Научная статья на тему 'Образовательный уровень кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала'

Образовательный уровень кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ СОВЕТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / MUNICIPAL COUNCILS / EXECUTIVE COMMITTEES / SOUTHERN URALS / STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаяхметова Ирина Зуфаровна

Предложены результаты исследования образовательного уровня кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала на основании неопубликованных документов и материалов, выявленных в архивах Москвы и Уфы. Подготовка кадров для советских учреждений осуществлялась в совпартшколах. Это привело к складыванию слоя управленцев на местах, выполнявших текущие хозяйственные дела. Со временем обучение в совпартшколах стало необходимой ступенью карьерного роста наряду со вступлением в партию. Это означало превращение совпартшкол в номенклатурную привилегию, оторванную от населения, в интересах которого она была организована. В послевоенный период обострилась проблема подготовки квалифицированных кадров для советских органов. Многие сотрудники горсоветов, пришедшие на работу в годы Великой Отечественной войны и после нее, не имели достаточной теоретической подготовки и практического опыта. Это отрицательно сказывалось на работе отделов и управлений горисполкомов. В целях устранения указанных недостатков в СССР на базе трехгодичных школ были открыты четырехгодичные школы (вузы), по окончании которых выдавались дипломы о высшем образовании. Одновременно предусматривалось создание вместо годичных курсов переподготовки специалистов постоянно действующих краткосрочных курсов повышения квалификации. Руководящие кадры советов пополнялись частично за счет лиц, окончивших юридические институты, школы и факультеты университетов СССР, в которых была предусмотрена специализация студентов старших курсов, изъявивших желание работать в области советского строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шаяхметова Ирина Зуфаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF EDUCATIONAL LEVEL OF MUNICIPAL COUNCIL EXECUTIVE COMMITTEES OF THE SOUTHERN URALS

The article is devoted to study results of staff educational level of executive committees of municipal councils of the Southern Urals on the basis of unpublished documents and materials revealed in the archives of Moscow and Ufa. Staff training for Soviet institutions was carried out at Soviet party schools. This resulted in formation of government officials segment at the local level executing current economic tasks. Over time, training in Soviet party schools became a necessary step for career growth along with being a member of the party. This meant turning Soviet party schools into establishment privilege, disconnected from people, in whose interests it was organized. In the post-war period the problem of qualified personnel training for Soviet authorities worsened. Many employees of municipal councils who had started working during the Great Patriotic War and after it did not have sufficient theoretical training and practical experience. This undermined the work of departments and offices of municipal executive councils. In order to address these shortcomings in the USSR on the basis of three-year schools four-year schools (higher education institutions) were opened, they delivered diplomas of higher education upon graduation. At the same time continuous short-term training courses were supposed to be organized instead of one-year refresher courses for specialists. Senior executives staff was replenished in part by individuals who graduated from legal institutions, schools and faculties of universities of the USSR, which provided specialization for undergraduates wishing to work in the field of Soviet construction.

Текст научной работы на тему «Образовательный уровень кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала»

УДК 94(47).084.3 ББК 63.3(2)612/613

И.З. ШАЯХМЕТОВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КАДРОВОГО СОСТАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ ГОРОДСКИХ СОВЕТОВ ЮЖНОГО УРАЛА

Ключевые слова: городские советы, исполнительные комитеты, Южный Урал, кадровый состав.

Предложены результаты исследования образовательного уровня кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала на основании неопубликованных документов и материалов, выявленных в архивах Москвы и Уфы. Подготовка кадров для советских учреждений осуществлялась в совпартшколах. Это привело к складыванию слоя управленцев на местах, выполнявших текущие хозяйственные дела. Со временем обучение в совпартшколах стало необходимой ступенью карьерного роста наряду со вступлением в партию. Это означало превращение совпартшкол в номенклатурную привилегию, оторванную от населения, в интересах которого она была организована. В послевоенный период обострилась проблема подготовки квалифицированных кадров для советских органов. Многие сотрудники горсоветов, пришедшие на работу в годы Великой Отечественной войны и после нее, не имели достаточной теоретической подготовки и практического опыта. Это отрицательно сказывалось на работе отделов и управлений горисполкомов. В целях устранения указанных недостатков в СССР на базе трехгодичных школ были открыты четырехгодичные школы (вузы), по окончании которых выдавались дипломы о высшем образовании. Одновременно предусматривалось создание вместо годичных курсов переподготовки специалистов постоянно действующих краткосрочных курсов повышения квалификации. Руководящие кадры советов пополнялись частично за счет лиц, окончивших юридические институты, школы и факультеты университетов СССР, в которых была предусмотрена специализация студентов старших курсов, изъявивших желание работать в области советского строительства.

В настоящий период в Российской Федерации продолжают осуществляться политические преобразования, целью которых является укрепление вертикали государственной власти. В этом процессе важное место отводится реформе местного самоуправления. Для определения основных направлений реформирования муниципальной деятельности необходимо учитывать наследие прошлого. Одной из организационных форм органов местного самоуправления в советский период были городские советы. Они стали основой для трансформации традиционной системы российского управления.

Сложившаяся структура управления требовала вовлечения в работу советских органов квалифицированных кадров. В городах Южного Урала, как и в СССР и РСФСР, существовала разверстка, которая утверждалась президиумами обкомов. Как правило, высшее образование в 1920-е гг. уроженцы региона получали за его пределами [4]. Подготовка кадров для советских учреждений осуществлялась также в Уфимской губернской и уездных совпартшколах [15].

Прием курсантов (так называли слушателей совпартшкол в 1920-е гг.) проводился с 1 по 15 сентября ежегодно, начиная с 1919 г. [5]. Контингент курсантов совпартшкол был определен президиумом Башобкома следующим образом: 2/3 состава - лица из числа членов и кандидатов РКП, остальные места - для беспартийных; РКСМ - 40 мест, при этом большинство мест должно было предоставляться членам РКП; профсовету РКП - 5 мест; женотделу - 10 мест. Норма беспартийных составляла 35 мест, причем предпочтение должно было отдаваться рабочим. Особо оговаривалось разверсткой представительство национальных меньшинств в национальных республиках, например в Башкирской АССР: башкирам и татарам, чувашам и марийцам предоставлялось 50% из общего количества мест [10]. Также через «проле-

таризацию» вузов устранялись «будущие буржуазные специалисты» и готовились кадры советской формации [9].

Учебные программы совпартшкол включали лекции по текущей внутриполитической и международной обстановке, истории международного рабочего движения, истории революции и т.п. Первоначально срок обучения в совпартшколах составлял четыре месяца, по окончании которого устраивались экзамены для слушателей и их последующее распределение. При распределении выпускников придерживались, по возможности, плана, по которому выпускники возвращались в те организации, которые посылали их на учебу.

Разумеется, непродолжительность обучения, односторонность учебных программ, директивность в распределении выпускников, слабая подготовленность преподавателей, недостаточная материально-техническая оснащенность совпартшкол и некоторые другие недостатки в организации учебного процесса негативно отразились на подготовке специалистов для советских органов. Фактически знания, приобретенные ими в совпартшколах, не охватывали круг всех проблем практической жизни. Рабочих в порядке партийной дисциплины отрывали от станка, своей профессии, переквалифицировали в руководителей советских органов. Шли годы, терялась рабочая квалификация. Такие руководители держались за карьеру и стремились все на свете свести к своему уровню [3].

С другой стороны, хозяйственная разруха, голод, проблемы снабжения населения требовали действенных и оперативных мер. Форсированная подготовка кадров, в основном из числа рабочих, путем разверстки и обучения их в совпартшколах привела к складыванию слоя управленцев на местах, выполнявших текущие хозяйственные дела.

Подавляющее большинство членов, кандидатов в члены горсоветов и их исполкомов прошли обучение в совпартшколах. Так, в 1927-1931 гг. в них обучалось 322 слушателя, или 1,3% от общего числа слушателей всех совпартшкол и комвузов СССР [2]. В 1931 г. совпартшкола Башкирской АССР была преобразована в комвуз, а в январе 1933 г. он был реорганизован в Башкирскую высшую Коммунистическую сельскохозяйственную школу [12].

Со временем обучение в совпартшколах стало необходимой ступенью карьерного роста наряду со вступлением в партию. Это означало превращение совпартшкол в номенклатурную привилегию, оторванную от населения, в интересах которого она была организована.

Подготовка кадров для советских органов осуществлялась также на краткосрочных курсах. В 1936-1931 гг. повышение квалификации на курсах советского строительства прошли Х.С. Назиров, Д.Ж. Аллаярова и Г.Л. Сидоркин -ответственные сотрудники Уфимского горсовета с высшим образованием [6]. Помимо этого с 1928-1929 гг. в Башкирской АССР функционировали республиканские курсы по переподготовке инструкторов, информаторов, председателей и секретарей исполкомов горсоветов [1].

При вузах также создавались институты общественных наук, которые должны были выполнять функцию внедрения пролетарской идеологии в сознание студентов [13]. Обществоведы в вузах рассматривались как «борцы партии», призванные учить студентов борьбе с буржуазной идеологией на практике. Была создана специальная сеть учреждений: Социалистическая академия общественных наук (1919 г.), переименованная позднее в Коммунистическую академию, созданный на ее основе Институт Красной профессуры (1921 г.) и коммунистические университеты разного уровня.

В послевоенный период обострилась проблема подготовки квалифицированных кадров для советских органов. Многие сотрудники горсоветов, пришедшие на работу в годы Великой Отечественной войны и после нее, не имели достаточной теоретической подготовки и практического опыта. Это от-

рицательно сказывалось на работе отделов и управлений горисполкомов [14]. По сути, региональная элита в послевоенный период превратилась из опоры режима и всей системы в один из источников кризиса системы [8].

Еще в 1944 г. по решению ЦК ВКП(б) была создана годичная партийная школа. Большое значение имело постановление Цк ВКП(б) от 2 августа 1946 г. «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников». Состояние подготовки и переподготовки советских кадров было признано неудовлетворительным. В постановлении говорилось о необходимости переподготовки советских кадров в ближайшие 3-4 года [11]. Это постановление было принято не случайно, поскольку за годы Великой Отечественной войны на смену выдвиженцам «большого террора» пришли те, кого выдвинуло военное время. Они плохо знали марксистскую теорию в ее советском варианте, имели слабые представления о тонкостях современных взглядов партийного руководства. Подготовка и переподготовка были необходимы как средство не только непосредственного обучения, но и идеологического контроля и одновременно воспитания средних слоев управления.

26 июня 1956 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки руководящих партийных и советских кадров» [7]. В этом постановлении было отмечено, что Высшая партийная школа, а также республиканские партийные школы проделали большую работу по подготовке кадров для советских учреждений. Вместе с тем перечисленных учебных центров было недостаточно для подготовки кадров. В целях устранения указанных недостатков в СССР на базе трехгодичных школ были открыты четырехгодичные школы, по окончании которых выпускники получали диплом о высшем образовании. Одновременно предусматривалось создание вместо годичных курсов переподготовки специалистов постоянно действующих краткосрочных курсов повышения квалификации. Так, в течение 1961 г. по инициативе Совета Министров Башкирской АССР проводились семинары председателей, секретарей горисполкомов, советские работники повышали свой общеобразовательный уровень, обучаясь в вечерних школах и на заочных отделениях средних и высших учебных заведений [6. Д. 32; Д. 33; д. 39].

Руководящие кадры советских учреждений пополнялись частично за счет лиц, окончивших юридические институты, школы и факультеты университетов СССР, в которых была предусмотрена специализация студентов старших курсов, изъявивших желание работать в области советского строительства. К сожалению, в Башкирской АССР подобной специализации на юридическом факультете Башкирского государственного университета не было. В октябре 1986 г. на заседании бюро Башобкома КПСС обсуждался вопрос об организации ежегодного приема студентов из числа служащих советских учреждений для обучения специальности «Советское строительство» [6. Оп. 6. Д. 130. Л. 3]. Однако этот проект не удалось осуществить.

Одной из задач сложившейся в СССР кадровой политики было повышение образовательного уровня. Это было необходимым условием преодоления безынициативности сотрудников горисполкомов и должно было способствовать эффективному управлению. Пополнение членов горисполкомов Южного Урала в годы Великой Отечественной войны в результате кооптации советских служащих из числа эвакуированных лиц привело к подмене горсоветов в принятии основных решений, выработке законодательных постановлений и распоряжений их исполнительными комитетами. Превращение представительства в органах местного самоуправления в советский период, особенно в послевоенные десятилетия, в номенклатурную привилегию стало одной из причин кризиса органов местного самоуправления к началу 1990-х гг.

Отказ от советов и их исполкомов, произошедший в 1993 г., и передача их функций местной администрации не решили кризисных явлений системы местного самоуправления, особенно в городах, где повышенного внимания требуют вопросы инфраструктуры. Дальнейшее реформирование системы местного самоуправления призвано преодолеть кризисные явления и выработать более эффективный механизм народного представительства. Постановка этого вопроса в государственном масштабе связана с предшествующим периодом и многогранной деятельностью советов.

Литература

1. Ахмадиев Т.Х. Политические предпосылки формирования башкирской социалистической нации // Вопросы истории Башкирии. Вып. 2. Советский период. Уфа, 1972. С. 63.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1235. Оп. 106. Д. 310. Л. 25.

3. Коржавин Н. Истоки и психология исторической задержки // Погружение в трясину (Анатомия застоя): сборник. М.: Прогресс, 1991. С. 6 - 14.

4. Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НАРБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 95об.

5. НАРБ. Ф. 22. Оп. 4. Д. 19. Л. 49.

6. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 5. Д. 10. Л. 187.

7. Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами: Постановление ЦК КПСС. 22 января 1957 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 3-е изд. М.: Политиздат, 1957. Т. 9. С. 156-166.

8. Пашин В.П. Некоторые характерные черты деятельности партии социального апартеида // КПСС и номенклатура в советском обществе: материалы Интернет-конференции (декабрь 2005 - февраль 2006). Пермь: ПГТУ, 2007. С. 61.

9. Пашин В.П., Пашин А.В. Новые подходы в подготовке кадров советской формации в условиях нэпа // Номенклатура и номенклатурные практики в России: материалы Интернет-конф. «Номенклатура и номенклатурные практики в России» (февраль - апрель 2007 г.). Пермь: ПГТУ, 2007. С. 120.

10. Российский государственный архив социально-политической истории. Оп. 7. Д. 88. Л. 91.

11. Советы народных депутатов: Статус. Компетенция. Организация деятельности: сборник документов. М.: Юрид. лит., 1980. С. 44.

12. Халфин С.А. Развитие высшего и среднего специального образования в Башкирии за годы советской власти // Великий Октябрь и социалистическое строительство: тез. науч. конф. преподавателей кафедр общественных наук вузов БАССР. Уфа: БГУ, 1987. С. 96.

13. Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. М.: Памятники исторической мысли, 1998. С. 112.

14. Шаяхметова И.З. Кадровый состав исполнительных комитетов городских Советов Башкирской АССР в 1919 - 1991 гг. // Научное наследие А.-З. Валиди Тогана и современные проблемы федерализма в России: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвященной 115-летию со дня рождения А.-З. Валиди Тогана (V Валидовские чтения). Уфа: бГу, 2005. С. 256.

15. Шаяхметова И.З. Организация подготовки кадров в БАССР для советских и комсомольских органов в 1920-е гг. // Этапы большого пути: материалы республиканской науч. конф. Уфа: БГУ, 2005. С. 28-30.

ШАЯХМЕТОВА ИРИНА ЗУФАРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории южноуральского городоведения, Башкирский государственный университет, Россия, Уфа (istoriografiya@mail.ru).

I. SHAYAKHMETOVA

STAFF EDUCATIONAL LEVEL OF MUNICIPAL COUNCIL EXECUTIVE COMMITTEES OF THE SOUTHERN URALS

Key words: municipal councils, executive committees, the Southern Urals, staff.

The article is devoted to study results of staff educational level of executive committees of municipal councils of the Southern Urals on the basis of unpublished documents and materials revealed in the archives of Moscow and Ufa. Staff training for Soviet institutions was carried out at Soviet party schools. This resulted in formation of government officials segment at the local level executing current economic tasks. Over time, training in Soviet party schools became a necessary step for career growth along with being a member of the party. This meant turning Soviet party schools into establishment privilege, disconnected from people, in whose interests it was organized. In the post-war period the problem of qualified personnel training for Soviet authorities worsened. Many employees of municipal councils who had started working during the Great Patriotic War and after it did not have sufficient theoretical training and practical experience. This

undermined the work of departments and offices of municipal executive councils. In order to address these shortcomings in the USSR on the basis of three-year schools four-year schools (higher education institutions) were opened, they delivered diplomas of higher education upon graduation. At the same time continuous short-term training courses were supposed to be organized instead of one-year refresher courses for specialists. Senior executives staff was replenished in part by individuals who graduated from legal institutions, schools and faculties of universities of the USSR, which provided specialization for undergraduates wishing to work in the field of Soviet construction.

References

1. Ahmadiev T.H. Politicheskie predposylki formirovaniya bashkirskoi socialisticheskoi nacii [Political prerequisites for the formation of the Bashkir socialist nation]. In: Voprosy istorii Bashkirii. Vyp. 2. Sovetskii period [Questions of history of Bashkortostan. Iss. 2: The Soviet Period]. Ufa, 1972, p. 63.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii. F. R-1235. Op. 106. D. 310. L. 25 [State archives of the Russian Federation. Archive R-1235. Anagraph 106. Document 310].

3. Korzhavin N. Istoki i psikhologiya istoricheskoi zaderzhki [The origins of psychology and historical delay]. Pogruzhenie v tryasinu (Anatomiya zastoya): sbornik [Works collection «Dive into the mire (anatomy stagnation)»]. Moscow, Progress Publ., 1991, pp. 6-14.

4. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 1. Op. 1. D. 9. L. 95ob [The National Archives of the Bashkir Republic. Archive 1. Anagraph 1. Document 9].

5. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 22. Op. 4. D. 19. L. 49 [The National Archives of the Bashkir Republic. Archives 22. Anagraph 4. Document 19].

6. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. R-91. Op. 5. D. 10. L. 187 [The National Archives of the Bashkir Republic. Archives R-91. Anagraph 5. Document 10].

7. Ob uluchshenii deyatel'nosti Sovetov deputatov trudyashchikhsya i usilenii ikh svyazei s massami: Postanovlenie TsK KPSS. 22 yanvarya 1957 g. [On the improvement of the activities of the Soviets and strengthening their ties with the masses: The Resolution of the Central Committee of the CPSU. January 22, 1957]. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsii i plenumov TsK. 3-e izd. [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. 3rd ed.]. Moscow, Politizdat Publ., 1957, vol. 9, pp. 156-166.

8. Pashin V.P. Nekotorye kharakternye cherty deyatel'nosti partii sotsial'nogo aparteida [Some features of the activities of the party of social apartheid]. KPSS i nomenklatura v sovetskom obsh-chestve: materialy Internet-konferentsii (dekabr' 2005 - fevral' 2006) [Proc. of Internet Conf. «CPSU and the nomenklatura in the Soviet society»]. Perm, 2007, p. 61.

9. Pashin V.P., Pashin A.V. Novye podkhody v podgotovke kadrov sovetskoi formatsii v uslo-viyakh nepa [New approaches in the preparation of the Soviet formation personnel in the conditions of the NEP]. Nomenklatura i nomenklaturnye praktiki v Rossii: materialy Internet-konferentsii «Nomenklatura i nomenklaturnye praktiki v Rossii» (fevral' - aprel' 2007 g.) [Proc. of Internet Conf. « Nomenclature and nomenclature practice in Russia»]. Perm, 2007, p. 120.

10. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii. F 17. Op. 7. D. 88. L. 91 [Russian state archive of socio-political history. Archives 17. Anagraph 7. Document 88].

11. Sovety narodnykh deputatov: Status. Kompetentsiya. Organizatsiya deyatel'nosti: sbornik do-kumentov [The Council of People's Deputies: Status. Competence. Organization of activity: Collection of documents. Works collection]. Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1980, pp. 44.

12. Khalfin S.A. Razvitie vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya v Bashkirii za gody sovetskoi vlasti [Development of higher and secondary special education in Bashkiria during the Soviet era]. Velikii Oktyabr' i sotsialisticheskoe stroitel'stvo: tez. nauch. konf. prepodavatelei kafedr obshchest-vennykh nauk vuzovBASSR [Proc. of Sci. Conf. «The Great October Revolution and socialist construction»]. Ufa, Bashkir State University Publ., 1987, p. 96.

13. Chernykh A.I. Stanovlenie Rossii sovetskoi: 20-e gody v zerkale sotsiologii [Formation of Soviet Russia: 20 years in a mirror of sociology]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 1998, p. 112.

14. Shayakhmetova I.Z. Kadrovyi sostav ispolnitel'nykh komitetov gorodskikh Sovetov Bashkirskoi ASSR v 1919 - 1991 gg. [The staff of the executive committee of city council of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic in 1919-1991]. Nauchnoe nasledie A.-Z. Validi Togana i sovremennye problemy federalizma v Rossii: materialy Mezhregion. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 115-letiyu so dnya rozhde-niya A.-Z. Validi Togana (V Validovskie chteniya) [Proc. of Int. Sci. Conf. «Scientific Heritage A.-Z. Validi To-gan and modern problems of Federalism in Russia»]. Ufa, Bashkir State University Publ., 2005, p. 256.

15. Shayakhmetova I.Z. Organizatsiya podgotovki kadrov v BASSR dlya sovetskikh i komsomol'skikh organov v 1920-e gg. [Organizing training BaSsR for Soviet and Komsomol bodies in 1920s]. Etapy bol'sho-go puti: materialy respublikanskoi nauch. konf. [Proc. of Conf. «The Big Way»] Ufa, 2005, pp. 28-30.

SHAYAKHMETOVA IRINA - Candidate of Historical Sciences, Research Laboratory of the South Ural Keeping Cities, Bashkir State University, Russia, Ufa (istoriografiya@mail.ru)._

Ссылка на статью: Шаяхметова И.З. Образовательный уровень кадрового состава исполнительных комитетов городских советов Южного Урала // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 4. - С. 168-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.