Научная статья на тему 'Образовательный проект «Из рядовых - в главные»'

Образовательный проект «Из рядовых - в главные» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / EDUCATIONAL PROJECT / ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / FINANCIAL BUSINESS MANAGEMENT / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / PROGRAMM PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Николай Николаевич

В статье подробно рассматриваются информационные технологии, чаще всего используемые на неэффективно управляемых предприятиях. Адаптация программных продуктов к условиям конкретного предприятия осуществляется специально обученными программистами, т. е. продукты принадлежат к категории программно настраиваемых. Автор высказывает мнение, что составной частью проекта вывода предприятия из кризиса является смена поколения применяемых программных продуктов. Необходим отказ от кусочной схемы в пользу автоматизации на базе одного комплексного продукта, а также отказ от программно настраиваемых продуктов в пользу настраиваемых параметрически. Описанный образовательный проект призван подготовить специалистов, способных провести революционные изменения в информационных технологиях, применяемых для финансового управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Project «From Average to Executive»

The study extends a thorough research of information technologies most frequently used by inefficiently managed businesses. Adaptation of software to the needs of certain enterprise is performed by specially trained programmers. The software product is thus one of the soft set type. The author suggests that change of software generation used should be a part of company bailout plan and should include abandonment of fragmentary automation in favor of a comprehensive product, and of soft set products in favor of ones set parametrically. Educational project discussed in this study intends to train specialists capable of bringing revolutionary changes to informational technologies used in financial business management.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект «Из рядовых - в главные»»

№ 2(32) 2011

Н.Н.Иванов, канд. физ.-мат. наук,доцент, директор научно-производственной фирмы «Бизнес-Технологии», г. Саратов

Образовательный проект «Из рядовых — в главные»

В статье рассматриваются новые образовательные технологии, успешно апробированные в проекте по подготовке главных бухгалтеров. Формулируется альтернативная цель образования специалистов экономического профиля—дать набор знаний и навыков, которыми мало интересуются на предприятиях, находящихся в кризисе, но без их применения предприятия неизбежно придут к банкротству.

Введение

В преподавании той или иной науки при обсуждении роли информационных технологий все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда данные технологии настолько проникли в нее, что отделить их от основного предмета становится практически невозможно.

Пожалуй, в полной мере это можно отнести практически ко всем специальностям экономического профиля, так или иначе связанным с управлением предприятием. Например, бухгалтерский учет без применения компьютеров исчез практически полностью. В то же время не только преподаватели экономических дисциплин, но и авторы законодательных актов зачастую ведут себя так, как будто ничего не случилось. Прежде всего это касается двусмысленности правил и алгоритмов, описанных в законодательстве.

Если без использования компьютерных технологий ошибки и противоречия, возникающие из-за такой двусмысленности можно «спрятать» в арифметических расчетах, то программа дает результат работы определенного алгоритма. Если в законодательстве он описан двусмысленно — результат будет соответствовать той интерпретации нормативного акта, которая заложена в программу конкретным программистом.

В качестве примера приведем учет ГСМ [1]. Законодательство рекомендует списывать с водителя ГСМ «по цене фактического приобретения», а если бензин покупался по разным ценам и смешивался в одном бензобаке — «как-то усреднять». Как конкретно нужно усреднять эти цены, на курсах бухгалтерского учета обычно не поясняют. Поэтому на практике у бухгалтера нередки случаи, когда за водителем числятся литры топлива, но не рубли или наоборот. Иногда такой результат дает компьютерная программа, в которой законодательные требования выполняются буквально.

Можно сказать, что проблемы и противоречия, долгое время не отмечавшиеся в ряде наук, с применением компьютерных технологий стали проявляться совершенно отчетливо и потребовали вести и образование, и исследования на совершенно другом уровне. В связи с чем заметна определенная конфронтация между специалистами, пришедшими в ту или иную научную область из сферы компьютерных технологий, и специалистами, всю жизнь посвятившими этой науке.

С другой стороны, в последние годы, особенно в периферийных вузах, стала заметна тревожная тенденция получать диплом и иные сертификаты в одном месте, а реальные знания и умения, обеспечивающие профессиональный успех и определенный материальный достаток — в другом.

№ 2(32) 2011

Реализация образовательного проекта

В рамках исследования данной проблематики была предпринята попытка сделать независимым как от географического положения обучаемых, так и от принадлежности к тому или иному вузу получение знаний и навыков, позволяющих успешно работать главным бухгалтером относительно небольшого предприятия.

С этой целью подготовлен и реализован экспериментальный учебный проект, основные результаты которого описаны в работе [2]. С точки зрения используемых компьютерных технологий проект имеет две особенности, отличающие его от большинства курсов по автоматизации учета и управления, преподаваемых в вузах:

1. Все участники проекта работают в одной программе и, что наиболее важно, в одной базе данных. Иными словами, каждый обучаемый имитирует работу не своего отдельного предприятия, а вся команда воспроизводит деятельность средней по величине фирмы, ведущей как оптовую, так и розничную торговлю. В вузе для этих целей была развернута сетевая версия той или иной программной системы. Однако есть ограничение. Все участники обучения должны находиться в одной аудитории или в пределах одного здания.

2. Для снятия данного ограничения были использованы терминальные технологии, которые позволяют запускать программу, расположенную на терминальном сервере, из разных городов при помощи достаточно быстрого канала Интернета.

Эти особенности дают возможность отследить, во-первых, работу специалистов экономического профиля в команде, управляющей предприятием, во-вторых, получить довольно большую базу данных с определенным количеством ошибок, чтобы провести ее диагностику и имитацию налоговой проверки в условиях, приближенных к реальным. По мнению автора, именно небольшие размеры учебной базы данных являются главным препятствием в получении реальных навыков управленческой работы.

Размещение теоретического материала и его обсуждение велось на специальном сайте [6]. Как работа с теоретическим материалом, так и деловая игра по имитации деятельности предприятия потребовали значительных изменений в методике и способах преподавания. Достаточно подробно они обсуждались в [2].

По результатам экспериментального проекта можно сделать вывод, что использованные в нем технологии дистанционного образования позволяют вести обучение не хуже, чем в аудитории вуза. Оптимальное количество участников команды по имитации деятельности предприятия при дистанционном проведении деловой игры может быть несколько больше, чем в аудитории.

Определенные проблемы возникают с контролем полученных навыков и обратной связью с преподавателем, но, если не ставить задачу подтверждения результата образования неким сертификатом, острота данной проблемы в значительной степени снимается. Однако развитие проекта идет именно в направлении усовершенствования технологий использования подготовленных специалистов в практическом бизнесе. Об этом хотелось бы сказать несколько подробнее, принимая во внимание не просто процесс подготовки квалифицированных специалистов для среднего и высшего звена управления бизнесом, но и сопутствующую такому процессу ситуацию в экономике.

Утверждать, что в последние годы российская экономика управляется неэффективно, значит стучаться в открытую дверь. С этим практически никто не спорит. Как и с тем фактом, что успех бизнеса на коррумпированном рынке слабо связан с эффективностью финансового управления.

Определенные коррективы в данную ситуацию внес экономический кризис. Возникла необходимость ответить на вопросы: что предприятию выгодно производить и продавать? Что приводит к его разорению? Какие объекты в строительстве нужно срочно замораживать, а какие достраивать? Когда

№ 2(32) 2011

начнутся кассовые разрывы и нечем будет платить зарплату? Сколько времени осталось до банкротства?

Бухгалтерский учет, построенный согласно российскому законодательству, дать ответы на эти вопросы неспособен. Создавать вторую учетную службу для ведения отдельного «управленческого учета» дорого, а главное — непонятно, как ее строить. Мониторинг управленческих технологий и используемых в управлении программных продуктов показывает, что в последние 15 лет в большинстве предприятий они развивались стихийно, в соответствии с отдельными решениями случайныхлиц.

Еще больше проблем в службе планирования. В торговле такой службы чаще всего нет. Отсутствует даже прогноз поступления и расходования денег на ближайший период. Во многих торговых предприятиях только зарождается осознание необходимости оптимизировать страховые запасы, организовать торговлю «с колес», как-то планировать свою деятельность.

В промышленности эта служба обычно есть, но работает настолько независимо от учетной, что в автоматизированной системе в ряде случаев весьма проблематично даже сформулировать алгоритм оценки степени выполнения плана по данным бухгалтерского учета.

На взгляд автора, интеграция учета и планирования в одну службу финансового директора является важной задачей при проведении антикризисных мероприятий.

В таких условиях кризис дал мощный толчок бизнесу. Это весь комплекс мероприятий, сопровождающих преобразование неэффективно управляемого предприятия в эффективное. Включая изменение структуры взаимоотношений людей, участвующих в управлении, оптимизацию документооборота, подбор в случае необходимости управленческого персонала, налаживание на новом уровне финансового и производственного планирования, бухгалтерского учета, а также внедрение автоматизированной системы управления нового поколения.

Реализовать весь этот комплекс в рамках одной небольшой фирмы оказывается затруднительно. Нами образован своеобразный «тандем»: Консалтинговая фирма «Технологии антикризисного менеджмента», которая профессионально занимается реформированием систем управления предприятием, а если для реформирования у собственника недостает административной воли — оптимизацией проведения процедуры банкротства, и предприятие, возглавляемое автором настоящей статьи — научно-производственная фирма «Бизнес-Технологии», занимающаяся реформированием бухгалтерского учета и внедрением автоматизированных систем управления.

Практический опыт реформирования предприятий убедил нас в том, что проводить данную процедуру по заказу собственника, пусть даже за приличные деньги, не очень эффективно. Слишком часто больной, едва встав на ноги, покидает лечебное учреждение, надеясь долечиться самостоятельно. Представляется, что правильнее было бы получать на время неэффективный бизнес в собственность, превращать его в эффективный и продавать существенно дороже. Однако, если с первой частью этой процедуры в России в отдельных случаях еще можно справиться, то реализация второй части остается пока весьма проблематичной. Впрочем, и экономическая ситуация меняется.

Если взглянуть на образовательный проект под углом зрения такого бизнеса, он выглядит совсем по-другому. В процедуре реформирования предприятия очень болезненный вопрос — подготовка или подбор управленческих кадров. Часто приходится встречаться и с прямым саботажем персонала, привыкшего работать, не считая деньги. В этой ситуации появление контингента молодых и амбициозных специалистов экономического профиля, способных практически без дополнительного обучения приступить к работе на реформируемом предприятии, а может быть, даже стать инициаторами реформирования, становится весьма существенным фактором.

№ 2(32) 2011

По этой причине, а также принимая во внимание успешность реализации экспериментального проекта, нами принято решение начать новый образовательный проект, который стал бы полноправной составляющей нашего бизнеса. Поскольку мы ориентируем молодых специалистов, участвующих в проекте, на быстрый служебный рост на предприятии, выходящем из кризиса, он получил название «Из рядовых — в главные».

Информационные материалы по данному проекту размещены на сайте [7]. Их достаточно много. В том числе две статьи автора настоящей работы. Все материалы экспериментального проекта, как было отмечено ранее, доступны на сайте [6]. На терминальном сервере demo.bestnet.ru для просмотра представлена база данных, полученная в результате его реализации.

При подготовке образовательных программ для студентов или молодых специалистов обычно формулируется цель «дать набор знаний и навыков, которые потребуются при работе в практическом бизнесе». Нами ставится скорее обратная задача, обусловленная кризисным состоянием российской экономики.

Мы хотим научить специалиста определять, в чем нуждается бизнес, в котором он работает, преобразовывать его так, чтобы он стал эффективным, и в процессе этих преобразований быстро расти в служебном и профессиональном отношении. Возможно, наш образовательный проект пригодится руководителю успешного предприятия, который задумывается о формировании кадрового резерва для замещения должностей в сфере экономического управления.

Пока проект имеет некоторый «перекос» в бухгалтерскую сторону. Однако автор считает бухгалтерию некой «осью», вокруг которой должны выстраиваться управленческие технологии. Во всяком случае, если бухгалтерия дает неправильную информацию или не дает нужной информации, истинное состояние предприятия неизвестно, а значит принять обоснованное управленческое решение невозможно.

Обучение в рамках проекта предполагается вести на трех уровнях, базирующихся на подготовке:

1) бухгалтерамалогопредприятия;

2) главного бухгалтера с навыками финансового директора для торгового предприятия;

3) финансового директора производственного предприятия.

В этой программе интеграция учета и планирования объединены в одну службу. Мы ориентируемся в основном на ситуацию, когда молодой специалист вырастает в главного бухгалтера и далее в финансового директора.

Первый уровень соответствует главному и единственному бухгалтеру предприятия оптовой торговли. Предполагается, что молодой специалист либо уже имеет соответствующую квалификацию, либо достаточно быстро ее достигает с помощью книги [3], с возможной поддержкой на сайте [6].

Второй уровень ориентирован на главного бухгалтера торгового предприятия в значительной мере условно. Дело в том, что главный бухгалтер производственной фирмы обязательно должен владеть всем комплексом навыков, необходимых на предприятии оптовой торговли. Так что этот уровень является важной ступенью для освоения третьего уровня. На втором уровне предполагается также получение начальных навыков финансового планирования в виде работы с двумя основными бюджетами — доходов и расходов — и движения денежных средств.

Третий уровень включает систематическое ведение в одной базе данных финансового и производственного планирования, синхронизированного с планированием бухгалтерского учета. Мы считаем, что финансовый директор производственного предприятия должен уметь выполнять обязанности как главного бухгалтера, так и начальника планово-экономического отдела.

Как было отмечено ранее, образовательный проект «Из рядовых — в главные» не является изолированной образовательной услугой. Он рассматривается нами как

№ 2(32) 2011

неотъемлемая составляющая деятельности по модернизации и реформированию российской экономики, в которую вносят небольшую лепту и упомянутые выше фирмы. Продуктом этого проекта должен стать контингент амбициозных специалистов, способных участвовать в реализации программы реформирования системы управления неэффективного предприятия.

В процессе такого реформирования почти наверняка придется менять компьютерные технологии, включая программные продукты, и самое главное — технологии их применения.

В работе [4] автор попытался представить классификацию программных продуктов, в настоящее время используемых в России для учета и управления. С момента ее опубликования положение изменилось достаточно незначительно. С одним уточнением. Кризис ускорил процесс смены компьютерных технологий.

Здесь имеет смысл говорить только о двух способах деления программных продуктов на классы. Первый соответствует типу автоматизации, реализованной на предприятии. Условно ее можно назвать кусочной и комплексной. При кусочной автоматизации используются несколько программных продуктов со своими отдельными базами данных. Связь между ними осуществляется периодически, в ручном или автоматическом режимах. При комплексной автоматизации для возможно более широкого круга управленческих задач применяется один универсальный программный продукт с одной базой данных.

Несколько программных продуктов, между которыми хорошо налажены автоматические связи, могут обеспечить более высокий уровень автоматизации, чем один комплексный продукт. Но обычно для того чтобы автоматические связи работали, нужно соблюдать определенные технологии ведения учета и управления в рамках разных программных продуктов. И даже при налаженных автоматических связях эти технологии документально далеко не всегда оформлены и соблюдаются.

Соответственно и программные продукты можно разделить на два больших класса. Первый — для автоматизации отдельных управленческих функций, ориентированных на работу в компьютерной информационной системе, организованной по кусочному принципу, а также для комплексной автоматизации, когда использование, наряду с применяемым, других программных продуктов не предполагается.

В принципе можно применять комплексные программные продукты и для кусочной автоматизации, хотя такая схема их использования представляется совсем неэффективной. Имеется только один распространенный вариант подобного использования. Он будет рассмотрен далее.

Второй способ деления программных продуктов на классы соответствует способу их адаптации к особенностям конкретного предприятия. Это может быть параметрическая настройка, когда такую адаптацию осуществляет пользователь без вмешательства в текст программного продукта. Тогда разработчик продукта гарантирует его штатную работу при любых изменениях в настройке. И это может быть программная настройка, когда адаптацию осуществляет специально обученный программист по техническому заданию пользователя.

Мало того, что такое техническое задание, как правило, устаревает к моменту его выполнения, вмешательство постороннего программиста в текст программы перераспределяет ответственность за ее штатную работу. Основной разработчик уже не примет претензии в отношении нештатной работы продукта. Постоянно выпускаемые им обновления своего продукта к переработанному могут оказаться неприменимы. В данном случае, по сути, речь идет о разработке нового программного продукта. Без проведения его всестороннего тестирования и написания документации, без обязательств сопровождать продукт на предмет отражения в нем изменений в законодательстве на протяжении достаточно длительного периода.

Таким образом, когда молодой специалист приходит на предприятие, ему полезно

№ 2(32) 2011

оценить, к какому типу принадлежит используемая здесь система автоматизации управления — к кусочному или комплексному, программно или параметрически настраиваемому. В работе [4] автор высказывался по этому поводу достаточно осторожно. Экономический кризис и опыт по проведению антикризисных мероприятий заставляют высказать более категоричное суждение.

Для вывода предприятия из кризиса нужно использовать компьютерные технологии для комплексной автоматизации и программные продукты, настраиваемые параметрически. Хотя, как отмечалось в упомянутой работе, непроходимой границы между этими классами нет. Кроме того, в рамках программного продукта должны полноценно интегрироваться как минимум учет и планирование.

В настоящее время в России, по разным оценкам, работают 2-3 тыс. программных продуктов для учета и управления. Большая их часть использует товарный знак «1С», хотя программы эти самого разного качества и назначения и разработаны разными фирмами и независимыми программистами. В чем причина такого широкого распространения данного товарного знака?

Прежде всего в том, что 10-12 лет назад фирма «1С» разработала специальную программу, которая была названа технологической платформой. С помощью этой программы независимые программисты получили возможность с относительно небольшими трудозатратами создавать свои программные продукты. Но для их работы технологическая платформа должна быть куплена и установлена на компьютер конечного пользователя. Программные продукты, работающие на базе технологической платформы, специалисты фирмы «1С», а вслед за ними и все использующие ее программисты, стали называть конфигурациями. В определенном смысле взаимодействие технологической платформы и конфигурации аналогично взаимодействию операционной системы и прикладной программы.

Однако обычно никто не говорит о том, что ведет бухгалтерский учет на Windows.

О ведении учета на «1С» приходится слышать. Такого рода терминология — хороший индикатор для молодого специалиста, позволяющий оценить перспективность использования работающего рядом с ним персонала в тот период, когда он станет главным и возьмет на себя ответственность за построение эффективной управленческой системы. Этот индикатор показывает, что человек не понимает разницы между технологической платформой и конфигурацией, а иногда не знает, на какой программе-конфигурации он работает и кто ее разработчик. Справедливости ради следует отметить, что часто данная информация не афишируется продавцами программ или обслуживающей организацией.

В последнее время в России применялись две программные платформы — «1С: Предприятие 7.7» (снята с производства) и «1С: Предприятие 8». На базе каждой из них фирма «1С» разработала несколько программ, которые называют «стандартными конфигурациями», а независимые разработчики совместно с фирмой или сами по себе — великое множество программных продуктов, тиражируемых чаще всего в небольшом количестве экземпляров. Например, упоминаемыми стандартными конфигурациями, созданными на базе технологической платформы «1С: Предприятие 8», являются:

а) «1С: Бухгалтерияв»;

б) «1С: Бухгалтерия для бюджетных организаций 8»;

в) «1С: Зарплата и управление кадрами 8»;

г) «1С: Управление торговлей 8»;

д) «1С: Платежныедокументы8»;

е) «1С: Управление производственным предприятием 8»;

ж) «1С: Комплексная автоматизация 8».

Получить какие-либо данные о распространенности каждого из этих программных продуктов трудно. Фирме «1С» существенно выгоднее считать общее число продаж программных продуктов, использующих ее товарный знак.

№ 2(32) 2011

Теперь определим, к каким классам принадлежат программные продукты с товарным знаком «1С». Практически все они, за исключением, может быть, очень малораспространенных конфигураций, принадлежат к категории программно настраиваемых продуктов. Подавляющее большинство предполагают эксплуатацию в рамках кусочной автоматизации.

Автор работы [5], в целом отрицательно относящийся к выводам, сделанным в [4], отмечает, что, по сути, к категории комплексных программных продуктов, созданных на базе технологической платформы «1С: Предприятие 8», можно отнести только две программы, использующие товарный знак «1С» — «1С: Бухгалтерия 8» и «1С: Управление производственным предприятием 8».

Действительно, программа «1С: Бухгалтерия 8» содержит все модули, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Включая модуль расчета заработной платы, складского учета, а также учета основных средств. Однако, поскольку возможности упомянутых модулей достаточно скромные, чаще всего учет заработной платы и складской учет в программе «1С: Бухгалтерия 8» не используются. Им предпочитают отдельные программы «1С: Зарплата и управление кадрами 8» и «1С: Управление торговлей 8». В результате программа «1С: Бухгалтерия 8» применяется как составная часть проекта кусочной автоматизации управленческой системы. Реже программа переделывается кардинальным образом с тем, чтобы расширить функции ее модулей. Тогда возникают проблемы с обновлением конфигурации.

Отдельно следует остановиться на программе «1С: Управление производственным предприятием 8» (далее — УПП). На взгляд автора статьи, появление этой программы ознаменовало переход фирмы «1С» от кусочной автоматизации к крупным программным продуктам для автоматизации комплексной, с полноценным интегрированием учета и планирования. Недавно сделан и второй шаг в данном направлении — разработана программа «1С: Комплексная автоматиза-

ция 8». Однако в ней удельный вес планирования существенно меньше.

Пока это первый опыт компании со всеми вытекающими последствиями. Будем надеяться, что он не станет последним. Тем не менее продукт относится к категории настраиваемых программно. Кроме того, в отличие от других продуктов аналогичного класса, при его покупке нельзя отказаться от тех модулей, которые не будут использоваться. Приобретают только всю программу целиком. В настоящее время программы применяются достаточно ограниченным кругом предприятий.

Какие еще существуют программы для комплексной автоматизации систем управления? Из программ российского производства можно назвать только три. Все они с самого начала развивались как комплексные и настраиваемые параметрически. Это «Галактика», ИС-ПРО и БЭСТ-5. Первые два продукта создавались для крупных промышленных предприятий, но в последнее время активно используются в малом и среднем бизнесе. Причем БЭСТ-5, как и УПП, вырос из программных продуктов для небольших предприятий. Отличается от УПП тем, что является параметрически настраиваемым и может продаваться в любой комплектации.

К сожалению, в развитии программы БЭСТ-5 в последние годы отчетливо просматривается тенденция к утрате отдельных элементов параметрической настройки и замене ее настройками программными. Создан «Дизайнер приложений», позволяющий независимым программистам разрабатывать свои модули. В программу был встроен англоязычный дизайнер отчетов FastReport сторонних разработчиков, в результате чего модернизация печатных форм без участия специально обученного программиста оказалась почти невозможной. В новых модулях, предназначенных для автоматизации работы планово-экономического отдела производственного предприятия, пока отсутствуют параметрические средства настройки алгоритмов распределения косвенных затрат. Возникает впечатление, что широкое распространение программ с то-

№ 2(32) 2011

варным знаком «1С» среди неэффективно управляемых предприятий толкает разработчиков систем БЭСТ на бездумное подражательство создателям технологических платформ «1С: Предприятие».

Похожая ситуация в системе ИС-ПРО. Слишком высок уровень участия программистов в модернизации чисто управленческих технологий или даже печатных форм используемых документов.

Новые системы учета и управления 15 лет назад появлялись на рынке компьютерных технологий достаточно часто. Потом они были частично вытеснены с рынка или переведены на новую платформу несколькими основными производителями, среди которых фирма «1С», пожалуй, подпадает под определение монополиста, а значит работает вне свободной конкуренции.

Конечно, неэффективное управление предприятием не обусловлено только применением или неприменением тех или иных программных продуктов. Но достаточно очевидно и то обстоятельство, что программные продукты, в которых явно не предусмотрена возможность получения информации для поддержки главных управленческих решений, сыграли не последнюю роль в консервации неэффективной системы управления.

Заключение

Представляется, что на этапе выхода большинства российских предприятий из кризиса появление принципиально новых программных систем отечественных производителей достаточно вероятно. Во всяком случае, принимая во внимание слабую реакцию основных производителей на запросы потребителей, такие системы были бы встречены пользователями вполне доброжелательно.

Тем более что при смене поколений программных продуктов предприятие, которому предстоит их использовать, скорее всего не станет принимать решение о выборе самостоятельно. Чаще оно будет передоверяться консалтинговой фирме, ответственной за весь процесс реформирования предприятия.

В своей практике нам уже пришлось сталкиваться с ситуацией, когда решение о назначении директора и нескольких менеджеров верхнего уровня собственник отдавал на наше усмотрение. Естественно, что в этой ситуации мы принимали решение о выборе программных продуктов, компьютерных технологий и подборе персонала для их использования.

Если такая практика получит сколько-нибудь серьезное распространение, рынок компьютерных технологий для учета и управления изменится кардинально. Рекламировать программные продукты станет бесполезно, поскольку покупке будет предшествовать детальная работа профессионалов.

Надеемся, что наш образовательный проект «Из рядовых — в главные» внесет посильный вклад в развитие технологий эффективного финансового управления предприятием, а значит и в решение вопроса о выходе российской экономики из финансового кризиса.

Описок литературы

1. Иванов Н. Н. Об особенностях учета ГСМ в компьютерных системах // Бухгалтер и компьютер. 2006. №2. http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/ агЫуе_2006/02/агЫуе.зМт1.

2. Иванов Н. Н. Интернет-проект «Подготовка главных бухгалтеров» — предварительные итоги» // Бухгалтер и компьютер. 2009. № 2. http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/ агЫуе_2009/02/агЫуе.зМт1.

3. Иванов Н. Н. Основы автоматизированного учета. Саратов: Наука, 2007.

4. Иванов Н. Н. Ожидает ли нас массовая смена компьютерных технологий учета и управления // Бухгалтер и компьютер. 2008. № 2. http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/ агЫуе_2008/02/з1а1у1/з1а1уа1.зМт1.

5. Суарес М. Комплексные системы из компонентов // Бухгалтер и компьютер. 2008. № 7. http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/ агЫуе_2008/07/з1а1у1/з1а1уа3.зИт1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. http://www.forum.spb4plus.ru/index.php.

7. http://www.kftam.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.