Научная статья на тему 'YouTube, или Интернет для музыковеда (социальная сеть как новый аналитический инструмент исследо-вателя: реалии и проблемы)'

YouTube, или Интернет для музыковеда (социальная сеть как новый аналитический инструмент исследо-вателя: реалии и проблемы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
471
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / MUSICOLOGY / YOUTUBE / АУДИОЗАПИСИ / AUDIO RECORDING / ВИДЕОРЫНОК / VIDEO MARKET / ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ / PUBLISH DOCUMENTARIES / ФИЛЬМЫ-КОНЦЕРТЫ / CONCERT FILMS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION MEDIA TECHNOLOGIES / ЛИЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / PERSONAL RESEARCH APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Платонова Олеся Александровна

Интерес автора статьи сосредоточен вокруг применения новых информационных технологий в сфере поиска информации в рамках социальной видеосети YouTube. Короткие любительские видеоролики, документальные фильмы и записи живых концертов, недоступные на современном видеорынке, но широко распространенные в YouTube, некоторые не тиражируемые в России аудиозаписи могут оказаться довольно ценными источниками для последующего анализа и осмысления. Это показано на примере сальсы и его танцах-предшественников; повизуальному материалу можно проанализировать, как салонные, придворные танцы, привезенные из Европы, проникали не только в ежедневную жизнь элиты общества, но и становились популярными среди низших его слоев. YouTube дает возможность ознакомиться с фрагментами или полными публикациями документальных фильмов, фильмов-концертов, открывает доступ к информации широкому кругу пользователей, в числе ко-торых может оказаться и исследователь-музыковед. В настоящий момент перед музыковедами стоит вопрос: каким образом соответствовать росту информационных и медиатехнологий, как ввести новые источники, не просто в личный ис-следовательский обиход, а в стандарты, методологию исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTUBE, OR THE INTERNET FOR THE MUSICOLOGIST

The article is devoted to the application of new information technologies of information search in social video network YouTube. By the example of the visual material on the salsa music and dances, preceded, the author shows that, due to the presence on YouTube inaccessible information, you can analyse the way parlor and court dances, brought from Europe, had penetrated into the daily life of the elite and the lower strata of society. YouTube by providing access to such information may be useful for the researcher-musicologist

Текст научной работы на тему «YouTube, или Интернет для музыковеда (социальная сеть как новый аналитический инструмент исследо-вателя: реалии и проблемы)»

УДК 78.072.2

YOUTUBE, ИЛИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ МУЗЫКОВЕДА (СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК НОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ)

О. А. ПЛАТОНОВА Государственная филармония Нижнего Новгорода

Интерес автора статьи сосредоточен вокруг применения новых информационных технологий в сфере поиска информации в рамках социальной видеосети YouTube. Короткие любительские видеоролики, документальные фильмы и записи живых концертов, недоступные на современном видеорынке, но широко распространенные в YouTube, некоторые не тиражируемые в России аудиозаписи могут оказаться довольно ценными источниками для последующего анализа и осмысления. Это показано на примере сальсы и его танцах-предше-ственников; повизуальному материалу можно проанализировать, как салонные, придворные танцы, привезенные из Европы, проникали не только в ежедневную жизнь элиты общества, но и становились популярными среди низших его слоев. YouTube дает возможность ознакомиться с фрагментами или полными публикациями документальных фильмов,

фильмов-концертов, открывает доступ к информации широкому кругу пользователей, в числе которых может оказаться и исследователь-музыковед. В настоящий момент перед музыковедами стоит вопрос: каким образом соответствовать росту информационных и медиатехнологий, как ввести новые источники, не просто в личный исследовательский обиход, а в стандарты, методологию исследования.

Ключевые слова: информационные технологии, музыковедение, YouTube, аудиозаписи, видеорынок, публикации документальных фильмов, фильмы-концерты, информационные медиатехнологии, личный исследовательский подход.

Главным достижением человечества за последние несколько десятков лет стало стремительное развитие цифровых и информационно-коммуникативных технологий, рост их доступности, которые подготовили формирование так называемого «информационного общества» [1]. Происходящие процессы можно по-разному оценивать с обывательской, с научной, с этической точки зрения, но ясно одно: они затронули практически все сферы жизни человека. Изменили повседневный быт, своеобразно преломились в искусстве, повлияли на процессы, происходящие в науке, причем не только в естественных, но и в гуманитарных ее отраслях.

Это отразилось и на музыковедении, которое на современном этапе также тесно взаимодействует с передовыми технологиями. Погружение в новую реальность происходит настолько стремительными темпами, что ни практические музыканты, ни ученые, пишущие о музыке, не могут это игнорировать.

Каким же образом осуществляется взаимодействие музыко-

ведения и новых информационных технологий? Существуют два вектора подобных отношений: теоретический и практический.

Первый характеризуется тем, что музыковедение как бы встраивается в эту новую реальность, пытается осмыслить, проанализировать ее. Второй связан с тем, что само музыковедение использует, и довольно успешно, новые практические инструменты и наработки, которые появились в последнее время, благодаря мощному технологическому скачку.

Первый вектор находит свое отражение в ряде исследований, которые рассматривают музыку в контексте целостного «меди-атекста»: звукового (радиоэфир) или визуального (экранное пространство). Причем изучение музыки в контексте экранного искусства дает наибольшую пищу для размышлений, теоретического анализа, наконец, для появления исследовательских работ. Это объясняется тем, что само понятие «экран» уже включает в себя массу смыслов: это и киноэкран, и телеэкран, и, конечно же экран компьютера и так называемых «гаджетов» (от игровых приставок до смарфтонов).

Знаковым явлением для отечественной науки, в частности, стало появление ряда диссертаций и аналитических статей, посвященных музыке в рекламе, в телевизионных СМИ, в видеоиграх, песенным клипам, даже функционированию нотных редакторов. Большой вклад в развитие этой области исследований внесли Т. Шак, автор исследования «Музыка в структуре медиа-текста» [10], А. Чернышов с его работой «Медиамузыка: основы теории, практика и история» [8].

Широкое поле для новых исследований может предоставить Интернет как часть новой медиареальности. Причем аспекты этих исследований могут быть различны: от юридического (авторские и смежные права), социокультурного (целевая аудитория того или иного жанра или стиля музыки в соцсетях) и экономического (например, «песенный клип» и его продвижение в Интернете как

элемент коммерческого рынка и т.п.) до собственно музыкального (анализ творчества музыкантов, распространяющих свои произведения через интернет-каналы, их качественного уровня, проблема авторства в Сети и т.п.).

Симптоматичен и рост интереса к теме взаимодействия музыки и медиа в рамках различных конференций: например, Международной конференции «Закадровое искусство: история и теория киномузыки», проходившей в 2012 году в Московской государственной консерватории, конференции «Музыка в пространстве медиакультуры», состоявшейся 13 апреля 2015 года, организованной Краснодарским государственным университетом культуры и искусств и т.д.

Закономерным стало и появление журналов, которые отражают роль музыки в контексте медиареальности. Это «Киномузыка Online» [4], посвященный практическим вопросам профессии кинокомпозитора, и крупный научный журнал «Медиамузыка» [6], в котором публикуются различные материалы, касающиеся взаимодействия музыки и различных видов медиа, в том числе и экранных, с серьезных исторических, теоретических, философских и даже юридических позиций.

Второй, практический вектор взаимодействия новых технологий и музыковедения реализуется в расширении информационной базы (создании электронных нотных, библиографических и медиаархивов), в появлении электронных нотных редакторов, в создании музыкальных соцсетей (сеть Splayn, «созданная в 2013 году под эгидой Московской консерватории» [11], электронных журналов и сборников, то есть в возникновении новых инструментов поиска, обработки и анализа информации. Не последнюю роль в происходящих процессах также играет широкое распространение сети Интернет.

Данная статья посвящена одному из таких практических аспектов, а именно применению новых технологий в сфере поис-

ка информации. И рассмотрена она будет сквозь призму такого явления, как социальная видеосеть УоиТиЬе.

УоиТиЬе - поразительный пример того, как, в течение довольно короткого времени развлечение превратилось в мощный инструмент воздействия на общественное мнение и обмена самой актуальной информацией. Как отмечает исследователь социальной сети А. Верник [8, 3-4], УоиТиЬе создавался в 2005 году как сайт для видеознакомств. А сегодня для многих телевизионных каналов и электронных СМИ он является поставщиком актуальных документальных материалов.

Развлекательная и новостная функция УоиТиЬе на сегодняшний день хорошо известны и являются темой не одной публикации. Но какую же практическую роль может сыграть УоиТиЬе в музыковедческих исследованиях? Что может предложить социальная видеосеть музыковеду? Прежде всего, материалы УоиТиЬе могут стать новым источником информации, аналитического материала.

Короткие любительские видеоролики, документальные фильмы и записи живых концертов, недоступные на современном видеорынке, но широко распространенные в УоиТиЬе, некоторые нетиражируемые в России аудиозаписи могут оказаться довольно ценными источниками для последующего анализа и осмысления.

Обращение автора к данной теме во многом связано с личным опытом поиска и отбора информации для исследования «Сальса как феномен карибской культуры: истоки, развитие, метаморфозы жанра». Однако, по нашему мнению, УоиТиЬе как новый инструмент музыковеда может быть также применим и в других исследованиях, касающихся медиамузыки, массовой музыкальной культуры, синтетических жанров, жанров танцевальной музыки и т.п.

Какие возможности и виды источников предоставляет УоиТиЬе музыковеду-исследователю?

Первую категорию образуют короткие любительские ролики, которые представляют собой зафиксированную на камеру реальность. Именно они составляют большую часть контента видеосети YouTube. Они сильны не своими операторскими решениями, не гармонией визуального и музыкального образа, не режиссерской идеей, как в видеоклипах, но своей сиюминутностью, случайностью и, вместе с тем, достоверностью. Несмотря на всю их простоту и незатейливость, недооценивать их не стоит, поскольку часто именно короткие ролики могут стать носителями живой, необработанной информации о некоторых культурных явлениях, особенно если это касается современной актуальной культуры или массовых жанров. Открытость исследователя данному виду информации зачастую помогает расширить представление об объекте исследования, получить дополнительные инструменты анализа того или иного явления.

Так, на начальном этапе исследования сальсы, когда необходимо было проследить истоки, эволюцию данного явления, видеоматериалы YouTube стали своеобразным дополнением к основным печатным журналистским и научным источникам. В частности, позволили получить визуальное представление о танцах-предшественниках сальсы: от креольского контрданса до мамбо.

В самом деле, где как не на YouTube возможно было увидеть, как танцевался и под какую музыку исполнялся, например, европейский контрданс - танец XVIII века? И, что еще важнее, как он преобразовывался на латиноамериканской почве? Разумеется, существуют различные программы, осуществляемые ансамблями и школами исторического танца, некоторые фильмы, реконструирующие историческую эпоху, но они не всегда доступны. Открытое пространство YouTube дает возможность нанести виртуальный визит в иную эпоху или на другой материк и получить некоторое визуальное представление о предмете анализа.

Например, любительская съемка исполнения английского контрданса «ЕтрегогоА^етооп» 22 апреля 2012 года в Музее AlbanyShakerMuseum [см. Видеография, №3], запечатлевшая один из уроков школы исторического танца. Обычный любительский ролик дает общие представления не только об облике танца, о его фигурах, но и о небольшом, как бы случайном составе ансамбля инструментов (фортепиано, скрипка, флейта), и о самой демократической среде исполнения, которую М. Друскин описывал следующим образом: «контрданс, занесенный на континент [в Европу - прим.авт.] из Англии танцевало уже смешанное, случайное общество без предварительной художественной подготовки, - его танцевали дилетанты в хореографическом искусстве ради веселого совместного времяпрепровождения, в целях организации незамысловатых празднеств» [3, 24-25].

А иные варианты контрданса - например, образец гаитянского контрданса, представленного танцевальной группой на карнавале 2009 года в г. Порт-О-Пренс [см. Видеография, №2] или колумбийский вариант этого же танца с элементами хоровода, исполненный юными танцорами в местности Ягуара (провинция Уила) [см. Видеография, №1], позволяют увидеть, как разительно может измениться танец, оказавшись на новой почве. Это подобно тому, как новый климат и социокультурные условия сказываются со временем на облике и темпераменте людей.

Имея визуальный материал, мы можем проанализировать, как салонные, придворные танцы типа контрданса, будучи привезенными из Европы, проникали не только в ежедневную жизнь элиты общества, но и становились популярными среди низших его слоев, основу которых составляло, преимущественно, «черное население», афроамериканцы. Как в этой среде привычные европейские танцевальные мелодии и ритмы исполнялись под звуки африканского ударного оркестра, как в строго регламентированную последовательность движений и шагов вносились но-

вые элементы, связанные с африканскими, гаитянскими танцами: пружинящие шаги, покачивания бедрами, «изолированные» движения плеч, корпуса и головы.

Подобная роль такого зрительного видеоматериала особенно актуальна при рассмотрении явлений иной культуры, иной среды, какой, несомненно, является Латинская Америка.

Именно зрительный образ помогает понять, насколько различаются, например два типа хореографии сона задорного, «деревенского» монтуно (sonmontuno) и изящного, «городского» урбано (sonurbano), как раскрепощенное легкое кубинское мамбо отличается от своего ровесника, виртуозного, блестящего мамбо «Палладиума». Как различны и непохожи друг на друга яркий, «экстравертный», резковатый в движениях стиль сальсы LosAngeles, сдержанный, элегантный, «интравертный» NewYork, динамичная сальса caleño с ее мелкими, семенящими шажками, и сальса casino, испытавшая наиболее сильное влияние африканских традиций.

Без знакомства с визуальной составляющей таких танцев, как пуэрториканские бомба и плена, доминиканское меренге, колумбийская кумбия, кубинская румба, невозможно понять природу танца, его смысл, среду обитания. В этом смысле YouTube может, хотя бы частично, удовлетворить информационный и зрительный голод исследователя, осуществить погружение в иную культуру, сделать возможным путешествие в далекие страны.

Конечно, подобные видеофрагменты вряд ли могут считаться подлинными документальными свидетельствами, но они помогают составить зрительное представление о предмете, подтвердить (или опровергнуть) некоторые положения библиографических источников, составить собственное мнение об объекте на основании реальных зримых фактов.

Помимо любительских коротких роликов, на YouTube доступны порой и другие источники, которые могут оказаться чрезвычайно

ценными в исследовательской деятельности. Это фрагменты или полные публикации документальных фильмов, фильмов-концертов, то есть профессиональный журналистский и музыкальный материал, нередко упоминаемый в публицистике и научных статьях, однако недоступный отечественному зрителю в силу простого их отсутствия на рынке российской видеопродукции. В этом случае YouTube дает возможность ознакомиться с данными кинолентами, открывает доступ к информации широкому кругу пользователей, в числе которых может оказаться и исследователь-музыковед. Данные виды источников позволяют привлечь в исследование дополнительные материалы в виде исторических сведений о явлении, документальных свидетельств, интервью, психологических портретов.

Что дает такой тип материала? Прежде всего, документальные данные, свидетельства очевидцев, интервью персон, вовлеченных в тот или иной культурный процесс, некоторые исторические сведения о явлении, портретные зарисовки.

Например, на YouTube доступен многосерийный документальный фильм «LatinMusicinUSA», II часть которого полностью посвящена жанру сальсы [см. Видеоприложение, №5]. Фильм представляет собой экскурс в историю жанра, который складывается из отдельных вех: дат, имен, названий альбомов, архивных записей, интервью и воспоминаний тех, кто стоял у ее истоков. Это продюссер «FaniaRecords» Джерри Мазуччи, музыканты Вилли Колон, Джонни Пачеко и Рубен Блэйдс, художник Иззи Сана-бриа. В фильме содержатся биографические сведения об одном из лучших вокалистов проекта «FaniaAllStars», Экторе Лаво, оценки продюсерской деятельности Джерри Мазуччи, комментируются и факты, касающиеся создания первых хитов: «LaMurga», «LaCartera», «Anacaona», «ElCantante». Лента «LatinMusicinUSA» насыщена архивными кадрами выступлений, интервью, представляет самые необходимые энциклопедические сведения о

предмете, обеспечивая опору на фактический материал, расширяя исследовательский багаж.

Ценный музыкальный и визуальный материал также представлен в фильмах-концертах, доступных на YouTube. В них нередко музыкальная составляющая дополняется некоторыми режиссерскими находками.

Так, фильм «OurLatinThing» режиссера Леона Гаста [см. Видеоприложение, №7], созданный в 1972 году, не только презентует новое для того времени звучание, но и показывает ту атмосферу, в которой складывалась сальса: Нью-Йорк, квартал эмигрантов Эль Баррио, пространство уличных площадей и ночных танцевальных клубов. Несомненным достоинством фильма является его музыкальная партитура, в основу которой положено не только само концертное выступление, но и кадры репетиций, фрагменты студийной записи, импровизированные концерты на городских площадях, колоритные бытовые зарисовки, эпизоды, показывающие зарождение новой стилистики танца из самых простых движений.

Примечателен и еще один кинематографический проект продюсера Джерри Мазуччи, фильм «Salsa» [см. Видеоприложение, №4], снятый по следам грандиозного концерта, состоявшегося 24 августа 1973 года на стадионе Yankee в США. Кинолента представляет собой сочетание традиционных концертных номеров с краткими экскурсами в историю карибской музыки, откуда берет свое начало сальса.

Нахождение подобных материалов на YouTube отрадно тем, что помимо документальных сведений, исследователю открываются некоторые доселе неизвестные детали, создается четкий и зримый образ анализируемого предмета. Таким образом, ученый, помимо музыкального материала, получает еще некий социокультурный срез феномена, возможность пристальнее изучить «немузыкальные факторы» [5, с.211]: атмосферу и среду

исполнения, образы автора и исполнителя, слушателей, которым адресована данная музыка, и т.п. А это, на сегодняшний день, чрезвычайно важно для исследования ряда жанрово-стилевых явлений в музыке.

Наконец, третий вид источников, представляющих интерес для музыковеда: аудиодорожки без видеоряда, целые альбомы или отдельные композиции. Например, в свободном доступе на YouTube можно найти редкую «латинскую оперу» «Hommy» [см. Видеоприложение, №6] композиторов Генри Альвареса и одного из музыкантов «FaniaRecords» Ларри Харлоу 1972 года, а также композиции из альбомов первых сальса-исполнителей: «ElJucio» (1972) Вилли Колона и Эктора Лаво, «Celia&Johny» (1974) Сельи Круз и Джона Пачеко, «LaVoz» (1975) Эктора Лаво, «Siembra» (1978) Рубена Блэйдса и Вилли Колона и т.д.

Анализ их демонстрирует процесс смешения элементов некоторых жанров и типов музицирования, их дальнейшее преобразование и соединение под именем сальсы. Джонни Пачеко, один из музыкантов «FaniaRecords» комментировал происходящее следующим образом: «Мы взяли кубинскую музыку и изменили ее, поскольку многие из наших ребят родились и выросли в Нью-Йорке. Мы испытали влияние рок-музыки, джаза, но выбрали иной подход. И это было звучание Нью-Йорка. Люди слышали много разного: мамбо, ча-ча-ча, гуарачу. Мы взяли все это и поместили под одну крышу, назвав сальсой» [см. Видеоприложение, №5, 22'30 - 23'00].

Поначалу это, действительно, было лишь поверхностное взаимодействие, когда каждый музыкант-эмигрант вносил свою лепту в общий вклад, использовал элементы тех жанров, которые были традиционны для его родной страны, будь то Куба, Пуэрто-Рико, Венесуэлла или Доминиканская Республика. Этим отчасти объясняется восприятие сальсы как гигантского плавильного котла, вобравшего в себя признаки различных жанровых моделей. Но со

временем эклектичность звучания уступила место большему музыкальному единообразию, а сальса из бренда, собирательного названия для различных популярных жанров превратилась в самостоятельное музыкальное явление в последующих альбомах.

Без этих аудиоисточников было бы сложнее проследить, каким образом формировалась сальса и как она выделилась среди жанров и стилей латиноамериканской музыки в абсолютно самостоятельный феномен. И как в действительности происходило это движение от жанровой эклектики «Hommy», в которой представлена смесь болеро («EIDiaDeNavidad»), сона («SoySensacional», «CariCaridad»), зачатков сальсы (в композициях «Mantecadito», «EIDoctoryLaRazon») до относительного жанрового единообразия в первых сальсовых альбомах.

Таким образом, помимо своей развлекательной и новостной функции, YouTube может играть еще одну роль: роль источника дополнительной для исследователя информации. Этому способствует несколько факторов, связанные с самой организацией социальной видеосети:

1. Открытость интернет-пространства, проявляющаяся в широте охвата материала и разнообразии источников: от собственно музыкальных (музыкальные клипы, отрывки живых концертных выступлений, аудиофрагменты) до журналистских (документальное кино, интервью, короткие видеоролики с событий). Мы часто встречаем в письменных источниках упоминание о том или ином фильме, о той или иной композиции. Некоторые из них доступны для российского пользователя только на YouTube. Автор не может слепо верит написанному, он должен услышать, увидеть, понять, как функционирует явление, проанализировать его. И для исследователя нахождение визуальной или аудиоинформации становится подтверждением его гипотез. Интерактивность - это возможность диалога с публикующими, в частности, для уточнения достоверности существующих источников и нахождения новых.

2. Система поиска по ключевым словам. Эта традиционная в Интернете функция позволяет и на YouTube найти редкий материал, который может стать стимулом для постановки новых научных проблем. В свое время ввод двух слов [salsa] и [symphony] указал на отрывки видеозаписи симфонии №3 «LaSalsa» пуэрториканского композитора Роберто Сьерры, что дало совершенно новый импульс исследованию и вывело впоследствии на целый сальсовый пласт в творчестве музыканта.

Открытость новым интернет-технологиям, к которым принадлежит и You-Tube, ознакомление с аудио- и видеоисточниками вполне могут помочь пытливому музыковеду в его исследовательских задачах: сборе информации, рассмотрении истории и эволюции явлений, социокультурной среды, первичном анализе жанрово-стилевых признаков, как музыкальных, так и немузыкальных, структуры медиатекста.

Однако то время, когда YouTube будет восприниматься как полноценное средство сбора и поиска информации, еще не пришло. Это напрямую связано с теми проблемами внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, которые существуют сегодня не только в музыковедении, но и в гуманитарном знании в целом.

Открытым остается вопрос и о научной ценности таких источников. Если документальные фильмы, передачи, концерты, выкладываемые на YouTube, уже вошли в исследовательский обиход, то как быть с короткими роликами, которые публикуются часто любителями, людьми случайными? Разумеется, их нельзя воспринимать как подлинные документальные свидетельства, скорее как определенные маяки, способные сориентировать в потоке информации, подсказать дальнейшее направление поисков.

Еще один вопрос, который возникает в связи с YouTub'овским контентом - это проблема авторских прав. Юридическим взаимоотношениям правообладателей и пользователей, авторских

прав на музыку посвящен ряд материалов, в том числе статья А. Чернышова «Медиамузыкальные права» [9]. Он, в частности, указывает на пока еще нерешенные в России проблемы, связанные с неконтролируемым копированием информации, созданием электронных архивов, социальных сетей и т.п. Эти задачи встают и перед музыковедом, использующим медиапримеры в своем исследовании. И если библиография, цитирование литературы, использование печатных источников и нотных примеров сейчас строго регламентированы, стандартизированы, то создание аудио- и видеоприложений, в том числе с использованием УоиТиЬ'овских материалов такого стандарта не имеет и часто остается делом личным.

Существует ряд вопросов, связанных с введением источников в текст исследования: каким образом ссылаться на этот материал, возможно ли копирование фрагментов аудио- и видеопримеров с целью создания медиаприложения на цифровом носителе или таковое должно существовать только в виде ссылок на материал в Интернете и оформляться, как и прочие электронные ссылки, с указанием адреса, режима доступа и даты обращения?

Эти нерешенные вопросы, мало имеющие отношения к области научного творчества, а больше - к правовому полю, к процессу редактирования, тем не менее, являются частью исследовательской рутины и отчасти отражают парадоксальную ситуацию: информационно-коммуникативные технологии активно развиваются, но весьма медленно вводятся в широкий научный обиход музыковедения. Такую консервативность, в частности, отмечает Е. Орлова: «в России современное музыкальное образование до сих пор парадоксально существует в отрыве от охватившей сегодня весь мир мультимедийной практики. Доступность персональных компьютерных средств делает цифровые технологии тотальными для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и художественной. Однако музыканты-педагоги и музыканты-практики

вынуждены рассчитывать на собственный опыт и небольшую информацию о создании и функционировании мультимедиа, получаемую ими из ограниченного количества источников» [7]. И хотя автор обращается к проблемам, свойственным образовательному процессу, это же касается и исследовательской деятельности.

В настоящий момент перед музыковедами стоит вопрос: каким образом соответствовать росту информационных и меди-атехнологий, как ввести новые источники, не просто в личный исследовательский обиход, а в стандарты, в методологию исследования.

Для музыковедения, которое славится своим междисциплинарным подходом, контактами с другими науками (психологией, культурологией, семиотикой) крайне важно на современном этапе сделать шаг навстречу новым технологиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева И. Информационное общество. Существуют ли международно признанные определения информационного общества? - Институт Философии РАН, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page46589323.htm

2. Верник А. Социальная сеть YouTube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов: Диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Верник Александр Григорьевич. - Челябинск, 2015.

3. Друскин М.С. Очерки по истории танцевальной музыки / М.С. Друскин. - Ленинград, 1936.

4. Киномузыка Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filmmusicmag.ru/

5. Кряжева И. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки: Диссертация. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Кряжева Ирина Алексеевна. - М., 2007.

6. Медиамузыка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://mediamusic-journal.com/

7. Орлова Е. В. Музыкальное образование и мультимедиа-проекты // ЭНЖ «Медиамузыка». № 2 (2013). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/2_6.html

8. Чернышов А. Медиамузыка: основы теории, история, практика: Диссертация ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Чернышов Александр Валерьевич. - М., 2013.

9. Чернышов А. В. Медиамузыкальные права // ЭНЖ «Медиамузыка». № 4 (2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/4_6.html

10. Шак Т. Музыка в структуре медиатекста: Диссертация ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Шак Татьяна Федоровна. -Краснодар, 2010.

11. Splayn. Статья в Wikipedia. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Splayn

ВИДЕОГРАФИЯ YOUTUBE:

1. Baile 'La Contradanza' (interpetado por estudiantes de la Institución Educativa Amelia Perdomo de García de Yaguará (Huila) Columbia. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. youtube.com/watch?v=IZ-g9aGSS-I. Опубликовано: 25 мая2009 г. пользователем jogm2009

2. Contre-dance Afranchis (Dance group performing in Haiti's 2009 Carnaval in Port-Au-Prince) [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=aJLjXGze_lEОпубликовано: 28 июля2011 г. пользователем Elie Regnier

3. Emperor of the Moon English (Country Dance - danced at the Stockade Assembly April 22, 2012) [Электронныйресурс]. -Режимдоступаhttp://www.youtube.com/watch?v=IKnV4wQ3Sr0. Опубликовано: 26 апр. 2012 г. пользователем donwfbell

4. Jerry Masucci Presents Salsa, Fania All Stars Live at Yankee Stadium, 1973 [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://

www.youtube.com/watch?v=yaG_8tFlwlk. Опубликовано В января 2013 года пользователем NegroGoodman.

5. LatinMusicUSA 2. Salsa, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=dUdBBmvojmE. Опубликовано В мая 204 года пользователем Sebastian Merde.

6. Larry Harlow. Hommy. A Latin Opera. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Va987UBxWTI Опубликовано 1В сентября 2013 года пользователем AndresReyesRojas.

7. OurLatinThing, 1972. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=egbHXTLGT9s/. Опубликовано 12 сентября 2014 года пользователем JulianTunjo.

YOUTUBE, OR THE INTERNET FOR THE MUSICOLOGIST

O.A. PLATONOVA State Philharmonic Hall of Nizhny Novgorod

The article is devoted to the application of new information technologies of information search in social video network YouTube. By the example of the visual material on the salsa music and dances, preceded, the author shows that, due to the presence on YouTube inaccessible information, you can analyse the way parlor and court dances, brought from Europe, had penetrated into the daily life of the elite and the lower strata of society. YouTube by providing access to such information may be useful for the researcher-musicologist.

Keywords: information technology, musicology, YouTube, audio recording, video market, publish documentaries, concert films, information media technologies, personal research approach.

LIST OF REFERENCES:

1. Alekseeva I. Informazionnoe obschestvo. Suschestvuyut li mejdunarodno priznannie opredeleniya informazionnogo obschestva? [Information society. Are there any international recognized definitions of information society?] - Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 2009. [Electronic resource]. - http:// iph.ras.ru/page46589323.htm (In Russ.)

2. Vernik A. Socialnaya set' YouTube kak ploschadka dlya prodvijeniya I monetisazii kontenta mirovih telekanalov: Dissertaziya kandidata filologicheskih nauk: 10.01.10 [The social network YouTube as a platform for advance and monetization of content of world TV channels: Thesis of Candidate of Philology: 10.01.10] / Vernik Alexander Grigoryevich. - Chelyabinsk, 2015. (In Russ.)

3. Druskin M. S. Ocherki po istorii tanzevalnoy musiki [Sketches on history of dance music] / M. S. Druskin. - Leningrad, 1936.(In Russ.)

4. Kinomuzika Online [Online film music] [An electronic resource]. - Access mode: http://filmmusicmag.ru/

5. Kryazheva of I. Muzyka Ispanii I Latinskoy Ameriki. Istoricheskie ocherki: dissertaziya... doktora iskusstvovedeniya:17.00.02 [Music of Spain and Latin America. Historical sketches: Thesis. ... Dr. of art criticism: 17.00.02]/Kryazheva Irina Alekseevna. - M, 2007.

6. Mediamuzika [Media music.] [Electronic resource]. - Access mode: http://mediamusic-journal.com/

7. Orlova E. V. Muzikalnoe obrazovanie Imultimedia-proekty [Music education and multimedia projects]//ENZh «Mediamuzyka». No. 2 (2013). [Electronic resource]. - Access mode: http:// mediamusic-journal .com/Issues/2_6.html (In Russ.)

8. Chernyshov A.V. Mediamuzyka: osnovy teorii, istoriya, practika: Dissertaziya... doctora iskusstvovedeniya:17/00/02 [Mediamusic: theory bases, history, practice: Thesis ... Dr. of art criticism: 17.00.02] / Chernyshov Alexander Valeryevich. - M, 2013. (In Russ.)

9. Chernyshov A. V. Mediamusicalnye prava [Media musical rights]//ENZh. No. 4 (2015). [Electronic resource]. - Access mode: http://mediamusic-journal. com/Issues/4_6.html 192 SCIENCE of TELEVISION No. 12 (In Russ.)

10. Shak T. Muzyka vstrukture mediateksta: Dissertaziya... doctora iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Music in the structure of media text: Thesis ... Dr. of art criticism: 17.00.02 / Shak Tatyana Fiodorovna. -Krasnodar, 2010. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Splayn. Article in Wikipedia. [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Splayn

YOUTUBE VIDEOGRAPHY:

1. Baile 'La Contradanza' (interpetado por estudiantes de la Institución Educativa Amelia Perdomo de García de Yaguará (Huila) of Columbia. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.youtube. com/watch? v=IZ-g9aGSS-I. Published: 25 May 2009, user jogm2009

2. Contre-dance Afranchis (Dance group performing in Haiti's 2009 Carnaval in Port-Au-Prince) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.youtube. com/watch? v=aJLjXGze_lE Published: July 28, 2011, user Elie Regnier

3. Emperor of the Moon English (Country Dance - danced at the Stockade Assembly April 22, 2012) [Electronic resource]. -Rezhimdostupa http://www. youtube.com/watch? v=IKnV4wQ3Sr0. Published: 26 Apr. 2012 user donwfbell

4. Jerry Masucci Presents Salsa, Fania All Stars Live at Yankee Stadium, 1973 [Electronic resource]. - Rezhimdostupa: http://www. youtube.com/watch? v=yaG_8tFlwlk. Published: January 8, 2013, user NegroGoodman.

5. LatinMusicUSA 2. Salsa, 2009. [Electronic resource]. - Access

mode: http://www.youtube.com/watch? v=dUd8BmvojmE. Published: May 8, 2004, user Sebastian Merde.

6. Larry Harlow. Hommy. A Latin Opera. [Electronic resource]. -Access mode: http://www.youtube.com/watch? v=Va987UBxWTI Published: September 18, 2013, user AndresReyesRojas.

7. OurLatinThing, 1972. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.youtube.com/watch? v=egbHXTLGT9s/. Published: September 12, 2014, user JulianTunjo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.