Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ КАЗАХСКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ «ПУТЬ АБАЯ»'

ОБРАЗЫ КАЗАХСКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ «ПУТЬ АБАЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образы и черты / образы казахских девушек / Путь Абая / женская красота. / images and features / images of Kazakh girls / The Way of Abai / female beauty.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жолдыхожа Нургуль Нурхожаевна, Бабаханова Диана Эльдаровна

В данной статье раскрывается характерные образы и черты казахских девушек и женщин из романа М.Ауезова «Путь Абая». Собирательные образы казахских женщин того времени могут отражать и сегодняшнюю действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF KAZAKH WOMEN IN THE NOVEL «THE WAY OF ABAI»

This article reveals the characteristic images and features of Kazakh girls and women from M.Auyezov's novel «The Way of Abai». Collective images of Kazakh women of that time can reflect today's reality.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ КАЗАХСКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ «ПУТЬ АБАЯ»»

УДК 82.3 Научная статья

ОБРАЗЫ КАЗАХСКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ «ПУТЬ АБАЯ»

Жолдыхожа Н.Н., Бабаханова Д. Э. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави

(г.Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье раскрывается характерные образы и черты казахских девушек и женщин из романа М.Ауезова «Путь Абая». Собирательные образы казахских женщин того времени могут отражать и сегодняшнюю действительность.

Ключевые слова: образы и черты, образы казахских девушек, Путь Абая, женская красота.

Для цитирования: Жолдыхожа Н.Н., Бабаханова Д. Э. Образы казахских женщин в романе «Путь Абая» // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 25-30.

IMAGES OF KAZAKH WOMEN IN THE NOVEL «THE WAY OF ABAI»

Zoldyhoja N.N., Babakhanova D. E. International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi

(Turkestan, Republic of Kazakhstan)

Abstract. This article reveals the characteristic images and features of Kazakh girls and women from M.Auyezov's novel «The Way of Abai». Collective images of Kazakh women of that time can reflect today's reality.

Keywords: images and features, images of Kazakh girls, The Way of Abai, female beauty.

For citation: Zoldyhoja N.N., Babakhanova D. E. Images of Kazakh women in the novel «The Way of Abai»// Science and Reality. no. 2 (18). pp. 25-30. (in Russian).

В последнее время в казахстанском обществе действительно время от времени возникают дискуссии по поводу образа казахской женщины. Одни в этих спорах апеллируют к историческому опыту традиционного общества, в котором она пользовалась многими свободами, недоступными для ее современниц, представительниц других восточных народов. Другие же выступают за следование консервативным установкам ислама, настаивая на вторичности роли женщины в системе общественных отношений. А третьи привержены самым современным гендерным тенденциям, предполагающим абсолютное равенство женщин с мужчинами [1].

И в такое нестабильное время, актуальность изучения образов казахских девушек как никогда кстати. Для того, чтобы сохранить и продолжить наши традиции и обычаи, культуру и менталитет, знать каким был настоящий образ, характер, воспитание у казахских девушек.

Писатели всегда пели хвалебную оду Женщине. Прозаики и драматурги Великой степи не исключение, они подмечали вокруг хитросплетения женских судеб - родных и чужих. Наделяя своих героинь душевной тонкостью, любовью к простым людям, к родной природе и самое главное к детям, они и не задумывались о том, что в их произведениях собирательные образы казахских женщин того времени могут отражать и сегодняшнюю действительность [2].

Казахские девушки, женщины, имеют свою особенность, они не похожи ни на каких-либо девушек, женщин, живущих в этом мире. Кочевник, с самых древних времен, всегда питал уважение и любовь к женщинам. Она всегда стояла на одной ступеньке рядом с мужчиной. Кочевая женщина являлась содержательницей не только простого дома, а переносного. Ее восприятие мира не определялось только существованием, но самосознанием и природным естеством. Не так уж легко поверхностно описать характерные черты человека. Просто мы воспринимаем образ, манеру поведения, речь, многие другие черты, которые переплетаются друг с другом в тесную взаимосвязь. Казахские девушки и женщины естественны в своем поведении, счастливы без проявления какой-либо вульгарности, искренны и скромны. В душе, они знают тайные ограничения, поэтому то их нрав элегантен и в комбинации с природной красотой, создает всеобщее очень притягательное впечатление.

Люди разных наций имеют свои характерные черты и образы. Черты и образы казахских девушек больше всего описывается в лиро-эпических произведениях. В таких как: «Кыз Жибек-Толеген», «Козы Корпеш -Баян сулу», «Калкаман- Мамыр», «Енлик-Кебек», и образы из романа М.Ауезова «Путь Абая».

Бессмертное произведение «Путь Абая» Мухтара Ауэзова представляет собой целую галерею прекраснейших женских образов - первая любовь Тогжан, Айгерим, Салтанат. А в центре романа, конечно же, мать Абая Улжан и бабушка Зере. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами, данными ему этими двумя удивительными женщинами, ставшими великими учителями великого Абая. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье (рис. 1).

Рис. 1. «Путь Абая» - иллюстрации к книге

Образ из романа «Путь Абая»: мудрая и сердобольная бабушка Зере, олицетворяющая воплощение честности, справедливости, человечности и сострадания, способствовала

закладке фундамента лучших душевных качеств будущего поэта-гуманиста, Абая. Мухамеджан Каратаев (из предисловия к роману М. Ауэзова «Путь Абая»).

Героиня романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая», бабушка главного героя, впервые появляется в самом начале романа, когда Абай приезжает домой после учебы в медресе:

«Старая Зере, опираясь на палку, уже ворчала на Абая: «Негодный, не прибежал ко мне сразу! К отцу пошел, негодный! — бормотала она. Но едва внук оказался в ее объятиях, упреки сменились самыми нежными, самыми ласковыми словами: «Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое!» — говорила бабушка, и прозрачные крупные слезы навернулись на ее глаза».

Во многом благодаря бабушке Абай полюбил устное народное творчество: «Только в этом году Абай сумел оценить, какой чудесной рассказчицей была Зере. Она говорила увлекательно, захватывающе, целиком овладевая вниманием слушателя. <... > Зере знала много: «Эдил-Жаик» «Жупар-Корыга», «Кула-Мерген» и другие легенды. Абай заставлял бабушку рассказывать с утра до вечера, даже в пути. И когда он наконец выздоровел, старая Зере не прекращала своих рассказов. Она говорила и о том, свидетельницей чего была сама, и о том, что ей приходилось слышать. Ее рассказы о борьбе между родами заняли несколько дней... И мальчик узнал, как лет двадцать — тридцать назад племя Наймам устроило набег на эти места, на этот самый аул; как во время набега погиб ее приемный сын Бостанбек; как тобыктинцы взяли в плен акына племени Найман— Кожамберды и как полтора года он жил здесь в оковах. Зере помнила наизусть его длинные песни. Она рассказывала внуку и о других походах, о Караморской битве, о многом ином. Потом она перешла к печальным историям Калмакана и Мамыр, Енлик и Кебека...».

Рис. 2. Мать Абая - Улжан

Особенно ярко образы двух женщин раскрываются во время тяжелой болезни Абая, вызванной впечатлением от жестокой казни Кодара, которую устроил его отец:

«Две матери... Между ними дитя, раненное в самое сердце. И в таинственных сумерках, когда темные силы носятся по земле, выискивая свои жертвы, все трое молча молились о мире, благости и любви. Абаю показалось, что он снова вернулся к безмятежной радости детства, к его сияющей ясности и умиротворенности. На душе стало легче, но головная боль усилилась и поднялся жар».

Мудрая Зере, как и мать Абая - Улжан, по словам Мухамеджана Каратаева «.. .способствовали, так сказать, закладке фундамента лучших душевных качеств будущего поэта-гуманиста».

Следуя исследованию филолога Наиля Галеева), Улжан, мудрая и более невозмутимая внешне женщина.

"Улжан истомилась, ожидая сына. С той самой минуты, когда Байтас выехал за ним в город, она считала дни и часы. Прикинув время на дорогу туда и обратно, она ожидала путников сегодня. Восклицания женщин мгновенно донеслись до нее. Улыбаясь всем своим полным лицом, на светлой матовой коже которого почти не заметно было морщин (хотя Улжан перевалило за сорок), плавно неся потучневшее тело, она вышла из юрты, бережно ведя под руку свекровь. Старая Зере всю зиму ждала любимого внука, ни на миг не забывала его и поминала в молитвах" [3].

За сердце берет трогательная история первой любви Абая и очаровательной, чистой и прекрасной девушки Тогжан (рис. 3).

Рис. 3. Тогжан

Образ Тогжан всегда преследовал Абая - во сне и наяву. М. О. Ауэзов писал: «Его недавний вещий сон перешел в эту бурю - затем лишь, чтобы явиться чудесной картиной присутствующей рядом живой Тогжан!»

Встреча с Тогжан стала для Абая воплощением его мечтаний: «Как будто время и пространство той далекой любви смогли силой лунного волшебства переместиться, перенестись - и предстать заново в ином месте, в другом времени. И чудесно сошлись здесь три Тогжан - та цветущая, юная, которая впервые встретилась Абаю, и нежная, страстная Тогжан из недавнего сна, и эта молоденькая красавица из затерянного горного аула»). Искусство пения, проникновенный голос Тогжан потрясли Абая, как пишет М. О. Ауэзов, заворожили своей красотой: «Она пела чудесно, ее диковатый голос завораживал. Казалось, что не человек поет, не девушка, а какая-то неземная духовная сила, выражающая себя через

мелодию песни. Перед Абаем предстала и раскрылась песенная красота неслыханной глубины и тайны. Да, это была знакомая джигиту «Топай кек», но никогда доселе человеческий голос не мог раскрыть такой ее душевной проникновенности. Абай слушал и чувствовал, что отныне и навсегда становится пленником этой песни и этого дивного женского голоса! Он восторженно посмотрел в лицо девушке - никакого смущения и робости юного существа, никакой стесненности! Вся во власти песни, музыки - сильная, статная, прекрасная молодая красавица степей смотрела ему в глаза царственным взглядом».

Эта любовь была обречена, потому что она не отвечала честолюбивым планам отца поэта- Кунанбая, который давно уже все решил за сына, что было не редкость в те времена. Но образ Тогжан навсегда остался в его сердце: «... здесь было еще одно существо, с появлением которого в юрту, казалось, врывалась свежая прелесть весны. Это была дочь Суюндика — Тогжан.

«Она то дело входила, сюда из алой юрты, где жила ее мать, младшая жена Суюндика. Шолпы своим звоном предупреждало о ее приходе. Маленькие блестящие серьги в ушах, бобровая шапочка на голове, перстни, унизавшие ее пальцы, — все казалось Абаю изящным и прекрасным. У нее нежное личико, прямой правильный нос, черные глаза. Тонкие брови, острые и длинные, как крылья ласточки, разлетаются к вискам. Когда Тогжан слушает, смеется или смущается, чудесные брови то поднимаются дугой, то успокаиваются в плавном изгибе. Может быть, это — крылья невиданной птицы? Вот они раскрылись для полета, а потом снова сомкнулись... Нет, не птицы, — какого-то легкого духа, парящего в воздухе... Они рвутся ввысь, вдаль, — манят за собой... Абай не в силах был оторвать глаз. Он смотрел на девушку восторженно — и молчал, сам не замечая, что думает о ней сравнениями, вычитанными у поэтов».

Но судьба, благосклонная к поэту, дала ему второй шанс - его юношеская любовь воплотилась в его второй жене - Айгерим: «те же черты лица, белизна и румянец щек, то же бело-розовое яблочко подбородка, легкое и нежное, те же волосы, черные, шелковистые, — все то самое, о чем он так тосковал, что некогда столько раз приводило его в восхищение... Строгая линия носа, чуть вздернутого на кончике шаловливо и прелестно... Алые губы, тонко очерченные и по-детски наивные... Темные брови, острые и длинные, разлетающиеся к вискам, как крылья ласточки... Легкая улыбка ничем не омраченной души... Да, это была вторая Тогжан, единственная любовь Абая, такая, какой была в юную пору, какой он видел ее сейчас во сне — во всей своей красоте, так поразившей его в тот далекий счастливый вечер в доме Суюндика на Верблюжьих горбах... Ему казалось, что перед ним взошла молодая луна. Обновленная, но сохранившая прежний облик, она вернулась, чтобы единственной и несравненной взойти на небе его жизни» [3].

Айгерим заворожила Абая не только своей красотой, но и талантом - она была редкостно одаренной певицей: «голос ее, удивительно приятный и в разговоре, в песне был совершенно пленительным. Звук тянулся как ровная тонкая шелковая нить. Никогда еще эта песня так не волновала и не раскрывалась с такой глубиной. Абай слушал ее, как молитву, и только раз осмелился поднять глаза на Шукиман. Смущение ее прошло; забыв окружающих, она всей душой ушла в песню, подчеркивая ее оттенки порывистыми движениями тонких черных бровей, которые то круто изгибались, то выпрямлялись. Вся ее душа, — богатая, своеобразная, озаренная сиянием юности, — раскрылась в песне. Абаю показалось, что голос этот гонит перед собой какую-то прозрачную и легкую серебряную волну, уносящую к счастью. Одно видение сменялось в нем другим. Вот на глади тихо журчащего ручья лунные лучи пересмеиваются со своим отражением... Вот заискрился и сам ручей, распространяя кругом мягкий блеск... ».

Образ Салтанат. «Сбетлый лоб, прямой точеный нос и белый округлый подбородок Салтанат, казалось, излучали розобатый отблеск. Сбежее молодое лицо, ожтленное легким румянцем болнения, сияло и улыбалось. Гладко причесанные болосы отлибали темным золотом. Большие сбетлые глаза, прозрачные глаза лани, смотрели спокойно и серьезно, скрыбая где-то 6 самой глубине нежную, чуть лукабую женстбенность. Белые тонкие пальцы и кисти рук были унизаны золотыми браслетами и кольцами, золотые серьги дрожали 6 ушах» - так пишет Мухтар Ауэзов о Салтанат, умной, чуткой и образованной девушке, «обогатившей духовную натуру поэта» (М. Каратаев). «Путь Абая» - один из величайших памятников мировой литературы. Это - первый исторический роман казахской литературы, в котором М.О.Ауэзов широко и всесторонне исследовал полувековую жизнь казахского народа, показал общество второй половины XIX века [4].

Казашка (казахская женщина), по своей природе, обладает умом и глубоким чувством собственного достоинства. Но приятной особенностью, присущей данному чувству, является миролюбивость, невыражение или нежелание к проявлению сопротивления или возражения. Казашки относятся к мужчинам с уважением, но без рабской покорности. Да, казашки кротки, но только с тем, кто честен и добр, но никогда не покорны тому, кто груб и жесток. Дух свободы живет в ее нежном сердце и, она полностью посвящает себя и заботится о том, кого она почитает.

Список источников

1. Информационное агентство «Медиа-портал CARAVAN.kz». Режим доступа — URL: http://caravan.kz/

2. Информационный портал «Tengrinews.kz». Режим доступа — URL: https://tengrinews. kz/mixnews/

3. Ауэзов М.О. «Путь Абая. Том 1» - Москва, 1971.

4. Каратаев, М. Певец народа [Электронный ресурс] / Мухамеджан Каратаев. -Режим доступа — URL: http://booksonline.com.ua/view.php?book=129242.

Жолдыхожа Нургуль Нурхожаевна, преподаватель кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Zholdyhozha Nurgul Nurkhozhaevna, Lecturer at the Department of Russian Language and Literature, International Kazakh-Turkish University named after H.A.Yasavi (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: nurgul.zholdykhozha@ayu.edu.kz

Бабаханова Диана Эльдаровна, студентка 2-го курса, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Казахстан)

Babakhanova Diana Eldarovna, 2nd year student, International Kazakh-Turkish

University named after H.A.Yasavi (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: babakhanovadiana4@gmail.com

Дата поступления: 10.05.2024

© Жолдыхожа Н.Н., Бабаханова Д. Э., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.