Научная статья на тему 'Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета (общая часть)'

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета (общая часть) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета (общая часть)»

66 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________________2006 - №2

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

IX. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

При наличии традиционных форм контроля качества подготовки специалистов особенностями системы контроля качества образовательного процесса в Университете являются:

— открытие специальных подразделений контроля качества — Центра качества и Центра компьютерного тестирования;

— состав процедур оценки и контроля качества (комплексный мониторинг, внешний образовательный аудит).

Объектами внутривузовской системы контроля качества являются:

— основные профессиональные и дополнительные образовательные программы;

— профессорско-преподавательский персонал и его деятельность;

— подготовка абитуриентов, текущая успеваемость студентов;

— информационно-образовательная среда (научно-методическая и учебно-методическая обеспеченность учебного процесса);

— образовательные технологии (технические средства обучения, мультимедиа, компьютерные средства обучения, информационные технологии);

— результаты обучения;

— организация учебного процесса;

— материально-техническое и иное ресурсное обеспечение Университета;

— управление образовательным процессом.

Критериями оценки качества образовательного процесса и его результатов (качества подготовки специалистов) являются:

— лицензионные показатели деятельности Университета;

— аккредитационные показатели деятельности Университета;

— требования аттестации и аккредитации специальностей;

— требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к основным образовательным программам в части федеральной компоненты по циклам дисциплин;

— требования образовательного стандарта Московского гуманитарного университета к основным образовательным программам в части вузовской составляющей по циклам дисциплин;

— требования к организации и обеспечению составляющих образовательного процесса, изложенные в соответствующих внутри-университетских нормативных документах.

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета Общая часть

Окончание. Начало в №3, 4 за 2005 г. и №1 за 2006 г.

Технологиями контроля качества являются:

а) в части учебной документации:

— оценка соответствия пятилетних и рабочих учебных планов требованиям государственных образовательных стандартов по специальностям высшего профессионального образования;

— оценка соответствия вузовской составляющей профессиональных образовательных программ по специальностям (направлениям подготовки) рекомендациям соответствующих учебно-методических объединений и научно-методических советов Университета по реализуемым специальностям подготовки;

— оценка соответствия содержания программ дисциплин федерального и вузовского компонента профессиональных образовательных программ по специальностям требованиям Университетского стандарта подготовки;

б) в части кадрового обеспечения учебного процесса:

— оценка соответствия кадровой ситуации лицензионным требованиям к показателям штатной обеспеченности;

— оценка соответствия кадровой ситуации аккредитационным требованиям к квалификационной структуре профессорско-преподавательского состава, предъявляемым к университетам;

— оценка соответствия качества педагогической деятельности аттестационным требованиям, предъявляемым к обеспеченности подготовки по специальности (в целом по вузу и по типам кафедр);

— оценка квалификационной структуры профессорско-преподавательского состава и ее соответствия потенциалу образовательных целей;

в) в части информационно-методического обеспечения учебного процесса:

— установление соответствия контрольным показателям книгообеспеченности учебного процесса по видам литературы для студентов (учебная, учебно-методическая, научная, периодическая — как на бу-

мажных носителях, так и в электронной форме);

— установление соответствия требованиям, предъявляемым к составу учебно-методических комплексов по дисциплинам, закрепленным за кафедрами;

— установление соответствия требованиям, предъявляемым к номенклатуре организационно-учебной документации деканатов и кафедр;

г) в части образовательных технологий:

— оценка степени освоения и применения в учебном процессе технических средств обучения, мультимедийных технологий, компьютерных средств обучения и информационных технологий;

— оценка эффективности активных форм обучения и организации самостоятельной работы студентов;

— оценка эффективности дистанционной технологии обучения или ее элементов;

д) в части организации учебного процесса:

— оценка полноты и качества организационной документации факультетов и кафедр;

— оценка соответствия графика учебного процесса требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям подготовки;

— качество аудиторного фонда и его использования по видам учебных занятий;

— оценка качества учебного расписания;

— оценка наличия и качества баз практик;

е) в части оценки результатов обучения:

— разнообразие форм и видов контроля текущих знаний студентов;

— оценка достижений по результатам промежуточной успеваемости;

— оценка остаточных знаний студентов с использованием компьютерного тестирования;

— оценка полноты баз тестовых заданий по дисциплинам федерального и вузовского компонентов требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям подготовки;

— степень освоения преподавателями кафедр методики формирования баз тестовых заданий;

— оценка качества аттестационных измерительных материалов для итоговой оценки знаний студентов;

— итоговая оценка освоения основной образовательной программы и степени готовности выпускников к профессиональной деятельности;

ж) в качестве материально-технического и иного ресурсного обеспечения образовательного учреждения:

— оценка соответствия размеров учебнолабораторного (аудиторного) фонда лицензионным требованиям;

— оценка соответствия учебного и лабораторного оборудования требованиям реализации основных образовательных программ;

— оценка обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и программным обеспечением;

з) в части управления образовательным процессом:

— оценка степени сформированности внутривузовской системы качества;

— оценка полноты внутривузовской нормативной документации, регламентирующей требования к учебному процессу;

— оценка качества функционирования управленческих структур;

и) в части удовлетворенности процессом обучения:

— выявление мнений студентов;

— выявление мнений преподавателей.

Текущий комплексный контроль качества образовательного процесса на уровне Университета осуществляется ректоратом, Учебно-методическим управлением, Центром компьютерного тестирования, Центром качества.

Периодический контроль качества образовательного процесса осуществляется в рамках внешнего образовательного аудита (экспертами из числа ведущей профессуры, представителей профессиональных объединений, руководителей предприятий-работо-

дателей), а также экспертными организациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Итоговый контроль качества подготовки специалистов осуществляется государственными аттестационными комиссиями, председатели которых утверждаются федеральными органами управления образованием.

Контроль качества освоения знаний наряду с традиционными формами (контрольные задания, промежуточное тестирование, коллоквиумы, зачеты и экзамены) осуществляется в форме компьютерного тестового контроля остаточных знаний студентов по дисциплинам учебного плана (студенты тестируются не ранее чем через месяц и не позже чем через 5 месяцев с момента завершения изучения дисциплины). С этой целью в Центре компьютерного тестирования Университета соответствующими кафедрами формируются банки тестовых заданий по дисциплинам учебного плана, закрепленными за той или иной кафедрой. Для расширения применения данной технологии в порядке повышения квалификации преподаватели кафедры обучены по программе «Тестолог. Разработчик тестов». В обязательном порядке студенты Университета проходят тестовый контроль по дисциплинам федерального компонента ГОС.

Мониторинг состояния образовательной деятельности в целом и выявление степени соответствия отдельных ее составляющих критериям качества осуществляются Центром качества совместно с Учебно-методическим управлением.

Направлениями деятельности данных подразделений в части управления качеством образования являются:

А. Методическая работа:

1. Разработка рекомендаций по обеспечению и улучшению качества обучения.

Использование в этих целях результатов анализа:

— образовательных программ специальностей (учебных планов, учебных программ, матриц логических связей учебных дисцип-

лин, программ итоговой аттестации, фондов контрольных заданий) на предмет их соответствия государственным образовательным стандартам;

— документации по организации учебного процесса;

— информационно-методической обеспеченности учебного процесса;

— итогов экзаменационных сессий и государственных аттестаций выпускников;

— итогов комплексной проверки вуза, отчетов подразделений;

— итогов анкетирования студентов, аспирантов и выпускников.

2. Разработка рекомендаций для принятия управленческих решений по результатам анализа качества обучения. Анализ эффективности реализации принятых решений и разработка рекомендаций по их корректировке.

3. Разработка нормативных методических материалов:

— разработка рекомендаций по составлению документации, необходимой для методического обеспечения учебного процесса;

— формирование фондов контрольных заданий для аттестации студентов при комплексной проверке вуза;

— разработка анкет для выявления мнения студентов, преподавателей и работодателей о качестве учебного процесса.

4. Организационно-методическая работа:

— мониторинг показателей качества обучения в вузе на всех уровнях высшего профессионального образования;

— организация и проведение социологических опросов;

— проведение методических конференций преподавателей и распространение положительного научно-педагогического опыта;

— разработка рекомендаций и программных продуктов по управлению учебным процессом на уровне кафедр и факультетов;

— изучение и обобщение опыта других вузов по повышению качества обучения и разработка рекомендаций по его использованию;

— обучение преподавателей вуза методам разработки документации, требуемой для обеспечения учебного прогресса и оценки усвоения знаний;

— обучение преподавателей методам анализа качества обучения и использования в целях его повышения новых технологий преподавания, организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов;

— ознакомление преподавателей с законодательством и нормативными документами, поступающими в вуз из федеральных органов управления высшим образованием.

Б. Организационная и аналитическая работа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— установление нормативов качества обучения, определение приоритетов, оптимальной стратегии в области обеспечения и контроля качества подготовки специалистов;

— нахождение связи между показателями качества обучения и показателями, характеризующими обеспечение качества обучения;

— поиск управляющих воздействий на повышение качества обучения и возможностей их эффективной реализации;

— разработка методики анализа информации о качестве образования, выработка алгоритма обработки данных и представления их в динамике;

— проведение мониторинга показателей качества обучения;

— разработка алгоритма формирования и совершенствования модели специалиста в соответствующей областиподготовки;

— разработка целей, задач и критериев аудита процесса подготовки специалиста.

Информационной основой контроля качества являются результаты мониторинга по важнейшим контролируемым позициям. Результаты мониторинга являются основой вну-тривузовской системы управления качеством образовательного процесса на базе стандартов ИСО 9000.

Данные ежегодного мониторинга отражаются в ежегодном модуле, направляемом

в Рособрнадзор, накапливаются и используются при формировании базы данных, необходимых при аккредитации отдельных специальностей и комплексной оценке Университета.

Наряду с этим по данным мониторинга в конце каждого учебного года проводится анализ состояния учебного процесса и оценка качества подготовки специалистов. Результаты этой работы отражаются в ежегодном отчете об итогах деятельности Университета и являются основой для разработки программы улучшений основных составляющих учебного процесса. Данная программа на предстоящий учебный год выносится на обсуждение коллектива преподавателей и сотрудников Университета на ежегодном августовском совещании и является основой планирования в области улучшений.

План работы по реализации решений августовского совещания преподавателей и сотрудников Университета обсуждается Ученым советом Университета и утверждается приказом ректора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общей части Образовательного стандарта Московского гуманитарного университета изложены корпоративные требования к качеству образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в Университете, организации учебного процесса, контролю и управлению качеством подготовки специалистов, научно-исследовательской деятельности и воспитательной работе.

Вторая часть Образовательного стандарта Московского гуманитарного университета представляет собой совокупность образовательных стандартов факультетов по реализуемым специальностям подготовки: 020400 Психология,

020600 Культурология,

021100 Юриспруденция,

023000 Теория и практика межкультур-ной коммуникации,

060400 Финансы и кредит,

060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика,

061000 Государственное и муниципальное управление,

061100 Менеджмент организации,

061500 Маркетинг,

062100 Управление персоналом,

230500 Социально-культурный сервис и туризм,

350300 Регионоведение,

350500 Социальная работа,

350700 Реклама.

Университетские образовательные стандарты по реализуемым специальностям, базируясь на структуре государственных образовательных стандартов, определяющих минимум требований к содержанию подготовки, содержат заявленный образовательным сообществом Университета повышенный уровень требований к показателям, свойствам, характеристикам и оценочным критериям качества всех элементов образовательного процесса и субъектов образовательной деятельности.

Каждый университетский образовательный стандарт по специальности подготовки содержит:

— уточненные требования к квалификационным характеристикам выпускника, основанные на модели специалиста соответствующего профиля;

— требования к компетентностной составляющей подготовки, основанные на структуре профессиональных задач в конкретной области профессиональной деятельности;

— уточненную модель подготовки специалиста в виде основной образовательной программы, включая:

а) дополнительное содержание (дидактические единицы) дисциплин федерального компонента ГОС ВПО;

б) перечень и содержание дисциплин, относящихся к вузовской составляющей ООП (национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студентов, факультативов, а также специальных дисциплин и дисциплин специализаций);

в) требования к практической подготовке студентов, формирующей профессиональные умения, навыки, компетенции;

г) требования к уровню итоговой профессиональной подготовленности специалиста (аттестации выпускников), отражающие принятую модель образованности выпускника;

д) требования к ресурсному обеспечению учебного процесса: кадровому, методическому, материально-техническому, организационно-технологическому;

е) пятилетние рабочие учебные планы, отражающие университетскую специфику реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.