УДК 37
Педагогические науки
Зонова Светлана Алексеевна, ст. преподаватель каф. теории и методики обучения математике и ИКТ в образовании, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия Новосёлова Юлия Алексеевна, студентка 4 курса, Институт математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный
университет», г. Петрозаводск, Россия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ - КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о возможностях использования образовательного веб-квеста для формирования универсальных учебных действий, обучающихся на различных этапах квеста, выделены методические особенности проведения веб-квеста для различных типов уроков.
Ключевые слова: образовательный веб-квест, универсальные учебные действия, деятельностный подход, этапы проведения квеста.
Annotation: The article discusses the possibility of using an educational web-quest for the formation of universal educational actions of students at various stages of the quest, highlighted the methodological features of conducting a web-quest for various types of lessons.
Keywords: educational web-quest, universal educational activities, activity approach, quest stages.
Введение
Вопрос организации образовательного процесса во все времена был одним из ключевых. На первый план, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения
выходит системно-деятельностный подход [4]. Именно поэтому на сегодняшний день наиболее востребованными и актуальными являются интерактивные технологии, позволяющие реализовать положения ФГОС.
К таковым можно отнести технологию образовательного веб-квеста. Данная технология помогает формировать у учащихся не только умение самостоятельно открывать знания, но и интерес к изучаемому материалу. Тем самым, учебный процесс становится увлекательным для школьников.
Кроме того, образовательный веб-квест предполагает обязательное использование информационно-коммуникационных технологий для организации урока, ориентированного на саморазвитие учащихся, на развитие их коммуникационных качеств, ИКТ-компетентности.
Результаты исследования
Багузина Е.И. следующим образом определяет веб-квест: «Веб-квест представляет собой проблемное задание-проект с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные интернет-ресурсы. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных стадиях обучения и охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему» [1]. Данное определение, на наш взгляд, наиболее точное и полное. Автор отмечает характер ролевой игры, что является важной характеристикой, поскольку мотивация обучающихся играет важную роль в образовательном процессе. Кроме того, она указывает на необходимость работы с интернет-ресурсами и на проблемность учебного задания.
Таким образом можно выделить ряд задач, которые решает образовательный веб-квест:
• смена форм деятельности;
• развитие ИКТ-компетентности;
• формирование универсальных учебных действий (УУД).
Остановимся на решении задачи по формированию УУД в процессе
организации и проведения веб-квеста.
Разработчики технологии Б.Додж и Т.Марч выделяют три основных этапа работы над образовательным веб-квестом:
Начальный этап.
Преподаватель знакомит обучающихся с темами веб-квеста, основными понятиями по выбранной теме. Сюжетная линия квеста должна быть привлекательной и интересной для учеников, чтобы повысить мотивацию к выполнению данного задания. Это могут быть сюжеты, связанные с различными популярными играми, фильмами, книгами.
Далее происходит распределение по группам, где каждый ученик должен выбрать одну заранее подготовленную учителем роль.
Таким образом, наиболее важным на начальном этапе веб-квеста становится привлечение учащихся к выполнению задания, тщательный выбор темы, сюжетной линии и ролей, от лица которых дети буду выполнять работу над веб-квестом.
Ролевой этап.
Основной вид деятельности - работа в группах по выполнению заданий. Каждый ученик в соответствии с выбранной ролью, выполняет свои задачи, используя интернет-ресурсы. Во время работы на данном этапе происходит активная коллективная работа, где обучающиеся формируют навыки общения и работы в группе. Поскольку для полного выполнения задания важна работа каждого из участников, учащимся необходимо обмениваться информацией и помогать друг другу в процессе работы.
Заключительный этап.
На данном этапе ребята представляют перед классом итоги своей работы. Формы представления результатов могут быть различными, это может быть презентация, эссе, письменный отчет и т.д. Происходит оценка выполненной работы, в которой принимают участие как преподаватель, так и обучающиеся. Формулируются выводы, полученные на основе выполненной работы, и проводится рефлексия.
Определим для каждого этапа веб-квеста возможные формируемые универсальные учебные действия.
На начальном этапе можно сформировать регулятивные УУД, например, такие как: целеполагание, планирование, коррекция. Это становится возможным благодаря самостоятельной деятельности учеников. Учащиеся анализируют предоставленное задание и соотносят то, что уже им известно, с тем, что надо узнать, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи, составляют последовательность действий и определенный план их выполнения, преодолевают определенные препятствия, встречающиеся при выполнении работы. При правильной организации данного этапа, у учащихся будут сформированы вышеупомянутые УУД.
На ролевом этапе активно формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Активная работа в группе, обсуждение проблемы, возможных решений и путей их достижения развивают у участников проекта такие УУД как: умение точно и грамотно выражать свои мысли, умение находить альтернативные способы разрешения конфликта, умение сотрудничать в поиске и сборе необходимой информации, умение уважительно относиться к партнерам своей группы. Важным для учителя становится правильно сформировать рабочие группы с учетом интеллектуальных способностей и межличностных отношений детей.
Познавательные УУД можно формировать в процессе исследовательской работы над заданием. На этом этапе можно сформировать такие умения и навыки как: поиск нужной информации, построение логических связей, самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения, обобщать полученные сведения, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, проводить классификацию, формулировать проблему и т.д.
Заключительный этап не становится исключением, на данном этапе становится возможным формировать все четыре вида УУД: личностные, регулятивные и познавательные и коммуникативные.
Обучающиеся оценивают результаты своей деятельности, анализируют, представляют проекты, сравнивают, проводят рефлексию. Тем самым формируются следующие умения и навыки:
Личностные: уважительно относиться к мнениям других, соблюдение авторских прав.
Познавательные: проводить анализ того, что усвоено, а что - нет, выделять основную информацию из выступлений одноклассников, структурирование знаний.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формой речи, правильно строить вопросы.
Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность других, принимать решение в нестандартной ситуации.
Анализируя структуру образовательного веб-квеста, можно сделать вывод о том, что данный вид работы с обучающимися является как трудоемким, так и очень продуктивным. Используя данную технологию, ученики получают навыки публичных выступлений, работы в группах, поиска альтернативных путей решения проблемного задания, самообучения.
Рассмотрим теперь возможность использования веб-квеста на различных уроках.
Сопоставив особенности уроков разных типов, выделенные Сластениным [3], требования ФГОС [4], структуру образовательного веб-квеста и опыт авторов [2] можно выделить особенности проведения квеста на различных типах уроков.
Урок открытия нового знания. Если веб-квест предполагается проводить на уроке изучения нового материала, то учителю важно обдумать возможность ознакомления с материалом учащимися предварительно дома. Можно создать такую технологию, которая условно будет делиться на две части - предварительная и урочная. Затем во время урока необходимо обсудить или каким-либо другим способом проверить то, насколько учащиеся готовы к
дальнейшей работе. Такой подход позволит более рационально использовать время урока и даст возможность индивидуализировать учебный процесс.
В данном случае, учитель выступает в роли наставника, который помогает детям обработать полученные новые знания и превратить их в инструмент для получения новых.
Основными задачами такого урока веб-квеста являются:
• формирование у учащихся умения для самостоятельного изучения новых способов действий;
• расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Главная задача учителя - подобрать такой материал и задания, который будет соответствовать возможностям каждого из школьников и способствовать успешному изучению новых знаний. Особое значение имеет то, что необходимо акцентировать внимание учеников на том, каков должен быть итоговый результат.
Урок рефлексии. Основными задачами такого типа урока являются:
• формирование у учащихся способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии;
• формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и
т.д.
В процессе всего веб-квеста учитель выполняет роль куратора для каждого ученика. Главная его задача - это создавать условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживать их инициативу. Поскольку учащимся уже знаком материал созданного квеста, учителю остается подкреплять мотивацию к проведению саморефлексии школьника, а также помогать восполнять пробелы в изученном материале.
Поскольку деятельностной целью по ФГОС урока рефлексии является «формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в
деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений», то, обязательной задачей учителя становится помощь ученику в прохождении каждого этапа достижения данной цели. В процессе проведения веб-квеста это действительно становится возможным, так как учитель имеет возможность заранее просчитать возможные трудности школьников и использовать их в интересах построения квеста.
Урок систематизации знаний. Урок-квест типа систематизации знаний носит характер обобщения уже изученного материала, поэтому главными задача такого урока являются:
• формирование у учащихся способности к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
• систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий.
Как и на уроке рефлексии учитель выполняет роль куратора и создаёт условия для самостоятельной плодотворной работы школьников.
Поскольку на данном этапе изучения темы школьники должны уже хорошо разбираться в учебном материале, то уместно будет создать творческую направленность квеста, возможно, рассмотреть проблемы, которые требуют к себе всестороннего изучения.
Урок развивающего контроля. Урок развивающего контроля выполняет функции проверки знаний, таким образом, задачами такого веб-квеста становятся:
• проверка уровня подготовленности учащихся по выбранной теме;
• развитие у учащихся самоконтроля изученных понятий и алгоритмов и т.д.
В процессе реализации такого квеста учитель осуществляет контролирующую роль. Здесь ученики должны самостоятельно работать с разработанным учителем ресурсом и выполнять задания. Очевидным
становится, что задания должны быть подготовлены таким образом, чтобы для их выполнения требовались знания, которые были получены ранее.
Необходимо помнить, что хотя основная задача урока - проверка уровня знаний учащихся, необходимо соблюдать структуру образовательного веб-квеста и поддерживать мотивацию учащихся к выполнению заданий.
Заключение
В соответствие с выделенной структурой веб-квеста выявлены возможные формируемые универсальные учебные действия для каждого этапа. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что данная технология соответствует требованиям ФГОС, поскольку позволяет на каждом этапе формировать несколько видов УУД.
В работе проанализированы особенности построения квеста на различных типах урока. Таким образом, для каждого типа выделены ключевые задачи, которые решаются во время урока, роль учителя в проведении, а также основные особенности организации квеста.
Библиографический список:
1. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: автореф. дис. на соиск. учен. степ канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Багузина Елена Ильинична; Моск. гуманитар. ун-т. - Москва, 2012. - 24 с. Режим доступа: https://dHb.rsLru/viewer/01005009364#?page=П2.03.2020.
2. Горбунова О.В., Кузьминова Н.С. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель в обучении [Текст] / Школьные технологии. 2013. № 2 -С. 59-66.
3. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Министерством науки и образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г, №1897. Режим доступа. https://fgos.ru/ 27.04.2020.