Научная статья на тему 'Образы Арктики и Антарктики в шотландских контрдансах'

Образы Арктики и Антарктики в шотландских контрдансах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCD / шотландские контрдансы / изображения природы Арктики / шотландская антарктическая экспедиция 1902–1904 гг. / Уильям Спирс Брюс. / SCD / Scottish country dances / Arctic nature images / Scottish Antarctic expedition of 1902–1904 / William Speirs Bruce.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерёмина-соленикова Евгения Владимировна

Контрдансы появились ещё в XVII в., но благополучно существуют до сих пор, причём в разных вариантах. В наши дни, когда контрдансы распространены по всему миру, появляется очень много танцев в этом стиле. Постепенно в шотландской ветке контрдансов сложилась традиция сочинять тематические танцы, пытаясь выразить движениями танцующих некий образ. Иногда создаются целые подборки, посвящённые тому или иному событию или явлению. Среди композиций, посвящённых Арктике и Антарктике, наиболее интересны 16, сочинённые по большей части в последние 20 лет. Чаще всего танцоры обращаются или к созданию образов животных приполярных областей, или к «танцевальным» описаниям полярных территорий. Но существует целый сборник танцев, полностью посвящённый экспедиции Уильяма Спирса Брюса в Антарктиду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic and Antarctic images in Scotch Country Dances

Country dances appeared in the 17th century but they still successfully exist in different styles. There are a lot of dances in this style all over the world. A tradition to compose thematic dances developed in Scottish country dances. They try to express different images through the figures of dances. Sometimes entire collections dedicated to a particular event or phenomenon are created. Among the dances devoted to the Arctic and Antarctic the most interesting are 16 ones composed mostly in the last twenty years. Dancers as usual turn either to images of animals from the polar regions, or to dance descriptions of the polar territories. A whole collection of dances entirely dedicated to the Antarctica expedition of William Spiers Bruce was created in 2002.

Текст научной работы на тему «Образы Арктики и Антарктики в шотландских контрдансах»

ЕРЁМИНА-СОЛЕНИКОВА Е.В.

Образы Арктики и Антарктики в шотландских контрдансах

E. EREMINA-SOLENIKOVA

Arctic and Antarctic images in Scotch Country Dances

Сведения об авторе:

Ерёмина-Соленикова Евгения Владимировна, аспирантка Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро» (Санкт-Петербург) [email protected]

Author:

Evgeniia Vladimirovna Eremina-Solenikova, postgraduate student of the Vaganova Ballet Academy, researcher of the St. Petersburg City Tourist Information Bureau (Saint Petersburg)

[email protected] Аннотация

Контрдансы появились ещё в XVII в., но благополучно существуют до сих пор, причём в разных вариантах. В наши дни, когда контрдансы распространены по всему миру, появляется очень много танцев в этом стиле. Постепенно в шотландской ветке контрдансов сложилась традиция сочинять тематические танцы, пытаясь выразить движениями танцующих некий образ. Иногда создаются целые подборки, посвящённые тому или иному событию или явлению. Среди композиций, посвящённых Арктике и Антарктике, наиболее интересны 16, сочинённые по большей части в последние 20 лет. Чаще всего танцоры обращаются или к созданию образов животных приполярных областей, или к «танцевальным» описаниям полярных территорий. Но существует целый сборник танцев, полностью посвящённый экспедиции Уильяма Спирса Брюса в Антарктиду.

Abstract:

Country dances appeared in the 17th century but they still successfully exist in different styles. There are a lot of dances in this style all over the world. A tradition to compose

thematic dances developed in Scottish country dances. They try to express different images through the figures of dances. Sometimes entire collections dedicated to a particular event or phenomenon are created. Among the dances devoted to the Arctic and Antarctic the most interesting are 16 ones composed mostly in the last twenty years. Dancers as usual turn either to images of animals from the polar regions, or to dance descriptions of the polar territories. A whole collection of dances entirely dedicated to the Antarctica expedition of William Spiers Bruce was created in 2002.

Ключевые слова:

SCD, шотландские контрдансы, изображения природы Арктики, шотландская

антарктическая экспедиция 1902-1904 гг., Уильям Спирс Брюс.

Keywords:

SCD, Scottish country dances, Arctic nature images, Scottish Antarctic expedition of 1902-1904, William Speirs Bruce.

Тема Арктики и Антарктики отражается в типе таких современных танцев, как контрдансы, который появился ещё в XVII в., но благополучно существует и до сих пор, причём в разных вариантах, - сейчас есть стили New English country dances, Scottish country dances, Square dances, Historical (Playford) country dances. Самое главное в контрдансах то, что это танцы, построенные на взаимодействии пар. Чаще всего для исполнения танца все строятся в большую колонну, рассчитываются на первые и вторые пары и танцуют определённый набор фигур, зависящий от танца. После однократного повторения такого набора (проведения) пары меняются местами и сдвигаются: первые - к низу колонны, вторые - к верху. Танец продолжается с новыми первыми и вторыми парами. Бывают и другие варианты. Контрдансы появились и исполнялись больше всего в Великобритании и её бывших колониях. Но начиная со второй половины XX в. они активно распространились практически по всем странам мира. Это очень живые, весёлые танцы, в которых задействовано сразу много людей. Это танцы, которые на базовом уровне можно освоить достаточно легко (например, английские танцы вообще не требуют знания специальных шагов, а у шотландских базовых шагов всего три). Такие композиции легко учить, танцевать и сочинять.

В наши дни, когда контрдансы распространены по всему миру, естественно, появляется очень много композиций в этом стиле. Счёт идет на тысячи существующих схем. Конечно, не все они добились популярности, не все оказались интересными, не все выжили. Самые оригинальные и удачные публиковались в очень статусных сборниках, например

в The Impérial Book of Scottish Country Dances1. Постепенно в этом стиле (в основном в его шотландской ветке) сложилась традиция сочинять тематические танцы в попытке представить через движения танцующих тот или иной образ. Иногда сочинялись целые подборки, посвящённые какому-то событию или явлению, например The Scotia Suite of Scottish Country Dances2, созданный совместно с Шотландским географическим обществом и посвящённый столетию Шотландской национальной антарктической экспедиции.

Все танцы на ту или иную тему выделить крайне сложно, напомню, что их десятки тысяч. Но яркие образы остаются на виду в этом море вариаций, их я и хочу представить в этой статье. Сразу отмечу, что по видео сложно понять, как тот или иной арктический образ воплотился в танце, так как контрдансы - не сценические танцы, они созданы прежде всего для самих танцоров. Поэтому лучше всего картинки, создаваемые перемещениями партнёров, видны на диаграммах. Сразу хочу обратить внимание, что зачастую сложно, а то и невозможно установить датировку того или иного танца, - танцоры не считают эту информацию важной и не фиксируют её; в тех случаях, когда дата есть, это дата первой публикации.

В современных массовых танцах (кроме контрдансов) Крайний Север (или Крайний Юг) отражён плохо. Удалось найти только кадриль Stella Polare («Полярная звезда») авторства Фабио Моллика (1999) и вариации на тему «танца пингвинов», в основном для детей. Упомянутая кадриль малопопулярна, не нашлось ни её видео, ни графической схемы, ни упоминания её в каких-либо программах танцевальных мероприятий, только одно описание3.

В современных английских танцах найдено три композиции на полярную тематику. Polar Vortex («Полярный вихрь»), автор Кари Равитц. Он танцуется в таком интересном построении: Д1 К1 Д3 К3...К2 Д2 К4 Д4...

Пары изначально строятся в колонну не одна за другой, а напротив первой пары - вторая, рядом - третья, напротив неё - четвёртая и пр.

Вот, к примеру, описание томов 4 и 5 этого издания: The Imperial Book of Scottish Country Dances Volumes 4, 5 &more // Сайт Королевского шотландского общества контрдансов [Электронный ресурс] URL: https://www.rscds.org/shop/product/books/ the-imperial-book-of-scottish-country-dances-volumes-4-5-more/ (дата обращения: 23.06.2021).

Описание сборника доступно по ссылке: The Scotia Suite of Scottish Country Dances // Сайт Королевского шотландского общества контрдансов [Электронный ресурс] URL: https://www.rscds.org/shop/product/books/the-scotia-suite-of-scottish-country-dances/ (дата обращения: 23.06.2021).

Кадриль «Полярная звезда» // Сайт «Ассоциация Исторического и Социального Танца» [Электронный ресурс] URL: https://trianon-studio.ru/ru/library/dance-book/ quadrilles/quadriglia-stella-polare (дата обращения: 23.06.2021).

Все танцующие, пока звучит мелодия, постоянно кружатся то вчетвером, то с партнёром, то с визави, в результате все сдвигаются на одного человека влево, на новое проведение, получая не только новую пару визави, но и новых партнёров. Действительно получается вихрь1.

Polar Trek («Полярный путь»2) - танец того же автора в таком же построении. Композиция включает кружения, явно символизирующие вихри, а также пуссет - фигуру, в которой в одной паре ведущий толкает ведомого в нужном направлении, а в другой, наоборот, ведущий тянет ведомого. Этот элемент явно ассоциируется у автора с тяготами похода. К сожалению, о личности Кэри Равиц ничего не удалось узнать.

Третий из найденных танцев, March of the Penguins («Марш пингвинов»3) Петера Фостера из Австралии, сочинённый в 2013 г., никаких характерных образов не содержит.

Гораздо интереснее танцы, созданные в рамках шотландской традиции контрдансов. Удалось найти 16 композиций, но, скорее всего, их больше. Впрочем, некоторые имеют к Арктике скорее опосредованное отношение.

Когда современных танцоров спрашиваешь, какие танцы посвящены Арктике, практически все, не сговариваясь, говорят Cold and raw («Холодно и сыро»). Но в оригинале этот танец4 был опубликован в 1651 г. и исполнялся на мотив старинной шотландской баллады с таким названием, позже на этот мотив Роберт Бёрнс создал одно из своих стихотворений.

Ещё один танец, связанный с полярными областями опосредованно, это Dundee Whaler («Китобой Данди»5), танец на музыку шотландской песни о судах китобойных промыслов. Но Рой Кловез, сочинивший этот танец в 1967 г., посвятил его определённому кораблю - «Авроре», судну, сначала бывшему на балансе шотландской китобойной компании Данди, а потом участвовавшему в антарктических экспедициях. Танец целиком

Polar Vortex. Dance Record Card // Сайт Antony's Dance Database [Электронный ресурс] URL: http://www.heywood.nl/antony/dances/dancecard.php?ID=10140 (дата обращения: 23.06.2021).

Polar Trek. Dance Record Card // Сайт Antony's Dance Database [Электронный ресурс] URL: http://www.heywood.nl/antony/dances/dancecard.php?ID=13210 (дата обращения: 23.06.2021).

March of the Penguins. Dance Record Card // Сайт Antony's Dance Database [Электронный ресурс] URL: http://www.heywood.nl/antony/dances/dancecard.php?ID=12756 (дата обращения: 23.06.2021).

Cold And Raw // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/cold-and-raw.html (дата обращения: 23.06.2021).

Dundee Whaler // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/dundee-whaler. html (дата обращения: 23.06.2021).

DUNDEE WHALER

4x32 S

24

о

12* 3 4* %

1 3

0

Ф

XL XrХя

<3> ФФ

© © Ф XL Xl Xr

© Ф

Roy CIcwgs, Ormsttrk

Рис. 1. Схема танца Dundee Whaler

'■С ■l". |уг,л £

MIRROR, MIRROR 5x32 R

123 | 'mm ur ■ее TL1, ! Л ф 1 4 5 ®QO to 2 3 CO ®C6 'U Tr Ф suet tri; 4 @><t> 1 54 ; ^ee-

Stie McKinnell. 2006. suedan.com 5CV5C IwigArise

Рис. 2. Схема танца Mirror, Mirror

построен на диагональных линиях, там есть даже достаточно редкая фигура «зиг-заг» - она изображает движение парусника среди полярных льдов (рис. 1).

Некоторые танцы посвящены приполярным областям. Например, Сью Маккиннел в 2006 г. написала танец Mirror, Mirror («Зеркало, зеркало»1) под впечатлением фотографий Антарктики, где в спокойной воде отражаются скалы как перевёрнутый мир. Танец абсолютно симметричен, что нехарактерно для этого стиля (рис. 2).

Существует танец неизвестного авторства, посвящённый северному сиянию, Northern Lights («Северное сияние»2), очень популярный в Канаде, отличающийся достаточно сложными перестроениями, символизирующими переливы Aurora borealis.

Северному полярному кругу посвящён танец Джона Дрюри, написанный в 2005 г. Этот человек был прекрасным учителем и плодовитым творцом - за свою жизнь он сочинил более 800 танцев, причём крайне интересных. Авторство Дрюри для любого танцора обозначает, что сейчас

Mirror, Mirror // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/mirror-mirror.html (дата обращения: 23.06.2021).

Northern Lights // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/northern-lights. html (дата обращения: 23.06.2021).

THE ARCTIC CIRCLE 64 R

© | о TR. э * i i V<# i ALL STB Ship Change 24 24 R Bars 9-24

□ flA ( 2) □ ; 1 mm и .RA 14 J О tA- (5 \ ^-LA ш ЩнйЗПЙ J PROM

John Drewry. 2004, New Dancos by John Orewrv 4C/4C square sen.

Рис. 3. Схема танца The Arctic Circle

THE PTARMIGAN REEL 8x32 R

T OT.II s OO « a 00 00 Xr

Jean Aiiwooii, Alexander Book 3 3CMC longwise set

Рис. 4. Схема танца The Ptarmigan Reel

будет композиция с необычными переходами, красивыми образами. The Arctic circle («Полярный круг»)1 полностью построен на круговых и закрученных движениях, говорящих, что за полярным кругом отменяется один из самых важных для древнего человечества законов природы, по которому солнце светит днём и не видно ночью (рис. 3).

Значительное количество танцев посвящено представителям арктической фауны. Больше всего повезло белым и тундряным куропаткам - им посвящены два танца: это The Ptarmigan («Куропатка»2) того же Джона Дрюри (написан в 1982 г.) и The Ptarmigan Reel («Рил куропаток»3,

The Arctic Circle // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/arctic-circle.html (дата обращения: 23.06.2021).

The Ptarmigan // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/ptarmigan.html (дата обращения: 23.06.2021).

The Ptarmigan Reel // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/ptarmigan-reel. html (дата обращения: 23.06.2021).

ORCA 8x24 J

Ш r2 >:>) Tr Q^XD 8 Chan« lead on bars3 s 7 ¿J gD Tr

Вагту Skellon. 1993. Dolphin Sook ЭС/4С Ionise 594.

Рис. 5. Схема танца Orca

рил - название типа танцевальной мелодии), созданный Джин Атвуд до 1983 г. (рис. 4). Автор отмечала, что перетаптывание куропаток с ноги на ногу напомнило ей одну из известнейших фигур шотландских контрдансов - balance-in-line (балансирование в линиях), когда танцующие образуют живую цепь и прыгают вправо-влево.

После поездки в 1991 г. в арктические области Канады Кэвин Кларк и Джон Боуи сочинили танец The Caribou Gathering («Собирание оленей»1), где первая пара постоянно обходит все остальные, как бы «собирая стадо».

Ещё один танец - Orca («Косатка»2) посвящён этому хищному китообразному (рис. 5). Танец создан в 1994 г. и весь построен из фигур, в которых танцоры постоянно оббегают друг друга - как косатки, играющие в морских волнах. Примечательно, что этот танец был создан для тематического сборника, посвящённого дельфинам (The Dolphin Book) и изданного в Новой Зеландии3.

Как уже упоминалось, тематические сборники танцев под эгидой Королевского шотландского общества (RSCDS) - это не редкость. Самый интересный для нашей статьи танец, Scotia Suite («Сюита Ско-тии»), был выпущен в 2002 г.4 и посвящён экспедиции в Антарктику под командованием Уильяма Спирса Брюса в 1902-1904 гг. Сборник

The Cariby Gathering // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/caribou-gathering.html (дата обращения: 23.06.2021).

Orca // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https:// www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/orca.html (дата обращения: 23.06.2021).

The Dolphin Book // Сайт TAC Books [Электронный ресурс] URL: http://books.tac-rscds.org/product_info.php?products_id=543 (дата обращения: 23.06.2021). Книга The Scotia Suite of Scottish Country Dances // Сайт Amazon.co.uk [Электронный ресурс] URL: https://www.amazon.co.uk/Scotia-Suite-Scottish-Country-Dances/ dp/0004110099 (дата обращения: 23.06.2021).

2

подготовлен совместно с Шотландским географическим обществом и до сих пор востребован у танцоров1. Автором-составителем сборника был Рой Голдинг.

Рассмотрим танцы в той последовательности, в которой их расположил автор. Первым нас встречает, что логично, танец Antarctica Bound («Границы Антарктики»2). Его схема мало соотносится с названием, но идея - экспедиция приближается к самому южному материку - понятна. Следующая композиция конкретизирует, где именно проходит маршрут экспедиции, -танец Scotia Sea («Шотландское море»3). Опять же, в отличие от некоторых танцев, представленных в данной статье, в фигурах этого сложно увидеть идею, но у нас есть пояснения от Роя Голдинга: «Этот танец показывает спуск на воду открытой спасательной шлюпки, которую использовали Эрнест Шеклтон и небольшая команда для поездки в обитаемую Южную Джорджию, чтобы спасти оставшихся членов неудавшейся трансантарктической экспедиции 1914-1917 гг. После того как корабль Шеклтона «Эндю-ранс» погиб во льдах моря Уэдделла, экипаж достиг необитаемого острова Элефант, где оказался без убежища в преддверии наступающей зимы». Да, этот эпизод не относится к экспедиции Уильяма Брюса, но тоже принадлежит к британской антарктической эпопее. Дальше идёт «описание местности» - танец Ice Cap («Ледяная шапка»4 - покрывающая Антарктиду). Он построен на круговых движениях с достаточно сложной схемой.

В следующем танце мы продолжаем путешествие по Антарктиде: Coats Land (Земля Котса). Она была обнаружена Уильямом Брюсом, руководителем Шотландской национальной антарктической экспедиции, в 1902-1904 гг. Брюс назвал регион Землёй Котса в честь Джеймса Кот-са - младшего и майора Эндрю Котса, финансово поддержавших экспедицию. Позже Берег Кэрда, часть Земли Котса, исследовал Эрнест Шек-лтон и назвал его в честь сэра Джеймса Кэрда, покровителя экспедиции. В этом танце Рой Голдинг пытался отразить процесс исследования новооткрытых земель.

Книга The Scotia Suite of Scottish Country Dances // Сайт TAC Books [Электронный ресурс] URL: http://books.tac-rscds.org/product_info.php?products_id=324 (дата обращения: 23.06.2021).

Antarctica Bound // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/antarctica-bound. html (дата обращения: 23.06.2021).

Scotia Sea // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/scotia-sea.html (дата обращения: 23.06.2021).

The Ice Cap // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/ice-cap.html (дата обращения: 23.06.2021).

Hoy Goldfing. 2002. Scotia Suile

Рис. 6. Схема танца Speirs Bruce, the Pole Star

Танец Bruce's Men («Люди Брюса»1), что логично, посвящён команде, с которой Уильям Спирс Брюс исследовал Антарктику. Схема танца осмысливает фотографию членов экспедиции у их базы на Оркнейских островах.

Следующая композиция, The Piper and the Penguin («Пайпер и пингвин»2), относится к блоку, связанному с экспедицией Брюса. Танец тоже принадлежит Рою Голдингу, но написан гораздо раньше других -ещё в 1990-х гг. Как видно, тема Антарктики была важна для этого автора на протяжении всей его танцевальной карьеры. Посвящён танец определённому эпизоду из жизни Уильяма Брюса и экипажа «Скотии». 7 марта 1904 г. они попали в метель и оказались в ловушке паковых льдов в море Уэдделла. Пока они стояли во льдах, команда проводила время, исследуя влияние музыки на пингвинов! Волынщик привязал пингвина к ноге, а затем играл музыку в разных стилях, чтобы посмотреть, повлияют ли они на пингвина по-разному. Судя по всему, нет: по воспоминаниям, несчастная птица считала все эти звуки одинаково мучительными... 12 марта во льду образовалась трещина, однако «Скотии» и экспедиции удалось спастись. Голдинг взял эту историю из-за сохранившейся фотографии. Но в фигурах, которые он придумал для танца, нет никаких намёков на затруднительное положение «Скотии» или многострадального пингвина. Для нас танец примечателен ещё и тем, что он очень популярен по всему миру и, в частности, в Петербурге.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И в финале мы переходим к главному герою сборника - Уильяму Спирсу Брюсу, шотландскому исследователю и океанографу. Ему

Bruce's Men // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/bruces-men.html (дата обращения: 23.06.2021).

The Piper and The Penguin // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/piper-and-the-penguin.html (дата обращения: 23.06.2021).

посвящён танец Speirs Bruce, The Pole Star. Второе название танца - «Полярная звезда»1 - выбрано по нескольким причинам. Это и Полярная звезда, и признание авторитета Брюса в области полярных исследований. Танец весь построен на диагональных линиях - путеводных лучах. Этот последний танец и свет Полярной звезды, кроме прочих значений, символизируют дорогу домой.

Подводя итоги, хочется отметить, что тема Арктики и Антарктики играет, конечно, не самую важную роль в шотландских танцах. Но красоты Севера (и Крайнего Юга), природа полярных областей, отвага исследователей не могли пройти мимо внимания творцов современных шотландских танцев (в отличие от английских, которые уделяют им мало внимания). Чаще всего танцоры обращаются или к образам животных приполярных областей, или к «танцевальным» описаниям полярных территорий.

Speirs Bruce (The Pole Star) // Сайт Scottish Country Dance Instruction [Электронный ресурс] URL: https://www.scottish-country-dancing-dictionary.com/dance-crib/speirs-bruce.html (дата обращения: 23.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.