Научная статья на тему 'Информационные технологии в управлении современной организацией: особенности учета и налогообложения'

Информационные технологии в управлении современной организацией: особенности учета и налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОГРАММ "1С" / СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирова Елена Александровна, Борзунова Татьяна Леонидовна

В статье рассматриваются широко применяемые в управлении организацией программные продукты на основе современных информационных технологий, а также особенности их учета и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирова Елена Александровна, Борзунова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF A MODERN ORGANIZATION: THE PECULIARITIES OF ACCOUNTING AND TAXATION

The article discusses the widely used software in the management of the Organization on the basis of modern information technologies, and particularly their accounting and taxation.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в управлении современной организацией: особенности учета и налогообложения»

УДК 336.22 Е.А. Кирова Т.Л. Борзунова

Elena Kirova

Tatiana Borzunova

Современный рынок информационных технологий предлагает широкий выбор программных продуктов, используемых в управлении организацией. Большинство из которых основывается на применении интернет технологий. В результате появились новые формы и виды бизнеса: интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-площадки. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в интернет: интернет-банкинг, интернет-трейдинг, интернет-страхование. Происходит возрастание роли электронной инфраструктуры в управлении производством, и как следствие рост влияния на производительность труда. Эти и другие вопросы эволюции ведения бизнеса и процесса финансовых расчетов рассматриваются достаточно подробно в монографии [3]. Но для эффективной работы управленческих работников необходимы также справочно-правовые системы и автоматизированные средства для управления современной организацией. Поэтому рассмотрим более подробно эти системы и средства.

Справочно-правовые системы стали надежным инструментом, применяемым различными подразделениями организаций для принятия управленческих решений. Однако в хозяйственной деятельности возникают вопросы, связанные с особенностями учета и налогообложения приобретенных продуктов информационных технологий. Знание и умение использовать в своей работе автоматизированные средства, такие как программный продукт «1С», является ключевым показателем профессионализма бухгалтера. Теоретические знания об особенностях функционирования денежного, валютного и фондового рынков, деятельности коммерческих банков, страховых и инвестиционных компаний, акционерных обществ, пенсионных фондов, налоговой службы и особенностях организации финансовой работы на предприятиях всех форм собственности должны быть подкреплены современными информационными технологиями. Многие задачи, решаемые финансистами, реализуются в различных программных продуктах, например, на базе программного обеспечения фирмы «1С». Кратко охарактеризуем программные продукты платформы «1С».

© Кирова Е.А., Борзунова Т.Л., 2015

Система программ 1С: Предприятие 8 предназначена для автоматизации задач эффективного управления и учета в современной организации. Это и автоматизация производственных и торговых предприятий государственных учреждений, финансовых организаций и предприятий сферы услуг, а также поддержка оперативного управления предприятием; автоматизация организационной и хозяйственной деятельности; ведение бухгалтерского учета, регламентированная отчетность; широкие возможности для управленческого учета и построение аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета; решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа; расчет зарплаты и управление персоналом; решение персональных задач, таких как ведение личных финансов и другие области применения. Выполнение всех перечисленных функций обеспечивают следующие программные продукты: 1C: Управление производственным предприятием 8; 1С: Консолидация 8; 1С: Комплексная автоматизация 8; 1С: Управление торговлей 8; 1С: Розница 8; 1С: Зарплата и управление персоналом 8; 1С: Бухгалтерия 8; 1С: Документооборот 8; 1С: Управление небольшой фирмой версия 8 и многие другие [4].

Появление новой версии 8.3 платформы «1С: Предприятие» предоставляет пользователю широкие возможности работы через интернет, а также развитие «облачных» технологий позволяет переходить на заоблачный уровень автоматизации управления и учета.

Все модули тесно интегрированы между собой, поэтому никакого двойного ввода данных и ошибок не возникает. Возможно внедрение решения в любых сочетаниях, исходя из требуемых потребностей исходной ситуации, возможностей и целей. Независимость от учетных систем позволяет загружать данные из любых версий 1С и MS Excel. Использование отдельных модулей, в частности, «1С: Бухгалтерия», «1С: Финансовое планирование», «1С: Налогоплательщик» и других программных продуктов на платформе «1С: Предприятие» помогают анализировать финансовое состояние предприятия, составлять перспективные планы и принимать самостоятельные управленческие решения [9]. Провести комплексный финансовый анализ и подготовить разнообразные отчеты можно с помощью программных продуктов: «1С-Рарурс: Финансовый анализ» и «1С: Анализ финансового состояния предприятия» [6].

Использование программного продукта «1С: Предприятие 8.0 Управление страховой компанией» хорошо при рассмотрении вопросов страхования и управления финансовыми рисками, а «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8.0» можно использовать практически в любой компании для автоматизации расчетов и получения реального результата. Отметим главные преимущества данного средства[1]: работа с программой через любой WEB-браузер; оптимизированная работа с программой через iPad и другие мобильные устройства; «само-настраиваемые» интерфейсы программного продукта, исходя из назначенных пользователю прав доступа и функциональных опций; наивысшая производительность программы за счет возможности использования кластера серверов «1С: Предприятие»; расширенные пользовательские возможности управления отчетами; новый, улучшенный дизайн интерфейса; открытость решения для адаптации (доработки) под потребности конкретной компании «своими» силами, без попадания в зависимость от конкретной ИТ-компании; большое число программистов, квалифицированно владеющих разработкой в платформе «1С: Предприятие»; скорость и простота освоения интерфейсов программ на основе платформы «1С: Предприятие» за счет высокого уровня распространенности 1С среди бухгалтеров, финансистов и т.д.

Кроме перечисленных средств автоматизации в распоряжении финансовых работников, будь то бухгалтер или страховщик, должен быть и программно-информационный комплекс, который включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации, т.е. справочно-правовые информационные системы (СПС). Среди них можно выделить как государственные, так и негосударственные СПС, позволяющие быстро находить нужные документы, не зависимо от удален-

ности места их нахождения. В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего выделить: «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ) и «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ). Среди негосударственных компаний-разработчиков справочно-правовых информационных систем наиболее известны: «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс») и «Кодекс» (ЦКР «Кодекс») [5; 2].

Некоторые СПС помогают бухгалтеру организовать свою работу с помощью «Электронного помощника бухгалтера», «Календаря бухгалтера» и т.п. Следует также отметить такие системы, как: ЮСИС (фирма «Интралекс»); «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»); «Юридический мир» (издательство «Дело и право»); «Ваше право» и «Юрист Консультант» (фирма «Информационные системы и технологии»); системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (компания «1С»); система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и др.

Все СПС можно разделить на две основные группы - с обновляемой и автономной информационной базой. Оперативность обновления информации в СПС «Гарант», «Консультант Плюс» и др. очень высока, как в прочем и цены на них. СПС с автономной информационной базой гораздо дешевле и поставляются на CD-дисках. В качестве примера можно назвать «Помощник бухгалтера» (ЦКР).

Необходимость одновременной работы с программами, направленными непосредственно на бухгалтерские расчеты и с СПС породила потребность в интегрированных СПС, например, «1С: Гарант правовая поддержка», «Турбо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», «Инфо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант» и др. Разработанная в НЦПИ база «Эталон» представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом, обновляется дважды в неделю и обеспечивают нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Среди негосударственных компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис». В практической и научной деятельности «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант». Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах - универсальная база «Законодательство России».

Другая популярная справочная правовая система «КонсультантПлюс» - это не просто база нормативно-правовых актов, а комплексный сервис, «палочка-выручалочка», позволяющая оперативно решать возникающие вопросы в сфере права, бухгалтерского учета, налогообложения или кадрового делопроизводства. Благодаря СПС «КонсультантПлюс» пользователь получает исчерпывающую информацию о том, как нужно действовать в спорных ситуациях, какие документы использовать в своей работе. Особенно ценным инструментом в программе «КонсультантПлюс» клиенты считают экспертные комментарии и путеводители по спорным вопросам. Так, бухгалтерами востребованы разработанные компанией «КонсультантПлюс»: «Путеводитель по налогам», «Путеводитель по сделкам», «Путеводитель по бюджетному учету и налогам». Для юристов представляют интерес «Путеводитель по договорной работе», «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)», «Путеводитель по корпоративным спорам», «Путеводитель по корпоративным процедурам», «Путеводитель по трудовым спорам», «Путеводитель по госуслугам для юридических лиц», «Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок», «Путеводитель по спорам в сфере госзаказа». Для кадровых работников разработаны «Путеводитель по кадровым вопросам» (практические рекомендации по вопросам взаимоотношений работодателя и работника, формы документов и образцы их заполнения и др.). Подсистема бюджетного планирования представляет собой единую систему планирования,

контроля и анализа финансов организации. Переход на новую технологическую платформу использования передовых разработок фирмы 1С и СПС «КонсультантПлюс» и других программных средств позволяет автоматизировать, а значит ускорить работу бухгалтера и, конечно, избежать досадных ошибок в работе, а также пользоваться современными профилями безопасности, передовыми, облачными, корпоративными, мобильными, кроссплатформенными и другими современными технологиями.

Справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и другие прочно вошли в работу различных подразделений организаций. В настоящее время наблюдается расширение информационных банков и необходимость их последующего обслуживания. Широкое применение этих Систем влечет расходы на их приобретение и информационное обслуживание. Организации сталкиваются с трудностями бухгалтерского и налогового учета этих расходов.

Обычно организации приобретают в собственность экземпляры Системы на основании договора купли-продажи. Как правило, организации, не применяющие специальные налоговые режимы, используют метод начисления. При этом сложились два подхода к бухгалтерскому учету расходов по приобретению Систем. Организации при выборе способа ведения бухгалтерского учета вправе установить в своей учетной политике, что расходы на приобретение Системы будут сразу отражаться по дебету счетов учета затрат (например, счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов) [7]. Другой порядок отражения расходов закреплен в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. Организации учитывают расходы по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета расчетов. Далее эти расходы списываются с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат (26, 44).

Организации самостоятельно устанавливают срок, в течение которого затраты на приобретение Систем отражаются как текущие расходы. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида [8]. Расходы на информационное обслуживание отражаются в затратах месяца, в котором эти услуги оказаны. Теперь остановимся подробнее на правильном отражении данных расходов в налоговом учете. Расходы на приобретение экземпляров Систем относятся к прочим расходам, связанных с производством и реализацией. Как правило, в договорах на приобретение экземпляров Системы не указывается срок ее использования. Поэтому расходы можно признавать единовременно при покупке экземпляров согласно ст. 272 НК РФ. Однако налогоплательщики также имеют право равномерно распределять эти расходы.

Налоговый учет расходов на информационные услуги осуществляется следующим образом. Согласно ст. 264 НК РФ расходы на ежемесячное информационное обслуживание Систем отражаются в составе прочих расходов. Эти расходы могут быть отнесены к косвенным и в полном объеме включаться в расходы текущего месяца (ст. 318 НК РФ).

Организации при приобретении экземпляров Систем, а также их информационном обслуживании уплачивают НДС по ставке 18 %. Уплаченный налог («входной» НДС) организации принимают к вычету в полном объеме (ст. 171, 172 НК РФ). Вычет по НДС представляется налогоплательщикам при одновременном выполнении следующих трех условий: использование приобретенных экземпляров Систем в операциях, облагаемых НДС; принятие к учету приобретенных экземпляров на основании первичных документов; наличие правильно оформленного счета-фактуры.

Таким образом, правильное отражение расходов на приобретение экземпляров Систем и их дальнейшее информационное обслуживание, а также применение налогового вычета по НДС позволят избежать нарушений законодательства и оптимизировать налоговые платежи.

Библиографический список

1. Бухгалтерия 1С v.8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://v8.1c.ru/buhv8/325.htm (дата обращения : 11.08.2015).

2. Гарант Информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo (дата обращения : 11.08.2015).

3. Жилкина, А. Н. Реальные финансы в реальной экономике : монография / А. Н. Жилкина, Т. Л. Борзунова, Е. А. Кирова [и др.]. - М. : ГУУ, 2014. - 112 с. - ISBN 978-5-215-02684-7.

4. Каталог продуктов. Программные продукты фирмы «1С» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.1c.ru/rus/products/products.htm (дата обращения : 12.08.2015).

5. Консультант Плюс для бухгалтера [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/about/software/booker/ (дата обращения : 12.08.2015).

6. Методология анализа рентабельности продаж на примере использования типового решения «1С-Рарус: Финансовый анализ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rarus.ru/press/publications/56923/ (дата обращения : 10.08.2015)

7. ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 25.10.2015).

8. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 25.10.2015).

9. Программы для учета и управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://buh.ru/accounting-automation/ (дата обращения : 12.08.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.