Научная статья на тему 'Методы формирования и сохранения психического здоровья на примере жизнедеятельности Ханнеса Линдемана'

Методы формирования и сохранения психического здоровья на примере жизнедеятельности Ханнеса Линдемана Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОХРАНЕНИЕ / МЕТОДЫ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / MENTAL HEALTH / DEVELOPMENT / PRESERVATION / METHODS / AUTOGENIC TRAINING / PHYCHOPHYSICAL AUTOREGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Студеникин С. И., Рублёв А. И.

Изучены и проанализированы информационные, в том числе и биографические, источники, факты жизни и деятельности, научные и научно-популярные труды, интервью, лекции, беседы, публикации в прессе, выступления на научных форумах, материалы пресс-конференций всемирно известного немецкого врача, моряка, исследователя ресурсов, резервов и возможностей организма человека Х. Линде-мана. Произведён сравнительный анализ мотивов, условий и результатов одиночного плавания Х. Лин-демана через Атлантику, принимая во внимание такие же критерии других одиночных переходов. Обобщены и систематизированы причины, условия и факторы, способствовавшие не только выживанию, но ещё и сохранению здоровья Х. Линдемана в экстремально неблагоприятной и агрессивной среде. Рассмотрены методы и способы формирования (воспитания), сохранения и упрочения психического здоровья, используемые Х. Линдеманом и позволившие ему прожить долгую, активную, творческую, интересную, и очень полезную и нужную миллионам людей жизнь. Обобщены, систематизированы и объединены в рамках единой статьи полученные результаты, сформулированы выводы и предложения практического и теоретического характера. Выработаны рекомендации по применению результатов эксперимента Линдемана в образовательном и воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING AND PRESERVING MENTAL HEALTH, AS SHOWN ON THE EXAMPLE OF HANNES LINDEMANN’S LIFE

Facts of life and activity, scientific and popular science articles, interviews, lectures, publications, scientific forum speeches and presentations, press-conference materials of a world-renowned doctor, sailor, and researcher of resources, reserves, and abilities of human body H. Lindemann, have been researched and analyzed. A comparative analysis of motives, conditions and results of H. Lindemann’s solo navigation across the Atlantic was performed, taking into consideration the same criteria of other solo navigations. The causes, conditions andfactors contributing to survival and preserving the health of H. Lindemann in extremely adverse conditions and hostile environment have been compiled and systematized. Recommendations on applying the results of H. Lindemann’s experiment in educational process in higher education institutions have been formulated. The methods and approaches to formation, preservation and development of mental health, which were used by H. Lindemann and allowed him to live a long, active, creative, and interesting life, have been analyzed. The results were compiled, systematized and consolidated in a single article, theoretical and practical conclusions and proposals were formulated and outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Методы формирования и сохранения психического здоровья на примере жизнедеятельности Ханнеса Линдемана»

2018, том 20 [11]

УДК 378.172: 378.178

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАН-НЕСА ЛИНДЕМАНА

Студеникин С.И., Рублёв А.И.

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Одинцово, Российская Федерация

Аннотация. Изучены и проанализированы информационные, в том числе и биографические, источники, факты жизни и деятельности, научные и научно-популярные труды, интервью, лекции, беседы, публикации в прессе, выступления на научных форумах, материалы пресс-конференций всемирно известного немецкого врача, моряка, исследователя ресурсов, резервов и возможностей организма человека X Линде-мана. Произведён сравнительный анализ мотивов, условий и результатов одиночного плавания X Лин-демана через Атлантику, принимая во внимание такие же критерии других одиночных переходов. Обобщены и систематизированы причины, условия и факторы, способствовавшие не только выживанию, но ещё и сохранению здоровья X Линдемана в экстремально неблагоприятной и агрессивной среде. Рассмотрены методы и способы формирования (воспитания), сохранения и упрочения психического здоровья, используемые X Линдеманом и позволившие ему прожить долгую, активную, творческую, интересную, и очень полезную и нужную миллионам людей жизнь. Обобщены, систематизированы и объединены в рамках единой статьи полученные результаты, сформулированы выводы и предложения практического и теоретического характера. Выработаны рекомендации по применению результатов эксперимента Линдемана в образовательном и воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: психическое здоровье, формирование, сохранение, методы, аутогенная тренировка, психофизическая саморегуляция._

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-11-39-44

METHODS OF FORMING AND PRESERVING MENTAL HEALTH, AS SHOWN ON THE EXAMPLE OF HANNES LINDEMANN'S LIFE

Studenikin S.I., Rublyov A.I.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation, Odintsovo, Russian Federation

Annotation. Facts of life and activity, scientific and popular science articles, interviews, lectures, publications, scientificforum speeches and presentations, press-conference materials of a world-renowned doctor, sailor, and researcher of resources, reserves, and abilities of human body H. Lindemann, have been researched and analyzed. A comparative analysis of motives, conditions and results of H. Lindemann's solo navigation across the Atlantic was performed, taking into consideration the same criteria of other solo navigations. The causes, conditions andfactors contributing to survival and preserving the health of H. Lindemann in extremely adverse conditions and hostile environment have been compiled and systematized. Recommendations on applying the results of H. Lindemann's experiment in educational process in higher education institutions have been formulated. The methods and approaches to formation, preservation and development of mental health, which were used by H. Lindemann and allowed him to live a long, active, creative, and interesting life, have been analyzed. The results were compiled, systematized and consolidated in a single article, theoretical and practical conclusions and proposals were formulated and outlined in the article.

Key words: mental health, development, preservation, methods, autogenic training, phychophysical autoregulation.

~ 39 ~

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Студеникин С.И. Формирование культуры здоровья студентов в процессе вузовского образования (образовательные программы бакалавриата) // Современные проблемы науки и образования, 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru /ar-ticle/view?id=27571 (дата обращения: 20.10.2018).

[2] Студеникин С.И. Педагогически-антропологические аспекты сохранения психического здоровья на примере жизни Стивена Хокинга//Высшее образование сегодня.2018. №10. с.52-56.

[3] Линдеман Х. Аутогенная тренировка. - Минск: Попурри, 2002.

[4] Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006.

[5] Линдеман Х. Мысли, которые лечат. - Минск: Попурри, 2009._

REFERENCES

[1] Studenikin S.I. Formirovaniye kultury zdorovia stu-dentov v protsesse vuzovskogo obrazovaniya (obra-zovatelnyye programmy bakalavriata) / Sovremen-nyye problemy nauki i obrazovaniya, 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru /article/view ?id=27571 (data obrashcheniya: 20.10.2018).

[2] Studenikin S.I. Pedagogicheski-antropologicheskiye aspekty sokhraneniya psikhicheskogo zdorovia na primere zhizni Stivena Khokinga//Vyssheye obra-zovaniye segodnya. 2018. №10. p. 52-56.

[3] Lindeman Kh. Autogennaya trenirovka. - Minsk: Popurri. 2002.

[4] Psikhologiya zdorovia. / Pod red. G.S. Nikiforova. -SPb.: Piter, 2006.

[5] Lindeman Kh. Mysli. kotoryye lechat. - Minsk: Popurri. 2009._

Как правило, отдельных учебных подразделений (кафедр), занимающихся преподаванием учебного предмета «Культура здоровья», в вузах нет, и формированием (воспитанием) культуры здоровья (в широком её понимании) студентов отчасти занимаются разные учебные дисциплины, например, «Физическая культура» [1], «ОБЖ», «Основы ЗОЖ». Всё большее понимание в образовательной среде находит то, что культура здоровья в общей культуре человека играет одну из первостепенных, ведущих ролей. В рамках жёсткого дефицита учебного времени, отводимого ФГОСами на образовательные программы бакалавриата различных направлений подготовки, организаторы образовательного процесса изыскивают возможности для введения в учебные планы учебных модулей под объединённым названием «Культура здоровья». В содержание таких модулей, помимо теоретического материала, важно и необходимо включать примеры из жизни людей, достигших выдающихся результатов и успехов в какой-либо области деятельности и всей своей жизнью и деятельностью ярко, убедительно, наглядно демонстрирующих действенность и эффективность систем, концепций, методов и способов формирования (воспитания), сохранения и упрочения индивидуального здоровья человека в целом и различных его компонентов (физиче-

ского, психического, когнитивного, эмоционального, душевного, энергетически-волевого и др.), в частности.

Человек, совершивший в жизни выдающиеся, поражающие воображение деяния, проявивший при этом незаурядные личностные качества, а, тем более, не раз рисковавший своей жизнью для достижения значительных целей, вызывает восхищение у молодёжи, желание быть похожим на таких людей, подражать им в мировоззрении, в поведении, в чертах характера, в образе жизни, мышлении и многом другом. Жизненная позиция таких людей, жизненная философия, их мыслительная, поведенческая, деятельностная модель в качестве примера жизнедеятельности может и должна быть объектом исследования и изучения, может и должна служить образцом для подражания и притягательным идеалом развития личности, руководством для построения оптимальных моделей жизнедеятельности. По выражению А. Маслоу, «такие люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, иногда просто кажется, что это люди другой породы» [2].

Актуальность темы. На первый взгляд, речь в статье идёт о вещах давно известных и достаточно изученных (метод или система АТ), однако воспроизведение метода в неразрывной связи с

—--—

~ 40 ~

—--—

совершенно неординарной личностью Х. Линде-мана (который посвятил изучению и ежедневному практическому применению этой системы по отношению к самому себе и добился выдающихся результатов) и его подвигом, - вызывает неослабевающий интерес.

Постановка проблемы. Каковы конечные итоги эксперимента Х Линдемана на самом себе протяжённостью в человеческую жизнь по использованию методов психофизической саморегуляции с целью противодействия влиянию на организм неблагоприятных, негативных, разрушающих психическое и физическое здоровье факторов? Какова эффективность метода АТ? На какие стороны жизни и как он влияет? Что даёт для формирования и сохранения психического и физического здоровья, поддержания активной, творческой, интересной и продолжительной жизни? Возможно ли использовать жизненный пример Х. Линдемана в качестве образца для подражания современной молодёжи в части, касающейся применения его методов по формированию и сохранению психического здоровья?

Цели и методы исследования. Целями настоящего исследования являются: 1. Произвести сравнительный анализ условий, мотивов и результатов одиночного плавания через Атлантику Х. Линдемана с другими аналогичными переходами. 2. Определить актуальность, значимость и возможность применения методов психофизической регуляции Х. Линдемана для формирования и сохранения здоровья обучающихся в условиях вуза. Для исследования были выбраны методы: биографический, сравнительного анализа, обобщения.

Основные положения и результаты исследования. К настоящему времени количество океанских одиночных плаваний исчисляется уже трёхзначными цифрами, но они ничуть не умаляют, а, даже наоборот, резче и контрастнее выделяют и подчёркивают неординарность и значимость плавания Х. Линдемана. Подобные одиночные плавания через океан - всегда вызов, всегда опасность и смертельный риск. Однако в каждом отдельном случае условия плавания, подготов-

ленность и оснащённость (материальная, техническая, инструментальная и др.) эксперимента, -разные, по выражению Линдемана, «по трудностям и целям». Он совершил два одиночных плавания через Атлантику (1955 и 1956 годы). В первом случае плавсредством служила лодка-пирога, выдолбленная из цельного ствола дерева «Либе-рия-11». До начала успешного старта Линдеман несколько раз терпел неудачу, но каждый раз, отремонтировав лодку и устранив другие неполадки, он вновь и вновь упорно делал попытки начать плавание. Хотя, в конечном итоге, после благополучного завершения 65-тидневного плавания, Линдеман остался им не совсем доволен: «Подведя итоги первого путешествия, я остался неудовлетворенным. Мне не удалось решить проблему, связанную с моральным состоянием потерпевшего кораблекрушение. Во время плавания я неоднократно оказывался на грани отчаяния...» [3]. Линдеман извлек очень важный урок: психологический фактор не менее, если не более, важен, чем физическая подготовка и здоровье человека. Если человек отчаивается, впадает в панику, он становится жертвой душевного надлома и теряет способность действовать трезво. «Основная опасность, - писал Линдеман, - в самом человеке, очень многое зависит от его душевной стойкости» [3]. В 1956 году он решил доказать, что человек с хорошо тренированной психикой может выстоять даже в абсолютно безнадежной ситуации. С этой целью он решил пресечь Атлантику в одиночку в маленькой складной байдарке «Либерия-Ш», по выражению Линдемана, - «ореховой скорлупке». Главным видом подготовки к новому плаванию стали занятия АТ - самовнушением в состоянии релаксации: «Твердая вера в удачу - первый шаг к ее претворению в жизнь. Кроме того, позитивное мышление успокаивает и приводит к разрядке. Вера придает силы. Но я понял, что религиозной веры и молитв для этого недостаточно. Нужно нечто большее - активная помощь подсознания, целенаправленная терапия против ожидаемого состояния слабости» [3]. Более того: «Природа формул АТ такова, что их следует повторять и в перерывах между аутогенными погружениями при выполнении любых механических действий,

~ 41 ~

—--—

например при ходьбе, за едой, - словом, при всяком удобном и неудобном случае» [3]. Можно условно различать два вида АТ: без предварительного погружения - метод самовнушения (МСВ), и с погружением - собственно сама АТ.

Почему мы выделяем плавание именно Х. Линдемана? Мотивация одиночного плавания через Атлантику у каждого смельчака - разная: кто-то это делает ради славы, известности, установления какого-либо рекорда, кто-то - ради денег, кто-то - ради «спортивного интереса» или поиска приключений, а кто-то ради того, чтобы испытать себя, свои силы и возможности. У Линдемана было несколько гуманных и благородных мотивов проведения такого научно-практического эксперимента по отношению к самому себе в виде чётко сформулированных целей. Надо было на собственном опыте подтвердить гипотезу о том, что у людей, попавших в кораблекрушение и оказавшихся в океане с минимальным набором средств выживания, есть шансы сохранить жизнь и здоровье при выполнении определённых условий и наличия навыков психофизического саморегулирования: «Жертвы катастроф на море умирали не от физических лишений, голода и жажды, а от нервного потрясения и страха. Цель моего эксперимента - найти путь решения психологических проблем жертв кораблекрушения, научиться управлять психикой, превратить ее в своего союзника» [3].

С течением времени после начала мореплавания через океан в одиночку конструкции лодок совершенствовались, их корпус и оснащение изготавливались из более современных материалов, более прочных и безопасных, размеры увеличивались и остойчивость улучшалась, что в корне отличало такие плавсредства от лодки Линдемана. Х. Линдеман одним из первых в одиночку пересёк Атлантику на простейшем плавсредстве - маленькой складной байдарке, не пригодной для океанских плаваний. Ее основное назначение - помочь продержаться человеку в открытом море после катастрофы какое-то время, пока не подоспеют спасатели. Современные путешественники брали и берут в плавание спутниковые телефоны, ОР8-

навигаторы, компьютерные устройства со спутниковым интернетом, то есть, по сути, они не одиноки в длительном плавании, не остаются один на один с океаном и вправе рассчитывать на скорую помощь при возникновении на судне угрожающей ситуации. В пятидесятых годах прошлого века таких технических возможностей не существовало, да и, будь они, Х. Линдеман, ради чистоты эксперимента, сознательно отказался бы от них. Многие, в том числе и француз Ален Бомбар, совершивший несколькими годами ранее подобное плавание, в пути принимали помощь встречных судов. Линдеман принципиально этого не делал.

Одним из достойнейших результатов эксперимента на самом себе и использования их на протяжении всей своей последующей жизни стало долгожительство Х. Линдемана, который немного не дожил до 93 лет. Жизнь, благодаря, в том числе, и этим методам, получилась не только долгой, но и активной, творческой, продуктивной. Сформированное и сохранённое на протяжении всего жизненного пути психическое и физическое здоровье позволило Линдеману сполна самореализоваться в жизнедеятельности (по А. Маслоу), быть удовлетворённым процессом и результатами своей деятельности, тем, что плоды его труда нужны сотням тысяч людей. Х. Линдеман оставил после плавания бесценное наследие в виде неразрывного сплава теории и практики, знаний и опыта по регулированию и управлению психическими процессами и состояниями, формированию и сохранению психического здоровья человека. Это наследие нам досталось в виде нескольких прекрасно и доступно написанных книг и, конечно же, в виде личного примера. В подобных экспериментах тяжелейшему испытанию подвергается физическое здоровье, но более всего, и прежде всего, как свидетельствует статистика, поражению подвержена психика - психическое здоровье человека: «обычно психика «отказывает» быстрее, чем тело» [3]. Многим, совершавшим одиночное океанское плавание и бросавшим вызов океанской стихии, длительному одиночеству, множеству других опасностей, в первую очередь приходилось преодолевать себя,

~ 42 ~

—--—

свои страхи, неуверенность, неумение управлять своей психикой, мыслями и эмоциями. Это в большом числе случаев приводило к трагическому исходу плавания: «Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное. Выжил только один. Благодаря АТ» [3].

Основная цель метода АТ - снять, нейтрализовать негативные эмоции на стресс-факторы (тревогу, страх, панику, отчаяние), которые запускают психофизиологические реакции организма и приводят к психосоматическим расстройствам и заболеваниям, к нарушению психического и физического здоровья. Метод АТ - это, с одной стороны, система психофизического саморегулирования психических духовных, эмоциональных, когнитивных, энергетически-волевых, душевных состояний и процессов. Но данный метод (система) является также психотерапевтическим методом психосоматического оздоровления организма. Потому что с точки зрения психологии здоровья такие психические качества личности, как умение устойчиво удерживать позитивные мысли и эмоции (психические напряжения истощают энергию, разрушают психическое и физическое здоровье); умение сконцентрироваться и долго удерживать внимание на объекте, задаче, проблеме; способность ясно и логично мыслить; способность отвлекаться от внешних воздействий-раздражителей; психологическая устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств; способность успешно переносить последствия стрессов; самодисциплина, способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; душевное спокойствие и уравновешенность, оптимистический настрой, хорошо выраженная волевая организация, обладание автономностью и уверенностью в себе и в своих силах, независимость от внешних влияний, способность самому принимать решения и нести за них ответственность; самостоятельность, самодостаточность и опора на себя - являются признаками хорошего психического здоровья [4]. Многие из этих качеств, если не все, можно воспитывать и совершенствовать, применяя метод АТ.

Метод самовнушения может быть использован как профилактический метод повышения общей

стрессоустойчивости [4, 5]. Линдеман практиковал МСВ и АТ, используя формулы самовоздействия применительно к напряжённому и тяжёлому испытанию, наряду с установками общеукрепляющего плана («Я справлюсь!»), внушал себе утвердительные установки совершенно конкретного характера («Курс Вест!»). Практикуемые установки настолько глубоко и прочно закрепились в его подсознании, что «срабатывали», пробиваясь автоматически в самые трудные минуты («когда байдарка перевернулась в первый раз, меня буквально потрясло возникновение из тьмы формулы «Я справлюсь!»»). «На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. Я испытывал чувство безбрежной уверенности, некой космической безопасности, которое можно сравнить с непоколебимостью глубоко верующего человека. Я знал, что выдержу и останусь жив», - так описывал своё состояние Х. Лин-деман перед началом плавания [3]. АТ и МСВ -методы, требующие регулярного практического применения, психологического тренинга с целью выработки определённого навыка. Эти методы можно применять, как показывает опыт Линде-мана, для достижения поставленных целей, а также для сохранения психического здоровья и его компонентов в ситуациях, когда: а) стресс-факторы физического и психического характера действуют внезапно и с максимальной интенсивностью (океанский шторм, опрокидывание лодки, потеря значительной части провианта и др.); б) обстоятельства вынуждают находиться в условиях длительного воздействия стресс-факторов умеренной и сильной интенсивности (палящее солнце, монотонное однообразие изо дня в день, одна и та же поза, отсутствие полноценного сна и др.); в) при отсутствии негативных раздражителей психического и физического характера можно с помощью МСВ повысить общую стрессоустой-чивость организма к будущим возможным негативным ситуациям (многонедельные тренинги Линдемана с применением АТ и МСВ перед нача-

~ 43 ~

—--—

.лом плавания). Беспрецедентный подвиг Линде-мана является одним из лучших подтверждений эффективности метода АТ.

После плавания через Атлантику Х. Линдеман, доказав действенность и высокую эффективность метода АТ, занимался внедрением результатов своих исследований в заинтересованные ведомства и организации, популяризовал свою систему выживания в экстремальных условиях, совершенствовал и оттачивал технику и методику применения системы АТ для разных областей деятельности и жизненных ситуаций, для лечения и профилактики различных заболеваний. Результатом его теоретико-практических изысканий стала книга «Аутогенная тренировка», которая была переведена на многие языки и многократно переиздавалась. В своём труде Линдеман резюмирует»: «С помощью АТ человек освобождается от тягостных забот и проблем, справляется со многими болезнями и различными хроническими недугами; он умеет разорвать порочную закономерность: современный образ жизни - стрессовые ситуации - перегрузки психики - болезни» [3, 5]. АТ была ответом на поиски средств сохранить психическое и физическое здоровье в эпоху хронических нервных перегрузок и психических стрессов. Линдеман занимался преподавательской деятельностью в Боннском университете, проводил авторские семинары, тренинги и курсы, на которых делился своими уникальными знаниями и навыками, практиковал в качестве врача-психотерапевта. На семинарах Х. Линдемана проходили подготовку лучшие тренеры и психотерапевты, использующие в своей практике МСВ. Теперь они сами обучают людей тому, как мобилизовать свои физические и психические ресурсы для укрепления здоровья и достижения успеха. Ещё одним творческим направлением, тесно связанным с психофизической саморегуляцией, была разра-

ботка теории и практики позитивного (оздоравли-вающего) мышления. По результатам исследования в этой области в свет вышла книга Х. Линдемана «Мысли, которые лечат», где было дано теоретическое обоснование и практические рекомендации по применению методов оздоравливаю-щего мышления: «Положительные представления означают успех и зачастую - выздоровление, особенно при АТ» [5].

Таким образом, результаты исследования, как и результаты, приведённые и опубликованные в источнике [2], могут быть использованы в образовательном процессе вуза для формирования культуры здоровья студентов при изучении учебных дисциплин (модулей) здоровьеформирующей и здоровьесберегающей направленности [1]. На жизненных примерах таких выдающихся личностей, как Х. Линдеман обучающиеся получают представление о моделях построения жизнедеятельности, жизненной философии здоровья, методах и путях разрешения и преодоления проблемных ситуаций без ущерба для различных составляющих здоровья. Полученные результаты могут быть включены, например, в содержание дисциплины «Культура здоровья» в раздел «Психология здоровья: компоненты психического здоровья, методы и модели управления и регулирования» [1]. В нашем случае речь не идёт о практическом усвоении обучающимися высших или средних уровней. Вполне достаточно ознакомить обучающихся с теоретическими основами АТ на примере АТ Х. Линдемана, а в практическом плане -достаточно постановки и достижения целей психогигиены и психопрофилактики, когда, наряду с другими методами самовоздействия, изучается и МСВ [4]. Если у обучающихся, воодушевлённых примером Х. Линдемана, возникнет желание освоить метод АТ более основательно, то, опираясь на первоисточники [3, 5], совершенствоваться можно самостоятельно.

~ 44 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.