Научная статья на тему 'Статус и содержание деятельности депутатов городских советов Южного Урала в 1946-1991 гг'

Статус и содержание деятельности депутатов городских советов Южного Урала в 1946-1991 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПУТАТ / ГОРОДСКОЙ СОВЕТ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ГОРОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEPUTY CITY COUNCIL / SOUTHERN URALS / CITY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаяхметова Ирина Зуфаровна

Предложены результаты исследования статуса и содержания деятельности депутатов городских советов Южного Урала в 1946-1991 гг. на основании неопубликованных документов и материалов. Депутатами становились рабочие и служащие, партийные и беспартийные, члены ВЛКСМ. В первую очередь решались социально-бытовые вопросы. Соблюдались нормы представительства женщин в выборных органах. Принцип выборности был нарушен в годы Великой Отечественной войны. Он был заменен кооптацией. После войны кооптация была запрещена. Избирательная политика советского государства постепенно унифицировала облик народного представителя власти, превратив его в послушного исполнителя партийных директив. Голосование в городских советах носило плебисцитарный характер: выработанное большинством решение подтверждалось единогласно. Городские советы были порождены политической культурой народов России и выражали эту культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status and content of deputies of municipal councils of the Southern Urals in 1946-1991 gg

The results of the study the status and content of the activity of deputies of municipal councils of the Southern Urals in 1946-1991 gg. on the basis of unpublished documents and materials. Deputies became workers and employees, the Party and non-Party, YCL members. The first addressed the social and domestic issues. Observe the rules of representation of women in elected bodies. the elective principle was violated during the Great Patriotic War. He was replaced by co-optation. After the war, co-optation was banned. Electoral Politics Soviet state gradually unify the appearance of the national representative of the authorities, turning it into an obedient executor of party directives. Voting in municipal councils was of plebiscitary character: worked out a majority decision was confirmed unanimously. City Council had generated a political culture of the peoples of Russia and expressed this culture.

Текст научной работы на тему «Статус и содержание деятельности депутатов городских советов Южного Урала в 1946-1991 гг»

28. GAKO. F. 582. Sh. 139. File 83. Sh. 19.

29. Severnyj Kavkaz v sostave Rossijskoj imperii - The North Caucasus in the Russian Empire. Pp. 136-137.

30. Musayev M. A. Praktika podavleniya lokal'nyh vooruzhyonnyh vystuplenij na Severo-Vostochnom Kavkaze (na primere Kajtagskogo vosstaniya) [Practice of the suppression of local armed actions in the Northeastern Caucasus (on the example of Kaytag uprising)] // Vestnik voennogo universiteta - Herald of the Military University. 2011, No. 3 (27), pp. 145-146.

31. Ibid. P. 144-145.

32. GAKO. F. 582. Sh. 130A. File 40. Sh. 1.

33. Ibid. Sh. 132.

34. Ibid. Sh. 147.

35. Ibid. Sh. 156.

36. Ibid. Sh. 177.

37. Ibid. Sh. 178.

38. Ibid. Sh. 183.

39. Musaev M. A. Op. cit. P. 145.

40. The Manifesto given favours on the day of the Holy coronation of their Imperial Majesties. 15 may 1883 // Full collection of of laws of Russian Empire-3. Vol. III. No. 1583. Art. XIV. Par. 7.

УДК 94(47).084.3

И. З. Шаяхметова

Статус и содержание деятельности депутатов городских советов

Южного Урала в 1946-1991 гг.

Предложены результаты исследования статуса и содержания деятельности депутатов городских советов Южного Урала в 1946-1991 гг. на основании неопубликованных документов и материалов. Депутатами становились рабочие и служащие, партийные и беспартийные, члены ВЛКСМ. В первую очередь решались социально-бытовые вопросы. Соблюдались нормы представительства женщин в выборных органах. Принцип выборности был нарушен в годы Великой Отечественной войны. Он был заменен кооптацией. После войны кооптация была запрещена. Избирательная политика советского государства постепенно унифицировала облик народного представителя власти, превратив его в послушного исполнителя партийных директив. Голосование в городских советах носило плебисцитарный характер: выработанное большинством решение подтверждалось единогласно. Городские советы были порождены политической культурой народов России и выражали эту культуру.

The results of the study the status and content of the activity of deputies of municipal councils of the Southern Urals in 1946-1991 gg. on the basis of unpublished documents and materials. Deputies became workers and employees, the Party and non-Party, YCL members. The first addressed the social and domestic issues. Observe the rules of representation of women in elected bodies. the elective principle was violated during the Great Patriotic War. He was replaced by co-optation. After the war, co-optation was banned. Electoral Politics Soviet state gradually unify the appearance of the national representative of the authorities, turning it into an obedient executor of party directives. Voting in municipal councils was of plebiscitary character: worked out a majority decision was confirmed unanimously. City Council had generated a political culture of the peoples of Russia and expressed this culture.

Ключевые слова: депутат, городской совет, Южный Урал, город, деятельность.

Keywords: deputy city council , the Southern Urals , city , activity.

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации продолжается осуществление реформы органов местного самоуправления. При этом важно учитывать наследие прошлого. Одной из организационных форм местного управления советского периода российской истории были городские советы, которые стали основой для трансформации традиционной системы дореволюционного управления.

До Великой Отечественной войны, в общем и целом, сложилась советская система местного управления. Чрезвычайные военные условия внесли изменения и в структуру, и в содержание деятельности органов местного управления и самоуправления. В 1939- 1946 гг. выборы в горсоветы не проводились. Великая Отечественная война нанесла огромный урон кадрам депутатов. Из более 27 тысяч депутатов местных советов на 1 декабря 1941 г. осталось 10 392 человека. На 1 января 1945 г. в горсоветах было 56,3% депутатов [1]. Большая их часть продолжала нести военную служ-

© Шаяхметова И. З., 2016

бу, многие погибли на фронте. В целом к 1947 г., к первым послевоенным выборам в местные советы, в составе горсоветов оставалось 42,9% общего числа ранее избранных депутатов. Около 70% председателей горсоветов Южного Урала не являлись депутатами, а были кооптированы в местные органы государственного управления [2]. Так, в 1941-1943 гг. в должности председателя городского совета Стерлитамака были поочередно А. У. Гирфанов, Я. Г. Казимир, П. Л. Черненко и З. Ш. Мурзаханов [3]. Такая частая смена руководителей мало способствовала оперативному решению насущных вопросов в чрезвычайных условиях. После Великой Отечественной войны кооптация в местные советы была запрещена и был восстановлен принцип выборности [4].

В 1947-1957 гг. увеличился процент женщин в составе депутатов: с 34,8 до 39,4%, при одновременном снижении процента членов КПСС и кандидатов в члены КПСС: с 46,1 до 45,5% [5]. В числе народных избранников были известные деятели науки и культуры: Р. Г. Кузеев, М. Карим и др. [6] В этот период численность депутатов советов городов находилась в прямой зависимости от численности их населения. Положением была установлена минимальная численность депутатов горсоветов - 35 и максимальная - 700. По социальному составу депутаты горсоветов Южного Урала в 1947-1957 гг. - это рабочие (45,62%) и служащие (54,38%) [7].

В 1958-1967 гг. выборы в местные советы проводились пять раз со строгой периодичностью один раз в два года [8]. Одной из особенностей выборов в местные советы в 1959, 1963 и 1967 гг. являлось то, что они происходили одновременно с выборами депутатов в Верховные Советы союзных и автономных республик.

В 1959 г. были отменены прежде действовавшие нормы представительства депутатов в горсоветах. Указом Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1958 г. было установлено, что в городские и районные советы в городах избиралось не менее 50 депутатов вместо 35 избиравшихся ранее.

В 1960-е гг. пристальное внимание стало уделяться обновлению депутатского корпуса городских советов. Так, в 1959-1967 гг. процент обновления в городах Южного Урала колебался от 56,2 до 72,4% [9]. В составе депутатов горсоветов в 1959 г. было 38,3% женщин, в 1967 г. - 42,8%, с ростом удельного веса лиц в возрасте от 30 до 39 лет (38,95%) [10], в возрасте от 25 до 29 лет (14,15%), старше 50 лет (19,83%). Членов КПСС было 49,0%, беспартийных - 51,0%, среди последних членов ВЛКСМ - около 7,0% [11].

Поскольку к этому времени в СССР было введено всеобщее среднее образование, на Южном Урале расширилась сеть высших учебных заведений, среди депутатов горсоветов стало больше представителей со средним и неоконченным средним образованием (соответственно 28,48 и 30,96%), с высшим образованием (13,05%), с начальным образованием (35,48%) [12]. По социальной принадлежности народные избранники были служащими, пенсионерами и представителями интеллигенции (48,84%), рабочими (51,16%) [13].

Профессиональное представительство депутатов горсоветов сказывалось на преимущественном решении тех вопросов местной жизни, которые периодически ставились перед горсоветами. В 1959-1991 гг. неуклонно возрастала численность лиц, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи (38,8%). Небольшой процент депутатов горсоветов был занят в коммунальном хозяйстве и общественном питании (4,8%). Довольно значительна была доля научных работников, деятелей культуры, просвещения и здравоохранения (27,6%). Остальная часть депутатского корпуса горсоветов в указанный период - это председатели, заместители председателя, секретари исполкомов и другие сотрудники советских учреждений (14,4%), партийные работники (3,8%), профсоюзные деятели (0,8%), комсомольские работники (0,6%), военнослужащие (1,2%), домашние хозяйки, пенсионеры и учащиеся (5,2%), всего - 26,0% [14]. Таким образом, в 1959-1991 гг. в горсоветах Южного Урала были представлены интересы различных профессиональных групп занятого населения, что способствовало постановке и решению широкого спектра социальных проблем городов.

Вся избирательная кампания по выборам в местные советы, начиная с 1930-х гг., организовывалась по предварительно составленному бюро обкома плану. Этот план включал последовательное осуществление мероприятий: образование избирательных округов по выборам в местные советы с опубликованием их списков в печати до определенного бюро обкома партии календарного срока, организация подбора качественного состава кандидатов в депутаты городских советов и организация выдвижения общественными организациями кандидатур в состав городских избирательных комиссий и в состав окружных избирательных комиссий по выборам в горсоветы. В плане также были обозначены: образование городских избирательных комиссий и избирательных участков по выборам в горсоветы, подготовка и публикация в печати данных о зарегистрированных кандидатах в депутаты горсоветов, составление и вывешивание списков для всеобщего обозрения. Для проведения агитационно-массовой работы на избирательных участках организовывались 42

агитпункты для работы среди избирателей по месту жительства. Планировалось также систематическое освещение предвыборной кампании в печати, по радио и телевидению [15].

Некоторые изменения в существующую избирательную систему были внесены в годы перестройки. 17 февраля 1987 г. было издано постановление Политбюро ЦК КПСС «О проведении выборов в местные советы народных депутатов, народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов» [16]. В постановлении основной акцент был сделан на процедуре выдвижения и обсуждения кандидатов в депутаты. Предписывалось проводить обсуждение на альтернативной основе (выдвигать несколько кандидатур) на собраниях в трудовых коллективах и по месту жительства. Выдвижение кандидатов в депутаты местных советов должно было осуществляться в отдельных цехах, отделах и других подразделениях крупных трудовых коллективов. Указанным постановлением вменялось в обязанность выдвигать в окружные по выборам в местные советы и участковые избирательные комиссии представителей первичных общественных организаций трудовых коллективов, уличных, квартальных, домовых комитетов, советов ветеранов войны и труда.

Несмотря на директивные указания о соблюдении демократических основ выборов в части выдвижения кандидатов в депутаты местных советов, бюро обкомов КПСС рассматривали каждую кандидатуру из выдвиженцев, принимая по этому поводу соответствующие решения. Так, на заседании бюро обкома КПСС Башкирской АССР 5 мая 1987 г. было отмечено поверхностное изучение выдвигаемых кандидатур в депутаты в городах Нефтекамск, Октябрьский, Салават [17]. При подведении итогов выборов в местные советы 1 сентября 1987 г. указывалось, что решения о выдвижении кандидатов в депутаты принимались на основе свободного обсуждения кандидатур открытым голосованием, причем 68,2% из них были выдвинуты на собраниях трудовых коллективов, 31,4% - на сходах граждан, 0,4% - на заседаниях общественных организаций. В 1987 г. 4042 (11,2%), не предусмотренные заранее для выдвижения, но названные избирателями, были избраны депутатами [18].

Процент протестного голосования (против всех кандидатов в депутаты) в течение всего советского периода колебался незначительно: от 0,53 до 1,9% [19]. Если до перестройки причины этого явления не подвергались детальному исследованию, то в годы перестройки было выяснено, что 53,4% протестных голосов были поданы без каких-либо мотивов, 34,3% - по причине нерешенного жилищного вопроса, 1,8% были вызваны неудовлетворительной работой советских органов, 1,4% - плохой организацией торговли и бытового обслуживания населения, 9,1% - другими причинами; увеличилось число голосов против кандидатов в депутаты горсоветов из сферы коммунальных служб и пассажирского транспорта [20]. В 1987 г. резко возросло количество надписей на бюллетенях [21].

Рост протестного голосования при довольно высокой явке избирателей (98-99,2%, в среднем за 1936-1991 гг.) [22] свидетельствовал о наметившемся кризисе представительных органов управления на местах. Проявлениями кризисных явлений были нерешенные социальные вопросы и элементарное сомнение населения в возможности решения насущных проблем местными советами. Указанные тенденции не были оставлены без внимания партийными и советскими органами. В связи с этим были предприняты некоторые шаги по реформированию избирательной системы. В 1985-1986 гг. были четко разделены обязанности партийных органов и советов. Фактически была провозглашена передача власти из рук КПСС Советам. Был учрежден новый орган власти -Съезд народных депутатов СССР, из числа депутатов которого избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент [23]. В качестве эксперимента в 1987 г. были проведены выборы в местные советы РСФСР по многомандатным округам (до этого выборы осуществлялись по одномандатным округам) [24]. Так, в Башкирской АССР в 14 городах республиканского подчинения было образовано 3397 округов по выборам в горсоветы, в трех городах районного подчинения - соответственно 149 округов, в семи районах г. Уфа - 1640 округов [25]. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в советы. Причины малоэффективности деятельности местных органов управления виделись в характере представительства в советах различных социальных групп населения. Неоднократно указывалось, что совет по своему составу должен быть как бы срезом общества, выражать интересы всех слоев населения. Решение этой задачи в пореформенное время видели в сохранении принципов альтернативности выборов и демократических начал выдвижения кандидатов в депутаты [26].

Кризисные явления системы местного управления в городах стали появляться еще до Великой Отечественной войны. Последние перед Великой Отечественной войной выборы в горсоветы были проведены в 1939 г., первые послевоенные выборы - в 1947 г. На протяжении восьми лет все функции управления городами были сосредоточены в руках горкомов партии и горисполкомов советов. Великая Отечественная война способствовала оформлению правила, при ко-

43

тором горисполком в лице председателя, заместителя председателя совместно с отделом кадров обязательно в присутствии председателя горкома партии утверждал кандидатуры потенциальных кадровых работников и выдвиженцев при существовавшей одномандатной избирательной системе. Парадоксальность ситуации очевидна, поскольку о народном представительстве в таком случае можно говорить лишь условно.

Застойные явления 1970-х - начала 1980-х гг. не возникли сами собой. Они стали следствием предшествующих периодов - конца 1920-х гг. и всего десятилетия 1930-х гг. Именно в этот период сложилась командно-административная система [27]. К концу 1930-х гг. советская система управления во многом исчерпала свой преобразовательный потенциал. Ее сохранение в данном виде неизбежно вело к замедленному продвижению страны по прогрессивному пути.

В 1989 г. на съездах народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета РСФСР были приняты нормативные акты, предоставившие советам более широкие права. В частности, им было дано право самостоятельного избрания судебных органов при согласовании своих решений с местными партийными органами. С 1989 г. все чаще в средствах массовой информации стало звучать, что малоэффективность работы советов связана с бюрократизацией государственного управления, чему в немалой степени способствовала КПСС [28]. Вследствие этого в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе [29].

Безальтернативность выдвинутых и проверенных партийными органами кандидатов в депутаты привела к формализации выборов. В 1936-1991 гг. граждане являлись на избирательные собрания, голосовали не за хорошо известные им личности, а за фамилии, должности, проставленные в избирательном бюллетене. Периодически проводимые агитационные мероприятия по сложившейся схеме (на предприятиях, в средствах массовой информации) наглядно продемонстрировали возможности государства, от лица которого действовали органы ВКП (б) - КПСС, в подчинении населения своим интересам. Городские советы в этих условиях не смогли стать органами управления парламентского типа, в которых столкновение различных интересов и мнений приводит к определенному консенсусу. Они объявили себя выразителями народной воли, смысл которой виделся в выработке единственно правильного решения подавляющим большинством населения. Таким образом, проводившиеся в советский период избирательные кампании привели к формализации представительства населения в городских советах и зафиксировали правило, согласно которому партийные органы контролировали все этапы предвыборной агитации и осуществления выборов.

По мнению ряда исследователей, депутаты горсоветов - это часть номенклатуры советского государства. Депутаты Верховных и местных советов - это выборная номенклатура, характерной чертой которой является временность [30]. При этом господствующей являлась штатная номенклатура (лица, назначенные на аппаратные должности), в нее входили только сотрудники партийных органов - от номенклатуры Политбюро ЦК (основной и учетной) до основной номенклатуры райкомов КПСС включительно. Депутаты горсоветов, представляя часть выборной номенклатуры СССР, были включены в элиту, но не в правящий класс. Со временем статус депутата местного совета любого уровня стал приятной и необходимой привилегией для карьерного роста.

Избирательная политика советского государства постепенно унифицировала облик народного представителя власти, превратив его в послушного исполнителя партийных директив.

Депутатами горсоветов становились не профессиональные политики (как правило, юристы), а люди из «гущи жизни» - в идеале представители всех социальных групп и национальностей. С точки зрения парламентаризма «подбор» состава городских советов по полу, возрасту, профессиям и национальностям не вполне оправдан. Однако когда корпус депутатов состоит не из профессионалов, а из тех, кто знает все стороны жизни на личном опыте, этот подход имеет глубокий смысл. Голосование в городских советах носило плебисцитарный характер: выработанное большинством решение подтверждалось единогласно. На практике же выработанные решения реализовывали органы городских советов - исполнительные комитеты.

Примечания

1. НАРБ. Ф. Р-394. Оп. 3. Д. 1062. Л. 128.

2. НАРБ. Ф. Р-2281. Оп. 1. Д. 8 а. Л. 1 об.

3. НАРБ. Ф. Р-2281. Оп. 1. Д. 8 а. Л. 18, 20, 26, 31.

4. Известия. 1947. 28 марта; Хлюпин В. И. Роль местных Советов депутатов трудящихся в восстановлении и развитии промышленности и сельского хозяйства в послевоенный период (1945 - 1953 гг.) // Из истории деятельности Советов. М., 1966. С. 85.

5. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 5. Д. 125. Л. 12, 27; Д. 130. Л. 2; Д. 136. Л. 1; Оп. 6. Д. 5. Л. 15; Ф. Р-2281. Оп. 1. Д. 20. Л. 3, 12 об.; Д. 59. Л. 12; Д. 92. Л. 93; Ф. 122. Оп. 27. Д. 541. Л. 30; Оп. 32. Д. 892. Л. 121.

6. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 5. Л. 15.

7. НАРБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 892. Л. 121.

8. Сафаров Т. А. Совершенствование деятельности местных Советов Башкирской АССР (1945-1958 гг.) // Вопросы истории Башкирии. Вып. 1 (Советский период). Уфа, 1972. С. 117.

9. Известия. 1967. 17, 23 марта; Советская Башкирия. 1967. 25 марта.

10. НАРБ. Ф. Р-2281. Оп. 1. Д. 119 а. Л. 1, 35; Ф. 122. Оп. 33. Д. 950. Л. 27; Д. 1125. Л. 9; Оп. 66. Д. 51. Л. 19.

11. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 10. Л. 15.

12. НАРБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 950. Л. 27; Оп. 66. Д. 51. Л. 19.

13. НАРБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 950. Л. 27; Оп. 66. Д. 51. Л. 19.

14. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 141. Л. 13-14; Ф. 122. Оп. 221. Д. 224. Л. 50-54.

15. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 138. Л. 79; Ф. Р-933. Оп. 11. Д. 1494. Л. 8; Ф. 122. Оп. 7. Д. 26; Оп. 10. Д. 169; Оп. 13. Д. 31. Л. 211; Д. 286. Л. 10, 11 об., 12 об.; Оп. 19. Д. 155; Оп. 27. Д. 231; Оп. 30. Д. 513. Л. 21, 94; Оп. 76. Д. 21. Л. 203-206; Оп. 78. Д. 21. Л. 22, 93, 203-208; Оп. 85. Д. 57. Л. 6-8; Оп. 186. Д. 67. Л. 8; Д. 79. Л. 3; Оп. 189. Д. 225. Л. 85-86, 90-91, 99, 110; Оп. 212. Д. 190. Л. 77-83; Оп. 218. Д. 120. Л. 2; Ф. 8827. Оп. 1. Д. 101. Л. 6-7.

16. НАРБ. Ф. 122. Оп. 221. Д. 32. Л. 17.

17. НАРБ. Ф. 122. Оп. 221. Д. 47. Л. 9-10.

18. НАРБ. Ф. 122. Оп. 221. Д. 93. Л. 43-44.

19. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 141. Л. 11; Ф. 122. Оп. 4. Д. 29. Л. 89; Оп. 7. Д. 36. Л. 30 об.; Оп. 14. Д. 3. Л. 201; Оп. 18. Д. 718. Л. 6; Оп. 27. Д. 541. Л. 29; Оп. 32. Д. 892. Л. 119, 127; Оп. 224. Д. 48. Л. 60-61.

20. НАРБ. Ф. 122. Оп. 221. Д. 93. Л. 43.

21. Советская Башкирия. 1987. 22 июня.

22. НАРБ. Ф. Р-91. Оп. 6. Д. 141. Л. 11; Ф. 122. Оп. 4. Д. 29. Л. 89; Оп. 7. Д. 36. Л. 30 об.; Оп. 14. Д. 3. Л. 201; Оп. 18. Д. 718. Л. 6; Оп. 27. Д. 541. Л. 29; Оп. 32. Д. 892. Л. 119, 127; Оп. 224. Д. 48. Л. 60-61.

23. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток - Запад. М., 2002. С. 53.

24. Правда. 1987. 20 июня.

25. НАРБ. Ф. 122. Оп. 221. Д. 221. Л. 3, 4 об.

26. Самоуправление: от теории к практике. М., 1988; Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С. 40; Социалистическое самоуправление: опыт и тенденции развития. М., 1986; Цвик М. В. Социалистическая демократия и самоуправление // Советское государство и право. 1985. № 4. С. 27-34.

27. Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992. С. 197; Гордон Л., Клопов Э. Сталинизм и постсталинизм: необходимость преодоления // Осмыслить культ Сталина. М., 1989. С. 460-496; Левада Ю., Ноткина Т., Шейнис В. Секрет нестабильности самой стабильной эпохи // Погружение в трясину (анатомия застоя). М., 1991. С. 16-30; Павлова И. В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001. С. 140-142; Соколов А. К. Советы: от власти иллюзий к иллюзии власти // Формирование административно-командной системы (20-30-е годы): сб. статей. М., 1992. С. 183; Шашков Н. И. Исторические корни деформации социализма. Кишинев, 1989. С. 35.

28. Борисов В. К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М., 1990. С. 86.

29. Ткаченко Б. И. Политика и экономика в России в переходный период (1985-1994 гг.). Владивосток, 1995. С. 86.

30. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: «Советская Россия» совместно с МП «Октябрь», 1991. С. 147.

Notes

1. National Archive of Republic of Byelorussia (NARB). F. R-394. Sh. 3. File 1062. Sh. 128.

2. NARB. F. P-2281. Sh. 1. File 8. Sh. 1 turn.

3. NARB. F. P-2281. Sh. 1. File 8. Sh. 18, 20, 26, 31.

4. Izvestiya - News. 1947. 28 March; Hlyupin V. I. Rol' mestnyh Sovetov deputatov trudyashchihsya v vosstanovlenii i razvitii promyshlennosti i sel'skogo hozyajstva v poslevoennyj period (1945-1953 gg.) [Role of local Councils of deputies in the restoration and development of industry and agriculture in the postwar period (1945-1953)] // Iz istorii deyatel'nosti Sovetov - From the history of the activities of Boards. M. 1966. P. 85.

5. NARB. F. R-91. Sh. 5. File 125. Sh. 12, 27; File 130. Sh. 2, File 136. Sh. 1; Sh. 6. 5. Sh. 15; F. P-2281. Sh. 1. File 20. Sh. 3, 12.; File 59. Sh. 12; File 92. Sh. 93; F. 122. Sh. 27. File 541. Sh. 30; Sh. 32. File 892. Sh. 121.

6. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 5. Sh. 15.

7. NARB. F. 122. Sh. 32. File 892. Sh. 121.

8. Safarov T. A. Sovershenstvovanie deyatel'nosti mestnyh Sovetov Bashkirskoj ASSR (1945-1958 gg.) [Improvement activities of local Councils of Bashkir Autonomous Soviet socialist Republic (1945-1958)] / / Voprosy istorii Bashkirii. Vyp. 1 (Sovetskij period) - Questions of history of Bashkiria. Vol. 1 (Soviet period). Ufa. 1972. P. 117.

9. Izvestiya - News. 1967. 17, 23 March; Sovetskaya Bashkiriya - Soviet Bashkiria. 1967. March 25.

10. NARB. F. P-2281. Sh. 1. File 119. Sh. 1, 35; F. 122. Sh. 33. File 950. Sh. 27; File 1125. P. 9; Sh. 66. File 51 Sh. 19.

11. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 10. Sh. 15.

12. NARB. F. 122. Sh. 33. File 950. Sh. 27; Sh. 66. D. 51. Sh. 19.

13. NARB. F. 122. Sh. 33. File 950. Sh. 27; Sh. 66. D. 51. Sh. 19.

14. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 141. Sh. 13-14; F. 122. Sh. 221. File 224. Sh. 50-54.

15. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 138. Sh. 79; F. R-933. Sh. 11. File 1494. Sh. 8; F. 122. Sh. 7. File 26; Sh. 10. File 169; Sh. 13. File 31. Sh. 211; File 286. Sh. 10, 11., 12 turn.; Sh. 19. File 155; Sh. 27. File 231; Sh. 30. File 513.

Sh. 21, 94; Sh. 76. 21. Sh. 203-206; Sh. 78. 21. Sh. 22, 93, 203-208; Sh. 85. File 57. Sh. 6-8; Sh. 186. File 67. Sh. 8; File 79. Sh. 3; Sh. 189. File 225. Sh. 85-86, 90-91, 99, 110; Sh. 212. File 190. Sh. 77-83; Sh. 218. 120. Sh. 2; F. 8827. Sh. 1. File 101. Sh. 6-7.

16. NARB. F. 122. Sh. 221. File 32. Sh. 17.

17. NARB. F. 122. Sh. 221. File 47. Sh. 9-10.

18. NARB. F. 122. Sh. 221. File 93. Sh. 43-44.

19. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 141. Sh. 11; F. 122. Sh. 4. File 29. Sh. 89, Sh. 7. File 36. Sh. 30.; Sh. 14. 3. Sh. 201; Sh. 18. File 718. Sh. 6; Sh. 27. File 541. Sh. 29; Sh. 32. File 892. Sh. 119, 127; Sh. 224. File 48. Sh. 60-61.

20. NARB. F. 122. Sh. 221. File 93. Sh. 43.

21. Sovetskaya Bashkiriya - Soviet Bashkiria. 1987. June 22.

22. NARB. F. R-91. Sh. 6. File 141. Sh. 11; F. 122. Sh. 4. File 29. Sh. 89, Sh. 7. File 36. Sh. 30.; Sh. 14. File 3. Sh. 201; Sh. 18. File 718. Sh. 6; Sh. 27. File 541. Sh. 29; Sh. 32. File 892. Sh. 119, 127; Sh. 224. File 48. Sh. 60-61. 23. Kara-Murza S. G. Istmat i problema Vostok - Zapad [Historical Materialism and the problem of East - West]. M. 2002. P. 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Truth. 1987. June 20.

25. NARB. F. 122. Sh. 221. File 221. Sh. 3, 4 about.

26. Samoupravlenie: ot teorii k praktike - Self-management: from theory to practice. M. 1988; Sogrin V. V. Politicheskaya istoriya sovremennoj Rossii. 1985-2001: ot Gorbacheva do Putina [Political history of modern Russia. 1985-2001: from Gorbachev to Putin]. M. 2001. P. 40; Socialisticheskoe samoupravlenie: opyt i tendencii razvitiya [Socialist self-government: experience and development trends]. M. 1986; Zwick M. V. Socialisticheskaya demokratiya i samoupravlenie [Socialist democracy and self-government] // Sovetskoe gosudarstvo i pravo -Soviet state and law. 1985, No. 4. Pp. 27-34.

27. Bordugov G. A., Kozlov V. A. Istoriya i kon"yunktura. Sub"ektivnye zametki ob istorii sovetskogo obshchestva [History and environment. Subjective notes on the history of Soviet society]. M. 1992. P. 197; Gordon L., Klopov E. Stalinizm i poststalinizm: neobhodimost' preodoleniya [Stalinism and poststalinist: the need of overcome // Osmyslit' kul't Stalina - To understand the cult of Stalin. M. 1989. Pp. 460-496; Levada, Y., Notkin T. Sheynis V. Sekret nestabil'nosti samoj stabil'noj ehpohi [Secret of instability in the most stable era] // Pogruzhenie v tryasinu (anatomiya zastoya) - Dive into the quagmire (anatomy of a stalemate). M. 1991. Pp. 16-30; Pavlova I. V. Mekhanizm vlasti i stroitel'stvo stalinskogo socializma [Mechanism of power and the construction of Stalinist socialism]. Novosibirsk. 2001. Pp. 140-142; A. K. Sokolov Sovety: ot vlasti illyuzij k illyuzii vlasti [Tips: from the power of illusion to the illusion of power] // Formirovanie administrativno-komandnoj sistemy (20-30-e gody): sb. statej - Formation of the administrative-command system (20-30 years): collection of articles]. M. 1992. P. 183; Shashkov N. I. Istoricheskie korni deformacii socializma [Historical roots of the deformation of socialism]. Chisinau. 1989. P. 35.

28. Borisov V. K. Demokratizaciya obshchestva i preodolenie byurokratizma (social'no-politicheskij aspekt) [Democratization of society and the overcoming of bureaucracy (socio-political aspect)]. M. 1990. P. 86.

29. Tkachenko B. I. Politika i ehkonomika v Rossii v perekhodnyj period (1985-1994 gg.) [Politics and economy in Russia during the transition period (1985-1994)]. Vladivostok. 1995. P. 86.

30. Voslensky M. S. Nomenklatura. Gospodstvuyushchij klass Sovetskogo Soyuza [Nomenclature. The ruling class of the Soviet Union]. M. "Soviet Russia" together with the MP "October". 1991. P. 147.

УДК 002.2

Н. В. Титлянова-Чайкина

Роль исторической личности Ф. Ф. Павленкова в становлении книжной культуры Вятской губернии

Статья посвящена изучению роли исторической личности в развитии книжной культуры. Дано определение «исторической личности». Целью статьи является характеристика деятельности известного издателя Ф. Ф. Павленкова и систематизация данных о развитии его традиций, полученных из новых источников.

The article is devoted to studying the role of personality in the historical development of book culture. The definition of "historic personality". The purpose of this article is to characterize the activities of well-known publisher F. F. Pavlenkova and systematization of data on the development of its traditions, obtained from new sources.

Ключевые слова: издатели дореволюционной Вятки; павленковские чтения; вятская издательская культура; издательства Вятки, историческая личность.

Keywords: publishers of the pre-revolutionary Vyatka; pavlenkovskie reading; Vyatka publishing culture, publisher Vyatka, historic personality.

© Титлянова-Чайкина Н. В., 2016 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.