Научная статья на тему 'ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ДОАБАЕВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ'

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ДОАБАЕВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1012
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБАЙ / ПОЭЗИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ПЕРСОНАЖ / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / ТИПОЛОГИЯ / ПОЭТИКА / КРAСОТA / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жуматаева Айдана Нышангалиевна

Анализируя эволюцию художественных взглядов на образ казахских женщин в национальном творчестве, мы обращаем внимание на то, что образ степной красавицы воссоздан в бинарной оппозиции хорошее / плохое. Именно так, стереотипно воссоздавался женский характер поэтами доабаевской эпохи. В женских образах, рожденных пером Абая, раскрыт характер героинь, переданы психологическое, эмоциональное состояние, духовность. Запоминается портретная характеристика. Этим обусловлена важность научного осмысления того, насколько сложны и многогранны образы женщин в лирике Абая. Основной целью статьи является всестороннее рассмотрение художественного образа казахских женщин в поэзии Абая, выявление их типологических особенностей. Автором статьи осуществлен литературоведческий анализ стихотворений нравственно-психологической направленности в творчестве поэтов, представителей авторской литературы доабаевского периода, определены художественно-эстетические критерии и идейная направленность. Автор проводит сравнительный анализ поэтического мастерства Абая в передаче женского характера, выявляет и обобщает поэтические традиции, раскрывает мастерство Бухара, Актамберды, Шалгеза, Шал акына и яркого представителя поэзии сал-сери Акана Сери. Освещены важные моменты в создании Абаем галереи идеальных в этическом, эстетическом отношении женских типов, сильных духом, стремящихся по-новому строить свою жизнь. Поэт воспевает гармонию ума, таланта, характера, красоты и богатства внутреннего мира. Новая, феминистическая трактовка поэзии Абая, ранее относимая к лирике любовной, представляет особый интерес для абаеведения. В соответствии с целью исследования проведен сравнительно-сопоставительный анализ поэзии жырау и лирики Абая на основе объективно-аналитического, историко-литературного и сравнительно-типологического методов. Произведения Абая, воспевающие лирических героинь, условно подразделены на три группы. Выявлен процесс трансформации традиционного женского образа в глубокий, многогранный образ матери, в сложный, загадочный облик любимой жены, подруги, прекрасной девушки, музы. Убедительно доказано, что поэтическое мастерство Абая, реалистично запечатлевшего образы героинь в их поведении и поступках, оказало влияние на поэтов абаевской поэтической школы. Статья представляет научный интерес для молодых ученых, интересующихся абаеведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ДОАБАЕВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРAЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ AБAЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ДОAБAЕВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ

ТЕНДЕНЦИЯМИ

Жуматаева Айдана Нышангалиевна

Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби, PhD докторaнт Институтa литерaтуры и искусствa имени М.О. Ауэзова КН МОН РК

г.Алматы, Кaзaхстaн

Аннотация. Анализируя эволюцию художественных взглядов на образ казахских женщин в национальном творчестве, мы обращаем внимание на то, что образ степной красавицы воссоздан в бинарной оппозиции хорошее / плохое. Именно так, стереотипно воссоздавался женский характер поэтами доабаевской эпохи. В женских образах, рожденных пером Абая, раскрыт характер героинь, переданы психологическое, эмоциональное состояние, духовность. Запоминается портретная характеристика. Этим обусловлена важность научного осмысления того, насколько сложны и многогранны образы женщин в лирике Абая.

Основной целью статьи является всестороннее рассмотрение художественного образа казахских женщин в поэзии Абая, выявление их типологических особенностей. Автором статьи осуществлен литературоведческий анализ стихотворений нравственно-психологической направленности в творчестве поэтов, представителей авторской литературы доабаевского периода, определены художественно-эстетические критерии и идейная направленность.

Автор проводит сравнительный анализ поэтического мастерства Абая в передаче женского характера, выявляет и обобщает поэтические традиции, раскрывает мастерство Бухара, Актамберды, Шалгеза, Шал акына и яркого представителя поэзии сал-сери Акана Сери.

Освещены важные моменты в создании Абаем галереи идеальных в этическом, эстетическом отношении женских типов, сильных духом, стремящихся по-новому строить свою жизнь. Поэт воспевает гармонию ума, таланта, характера, красоты и богатства внутреннего мира. Новая, феминистическая трактовка поэзии Абая, ранее относимая к лирике любовной, представляет особый интерес для абаеведения.

В соответствии с целью исследования проведен сравнительно-сопоставительный анализ поэзии жырау и лирики Абая на основе объективно-аналитического, историко-литературного и сравнительно-типологического методов.

Произведения Абая, воспевающие лирических героинь, условно подразделены на три группы. Выявлен процесс трансформации традиционного женского образа в глубокий, многогранный образ матери, в сложный, загадочный облик любимой жены, подруги, прекрасной девушки, музы.

Убедительно доказано, что поэтическое мастерство Абая, реалистично запечатлевшего образы героинь в их поведении и поступках, оказало влияние на поэтов абаевской поэтической школы. Статья представляет научный интерес для молодых ученых, интересующихся абаеведением.

Ключевые слова: Абай, поэзия, лирический образ, персонаж, гендерный аспект, типология, поэтика, крaсотa, любовь.

В контексте проводимых междисциплинарных исследований и в ракурсе художественного дискурса образ лирической героини, раскрытый с позиции феминистских и тендерных аспектов, является одной из вечных тем в мировой литературе. Образ прекрасной дамы имеет символическое значение в выражении нравственных, художественно-эстетических идеалов литературы и искусства как духовной ценности, внутренних и внешних критериев красоты, величия чистоты и человечности, любви.

Образ загадочной и красивой героини во все времена вдохновлял представителей всех видов искусств, оказывал благотворное влияние на формирование их творческого кредо. Поэты, восхищенные стойкостью характера, преданностью, самоотверженностью лирической героини, воспевали ее поэтический образ. Певцы-исполнители и кюйши восхваляли образ прекрасной дамы, сопровождая лирической мелодией. Великие художники создали для них замечательные композиции, запечатлевали их портреты.

Но в прошлые века в государствах Средней Азии и в европейских странах бытовало отношение к представителям женской половины человечества как к «низшей» расе. В древних текстах «женщины изображены как второсортные граждане общества, которые не могут своими силами ничего достичь в обществее, не могут ничего сделать вне контроля мужчин. В то же время в литературе персонажи мужчины более самостоятельны, смелы, играют руководящую роль, а женские образы изображены как эмоциональные, мягкие, добрые и слабые существа» [1, с.89].

Гендерная составляющая находит, таким образом, отражение в художественной литературе. В казахской поэзии доабаевского периода, особенно в фольклорных текстах образ женщины синтезирует

духовную и внешнюю красоту, это символ верности и целомудрия, духовной чистоты, нежности и самоотверженности. Запечатлена целая галерея представительниц прекрасного пола, начиная от царицы Тумар Сакского периода, Зарины, Борте, Домалак Ана, Рабига султан бегим, Бопай, Айбике, Карашаш, Гаухар и других. Женские персонажи Акжунус, Назым, Куртка, Гульбаршын, Жибек, Баян в эпических произведениях воспринимаются как идеал настоящей казахской женщины. Образы Умай, Айкаган ана в древних Орхонских письменных памятниках - это символ национального идеала. Именно они определяют нашу духовно-культурную близость к соседним тюркским народам.

Изучая историю отражения женского образа в литературе, мы убеждаемся в невозможности создания портрета героя вне социально-исторического контекста. Образ женщины, матери актуален всегда. Но в разные периоды становления и развития национальной литературы он видоизменяется. Например, женский образ находит отражение в поэзии жырау ХУ-ХУШ веков, но при его создании не уделено должного внимания неповторимой духовной красоте, раскрытию внутреннего мира героини. В творчестве жырау, затрагивающих важнейшие историко-социальные проблемы жизни общества того исторического периода, образ женщины не выходил за рамки сопоставления по признаку хорошая / плохая. Это нашло отражение в дидактической и назидательной направленности произведений. Например, Бухар жырау в известной поэме провозглашает:

Лучшая из женщин - это та,

Которая прячась и извиваясь подобно змее,

Торопясь подобно серому иноходцу,

Скрывается в ложбине,

Волнуясь, что ее разглядят.

Худшая из женщин - это та,

Которая разносит сплетни.

Она проклята богом! [2, с.99-100].

Актамберды жырау говорит:

Если у тебя хорошая жена, Твоя жизнь как у ангела. Если твоя жена плохая, Под тобой словно холод [3, с.66].

Женщина в традиционной казахской семье является хранителем семейного благополучия и мира, спокойствия и веселья. Поэзия тех лет имела просветительско-гуманистическое содержание и воспитательную направленность. Заповедь мудрых жырау заключалась в воспевании красоты героини в сочетании с пропагандой семейных ценностей.

Особое внимание внешнему облику героини уделяет Шалгез:

Плоский лоб, блестящие волосы, Курносый нос, косые брови, Платье от румян, У самого меч белозубый, Серебряное ожерелье на шее, С любимым человеком

Делишь пожелание, Путь к закату Будет чудесный день [4, с.218].

Автор рисует общий женский портрет, включая прилагательные и эпитеты, эстетически создающие внешность человека: пышные волосы, косые брови, плоский лоб, курносый нос. При создании портрета автор опирается на структурно-смысловые циклические закономерности фольклора.

В национальной поэзии до Абая было известно имя Тлеуке (Шал) Кулекеулы как поэта, воспевавшего многих женщин. В стихотворениях поэт сранивает разные образы: «Злая женщина подобна злобной собаке...», «Если попадешь к хорошей жене, она будет как крепость...», «Скверная жена с мужем в вечной ссоре...», «Хорошая женщина, равная свету от Аллаха», «Справная жена правит в доме королевой, гневная жена убивает мужа ежедневно...».

В стихотворении «О девушках» Тлеуке (Шал) Кулекеулы передает философскую сущность женского мира, показывая динамику физиологического, психоэмоционального развития в соответствии с возрастными особенностями девочки. В некоторых высказываниях поэта встречаются откровенные, непристойные выражения по отношению к героиням. Но, на наш взгляд, так проявляется своеобразие его стиля, который он использовал в связи с коммуникативной ситуацией.

Женский образ получил отражение и развитие в поэзии современников Абая. Например, в стихотворении Акана сери «Описание хорошей женщины»:

«Ак жYздi эйел алсац бойы с^цгак.

Касыца шакырганда келсе зулап.

Дауысы «эу» дегенде эрец шыгып,

Кеудеа ецкейгенде етсе б^лгак.

Кара кас, жазык мацдай, кара квздi,

Дауысы жш-жщшке, ж^мсак свздi.

Мiнезi майдай ерiткен коргасындай,

Келсе де ерте-кешп бiр мiнездi» [5, с.29].

Образ женщины в поэтическом творчестве Акана сери окружен загадочностью. Поэт удачно передает богатство духовного мира героини в сочетании с чертами национального характера.

Таким образом, сопоставляя стихи о женщинах выдающихся представителей поэзии до Абая, мы замечаем нечто общее в их творчестве. Эта общая черта основывается на сравнительном описании женского портрета с акцентом на характер и манеры героинь. Прочный фундамент в воссоздании образа казахской женщины, ее духовного богатства сформировался, таким образом, в соответствии с вековыми народными традициями, общественными взглядами и религиозными устоями, которыми были пронизаны национальные идеалы той эпохи.

В наследии представителей народной литературы особое внимание уделялось функциональным аспектам жизни женщины как матери и жены, а не углублению в ее природную сущность, эмоциональный и чувственный мир. У поэтов изучаемого периода была задача воплотить в своих поэтических строках внешнюю красоту девушки, наивный, простой характер. В этом и заключалось отличие образов женщин, рожденных под пером Абая, создавашего полнокровные и реалистичные образы героинь.

«Когда возникает вопрос о том, что казахи прибавили к духовным сокровищам человечества, мы постоянно ищем ответ в нашем неисчерпаемом, неиссякаемом богатом руднике Абай» [6, с.68], - как подчеркивал профессор Ш. Елеукенов. Традиционная казахская женщина предстает в лирике Абая как глубокий и сложный образ, впервые запечатленный рукой непревзойденного мастера.

В казахской поэзии в произведениях Абая впервые отразился образ загадочной женщины, полной острых противоречий, нежной в то же время сильной духом. Абай создал целую эпоху, совершенно новый мир в национальной поэзии, запечатлел поэтически образ героини с жизненным опытом, сильными чувствами, стойким характером, неповторимой красоты, с верным и любящим сердцем. Это мнение подтверждает М. Ауэзов в статье «Жизнь и творчество Абая»: «Впервые в казахской литературе так отчетливо и на такой моральной высоте высказано новое отношение к семье, к родительскому долгу, к воспитанию молодого поколения и, главное, к женщине.

Безотрадная, злосчастная доля восточной женщины, изображенная в народных поэмах и бытовых песнях, обретает в творчестве Абая новый смысл. В своей поэзии Абай раскрывает самую душу женщины, о которой так мало было рассказано в прежних поэмах и песнях, отражавших главным образом внешнюю сторону женской судьбы. Абай показывает, как трогательна и глубока любовь женщины, когда она сама выбирает себе возлюбленного, как сильна и непоколебима ее воля в борьбе за вырванное с таким трудом счастье. Абай воспевает казахскую женщину и мать как опору семьи. Он воспевает готовность ее к самопожертвованию, мудрость и стойкость ее в преданной дружбе, цельность ее прекрасной и верной души. Страстно отрицая позорный институт калыма, многоженство и порабощение, Абай в своих стихах борется за равноправие женщины в обществе» [7, с. 106].

Следовательно, в поэзии Абая женский образ наделен характером в зависимости от той реальности, где происходит действие. Поэт-мыслитель создал в своих произведениях совершенно новые литературно-художественные перспективы объяснения феномена казахской женщины. Абай смело отражал в своих текстах прогрессивные взгляды на образ героини, до этого воспеваемый однотипно и схематично в ракурсе установленных просветительских канонов.

В поэзии Абая привлекают внимание образы лирических героинь, которые боролись за свое счастье, умели выражать свои мысли, стремились самостоятельно решать свою судьбу, строить личное счастье и отстаивать право на него. Вместе с тем в творческой концепции Абая наиболее реалистично отразились разные аспекты женского отношения к миру - свобода чувств, неудовлетворенность жизнью, критическое отношение к себе и мужчине, стихия и инстинктивность образа женщины, способной к любви, сохранению гуманистических ценностей.

Героини у Абая отличаются неидеальными характерами, которые невозможно встроить в схему, они могут ошибаться, противостоять несправедливости или жестокости, отвечать по-своему. Поэт, безусловно, выступал за эмансипацию, интересы женщин. Абаю было важно показать образ героини, не ограниченной кругом семейных обязанностей. Его лирические персонажи четко понимают свою стратегию. Поэт-новатор Абай сердцем понимал, что от женщины напрямую зависит будущее культуры нации, воспитание подрастающего поколения.

Поэтические произведения Абая на тему судьбы и женской доли можно условно сгруппировать следующим образом:

1) Стихи, характеризующие литературный образ героини через описание ее внешнего облика, что преобладало в восточной поэзии (лицо - роза, глаза - бриллиант; лоб «словно серебро, расплавленное над огнем», «Бшектей аркасында ерген б^рым», «Ты зрачок глаз моих»);

2) Лирические поэмы, в которых воссоздан психологический портрет женщины, раскрываются различные тайны ее внутреннего мира, интуиции («Слова девушки»; «Ритуальный плач - жоктау, сочиненный Абаем для жены Абдрахмана Магыш»; «Жила красавица у хана»; «Я не мог любить, я не любил» и другие);

3) Произведения, акцентирующие внимание на нормах поведения героини, раскрывающие ее личность, характеризующие ее, включая характерный портрет («Кандай кызда лэззат бар жан татпаган?»; «Джигиты, игра дешева, смех дорог»; «Масакбай и его жена»; «Кара катынга»).

Таким образом, Абай Кунанбаев возвысил статус женщины, художественно отразил ее облик, сформировал новую тенденцию изображения полнокровного характера, включая достоинства и недостатки лирических героинь.

Какую роль в своем литературном наследии отводил поэт женщинам, что ценного он сказал о них? В целом, интерпретация поэтом образа казашки, раскрытие ее внутреннего мира, духовного облика полны художественных новшеств. Абай воспевал эстетические взгляды современной ему гендерной идеологии в соответствии с национальными знаниями, критикуя сложившиеся общественно-социальные, традиционные стереотипы по отношению к женщинам. Так, в своем творчестве Абай в разных ипостасях отражает образ казахской женщины. Например, в поэме «Сказание об Азиме», основной идеей которой является демонстрация всех черт человеческого поведения (высоко нравственного, честного героя, лицемера и т.д.), трогательно описывается состояние пожилой матери, которая знала, что сын в беде. Это мудрая, заботливая, любящая личность.

Таким образом, женщины в поэзии Абая, прежде всего, предстают в образе женщины-матери.

А в поэтическом шедевре «Ты зрачок глаз моих» красота героини воспета следующим образом:

Яркий рот - сладкий мед.

Блеск зубов словно лед.

Потерял я покой,

Взгляд живой сердце жжет.

Гибок стан и высок.

Гнет его ветерок.

Ты бела словно снег,

Ты нежна как цветок» [8].

Олицетворение естественной красоты казахской девушки, данной ей от природы, ее тонкой, нежной натуры передано с непревзойденной искренностью и большим мастерством, чем было бы запечатлено на картине, нарисованной волшебной краской мастера кисти.

То гневна, то нежна...

Не пьяни допьяна!

Что мне дом без тебя,

Мне и жизнь не нужна! [8].

В этом стихотворении автор рисует образ женщины-красавицы как символ красоты, элегантности, изящества. Абай настолько ценит красоту девушки, что без всякого пафоса выражает готовность пожертвовать своей жизнью.

Выявляя и обобщая типологию образа казахской женщины в поэзии Абая, мы установили, что каждая из них обладает неповторимой индивидуальностью, наполненной эстетическим и эмоциональным содержанием. Поэт в соответствии со своим мировоззрением, морально-философскими идеями рассматривает образ героини в единстве с великим чувством любви. Абай описывает женщину и любовь как понятия-близнецы:

Сияют в небе солнце и луна.

Моя душа печальная темна:

Мне в жизни не найти другой любимой, Хоть лучшего, чем я, себе найдет она [9].

Таким образом, поэт с особым уважением относился к роли и образу женщины как любимой супруги. Ученые, исследовавшие данное стихотворение с психопоэтической точки зрения, резюмируют: «Мотив первого пункта - внутреннее психологическое состояние. Мотив второго пункта - внешнее явление, стоящее вне сознания поэта. Мотив третьего пункта - внутреннее психологическое состояние. Мотив четвертого пункта - внешнее явление, стоящее за пределами сознания поэта» [10, с.9]. В поэме «Масгут» автор замечает:

Ведь женщин - полмира, их власть велика.

Их любовь драгоценней любых даров.

Будет враг у меня, не лишусь я сна:

У врага есть мать, дочь, сестра, жена,

У жены его также найдется мать -

Окажет заступничество хоть одна.

Ни один человек без ссор не живет.

О ссоре толкуешь с женой наперед.

Если гневен муж, на жену положись:

Для гнева и злобы лекарство найдет...

Для того на плечах сидит голова,

Чтоб в делах человек мог размыслить сперва [11].

Абай создает образ мудрой, отзывчивой, верной подруги, надежной опоры, которая поддержит в самый трудный момент жизни.

Есть в поэзии Абая и образ женщины хозяйки, воплощающей благополучие дома: Той женщине хвалу я воздаю, Что душу знает наизусть твою, Внимает каждому биенью сердца И хочет жизнь тебе отдать свою [11].

Поэт Абай Кунанбаев всесторонне рисует внешний образ и запечатлевает внутренний духовный мир казахских женщин как синтез мусульманского, национального, а также психологического принципов.

Вместе с тем, при анализе образов казахских женщин, созданных Абаем, особое значение мы придаем следующему: во-первых, поэт при создании женского образа руководствовался жизненными проблемами, то есть поэт в своих произведениях воспроизводил образ женщины, ставшей живой свидетельницей тех страшных событий, которые произошли в общественной среде, где он жил. Это женское неравенство. Во-вторых, настойчивость и сила характера в защите своего «я» вызвали к жизни образ женщины нового типа, которая умеет любить и быть благородной, благодарной судьбе.

Так, в стихотворении «Джигиты, дорог смех, не шутовство» Абай рисует дьявольский образ женщины. Она интересуется только своей внешностью, красота тела несовместима с красотой души:

Опасность женская краса таит, Доступная для многих волокит. «Кто может устоять передо мною?» -Так чванная красавица твердит [12].

Помимо изображения образов идеальных женщин, сочетающих ум и интеллигентность, Абай создал образы истинных героев, обладающих чувством юмора. К примеру, в стихотворении «Масакбай и его жена» изображена неряшливая хозяйка. С идейно-смысловой точки зрения стихи Абая «Кара катыне», «Выпущенное стихотворение от имени жены Баймагамбету», «Жену твою - Медета дочь, зовут Ырым» иронично передают образ отрицательной героини с негативным поведением. Хотя можно сказать, что этот юмор всего лишь художественная маска Абая, скрывающая самые некрасивые черты женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В поэзии жырау, считающейся классическим примером авторской устной литературы, передан обобщенный образ казахской женщины. Несмотря на то, что проблемы нравственности, благополучия и единства страны являются главной идеологией поэзии жырау, образы красавиц, нравственные нормы их поведения, психологический склад, душевное состояние также нашли отражение в поэтических текстах представителей народной поэзии. Афоризмы советника Аблая Бухар жырау «Что толку от девушки, если нет у нее поведения?» или Актамберды «Есть ли кто-то больше, чем девушка?» в одной строке раскрывают интуитивную природу женской философии.

Проведя сравнительный анализ эволюции женских образов в казахской поэзии и предложив разработанную нами концепцию тематических групп, представляющих женские образы в творчестве Абая Кунанбаева как образы матери, милой жены, красивой девушки, хозяйки и умницы-друга, мы

видим панораму образов героинь в контексте социально-психологической атмосферы эпохи. В целом в доабаевской поэзии казашки изображались покорными, застенчивыми, послушными, а в произведениях Абая появился яркий образ смелых, мужественных, «новых» женщин, срывающихся со скал, чтобы обрести свободу личности и сохранить верность своему возлюбленному.

Следовательно, Абай в беспрецедентной форме воспроизвел традиционную структуру гендерных проблем в казахском обществе. Образ казахской женщины в поэтических произведениях Абая включает разные интерпретации:

а) женщина - красавица, женщина - цветок, которая очаровывает своей красотой;

б) женщина - любовь, женщина - муза, наделяющая особой энергией и невероятным вдохновением;

б) женщина - жизнь, женщина - целый мир, улыбка и слезы которой вызывают восторг и грусть.

Так глубоко и восторженно, философски разносторонне воспел Абай достоинства прекрасной

половины человечества.

Литература:

1. Daniel Schulza, Stëpan Bahnik // Гендерные ассоциации в англоязычной литературе ХХ века // Journal of Personality Studies (Scopus), том 81, август 2019 г., 88-97 с. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0092656619300510. (англ).

2. Антология казахской поэзии // Составление, вступительное слово, перевод с казахского и комментарии Ауэзхана Кодара. - Алматы: Издательский дом «Таймас», 2006. - 450 с. (рус).

3. Пять веков поэзии: В 2-х т. / Составители: М. Магауин, М. Байдильдаев. - Алматы: Жазушы, 1989. Вып. 1. - 384 с. (каз).

4. С. Сейфуллин, А. Дербисалин, К. Сыдыкулы, М. Магауин. Наследие казахских жырау // Классические исследования: Многотомник. - Алматы: Эдебиет элем^ 2014. Т. 25. - 417 с. (каз).

5. Акындар аманаты: казахская устная литература. Акан серi Корамсаулы, Укили Ыбырай Сандыбайулы, Балуан шолак Баймырзаулы. Произведения. - Алматы: Нурлы press.kz, 2014. - 281 с. (каз).

6. Абаеведение. Избранные произведения. Том IV. - Алматы: Казак; университет^ 2015. - 279 с. (каз).

7. Ауэзов М. Статьи, либретто, пьесы // Ауэзов М. Собрание сочинений в 50-ти томах. Т. 31. -Алматы: Дэуiр, 2008. - 402 с. (рус).

8. Абай Кунанбаев: зеница ока. Перевод Марии Петровых // Prosodia.ru. https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/abay-kunanbaev-zenitsa-oka

9. abayi.ru // Сияют в небе солнце и луна. http://www.abayi.ru/451/

10. Дадебаев Ж., Жусанбаева С., Баязитов Б. Семантико-структурная система произведений Абая // KERUEN 2021, № 4.

11. Институт Абая // Рубрика Творчество Абая. https://abai.kaznu.kz/rus/?cat=3

12. http://dabyl.kz/ru/ Республиканский информационный, общественный, национальный портал // http://dabyl.kz/ru/statii/literatura/djigity-dorog-smeh-ne-shutovstvo-54/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.