Научная статья на тему 'Образовательный процесс и индивидуальное здоровье обучающихся'

Образовательный процесс и индивидуальное здоровье обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH / EDUCATION / TEACHING / UPBRINGING / HEALTH-KEEPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студеникин С. И.

На протяжении последних двух десятилетий учёные, педагоги, психологи, медицинские работники остро обсуждали и пытались решить назревшую в системе образования проблему ухудшение здоровья обучающихся по мере увеличения срока обучения в образовательном учреждении (ОУ). Сравнительный анализ результатов исследования учёных института возрастной физиологии (ИВФ) РАО, а также многих других специалистов по проблеме здоровья обучающихся в ОУ в начале века и за последние годы показывает, что эта проблема не решена до сих пор. Более того, появились новые факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья. Есть необходимость вернуться к более тщательному и детальному, комплексному и системному анализу причин, факторов и условий, которые негативно влияют на индивидуальное здоровье обучающихся (ИЗО), характеризуют и представляют воспитательно-образовательный процесс (ВОП) ОУ, в частности, вуза фактором риска для здоровья обучающихся. Целью статьи является проведение такого аналитического исследования, выявление возможных новых причин и закономерностей негативного характера. Для этого произведено изучение и анализ информационных источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные направления ВОП вуза, приводящие к его здоровьезатратности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Студеникин С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS AND STUDENTS'' INDIVIDUAL HEALTH

Thoughout the last two decades scientists, psychologists, teachers discussed and tried to solve the long-standing issue within the system of education: as the length of course of training within an educational institution increases, the health of students worsens. A comparative analysis of the results of Institute of age physiology, as well as many other student health specialists over the beginning of the century and the last years shows that this issue is not solved yet. Furthermore, new factors negatively impacting health appeared. There is a necessity to restart a more thorough and detailed, integral and systematic analysis of causes, factors and conditions which negatively affect individual health of students and characterize the educational process within educational institutions as a health risk factor for students. The aim of the article is to conduct an according analytical research, to identify new possible causes and patterns bearing a negative impact to health. To accomplish this aim, a research and analysis of information sources on this subject, the main health-expensive areas of educational process within educational institutions were identified and outlined.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс и индивидуальное здоровье обучающихся»

Since 1999

«-ISSN 2226-7417

Oi) liijo SefeiHlf'u & Rdiiutiiiopul ^¡Й^ Элашрротшый научцо-оврпзоващельный

B ulletin I r>ccn?iiMK

"Healtt) & education itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI иске"

.....Л-....... Jf^'

2018, том 20 [12]

УДК 378.17+614+613.6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Студеникин С.И.

ФГАОУВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (Одинцовский филиал), г. Одинцово, Российская Федерация

Аннотация. На протяжении последних двух десятилетий учёные, педагоги, психологи, медицинские работники остро обсуждали и пытались решить назревшую в системе образования проблему - ухудшение здоровья обучающихся по мере увеличения срока обучения в образовательном учреждении (ОУ). Сравнительный анализ результатов исследования учёных института возрастной физиологии (ИВФ) РАО, а также многих других специалистов по проблеме здоровья обучающихся в ОУ в начале века и за последние годы показывает, что эта проблема не решена до сих пор. Более того, появились новые факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья. Есть необходимость вернуться к более тщательному и детальному, комплексному и системному анализу причин, факторов и условий, которые негативно влияют на индивидуальное здоровье обучающихся (ИЗО), характеризуют и представляют воспитательно-образовательный процесс (ВОП) ОУ, в частности, вуза фактором риска для здоровья обучающихся. Целью статьи является проведение такого аналитического исследования, выявление возможных новых причин и закономерностей негативного характера. Для этого произведено изучение и анализ информационных источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные направления ВОП вуза, приводящие к его здоровьезатратности.

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-63-69

EDUCATIONAL PROCESS AND STUDENTS'

INDIVIDUAL HEALTH

Studenikin S.I.

Moscow state institute of international relations (univer-si ty) of the ministry offoreign affairs Russian Federation (Odintsovo branch), Odintsovo, Russian Federation

Annotation. Thoughout the last two decades scientists, psychologists, teachers discussed and tried to solve the long-standing issue within the system of education: as the length of course of training within an educational institution increases, the health of students worsens. A comparative analysis of the results of Institute of age physiology, as well as many other student health specialists over the beginning of the century and the last years shows that this issue is not solved yet. Furthermore, new factors negatively impacting health appeared. There is a necessity to restart a more thorough and detailed, integral and systematic analysis of causes, factors and conditions which negatively affect individual health of students and characterize the educational process within educational institutions as a health risk factor for students. The aim of the article is to conduct an according analytical research, to identify new possible causes and patterns bearing a negative impact to health. To accomplish this aim, a research and analysis of information sources on this subject, the main health-expensive areas of educational process within educational institutions were identified and outlined.

~ 63 ~

—--

Ключевые слова: здоровье, образование, обучение,

воспитание, здоровьесбережение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Научные труды ИВФ РАО в 2016 году [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.ivfrao.rU/science/publications/articles/2 016.php (дата обращения: 03.11.2018).

[2] Оценка состояния здоровья современных студентов / С.В. Михайлова [и др.] // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2. с.494-497.

[3] Соснин В.П. К вопросу об актуальности обучения навыкам здорового образа жизни студентов в образовательных организациях высшего образования // Здоровье и образование в XXI веке, 2018. Том 20. № 6. URL: https://e-pub-med.co.uk/gallery/e6-2018-11-16.pdf (дата обращения: 17.11.2018).

[4] Ишмухаметов И.Б. Сравнительный анализ состояния здоровья и образа жизни студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №3. с.42-46.

[5] Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета // Гигиена и санитария. 2015. № 84 (9) с. 18-20.

[6] Студеникин С.И. Формирование культуры здоровья студентов в процессе вузовского образования (образовательные программы бакалавриата) // Современные проблемы науки и образования, 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru /ar-ticle/view?id=27571 (дата обращения: 18.11.2018).

[7] Студеникин С.И. Методы активизации обучения, здоровьеформирующая модель деятельности педагога // Педагогическое образование и наука. 2017. № 6. с. 80-89._

По данным ИВФ РАО образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% ухудшения здоровья молодёжи школьного и студенческого возраста [1]. По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (ОДА). Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-

Key words: health, education, teaching, upbringing, healthkeeping.

REFERENCES

[1] Nauchnye trudy IVF RAO v 2016 godu [Elektronnyj resurs]: sajt. - URL: http://www.ivfrao.ru/sci-ence/publications/articles/2016.php (data obrash-cheniya: 03.11.2018).

[2] Ocenka sostoyaniya zdorov'ya sovremenny'x stu-dentov / S.V. Mixajlova [i dr.] // Zdorov'e i obra-zovanie v XXI veke. 2016. №2. p.494-497.

[3] Sosnin V.P. K voprosu ob aktual'nosti obucheniya navy'kam zdorovogo obraza zhizni studentov v obrazovatel'ny'x organizaciyax vy'sshego obra-zovaniya // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2018. Tom 20. № 6. URL: https://e-pub-med.co.uk/gallery/e6-2018-11-16.pdf. (data obrash-cheniya17.11.2018).

[4] Ishmuxametov I.B. Sravnitel'ny'j analiz sostoyaniya zdorov'ya i obraza zhizni studentov // Ucheny'e zapiski universiteta Lesgafta. 2015. №3. p.42-46.

[5] Karty'sheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Sa-moocenka zdorov'ya i obraza zhiz-ni studentov ped-agogicheskogo universiteta // Gigiena i sanitariya. 2015. № 84 (9) p. 18-20.

[6] Studenikin S.I. Formirovanie kul'tury' zdorov'ya studentov v processe vuzov-skogo obrazovaniya (obrazovatel'ny'e programmy' bakalavriata) // Sov-remenny'e problemy' nauki i obrazovaniya, 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru /arti-cle/view?id=27571 (data obrashheniya: 18.11.2018).

[7] Studenikin S.I. Metody' aktivizacii obucheniya, zdorov'eformiruyushhaya model' deyatel'nosti ped-agoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2017. № 6. p. 80-89.

психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей образовательной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска (табл. 1). Наиболее значимый рост выявляемой патологии специалистами Комитета по здравоохранению отмечается при переходе к предметному обучению [1].

—--

Таблица 1

Динамика ухудшения здоровья школьников

Параметр (физиологическая система) Пищеварение Зрение £ О Нервные расстройства ООО Полностью здоровы Имеют хронические заболевания В группе риска

Количественные показатели 3 раза 4-5 раз 3 раза 2 раза > 2 раза 10% 50% 40%

Студенты МГУ различных факультетов (всего Если принять уровень здоровья студентов 1 курса 4000 человек) наблюдались в течение 4-х курсов за 100%, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до обучения. Во всех наблюдениях были зафиксиро- 91,9%, на 3 курсе - до 83,1%, на 4 курсе - до 75,8% вано ухудшение состояния здоровья (табл. 2). [1].

Таблица 2

Динамика состояния (ухудшения) здоровья студентов МГУ

Курс обучения Процентное соотношение (%)

I курс 100%

II курс 91,9%

III курс 83,1%

IV курс 75,8%

До сих пор эта проблема не решена, и обучение в ОУ по-прежнему является здоровьезатратным. В отдельных ОУ, по отдельным направлениям успехи здоровьесбережения имеют место, но в целом в системе образования, как среднего, так и высшего, комплексного всеохватывающего подхода не наблюдается. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов [2, 3, 4 и др.]. Статистические цифры мониторинга (психологического, педагогического, санитарно-гигиенического, медицинского и др.) фиксируют удручающее снижение показателей ИЗО от класса к классу, от курса к курсу. К концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней кардиореспиратор-ной системы (КРС), опорно-двигательного аппарата (ОДА), ЦНС, органов зрения. Об этом свидетельствуют исследования И.П. Артюхова [1], С.В. Михайловой [2], В.П. Соснина [3], И.Б. Ишмуха-метова [4], С.И. Картышевой [5] и др. Выводы

названных авторов подтверждают результаты недавнего мониторинга ОУ учёными ИВФ РАО [1].

Причины ухудшения здоровья обучающихся и их анализ. Анализ опубликованных данных о состоянии здоровья, причинах, факторах и условиях ухудшения ИЗО, связанных с ВОП ОУ, позволяет объединить их в группы по сходным признакам или критериям. К первой группе можно отнести факторы и причины, объединённые признаком неправильного (неграмотного, неумелого) применения педагогами принципов, методов, технологий обучения и воспитания. Большинство авторов констатирует, что в числе главных недостатков современной системы образования российской школы - её авторитарность - стрессовый стиль организации и управления ВОП [1, 6, 7]. Имеет место реализация внутренней психологической установки педагога - достижение образовательных целей любой ценой. Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов

~ 65 ~

—--

преподавателя, выполняя компенсаторную роль. Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива обучающихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается уверенность и самооценка, формируется состояние хронического психологического стресса, когда человек ощущает зависимость от других, быстро наступает утомление и переутомление. В таком стиле ярко выражено несоответствие методик и технологий обучения индивидуальным возможностям обучающихся.

К этой группе факторов надо также отнести неумение владения активными методами обучения, методами пробуждения и поддержания интереса к учению, усиления внутренней и внешней мотивации; низкий уровень компетентности и подготовленности педагога, его профессиональных, коммуникативных, личностных качеств, неприемлемость модели поведения, неумение создать привлекательный образ в глазах обучающихся (психоэмоциональная и физическая непривлекательность); неумение ясно, и в то же время, кратко, чётко и доступно выражать свои мысли. Здесь же важно отметить частое несоответствие образа жизни и моделей поведения (жизнедеятельности) педагога тем правилам, принципам, постулатам, которым он обучает своих учеников. При этом общеизвестна сила воздействия личности преподавателя на обучающихся и на весь процесс обучения. Для многих педагогов характерна приверженность одним и тем же методам, приёмам, средствам обучения. В результате получается однообразное, монотонное, неинтересное ведение занятия. К тому же, отдавая предпочтение словесным методам обучения, преподаватели преуменьшают роль наглядных и практических методов и средств обучения, забывая или, порой не зная, что, по данным ЮНЕСКО, педагогически целесообразно и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных -на 25%, совместное использование звуковых и визуальных средств обеспечивает усвоение учебной информации до 65% [7]. Аналогичное утверждение относится и к положению педагогической психологии, согласно которому при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30%

информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре, проектном методе, конференции, дискуссии и др.) - до 90% [7].

Встречается достаточно много преподавателей, искренне считающих, что вполне достаточно хорошо знать содержание своего предмета, и нет никакого смысла вникать в тонкости дидактики, воспитания, педагогической психологии, психологии личности. Отсюда проистекает незнание (неумение применять) основных положений педагогической и экспериментальной психологии по закономерностям протекания когнитивных процессов и сопровождающих эти процессы эмоциональных состояний.

Снижению интереса к учебно-познавательной деятельности (УПД) способствует отсутствие смены видов УПД обучающихся (слушание, осмысление, конспектирование, самостоятельная работа, обсуждение учебного материала, решение задач, анализ конкретных (проблемных) ситуаций, ответы на вопросы, практическая работа и др.). В деятельности педагога отмечается преобладание какого-либо одного вида (некоторых видов) УПД. Немаловажным недостатком организации и управления ВОП является отсутствие единых требований к обучающимся со стороны педагогов. В педагогическом коллективе нет консенсуса по выработке единого подхода и системы требований по решению образовательных задач.

Все отмеченные факторы и причины приводят к снижению интереса обучающихся к учению, вызывают чувство недоверия и неприязни к педагогу, его методам, отторжению его требований и нежеланию следовать его указаниям. У одних это проявляется в открытом протесте, другие уходят в себя, замыкаются в своих страхах и переживаниях. Спектр возникающих негативных эмоций и психических состояний (беспокойство и тревожность из-за непонимания, неуверенность в своих силах, неприятие требований и образа педагога в целом, страх), накапливающихся на протяжении длительного времени, приводит к непрекращающемуся стрессу, психосоматическим расстройствам организма и дальнейшему нездоровью.

—--—

Ко второй группе относятся факторы, причины и условия, объединённые признаком несоблюдения элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса [1, 5, 7]. Сюда можно отнести отсутствие (недостаточность) необходимой для организации и проведения полноценного и эффективного ВОП инфраструктуры ОУ; несоответствие мест проведения занятий гигиеническим, санитарным и эстетическим требованиям и нормам образовательного процесса; неблагоприятное для организма значение параметров образовательной среды (загрязнённость воздуха, недостаток кислорода; температура и влажность воздуха не соответствуют требованиям и т.д.). Среда, вместо того чтобы быть благоприятной и комфортной, создаёт вредные условия для ИЗО. Отдельно необходимо отметить отсутствие нормальных условий для подготовки к занятиям по физической культуре и приведения себя в порядок после занятий (раздельные, достаточно вместительные мужские и женские раздевалки, достаточное количество индивидуальных шкафчиков для переодевания и фенов для сушки волос, наличие душевых кабин и др.). Бичом для органов зрения, ОДА, КРС, ЦНС является несоблюдение допустимых временных норм работы на ПЭВМ, гигиенических требований по чередованию времени работы на ПЭВМ и времени активного (пассивного) отдыха. Не проводится гигиеническая гимнастика для глаз. Не обращается внимания на позу обучающегося и т.д. Ну, и уж совсем элементарное: в перерыве аудитории не проветриваются, студенты не выходят на свежий воздух, мало двигаются, остаются сидеть за учебными столами.

К третьей группе ухудшения ИЗО относятся факторы и причины, вызванные интенсификацией и информатизацией учебного процесса. Обучающиеся постоянно пребывают в состоянии информационного стресса, возникает острая и жёсткая необходимость практически непрерывной адаптации к нему. Из-за интенсификации учебного процесса превышается максимально допустимая информационная и интеллектуальная нагрузка для обучающихся. С другой стороны,

связь умственной работы с эмоциями, психоэмоциональное напряжение, волнение, беспокойство, работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результат выполняемой деятельности, уменьшение сна, неполноценное питание, жизненные и учебные трудности, ощущение того, что постоянно не успеваешь (не хватает на всё времени) - всё это вызывает тревожность и внутреннее напряжение, нервное и умственное переутомление. Стрессы (информационный, психологический, экзаменационный) сопровождают обучающихся на протяжении всего периода обучения. Психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление - ведущие факторы риска психического и соматического вреда здоровью, когда процесс принимает застойный характер. Из-за постоянного пребывания в состоянии хронического стресса нарушается гармоничная работа органов и систем организма, что приводит к психическим и соматическим заболеваниям. При этом в большинстве вузов нет предметов, которые бы знакомили обучающихся с тем, как противостоять стрессам, как избежать последствий стресса или минимизировать их.

Четвёртую группу факторов и причин, приводящих к здоровьезатратности ВОП ОУ, являются провалы в существующей системе физического воспитания [1, 4, 6]. Так в некоторых вузах предмет «Физическая культура» («ФК») отсутствует даже на очном обучении, не говоря уже о заочном обучении. В других случаях предмет такой есть, но нет условий для его проведения (нет соответствующих помещений, оборудования, инвентаря). Особенно это касается негосударственных (коммерческих) вузов. В учебных программах прописаны только практические занятия. Теоретических занятий, на которых приходит осознание ценности, жизненной необходимости и пользы двигательной активности (ДА) для здоровья человека и его полноценного развития, нет. В лучшем случае это вводное занятие. На практических занятиях очень часто имеет место только «голый тренинг» без особого понимания обучающимися, для чего нужны те или иные физические упражнения, физическая нагрузка. Да и сама ДА

~ 67 ~

—--—

недостаточна и неправильно организована, практические занятия проводятся не в виде полноценного тренировочного процесса. Формирование культуры здоровья (в широком понимании) практически полностью отсутствует. Направленность предмета «ФК» далека от целей, задач и содержания той области знаний, умений и навыков, концепций, потребностей и мотивов, которую мы называем культурой здоровья [4, 6].

Пятую группу факторов и причин здоровьеза-тратности ВОП в ОУ характеризует неграмотность педагога в вопросах охраны и сбережения здоровья. Педагоги-предметники в большинстве своём имеют поверхностные, фрагментарные, отрывочные, разрозненные знания в вопросах здо-ровьесбережения - своего и обучающихся. То, что преподаватели сами становятся заложниками недостатка своих знаний, методической и практической подготовленности в области здоровьесбе-режения, свидетельствуют исследования, результаты которых приведены в работах Земсковой В.П., Соловьёва В.Н., Мысиной Г.А. и др. [1, 3, 6]. Помимо слабой подготовленности имеет место так называемая «принципиальная» позиция педагога-предметника: моя задача - научить предмету, остальное пусть делают те, кто получает за это деньги. В действительности такая позиция характерна для большого количества преподавательского состава, как вузов, так и школы.

И, наконец, отличительным признаком шестой группы факторов и причин, ухудшающих ИЗО в ВОП ОУ, является отсутствие системной работы в масштабе вуза по формированию ценности и культуры здоровья, а также ЗОЖ. В работе К.Г. Габриелян, Б.Н. Ермолаева, И.О. Кутателадзе [1] подробно исследовались вопросы, связанные с влиянием содержания различных учебных предметов на представление студентов об индивидуальном здоровье человека (ИЗЧ) и составляющих ЗОЖ. Проведённый среди студентов анонимный опрос предполагал выявление предметов, изучение которых связано как минимум с информированностью (как максимум - с образованностью) студентов в вопросах, касающихся ИЗЧ и его составляющих. Результаты опроса относительно предметов, формирующих знания студентов об ИЗЧ, были следующими: «Физическая культура»

(«ФК») - 27,7%; «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖД») - 12,3%; «Другие дисциплины» - 24,6%; «Отсутствие дисциплин» -35,4%. То есть обучение основам здоровьеформи-рования и здоровьесбережения в неспециализированных (гуманитарных, технических и др.) вузах осуществляется преимущественно в рамках программы дисциплины «ФК» (фрагментарно - в дисциплинах «Концепции современного естествознания», «ОБЖД», «Природопользование», «Экология», «Культурология»). На распределение предметов большое влияние оказывают особенности и традиции их преподавания в конкретном вузе, личность и жизненная позиция преподавателя, профилирующие дисциплины. Недостаточное влияние оказывает предмет «ФК» на формирование представлений студентов о составляющих ИЗЧ (за исключением раздела «Двигательная активность»). Обращает на себя, также, исключительно большой процент учебных дисциплин, не оказывающих никакого влияния на представление студентов по вопросам ИЗЧ (условно названного «Отсутствие дисциплин»). Последнее лишний раз демонстрирует величину резерва, который можно использовать для систематизированного, научно обоснованного образования студентов в вопросах индивидуального здоровья. В качестве общего итога исследования можно резюмировать: среди многочисленных предметов, по мнению студентов, не только нет явного лидера в вопросах обеспечения знанием по проблемам индивидуального здоровья и ЗОЖ человека, но, как считает большинство студентов, такого учебного предмета (предметов) в вузе вообще нет.

Таким образом, существующая организация и проведение ВОП в ОУ приводит к появлению факторов, причин и условий, которые вызывают сбой в работе механизмов саморегуляции психофизиологических функций организма, оказывают ощутимое влияние на физическое и психическое здоровье обучающихся, способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровьезатрат-ный характер. Анализ факторов, условий и причин риска ухудшения здоровья обучающихся показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается в ходе ежедневной практической работы педагогов, то есть связано с их

—--—

профессиональной деятельностью. Что же необходимо предпринять для разрешения назревшей проблемы? Об этом - в следующей статье.

—--—

~ 69 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.