Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ'

ОБРАЗЫ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1882
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусева А.Ю.

Славянская мифология - это связующее начало, которое легло в основу русских народных промыслов. Мифология стала неисчерпаемым источником мотивов и образов для русского декоративно - прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 745

А.Ю. Гусева

ОБРАЗЫ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Славянская мифология - это связующее начало, которое легло в основу русских народных промыслов. Мифология стала неисчерпаемым источником мотивов и образов для русского декоративно - прикладного искусства.

Ключевые слова: славянская мифология, русские народные промыслы, декоративно - прикладное искусство.

Русские народные промыслы формируются в ХУШ-Х1Х веках. В этот период развивается декоративно-прикладное искусство. Различные регионы России славятся произведениями народного творчества, каждое из которых неповторимо и несёт в себе собственную этническую нагрузку. Несмотря на удаленность центров народных промыслов друг от друга и уникальность каждого из них - русское народное искусство имеет одно общее основополагающее начало - это русские традиции, зародившиеся много веков назад. Истоком для них служит славянская мифология.

Основой для мифологии славян становится языческое восприятие мира. Оно сохранялось на Руси до принятия христианства (1Х-Х11 вв.). Следует отметить, что верования в мистические силы природы были значимы и после крещения Руси. Языческие традиции сосуществовали с христианскими, не противореча и, взаимодополняя друг друга. Вспомним праздник Масленицы, который мы отмечаем до сих пор.

Расцвет славянской мифологии приходится на период этнического единения древних славян в IX-X вв. до нашей эры. Далее происходит расселение племён от реки Вислы по Восточной и Центральной Европе, вплоть до северной части Балканского полуострова. Таким образом, к началу нашей эры сформировались основные центры славянского мифотворчества: балтийский, южный, восточный и западный.

Славянские мифы отражали верования в одушевленные силы природы. Наши предки одухотворяли всё, что их окружало - землю, воду, камни, деревья, небесные светила и т.д. Согласно мифологии древних славян, наш мир пронизан сверхъестественной силой, с которой человек находится в постоянном взаимодействии. При помощи определенных правил, обрядов и оберегов можно получить покровительство добрых духов и защититься от злых сил. Особое место в мифологии славянского язычества занимает пантеон богов.

Верования древних славян прочно укрепились в их повседневной жизни. Мифологические образы стали главными мотивами декоративно-прикладного искусства, которое несло не только функцию украшения бытовых предметов, но и обладало мощным сакральным значением.

В мифологических центрах возникают ремесленные районы. Где активно развивается народное декоративное искусство. Изделиям присущи собственные этнические черты и особенности. По мнению Н.В. Кочешкова: «... народное декоративное искусство - это совокупность только тех произведений ремесла и домашнего производства, которые украшают жизнь и быт народа и вместе с тем несут в себе определенную этническую нагрузку. Это искусство ручного труда, чем оно принципиально отличается от декоративно-прикладного искусства, которое служит, прежде всего, как искусство серийное, воспроизведенное по образцам в любом количестве одинаковых экземпляров. » [4, с. 3-4].

Несмотря на этнические различия, для народного декоративного искусства характерно отражение идей языческой мифологии. Изображения богов и сил природы занимают центральное место в тематике декоративно-прикладного искусства, разрабатывается система знаков и символов, имеющих обережное значение и мощный сакральный посыл. Впоследствии из них складывается русский орнамент.

Рассмотрим основные образы и символы языческой тематики в народном декоративно - прикладном искусстве. Солярные символы - или знаки солнца, по славянской традиции представляют собой светлое, доброе начало. Боги солнца - это Хорс, Сварог, Даждьбог и др. Солнечные символы разделяются на типы. Наиболее распространённым является «колесо Юпитера» - круг с шестью радиусами. Существует круги с крестом внутри, а также с восемью радиусами. С помощью нескольких дугообразных линий внутри круга древние славяне показывали движение солнца по небосводу.

© Гусева А.Ю., 2017.

Научный руководитель: Черникова Светлана Михайловна - доктор педагогических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Россия.

Вестник магистратуры. 2017. № 1-1(64).

ISSN 2223-4047

Свастика - основополагающий знак солярной символики. Согласно традиции славянского язычества, свастика или Коловрат, является изображением самого солнца, несет благо и заряд светлой энергии. Санскритское название этого символа происходит от индоевропейского корня «су/сва», и означает «связь с благом». Следует заметить наличие данного корня в имени светлого божества - Сварога.

Согласно мифологии языческих славян в тесном союзе с небом и солнцем выступает Мать -земля. Наши предки относились к земле с великим уважением, считалось, что она подательница всех благ, кормит, одевает, греет. Землю почитают, слагают о ней предания. Она ассоциировалась с женским началом, так как может родить жизнь. Богиня земли, плодородия и ткачества - Мокошь. Имя образовано двумя корнями: «ма» - мать, «кошь» - означает кошелёк, хранилище богатства. Атрибут богини Мокоши - рог изобилия.

Символика плодородной земли представлена у славян характерным узором - ромбом или квадратом, который в свою очередь разделён внутри на четыре маленьких ромба, что символизирует поле, а маленькие ромбики - лунки для семян. Если внутри них изображены точки, значит поле засеяно - это символ плодородия, для крестьянской жизни имел большое значение.

Следующие по силе сакрального смысла выступают знаки воды. Вода для древних славян - это то, что даёт жизнь всему на земле. С помощью животворящего дождя созревает урожай, зеленеют травы и деревья, всё цветет и плодоносит. Согласно мифологии из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточкой. Вода несёт сакральный смысл очищения, обновления. Её течение славяне связывают с ходом времени и жизни.

Дождь считали животворящей водой, в древности его называли «хляби небесные». Само слово «дождь» родственно с именем языческого бога «Даждьбог» - бог грома и молнии, прародитель людей. Его имя образовано от «Даждь», означающее давать, подавать блага. Отсюда и общий смысл с дождем, который способствует богатому урожаю и плодородию.

Речная вода несёт в себе несколько иное сакральное значение. В отличие от дождевой, она пришла из подземных ключей и родников. Поскольку ключевая и речная вода имеют течение, её изображают как волнистые горизонтальные линии. Они могут быть в виде цепочки с точками внутри «звеньев» - это означает, что вода омывает, посаженные зерна.

Следуя языческой традиции, знаки и символы изображали на самых важных и дорогих предметах, которые нуждались в особой защите: посуде, сундуках, колыбелях, прялках, одежде, а также в экстерьере и интерьере русской избы. Главная цель сакральных знаков - оберег и покровительство богов.

Постепенно хаотичное применение символов принимает упорядоченный вид, складывается русский орнамент, развиваются различные виды народного искусства. Ярким примером служит мезенская роспись - вид декоративно-прикладного искусства, который окончательно сложился в XIX веке, в районах реки Мезени. Узор мезенской росписи соткан из знаков и символов. Каждый имеет своё значение и четкое расположение. В росписи преобладают солярные знаки, знаки земли и воды, активно используются стилизованные изображения представителей животного мира, которые особо почитались древними славянами - конь, олень, птица, а также древо жизни.

Рассмотрим, столь популярный в русских народных промыслах, образ птицы. Согласно языческой мифологии светлые боги могут принимать их обличие. Например, Перун обращается в орла или ворона. Общим для всех изображений птиц является знак «птица клевучая» - символизирует небо, послание светлых богов. Существуют свастикоподобные символы птиц, где птица изображена с распахнутыми крыльями. Это ещё раз говорит о связующей силе природы.

Птица является одним из мотивов гжельской, хохломской, мезенской росписи. Образы птиц создавались в объёме, их лепили из глины в виде игрушек, свистулек. Таков один из мотивов Филимонов-ской, Чернышевской, Плешковской глинных игрушек. Данная тема часто фигурирует в русских вышивках. Например, вышивка «Орловский спис» имеет собственную космологию, истоком которой является языческое восприятие мира и славянская мифология. Одна из доминантных тем «Орловского списа» -птица Пава.

Для изображения птиц в народном декоративном искусстве характерно применение метода стилизации, мастера отходят от схематичности образа в пользу ярких пластических решений. Это обусловлено и тем, что символ птицы носит в основном эстетический характер, для богослужения и магии его не применяли. Тем не менее, птицы играли большую роль в славянских мифах. Известны предания и сказки о птицах Сирин, Алконост, Гамаюн, а также об огненной Жар-птице, воплощению бога грома и огня.

Языческое восприятие мира полностью охватывает духовную и материальную культуру наших предков. На базе славянской мифологии складываются произведения русского фольклора - былины, песни, сказки.

Славянская мифология - это связующее начало, которое объединяет сложившееся к XIX веку русские народные промыслы, в единый микрокосмос. Мифология стала неисчерпаемым источником моти-

вов и образов для русского декоративно - прикладного искусства, и по сей день вдохновляет современных мастеров.

Библиографический список

1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. / А.Н. Афанасьев. - М.: Академический проект, 2013. - 462 с.

2.Гаврилов, Д. Боги славянского и русского язычества / Д. Гаврилов, С. Ермаков. - М.: Ганга, 2009. - 288 с.

3.Глинка, Г.А. Древняя религия Славян / Г.А. Глинка. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 151 с.

4.Кочешков, Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-востока СССР (XVIII в.-80-е г. XX в.) / ДВО АН СССР; отв. ред. А.И. Крушанов. - Л.: Наука, 1989. - 198 с.

ГУСЕВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА - магистрант художественно-графического факультета, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.