общения в целом.

Развитие эмоционального и интуитивного каналов эмпатии у детей из сельских школ развиты в большей степени (соответственно 4,23 и 3,23), чем у детей городских школ (соответственно 3,23 и 2,92). Это обуславливается их эмоциональным чувством своего непрерывного единства с природой. То есть, относительно низкие показатели проникающей способности в эмпатии и идентификации у учащихся, обучающихся в сельской школе (соответственно 2,67 и 2,62), чем у сверстников из городской школы (соответственно 3,62 и 3,31), объясняется ограниченными условиями взаимодействия на социально - личностном уровне (таблица 2).

Если анализировать данные, полученные в отдельности по каждому школьнику (таблица

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 6

V_/

Таблица 3. Уровни развития способности к эмпатии школьников.

Количество учащихся в сельской школе Количество учащихся в городской школе

Высокий уровень 0 0

Средний уровень 1 7

Заниженный уровень 9 4

Низкий уровень 10 3

3), то можно сделать вывод, что общий уровень развития способности к эмпатии учащихся сельской и городской школы отличается друг от друга.

Младшие подростки, обучающиеся в сельской школе, характеризуются низким уровнем развития такого канала эмпатии, как идентификация, что требуют более пристального внимания.

Можем высказать предположение, что развитая эмпатия является одним из факторов, повышающих уверенность ученика в себе.

Самооценка учащихся школ характеризуется незрелостью, внутренней неконгруэнтностью1, выражающейся в таких характеристиках эмоционального отношения к себе, незрелость рефлексивных процессов, отсутствие осознанного планирования стратегии жизни.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что как в городских, так и в сельских школах необходимо разработать и реализовать программу мер по развития уровня эмпатии среди учащихся.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - Санкт-Петербург: «Бином». 1998.

2. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. Сборник психологических тестов. - М.: «Менеджер».1994.

3. Бродецкий А.Я. Топономика и искусство. // Журнал «Прикладная психология и психоанализ», 2001, № 1. -С. 54-63.

4. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. // Журнал «Вопросы психологии», 2000, № 5. -С. 38-47.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

6. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. // Журнал «Вопросы психологии», 1994, № 6. -С. 26-36.

7. Клищевская М.В. К проблеме профессионального развития. // Журнал «Вестник МГУ», серия 14. Психология. 2001, № 4. -С. 3-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 1996.

9. Крылов А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. // Журнал «Вопросы психологии», 2000, № 1. -С. 96-109.

10. Столин В.В. Самосознание личности. - М: Изд-во МГУ, 1983.

11. Суннатова Р.И., Шарипова М.Д., Агзамходжаева Э.А., Арипова Г.С., Вильданова А.Р. Самопознание субъекта жизнедеятельности. - Т.: «Фан», 2005.

12. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. -С. 89-105.

13. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М. «Институт практичексой психологии», 1980.

1 Неконгруэнтность — состояние разногласий с собой.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.